РУБРИКИ

Коррекция эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного и младшего школьного возраста

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Коррекция эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Задачи:

1. Помочь детям представить свои страхи в образе нелепых и смешных персонажей.

2 «Оживить» персонажи.

3. Добиться проявления детьми сильных положительных эмоций.

1 этап. Подготовительный «Мы с вами уже побывали в сказочных путешествиях. На нашем пути встречались страшные существа. Мы их победили с помощью волшебных талисманов. А сегодня я хочу предложить вам устроить веселый и шумный лабиринт, где живут разные страхи, но они будут смешные и совсем не страшные. В роли кукол будут страхи. Сейчас я каждому раздам рисунок с изображением пустого лабиринта».

2 этап Рисование страхов в лабиринте. «Давайте каждый «заселит» лабиринт своими страхами, но пускай они будут нелепыми и смешными». После выполнения задания дети показывали свои работы группе.

3 этап. Театрализация. «А теперь давайте зажжем нашу волшебную лампу, представление начинается!» Дети говорили от лица своего страха. Было предложено им изменить свои голоса, попытаться сделать их грубыми, громкими, страшными. Они управляли своим страхом, видя и чувствуя, что они уже совсем не страшны. «Страха больше нет, мы победили его и перестали бояться. Страхи стали смешными, нелепыми, даже жалкими. С этими страшилками вы можете сделать все, что хотите».

Этап Рефлексия. Детям было предложено поделиться впечатлениями от рисования лабиринта. Рассказать о том, какие чувства были у них в начале работы, какие — в процессе рисования, какие — появились сейчас. Как изменились чувства? Что произошло со страхом? Какое сейчас настроение у детей?

Всего в ходе коррекционных занятий было использовано около 30 методик (Приложение 5).

2.3 Диагностика эмоциональных комплексов у дошкольников после психокоррекции

III этапконтрольный. С целью проверки эффективности проводимой с коррекционной программы, направленной на снижение уровня тревожности, была проведена повторная психологическая диагностика, с использованием тех же методик, что и на начальном этапе, и которая позволила проследить динамику снижения тревожности у детей дошкольного возраста экспериментальной группы.

Результаты контрольного эксперимента показали, что у большинства детей, посетивших наши занятия, стали заметны улучшения в эмоциональной сфере.

Рассматривая рисунки детей видим динамику снижения у детей агрессивности, тревожности и других отрицательных эмоциональных состояний.

Если в начале коррекционных занятий дети использовали тревожные цвета, хотя сюжет рисунка в основном выбирался детьми положительный, что говорит о том, что дети активно освобождались от негативных переживаний, то, по прошествии половины занятий – и линии и цвета в рисунках детей стали заметнее мягче, спокойнее. Ну а в завершении коррекционной работы рисунки стали приобретать радостную и светлую окраску, и сюжет, и содержание рисунков поменялся в лучшую сторону.

По результатам коррекционной работы и проведения контрольного диагностирования уровня тревожности по методике Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена, получены следующие данные (табл.3).


Таблица 3 – Уровень тревожности (методика Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена)

Уровень тревожности

Высокий

Средний

Низкий

Количество детей

%

Количество детей

%

Количество детей

%

м

д

м

д

м

д

м

д

м

д

м

д

1

2

5,5

11,0

4

2

22,2

11,0

5

4

27,8

22,5

Отобразим обобщенные показатели (мальчики и девочки) графически (рис.1).

Рисунок 1 – Сравнение результатов диагностики уровня тревожности

(методика Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена)


Как видим, почти у 50% детей удалось снизить тревожность и страхи до оптимального уровня.

После проведения коррекционной работы и контрольного диагностирования по методике «Кактус», также произошла динамика в сторону снижения, обеспечившая переход детей в подгруппы с более благоприятным уровнем тревожности.

Результаты сравнительного анализа представлены на рис.2.

%

 
Рисунок 2 - Сравнение результатов констатирующего и

контрольного эксперимента, по методике «Кактус»


Посмотрим на показатели после коррекции по результатам повторного анкетирования по уровню тревожности, представленные в таблице 4.


Таблица 4 - Результаты диагностики повторного анкетирования на этапе контрольного эксперимента (по опроснику Г.П.Лаврентьевой, Т.М.Титаренко)

№ п/п

Имя Ф.

Пол

Возраст

Тревожность

низкая

средняя

высокая

1

Катя Б.

ж

6

+



2

Сережа К.

м

6

+



3

Саша Р.

м

6


+


4

Паша В.

м

6


+


5

Саша П.

м

6



+

6

Сережа Б.

м

6

+



7

Лиза А.

ж

6


+


8

Саша Ж.

м

6

+



9

Влад П.

м

6


+


10

Олеся А.

ж

6


+


11

Лиза М.

ж

6


+


12

Егор Б.

м

6


+


13

Софья К.

ж

6

+



14

Дарина О.

ж

6


+


15

Денис А.

м

6


+


16

Дарина П.

ж

6



+

17

Ваня З.

м

6


+


18

Вадим О.

м

6

+



Мы видим, что количество тревожных детей значительно снизилось. После проведенной коррекции выявилась следующая картина:

с высокой тревожностью - 2 ребенка, что составляет – 11,0%,

со средним уровнем тревожности - 10 детей – 55,6%,

с низким уровнем тревожности - 6 детей – 33,4%.

Для сравнительного анализа проведено сопоставление показателей на этапах констатирующего и контрольного исследования (рис. 3).


Рисунок 3 – Сравнение результатов анкетирования на этапе констатирующего и контрольного эксперимента (методика Г.П.Лаврентьевой, Т.М.Титаренко)


После итоговой диагностики было проведено индивидуальное консультирование для родителей исследуемых детей (Приложение 6), на которых они ознакомились с полученными результатами.

Работа с родителями тревожного ребенка и другими взрослыми включает и беседу, конспект которой предлагается в приложении 7.

Беседа с родителями проводится с целью расширения их представлений и знаний о возможных причинах появления тревожности и страхов у детей, способах взаимодействия с такими детьми, также были даны рекомендации по снижению эмоциональных комплексов.

Вывод


Среди обследованных детей выделилась группа дошкольников с повышенным и средним количеством страхов, всего 18 человек, именно эти дети нуждаются в первую очередь в коррекционной помощи.

Замечено также, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны: мальчики более тревожны, чем девочки. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. Девочки боятся так называемых «опасных людей» - пьяниц, хулиганов и т.д. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний.

На этапе формирующего исследования с детьми были проведены коррекционные занятия с использованием рисунков. Применение разнообразных методик позволило решить следующие задачи:

-          объективировать негативные тенденции личностного развития ребенка, в общении со сверстниками;

-          дать ребенку возможность эмоционально отреагировать чувства и переживания, связанные со страхами;

-          сформировать у детей адекватные способы поведения в конфликтных ситуациях, порождающих страхи;

-          развивать способности к осознанию себя и своих возможностей, преодолевать неуверенность в себе;

-          формировать способность к произвольной регуляции эмоций;

-          предпосылок для преодоления тревожности и страхов.

Предложенная программа коррекции страхов и тревожности детей дошкольного возраста оказалась эффективной, что подтвердили результаты исследования: у более чем 50% детей удалось снизить страхи и тревожность до оптимального уровня. Это доказывает эффективность коррекционной работы в преодолении высокой тревожности и страхов у старших дошкольников.

Наблюдения за детьми показали, что у них:

-          значительно снизилась тревожность,

-          уменьшилось число страхов,

-          произошло принятие себя,

-          повысилось качество коммуникации,

-          уменьшилось в игровой ситуации агрессия,

-          сформировалась дифференциация своих чувств,

-          проявилась активность и самостоятельность пассивных детей.

Таким образом, вышеизложенные результаты свидетельствуют о подтверждении гипотезы о том, что произойдет снижение страхов, тревожности, агрессии у детей дошкольного возраста при создании условий направленных на их снижение через рисование.

Заключение

Проведённая нами исследовательская работа и анализ литературы по теме исследования позволяют сделать вывод о том, что проблема эмоциональных нарушений у детей остаётся актуальной. Преобладающими характеристиками являются страх, агрессивность, высокий уровень тревожности.

Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место. Хотя, определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности, у каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.

У ребенка повышенный уровень тревожности и страхов может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе. Кроме того, тревожность оказывает существенное влияние и на самооценку ребенка.

Таким образом, вопросы изучения детской тревожности и страхов занимают значительное место в современной психологии.

Психодиагностическое обследование старших дошкольников было проведено на базе ДОУ №16 «Колокольчик» г.Зеленогорска Красноярского края.

Отметим сразу, что в целом, поставленные нами цели и задачи исследования были выполнены.

В диагностическом исследовании мы использовали:

-     тест тревожности Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена;

-     проективную рисуночную методику «Кактус»;

-     анкетирование родителей и воспитателей (анкета Г.П.Лаврентьевой и Т.М.Титаренко).

На этапе констатирующего эксперимента были выявлены тревожные дети старшего дошкольного возраста.

В задачи формирующего эксперимента входило составление коррекционно-развивающей программы, направленной на снижение тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста. Нами подобрана и адаптирована система занятий, основанная на методе арттерапии, в частности рисуночной терапии.

Эта система способствовала снижению эмоционального состояния у старших дошкольников, а именно: у детей снизились агрессивные проявления, меньше стало раздражительности, тревожности и страхов.

Использование рисунка в коррекционной работе оказалось наиболее приемлемым в нашей ситуации.

Эффективность применения арттерапии подтверждена методами обработки данных и качественными изменениями в поведении детей.

Контрольный эксперимент позволил проследить динамику снижения тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста.

По окончанию работы осуществлялась оценка динамики показателя уровня тревожности и страхов детей после психологической коррекции. У всех испытуемых наметилась тенденция к снижению.

Таким образом, из результатов итогового диагностирования, по наблюдениям и педагогов и родителей и по моим собственным наблюдениям, с уверенностью могу сказать, что гипотеза нашего исследования подтвердилась – коррекция психоэмоциональных комплексов через рисование эффективное средство снижения тревожности, страхов и агрессивности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Очевидно, что терапия через рисование в синтезе с другими коррекционными методами способна значительно, и на длительный срок, снизить проявления агрессивности, уменьшить негативизм, конфликтность, застенчивость и другие нарушения у детей.

Результаты данного исследования позволяют дать рекомендацию о необходимости активного использования рисунчатой терапии, так как происходящие личностные изменения можно назвать позитивными.

Однако, работа по профилактике и коррекции тревожности невозможна без вовлечения семьи и тех взрослых, которые работают с этими детьми. Поэтому необходимо, чтобы параллельно работе с тревожными дошкольниками обязательно проводилась работа с родителями – следует приглашать их на психологические консультации, в случае необходимости предлагать семейную психотерапию со специалистом.

Глоссарий

Новое понятие

Содержание

1

Агрессия

индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы

2

Арттерапия

терапевтический метод, основанный на лечебном влиянии общения в сочетании с творчеством

3



Аффект

сильное и относительное кратковременное нервно-психическое возбуждение – эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств

4

Воображение творческое

предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности

5

Восприятие

целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях

6

Диагностика

Установление диагноза психологического – описание состояния объектов, коими могут выступать в различных отношениях отдельная личность, группа или организация

7

Изобразительная деятельность

художественно-творческая, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому

8

Искусство

одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры; особый род духовного освоения, познания действительности во всем богатстве ее проявлений, так или иначе связанных с человеком

9

Коррекция

деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития кои по принятой системе критериев, не соответствуют «оптимальной» модели

10

Мотив

побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность

11

Расстройство

нарушения функций внутренних органов и систем, возникновение и развитие коих в наибольшей мере связно с нервно-психическими факторами, переживанием острой или хронической психологической травмы, специфическими особенностями эмоционального реагирования

12

Рисование

творческий акт, позволяющий клиенту ощутить и понять себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, свободно выражать мечты и надежды

13

Страх

эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности

14

Творчество

психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена детской игры

15

Тревожность

состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх

16

Фрустрация

психическое состояние переживание неудачи, возникающее при наличии реальных или непреодолимых препятствий на пути к некоей цели

17

Чувство

одна из основных форм переживания своего отношения к предметам и явлениям деятельности, отличающаяся относительной устойчивостью

18

Эмоции

субъективные реакции животных и человека, на внутренние и внешние раздражения, появляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, страха, гнева, тоски, радости, надежды, грусти и т.д.

19

Эмоциональность

свойство человека, характеризующее содержание, качество и динамику его эмоций и чувств

20

Эмоциональный комплекс

эмоции разной направленности, придающие мотивационную окраску сигналам внешней среды, которые активизируются одновременно

21

Эстетическое воспитание

сложный и длительный процесс, о время которого дети получают, первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование

Список использованных источников

1.       Алан, Дж. Ландшафт детской души / Дж.Алан. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 272 с. – ISBN: 5-9292-0153-6.

2.       Бердникова, Ю. Мир ребенка / Ю.Бердникова. – М.: Наука и техника, 2007. – 288 с. – ISBN: 5-94387-324-4.

3.       Бетенски, М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии / М.Бетенски. - - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 256 с. – ISBN: 5-04-009258-Х.

4.       Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика / А.Л.Венгер. – М.: Генезис, 2001. - Ч.1. - 160 с. - Ч.2. - 128 с. – ISBN: 5-98563-025-0

5.       Водинская, М.В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью Водинская М.В.. – М.: Теревинф, 2006. –ISBN: 5-901599-36-5.

6.       Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте Л.С.Выготский. - М.: АСТ, 2008. – 668 с. - ISBN: 978-5-17-044338-3.

7.       Галигузова, Л.Н. Искусство общения с ребенком от года до шести лет, советы психолога / Л.Н.Галигузова, Е.О.Смирнова. – М.: АРКТИ, 2004. – 160 с. – ISBN: 5-89415-363-8.

8.       Горвиц, Ю.М Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Ю.М.Горвиц, Л.Д.Чайнова, Н.Н.Поддъяков и т.д. – М.: ЛИНКО-Пресс, 2001. – 328 с. – ISBN: 5-7193-0104-6.

9.       Гудман, Р. Обсуждение и создание детских рисунков. Практикум по арт-терапии / Р.Гудман; Под ред. А.И. Копытина. - СПб.: Питер, 2001. – 448 с. - ISBN: 5-318-00450-4.

10.   Дилео, Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация / Д.Дилео. – М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2007. – 272 с. - ISBN: 785903182206.

11.   Доронова, Т.Н. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н.Доронова, С.Якобсон, Е.Соловьева и др. - М.: Просвещение, 2003. - 80 с. - ISBN: 5-09-014731-0.

 

12.   Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н.Дружинин. - М.: Наука, 1999. – 368 с. - ISBN: 5-8323-0354-7.

13.   Изард, К.Э. Психология эмоций / / К.Э.Изард. Перевед. с английского. – СПб.: Питер, 2008. – 464 с. - ISBN: 978-5-314-00067-0.

14.   Исурина, Г.Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений / Г.Л.Исурина // Групповая психотерапия. - 1990. - С.89-120.

15.   Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: пособие для воспитателей детского сада / Т.Г.Казакова. – М.: Просвещение, 2007. – 192 с. – ISBN: 978-5-89144-851-3.

16.   Комарова, Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошкольных учреждений / Т.С.Комарова. – М. Мнемозина, 1995. – 157 с. - ISBN: 978-5-87441-006-3.

17.   Комарова, Т.С. Изобразительное искусство детей в детском саду и в школе / Т.С.Комарова, О.Ю.Зарянова, Л.И.Иванова и др. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 52 с. - ISBN: 5-93134-101-3.

18.   Комарова, Т.С. Савенков А.И. Детское коллективное творчество / Т.С.Комарова, А.И.Савенков. – М.: 2005. – 128 с. - ISBN: 5-93134-266-4.

19.   Комарова, Т.С. Детское художественное творчество: методическое пособие для воспитателей и педагогов: для работы с детьми 2-7 лет / Т.С.Комарова. – М.: Мозаика-Синтез. – 2005 . – 118 с. - ISBN: 5-86775-273-9.

20.   Копытин, А.И, Е.Е Свистовская. Арт-терапия детей и подростков / А.И.Копытин, Е.Е.Свистовская. – М.: Когито-центр, 2007. - ISBN: 5-89353-211-2.

21.   Копытин, А.И. Руководство по групповой арт-терапии / А.И.Копытин. – СПб.: Речь, 2003. - 320 с. - ISBN: 5-9268-0165-6.

22.   Крамер, Э. Детство и арт-терапия / Э.Крамер. – М.: Педагогика, 1979.

23.   Лебедева, Л.Д. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии / Л.Д.Лебедева, Ю.В.Никонорова, Н.А.Тараканова. - СПб.: Речь, 2006. – 336 с. - ISBN: 5-9268-0512-0.

 

24.   Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н.Леонтьев // Психология эмоций. – М.: Психология, 1984. - С.1, 13-20, 23-28, 35-39.

25.   Мадонова, Е.Н. Арт-терапия в решении задач психологической коррекции / Е.Н.Мадонова // Журнал прикладной психологии. – 2005. - №5. - С. 26-39.

26.   Макарова, Е.П. Преодолеть страх или искусство терапией / Е.П.Макарова. – М.: Школа-Пресс, 1996. – 304 с. - ISBN: 5-86793-489-6.

27.   Мелик-Пашаев, А.А. Педагогика искусства и творческие способности / А.А.Мелик-Пашаев. - М.: Знание, 1981. – 142 с. - ISBN: 978-5-903979-01-1.

28.   Олыпанникова, А.Е. К психологической диагностике эмоциональности: проблемы общей, возрастной, педагогической психологии / А.Е.Олыпанникова // Педагогика. - 1988. – №1. – С.32.

29.   Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие для студентов вузов / А.А.Осипова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512 с. – ISBN: 5-89144-100-4.

30.   Палмер, Дж., Палмер Л. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens / Дж.Палмер, Л.Палмер. - М. Прайм-Еврознак, 2003. – 384 с. – ISBN: 978-5-93878-448-2.

31.   Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М.Прихожан. – М.: НПО «МОДЭК», 2006. - 304 с. – ISBN: 5-89502-089-5.

32.   Психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Проспект, 2007. – 431 с. - ISBN: 5-17-023838-X

33.   Роджерс, Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств / Н.Роджерс // Вопросы психологии. - 1995. - №1. - С.132-139.

34.   Рудестам, К. Групповая психотерапия / К.Рудестам. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 384 с. – ISBN: 5-88782-397-6.

35.   Савенков, А.И. Детская одаренность. Развитие средствами искусства / А.И.Савенков. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 220 с. - ISBN: 5-93134-016-5.

36.   Теплякова, О. Практическая энциклопедия развивающих игр / О.Теплякова, О.Козлова. - М.: РОСМЭН, 2009. - 160 с. - ISBN: 978-5-353-02816-1.

37.   Торшилова, Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет / Е.М.Торшилова, Т.В.Морозова. – М.: РОСМЭН, 2007. – 141 с. - ISBN: 5-88687-095-4.

38.   Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии / Г.А.Урунтаева. – М.: Академия, 2000. - 304 с. - ISBN: 5-7695-0282-7.

39.   Уэлсби, К. Часть целого: арт-терапия в школе. Исцеляющее искусство. / Уэлсби К. // Журнал арт-терапии. – 2000. - №2. – С.16-34.

40.   Ферс, Г.М. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство / Г.М.Ферс. - СПб.: Европейский дом, 2000. – 176 с. - ISBN: 5-94459-005-Х.

41.   Хульбут, Г. Укрощение бури: интермодальная арт-терапия в качестве инструмента преодоления чувств гнева и стыда у перенесших эмоциональные травмы пациентов / Г.Хульбут // Исцеляющее искусство. – 2001. - №3. - С.37-49.

42.   Яковлева, Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития / Е.Л.Яковлева // Вопросы психологии. - 1997. - №4. - С.20-27.

Приложение

Протокол обследования №1

(по результатам методики на тревожность Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена)

Имя ребёнка: Саша Ж.

Возраст ребёнка: 6 лет

Дата проведения обследования: ____________________________

Данные обследования

Номер и содержание рисунка

Высказывание ребёнка

Выбор лица

весёлое

печальное

1. Игра с младшими детьми

Они веселые

+


2. Ребёнок и мать с младенцем

Я не буду гулять с мамой


+

3. Объект агрессии

 -

+


4. Одевание

Не хочу одеваться


+

5. Игра со старшими детьми

Потому что у него дети


+

6. Укладывание спать в одиночестве

Я люблю спать один


+

7. Умывание

Вода горячая


+

8. Выговор

Мама хочет уйти


+

9. Игнорирование

Папа любит малыша, а не меня


+

10. Агрессивное нападение

Я его сам ударю

+


11. Собирание игрушек

Мама его заставляет


+

12. Изоляция

Я играю один

+


13. Ребёнок с родителями

Мама и папа гуляют

+


14. Еда в одиночестве

Пьёт молоко, и я люблю

+


ИТОГО


6

8


ИТ=(8/14)*100=57,1%


У данного ребенка уровень тревожности высокий.

Протокол обследования №2

Имя ребёнка: Олеся А.

Возраст ребёнка: 6 лет

Дата проведения обследования: ____________________________

Данные обследования

Номер и содержание рисунка

Высказывание ребёнка

Выбор лица

весёлое

печальное

1. Игра с младшими детьми

Они веселые

+


2. Ребёнок и мать с младенцем

Нет, я с ними не пойду


+

3. Объект агрессии

Хочет ударить его стулом


+

4. Одевание

Девочка будет сама одеваться


+

5. Игра со старшими детьми

Нет, с большими играть не хочу


+

6. Укладывание спать в одиночестве

Спать можно с любимой игрушкой

+


7. Умывание

Если вода теплая

+


8. Выговор

Нельзя детей одних оставлять

+


9. Игнорирование

Папа хороший

+


10. Агрессивное нападение

Не надо отбирать игрушку

+


11. Собирание игрушек

Надо помогать

+


12. Изоляция

Мальчик обиделся


+

13. Ребёнок с родителями

Родители хорошие

+


14. Еда в одиночестве

Пьёт молоко, и я люблю

+


ИТОГО


9

5


ИТ=(5/14)*100=35,7%


У данного ребенка уровень тревожности средний.

Протокол обследования №3

Имя ребёнка: Денис А.

Возраст ребёнка: 6 лет

Дата проведения обследования: ____________________________

Данные обследования

Номер и содержание рисунка

Высказывание ребёнка (примеры)

Выбор лица

весёлое

печальное

1. Игра с младшими детьми

Играть с маленькими интересно, они веселые

+


2. Ребёнок и мать с младенцем

Я не знаю, наверное, хорошо гулять с маленьким

+


3. Объект агрессии

Стулом драться нельзя


+

4. Одевание

Большие дети сами одеваются

+


5. Игра со старшими детьми

Буду играть

+


6. Укладывание спать в одиночестве

Я люблю спать с игрушкой

+


7. Умывание

С мылом нужно умываться

+


8. Выговор

Я не хочу быть наказанным


+

9. Игнорирование

Маленького ребенка всегда больше любят

+


10. Агрессивное нападение

Это не хороший ребенок, он забирает у всех игрушки


+

11. Собирание игрушек

Сам играл, сам убирай

+


12. Изоляция

Я люблю играть один

+


13. Ребёнок с родителями

Родители любят своего ребенка

+


14. Еда в одиночестве

Молоко нужно пить

+


ИТОГО


11

3


ИТ=(3/14)*100=21,4%


У данного ребенка можно констатировать низкий уровень тревожности.


Приложение

План работы по профилактике и коррекции тревожности

Мероприятия

 

 

Ответственный

 

Сроки

 

Родители

1. Информация в родительском уголке в рубрике

«Психологи советуют»

2. Индивидуальные консультации для родителей

детей с высоким уровнем тревожности

3. Родительское собрание «Тревоги ваших детей»

4. Групповой тренинг «Повышение самооценки»

5. Опросник для выявления тревожности у

ребенка г.п. Лаврентьевой и М. Титаренко

6. Открытое занятие (из 3 этапа)

психолог

воспитатели

в течение

года


октябрь

2 раза в

год

2 раза в

год

Воспитатели


1. Ведение дневников наблюдений с

последующим анализом

2. Семинар «Причины возникновения

тревожности»

3. Индивидуальные консультации

4. Практикум для воспитателей по освоению

методики проведения игр

5. Опросник для выявления тревожности у

ребенка (Г .П. Лаврентьевой и Т .М. Титаренко)

6. Семинар «Формы работы по повышению

самооценки детей»

воспитатели

психолог

постоянно,

анализ

1 раз в

квартал

ноябрь

2 раза

в год

Дети

1. Занятия с группой детей выбранных по

результатам диагностики

2. Игры и упражнения на повышение самооценки

3. Методика «Лесенка»

4. «Рисунок семьи»

5. Тест тревожности Р.Тэммп, М.Дорки, Ф. Амен

психолог

воспитатели


2 курса

в год

в течение

года

сентябрь,

январь


Приложение

Методики коррекционной работы, проводимые с детьми

Название методики

Цель

1

Методика «Игра в рисунки»

Для повышения эффективности дальнейшей работы и снижения у ребенка уровня тревоги при первой встрече с психологом

2

Методика «Рисунок человека»

Определение индивидуальных особенностей ребенка

3

Методика «Несуществующее животное»

Предупреждение и коррекция страхов, тревожности, «выплескивания» отрицательных эмоций на бумагу

4

Методика «Рисунок в парах по очереди»

Учить преодолевать барьеры в общении, взаимодействовать с партнером, развивать чувство востребованности и творческие способности детей

5

Методика «4 вопроса - 4 рисунка»

Помочь ребенку выйти на разговор о значимых для него переживаниях

6

Сделай неправильный рисунок из правильного

Способствовать снижению у детей страха перед возможной ошибкой

7

Техника «Обогащение рисунка»

Актуализация эмоциональных представлений, ассоциированных с разными цветами и цветовыми сочетаниями

8

Методика «Уничтожение страха»

Экспресс-коррекция страхов

9

Упражнение «Рисование страха»

Релаксация. Отреагирование через изобразительную деятельность. Диагностика «базового страха»

10

Упражнение «Прекрасный ужасный рисунок»

Участники делятся на две группы. Каждой группе дается по листу бумаги и по одному фломастеру. Первый участник создает «прекрасный» рисунок и передает его соседу справа. Тот в течение 30 секунд превращает «прекрасный» рисунок в «ужасный» и передает следующему человеку, который должен снова сделать рисунок «прекрасным»

11

Рисунок того, чего не может быть

Развитие воображение, создание положительного эмоционального состояния, раскрепощение детей. Для детей 5-8 лет

12

 «Рисунок семьи»

Направлен на выявление эмоциональных проблем взаимоотношений в семье

13

«Что означают цвета»

Умение выражать свое состояние с помощью цвета

14

«Волшебная кисть»

Уметь управлять своим настроением, искать выход из трудных ситуаций

15

«Дом с характером»

Познакомить с понятиями «характер», «привычка» и их взаимосвязь

16

«Мое взрослое будущее»

Способствовать повышению самооценки

17

«Портрет моего хорошего Я»

Способствовать осознанию своих положительных качеств

18

«Рисунок имени»

Способствовать самоуважению

19

Рисование вдвоем

Развивать умение понимать себя и других, снять психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения, учить совместной деятельности

20

Методика «каракули»

Создание непринуждённой обстановки, налаживание контакта, освобождение ребёнка от торможений и агрессии

21

«Картина мира»

Изучение индивидуальных особенностей образа мира. А так же личностного восприятия «своего мира», на сколько его восприятие негативное у данного ребёнка

22

«Дом. Дерево. Человек»

Позволяет выявить степень выраженности незащищённости, тревожности, недоверия к себе, чувство неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.

23

Рисование с помощью трафаретов набрызг

Развивать у детей творческое воображение, фантазию, мышление. Упражнять в рисовании разными нетрадиционными способами (монотопия с помощью ниток, точечный рисунок, набрызг с помощью трафаретов, рисование по мокрому). Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, не перебивать друг друга; самостоятельно выбирать способ изображения, нужный материал, доводить начатое дело до конца

24

Техника рисование «по мокрому листу»

Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними, воображение, фантазию.

Воспитывать у детей стремление к достижению результата

25

Рисование пальцами

Форма экспрессивного поведения, анализируя которое можно раскрыть значимые характеристики личности; развивает мелкую моторику, гибкость пальцев и мышцы рук, приводит к раскрепощению, устраняет страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и общительность, обостряет ощущения

26

Кляксография

научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение


Приложение

Итоговое мероприятие

(в форме «Круглого стола»)

Цель: обсуждение итогов проделанной работы и ознакомление родителей с рекомендациями, которые в дальнейшем помогут при решении проблем, связанных с тревожными состояниями у детей.

План работы:

1.   Ознакомление родителей с общими результатами диагностики детей.

2.   Обсуждение итогов работы по профилактике тревожности (обмен мнениями педагогов, родителей и психолога).

3.   Ознакомление родителей с рекомендациями по взаимодействию с тревожными детьми.

Необходимое оборудование:

§     Анализ результатов итоговой диагностики детей.

§     Примерные вопросы для обсуждения по проделанной работе.

§     Текст рекомендаций в форме «советов».

Примерные вопросы для обсуждения проделанной работы:

1.      Какие знания Вы получили в ходе нашей работы?

2.      Какую полезную информацию получили на наших занятиях?

3.      Какие практические умения и навыки Вы приобрели? Может уже что-то использовали? Поделитесь своим опытом, пожалуйста.

4.      Какие пожелания и предложения в адрес педагогов (родителей) и психолога возникли у Вас в ходе реализации программы по профилактике тревожности у детей?

Примерный текст рекомендаций для родителей по дальнейшей работе, связанной с профилактикой тревожности у ребенка 5-6 лет (в форме «советов»).

 

 

 

 

















Приложение

Беседа «Проявление тревожности у детей»

Цель: расширение представлений и знаний о возможных причинах появления тревожности у детей, способах взаимодействия с такими детьми.

Все дети разные. Одни тихони, другие – забияки, третьи – задиры и шалуны. Все они нуждаются в любви, ласки, заботе. Все они достойны похвалы и наград. Но особенно в нашей помощи и поддержке нуждаются тревожные дети.

Что такое тревожность? Как узнать имеется ли тревожность у Вашего ребенка? Как вести себя взрослому с тревожным ребенком? Об этом мы и поговорим сегодня.

Слово «тревога» было известно в русском языке с I половины XVIII века и означало «знак к битве». Позже появилось и понятия «тревожность».

В современной литературе часто смешивают понятия «тревога» и «тревожность». Однако, это совсем неидентичные термины.

Тревога – это эпизодическое проявление беспокойства и волнения. Но состояние тревоги не всегда можно расценивать как негативное состояние. Иногда именно тревога дает человеку дополнительный импульс, что помогает сохранить и жизнь и здоровье. Например, убегая от преследователя, человек может развить скорость бега значительно выше, чем в обычном, спокойном состоянии. Это мобилизующая тревога, дающая дополнительный импульс. Но есть и расслабляющая тревога, которая парализует человека (привести пример). Какой вид тревоги будет испытывать человек чаще во многом зависит от стиля воспитания в детском возрасте. Если ребенка постоянно убеждают в беспомощности («ты сам не можешь…», «ты не умеешь…», «лучше я сделаю…» и т.д.), то в дальнейшем в определенные моменты он дубеет переживать расслабляющую тревогу. Если же, напротив, взрослые настраивают на достижение успеха через преодоление препятствий, то в ответственные моменты ребенок будет испытывать мобилизирующую тревогу.

Единичные, т.е. не часто возникающие проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое получило название «тревожность». Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку почти в любом виде деятельности.

Итак, тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения. Тревожность – устойчивое состояние проявления тревоги.

Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлением на празднике. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это – проявление тревоги. Если же состояние тревоги часто повторяется в одних и тех же ситуациях, причем имеет место и в других разных ситуациях (при общении с незнакомыми взрослыми, детьми; при ответе на вопрос во время занятия и т.д.), то следует говорить о тревожности.

Причины возникновения тревожности:

I.                  Большинство ученых считают, что одна из основных причин возникновения тревожности кроется в нарушении детско-родительских отношений:

1.                  Противоречивые требования, предъявляемые взрослыми.

2.                  Неадекватные требования (чаще всего завышенные). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он неприметно должен быть лучшим, отличником. Такие родители не хотят смириться с тем, что их ребенок получает не только «Хорошо» или «5», и требуют с ребенка не возможного для него.

3.                  Негативные требования, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, если ребенку говорят: «Если ты расскажешь мне, как вел себя старший брат в мое отсутствие, я не скажу папе, что ты меня не слушался» и т.п.

4.                  Одной из причин тревожности у ребенка является недостаток тепла, ласки со стороны взрослых. Причем этот недостаток могут испытывать даже дети из внешне благополучных семей. Поэтому, любой шаг на встречу ребенку, похвала, ласка помогают ему, создают чувство комфорта и защиты.

II.              Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих взрослых. Высокая тревожность родителей передается ребенку. Уровень тревожности ребенка возрастает, если взрослые не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением.

III.           Авторитарный стиль воспитания также способствует повышению тревожности у ребенка.

IV.           Менее тревожные дети в тех семьях, где к ним доброжелательно относятся. В тех семьях, где часто возникают конфликты, повышается тревожность и у детей.

Как выглядит тревожный ребенок?

Когда ребенок попадает в новую для него вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается, неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей.

Этих детей отмечает чрезмерное беспокойство. Причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Они чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. Уровень их самооценки низок, такие дети думают, что они хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Эти дети очень требователен к себе. Они ищут одобрения, поощрения взрослых во всех делах.

Что делать взрослому, чтобы его ребенок не стал тревожным?

А если ребенок уже тревожен. Как ему помочь?

Рассмотрим основные правила профилактики тревожности и помощи тревожному ребенку.

I.                  Повышать самооценку ребенка.

Конечно, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Что можно делать:

1.                  Называть ребенка по имени.

2.                  Хвалить ребенка:

- хвалите в присутствии других людей (например, во время общего ужина, на улице);

- главное, похвала должна быть искренней, т.к. дети очень остро реагируют на ложь;

- ребенок обязательно должен знать, за что его хвалят, хвалить просто так нельзя;

- хвалите даже за незначительные успехи, для ребенка эти успехи важны.

3.                  Учитывайте возможности ребенка, не требуйте от него того, что он не может выполнить. Помогите ему лишний раз, окажите поддержку.

4.                  Откажитесь от слов унижающих достоинство ребенка («осел», «дурак» и т.д.)

5.                 Ни в коем случае не сравнивайте своего ребенка с другими! Сравнивайте достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад.

II.              Обучение умению управлять своим поведение.

Как правило, тревожные дети не говорят о своих проблемах открыто, иногда даже скрывают их. И если ребенок говорит, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.

Желательно поговорит с ребенком (посадив его рядом, обняв, установив с ним контакт глазами – наклониться) о его чувствах, переживаниях в волнующих ситуациях. Показать, что смелый не тот, кто ничего не боится, а тот, кто умеет преодолевать страх. Такие беседы помогут ребенку понять, что и у других людей существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.

Сочиняйте вместе с ребенком сказки. Это научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И если даже он приписывает их вымышленному герою, то это помогает снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.

Играйте с ребенком. В игре ребенок учится управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. Например, игра в «Школу», где «грозный» учитель (мама) ведет урок. Ребенок в такой игре отрабатывает навыки ответа у доски на уроке такого педагога.

III.           Снятие мышечного напряжения.

1.      Релаксация (под спокойную, приятную музыку отдыхает ребенок, лучше, если рядом будет взрослый)

2.      Игры на телесный контакт. Массаж.

-                   Просто растирание тела (особенно напряженными у тревожных детей бывает живот, шея, голова – отсюда и частые головные боли);

-                   Ласковые прикосновения;

-                   «рисование» на спине (упражнение «Добрый мелок»).

3.      Снятие напряжения с помощью дыхания.

-                   «глубокое дыхание» - глубоко вздохнуть, задержать дыхание, счет до 5, медленный выдох;

-                   «воздушный шарик» - надуваем шарик – вдох – руки в стороны, сдувается – выдох – сжимается (очень плавно) или руки на животе: вздох – шарик надули, выдох - сдули;

При стрессах дыхание грудное, а в спокойном состоянии – брюшное.



Страницы: 1, 2, 3


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.