РУБРИКИ

Коррекция эмоциональных нарушений у младших подростков с помощью арттерапии

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Коррекция эмоциональных нарушений у младших подростков с помощью арттерапии

16.        Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь

17.        Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему

18.        Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями

19.        Я гораздо более раздражителен, чем кажется

20.        Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор

21.        Меня немного огорчает моя судьба

22.        Я думаю, что многие люди не любят меня

23.        Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной

24.        Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины

25.        Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку

26.        Я не способен на грубые шутки

27.        Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются

28.        Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались

29.        Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится

30.        Довольно многие люди завидуют мне

31.        Я требую, чтобы люди уважали меня

32.        Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей

33.        Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу"

34.        Я никогда не бываю мрачен от злости

35.        Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь

36.        Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания

37.        Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть

38.        Иногда мне кажется, что надо мной смеются

39.        Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям

40.        Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены

41.        Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня

42.        Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь

43.        Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием

44.        Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел

45.        Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам"

46.        Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю

47.        Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею

48.        Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь

49.        С детства я никогда не проявлял вспышек гнева

50.        Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться

51.        Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать

52.        Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня

53.        Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ

54.        Неудачи огорчают меня

55.        Я дерусь не реже и не чаще чем другие

56.        Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее

57.        Иногда я чувствую, что готов первым начать драку

58.        Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо

59.        Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю

60.        Я ругаюсь только со злости

61.        Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть

62.        Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее

63.        Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу

64.        Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся

65.        У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить

66.        Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает

67.        Я часто думаю, что жил неправильно

68.        Я знаю людей, которые способны довести меня до драки

69.        Я не огорчаюсь из-за мелочей

70.        Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня

71.        Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение

72.        В последнее время я стал занудой

73.        В споре я часто повышаю голос

74.        Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям

75.        Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить

Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан)

Инструкция к тесту

Здесь перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.

Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа - 0, 1, 2, 3 или 4, - в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.

·            Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, в столбик «Ответ» поставь цифру 0.

·            Если она немного тревожит, беспокоит тебя, в столбик «Ответ» поставь цифру 1.

·            Если беспокойство и страх достаточно сильны и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию, в столбик «Ответ» поставь цифру 2.

·            Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, в столбик "Ответ" поставь цифру 3.

·            При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе в столбик «Ответ» поставь цифру 4.


Ситуация

ответ

1

Отвечать у доски


2

Оказаться среди незнакомых ребят


3

Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах


4

Слышать заклятия


5

Разговаривать с директором школы


6

Сравнивать себя с другими


7

Учитель смотрит по журналу, кого спросить


8

Тебя критикуют, в чем-то упрекают


9

На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь


10

Видеть плохие сны


11

Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету


12

После контрольной, теста - учитель называет отметки


13

У тебя что-то не получается


14

Смотреть на человека, похожего на мага, колдуна


15

На тебя не обращают внимания


16

Ждешь родителей с родительского собрания


17

Тебе грозит неуспех, провал


18

Слышать смех за своей спиной


19

Не понимать объяснений учителя


20

Думаешь о том, чего ты сможешь добиться в будущем


21

Слышать предсказания о космических катастрофах


22

Выступать перед зрителями


23

Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других


24

С тобой не хотят играть


25

Проверяются твои способности


26

На тебя смотрят как на маленького


27

На экзамене тебе достался 13-й билет


28

На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос


29

Оценивается твоя работа


30

Не можешь справиться с домашним заданием


31

Засыпать в темной комнате


32

Не соглашаешься с родителями


33

Берешься за новое дело


34

Разговаривать со школьным психологом


35

Думать о том, что тебя могут «сглазить»


36

Замолчали, когда ты подошел (подошла)


37

Слушать страшные истории


38

Спорить со своим другом (подругой)


39

Думать о своей внешности


40

Думать о призраках, других страшных, «потусторонних» существах



Тест «Несуществующее животное».

В течение 25-30 минут придумай и нарисуй несуществующее животное. При этом важно не использовать подсказки-образы, придуманные ранее другими людьми, как «чебурашка», «лошарик» и т. п.

Придуманное животное назови несуществующим, но подходящим ему именем. Имя должно состоять из одного слова, части которого не должны отражать уже существующих в русском языке слов (например «дельфинокрыл», «конекит» и т. п.).

Составь его описание в произвольной форме (ориентировочно 10-15 предложений).

Результаты диагностического обследования.

Результаты наблюдения.

За время наблюдения за Аленой, я заметила, что она часто находится в одиночестве, не любит веселиться, играть. Она предпочитает сидеть в углу и рисовать. У Алены тихий голос. Она не уверена в себе, с ней сложно найти контакт. Алена очень послушная, боится воспитателей, боится ослушаться. Когда Алену что-то волнует или раздражает, она не показывает этого, она скрывает свои эмоции.

Я заметила следующие признаки в поведении Алены:

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ей трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжена, скована.

5. Смущается чаще других.

6. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

7. Руки у нее обычно холодные и влажные.

8. Не обладает хорошим аппетитом.

9. Пуглива, многое вызывает у нее страх.

10. Обычно беспокойна, легко расстраивается.

11. Плохо переносит ожидание.

12. Не любит браться за новое дело.

13. Не уверена в себе, в своих силах.

14. Боится сталкиваться с трудностями.

По результатам наблюдения можно сделать вывод, что Алена – подросток, имеющий высокую тревожность и страхи.

Результаты методики диагностики уровня школьной тревожности Филлипса


Факторы тревожности

тревожность в %

уровень тревожности

Общая тревожность в школе

54,5

повышенный

переживание социального стресса

63,6

повышенный

фрустрация в потребности достижения успеха

38,5

пониженный

страх самовыражения

83,3

высокий

страх ситуации проверки знаний

50

средний

страх не соответствовать ожиданиям окружающих

60

повышенный

низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

20

низкий

проблемы и страхи в отношениях с учителями

62,5

повышенный

 

Содержательная характеристика каждого фактора

Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

Переживания социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).

Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивнго реагирования на тревожный фактор среды.

Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что Алена имеет повышенный уровень тревожности в школе. Причем тревожность проявляется Результаты диагностики состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)


Виды реакций

баллы

уровень

физическая агрессия

3

низкий

косвенная агрессия

4

низкий

раздражение

7

высокий

негативизм

5

высокий

обида

4

средний

подозрительность

10

высокий

вербальная агрессия

5

низкий

чувство вины

8

высокий

Индекс агрессивности

сниженная агрессивность

Индекс враждебности

высокая враждебность


А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что у Алены невысокий уровень агрессивности, но высокий уровень враждебности, раздражения и негативизма, что свидетельствует о накоплении отрицательных эмоций, которые не получили выхода.


Результаты шкалы личностной тревожности (А. М. Прихожан)

Виды тревожности

Баллы

Уровень тревожности

Школьная тревожность

8

высокий

Самооценочная тревожность

8

высокий

Межличностная тревожность

10

высокий

Магическая тревожность

1

низкий

Общая тревожность

7

повышенный


Школьная тревожность – это тревожность в ситуациях, связанных со школой, обучением, общением с учителями.

Самооценочная тревожность – тревожность в ситуациях, связанных с самооценкой, представлениями о себе в глазах окружающих.

Межличностная тревожность – это тревожность в ситуации общения с взрослыми и сверстниками.

Магическая тревожность – это тревожность и боязнь потусторонних существ.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что у Алены повышенный уровень тревожности. Причем самой высокой является межличностная тревожность.

Результаты теста «Несуществующее животное».

Высокая самооценка и недовольство собственным положением в социуме и недостаточностью признания со стороны окружающих; тенденция к самоутверждению. Явно выраженная защитная агрессия. Боязнь критики и осуждений. Страх и тревога.

Вывод: В результате проведенного диагностического исследования нам удалось установить, что испытуемый Алена К. имеет повышенную тревожность в социальной и самооценочной сферах.


2.2 Коррекцию эмоциональных нарушений у младшего подростка


Анализ и обработка результатов. Рекомендации учителям и родителям по работе с тревожными младшими подростками.

В социально-реабилитационном центре активно используется арттерапия. Дети с удовольствием посещают кружок бисероплетения, а также лепят фигурки из теста, поют, рисуют.

С целью снижения тревожности, выявленной в результате психодиагностического обследования испытуемого Алены, нами была проведена коррекционная арттерапевтическая работа в индивидуальной и групповой формах.

Коллективная работа была организована в виде тренинга по арттерапии, в котором приняли участие 9 младших подростков из группы дневного пребывания. Тренинг был проведен для того, чтобы Алена включилась в группу сверстников, чтобы уменьшить ее тревожность, связанную с общением и межличностными отношениями в группе.

Тренинг по арттерапии:

«Путешествие в страну Рисовандию».

ЦЕЛЬ: развитие коммуникативных навыков; сплочение коллектива. Упражнения дают возможность участвовать всей группе, помогая исследовать ролевые взаимоотношения в группе и влияние членов группы на индивидуальный опыт.

МАТЕРИАЛЫ: бумага, кисточки, гуашь, цветные карандаши, простые карандаши, баночки с водой, ватман.

1. Знакомство.

Дети образуют круг.

- Вам необходимо представить себя группе, не прибегая к словам. Из предложенных фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг), выберите ту, о которой вы можете сказать: «Скорее всего это я». Если вы испытываете затруднение, выберите ту фигуру, которая первой привлекла ваше внимание.

Проводится интерпретация фигур.

2. Групповое рисование по кругу («Закорючка»).

- На листе бумаги каждый из вас должен нарисовать закорючку. Затем по сигналу каждый должен передать свой рисунок своему соседу слева. Сосед дорисовывает какую-то деталь на рисунке соседа и так далее. В итоге каждый рисунок возвращается к своему автору.

После проведения упражнения проводится дискуссия, в ходе которой каждый поясняет, что именно он хотел изобразить или выразить, какие ощущения вызывает у него полученный результат.

3. Фреска "Животные".

- Пусть каждый участник нашей группы нарисует на отдельном листе какое-нибудь животное, которое ему нравится. Затем его надо раскрасить и выщипать из бумаги. После этого мы приклеим все фигуры к большому листу бумаги.

- А теперь расскажите о своем животном. Почему вы выбрали именно это животное? Где оно живет? С кем оно дружит? Чем питается?

4. Рисование на ладошке

А сейчас каждый из нас нарисует на своей ладошке свое настроение (выразит через цвет). Не дожидаясь пока картинка высохнет, отпечатайте след своей ладошки на листочке.

Индивидуальная работа направлена на снижение тревожности и страхов. Она включает в себя упражнения на преодоление страхов и снижение тревожности, снятие напряженности, релаксацию и повышение уверенности в себе.

Арттерапевтические упражнения, направленные на преодоление страхов и снижение тревожности:

1. «Нарисуй свой страх». 

Цель: визуализация страха и дальнейшее манипулирование им.

— Нарисуй свой страх на листе бумаги. Работу не обязательно кому-либо показывать. Поступай с рисунком так, как тебе хочется. Ты можешь его смять, порвать или украсить так, чтобы он тебе понравился, подружиться с ним, нарисовать себя рядом.

2. «Маски страха».

Цель: отреагирование негативных переживаний.

— Нарисуй на листе бумаги страх в виде маски. Оторви пальцами лишнюю бумагу — фон. Ножницами пользоваться нельзя.

С помощью резинки ребенок надевает маску на лицо и смотрит на себя в зеркало.

— А теперь постарайся сочинить рассказ о своем страхе.

С маской ребенок может поступить по своему усмотрению

3. «Азбука страхов».

Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

Ребёнку предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена. Далее ребенок рассказывают о том, что нарисовал. Потом ребёнку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их.

Упражнения, направленные на релаксацию и снятие напряжения:

1. «Воздушный шарик»

Цель: снятие напряжения, релаксация.

Ведущий дает инструкцию: «Представь себе, что сейчас мы с тобой будем надувать шарики. Вдохни воздух, поднеси воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувай его. Следи глазами за тем, как твой шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Дуй осторожно, чтобы шарик не лопнул»

Упражнение можно повторить 3 раза.

2. «Водопад»

Цель: расслабление.

Сядь поудобнее и закрой глаза. 2-3 раза глубоко вдохни и выдохни. Представь себе, что ты стоишь возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове. Ты чувствуешь, как расслабляется твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи. Белый свет течет по плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с твоей спины, и ты замечаешь, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

А свет течет по твоей груди, по животу. Ты чувствуешь, как они расслабляются и ты сама собой, без всякого усилия, можешь глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет тебе ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течет также по рукам, по ладоням, по пальцам. Ты замечаешь, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к ступням. Ты чувствуешь, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все твое тело. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом ты все глубже расслабляешься и наполняешься свежими силами. Теперь поблагодари этот водопад света за то, что он так чудесно расслабил тебя. Немного потянись, выпрямись и открой глаза.

Арттерапевтические упражнения, направленные на повышение уверенности в себе:

1. Рисунок на тему «Уверенность в себе»

Ведущий просит ребенка вспомнить ситуации уверенности в его жизни чувства, эмоции, ощущения в теле. Затем просит нарисовать уверенность и ситуацию уверенного поведения из жизни ребенка.

2. «Рисование самой себя».

Цель: раскрытие своего «Я».

— Попробуй нарисовать себя в трёх зеркалах: в зелёном - такой какой ты представляешься себе; в голубом – какой ты хочешь быть; в красном – какой тебя видят друзья.

3. «Мой портрет в лучах солнца».

Ведущий просит ответить на вопрос "Почему я заслуживаю уважения" следующим образом: нарисуй солнце, в центре солнечного круга напиши свое имя или нарисуй свой портрет. Затем вдоль лучей напиши все свои достоинства, все хорошее, что ты о себе знаешь. Постарайся, чтобы было как можно больше лучей. Время выполнения 20-30 минут.


2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы


С целью проверки эффективности коррекционной работы по арттерапии, направленной на снижение тревожности у младшего подростка, была проведена повторная диагностика, которая позволила проследить динамику снижения тревожности у испытуемого.

Для повторной диагностики нами использовались «Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса» и «Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан».

Результаты повторной диагностики по тесту школьной тревожности Филлипса

Факторы тревожности

тревожность в %

уровень тревожности

Общая тревожность в школе

49,5

средний

переживание социального стресса

53,6

повышенный

фрустрация в потребности достижения успеха

38,5

пониженный

страх самовыражения

63,3

повышенный

страх ситуации проверки знаний

45

пониженный

страх не соответствовать ожиданиям окружающих

50

средний

низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

20

низкий

проблемы и страхи в отношениях с учителями

48,5

пониженный


Результаты повторной диагностики по шкале личностной тревожности А. М. Прихожан

Виды тревожности

Баллы

Уровень тревожности

Школьная тревожность

5

средний

Самооценочная тревожность

6

повышенный

Межличностная тревожность

7

повышенный

Магическая тревожность

1

низкий

Общая тревожность

5

средний


При сравнении результатов, полученных при первичном и вторичном диагностическом исследовании, можно сделать следующие выводы: 1) уровень самооценочной и межличностной тревожности опустился с высокого до повышенного; 2) уровень школьной тревожности, в том числе проблемы и страхи в отношениях с учителями и страх ситуации проверки знаний опустился до среднего; 3) уровень общей тревожности стал средним.

Результаты говорят об эффективности психокоррекционной работы по арттерапии, направленной на коррекцию эмоциональных нарушений.

Рекомендации учителям и родителям по работе с тревожными младшими подростками.

1. Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные занятия, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой.

2. Повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успех (“У тебя это получится”, Ты это умеешь хорошо делать”). При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.

3. Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка. (“Посмотри, сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз. Но я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше”).

4. Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления. Не рекомендуется давать тревожным детям задания типа “кто первый”. Ситуация публичного выступления также является стрессовой, поэтому не следует настаивать на том, чтобы ребенок отвечал перед всей группой: его ответы можно выслушать индивидуально.

5. Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Потому, предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т.д.

6. Развитие самостоятельности и уверенности тревожного ребенка.

Такие дети очень зависимы от мнения значимых для них взрослых, и эта зависимость делает их крайне неуверенными, несамостоятельными. Они выполняют подробные распоряжения взрослых, но теряются и волнуются при предоставлении им права самостоятельного решения (“А вдруг я сделаю неправильно?”). Для преодоления неуверенности в себе и страха принятия самостоятельных решений необходимо давать таким детям жестко не регламентированные поручения, чаще предоставлять возможность творчества. Но ребенок должен при этом знать, что взрослые рядом и всегда придут на помощь. Детей следует учить находить выходы из создавшихся ситуаций.

7. Ребенок может нарисовать свой страх, а потом уничтожить его тем, или иным образом, при этом воспитатель должен проговаривать: «Смотри – ты его напугал, смотри – он от тебя убежал».


Заключение


Данная работа была посвящена изучению влияния организации психокоррекционной работы по арттерапии на младшего подростка, имеющего эмоциональные нарушения.

Нами была предпринята попытка выявить взаимосвязь между применением арттерапии и динамикой уровня тревожности и страхов у подростка. Результат показал, что проведенная психокоррекционная работа имеет положительный эффект, так как уровень тревожности снизился. Это позволяет говорить о том, что более продолжительная коррекционная работа с подростком приведет к тому, что уровень тревожности и страхов у него понизится до минимума, а уверенность в себе возрастет.

Арттерапия играет особую роль в коррекции эмоциональных нарушений, потому что она дает возможность выхода чувств, которые, в силу тех или иных причин, не могут быть выражены вербально.

На наш взгляд, цель курсовой работы достигнута, задачи выполнены. Исследование имеет практическую направленность, так как разработанные коррекционно-развивающие упражнения могут быть использованы в массовой практике работы с подростками, имеющими эмоциональные нарушения.

Арттерапия - это метод лечения посредством художественного творчества. Он привлекает к себе в последнее время всё большее внимание во всём мире. Трудно назвать ещё какое-либо направление в современной психотерапии, которое имело столь же большие возможности не только для "исцеления" отдельных лиц, но и для "социального врачевания".

Арт-терапия использует "язык" визуальной и пластической экспрессии. Это делает её незаменимым инструментом для исследования и гармонизации тех сторон внутреннего мира человека, для выражения которых слова мало пригодны. С развитием арт-терапии связываются надежды на создание такой гуманной, "синтетической" методологии, которая в равной мере учитывала бы достижения научной мысли и опыт искусства, интеллект человека и его чувства, потребность в рефлексии и жажду действия, план телесный и план духовный.

Таким образом, арт-терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, людьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе. При этом гуманистический подход не декларируется, а реально воплощается на практике.

Личность человека как субъекта практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, окружающую природу, общество и является движущей силой общественного развития. Действуя он не только производит те или иные изменения в природе, в предметном мире, но и воздействует на других людей и сам испытывает воздействие от окружающего.

Он переживает то, что с ним происходит, им совершается, он относится определенным чувственным образом к тому, что его окружает. Переживание этого человека к окружающему, его отношение к миру, людям, обществу и составляет его эмоциональную сферу. Эмоциональная сфера человека в процессе развития переживает несколько стадий. Начиная от младенчества, до взрослого состояния эмоциональная сфера постоянно совершенствуется и достигает самых высоких порогов чувствительности.

Опосредованно, через отношение к другим людям у человека устанавливается отношение к самому себе. На более высших проявлениях у человека формируются правильные и неправильные чувственные восприятия мира, преувеличенная или преуменьшенная самооценка, уверенность в себе или мнительность, самолюбие, гордость, обидчивость, тщеславие, неуверенность, честолюбие и т.д.

Существенным, определяющим, ведущим для человека в целом являются не биологические, а общественные закономерности его развития.

Изучая психику мы прежде всего изучаем эмоциональное состояние, сознание и самосознание личности, субъектов, в их реальной обусловленности.

Человек является личностью, лишь поскольку он выделяет себя из природы и отношение его к природе, и к другим людям. К обществу дано ему как отношение поскольку у него есть сознание. Без сознания и самосознания не существует личности. Личность как сознательный субъект, осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающим. Проблема психологического изучения личности не заканчивается на изучении эмоционально-психологических свойств личности – ее эмоций, способностей, волевых проявлений, темперамента, характера; она завершается раскрытием самосознания личности. В развитии личности ее самосознания существует ряд ступеней. Сюда включается все, что делает человека субъектом общественной и личной жизни. Каждое их личных событий имеет и свою внутреннюю эмоциональную сторону. Объективное, внешнее изменение человека с окружающим, отражаясь в его сознании, изменяет и внутреннее эмоционально- психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его внутреннее отношение к самому себе и к другим людям. Не каждую мысль, посетившую его сознание, человек в равной мере признает своей, а только такую, которую он не принял в готовом виде, а эмоционально прочувствовал, освоил, продумал, т.е. такую, которая явилась результатом его собственной деятельности.

То, что относиться к человечеству в целом, не может не относится в известном смысле и к каждому человеку. В этом ключ к пониманию человеческой личности, того как она формируется, совершая свой жизненный путь.

Эмоция- это мать психики. Для всего психического здоровья человека, главной елью является его правильное эмоциональное воспитание с самого раннего детства и на протяжении всей жизни. Особенно это можно отметить при воспитании младшего подростка. Когда эмоциональная сфера претерпевает переходный период от детскости к взрослому состоянию. Если в более младшем возрасте эмоциональное состояние ребенка зависимо от удовлетворения своих потребностей и оценки взрослого, то в этот период развития и становления личности подросток начинает самостоятельно контролировать свои эмоции.

Изучая эту тему, я для себя открыла много нового и неизвестного. Будучи на практике в школе и работая с младшими подростками я встречалась с подобными проявлениями эмоций. Раньше мне не всегда были понятны эти проявления и я не могла дать им объяснение. В результате изученного материала, анализирую свою деятельность в школе, я могу объяснить свои ошибки и недостатки, и поведение подростков.

Я сделала вывод, что эмоции это корень всего нашего жизненного состояния, общения, развития и существования в этом мире, так как мы реагируем на мир через свои эмоции.


Список литературы


1. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн. – СПб. : Питер, 2007.

2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании : учебник для вузов / Т. А. Добровольская, Л. Н. Комиссарова, И. Ю. Левченко, Е. А. Медведева. – М. : Академия, 2001. – 248 с.

3. Бреслав, Г. М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве: норма и отношение / Г. М. Бреслав. – М. : Педагогика, 1990 – 144 с.

4. Брусиловский, Л. С. Музыкотерапия : руководство по психотерапии / Л. С. Брусиловский. – М., 1985.

5. Вдовенко В. Психологическая оценка и коррекция психоэмоциональных нарушений у детей в условиях стационара / В. Вдовенко, Н. Демидюк, В. Кондрашова и др. // Прикладная психология и психоанализ. – 2001. – № 1.

6. Вольпер, И. Е. Психотерапия / И. Е. Вольпер. – Л., 1972.

7. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – М., 1965.

8. Гарбузов, В. И. Неврозы у детей и их лечение / В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Д. Н. Исаев. – Л., 1977.

9. Жукова, И. Арт-терапия в детском доме / И. Жукова, О. Шапиро // Школьный психолог приложение к газете "Первое сентября". – 2001. – № 40.

10. Захаров, А. И. Неврозы у детей и психотерапия / А. И. Захаров. – СПб., 1998.

11. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О. А. Карабанова. – М., 1997.

12. Копытин, А. И. Арттерапия / А. И. Копытин. – СПб. : Питер, 2001. –320 с.

13. Копытин, А. И. Практикум по арт-терапии / А. И. Копытин. – СПб., 2000.

14. Костерина, Н. В. Психология индивидуальности (эмоции): текст лекций / Н. В. Костерина. – Ярославль, 1999.

15. Кох, И. Основы сценического движения / И. Кох. – М., 1970.

16. Лебедева, Л. Д. Арт-терапевтические занятия / Л. Д. Лебедева // Начальная школа. – 2001. – № 5.

17. Лебедева, Л. Д. Страх - дело серьезное. Коррекция страхов методами арт-терапии / Л. Д. Лебедева // Школьный психолог приложение к газете "Первое сентября". – 2000. – № 21.

18. Лебединский, В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В. В. Лебединский, О. С. Никольская. – М., 1990.

19. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. – СПб. : Речь, 2001. - 220 с.

20. Наумова, Т. Лечение души через искусство / Т. Наумова // Народная школа. – 2003. – № 1.

21. Осипова, А. А. Общая психокоррекция : учеб. пособие / А. А. Осипова. – М. : Сфера, 2002 – 510 с.

22. Петрушин, В. И. Музыкальная психотерапия : теория и практика / В. И. Петрушин. – М., 1999.

23. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков : психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. – Москва-Воронеж, 2000.

24. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений; под ред. И. В. Дубровиной. – М. : Академия, 1998. – 160 с.

25. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога : учеб. пособие : в 2 кн. Кн. 1 / Е. И. Рогов. – М. : Владос, 1999.

26. Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. [Пер. с англ. А. Голубев] / К. Рудестам. – М. : Прогресс, 1990.

27. Социальные отношения и эмоциональный мир ребенка : научно-практический сборник; под ред. Р. М. Чумичевой. – Ставрополь : Сервисшкола, 2001.

28. Старикова, С. Арт-терапевтические методы в школе / С. Старикова // Народное образование. – 2007. – № 8.

29. Чистякова, М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова. – М. : Просвещение, 1990.

30. Шоттенлоэр, Г. Рисунок и образ в терапии / Г. Шоттенлоэр. – СПб., 2001.


Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.