РУБРИКИ |
Кризис в психологии в XX веке |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Кризис в психологии в XX векеКризис в психологии в XX веке План I. Причины кризиса. Чем успешнее шла в психологии эмпирическая работа, резко расширявшая поле изучаемых психологией явлений, тем очевиднее становилась несостоятельность ее версий о сознании как замкнутом мире субъекта, зримом ему одному благодаря натренированной интроспекции под контролем инструкции экспериментатора. Крупные успехи новой биологии радикально меняли воззрения на все жизненные функции организма, в том числе психические. Восприятие и память, навыки и мышление, установка и
чувства трактовались теперь как своего рода "инструменты",
позволяющие организму эффективно "орудовать" в жизненных
ситуациях. Рушилось представление о сознании как особом
замкнутом мире, изолированном острове духа. Вместе с тем
новая биология направляла на изучение психики с точки зрения
ее развития. Тем самым радикально расширялась зона познания
объектов, недоступных для интроспективного анализа Глубокие преобразования испытывал категориальный аппарат психологии. Напомним об его основных блоках: психический образ, психическое действие, психическое отношение, мотив, личность. На заре научной психологии, как мы помним, исходным элементом психики считались показания органов чувств — ощущения. Теперь же взгляд на сознание как устройство из атомов — ощущений — потерял научный кредит. Было доказано, что психические образы – это целостности, которые лишь искусственным путем можно расщепить на элементы. Эти целостности были обозначены немецким термином "гештальт" (форма, структура) и под этим названием вошли в научный глоссарий психологии. Направление же, придавшее гештальту значение главной "единицы" сознания, утвердилось под именем гештальт-психологии. Что касается психического действия, то и его
категориальный статус изменился. В прежний период оно
относилось к разряду внутренних, духовных актов субъекта. Еще одна сфера, открывшаяся психологии, придала сознанию взамен первичного вторичное значение. Определяющей для психической жизни была признана сфера бессознательных влечений (мотивов), которые движут поведением и определяют своеобразие сложной динамики и структуры личности. Появилась приобретшая всесветную славу школа, лидером которой был признан З.Фрейд, а направление в целом (со множеством ответвлений) названо психоанализом. Французские исследователи сосредоточились на анализе
психических отношений между людьми. В работах ряда немецких
психологов центральной выступила тема включенности личности
в систему ценностей культуры. Особую новаторскую роль в
истории мировой психологической мысли сыграло учение о
поведении в его особом, возникшем на почве русской культуры
варианте. 1 Структурализм. Рассмотрим, прежде всего, так называемую структурную
школу — прямую наследницу направления, лидером которого
являлся В. Вундт. Ее представители называли себя
структуралистами, так как считали главной задачей психологии
экспериментальное исследование структуры сознания. Понятие
структуры предполагает элементы и их связь, поэтому усилия
школы были направлены на поиск исходных ингредиентов психики С крахом программы Вундта наступил и закат его школы. 2. Вюрцбургская школа В начале XX века в различных университетах мира действовали десятки лабораторий экспериментальной психологии. Только в Соединенных Штатах их было свыше сорока. Их тематика была различна: анализ ощущений, психофизика, психометрия, ассоциативный эксперимент. Работа велась с большим рвением, но существенно новые факты и идеи не рождались. В.Джемс обращал внимание на то, что результаты
огромного количества опытов не соответствуют вложенным
усилиям. Но вот на этом однообразном фоне сверкнуло
несколько публикаций в журнале "Архив общей психологии",
которые, как оказалось впоследствии, повлияли на прогресс
науки не в меньшей степени, чем фолианты Вундта и Титченера. Известность Кюльпе принес "Очерк психологии" (1883), где излагались идеи, близкие к вундтовским. Но вскоре и он, возглавив лабораторию в Вюрцбурге, выступил против своего учителя. Проведенные в этой лаборатории несколькими молодыми людьми опыты оказались для первого десятилетия XX века самым значительным событием в экспериментальном исследовании человеческой психики. В наборе экспериментальных схем вюрцбургской лаборатории поначалу как будто ничего примечательного не было. Определялись пороги чувствительности, измерялось время реакции, проводился ставший после Гальтона и Эббингауза широко распространенным ассоциативный эксперимент. Карл Бюлер (1879-1963) работал в Вюрцбурге в 1907-1909
гг. Он внес в экспериментальную практику школы новую
ориентацию, которая дала повод для наиболее острой критики
со стороны Вундта. Методика заключалась в том, что перед
испытуемым ставилась сложная проблема и он должен был, не
используя хроноскопа, возможно более тщательно описать, что
происходит в его сознании в процессе решения. В исторической
литературе высказывается мнение, что "Бюлер, более чем кто-
либо другой, сделал очевидным, что в опыте существуют
данные, которые не являются сенсорными". Традиции экспериментального изучения мышления, созданные вюрцбургской школой, были развиты другими исследователями, к ней не принадлежавшими. 3. Функционализм У истоков это направления, ставшего в начале XX века одним из господствующих в американской психологии, стоял австрийский психолог Франц Брентано. Ф. Брентано (1838-1917) начал свою деятельность в
качестве католического священника, оставив ее из-за
несогласия с догматом непогрешимости папы и перейдя в Главной для новой психологии он считал проблему сознания. Чем отличается сознание от всех других явлений бытия? Только ответив на этот вопрос, можно определить область психологии. В то время под влиянием Вундта господствовало мнение, что сознание состоит из ощущений, восприятий, представлений как особых, сменяющих друг друга процессов. С помощью эксперимента их можно выделить, подвергнуть анализу, найти те элементы или нити, из которых сплетается эта особая "ткань" внутреннего субъекта. Такое воззрение, утверждал Брентано, совершенно ложно, ибо оно игнорирует активность сознания, его постоянную направленность на объект. Для обозначения этого непременного признака сознания Брентано предложил термин "интенция". Она изначально присуща каждому психическому явлению и именно благодаря этому позволяет отграничить психические явления от физических. Интенция — не просто активность. В ней совместно с
актом сознания всегда сосуществует какой-либо объект. К. Штумпф (1848-1936) был профессором кафедры
философии в Праге, Галле и Мюнхене. С 1894 г. он работал в Собственным предметом психологии Штумпф считал функции В.Джеймс (1842-1910) занимался многими проблемами – от
изучения мозга и развития познавательных процессов и эмоций
до проблем личности и психоделических исследований. Одним из
основных вопросов для него являлось исследование сознания. Функциональная психология рассматривала проблему
действия под углом зрения его биологически-адаптационного
смысла, его направленности на решение жизненно важных для
индивида проблемных ситуаций. Но в целом функционализм (как
в "чикагском" варианте, так и в "колумбийском") оказался
теоретически несостоятельным. Понятие "функция" в психологии В атмосфере нараставшей слабости функционализма зарождается новое психологическое течение. На смену американскому функционализму приходит бихевиоризм. 4. Бихевиоризм Бихевиоризм, определивший облик американской психологии в XX столетии, радикально преобразовал всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. ( Отсюда и название от англ. behavior — поведение) Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считалась процессы, которые начинаются и кончаются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Истинный смысл событий, связанных с возникновением и стремительным развитием бихевиористского движения, был иным и заключался не в аннигиляции психики, а в изменении понятия о ней. Одним из пионеров бихевиористского движения был Эдвард Свои выводы Торндайк изложил в 1898 году в докторской
диссертации "Интеллект животных. Экспериментальное
исследование ассоциативных процессов у животных". Термины То, что интеллект имеет ассоциативную природу, было
известно со времен Гоббса. То, что интеллект обеспечивает
успешное приспособление животного к среде, стало
общепринятым после Спенсера. Но впервые именно опытами Теоретическим лидером бихевиоризма стал Джон Браадус Девизом бихевиоризма стало понятие о поведении как
объективно наблюдаемой системе реакций организма на внешние
и внутренние стимулы. Это понятие зародилось в русской науке
в трудах И. М. Сеченова, И. П. Павлова и В. М. Бехтерева. 5. Гельштат-психология В те же годы, когда в США вспыхнул бихевиористический Ядро образовал триумвират, в который входили Макс Э.Гуссерель(1859-1938) видел свою задачу в том, чтобы реформировать логику, а не психологию. Установка на то, чтобы строить психологическое знание по типу физико-математического, отличала гештальтизм от других феноменологических концепций. И бихевиористы, и гештальтисты надеялись создать новую психологию по типу наук о природе. Но для бихевиористов моделью служила биология, для гештальтистов – физика. Понятие об инсайте (от англ. insight – усмотрение) стало ключевым в гештальт-психологии. Ему был придан универсальный характер. Оно стало основой гештальтистского объяснения адаптивных форм поведения, которые Торндайк и бихевиористы объясняли принципом «проб, ошибок и случайного успеха». Водораздел между гештальтизмом и бихевиоризмом создал
также, общепринятому мнению, проблема целого и части. Идеи гештальтизма существенно повлияли на преобразование первоначальной бихевиористской доктрины и подготовили почву для необихевиоризма, который стал складываться на рубеже 30-х годов. 6. Теория "поля" Курта Левина Теория немецкого психолога К.Левина (1890-1947)
сложилась под влиянием успехов точных наук — физики,
математики. Начало века ознаменовалось открытиями в физике
поля, атомной физике, биологии. Заинтересовавшись в
университете психологией, Левин пытался и в эту науку внести
точность и строгость эксперимента, сделав ее объективной и
экспериментальной. В 1914 году Левин получил докторскую
степень. Получив приглашение преподавать психологию в Свою теорию личности Левин разрабатывал в русле
гештальт-психологии, дав ей название "теория
психологического поля". Он исходил из того, что личность
живет и развивается в психологическом поле окружающих ее
предметов, каждый из которых имеет определенный заряд Левин различал два рода потребностей — биологические и социальные (квазипотребности). Левиновский подход отличало два момента. Во-первых, он перешел от представления о том, что энергия мотива замкнута в пределах организма, к представлению о системе «организм- среда» Индивид и его окружение выступили в виде нераздельного динамического целого. Во-вторых, в противовес трактовке мотивации как биологически предопределённой константы, Левин полагал, мотивационное напряжение может быть создано как самим индивидом, так и другими людьми. Тем самым за мотивацией признавался собственно психологический статус. Она сводилась более к биологическим потребностям, удовлетворив которые организм исчерпывает свой мотивационный потенциал. Левин показал необходимость не только целостного, но и адекватного понимания себя человеком. 7. Психоанализ (глубинная психология) Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии. Ни одно психологическое направление не приобрело столь
широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. З.Фрейд назвал свое учение психоанализом — по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов. Второе название — глубинная психология — это направление получило по своему предмету исследования, так как концентрировало свое внимание на изучении глубинных структур психики. Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное
признание, а многие его положения на сегодняшний день
кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной
психологической науке, невозможно не признать, что его идеи
оказали положительное влияние на развитие мировой культуры —
не только психологии, но и искусства, медицины, социологии. Аналитическая психология. Швейцарский психолог К. Юнг (1875-1961) окончил
университет в Цюрихе. Пройдя стажировку у психиатра П. Жане,
он открывает собственную психологическую и психиатрическую
лабораторию. В это же время он знакомится с первыми работами Индивидуальная психология. А.Адлер (1870-1937) окончил медицинский факультет Адлер отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов в личности и поведении человека, инстинктов, которые противопоставляют человека обществу и отделяют от него. Не врожденные инстинкты, не врожденные архетипы, а чувство общности с людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, — вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер. Адлер стал основателем нового, социально- психологического направления. Именно в развитии этих своих новых идей он и разошелся с Фрейдом. Его теория очень мало связана с классическим психоанализом и представляет целостную систему развития личности. 8. Гуманистическая психология Большое влияние оказал персонализм и на возникшую в середине XX века гуманистическую психологию. Гуманистическая психология, появившаяся как направление, альтернативное психологическим школам середины века, прежде всего бихевиоризму и психоанализу, сформировала собственную концепцию личности и ее развития. Центром этого направления стали США, а лидирующими фигурами — К. Роджерс, Р. Мэй, А. Маслоу, Г. Олпорт. Гуманистическая психология выступила с призывом понять
человеческое существование во всей его непосредственности на
уровне, лежащем ниже той пропасти между субъектом и
объектом, которая была создана философией и наукой нового
времени. В результате, утверждают психологи-гуманисты, по
одну сторону этой пропасти оказался субъект, сведенный к Г.Олпорт(1897-1967) рассматривал сознаваемую им концепцию личности как альтернативную механизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному подходу психоаналитиков. Олпорт возражал и против переноса фактов, связанных с больными людьми невротиками, на психику здорового человека. Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся. Карл Роджерс(1902-1987) окончил Висконсинский университет, отказавшись от карьеры священника, к которой готовился с юности. Говоря о структуре Я, Роджерс особое значение придавал самооценке, в которой выражается сущность человека, его самость. Роджерс настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и гибкой, меняющейся в зависимости от ситуации. Наряду с этими течениями были и другие, такие как В последствии кризиса появились различные школы, каждая из которых в центр всей системы категорий поставила одну из них — будь то образ или действие, мотив или личность. Это и придало каждой школе своеобразный профиль. Ориентация на одну из категорий как доминанту истории системы и придание другим категориям функции подчиненных — все это стало одной из причин распада психологии на различные — порой противостоящие друг другу — школы. Это и создало картину кризиса психологии. Но если бы за противостоянием школ и враждой теорий не было корневой системы инвариантных категорий (получивших различную интерпретацию), приверженцы различных школ не могли бы понять друг друга, дискуссии между ними оказались бы бессмысленны и никакой прогресс психологии не был бы возможен. Каждая школа оказалась бы замкнутой системой, и психологии как единой науки вообще не существовало бы. Между тем, вопреки неоднократным предупреждениям об ее распаде, психология продолжала наращивать свой эвристический потенциал. И дальнейшее развитие шло в направлении взаимодействия школ. Литература
|
|
© 2010 |
|