РУБРИКИ |
Культурно-досуговая деятельность как средство профилактики девиантного поведения подростков |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Культурно-досуговая деятельность как средство профилактики девиантного поведения подростковГлава 2. Социально-педагогическая интервенция девиантного поведения подростков «В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного» Л.С. Выготский 2.1 Анализ базы проводимого исследования Базой опытно экспериментальной работы для меня стала МОУ, средняя общеобразовательная школа №12 г. Минусинска. На момент начала исследования (2007-2008 учебный год) в ней обучалось 890 учащихся, из них 350 учащихся старших и средних классов. Моя деятельность в данном учреждении состояла из трех этапов. Первый этап – констатирующий. Цель: выявление спектра интересов, потребностей, установок подростков. Определение уровня социализации подростков с целью выявления нуждающихся в интервенции. Задачи: - проведение анализа документации учреждения; - выявление при помощи специально подобранных методик уровня социализации подростков; - выявление лиц нуждающихся в коррекции поведения. Изучив список подростков состоящих на учете в отделе по делам несовершеннолетних, я выявила 30 человек, среди которых были как юноши, так и девушки. Данные подростки были поставлены на учет по разным основаниям: систематическое распитие спиртных напитков, мелкое хулиганство, побеги из дома и т.д. Большая часть этих подростков – 70% воспитывается в неполных семьях. Таблица 2.1 Сводная таблица состояния семей и посещаемости КДУ подростками девиантного поведения (2007-2008 учебный год).
Полные семьи составляют 30%. Большая часть этих подростков не имеет содержательного досуга – 83%, не посещают культурно-досуговых центров, не проявляют интереса к культуре и искусству. Лишь только 17% посещали КДУ, но делали это, как правило, не систематически или по принуждению. Итак, выявив подростков девиантного поведения, я решила провести среди них анкетирование, см. Приложение 1. В ходе анкетирования было опрошено 30 человек: 34% - девушки от 14 до 17 лет, 66 % - мальчики от 14 до 18 лет. Цель данного исследования я определила как: Выявление спектра интересов, потребностей и установок подростков. Как известно, в определенные возрастные периоды жизни человека значительную роль играет тот или иной социальный институт. Именно в подростковом возрасте отношения со сверстниками выходят на первый план, по сравнению с семьей и школой. Эта тенденция прослеживается в результатах исследования. Самое большое предпочтение подростки отдали общению с друзьями. 42%, 28% посещению дискотек, ночных клубов. Дискотеки, которые посещают подростки, в основном носят форму дискотеки-танцплощадки. Именно эта форма несет в себе ряд негативных моментов, - нет четкой цели этого мероприятия; организация подобной формы создает условия для проявления асоциального поведения (драки, употребление алкоголя, наркотиков). Все это является благоприятной почвой для роста правонарушений и преступлений. Далее, 13% - предпочитают слушать музыку. Печальным остается тот факт, что лишь 17% опрошенных посещает досуговые учреждения. В последнее время на выбор образца поведения подростка особое давление оказывают средства массовой информации. Прямо или косвенно они участвуют в формировании оценок, суждений детей. Наш экран заполнился дешевыми фильмами западного производства, которые, несут в себе жестокость, агрессию. Так было выявлено что: 55 % - подростков смотрит боевики, 30% - триллеры, 5% - фильмы с элементами эротики, 10% - комедии. На вопрос «Что ты понимаешь под здоровым образом жизни?» подавляющее большинство респондентов ответили: не пить – 40%, не курить – 30%, заниматься спортом – 20%. Такой вариант ответа, как «жить полноценной духовной жизнью», выбрали лишь 10% опрошенных. На вопрос «Ведешь ли ТЫ здоровый образ жизни?» ответ «Да» выбрало 24%. Большая часть ответила «нет» - 76%. При этом на вопрос «да» подростки выбрали следующие варианты: 10% - не курю, 11% - не употребляю спиртные напитки, и только 3 % из них занимаются спортом. А на вопрос «нет» а) не занимаюсь спортом - 19% б) употребляю спиртные напитки - 47% в) курю - 10%. Последние два вопроса позволили мне выяснить два аспекта: первый -их суждения о здоровом образе жизни, а второй - отсутствие у подростков стремления вести здоровый образ жизни. В следующих вопросах я попыталась выяснить, что является источником возникновения негативных привычек, откуда это идет. И получила следующие ответы: Употребление спиртных напитков: 50% - в компании друзей, 36% - из любопытства, 14% - просто так от нечего делать. Что тебя подтолкнуло попробовать первую сигарету: 31% - из любопытства; 23% - пример родителей; 22% - влияние друзей; 15% - мода; 9% - желание почувствовать себя взрослей. Немаловажным фактором в развитии ребенка является семья. Только наличие отца и матери может дать полноценное развитие личности. Именно в семье происходят первые шаги социализации, первое усвоение норм, правил, социальных ролей. Так на вопрос: «В какой семье ты воспитываешься?» большая часть опрошенных 70% ответила: в неполной и только 3% имеют отца и мать. Итоги следующего вопроса говорят о том, что в решении проблем подростков семья занимает не первое место. Опять же в первую очередь подросток делится со своими проблемами с друзьями - 52%, 26% - с родителями, 22% - не делится ни с кем. Последний вопрос говорит о том, какие жизненные ценности ценят подростки: 30% - счастье в семье, 25% - любовь, 20% - материальная обеспеченность, 15% - здоровье, 10% - образование. Несмотря на то, что поведение подростков имеет асоциальную направленность, их жизненные ценности основываются, прежде всего, на счастье в семье, любви и уважении. Это говорит о том, что еще не поздно изменить таких подростков, поставить их на правильный жизненный путь. Из этого следует задача по созданию всех условий для коррекции их социализации, вводя в организованную социально-педагогическую среду, одной из которых является коллектив. Также, основываясь на своих наблюдениях, общении с подростками и беседах с классными руководителями, я составила диагностическую карту, с помощью которой провела изучение уровня воспитанности подростков (см. Приложение 2). Таблица 2.2 Диагностическая карта измерения уровня воспитанности подростков девиантного поведения (2007-2008 учебный год)
По результатам данного исследования я пришла к выводу, что большая часть подростков имеет очень низкий уровень воспитанности (80-85%) и лишь немногие его превышают (10-28%) (характеристики см. ниже). Тем не менее, данная методика выявила довольно высокий (для данной группы) уровень любознательности (здесь, безусловно, следует учитывать возрастные особенности), что позволило мне надеяться на возможность заинтересовать подростков и тем самым добиться результативного повышения показателей. Далее я перешла к реализации второго этапа. 2.2 Реализация социально-педагогической программы социализации подростков девиантного поведения Второй этап можно назвать формирующим. Целью его является: предложить и апробировать социально-педагогическую программу социализации подростков девиантного поведения. Задачи: - формирование мотивации позитивных изменений; - вовлечение в культурно-досуговую деятельность. Вовлекая подростков в культурно-досуговую деятельность, я учла тот факт, что неотъемлемой составляющей всех этапов поведенческой интервенции безусловно является формирование мотивации позитивных изменений. Данная мотивация отсутствовала или была очень минимизирована, о чем свидетельствует диагностическая карта уровня воспитанности, проведенное анкетирование, а также включенное наблюдение. Далее хочу привести несколько характеристик подростков отклоняющегося поведения. Денис К. Пятнадцатилетний юноша. Требует пристального внимания к учебе. Является опекаемым ребенком, воспитывается у бабушки, которая часто болеет. Интересы этого подростка далеки от учебы. Слабый ученик по всем предметам, к тому же, пропускающий много уроков. В последнее время референтной группой с которой Денис проводит свое свободное время стали старшие подростки, как правило, не имеющие содержательного досуга. К тому же, этот юноша недостаточно уверен в себе, от чего сильно проигрывает. Создается впечатление, что подросток постоянно насторожен. Ему постоянно кажется, что его критикуют, что ему угрожают. Плохо владеет своими эмоциями, агрессивно реагирует на замечания в свою сторону, обидчив, злопамятен. Никакого интереса к посещению культурно-досуговых центров не проявляет. Ольга И. Девочка пятнадцати лет. Воспитывается в неблагоприятной семье. Мать и отец пью и дебоширят. Систематически привлекаются в УВД по причине семейных конфликтов. Имеют двоих детей, плохо справляются с выполнением родительских обязанностей. Девочка замкнута, малоконтактна. Часто неряшлива, систематически не выполняет домашнее задание. В выполнении какой-либо работы часто нуждается в соавторстве, ей трудно дается осуществление идей. Она инфантильна, легко поддается влиянию тех, кого считает значившими людьми (друзья). Неоднократно замечена в нетрезвом виде, состоит на учете в ОДН. Ольгу трудно вызвать на откровенность, но несмотря на кажущуюся отдаленность видно, что девочка страдает от своей изоляции и хотела бы завоевать симпатии окружающих, о чем свидетельствует порой неожиданные всплески эмоциональности и активности. Нуждается в поддержке и одобрении взрослого, очень чувствительна, часто не внимательна на занятиях. С ней необходим особый такт, мягкость и одобрение, чтобы она поверила в себя. Александр Е. Подросток семнадцати лет. Воспитывается в полной семье, где является единственным ребенком. Материальное положение семьи хорошее, но родители очень заняты работой и мало времени уделяют сыну. Подросток предоставлен сам себе. Мальчик самостоятелен, раньше хорошо учился, но в последнее время «скатился» до двоек. Любит признание и похвалу, нуждается в обществе. В последнее время поставлен на учет в ОДН за хулиганство и бродяжничество. Энергичен. Александра нужно занять полезной деятельностью, желательно привлечение семьи. Родители должны уделять больше внимания своему ребенку. У Александра преобладает формальная учебная мотивация, связанная с одобрением родителей. Для стимулирования мотивации изменения поведения я решила использовать потенциал референтных групп ими явились: - семья - одноклассники - СМИ (средства массовой информации). Одноклассники вошли в этот список, так как я отметила, что даже при наличии подростков отклоняющегося поведения большинство классов школы очень дружны, и имеют достаточно сбалансированный состав и благоприятный климат. Хотелось бы привести характеристику учебной деятельности и состояния коллектива, одного из них. В 10-том классе обучается 21 человек, в том числе 13 девушек и 8 юношей. Класс довольно дружный, ребята доброжелательно относятся друг к другу и в целом старательно учатся. Вместе с тем интеллектуальный уровень класса не слишком высокий, что является причиной того, что большинству учеников гораздо интереснее участвовать в различных спектаклях, вечерах, поездках, дискотеках ... Яркого лидера в классе нет. Но есть группа из 4-х девушек, которая является организатором всех классных дел. Это более ответственные люди, они не поведут. В 9-ом классе обучаются 25 человек: 12 мальчиков и 13 девочек. Пятеро детей в классе из многодетных семей. Воспитываются в неполных семьях трое детей. В классе имеются и неблагополучные семьи, таких две, характер взаимоотношений между учениками и родителями нормальный. Некоторые сложности имеются только у двух учеников их можно назвать «очагами возбудимости». Нередко именно они создают шум и затевают возню на уроках (с ними ведется индивидуальная работа, поддерживается постоянная связь с родителями). Что касается успеваемости, то учебный год класс закончили со следующими результатами: на «4» и «5» семь человек, с одной тройкой 5 человек. В плане учебы есть откровенно слабые дети. Учеба дается трудно, и, как правило, у таких ребят преобладает формальная учебная мотивация, связанная с получением отметок или одобрением родителей. Остальные ученики умеют ценить знания, сознательно занимаются. Большинство ребят класса с удовольствием принимают участие в проведении конкурсов и викторин, даже подготовили последнее родительское собрание (включив в программу игру «Крестики-нолики», где вопрос на игровых полях были связаны со знаниями из разных областей).В городских олимпиадах по математике в этом году успешно участвовали три человека. Уровень взаимоотношений учеников класса нельзя охарактеризовать одним словом. В целом ребята достаточно доброжелательны к друг другу и в трудных ситуациях каждый из них находит поддержку у одноклассников. Вне уроков ребята много времени проводят вместе, организуя коллективные игры. В то же время в повседневном общении ребята бывают грубы между собой, но стараются справиться с этим. Совершенно равнодушны к делам класса и школы, но при этом выполняют отдельные поручения три девушки. Уровень воспитанности в классе довольно высокий. В лексиконе ребят практически отсутствуют грубые слова. Редко можно услышать непозволительные интонации в разговорах друг с другом, учителями и родителями. Юноши более пассивны, чем девушки, и на уроках, и во внеурочной жизни. Тем не менее, некоторый учебный неуспех всегда встречает сочувствие и желание помочь. Исходя из этого, можно сделать вывод, что отношения между одноклассниками довольно доброжелательны. Безусловно, важное место в формировании мотивации отведено мною семье. Используя потенциалом семьи, объединяя усилия, можно значительно ускорить интервенцию и более адресно подойти к личности подростка (оценить личностные ресурсы). Также для формирования мотивации я использовала СМИ (средства массовой информации), так как необходимость работы в информировании, а также моделирование эффективного социального поведения (актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения), решаются с их применением наиболее успешно. Итак, работу по формированию мотивации положительных изменений я решила начать с организации деятельности, альтернативной девиантному поведению. Было решено принять самое активное участие в подготовке и проведении праздника «День школы», так как именно здесь могут проявить свои творческие возможности учащиеся разных классов, а значит разных возрастных групп. При распределении ответственности здесь важно учитывать возраст подростка, личную заинтересованность в деятельности и не допустить стигматизации – «навешивания ярлыков», главное найти в личности хорошее и поддержать в ней это. Ведь как говорил А.Сент-Экзюпери: «Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения». В процессе подготовки мероприятия «День школы» подросткам девиантного поведения я предложила самые «интересные» роли. Основываясь на предпочтениях ребят им было предложено: - помочь ди-джею в музыкальном оформлении праздника (подобрать музыку, сделать аранжировки ...); - участие в демонстрации показа моды (дефиле по сцене в платьях сделанных своими руками); - оформить зал к празднику (нарисовать плакаты, развешать декорации); - организовывать «фэйс-контроль» (выполнение функций охраны мероприятия); - разнести приглашения на праздник родителям (разместить информацию в СМИ). Результаты очень порадовали, ребята с удовольствием взялись за ответственные поручения. Но 10 подростков остались в стороне. Работа закипела. Часто у подростков не хватало знаний и умений, и здесь необходимо немного подтолкнуть, указав куда следует обратиться за помощью. Так, несколько девочек изъявили желание участвовать в показе мод, хотели бы узнать о ее новых тенденциях, а также научиться делать красивые наряды. Юноши участвовали в музыкальном оформлении, заинтересовались стилями музыки и хотели научиться пользоваться сложной аппаратурой. Нашим художникам-оформителям явно не хватало мастерства. В школе были развешаны информационные плакаты с указанием видов деятельности клуба, также активная помощь оказывалась со стороны родителей и ребят класса. Не навязчиво мы подводили подростков девиантного поведения к осознанию мысли о необходимости посещения культурно досуговых учреждений как места, где всегда помогут научиться новому интересному занятию соответствующему их интересам. Исходя из вышесказанного, я разработала социально-педагогическую программу социализации подростков отклоняющегося поведения в условиях организованной клубной среды. Предполагается, что данная программа будет реализована в рамках воспитательной деятельности клуба, который будет создан при центре социальной помощи семье и детям г. Минусинск. В качестве целевой установки можно рассматривать восстановление социального статуса в процессе творческого и физического развития детей. Клуб привлечет в свои стены подростков от 12 до 17 лет общеобразовательной средней школы №12 г. Минусинска при абсолютном учете всех трудных. Поэтому должны установиться конкретные взаимосвязи клуба с инспекциями и комиссиями по делам несовершеннолетних и другими специальными учреждениями. Важным условием успеха деятельности клуба является то, чтобы он был сформирован в соответствии с определенными социально-педагогическими условиями: • систематичность и целенаправленность любою воспитания и обучения, недопустимость их разрыва; • добровольность посещения, в отличие от учреждений закрытого типа; • возможность выбора занятий по интересам; • дружеское единство коллектива на основе уважения общественного мнения. Цель данной программы – коррекция процесса социализации подростков девиантного поведения через их духовное, гражданское, физическое, творческое, социальное развитие. Задачи: • вовлечение подростков в различные формы досуговой деятельности; • создание условий для их самовыражения, саморазвития; • создание условий для организации совместного досуга детей и родителей; • совместная работа клуба со школами, инспекциями и комиссиями по делам несовершеннолетних, а также центром социальной помощи г. Минусинска, так как только совместными усилиями можно добиться положительных результатов в воспитании трудных подростков. Деятельность клуба будет вестись по следующим направлениям: - спортивно-оздоровительная; - профессиональная ориентация; - художественное творчество; - техническое творчество; - краеведческая. Отнесение этих направлений к тому или иному виду воспитания является условным, так как нельзя четко разграничить грани применения тех или иных форм деятельности. В данном случае я использовала принцип доминирования. Одной из основных сторон деятельности клуба является трудовое воспитание, цель которого заключается в оказании содействия в профессиональной ориентации: • создание кружка технического творчества (радиотехника), что в свою очередь даст возможность заработать деньги своим трудом через оказание услуг по ремонту технических приборов; • посещение дней открытых дверей в среде - специальных учебных заведениях демонстрация диапазона профессионального выбора; • конкурс юного дизайнера на лучшее оформление помещения; • организация интересных встреч с представителями различных профессий. Гражданское воспитание. Его цель – формирование гражданского самосознания: Целью создания краеведческого кружка «Мой город» является формирование интереса к прошлому своего края, развитие исследовательских навыков. В рамках деятельности кружка предполагается: • устные журналы, встречи с ветеранами Войны, воинами-афганцами; • проведение краеведческих экскурсий «Достопримечательности родного города». Организуя социально-культурную деятельность по физическому воспитанию, планирую: > организовать школу самозащиты, рукопашный бой, дзюдо, самбо, карате; > открытие школы службы спасения, обучение навыкам по оказанию первой медицинской помощи, а также обучение правилам поведения во время стихийных бедствий; > проведение дня здоровья (ежемесячно). Цель данной работы физическое развитие, закалка организма, научение владеть своим телом, координировать свои движения, а также осознание необходимости в здоровом образе жизни. Нравственное воспитание. В процессе деятельности данного направления происходит формирование нравственных качеств личности: > участие в движение «Социальная инициатива» помощь престарелым, слабым, обездоленным людям; > организация театрализованных представлений, праздников, мероприятий для детей-инвалидов, неблагополучных, неполных, многодетных семей (в данной работе подразумевается совестное сотрудничество с Центром социальной помощи семье и детям г. Минусинск). > воскресный дискуссионный клуб «Новый взгляд молодых». Эстетическое развитие подростков будет происходить: I.Через участие подростков в эстетической секции «Грация» для девушек от 11 до 15 лет, так как именно в этот период у девочек происходит максимальное, как физическое, так и духовное формирование. Цель формирование женских качеств через физическое и духовное общение. Основные задачи секции «Грация»: - духовное совершенствование девочек в подростковом возрасте; - рост творческой активности; - физическое оздоровление. Работа секции включает в себя следующие направления: 1) группа шейпинга; 2) психологические тренинги; 3) цикл бесед «Уроки Афродиты» теоретический курс с привлечением специалистов по эстетическим вопросам (парикмахер, косметолог, модельер и т.д.); 4) обучение танцам и специальной пластике; II. Посещение театров, музеев, выставок. III. Организация шоу-конкурсов «Детская мода глазами ребят», «Изменчивая мода», «А, ну-ка, девочки!», «Вперед, мушкетеры!». Творческое воспитание будет происходить в созданных при клубе: 1) кукольном театре, где ребята не только готовят театрализованные представления, но и обучаются технологии шитья кукол. 2) кружок «Игра на гитаре». Проводя работу в клубе по этим направлениям, нужно помнить, что лишь тесное единство всех сторон в воспитательном процессе может обеспечить успех всей деятельности клуба. Исполнители программы: - социальные педагоги; - профессиональные режиссеры; - специалисты по эстетическим вопросам; - комиссия по делам несовершеннолетних. Финансирование: Министерство культуры Красноярского края, Городское управление образования, спонсорская поддержка, Администрация г. Минусинск. Таким образом, подростки явно были заинтересованы и с удовольствием начали посещать КДУ. Эффективность такой работы оказалось очень высокой. Из 20 подростков не посещавших культурно досуговые учреждения, либо посещавших их не регулярно, за помощью обратились 18 человек – 60%. В этот момент очень важно заинтересовать (вытеснить негативное поведение путем вовлечения в другую среду). Остальные же ребята (12 человек – 40%), по прежнему, не хотели участвовать в мероприятии. Тогда я решила привлечь СМИ. На местном телеканале были размещены видеоролики с изображением жизнерадостных подростков с позитивным устремлением в будущее, которые призывали присоединиться к их числу. Здесь же я использовала воспитательный потенциал семей заинтересованных в воспитании подростков, проводила беседы с родителями, выяснила увлечения и предпочтения их детей. Агитация и работа с родителями тоже сделали свое дело, из 12 оставшихся ребят 5 ребят – 16% заинтересовались участием в культурно-досуговой деятельности, но по прежнему в работе класса по созданию мероприятия не принимали участия. Итак, результат проведенной работы оказался таким: Мероприятие было хорошо подготовлено и успешно проведено. Из 30 рассматриваемых подростков в КДД было вовлечено 23 человека (77%), это, безусловно, неплохой показатель, если учитывать, что 4 из 30 детей (13%) хоть и не систематически, но все же посещают КДУ. Неохваченными остаются лишь 10% - 3 подростка, хотя они приятно удивляют и понемногу начинают участвовать в жизни класса. Например: В процессе подготовки нашего мероприятия спонсорская помощь была явно недостаточной и встал вопрос о награждении победителей. Тогда две девочки, все это время остававшиеся в стороне, предложили испечь торт, все с радостью согласились, и после мероприятия получилось дружеское чаепитие. Один же мальчик просто посетил наш праздник, придя нарядным, что свидетельствует о наличии у него заинтересованности жизнью класса и открывает довольно неплохие перспективы. Далее я перешла к заключительному третьему этапу моего исследования, который можно назвать контрольным. Цель: Выявить эффективность применяемых средств и методов в социализации подростков девиантного поведения. Задачи: - проведение сводной диагностики по всем исходным параметрам; - выработка рекомендаций по организации КДД к подросткам девиантного поведения. В 2008-2009 учебном году проведена сводная диагностика и выявлено: Таблица 2.3 Сводная таблица состояния семей и посещаемости КДУ подростками девиантного поведения (2008-2009 учебный год).
Диаграмма 1. Динамика изменений посещаемости КДУ подростками девиантного поведения. Исходя из этого можно сделать вывод, что посещаемость культурно-досуговых учреждений возросла на 60%, а также стала более систематической. Некоторые подростки проявляют интерес к школьной жизни, что позволяет делать весьма оптимистические прогнозы и в определенной степени планировать будущее без девиантного поведения. Также в 2008-2009 учебном году я повторно составила диагностическую карту, чтобы отследить изменения произошедшие в воспитанности подростков. Таблица 2.4 Диагностическая карта измерения уровня воспитанности подростков девиантного поведения (2008-2009 учебный год)
Исследование показало, что уровень воспитанности изменился по всем показателям. Подростки стали более гуманны, любознательны, трудолюбивы, целеустремленны, культурны, требовательны к себе. Итак, я занималась изучением эффективности культурно досуговой деятельности как средства профилактики девиантного поведения подростков. Положения гипотезы были сформированы следующим образом. Досуговая деятельность повлияет на социализацию подростков если: - досуг будет организован через систему дополнительного образования; - досуг будет связан с интересами и приоритетами подростков; - приоритет в досуговой деятельности будет отдан групповым формам работы. Реализуя данные предположения в процессе своей работы с подростками, я отметила позитивную динамику и пришла к выводу, что использование культурно-досуговой деятельности как средства профилактики девиантного поведения подростков достаточно эффективно оказывает положительное влияние на различные виды девиаций (при обязательном условии индивидуализации), таким образом, безусловно подтвердив свою гипотезу. Тем не менее, рассматривать культурно-досуговую деятельность в данном контексте можно лишь как одно из средств социализации и целесообразно использовать принцип комплектности (организовывая воздействия на различных уровнях социального пространства, см. Приложение 3). Исходя из результатов проведенной работы хотелось бы дать рекомендации по организации культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения. Для более успешной социализации подростков средствами КДД необходимо: - учитывать индивидуальные характеристики подростка (половые, возрастные, социальные); - уделить пристальное внимание формированию мотивации позитивных изменений; - добиться комплексности (организация воздействия на различных уровнях социального пространства школы, семьи, общества); - не допускать стигматизации, дать возможность самореализовываться; - отдавать приоритет групповым формам работы; - позитивная устремленность в будущее (планирование будущего без девиантного поведения); - основанность досуга на интересах подростка; - добровольность посещения КДУ. Заключение В данном исследовании я рассматривала культурно-досуговую деятельность как средство профилактики девиантного поведения подростков. Фактически я занималась первичной профилактикой, которая предполагает устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Работу в отношении конкретной группы девиаций я не осуществляла, поскольку любую стратегию работы в данном направлении следует намечать с известной долей условности, и, используя только культурно-досуговую деятельность полную систему выстроить просто невозможно. Тем не менее, все поставленные задачи считаю выполненными в полном объеме, а полученные результаты свидетельствуют о достаточно эффективном положительном влиянии культурно досуговой деятельности на социализацию подростков девиантного поведения. Поэтому, безусловно, принимать во внимание культурно досуговую деятельность как одно из средств профилактики девиантного поведения подростков просто необходимо. За один год исследования посещаемость культурно досуговых учреждений возросла на 60%, также зафиксировано повышение уровня воспитанности по всем показателям, явно фигурирует положительная динамика, так уровень гуманности возрос на 18%, любознательность повысилась на 10% и возросла до среднего уровня, трудолюбие также возросло на 10%, демонстрирует увеличение и целеустремленность - на 5%, не отстает и уровень культуры, который вырос на 8%, хорошего роста достигла требовательность – 8% и это всего за 1 год наблюдений. Эти характеристики позволяют с надеждой смотреть в будущее, планируя его без девиантного поведения. Библиография 1. Балцевич В.А. Семья и молодежь: профилактика отклоняющегося поведения, Л.: Университетское, 1989 г. 2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии // Социальное здоровье России, 1994 г. 3. Бирженюк Г.М. основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ, С-Пб., 1992 г. 4. Богомолова Л.В. Подростковая культура: проблемы эстетического воспитания подростков. М., 1988 г. 5. Волков В.И. Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования, 1988 6. Воловик А. Введение в интерес. М.,1983 7. Гаврилова Г.П. Личностные трудности и проблемы подростков// Психологическая наука и образование №1, 1997 8. Дети и насилие/ материал Всероссийской научно- практической конференции. М.-С-Пб., 2-8 октября 1994 9. Ерошенков И.И. Работа клубных учреждений с детьми и подростками. М.: Просвещение, 1986 10. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности, 1998 11. Киселева Г.Г. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995 12. Ковальчук А.С. Социально-культурная деятельность. Орел, ОГИИК, 1997 13. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989 14. Краковский А.П. О подростках. М.: Просвещение, 1970 15. Краткий психологический словарь/ сост. Карпенко Л.А.; под ред. А.В.Петровского. М., 1985 16. Крестьянов В.П. Методика работы клуба с детьми и подростками. М., 1980 17. Крутецкий В.А. Психология подростка, 1965 18. Лелюх В.Ф. Проблемы девиантности и социально-правовой адаптации молодежи. Улан-Удэ, 1999 19. Макаренко А.С. О воспитании. М, 1988 20. Масалев Б.Г. Досуг: методология и методика. М., 1995 21. Мастеров Б.М. Психология саморазвития. Рига, 1996 22. Махов Ф.С. Когда подростку интересно. Ленинград, 1986 23. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995 24. Овчарова Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы. М., 1996 25. Павленок Г.Д. Основы социальной работы. М., 1998 26. Потанин Г.М. психолого-коррекционная работа с подростками. С-Пб., 1995 27. Прихожан А.И. Проблемы подросткового кризиса // Психологическая наука и образование - №1, 1997 28. Проблемы эстетического развития личности школьника под ред. А.И.Бурова. М., 1987 29. Психологический словарь, 2-е изд. Под ред. Зимченко В.П. М., 1996 30. Рябушев В.Н. Теория социально-культурной деятельности, Улан-Удэ, 1999 31. Санхядова А.К. Вестник социального работника. Бурятское отделение межрегиональной ассоциации работников, Вып. 1, 1998 32. Социальная работа: проблемы и пути развития // Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Улан-Удэ, 1997 33. Социально-психологические особенности формирования любительских объединений (методические рекомендации) М., 1986 34. Стрельцов Ю.А. Педагогические основы работы с клубным коллективом. М., 1979 35. Сукало А.А. Педагогические возможности культурно-просветительной деятельности в социализации личности несовершеннолетних правонарушителей. Л., 1987 36. Теория и методика социальной работы, Часть II, М., 1994 37. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. С-Пб., 1996 38. Флейк-Хобсон К. Мир входящему: развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1992 39. Фролова Г.И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками. М., 1982 40. Харчева В. Основы социологии. М., 1997 41. Цилуйко М.В. Некоторые технологии преодоления стереотипизации у подростков с отклоняющимся поведением // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы -№1, 1998//. 42. Эльконин Д.Б. Возрастные особенности младших подростков М., 1967 #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1]Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д.: Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. – М.: Издательство Московского государственного университета культуры, 1995,-136 с. Страницы: 1, 2 |
|
© 2010 |
|