РУБРИКИ

Курс лекций по ораторскому искусству

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Курс лекций по ораторскому искусству

Курс лекций по ораторскому искусству

Курс "Ораторское искусство"

Представленный ниже материал подготовлен благодаря тем лекциям, которые я слушал у Феликса в Москве в 1999 г. Если Вас заинтересовал этот материал, Вы сможете связаться с ним по тел. (095)203-2480 и пройти курс лекций по ораторскому искусству. Также исходные тексты лекций  были дополнены моими наблюдениями и примерами из практики. Копирование ничем не ограничено и приветствуется (при ссылке на авторов).

Альтернативный довольно неплохой курс г-на Шахиджаняна Вы сможете найти по адресу #"#_Toc514728703">1     "Уверенность в себе"......................................................................................................................... 2

2     Непрерывность речи........................................................................................................................... 3

3     Композиция речи - Compositio..................................................................................................... 4

4     Контакт с аудиторией....................................................................................................................... 6

5     Интонационная выразительность........................................................................................... 8

6     Словарный запас................................................................................................................................ 10

7     Понятность речи................................................................................................................................ 11

8     Артистизм............................................................................................................................................... 11

9     Маленькие советы............................................................................................................................ 12


Разминка

Упражнение №1 "Тренировка короткой памяти"

Упражнение в группе. Каждый член группы представляется (Меня зовут Дима...) Каждый последующий повторяет имена всех предыдущих в том порядке, в котором они представлялись и называет свое имя.


Упражнение № 2

Участвующие рассказывают о своих опытах публичных выступлений (удачных и неудачных)


1           "Уверенность в себе"

Через скованность проходят все люди. Человек не рождается скованным, таким его делает общество. 90% людей боятся публичных выступлений. Для некоторых страх перед аудиторией занимает второе место после страха смерти.


Примеры. Наполеон упал в обморок при своем первом выступлении в Парламенте. Рокоссовский брал уроки публичного выступления.


На самом деле избавится от скованности не так сложно, как это кажется на первый взгляд. Скованный человек боится, что о нем плохо подумают и это и вызывает скованность. Волнение забирает часть эмоциональной энергии, необходимой для выступления. При выступлении перед аудиторией нас смущает:

·         Количество слушателей

·         Состав аудитории

-         По степени знакомства (родственники, коллеги, чужие люди…)

-         По степени авторитетности

·         Возможные последствия выступления


Методы борьбы со скованностью

Страх имеет свой диапазон от легкого испуга до панического ужаса. 

Существуют следующие способы борьбы со скованностью при публичных выступлениях:

Упражнение

Пение в аудитории (все слушатели) для повышения уровня уверенности в себе.

Упражнение

Тема для обсуждения в аудитории - "Смертная казнь за и против" Желающие высказаться выходят и рассуждают на эту тему, отстаивая свою точку зрения.

По результатам - обсуждение ошибок и методов их исправления.


1.        Практика. Она способствует приобретению привычки находиться в центре внимания)

2.        Предварительная подготовка, т.е. доскональное знание темы, наличие плана выступления, подсказок

3.        Физическая расслабленность. Неконтролируемые мышечные зажимы отнимают часть эмоциональной энергии.

4.        Верить в то, что выглядишь и говоришь хорошо.

5.        Работа с зеркалом, магнитофоном. Сбор мнений и замечаний слушателей.

6.        Делать то, что страшно  (принцип работы с тяжелыми весами - метод японских менеджеров) Пример - рассказать свою биографию в метро. Спеть песню в публичном месте.

7.        Самовнушение (для создания нужного настроения)

Представить, что слушатели - Ваши друзья. Представить, что слушатели - Ваши подчиненные или люди, которые заняли у Вас деньги и не вернули в срок. Самовнушением надо заниматься непосредственно перед выступлением.

8.        Надевать "маску" уверенности. Внешняя уверенность способствует проявлению внутренней уверенности.


Признаки уверенности

Признаки неуверенности

Зрительные

Правильная осанка

Сутулость

Уверенное выражение лица. Расслабленные мышцы лица

Неуверенность, выражение растерянности, испуга

Взгляд прямой, в глаза. Он говорит - на него, я говорю - можно и отвести глаза.

Взгляд фиксированный, не менее 2 сек. На одном объекте.

Бегающий взгляд, "прячущиеся" глаза

Жесты

Жесты соответствуют словам

Лишние жесты без привязки к словам

При перемещении взгляда поворачивается вся голова

Перемещение взгляда только глазами

Слуховые

Голос достаточно громкий (не путать с криком), рассчитанный на последний ряд, ровный (Перед выступлением можно проверить как вас слышно)

Голос тихий, "дрожащий"

Тон голоса уверенный, речь эмоциональная (м.б. радость, удивление и т.д.)


Нет лишних пауз, заикания

Лишние паузы, заикание

Однозначность в действиях. Сначала решил, а потом сделал. Неоднозначность в действиях трактуется как смущение, не знание темы.

Не надо извиняться без надобности.

Не следует использовать неоднозначных слов

Избегать словосочетаний типа "может быть", "наверное" …

 

Упражнение

Ролевая игра. Надо представить себя в роли Президента России. Слушатель садится за стол перед аудиторией. Аудитория задает вопросы (в т.ч. и "неприятные"), на которые необходимо ответить, проявив все признаки уверенности


Упражнение

Для раскрепощения - чтение стихов вслух перед аудиторией.  Отрывок готовит модератор. Маркером выделяются ударные слова.


Слушатель ждет, что ему подадут яркую речь. Блеклое выступление он не слушает, а если она еще и несодержательная, то многие "голосуют ногами", создавая при этом еще худшую обстановку.


Упражнение

Тема для обсуждения "Гороскопы, нужны ли они? А если нужны, то кому?"


2           Непрерывность речи

Н.р. - способность говорить бесконечно долго на самые разнообразные темы. Она необходима тогда, когда мы либо забываем план речи, либо говорим экспромтом.


Ненужные паузы во время выступления одно из худшего, что может произойти. Аудитория начинает волноваться за выступающего. Если все же это случилось, то паузу надо обязательно держать, т.е. не проявлять признаков волнения, либо заполнять речью. При этом все мысли хороши кроме банальностей и глупости.


Методы избегания ненужных пауз.

1.        Развитие последней мысли, т.е. та мысль, на которой ты остановился, является темой для дальнейших рассуждений.

2.        Использование слов стимулирующих появление очередных мыслей:

Потому что, поэтому, иначе сказать, например, кроме того

3.        Метод "блуждания по лабиринту"


А. Ответвление к смежным темам.

Пример: Автомобиль – ГИБДД - Госчинвники-Взятка-Тюрма-Сибирь

Рекомендация. Отвлекаться не более чес на одну ступень


Б. Всестороннее освещение темы. Мысленно или вслух задаешь себе вопросы и сам на них вслух отвечаешь.

Пример. Автомобиль ( Какие марки? Кто их предпочитает?)


Упражнение на тренировку памяти. Попытаться вспомнить цепочку своих рассуждений в обратном направлении.


Использование этих методов позволяет сделать речь плавной, когда одна мысль логически следует из другой и при этом сохраняются все признаки уверенности


Прим. Если есть проблемы с ненужными паузами, то лучше избегать пользоваться этими методами.


Упражнение: Слушатель говорит на заданную тему и по сигналу (хлопок) без паузы продолжает говорить на другую тему. Тема совпадает со словом на котором он остановился.


 Упражнение: Говорить на тему средней сложности в течение 10 минут

( мозжечок, дирижабль, )

 Упражнение: Продержаться на незнакомом слове 1 минуту.

 Нельзя фантазировать и говорить откровенную глупость

( Консалитет ( морская квитанция), пиот, блювал (синий кит) кашпо, лонжерон, гугол = 10**100, прецессия (ось вращения), эстамп, фактор "комодити")

Подсказка: ассоциации, звучание слова


Тема для обсуждения: Клонирование: за и против




3           Композиция речи - Compositio

Все силы и способности оратора служат выполнению следующих пяти задач: во-первых, он должен приискать содержание для своей речи; во-вторых, расположить найденное по порядку, взвесив и оценив каждый довод; в-третьих, облечь и украсить все это словами; в-четвертых, укрепить речь в памяти; в-пятых, произнести ее с достоинством и приятностью» Цицерон

К.р. обусловлена психологией восприятия психологии восприятия слушателя. Она обеспечивает понятность и длительность запоминания речи, наводит порядок в мышлении говорящего.


Три принципа построения речи:

1.        Классическая схема (вступление, основная часть, заключение) Вступление и заключение по объему должно быть не более 1/3 от всего объема выступления.

2.        Целеустремленность. Любая речь имеет общую и конкретную цели.


Общие цели:

·         Убедить

·         Призвать к действию

·         Информировать

·         Развлечь

·         Воодушевить

·         Получить ответную реакцию

·         Произвести впечатление ( как правило - это скрытая цель)


В выступлении обязательно должна быть главная мысль (тезис), которому посвящено все выступление. Это "ствол дерева речи". На нем надо фокусироваться.  С него начинать и им заканчивать ("Запоминается последнее". Штирлиц 17 мгновений весны)


3.        Последовательность

4.        Каждая мысль должна логично вытекать из предыдущие. Нужен "мостик". Надо готовить слушателей. Переход к последующей мысли только после того, как закончена последняя

( не пересекаться и не повторяться).


Речь - самолет в полете. Есть взлет, основной маршрут, посадка, определено время полета. Нельзя отклоняться от маршрута, возвращаться назад, нужно "перелетать" в следующий участок только поле того, как закончен предыдущий.


Универсальный способ построения речи:

1.        Сформулировать тезис

2.        Раскрыть его (привести аргументы «за» и «против»)

3.        Повторить тезис еще раз


Необходимо иметь "перспективу речи". У человека точка внимания только одна. Тяжело держать в голове сразу несколько мыслей.


Упражнение: Даны два разных слова. Надо говорить об одном и плавно подводить речь к другому

Темы

Математика и кино

Автомобиль и чеснок

Девушка и напильник

Високосный год  и чемодан

Любовь и керосин

Небо и теория вероятности

Есенин и взятка


Такое упражнение стимулирует мышление.


Тема для обсуждения: "Церковь и религия"  (Церковь не в бревнах, а в ребрах)


Совет Перед выступлением всегда оставлять свои координаты. Меня зовут ______, должность, по таким-то вопросам со мной можно связаться по тел ___________. Это же стоит повторить и после выступления.


Совет Если Вы выступаете перед аудиторией и у Вас есть презентационные материалы для демонстрации их на экране, то необходимо иметь указку. Для этих целей идеально подходит  детская игрушка «лазерный луч».  При этом, обязательно надо предварительно проверить, как Ваша презентация читается на компьютере, т.к. зачастую возникают проблемы со шрифтами, освещением и д.р. 


4           Контакт с аудиторией

Когда аудитория незнакомая, то м/у  выступающим и публикой возникает стена "официальности", недоверия, которое препятствует воздействию на слушателей. Такое происходит практически всегда. Стену надо разрушить, т.е. установить контакт. Хотя со временем "стена" разрушается сама, лучше убрать ее сразу. Этому помогают следующие средства контакта с аудиторией.

·         Доброжелательность, которая выражается в улыбке, доверительном тоне голоса

·         Естественность

·         Раскрепощенность

·         Разговорный стиль изложения

·         Свободные жесты и движения

Зрительный контакт (это забота о слушателе). Большая часть времени надо смотреть в глаза, фиксируя взгляд.

"Мы" как форма общения вместо "Я"- "Вы". Потому что я-вы = противопоставление, я мы - одно целое

Методы привлечения внимания

1.        Содержание речи (м.б. сдобрена хорошими, запоминающимися примерами)

2.        Яркость - интонация, эмоциональность

3.        Паузы (начальная). Важно делать паузы до и после главных мыслей (Гитлер держал паузу до 10 минут)

4.        "Сказка". Интересный рассказ, анекдот, любопытный факт (Должна быть конкретика  (кто? где? когда?)

5.        Вопросы слушателям. Часть информации полезно донести в виде диалога, т.к. характер монолога притупляет внимание слушателя. Когда человек слышит вопрос, он начинает мысленно отвечать на него. При этом не всегда уместно задавать вопросы.

6.        Интригование - обещание интересной мысли. ( А сейчас я Вам расскажу интересный случай)  Часто этим приемом пользоваться нельзя

7.        Наглядность (привлечение зрительного внимания)

·         Заранее подготовленные иллюстрации, презентация

·         Рисование на доске (никогда нельзя поворачиваться спиной к залу, даже если рисуешь)

·         Демонстрация на личном примере (вот, посмотрите на мой галстук…)

Навыки тренируются постепенно. Сначала нужно, чтобы соответствовали жесты, затем другой элемент

8.        Дикция (как резкость фотографии)

Существуют дефекты от небрежного произношения. Есть врожденные дефекты.

Звуки рождают губы и язык. Надо создать как можно больший объем во рту. Губы должны быть слегка напряжены


Для тренировки надо проговаривать скороговорки


·         Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул руку в реку Грека, рак за руку Греку цап

·         Шла Саша по шоссе и сосала сушку

·         Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла Кларнет

·         Карл у Клары украл доллары, а Клара у Карла - квартальный отчёт (Современный вариант)

·         У перепела и перепелки пять перепелят.

·         Сшит колпак не по-колпаковски, надо бы колпак переколпаковать, перевыколпаковать.

·         На дворе дрова, на дровах братва, у братвы трава (шутка).

·         Не видно - ликвидны акции или не ликвидны.

·         Кукушка кукушонку купила капюшон, так в капюшоне он смешон.

·         Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизировали.

·         Нищий шуршит тыщами и пятидесятитысячными.

·         Высшие эшелоны шествовали подшофе.

·         Налогооблагаемая благодать.

·         Невзначай зачали чадо до бракосочетания.

·         Израиль из рая ль?

·         На ура у гуру инаугурация прошла.

·         Горький окал около колонии Макаренко.

·         Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

·         Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

·         Невелик бицепс у эксгибициониста.

·         Саша - само совершенство, а еще самосовершенствуется!

·         Это колониализм? - Нет, это не колониализм, а неоколониализм!

·         Тпру, тпру, Жириновский, тпру!

·         В Кабардино-Балкарии валокардин из Болгарии.

·         Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

·         Кто не работает, тот не ест то, что ест тот кто работает.

·         Токарь Раппопорт пропил пропуск, рашпиль и суппорт.

·         Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

·         На нее глазели глаза газели.

·         Недопереквалифицировавшийся.

·         Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в "Ромэн" на "Кармен".

·         Шеф швейни лжив - пошив паршив.

·         Все скороговорки не перевыскороговоришь.

·         Ловко лавируя в ларингологии, лекарь-ларинголог легко излечивал ларингиты

С хорошей коллекцией скороговорок можно познакомиться по адресу

#"_Toc514728707">5           Интонационная выразительность  

 И.в. необходима для привлечения внимания слушателей и облегчения понимания речи.


·         Паузы

·         Тон голоса (диапазон по высоте) Речь - как песня и желательно, чтобы амплитуда была большой.

·         Громкость

·         Темп


Надо делать ударение на ключевые слова. Они, как правило, громче/тише, ниже/выше и заключаются в паузы.


Пример Комбинация протонов и электронов делает все многообразие мира.

Вопросительное ударение передается повышением тона в голосе, утвердительное - понижением


Правила ударения в русском языке.

1.       Перечисляемые слова - ударные. Банки, инвестиционные компании - все являются финансовые институтами

2.       Слово, обобщающие перечисление - ударные. Все, ничто, нигде, никогда, всегда

3.       Слово, содержащие вопрос, ударное - где, куда, зачем, откуда

4.       Противостоящие слова - ударные (что посеешь, то и пожнешь )

5.       Слово, с которым что-то сравнивается, ударное (злой как черт, глупый - как пробка)

6.        Правило прилагательного. Если прилагательное стоит перед определенным существительным, то ударение падает на существительное (при прочих равных условиях)

Если прилагательное стоит после существительного, тогда ударение падает на существительное.


Упражнение: Берется предложение и делается разное ударение (вопросительное, восклицательное, утвердительное) Интонация - растерянность, ярость, равнодушие


Сегодня на улице холодно

Я вам устрою

Мне деньги нужны

Я сам не местный

Россия Вас не забудет

Жизнь прожить не реку перейти

Кавалерия атакует флот и побеждает


Упражнение: Все слушатели пишут название речи и тезисы к нем. После чего наугад выбирают и ярко эмоционально раскрывают тему.


Есть ли жизнь на Марсе

Кому надо отдать деньги вкладчиков Сбербанка

Даешь инвестиции в Южный Полюс

Деньги надо хранить в китайских юанях

Кто за нас, братцы


Упражнение:  Выделять ударением слова.

Если я этого достиг, то не благодаря, а вопреки тебе.

Прочитать отрывок из стихотворения

Скрипка издергалась, упрашивая,

И вдруг разревелась,

Так по-детски,

Что барабан не выдержал:

«Хорошо, хорошо, хорошо!»

А сам устал,

Не дослушал скрипкиной речи,

Шмыгнул на горящий Кузнецкий

И ушел.

В.В. Маяковский


Быть иль не быть – таков вопрос;

Что благородней –духом покориться

Пращам и стрелам яростной судьбы

Иль, ополчась на море смут, сразить их

Противоборством? Умереть, уснуть –

И только; и сказать, что сном кончаешь

Тоску и тысячу природных мук,

Наследье плоти, - как такой развязки

Не ждать? Умереть, уснуть, - Уснуть!

И видеть сны, быть может? Вот в чем трудность;

Какие сны приснятся в смертном сне,

Когда мы сбросим этот бренный шум, -

Вот что сбивает нас; вот где причина

Того, что бедствия так долговечны;

Кто снес бы плети и глумленья века,

Гнет сильного, насмешку гордеца,

Боль презренной любви, судей медливость,

Заносчивость властей и оскорбленья,

Чинимые безропотно заслуге,

Когда б он сам мог дать себе расчет

Простым кинжалом? …

В. Шекспир

 


6           Словарный запас

Чем больше словарный запас, тем более выразительна речь. Словарный запас человека делиться на активный и пассивный.  Весь словарь русского языка около 40 тыс. слов, первые 1000 слов составляют 67% от словаря обычного человека, первые 100 наиболее употребляемых слов – 41%, первые 10 слов – 18%. Шекспир использовал –14 тыс. слов, Пушкин –27 тыс., средний человек –4-5 тыс.


Методы увеличения словарного запаса

1.        Чтение вслух. Помогает запоминать новые слова. Когда читаешь про себя быстро забываешь

2.        Изучение словаря синонимов. В среднем слово имеет 5 синонимов, но есть и слова у которых их более 40 (хорошо). Прим. В 2000 офисе в word есть стандартная функция подбора синонимов в правом меню мыши.

3.        Беседы.

4.        Важно завести тетрадь, в которую записывать понравившиеся слова и обороты. Чтобы они были  в активе нужно периодически их перечитывать. Прим. Если новое слово в течение дня произнести три раза, оно становиться обиходным.

Афоризм. Если каждый месяц ты будешь учить 5 новых слов, то через год друзья будут думать, за кого он себя принимает.


Наш словарный запас динамичен. Если долго не говорить, то он уменьшается. Если находиться в профессиональной среде – то появляется жаргон.


Упражнение: Ролевая игра. Руководитель ругает подчиненных.

Тема для обсуждения: конец света


Убедительность речи.

Требование к аргументации

  1. Аргументы должны быть резкими. Они могут воздействовать как на разум, так и на чувства
  2. Аргументы должны быть конкретными. Инфляция не просто низкая, а равна 18% в год. Общие фразы звучат голословно и отрицательно действуют на человека.

Методы внушения

Внушение удается, когда человек не задумываясь верит говорящему. Зачастую можно внушить даже абсолютную чушь умным людям.

  1. уверенный тон голоса (я знаю, о чем говорю и не верить в это просто смешно). Между уверенным тоном голоса и содержанием речи связи может и не быть.
  2. Однозначная аргументация

Акцентировать внимание слушателей только на выгодах, скрывая недостатки тезиса. Слушатели не всегда знают о предмете все. Для большей убедительности слушателям можно привести 2-3 аргумента и доказать их несостоятельность. Данный метод очень опасен и действует в очень ограниченных ситуациях.

  1. Убеждающие обороты. Их нужно ставить перед внушаемым утверждением (как известно, давно доказано, ни для кого не секрет и т.д.). Их можно использовать, когда нет времени на доказательство тезиса, либо когда не знаешь как это сделать, либо перед ложным утверждением.
  2. Ссылка на авторитет. Люди часто слепо верят авторитетам. М.б. ссылка на специальную литературу, статистику. Часто ораторы ссылаются на Библию.
  3. «Гомеров порядок» расположения аргументов. На первом месте – сильный, далее слабее, еще слабее, а в конце – самый сильный. Такой порядок обусловлен свойством человеческой памяти – запоминать начало и конец речи. Речь производит впечатление еще и после ее прослушивания.
  4. Выработка рефлекса на правду. Правда, правда, правда, внушаемое утверждение, правда …
  5. Утверждение за слушателя. Как видите, вы это обязательно сделаете, вы точно будете вспоминать. Обычно этим методом заканчивают речь
  6. «Намек». Заложить ответ в вопрос. Использовался в референдуме. Хотите ли Вы, что бы СССР сохранился? Хотите ли Вы, чтобы республики получили независимость? Человеку психологически легче отвечать положительно, чем отрицательно.

Нужно, что бы человек ответил хотя бы нейтрально. В этом случае, возможно воспользоваться методом «Да, и».  Убеждающая речь оказывает большее влияние на слушателя, когда она произнесена целиком от начала до конца, а не в форме полемики. Если же все же полемика началась, то лучше прервать ее и сказать, что на все вопросы Вы ответите по окончанию выступления.


Темы для произнесения речи:

Читать книги/не читать книги

Платить налоги/ не платить налоги

Ешьте мясо / не ешьте мясо


Нелепые темы

Выходить замуж надо в 10 лет

Давайте загрязнять атмосферу

Давайте запретим все светофоры

Давайте сыпать соль на дороги


7           Понятность речи

Причины неясности выражения мыслей говорящего м.б. из-за:

  1. Нечеткость выражения. Осознанные и неосознанные недомолвки. Многие думают, если мне известно, значит и всем другим тоже. Необходимо использовать набор т.н. ключевых терминов.
  2. По «техническим» причинам. Оратор говорит невнятно, слишком быстро или очень тихо.
  3. Построения очень длинных предложений, когда слушатель забывает с чего начал оратор.
  4. От использования сложных понятий без объяснения. Надо стремиться к простоте изложения
  5. Степень ораторской подготовки определяется тем, как ты влияешь на слушателя.

Если аудитория состоит из разных людей, необходимо расчитывать на самого неподготовленного слушателя.


Упражнение. Игра в испорченный телефон

Передать по цепочке. Когда космонавт Леонов вышел в открытый космос, он начал вращаться.  Ему  не от чего было оттолкнуться, затем он зацепился за трос и сумел остановиться. Но тут у него расстегнулся скафандр.

Тема для обсуждения «Добро и зло»

8           Артистизм

Для создания образа надо перевоплотиться. Актеры делают это, используя свое внутреннее настроение. Через элементы речи можно выразить свое настроение. Но, если выступающий при этом «переигрывает», то это так же плохо, если он выступает «серо».

Методика «вживания» в роль

  1. Изобразить маску на лице, отражающую твое настроение. При этом появляются зачатки настроения. Когда я хочу узнать, что думает мой собеседник, я делаю тоже выражение лица и начинаю думать.
  2. Вспомнить, какое-либо событие и через это усиливается ощущение. (Если надо заплакать, то пожалей себя, если надо рассмеяться, то вспомни что-нибудь смешное)

Никогда нельзя говорить «по бумажке» - это усыпляет слушателей.

Упражнение: Ролевая игра

Художник взял аванс и нарисовал портрет, который не понравился заказчику, который пытается вернуть аванс. Задача заказчика взять аванс, задача художника – «продать» портрет.

9           Маленькие советы


1.        Не забывайте перечитывать эти заметки перед любым большим выступлением. Это поможет Вам освежить в памяти маленькие хитрости и приемы мастерства. 

2.        При подготовке к выступлению необходимо взять достаточное количество визиток.

3.        Старайтесь избегать выступление сразу после и до обеда. Как бы Вы хорошо ни говорили, люди не будут слушать Вас внимательно.

4.        Во время выступления необходимо выключить свой  мобильный телефон, пейджер, будильник на часах ect.

5.        Если Вы выступаете с презентацией, было бы неплохо, если бы и у слушателей на руках (в раздаточных материалах) были основные тезисы презентации.

6.        Перед выступлением позаботьтесь о том, чтобы на столе была вода. Помимо того, что она утоляет жажду, это может помочь сделать паузу в нужном Вам месте.

7.        Перед выступлением проверьте сами или попросите организаторов проверить еще раз все оборудование – микрофон, проектор и др.

8.        Перед выступлением можно подготовить записки самому себе с заранее продуманными ответами и «пустить» их через зал. Это может оживить дискуссию и осветить те вопросы, которые неудобно рассказывать от первого лица. Например, реклама вашей компании.

9.        Иногда, шрифты в Вашей презентации не совпадают со шрифтами, имеющимися на компьютере организаторов, тогда в Вашей презентации вместо шрифтов появляются знаки вопроса, квадратики и т.д. Чтобы избежать этого можно:

  1. сохранить файл с внедренными шрифтами сохранить как/сервис/внедрить шрифты True type
  2. сохранить на дискете шрифты отдельно и в случае необходимости установить их

10.     Никогда не утомляйте людей цифрами. Больше трех четырех цифр все равно никто не воспринимает. Если без них в выступлении никак не обойтись, то подготовьте их предварительно и раздайте.

11.     Публичные выступления дают возможность лучше сформулировать свои мыли и еще глубже вникнуть в тему.


Желаю Вам успехов в Ваших публичных выступлениях.

Михаил Иванов



© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.