РУБРИКИ

Курс лекций по социальной психологии

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Курс лекций по социальной психологии

Курс лекций по социальной психологии


Курс лекций 

по  "Социальной  психологии"

Тема 1. Предмет и задачи социальной психологии как науки.

Вопросы: 1. Место и роль социальной психологии в системе научного знания.  2. Предмет, задачи и методология социальной психологии.

Место социальной психологии в системе научного знания. Взаимосвязь социальной психологии с социологией и общей психологией (интрадисциплинарный и интердисциплинарный подходы). Взаимо­связь социальной психологии с другими науками и отраслями психологии (с практической и прикладной психологией). Синтезирующая роль социальной психологии в системе научного, в том числе психологического знания.

Структура общественного сознания и роль общественной психологии в его функционировании: обыденное и теоретическое сознание, идеология и общественная психология, их соотношение.

 Виды социально-психологического знания: обыденное, житейское, философское, эстетическое, эзотерическое (внутреннее), практико-методическое («Карнеги-знание»), научно-теоретическое. 

  Особенности формирования  и развития социально-психологических явлений и их влияние на жизнедеятельность людей (социальная и деятельностная обусловленность). Типология социально-психологических явлений: 1.По носителям: в больших и малых группах; в неорганизованных группах (массовидные явления психики); 2. По уровням: рациональные, эмоциональные, упорядоченные и неупорядоченные (массовидные); 3. По динамике: динамичные, статичные, динамостатичные; 4. По содержанию: осознанные и неосознанные.

Основные точки зрения на объект и предмет социальной психологии: социологический, общепсихологический, точка зрения Б.Д.Парыгина. Социальное взаимодействие людей, как объект социальной психологии.   Законо­мерности социально-психологических явлений, связанных с включением личности в большие и малые социальные группы. Предмет социальной психологии: закономерности поведения и деятельности (социального взаимодействия) людей, включенных в различные социальные группы, а также социально-психологические особенности функционирования этих групп и личности в них.

Структура социальной психологии как науки (основные социально-психологические проблемы): закономерности и механизмы общения в совместной деятельности; особенности социально-психологических явлений в малых группах (образование групп, групповая динамика и структура групп, межличностные отношения, лидерство и руководство группой); особенности социально-психологических явлений в больших группах (массовидные социально-психологические явления: этнические, классовые, профессиональные, правовые, политические, религиозные, нравственные и эстетические); социально-психологические проблемы личности  (социально-психологические качества личности, социализация личности, социальные установки личности, роль личности в группе).

Теоретические и практические задачи социальной психологии:

1. Продолжение углубленных исследований проблем, относящихся к предмету социальной психологии во взаимодействии с другими науками; 2. Содержательный пересмотр социально-психологических проблем в связи с изменившимися социальными условиями в нашей стране; 3. Исследование новых социально-психологических явлений (этнических, экономических, классовых, политических, идеологических и др.); 4.Социально-психологические исследования изменений в массовом сознании,  общественных настроениях и общественном мнении; 5.Анализ возрастания  роли социальной психологии в условиях реформирования общества; 6.Взаимодействие социальной психологии с прикладной и практической психологией; 7. Обеспечение взаимосвязи отечественной социальной психологии с различными направлениями зарубежной социальной психологии.

                Основные уровни методологии социальной психологии и их взаимосвязь (учение о методах, совокупность применяемых методов, совокупность  применяемых в науке принципов): I.Всеобщая (философская) методология (философские принципы, требования, вытекающие из философских законов и категорий); II. Общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, аналогия, наблюдение, эксперимент и т.д.); III. Специальные, собственные методы социальной психологии: 1.Методы воздействия (социально-психологические тренинги); 2.  Методы социально-психологического исследования: а) Методы обработки информации (общенаучные методы); б) методы сбора информации (наблюдение, изучение документов, изучение результатов деятельности, опросы, тестирование, эксперимент, социометрия и др.).; IV. Частные методики. Взаимосвязь методов социально-психологического исследования.

Возрастание роли социально-психологического фактора в современных общественных преобразованиях (формирование общественного мнения и общественных настроений,  объяснение необходимости реформирования различных систем и их последствий,  обеспечение социальной направленности реформ и социальной защиты населения).

 

     Основные категории:     социальная психология, общественное сознание, социально-психологическое знание, предмет и объект социальной психологии, задачи социальной психологии, методология социальной психологии, методы социально-психологического исследования.  

                  

                                       Контрольные вопросы:

1.     Место социальной психологии в системе наук?

2.     В чем проявляется синтезирующая роль социальной психологии в системе наук?

3.     Назовите основные виды социально-психологического знания.

4.     Чем отличаются объект и предмет социальной психологии?

5.     Предмет социальной психологии?

6.     Какие основные проблемы изучает социальная психология?

7.     Задачи социальной психологии.

8.     Что является методологией социальной психологии?

9.     Методы социально-психологического исследования?

                                 Литература:

-         Обязательная:

1.     Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998.

2.     Бехтерев В.М. Избранные труды по социальной психологии. М., 1997.

3.     Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Собр.соч. М., 1982, т.1.

4.     Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб, 1999.

5.     Уледов А.К. Общественная психология и идеология. М., 1985.

-         Дополнительная:

1.     Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М., 1983.

2.     Крысько В.Г. Социальная психология М., 2001.

3.     Московичи С. Общество и теория в социальной психологии // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.

4.     Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982.

5.     Социальная психология в  трудах отечественных психологов: Хрестоматия. СПб, 2000.

6.     Социальная психология. Хрестоматия. М., 1999.

7.     Шибутани С. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1998.

8.     Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. М., 1995.





Тема 2. История формирования и современное состояние социаль­ной психологии.


Вопросы: 1. История становления и развития социально-психологических идей. 2. Экспериментально-теоретическое развитие социальной психологии ( с 20-х гг. ХХ века по настоящее время).

Истоки социально-психологических идей в античной философии и в социально-философской мысли нового времени. Первые социально-психологические теории и отражение в них общего уровня развития психологической науки.

Описательный этап возникновения социально-психологического знания (6 в. до н. э.- середина ХIХ века): 1 период  (античный): а) линия социоцентризма Платона (коллективистская концепция – социум стоит над индивидом, диктует ему линию поведения); б) линия эгоцентризма Аристотеля (индивидуалистическая концепция – решая общественные проблемы, нужно идти от интересов индивида к массе); 2 период (средние века и эпоха Возрождения): а) индивидуалистическая линия   (Т.Гобсс-«естественное право человека» имеет примат над обществом и государством; А.Смит – движущими силами общественной жизни является стремление индивидов к удовлетворению собственных интересов, а общество это зеркало для индивидуальной самооценки); б) социоцентристская линия  (Дж.Вико, Прудон, Макиавелли, К.Гельвеций, Л.Фейербах и др. – общественная среда формирует личность, ее характер, потребности, межличностные отношения). 

Этап относительно самостоятельного становления социально-психологического знания (60-е гг. Х1Х в. – 20-е годы ХХ века): «Психология народов» (М.Лацарус, Г.Штейнталь) – главная сила истории народ, «дух целого», душа индивида это часть народной души. Развитие этой теории В.Вундтом и А.Потебней; «Психология масс» (Г.Лебон, С.Сигеле) – основой социального поведения является подражание (от Г.Тарда), индивид в массе (в толпе) обезличен, чувства преобладают, интеллект и ответственность утрачиваются, массе нужен вождь поскольку она хаотична, неупорядочена); «Теория инстинктов социального поведения»  (У.Мак- Дауголл) – «гормэ» (врожденные инстинкты) определяют поведение и эмоции людей (борьбы-страх, бегства-самосохранение, воспроизведения рода-ревность, робость, приобретения-чувство собственности, стадности-чувство принадлежности и т.д.).

Общественные и научные (создание методологических, в том числе философских основ) предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную научную дисциплину.  Развитие социальной психологии и появление ее новых отраслей знания в ХХ веке. Этап экспериментально-теоретического развития социальной психологии в ХХ веке: 1 периодгосподство эксперимента в социальной психологии (20-е – 40-е годы), прагматическое, прикладное направление в социальной психологии (В.Меде, Ф.Олпорт) о влиянии группы на поведение индивида. Переход к выявлению закономерностей социально-психологических процессов. Бихевиоризм, психоанализ и гештальт-психология о детерминированности  поведения стимулами, бессознательным и целостными структурами психики.   Развитие социальной психологии в России. Н.К.Михайловский о «массовой психологии», Г.В.Плеханов об общественной психологии, Г.И.Челпанов об общетеоретической и экспериментальной психологии, П.П.Блонский о детерминированности психики человека социальной средой. Рефлексология В.М.Бехтерева, М.В.Ланге, В.Н.Мясищева о проявлении в поведении людей сознательного и бессознательного, о взаимосвязи личности и коллектива.  Л.С.Выготский о культурно-исторической обусловленности общественной психологии, о взаимосвязи личности и коллектива. С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев о единстве сознания и деятельности. Возникновение и развитие возрастной психологии (Фортунатов, Залужный, Макаренко Вахтеров, Канторов, Крупская).

2 периодразвитие теоретического и экспериментального социально-психологического знания (с 50-х годов ХХ века по настоящее время): необихевиористское, когнитивистское, психоаналитическое, интеракционистское, культурологическое и отечественное направления в развитии социальной психологии.

Необихевиористские концепции: 1. Теория агрессии и подражания (Н.Миллер, Д.Доллард, А.Бандура) об оперантной обусловленности поступков и поведения, о промежуточных переменных между стимулами и реакциями; 2. Теории диадического взаимодействия: а) Теория «взаимодействия исходов» (Д.Тибо, Г.Келли) о зависимости взаимоотношений от суммы «вознаграждений», получаемых каждым (выигрыш в статусе, власти и т.п.); б) Теория социального обмена Г.Хоманса о зависимости качества взаимодействия от соотношения «вознаграждений» (позитивных подкреплений) и «издержек» (негативных подкреплений).

Когнитивистская социальная психология: 1. Теории когнитивного соответствия: а) Теория структурного баланса Ф.Хайдера (Р-О-Х) – поведение человека обусловлено стремление к сбалансированию межличностных отношений, отношений с миром («L» – «nL»,  «U» – «nU»); б) Теория коммуникативных актов Т.Ньюкома –  у позитивно относящихся в диаде друг к другу, имеет место тенденция к развитию сходных ориентаций по отношению к объекту путем снятия дисбаланса;                          в)Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера – переживание противоречия между знанием и поведением (две когнитивные структуры), как фактор побуждающий к действию; г) Теория конгруэнтности Ч.Осгуда и П.Танненбаума об изменении отношений личности, под влиянием потребности установить соответствие когнитивной структуры (знаний, отношений), одновременно к двум объектам;

2.Когнитивный подход С.Аша, Д.Креча, Р.Крачфилда  о восприятии человеком социальной действительности в зависимости от предшествующего знания, о «перцептивной интеграции» (соединении старого и нового знания).

Психоаналитическое направление социальной психологии о роли бессознательного в динамике развития личности: 1. Динамическая теория функционирования группы В.Байона (2 уровня функционирования группы: рациональный компонент - осознанные действия и иррациональный уровень – групповая культура, между ними неизбежны конфликты, которые приводят в действие «коллективные защитные механизмы»); 2.Теория группового развития В.Бенниса и Г.Шепарда о двух фазах развития группы (решение вопроса о лидерстве и установление межличностных отношений); 3.Трехмерная теория интерперсонального поведения В.Шутца о 3- этапах развития группы (включение, контроль, любовь).

Интеракционистское направление в социальной психологии: 1.Концепция символического интеракционизма Джорджа  Мида о личности как продукте социального взаимодействия на основе символов (мимики, жестов), принятия роли другого, о зависимости поведения индивида от структуры личности, ее роли и референтной группы.   Чикагская школа (Г.Блумер) – поведение человека это динамический процесс, его можно объяснить на основе символов, но нельзя предсказать; Айовская школа (М.Кун) – познав самооценку личности, в том числе на основе символов, можно предсказать ее поведение; 2.Ролевые теории (Т.Сарбин, Э.Гоффман, Р.Линтон, Р.Ромметвейт, Н.Гросс) о видах социальных ролей (конвенциональные, предписанные, активные и латентные), о межролевом  и внутриролевом конфликтах; 3.Теории референтной группы  (Т.Хайман, Т.Ньюком, М.Шериф): Т.Ньюком о типах референтных групп (позитивные, негативные); М.Шериф о группах членства и референтных группах и их роли в формировании социальных установок.

Культурологические социально-психологические концепции (С.Московичи, Г.Тэджфел, Р.Харре), как стремление к созданию общей социально-психологической теории: 1. Концепция социальных представлений С.Московичи  о предмете социальной психологии (совокупность социально-психологических представлений о социальном процессе), о структуре социальных представлений (информация, поле представлений, установка субъекта), детерминирующих поведение индивида; 2.Теория «межгрупповых отношений» Г.Тэджфела   об опосредованности взаимодействия индивида с социальной средой через групповое взаимодействие; 3. «Этогенетический подход» Р.Харре  - модель человека (мотив-борьба за репутацию, счастье человека в обретении репутации, борьба за репутацию способствует общественному развитию,  необходимость программы поведения в борьбе за репутацию и создания для этого необходимых условий).

Особенности развития отечественной социальной психологии:

 1. Стремление к созданию общей социально-психологической теории; 2. Преемственность от зарубежной социальной психологии всего позитивного; 3.Определение социальной и деятельностной детерминированности социально-психологических явлений; 4.Разработка методологических основ социально-психологических исследований; 5.Исследование новых социально-психологических явлений; 6.Возрастание роли  прикладных и практических социально-психологических  исследований; 7.Проблема использования результатов исследований социальных психологов в различных областях профессиональной деятельности людей.


Основные категории: описательный этап возникновения социально – психологического знания, этап относительно самостоятельного развития социально – психологических идей, этап экспериментально – теоретического развития социальной психологии, западная социальная психология, отечественная социальная психология.

Контрольные вопросы:


1.                               Основные этапы и периоды возникновения и развития социально – психологического знания?

2.                               Назовите основные направления описательного этапа социально – психологических идей.

3.                               Назовите основные социально – психологические школы 2–го этапа развития социально – психологического знания.

4.                               Назовите основные направления 1–го периода 3 – го этапа развития социально – психологического знания.

5.                               Какими направлениям представлена современная зарубежная социальная психология?

6.                               Особенности и тенденции развития отечественной социальной психологии?

Литература:

-         Обязательная:

1.     Социальная психология в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. СПб., 2000.

2.     Шихарев П.Н. Современная социальная психология. М., 1999.

-         Дополнительная:

1.      Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. М., 1989.

2.      Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1966.

3.      Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1995.

4.      Шихарев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М., 1984.

5.      Шихарев П.Н. Современная социальная психология США. М., 1979.


Тема 3. Общение как  социально-психологическое явление.           

Вопросы: 1. Социально-деятельностная природа общения.

                  2.Сущность, типология и функции общения.

Закономерности возникновения, формирования, функционирования,  изменения и развития  социально-психологических явлений. Соотношение и взаимодействие социально-психологических феноменов.

Социальная природа общения. Общение, как проявление всей системы отношений (общественных, групповых и главным образом межличностных отношений). Методологические проблемы исследования взаимосвязи общественных и межличностных отношений. Безличный характер общественных отноше­ний. Понятие социальной роли. Межличностные отношения как «реализа­ция» безличных отношений в деятельности конкретных личностей.  Персонофицированность и эмотивность межличностных отношений на основе: конъюнктивных, дизъюнктивных, амбивалентных, или индифферентных чувств.                                              Деятельностная природа межличностных отношений. Сущность концепции деятельностного опосредования межличностных  отношений (Рубинштейн, Леонтьев, Петровский). Социальное действие и социальное взаимодействие. Структура ситуа­ции социального взаимодействия. Общение и совместная деятельность как формы социального взаимо­действия в системе отношений человека. Общение как   особая  форма  взаимодействия  и  межличностных отношений людей. Влияние общения на жизнь и деятельность людей.                                   

Основные подходы к определению сущности общения: интеракционистский – общение как социальное взаимодействие, коммуникация посредством символов; когнитивистский – общение как коммуникация, проявление познавательных процессов, восприятий и аттитюдов; неофрейдистский – общение как реализация бессознательной мотивации посредством идентификации и психологической защиты; трансактный – общение как обмен трансакциями, эго состояниями; необихевиористский – общение как обмен подкреплениями, как диадическое взаимодействие, как реализация мотивации; персоналистический – общение как личностная самоактуализация экзистенциональной сущности личности, как поиск взаимопонимания личностного смысла; отечественный – общение как процесс взаимодействия, коммуникации и перцепции, как средство реализации в совместной деятельности, в межличностных отношениях  общественных и  групповых отношений.

Динамика общения: потребность в общении, уяснение цели; вхождение в коммуникацию; ориентация в общении, в личности коммуниканта; определение содержания и средств общения; выбор позиции в общении; коммуникация и взаимодействие; восприятие, контроль эффективности; корректировка стиля и методов общения, взаимоотключение и выход из контакта (их взаимосвязь). Аффиляция (стремление к сотрудничеству, дружбе, общению) как  потребность общения.

Типология общения. Формы общения: а) по средствам: непосредственное, опосредованное; б) по содержанию: материальное, когнитивное, кондиционное, мотивационное, деятельностное. Типы общения: межличностное (императивное, манипулятивное, диалогическое; личностно-групповое; межгрупповое; массовое; внутри личностное. Виды общения: деловое, интимно-личностное, формально-ролевое, инструментальное, диагностическое, воспитательное, светское.

Классификация функций общения в социальной психологии: социальная, инструментальная, информационная, перцептивная, психологическая, синдикативная, самовыражения, побудительная, эмотивная социального контроля, социализации. Основные стороны процесса общения: интерактивная, коммуникативная, перцептивная, эмотивная, их взаимосвязь и обусловленность совместной деятельностью.


Основные категории: социальная природа общения, общественные, групповые и межличностные отношения, деятельностная природа межличностных отношений и общения, сущность общения, формы общения, типы и виды общения, потребности общения, функции общения.

Контрольные вопросы:

1.     В чем проявляется социальная природа общения?

2.     Назовите основные отличия межличностных отношений от общественных.

3.     В чем проявляется деятельностная природа общения?

4.     Основные точки зрения на сущность общения,

5.     Специфика отечественного подхода к определению сущности общения?

6.     Назовите основные типы, виды и функции общения.

7.     Основные стороны общения и их взаимосвязь?

Литература:

-         Обязательная:

1.     Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.

2.     Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999.

3.     Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб, 1999.

-         Дополнительная:

1.     Андреева Г.М., Яноушек Я. Взаимосвязи общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1985.

2.      Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001.

3.     Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.

4.     Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1984.

5.     Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М., 1982.

6.     Психологические условия социального взаимодействия. Таллинн, 1983.

7.     Психология воздействия. Проблемы теории и практики. М., 1989.

 Семинар. Тема 3а. Социальная психология общения


Цель: закрепить и углубить знания по проблемам социально - деятельностной            детерминации общения, его сущности, типологии и функциям.

Вопросы для обсуждения:

1. Место и природа межличностных отношений.

2. Взаимосвязь в общении межличностных, групповых и общественных отношений.

3. Общение и деятельность.

4. Сущность, структура и функции общения.


Темы докладов:

«Методологическое значение социально-психологической теории общения для деятельности социального работника »


Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. -М.: Аспект Пресс, 1998. - Глава 4.

2. Андреева Г.М., Яноушек Я. Взаимосвязи общения и деятельности.  //  Общение  и  оптимизация  совместной деятельности. М., 1985.

3. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. -М., 1967.

4. Леонтьев А.А. Психология общения, - Тарту, 1973.

5. Леонтьев  А.А.  Общение как объект психологического исследования.   //Методологические   проблемы   социальной психологии. - М., 1975.

6. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии. //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. -М.,1976.

7. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. -М.: Мысль, 1971.-Глава 7.

8. Платонов К.К. О системе психологии. - М., 1974.

9.     Хараги А.У. К определению задач и методов социальной психологии в системе принципа деятельности. // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. -М., 1977.



Тема 4. Общение как процесс взаимодействия и его спосо­бы.

            Вопросы: 1. Роль взаимодействия в системе общения.

                                         2.Основные механизмы, стили и методы взаимодействия.

Проблема интерактивной стороны общения в социальной психологии.  Теории межличностного взаимодействия: теория обмена (Дж. Хоманс) на основе опыта и учета вознаграждений и затрат; теория управления впечатлениями (Э.Гоффман) путем создания и поддержания благоприятных впечатлений; теория взаимодействия  символического интеракционизма (Дж,Мид, Г.Блумер) на основе символов, значений; психоаналитическая концепция взаимодействия по представлениям и конфликтному опыту раннего детства, концепция трансактного взаимодействия (Э.Берн) на основе совпадения, или пересечения трансакций, позиций (Рб, В, Рд). Структура взаимодействия по Я.Щепанскому: социальные отношения, пространственный контакт, социальный контакт, взаимные действия.

Попытки построения «анатомии» акта взаимодействия в зарубежной соци­альной психологии. Методика Бейлса для наблюдения за процессом социального взаимо­действия: в области позитивных эмоций (солидарность, снятие напряжения, согласие); в области негативных эмоций (несогласие, создание напряженности, демонстрация антагонизма); в области постановки проблем (просьба об информации, просьба высказать мнение, просьба об указании); в области решения проблем (предложение, мнение, ориентация других).

 Проблема взаимодействия в общении в отечественной социальной психологии. Концепция деятельностного опосредования межличностных отношений в общении, как основа теории взаимодействия. Взаимодействие, как организация всех сторон общения, как организация совместной деятельности,   всеобщий характер взаимодействия, как средство взаимной корректировки поведения, как взаимовоздействие.

Ситуации взаимодействия: (социально-ориентированное, предметно-ориентированное, личностно-ориентированное). Варианты взаимодействия  (Андреева, Богомолов, Петровский), «дилемма узника».

Стратегии взаимодействия: противодействие, сотрудничество, компромисс, избегание, уступчивость. Стили взаимодействия: ритуальный, манипулятивный, гуманистический. Типы взаимодействия: кооперация (сотрудничество) и конкуренция (конфликт). Формы взаимодействия: индивидуальная деятельность, совместно- последовательная деятельность, совместное взаимодействие.

Основные признаки совместной деятельности (взаимодействия) (А.Л.Журавлев): общая мотивация, единая цель, согласованность действий, индивидуальная деятельность и ее координация, управление индивидуальными действиями, пространственно-временное единство действий, конечный результат совместных действий.

Механизмы взаимовоздействия в общении: заражение, убеждение, внушение, подражание. Способы взаимодействия: творческий, продуктивный, дружеский, дистанционный, подавляющий, популистский, заигрывающий, требовательный, деловой, позиционный.

Методы взаимовоздействия в общении:  «регрессии», «погружения в неопределенную ситуацию», «усыпления бдительности», «контрастного сравнения», прием «канализации». 

Проблема оптимизации взаимодействия в зарубежной и отечественной социальной психологии.

Основные категории: интеракция, теории взаимодействия, деятельностное опосредование межличностных отношений в общении, ситуации взаимодействия, стратегии взаимодействия, типы взаимодействия, механизмы взаимодействия, методы взаимовоздействия, оптимизация взаимодействия.

Контрольные вопросы:

1.     Назовите основные теории межличностного взаимодействия.

2.     Методика наблюдения за процессом взаимодействия Бейлса?

3.     Особенности определения сущности взаимодействия в отечественной социальной психологии?

4.     Взаимодействие и общение?

5.     Основные ситуации взаимодействия?

6.     Основные стратегии взаимодействия?

7.     Основные механизмы взаимодействия?

8.     Основные типы и формы взаимдействия?

9.     Основные методы взаимовоздействия?

10. Основные направления оптимизации взаимодействия в общении?


Литература:

-         Обязательная:

1.     Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.

2.     Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999.

-         Дополнительная:

1.     Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990

2.     Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998.

3.     Ковалев Г.А. Психологическое воздействие. М., 1989.

4.     Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.

5.     Психологические условия социального взаимодействия. Таллинн, 1983.



Тема 5. Общение как коммуникативный  процесс.

Вопросы:1. Содержание и структура коммуникативного процесса.

                           2.   Особенности вербальной и невербальной информации.

Социально-психологические исследования общения как информацион­но-коммуникативного процесса.

          Социально-психологическая структура процесса коммуникации: обмен информацией, взаимовоздействие, взаимопонимание.

          Специфика коммуникативного процесса между людьми: развитие и обогащение информации в ходе ее «движения», активная позиция партнеров в коммуникативном процессе, индивидуальные различия при уяснении ин­формации и т.д.

          Основные барьеры на пути движения информации (социальные, политические, идеологические, физические, смысловые, эмоциональные, речевые, когнитивные, организационно-психологические). Проблема фильтрации и фасцинации в коммуникативном процессе.  Общая методологическая проблема кода и декодификации как важнейшее условие понимания друг друга партне­рами по коммуникации. Типы информации: побудительная, констатирующая. Проблема эффекта сообщения (Ю.М.Забродин).  Причины плохой коммуникации (стереотипы, предвзятые представления, плохие отношения, отключение внимания, пренебрежение фактами, физическое состояние, неадекватный выбор стратегии). 

          Средства коммуникативного процесса: вербальные и невербальные, их соотношение.

          Вербальные средства коммуникации: речь, околоречевые (паралингвистическая и экстралингвистическая системы). Структура речевого общения: значение и смысл слов. Околоречевые средства (паралингвистическая система): темп речи, модуляция высоты голоса, тональность голоса, ритм речи, тембр речи, интонация, дикция. Экстралингвистическая система (речевые звуковые явления).

          Невербальная коммуникация. Исследования места и роли невербальной коммуникации в общении (Е.А.Петрова. Знаки общения). Оптико-кинетическая коммуникация, ее особенности (Исследования М.Аргайла). Пространственно-временная организация коммуникации. Проксемика о роли пространственно-временной организации коммуникативного процесса. Роль предметно-контактных, тактильных действий для коммуникации. Роль ольфакторных средств в коммуникативном процессе.

          Проблема эффективности коммуникативного процесса: умение владения словом, силой убеждения, грамотной речью; способность предвидеть и преодолевать коммуникативные барьеры; овладение способностью использования невербальных средств; стремление к взаимопониманию.  


Основные категории: коммуникация, содержание коммуникативного процесса, коммуникативные барьеры, фильтрация и фасцинация в коммуникации, вербальные и невербальные средства коммуникативного процесса, эффективность коммуникативного процесса.

Контрольные вопросы:

1.     Содержание и структура коммуникативного процесса?

2.     Коммуникативные барьеры?

3.     Фильтрация и фасцинация в коммуникативном процессе?

4.     Причины плохой коммуникации?

5.     Средства коммуникативного процесса?

6.     Роль вербальных средств в коммуникации?

7.     роль невербальных средств в коммуникативном процессе?

8.     Основные направления оптимизации коммуникативного процесса?                  

                                                Литература:

-  Обязательная:

1.     Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.

2.     Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1981.

3.     Психология влияния: Хрестоматия. СПб., 2000.

-  Дополнительная:

1.      Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1991.

2.      Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001.

3.      Куликов В.Н. Психология внушения. Иваново. 1978.

4.      Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999.

5.      Панасюк А.Ю. Как победить в споре, или искусство убеждать. М., 1998.

6.      Петрова Е.А. Знаки общения. М., 2001.

7.      Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973.

8.      Шиллер Г. Манипулирование сознанием. М., 1990.

Тема 6. Общение как восприятие и взаимопонимание людьми друг друга.

                 Вопросы: 1. Общение как перцептивный процесс, его сущность и                     механизмы. 2. Проблема точности межличностного восприятия.

                                                    

Понятие социальной перцепции. Зарубежные теории когнитивного диссонанса (Ф. Хайдер, Л. Фестингер, Ч. Осгуд и др.), теории социальной атрибуции (Г. Келли, Э. Джонс и К. Дэвис).

Содержание и особенности межличностного восприятия.  Социально-психологическая специфика анализа перцептивных процессов в социальной психологии. Виды социальной перцепции (по субъектам восприятия).

 Механизмы взаимопонимания в процессе общения: индентификация, реф­лексия (Дж.Холмс, Т.Ньюком, Ч.Кули), эмпатия, аттракция, стереотипизация, каузальная атрибуция. Ошибки восприятия (в позициях субъектов, мотивационные, фундаментальные – ложного согласия, ролевое рассогласование, ложные корреляции).

 Эффекты межличностного воспри­ятия: проекции, средней ошибки, логической ошибки, первичности,  новизны, «ореола», перцептивной установки (А.А.Бодалев. Восприятие и понимание человека человеком), стереотипов и эталонов межличностного восприятия. Социально-психологические стереотипы и эталоны, их возникновение и роль в жизнедеятельности индивида и группы.

Социально-психологические исследования процессов межличностного восприятия в общении.  Взаимосодействие и взаимопротиводействие. Источники и причины непонимания людьми друг друга. Понимание речи собеседника. Выявление влияния на личность ситуации взаимодействия с партнером. Выработка соглашения и практическое его выполнение по установленным правилам. Проблема самоконтроля в перцептивном процессе (идентификация и различение себя с другим, по результатам собственной деятельности, через внутреннее состояние, через самовосприятие своего внешнего облика).

 Проблема точности межличностного восприятия (тестовое определение, экспертные оценки, осмысление механизмов, помех и эффектов восприятия, обратная связь с партнером).  Развитие перцептивных способностей личности (обучение искусству восприятия «Карнеги-знание», социально-психологический тренинг, видеотренинг, формирование привлекательности). Роль аттракции в перцептивном процессе.  Ролевые игры и уп­ражнения, их возможности для повышения компетентности общения.

Основные категории: социальная перцепция, межличностное восприятие, механизмы восприятия, эффекты восприятия, идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипизация, каузальная атрибуция, перцептивные способности.


Контрольные вопросы:  

1.Типология социальной перцепции?

2. Место межличностной перцепции в социальном восприятии?

3.     Механизмы перцептивного процесса?

4.     Ошибки в процессе восприятия?

5.     Эффекты в перцептивном процессе?

6.     Источники и причины непонимания в перцептивном процессе?

7.     Самоконтроль в перцептивном процессе?

8.     Направления развития перцетивных способностей?


Литература:

-  Обязательная:

1.     Бехтерев В.М. Избранные труды по социальной психологии. М., 1997.

2.     Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.

3.     Психология влияния: Хрестоматия. СПб., 2000.

-  Дополнительная:

1.     Джеремивская М.А. Категориальные структуры межличностного восприятия. М., 1996.

2.     Жуков Ю.М. Точность и дифференцированность межличностного восприятия. М., 1992.

3.     Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001.

4.     Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999.

5.     Лозовский Б.Н. Искусство взаимопонимания. Свердловск, 1990.

6.     Психология воздействия. Проблемы теории и практики. М., 1989.

7.     Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань. 1991.

 Семинар. Тема 6а. Коммуникативные, интерактивные и перцептивные трудности в общении и пути их преодоления.

Цель: углубить знания по проблемам оптимизации общения, определения путей преодоления трудностей в интерактивном, коммуникативном и перцептивном процессах. Осуществить контроль за степенью усвоения материала по т.т. 1-6.

Вопросы для обсуждения:

1. Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи.

2. Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения.

3. Сущность межличностного взаимодействия. Оптимизация стиля взаимодействия в общении.

4. Важнейшие  механизмы  межличностного  восприятия  и возможные в них отклонения.

5.     Типичные искажения межличностных восприятии (эффекты) и пути их преодоления.


 Темы докладов:

«Взаимосвязь и взаимообусловленность коммуникации, интеракции и перцепции в общении».

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. -М.: Аспект Пресс, 1998. -Главы 5, 6, 7.

2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (Теоретические ориентации). - М.,1978.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. - М., 1988.

4. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М., 1991.

5. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. -М., 1982.

6. Выготский Л. С. История развития высших психологических функций. Собр. соч. - М., 1983, т.2.

7. Зимбардо Ф. Застенчивость. Пер. с англ. - М., 1992.

8. Кржижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - М., 1990.

Кон И.С. Открытие «Я». - М., 1978.

9. Петрова Е.А. Знаки общения. М., 2001.

10. Леонтьев А.А.  Общение как объект психологического исследования.   //Методологические   проблемы   социальной психологии. -М., 1975.

11. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. - М., 1992.

12. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения. //Общение и оптимизация совместной деятельности. - М.,1987.


Тема 7. Социально-психологическая характеристика личности.

Вопросы: 1. Основные направления исследования личности в социальной психологии. 2. Социально – психологические проблемы личности.

  Формирование личности через адаптацию к среде. Законы адаптации, уравновешивания и подкрепления. Фрейдизм и неофрейдизм о примате биологического над социальным (личность – средоточие, совокупность инстинктивных побуждений, требующих удовлетворения и защиты от социального через полубессознательное). Э.Фромм о наличии врожденных социальных инстинктов (продолжение рода, чувства опасности, страха, накопительства, обретения).

Диалектико-материалистическое направление.

Личность - продукт социальной среды, развития системы общественных отношений. Учение И.П.Павлова о регуляции высшей нервной деятельности, о роли второсигнальной (социальной) системы (речь, язык). Теория опосредования высших психических свойств деятельностью людей (принцип единства сознания и деятельности).

 Категория личности в социологии (личность-продукт общественных отношений, представитель определенной социальной группы)  и общественной психологии (личность как субъект деятельности, как совокупность социально -значимых черт. Структура личности (по Платонову): 1. Биологически обусловленная подструктура (темперамент, половые, возрастные, в т.ч. и патологические свойства психики); 2. Психологическая подструктура (память, мышление, эмоции, ощущения, чувства, воля); 3.Подструктура социального опыта (знания, навыки, умения, привычки); 4. Подструктура направленности личности (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, индивидуальная картина мира). А.Н.Леонтьев о личности как условии и продукте деятельности, о зависимости иерархии деятельности от иерархии мотивов, о личности в деятельности и как объекте, и как субъекте.   Л.С.Выготский об обусловленности психики человека социо – культурными факторами.

  Понятие личности в отечественной социальной психологии. Личность и общество. Личность и группа. Б.Д.Парыгин о единстве социологического и общепсихологического подходов при определении социально-психологических черт и качеств личности. Отличие социально-психологического подхода (формирование личности в микросреде) от социологического (формирование личности в макросреде). Отличие социально-психологического подхода от общепсихологического (анализ всего комплекса социальной детерминации формирования личности, выявление закономерностей поведения и деятельности личности, включенной в определенную группу). 

Социально-психологическая структура личности и ее уровни (социально-психологические способности общения; социально-психологические качества социального поведения; качества социально-психологического взаимодействия; социально-психологические свойства, связанные с психикой личности). Социально-психологическая характеристика структурных элементов личности. Типология личностных противоречий. Сознательное, бессознательное и социальное в поведении и поступках личности. Самооценка личности.

Основные социально-психологические проблемы личности: лидерства, мотивации в групповой деятельности, аттракции, социализации, социальных установок, социально-психологических черт и качеств личности.

Практическое значение изучения социально-психологической пробле­матики личности на современном этапе развития общества.


Основные категории: адаптация, личность, формирование личности, структура личности, социально-культурные факторы, социально-психологические проблемы личности, самооценка личности.

Контрольные вопросы: 

1.Механизмы формирования личности через приспособление?

2.Роль социальных инстинктов в поведении людей?

3.Единство сознания и деятельности?

4.Роль социальных и деятельностных детерминант в формировании личности?

5.Отличие социально-психологического анализа проблем личности от социологического и обще психологического?

6.Социально-психологическая структура личности?

7.Основные социально- психологические проблемы личности?

8.     Значение социально-психологической концепции личности для деятельности социального работника?


Литература:

-         Обязательная:

1.     Архангельский Л.И. Социально-этические проблемы теории личности. М., 1974.

2.     Бодалев А.А. Личность и общество. М., 1995.

3.     Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 1999.

-         Дополнительная:

1.     Козлов В.И. Типы личностей. М., 1999.

2.     Крысько В.Г. Социальная психология М., 2001.

3.     Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация: уроки социальной психологии. М., 1999.

4.     Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979.

5.     Социальная психология личности в вопросах и ответах. М., 1999.

6.     Социальная психология личности. М., 1979.

7.     Хьел Л., Зиглер Д. Теория личности. М., 1998.

8.     Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998.

9.     Ядов В.А. Социальная идентичность личности. М., 1994.



Тема 8. Социализация  личности.

Вопросы: 1. Сущность и содержание процесса социализации личности.

       2.  Основные стадии, институты и закономерности социализации.

Понятие социализации личности (вхождение индивида в социальную среду, усвоение индивидом социальных влияний, приобщение к системе социальных связей). Зависимость решения вопросов о природе со­циализации от решения широких методологических вопросов: о соотноше­нии личности и общества, об активности личности и т.д.

Сущность процесса социализации личности: усвоение социального опыта, преобразование его в собственные ценности, установки, ориентации,  воспроизведение социального опыта через деятельность в системе социальных связей и отношений.

Сферы социализации личности: деятельность, общение, самосознание. 

            Периоды социализации личности в деятельности: подготовительный (знакомство со сферой деятельности, ориентировка в ней, корректировка и уяснение смысловых аспектов деятельности); определение центральной сферы деятельности и соподчинение ей других сфер; ролевой период (освоение и осмысление социальных ролей).

          Социализация личности в общении. Реализация потребности общения на микроуровне (акты содействия и противодействия), мезауровне (обмен мнениями, планирование совместной деятельности, эмоциональное общение)  и макроуровне (как образ жизни в обществе, через общественные институты). Возможность обособления личности в общении (в коммуникации, во взаимодействии, в восприятии, в эмотивной сфере).

          Самосознание, как сфера социализации личности (становление образа «Я»): самооценка, самоконтроль, самоопределение. Специфика возрастных самооценок. Самоконтроль, как соотнесение своего поведения с нормами общества, или группы. Самоопределение, как выбор собственной позиции (рассогласование между притязаниями и возможностями людей). Взаимосвязь основных сфер социализации личности.            

Основные этапы социализации индивида. Различные подходы к их оп­ределению в психологической литературе.

Роль социализации в становлении и развитии социально-психологических особенностей личности. Содержание социализации, ее основные стадии: дотрудовая (ранней социализации, стадия обучения); трудовая (профессиональные границы); послетрудовая (точки зрения на социализацию в послетрудовой период).    Зависимость между стадиями и периодами социализации, неравномерность социализации на различных стадиях.  Социально-психологические механизмы социализации и их характеристика. Зависимость социализации личности от её членства в группе.

Институты социализации и их особенности функционирования на современном этапе: семья, дошкольные учреждения, школа, трудовой коллектив, СМИ, и др.

Закономерности социализации1. Взаимосвязь и зависимость в процессе социализации тенденций типизации и индивидуализации социально-психологических качеств личности; 2. Зависимость социализации от потребности в индивидуальном социальном опыте; 3. Зависимость результативности социализации от социального контроля.

 Социальный контроль, как способ саморегуляции социальной системы. Система социального контроля: социальная шкала оценок, социальная категоризация, общественное самосознание, социальное действие, индивидуальная шкала оценок, индивидуальная категоризация, индивидуальное самосознание, индивидуальное действие. Состояние системы социального контроля в современных Российских условиях.  Социальные санкции по отношению к  личности в группе. Социально-психологические условия и пути оптимизации социализации личности.


Основные категории: социализация личности, сущность социализации личности, сферы социализации, социализация в деятельности, в общении, в самосознании, стадии социализации, институты социализации, социальный контроль.

Контрольные вопросы:

1.Что включает процесс социализации личности?

2.Сущность процесса социализации личности?

3.Основные сферы социализации личности и их специфика?

4.     Периоды социализации личности в деятельности?

5.     Уровни социализации личности в общении?

6.     Содержание социализации через самосознание?

7.     Основные стадии социализации личности, их особенности?

8.      Роль общественных институтов в социализации личности?

9.     Основные закономерности социализации личности?

10. Система социального контроля?

11. Пути оптимизации процесса социализации личности?


Литература:

-         Обязательная:

1.     Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., 1999.

2.     Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1981.

3.     Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 1999.

4.     Узнадзе Д.Н. Теория установки Москва-Воронеж, 1997.

-         Дополнительная:

1.     Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 1997.

2.     Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001.

3.     Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979.

4.     Психологические условия социального взаимодействия. Таллинн, 1983.

5.     Шиллер Г. Манипулирование сознанием. М., 1990.

6.     Ядов В.А. Социальная идентичность личности. М., 1994.



Тема 9. Социальная установка и роль личности в группе

Вопросы: 1. Социальная установка как регулятор поведения личности.

                 2. Роль личности в группе.

Психологические проблемы социальной регуляции поведения. Внеш­нее и внутреннее в детерминации поведения. Понятие социальной установки (проявление усвоенного социального опыта в действиях и поступках людей). Проблема возможности совпадения и рассогласования между социальной  и индивидуальной установками. Значение исследований социальной установки в психологической школе Д.Н. Узнадзе для изучения социальных установок. Исследование социальной установки (аттитюда) У.Томасом, Ф.Знанецким, М.Смитом, Г.Олпортом, Р.Лапьером, М.Рокичем.

Психологическая теория отношений личности в работах В.Н. Мясищева. Диспозиционная концепция В.А. Ядова о регуляции социального пове­дения личности (взаимосвязь социальной установки с потребностями и ситуациями). Иерархия потребностей, иерархия ситуаций, иерархия социальных установок (элементарные фиксированные; аттитюды-социальные  фиксированные; базовые; социальные ценностные ориентации (экономические, политические, правовые, идеологические и др.). Структура социальной установки. Эмоциональный, когнитивный и по­веденческий компоненты социальных установок.

Закономерности формирования и смены социальных установок1. Зависимость социальных установок от конкретных ситуаций по валентности (положительные, отрицательные, нейтральные) и степени (слабые, средние, сильные – методики Терстоула, Лаперта, Осгуда); 2. Закономерность соответствия и несоответствия  ситуаций социальным установкам (контрастный эффект, ассимиляция, адекватность личностной социальной установки и предлагаемой позиции); 3.Закономерность смены и устойчивости социальных установок (от неприемлемой к приемлемой, от неприемлемой к приемлемой, неизменность внутренней социальной установки, но внешне не афишируемой, устойчивость крайних социальных установок); 4. Зависимость взаимодействия личности с группой  от социальных установок личности    по отношению к группе (конформные, антиконформные).

Положение личности в группе в условиях социализации и формирования социальных   установок. Зависимость положения личности от уровня и качества развития группы. Взаимосвязь проблем: группа – личность; личность в группе.

Оценка личности в группе: интериоризация; социальное сравнение;  самоатрибуция (завышенная, заниженная, адекватная); оценка и самооценка в зависимости  от группового мнения; групповой контроль.

Зависимость роли личности в группе от социально-психологических качеств личности. Зависимость роли личности в группе от потребностей, целей мотивов, умений и навыков, от ролевых ожиданий со стороны социума. Проблемы «ролевого ожидания» и «ролевого согласования».

Основные типы ролей личности в группе: институционные; социально-психологические, не затрагивающие интересов группы; межличностные; конвенциональные; активные и латентные.

Проблема обособления личности в группе. Механизм перцептивной защиты, эффект «ожиданий», феномен когнитивной сложности. Типы поведения людей: с внешне лёгким и внутренне простым жизненным миром; с внешне трудным и внутренне простым жизненным миром; с внутренне сложным и внешне легким жизненным миром; с внутренне сложным и внешне трудным жизненным миром. Не решенные социально – психологические проблемы личности.  

Основные категории: социальная установка, индивидуальная установка, аттитюд, иерархия социальных установок, закономерности формирования социальных установок, роль личности в группе, обособление личности.

Контрольные вопросы:

1.     Что такое социальная установка?

2.     Соотношение социализации и социальной установки?

3.     Социальная и индивидуальная установки?

4.     Основные направления исследования аттитюда?

5.     Аттитюд и социальная установка?

6.     Сущность диспозиционной концепции социального поведения  В.А.Ядова?

7.     Уровни социальных установок?

8.     Закономерности формирования и смены социальных установок?

9.     Положение и роль личности в группе?

10. Направления оценки личности в группе?

11. Закономерности поведения личности в группе?

12. Основные типы поведения людей, их детерминированность?

Литература:

-         Обязательная:

1.     Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1981.

2.     Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 1999.

3.     Узнадзе Д.Н. Теория установки. Москва-Воронеж, 1997.

-         Дополнительна:

1.     Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., 1999.

2.     Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001.

3.     Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 1999.

4.     Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979.

5.     Психологические условия социального взаимодействия. Таллинн, 1983.

6.     Ядов В.А. Социальная идентичность личности. М., 1994.

 Семинар. Тема 9а. Социальная психология личности

Цель: закрепить и углубить знания по социально-психологическим проблемам личности. Осуществить контроль за степенью усвоения материала т.т. 7-9.

Вопросы для обсуждения:

1. Социально-психологическая структура личности.

2. Социализация и социально-психологическая адаптация личности.

3. Регуляция социального поведения личности.

4. Соотношение социальных установок и реального поведения личности в группе.

Темы докладов:

«Основные зарубежные социально-психологические теории личности».

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1998. - Главы 15, 16, 17, 18.

2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического анализа. - М, 1988.

3. Богданов В.А. Социально-психологические свойства личности. - Л.,1983.

4. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, 1976.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975.

6. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.

7. Парыгин Б.Я. Основы социально-психологических теорий. - М., 1971.

8. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М., 1982.

9. Платонов К.К. Личность как социально-психологический феномен. //Социальная психология. - М., 1979.

10. Психология развивающейся личности. - М., 1987.

11. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. - М., 1992.

12. Ядов В.А. Социальная идентификация личности. - М., 1994.




Тема 10. Общие проблемы малой группы в социальной психоло­гии.

Вопросы: 1. Понятие малой группы в социальной психологии и их классификация. 2. Динамические процессы в малой группе.


Основные этапы исследования малой группы: коакционный подход, интеракционистский подход, деятельностный подход. Актуализация проблемы малой группы в ХХ веке: увеличение роли малой группы в принятии решений; возможность проведения эксперимента в малой группе; малая группа как предметное поле социально-психологических исследований.

   Понятие «малой группы» в зарубежной и отечественной социальной психологии. Основные признаки малой группы: социальный и деятельностный.

Проблема нижнего (диада, или триада) и верхнего пределов малой группы (Дж.Миллер, произвольные подходы, Морено, отечественная концепция). Классификации малых групп: лабораторные и естественные, организованные и стихийные, открытые и закрытые, формальные и неформальные, первичные и вторичные группы,  группы членства и референтные группы и т.д. Значение различных типов малых групп для детерминации поведения индивида.

Основные теоретические подходы к изучению малых групп в зарубеж­ной и отечественной психологии: социологический подход (хоторнские экс­перименты Э. Мэйо), групподинамический подход (школа К. Левина), интеракционистский подход, психоаналитический подход (В.Байон), социометрическое направление, деятельностный подход. Программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива в работах М.Г. Ярошевского.

Понятие динамических процессов в малой группе: процесс образования малой группы; феномен группового давления; процесс групповой сплоченности; организация руководства и лидерство в группе; процесс принятия групповых решений; процесс развития групповой жизни в совместной деятельности.

Образование малой группы: как потребность общественного разделения труда и превращение группы в психологическую общность (включение в группу нового члена, вступление в группу многих индивидов).

Феномен «группового давления», явление конформности (подчинение группе). Мера конформности: внешняя, внутренняя, «конформность наоборот» (относительно независимая позиция). Зависимость типов поведения в группе от меры конформности (А.В.Петровский): принятие мнения группы; конформность, коллективизм. Специфика давления на группу нормативного большинства и информационного меньшинства.

Групповая сплоченность. Критерии групповой сплоченности: по Морено - большее число положительных выборов; по Л.Фестингеру – частота и прочность коммуникативных связей; по Т.Ньюкому – согласие, сходность ориентаций к значимым ценностям; по А.Бейвеласу – взаимосвязь операциональных и символических целей группы; стратометрическая концепция деятельностного опосредования меж­личностных отношений в коллективе (школа А.В. Петровского).

Проблема организации руководства и лидерства в группе. Отличия лидера от руководителя: по регуляции социальных отношений; по природе; по уровню стабильности; по санкциям; по решениям; по сфере деятельности. Проблема единства руководства и лидерства. Основные концепции природы личности: «теория черт», «ситуационная теория» (варианты Хартли); системная теория лидерства. Стили лидерства и руководства: авторитарный, демократический и популистский.

Процесс принятия групповых решений. Эффективность групповых решений  через групповую дискуссию (совещания, диспуты, «мозговая атака», генерирование и критика идей, метод «синектики» У.Гордона). Феномен «группового духа». Критерии эффективности групповой деятельности: производительность труда, удовлетворенность членов группы совместной деятельностью.

Основные категории: малая группа, признаки малой группы, нижний и верхний пределы малой группы, формальные и неформальные группы, первичные и вторичные группы, группы членства и референтные группы, динамические процессы в малой группе, феномен «группового давления», руководство и лидерство в группе, групповое решение, эффективность групповой деятельности. 

Контрольные вопросы:

1.Сущность основных направлений исследования малой группы?

2.     В чем проявилась актуальность проблемы малой группы?

3.     Основные признаки малой группы?

4.     Концепции нижнего и верхнего пределов малой группы?

5.     Динамические процессы в малой группе?

6.     Типология малых групп?

7.     Сущность процесса образования малой группы?

8.     Процесс «группового давления»?

9.     Основные критерии групповой сплоченности?

10. Лидерство и руководство в группе?

11. Процесс принятия групповых решений?

12. Критерии эффективности групповой деятельности?

 

Литература:

- Обязательная:

1.     Берн Э. Трансактный анализ в группе. М., 1994.

2.     Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 1999.

3.     Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1981.

-         Дополнительная:

1.     Гришина Н.В. Взаимоотношения в коллективе. Л., 1989.

2.     Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984.

3.     Коломинский Я.Л. Психологические взаимоотношения в малых группах. М., 1976.

4.     Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М., 1982.

5.     Петровский А.В., Шпалинский В.В., Социальная психология коллектива. М., 1982.

6.     Психологическая теория коллектива. М., 1979.

7.     Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация: уроки социальной психологии. М., 1999.


 

Тема 11. Социально-психологические особенности функциониро­вания малых групп и межгрупповые отношения

Вопросы: 1. Развитие групповой  жизни в совместной деятельности. 2. Психология межгрупповых отношений.

Психоаналитические концепции развития малых групп. Теория развития группы Л.Бенниса и Г.Шепарда о двух фазах в развитии группы, реализации модели развития (отклонение, или распад группы). Идея развития группы Р.Морленда и Дж,Ливайна о «социализации группы», стадиях развития группы (оценивание групповых целей, обязательства группы, преобразование ролей в группе), о периодах развития группы и роли членов группы. «Системно-процессуальная модель» развития группы М.Чемерса (стадии развития группы – смена состава группы, смена ролей; социализация группы через привнесение индивидом общественных ценнностей; соотнесение фазы развития группы с изменениями в обществе). Индивидуализм и коллективизм как цивилизационные ценности, зависимость развития группы от типа общества.  Двух факторная модель развития группы Б.Такмена: в межличностной сфере (стадия поиска взаимоприемлемого поведения в группе; стадия взаимодействия, в том числе конфликта; стадия групповой сплоченности; стадия образования ролевой структуры); в сфере деловой активности (поиск оптимального решения задач, личные намерения и групповые предписания, понимание намерений друг друга, принятие решений.

Социально – психологическая концепция коллектива: коллектив как стадия развития группы; социально-психологические черты коллектива; социально-психологическая концепция коллектива А.С.Макаренко. Основные признаки коллектива: наличие социально значимой цели, добровольный характер объединения, целостность коллектива, обеспечение условий для развития личности. Модель развития группы А.В.Петровского: реализация непосредственных контактов Межличностные отношения); межличностные отношения опосредованные  совместной деятельностью; ценностно-ориентационное единство. Совместная социально-позитивная деятельность как критерий уровня развития группы.

Типология групп А.В.Петровского: максимальная социальная значимость деятельности и высокий уровень межличностных отношений; высокий уровень значимости социальной деятельности и невысокий уровень развития межличностных отношений; антиобщественная направленность деятельности и высокий уровень межличностных отношений; антиобщественная деятельность и низкий уровень межличностных отношений; слабая выраженность социально-значимой деятельности и низкий уровень межличностных отношений.

Основные направления исследований межгрупповых отношений. М.Шериф о групповом взаимодействии как источнике межгрупповых отношений (сотрудничества или враждебности). А.Тэджфел о взаимосвязи межгрупповых отношений и осознания принадлежности к своей группе.   

Проблема групповой сплоченности и межгрупповых отношений в оте­чественной и зарубежной социальной психологии. Детерминация характера межгрупповых отношений социально-значимой по целям и задачам деятельностью.

Значение деятельностной концепции межгрупповых отношений: для регуляции межгрупповых отношений; для развития внутригрупповых отношений; для регуляции межгрупповых отношений по вертикали и горизонтали.

Основные категории: психоаналитические теории развития малых групп, индивидуализм, коллективизм, модель развития группы, типология групп, межгрупповые отношения, групповая сплоченность, групповое взаимодействие, деятельностная концепция межгрупповых отношений.

Контрольные вопросы:

1.     Сущность концепции развития группы Л.Бенниса и Г.Шепарда?

2.     Идея развития группы Р.Морленда и Дж,Ливайна?

3.     Системно-процессуальная модель развития группы М.Чемерса?

4.     Сущность социальной детеминированности индивидуалистического и коллективистского характера межлгрупповых отношений?

5.     Модель развития группы в межличностной и деловой сферах?

6.     Сущность социально – психологической концепции коллектива?

7.     Основные признаки коллектива?

8.     Модель развития группы А.В.Петровского?

9.     Типология уровня развития групп?

10. М.Шериф о групповом взаимодействии?

11. Когнитивистская концепция межгрупповых отношений А.Тэджфела?

12. Деятельностная концепция межгрупповых отношений и ее значение?

                    Литература:

-         Обязательная:

1.     Берн Э. Трансактный анализ в группе. М., 1994.

2.     Гришина Н.В. Взаимоотношения в коллективе. Л., 1989.

3.     Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999.

-         Дополнительная:

1.     Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990.

2.     Донцова А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979.

3.     Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.

4.     Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 1999.

5.     Петровский А.В.  Личность, деятельность, коллектив. М., 1982.

6.     Петровский А.В. Психологическая теория коллектива. М., 1979.

7.     Психологическая теория коллектива. М., 1979.

Семинар. Тема 11а. Социально-психологическая сущность и содержание явлений и процессов в малых группах

Цель: расширить и углубить знания по социально-психологическим проблемам малых групп и межличностных отношений в них. Осуществить контроль за степенью усвоения знаний т.т. 10 - 11.

Вопросы для обсуждения:

1.Понятие малой группы в социальной психологии.                                                    2. 2.Классификация малых групп.         

3.Динамические процессы в малых группах и специфика их протекания.

4.Межгрупповые отношения и проблема групповой сплоченности.

Темы докладов:

«Основные направления исследования малых групп и межгрупповых отношений».

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект -  Пресс, 1998. -Главы 11, 12, 13, 14.

2. Агеев   В. С.   Перцептивные   процессы   межгруппового взаимодействия. //Межличностное восприятие в группе. - М., 1981.

3. Агеев  В. С.  Межгрупповое  взаимодействие.   Социально-психологические проблемы. - М., 1990.

4. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М., 1968.

5. Донцов А.И. Психология коллектива. - М., 1984.

6. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. - М., 1991.

7. Крысько В.Г. Секреты психологической войны. – Минск, 1999.

8. Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию. – М., 1996.

9. Парыгин Б.Я. Основы социально-психологической теории. - М., 1971.

10. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения. //Общение и оптимизация совместной деятельности. - М., 1987.

11. Тихомиров О.К. Психологические механизмы целеобразования. - М.,1977.


Тема 12. Большие социальные группы и их психологические особенности.

Вопросы: 1. Социально-психологическая характеристика социальных групп.

2.Большие социальные группы и особенности их функционирования.


Общности и группы. Психологические признаки общности. Группы и организации.  Параметры группы: композиция группы по типу деятельности (бригада, школьный класс, фирма, и т.д.); структура группы (структура власти, структура коммуникации, структура межличностных отношений); групповые процессы (групповые интересы, групповые потребности, групповые мнения); групповые нормы и ценности (эталоны поведения, обычаи, нравы, традиции); положение индивида в группе (статус индивида, смена ролей, система «групповых ожиданий» - ожидаемое поведение индивида; система групповых санкций (поощрительные, запретительные, позитивные, негативные). Значение параметров группы для социально-психологических исследований.

 Проблема больших групп в социальной психологии. Виды больших социальных групп: социальные слои и классы, профес­сионально-производственные группы, группы-организации, национально-этнические группы, территориальные (региональные) группы, религиозные, социально-демографические, стихийные группы (толпа, масса, публика) и массовые социальные движения (стремящиеся к организации - глобальные, локальные и анархистские, преступные группы) и др.

Социально – психологические проблемы больших социальных группсоотношение больших и малых групп (посредническая роль малых групп в доведении до личности опыта больших групп, формирование социально – значимых черт личности на макросоциальном уровне, специфические регуляторы поведения в больших группах – нравы, обычаи, традиции, образ жизни – особые формы общения, особый тип контактов, особые интересы, потребности, ценности, наличие специфического языка); структура психологии больших социальных групп (механизм влияния – через общение и личный опыт, статический элемент – психический склад, динамический элемент – эмоциональная сфера, т.е. потребности, интересы, настроения); соотношение психологии больших социальных групп и психологии индивида (типичное и индивидуальное в личности).

Методы исследований больших социальных групп: методы этнографии (нравы, традиции, обычаи, сравнительные исследования различных культур и различных социальных групп); методы языкознания (анализ знаковых систем); метод исследования «социальных представлений» С.Московичи.

Особенности социально – психологических процессов в нашей стране: сплочение определенных групп к единым действиям; сдвиги в мотивационно-волевой сфере; неустойчивое равновесие; когнитивный диссонанс в массовом сознании между социальным стереотипом и реальным образом жизни; рост социальных ожиданий; глубокое социальное расслоение и переживания с ним связанные; размывание границ групповой принадлежности; увеличение числа пассивных людей. Возрастание роли социально – психологического фактора в общественных преобразованиях.

Стихийные группы (толпа, масса, публика). Особенности толпы: быстрый сбор, возбуждение и переход к действиям, возможность элементов организации, лидер и толпа; возможность агрессивных действий; преобладание эмоциональных реакций. Особенности массы: стабильность образования, организованность, разнородность, неустойчивость. Особенности публики: сбор для совместного времяпрепровождения, возможность неуправляемости. Специфика аудитории: управляемость. Побудители действий в стихийных группах (слухи, сплетни), действие личности без ощущения личного контроля над ситуацией.   

Способы воздействия в стихийных группах: заражение (психоз, экстаз) – передача эмоционального состояния, механизм многократного эмоционального взаимовоздействия; внушение (сообщение, убеждение, внушение), его персонофицированность, вербальность, доказательность, эмоционально – волевое воздействие; подражание как воспроизведение поведения других (концепция Тарда – подражание как фундаментальный принцип, как унификатор поведения, как источник прогресса). Виды подражания: логическое, вне логическое, внутреннее, внешнее, мода, обычай, этническое и классовое.

Социальные движения: глобальные, локальные. Общие черты социальных движений: базирование на общественном мнении; наличие цели – изменение ситуации;  формирование программы; определение средств достижения целей; реализация в массовом поведении (митинги, демонстрации, съезды). Основные социально – психологические проблемы социальных движений: причины присоединения индивида к социальным движениям (теория относительной депривации – сравнение своего положения с положением других; теория мобилизации ресурсов – потребность включения в группу); соотношение позиций большинства и меньшинства (необходимость учета мнения меньшинства); проблема лидера социального движения (имидж лидера, прочность позиции и авторитет лидера, умение удержать движение в рамках стратегии и тактики); проблема изменений в социально –психологическом укладе стихийных групп и массовых движений (проблема ощущения бессилия, безысходности, размытость групповой принадлежности, молчаливый протест). Положение больших социальных групп: ориентирующихся на идейно-нравственные ценности; патриотически - настроенных; нормативно – комфортных; коньюнктурно – приспособительных; «новых русских»; переставших быть субъектами общественной жизни. Проблема фрустрации больших социальных групп. Социально – психологические механизмы действия социальных движений: механизм «эскалации ситуации» (упрямое следование ошибочному решению – наращивание ущерба); механизм «групп – мышления» - групповой конформизм лиц, принимающих ответственное решение.    Значение социально – психологической теории  больших социальных групп для общественных преобразований, для деятельности социальных работников.

Основные категории: группа, параметры группы, большие социальные группы, регуляторы социального поведения в больших группах, психология больших социальных групп, толпа, масса, публика, заражение, внушение, подражание, социальные движения, фрустрация больших социальных групп, социально – психологические механизмы действия социальных движений.

Контрольные вопросы:

1.Основные параметры группы?

2.Значение параметров группы для социально – психологических исследований?

3.Виды больших социальных групп?

4.Социально – психологические проблемы больших социальных групп?

5.Специфические регуляторы социального поведения в больших социальных группах?

7.     Как соотносятся большие и малые социальные группы?

8.     Соотношение психологии больших социальных групп и психологии индивида?

9.     Методы исследования больших социальных групп?

10. Особенности протекания социально – психологических особенностей в нашей стране в настоящее время?

11.  особенности поведения в толпе?

12. Способы воздействия в стихийных группах?

13. Причины присоединения к социальным движениям?

14. Общие черты социальных движений?

15. Основные социально – психологические проблемы социальных движений?


 Литература:

- Обязательная:

1.     Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 1999.

2.     Психология масс: Хрестоматия. Самара, 1998.

-         Дополнительная:

1.     Багрецов С.А., Оганян К.М., Львов В.М. Диагностика социально-психологических групп с внешним статусом. СПб, 1999.

2.     Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию. М., 1996.

3.     Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1997.

4.     Московичи С. Век толп. М., 1996.

5.     Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1966.

6.     Проблемы социальной психологии и пропаганды. М., 1971.

7.     Психологические условия социального взаимодействия. Таллинн, 1983.

 

Примерный перечень вопросов к зачету и экзамену

по социальной психологии (для  ФСР).

1.Место и роль социальной психологии в системе научного знания.

2.Предмет и задачи социальной психологии.

3.Особенности и тенденции развития отечественной социальной психологии на современном этапе.

4.Позиции и типы трансакций во взаимодействии (по Э. Берну).

5.Общая характеристика основных методов социальной психологии и их значение для деятельности социальных педагогов (социальных работников).

6.История становления и развития социально-психологических идей.

7.Методы взаимовоздействия в общении.

8.Механизмы перцептивного процесса в общении.

9.Типы стихийных групп и их общая характеристика.

10.Основные направления современной зарубежной социальной психологии (их сущностная характеристика).

11.Способы воздействия, реализуемые в стихийных группах.

12.Значение теории общения для деятельности социального педагога (социального работника).

13.Эффекты межличностного восприятия в общении и пути их преодоления.

14.Понятие малой группы в социальной психологии.

15.Социально-психологические модели развития малой группы.

16.Закономерности формирования и смены социальных установок.

17.Общая характеристика динамических процессов в малой группе.

18.Модель развития малой группы А.В.Петровского.

19.Групповая сплоченность в малой группе (ее уровни).

20.Феномен «группового давления» в малой группе и типы индивидуального поведения в ней.

21.Основные направления исследований личности в социальной психологии.

22.Значение изучения социально-психологических качеств личности для деятельности социального педагога (социального работника).

23.Специфические регуляторы социального поведения больших социальных групп.

24.Место и природа межличностных  отношений.

25.Сущность процесса социализации личности.

26.Взаимосвязь межличностных, групповых и общественных отношений.

27.Социальные установки личности.

28.Сущность, структура и функции общения.

29.Сущность диспозиционной концепции регуляции социального поведения В.А.Ядова.

30.Изменения в социально-психологическом укладе жизни стихийных групп и массовых движений в современных условиях в России.

31.Общение как коммуникативный процесс. Вербальная и невербальная информация.

32.Взаимосвязь личности и группы.

33.Основные социально- психологические барьеры на пути прохождения информации.

34.Основные сферы социализации личности.

35.Общение как социальное взаимодействие и его способы.

36.Общение как восприятие и взаимопонимание людьми друг друга.

37.Возрастание роли социальной психологии в деятельности социального педагога (социального работника).

38.Механизмы взаимодействия в общении.

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

ПО КУРСУ  СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ:

-         Социально-психологическая характеристика личности человека как    представителя современного общества (в нашем государстве).

¾     Политико-психологический статус личности в условиях переходного общества.

¾     Роль личности в условиях роста напряженности во взаимоотношениях в различных группах.

¾    Влияние общественных отношений на характер и содержание взаимодействия между людьми при решении социальных проблем в государстве.

¾    Социально-психологическая характеристика наиболее значимых типов и способов взаимодействия людей в современном обществе.

¾    Психологический анализ отношений людей в много социальном коллективе.

¾    Социально-психологические особенности межличностного общения в условиях современного общества.

¾    Общение как средство повышения эффективности межличностных отношений при решении производственных и иных задач.

¾    Социально-психологический портрет современного менеджера (руководителя).

¾    Образ руководителя в современном сознании общества.

¾    Развитие общительности человека средствами социально-психологического тренинга.

¾    Социально-психологический тренинг как средство повышения эффективности деловых и иных отношений.

¾    Общение как средство психологического воздействия на людей в современных условиях.

¾    Межличностная аттракция как механизм формирования привязанностей людей в различных условиях общественных отношений.

¾    Психологическая характеристика малой группы в условиях различных видов трудовой и политической активности.

¾    Социально-психологическая характеристика процесса взаимопонимания людей в современном обществе.

¾    Влияние стиля руководства на внутригрупповые настроения Психологические предпосылки повышения эффективности взаимопонимания людей в различных условиях.

¾    Социально-психологические особенности воздействия на людей в современных условиях.

¾    Психологическая характеристика социального самочувствия людей.

¾    Изучение социально-психологических особенностей  представителей различных социальных групп как средство учета настроений людей в развитом обществе.

¾    Психологические особенности различных представителей  религиозных групп.

¾    Социально-психологический анализ факторов формирования общественного мнения у представителей различных социальных групп.

¾    Социально-психологический анализ настроений людей в современном обществе.

¾    Психологические предпосылки повышения сплоченности людей в малой группе (коллективе).

¾    Социально-психологические особенности возникновения и функционирования традиций в различных социальных группах.

¾    Морально-психологический климат в обществе и его различных социальных группах.

¾    Влияние межличностных отношений на характер формирования группового мнения.

¾    Специфика межгрупповых и межконфессиональных отношений в современных условиях.

¾    Стратегия и тактика изучения социально-психологических особенностей представителей различных классов и наций.

¾    Влияние национально-психологических особенностей людей на их поведение и деятельность.

¾    Психология семейных отношений.

¾    Психология политического лидерства.

¾    Психология политической власти и властных отношений в современном обществе.

¾    Социально-психологическая подготовка политического лидера.

¾    Психологические предпосылки вовлечения людей в политику и отхода от нее.

¾    Социально-психологические особенности политических и избирательных кампаний.

¾    Особенности психологического воздействия на людей в процессе политических и избирательных кампаний.




© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.