РУБРИКИ |
Курсовой проект Психология деятельности и методика преподавания экономики (Курс Стратегическое управление) |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Курсовой проект Психология деятельности и методика преподавания экономики (Курс Стратегическое управление)Курсовой проект Психология деятельности и методика преподавания экономики (Курс Стратегическое управление)Министерство образования Украины Киевский национальный экономический университет Кафедра педагогики и психологии Курсовая работа по дисциплине “Психология деятельности и методика преподавания экономики” на тему информационно-методологическое обеспечение изучения курса “Стратегическое управление” Выполнил: РОЗЕНБЛЮМ Михаил Владимирович студент 3 курса 3 группы ФИСиТ Научный руководитель: Киев 1998 Содержание
I. Социально-психологические аспекты экономического образования в Украине. II. Концепция экономического образования 5 Структура среднего экономического образования: 6 III. Структура курса “Стратегическое управление” 8 Аннотация. 8 1. Обоснование курса. 9 1.1. Предисловие. 9 1.2. Отдача курса. 9 1.3. Основание курса. 9 1.4. Суть курса. 10 1.5. Концепция построения курса. 10 1.6. Итоги освоения данной дисциплины. 10 2. Темы лекционного курса 11 3. Практический курс. 12 3.1. Семинарские занятия. 12 3.2. Деловые игры. 13 4. Самостоятельная работа. 13 5. Текущий и итоговый контроль. 14 6. Рекомендуемая литература. 15 Приложение 1. Хронологическая структура курса. 16 Приложение 2. Вариант итогового билета по курсу “Стратегическое управление” 16 IV. Материалы для занятий по теме “Концепция и история стратегического управления”, первая и вторая лекции: “Предвидение будущего как метод управления настоящим”,“Стратегическое планирование как метод алгоритмизации анализа” 17 1. Тема занятия 17 2. Цель занятия 17 3. Пробуждение познавательного интереса 18 4. Структура темы 18 5. База знаний 18 5.1. Лекция “Предвидение будущего как метод управления настоящим” 18 5.2. Лекция “Стратегическое планирование как метод алгоритмизации анализа” 20 6. Дополнения. 23 6.1. Лекция “Предвидение будущего как метод управления настоящим” 23 6.2. Лекция “Стратегическое планирование как метод алгоритмизации анализа” 24 7. Контроль освоения материала. 26 8. Деловая игра “Простейшие методы стратегического управления” 27 8.1. Концепция деловой игры 27 8.2. Дополнительный теоретический материал 28 V. Методика преподавания курса “Стратегическое управление” разным возрастным категориям 31 Использованная литература. 32 I. Социально-психологические аспекты экономического образования в Украине. Управление любой сложноорганизованной структурой подразумевает предварительное осознание законов жизнедеятельности данной структуры. Но существует всего два возможных пути этого осознания : обучение на основе собственного опыта и на основе знаний, собранных и обработанных до тебя. Проблема экономического образования как раз и заключается в том, что
большинство считает себя специалистами в этой области. Вроде бы и так все
понятно: купить подешевле / продать подороже, “кухарка может управлять
государством” и т.д. В результате не только у рядового обывателя, но и даже
у многих высокопоставленных деятелей складывается превратное мнение о
простоте экономических законов и легкодоступности экономических принципов. А все начинается с чего? Правильно, с детства. Все предыдущие поколения, включая по сути и наше, выросли на чем? На том, что папа с завода принес бесхозную краску, чтобы сделать ремонт. Мама забирала нас из детсада во время работы, потому что начальник уехал на очередное партсобрание, толком делать нечего, а на получку объём сделанного все равно не влияет. И так далее, и тому подобное! Потому и экономическое образование мы пропускаем через призму наших старых представлений, забитых уже в подсознании, потому и с работы продолжаем нести все, что плохо лежит, и глупость начальника беспокоит нас меньше, чем его требовательность. По моему мнению, что-то кардинальное можно сделать только со
следующим поколением, которое сейчас в пелёнках еще лежит. Тем, кому сейчас
уже больше 20 лет ничего кроме технических и прикладных знаний в голову
вбить уже нельзя, а у более младших от перегибов реформ в мозгах такая
путаница, что ничего фундаментального туда уже не помещается. Не поймите
меня превратно: я не считаю, что все, кто старше одного года
бесперспективны с точки зрения экономики, просто у них в крови нет того
ощущения экономических законов и понятий, которое есть в той же Западной Следующее поколение уже не будет иметь комплексов, связанных с
попытками “догнать и перегнать Америку”, с теми же приевшимися мобильными
телефонами и пейджерами. Ключевая проблема состоит в том, что к власти будут приходить люди, имеющие такой же груз в подкорке. Но с подсознательными комплексами можно бороться сознательным пониманием происходящего. Главное для государства – воспитать не только экономически “подкованного” обывателя, но и грамотного руководителя, который перестанет относиться к должности, как к кормушке. Вот тут мы и возвращаемся к проблеме экономического образования. Но экономисты и преподаватели – те же бывшие студенты, которые чего-то недопоняли, чего-то недослушали, и в результате качество знания ухудшается в геометрической прогрессии. Вывод – упираемся в студентов, а именно в технологию их подготовки, чему посвящена первая глава этой работы. II. Концепция экономического образования Под экономическим образованием на данный момент понимается только
высшее образование, да еще некоторое число специализированных курсов,
например, бухгалтерских. Но именно в этом и кроется главная проблема. И никакие структурные преобразования внутри данной системы погоду не сделают. Любые реформы в конце концов сведутся к принципу: “сократим аппарат, удлиним змеевик”. Как ни перекраивай этот самый аппарат, он будет производить одну и ту же всем отлично известную продукцию. Можно до упора повышать квалификацию преподавателей или понаставить по два компьютера на одного студента, но если обучающиеся не готовы к восприятию материала, никакие наисовременнейшие методы уже не помогут. Т.е. необходимо полностью преобразовывать всю систему экономического образования в Украине. В данной конкретной работе вам предоставляется на рассмотрение концепция реформирования данной системы. Как и в любой концепции выделю цели и задачи. Цель: повысить уровень экономической образованности молодого поколения. Задачи: сформировать обывателя, подготовленного к жизни в условиях рынка; сформировать руководителя, способного управлять государством вообще и отдельным предприятием в частности в условиях рынка. Как видно из задач, основная проблема разделяется на два направления. Наибольшую проблему составляет именно подготовка квалифицированных
руководителей уже, что называется, со школьной скамьи. Понятно, что
научиться руководить людьми проблематично. Тут талант или есть, или нет. Но
вот научиться быстро принимать экономически обоснованные решения –
возможно. И к тому же в понятие “руководить” можно включить весь цикл
руководства: от разработки концепций до контроля за внедрением. А здесь уже
нужны специалисты на каждой стадии, причем множество специалистов, ведь
даже талантливый руководитель состоит на 90% из талантливых подчиненных. Экономикой должны заниматься экономисты по образованию, а не по собственному желанию. Потому, по моему мнению, должно существовать среднее экономическое образование, как основа для формирования основания вышеупомянутой пирамиды с одной стороны и как “сырье” для высшего экономического образования с другой стороны. Структура среднего экономического образования:
Курс состоит из 3 обязательных полугодий и полугодия факультативов для заинтересовавшихся данным вопросом детей. На факультативах в игровой форме раскрываются более сложные понятия, как биржа или эффективность производства. Цель- дать основные понятия экономики в доступной младшим школьникам форме, заинтересовать ученика самостоятельно исследовать данные вопросы. Цель: научить доходчиво излагать свою мысль в особенно в устной форме. Главное – избавить школьника от страха перед аудиторией, конкретная языковая подготовка роли не играет как еще не сформировавшаяся. - тренинги): курс “Основы управления” – введение основных понятий и принципов управления, теорий мотивации, теорий принятия решений. Для обоснования рациональности данных теорий – большой объём ролевых игр и тренингов. “Психология управления” – явно поставленная задача предыдущего психологического курса. Цель аналогична. Добавление – искусство ведения переговоров (подтекст – проблемы переходного возраста и методы их разрешения). - тренинги): курс “Менеджмент” – расширение курса “Основы управления” в сторону конкретизации рассматриваемых методов. Аналогичный упор на тренинги. Но тренинги уже рассматриваются как школа будущих руководителей, а не подчиненных, в тесном взаимодействии с курсом “Микроэкономика”. Цель – развивать у школьников психологию руководителей, ответственных за свои решения. Тренинги перестают быть игрой. Основа – формирование ситуационных групп с четко выраженной иерархией и ответственностью за подчиненного. Если школа параллельно имеет усиленное изучение английского языка – факультатив “Основы делового английского языка”. “Экономическая теория” формируется общий комплекс знаний о природе и структуре рынка на уровне реализации товара, на уровне оптимизации сбыта и на уровне поиска новых сегментов рынка. ИТОГИ: В результате окончания полного цикла данного обучение из школы будет выходить человек, имеющий все базовые знания в области экономики, необходимые для последующего наложения на них прикладных знаний. III. Структура курса “Стратегическое управление” Аннотация. Проблема комплексного управления современной организацией за последние годы вышла на одно из первых мест по накалу. Отсутствие у руководства предприятий и даже государства в целом глобального мышления привело к стратегическому провалу, в котором проблемы переносятся на будущее без каких-либо четких представлений о путях их разрешения. Груз прошлых ошибок ложится на плечи нового поколения. Те, кто станут у руля власти через 20-25 лет должны мыслить шире плоскости существования конкретного предприятия. Чтобы выйти из кризиса, необходимо часто плыть против течения и искать двери там, где их быть не должно, а потому нужно анализировать идею во всех ее измерениях. Для развития объемного и комплексного восприятия экономическое реальности в структуре преподавания экономических курсов для специализированных экономических школ вводится курс “Стратегическое управления”, обособленный от общего курса “Менеджмент” и являющийся логическим завершением комплекса наук об управлении. Стратегическое управление нельзя назвать совокупностью разного рода
методик. Это скорее философия принятия решений с оглядкой на много лет
вперед, борьба не С ПРОШЛЫМ, а ЗА БУДУЩЕЕ. Как невозможно отказаться от
истории государства. так и на уровне предприятия нельзя отказаться от его
истории. Если каждый новый руководитель будет увольнять всех сотрудников и
переориентировать производство на новую продукцию, организация умрет. Если
же каждый пришедший дополнит и расширит накопленное до него, то развитие
пойдет в геометрической прогрессии – это можно увидеть на примере тех же Стратегическое управление можно определить как концепцию интегрального подхода к деятельности предприятия, которая позволяет: сравнивать цели развития предприятия, которые отображают процесс его адаптации к окружающей среде (т.е. действия, касающиеся избежания угроз и развития возможностей) с потенциалом, который есть в наличии в данный момент и который может быть в наличии на определённый момент времени; проводить процесс формирования (разработки) комплекса стратегий соответственно внутренним возможностям предприятия в достижении поставленных задач; организовать и активизировать деятельность по реализации принятых стратегий. Соответственно определению построена и общая структура курса, которая дает представление о концепции стратегического управления, среде применения и используемых методиках. Для более конкретного понимания учащимися сути излагаемого курса в качестве примеров использовался реальный опыт крупнейших зарубежных предприятий, который используют данные технологии уже на протяжении 20 лет. 1. Обоснование курса. 1.1. Предисловие. Концепция стратегического управления возникла в начале 70-ых годов ХХ века и за несколько лет буквально покорила весь западный экономический мир. На сегодняшний день она является неотъемлемой частью любой схемы управления, начиная от малых предприятий и заканчивая ТНК, хотя до сих пор является одной из самых спорных сторон деятельности организаций. Стратегическое управление не есть закосневшим в алгоритмах миром, оно постоянно развивается соразмерно развитию потребностей в прогнозировании и возрастанию уровня неопределённости среды. Входя в XXI век, человечество формирует новое общество –
информационное, где основным ресурсом является именно информация. а главным
оружием – своевременный анализ сложившейся ситуации. Но динамизм событий
станет превосходить по скорости возможности оперативного реагирования на
проблемы. В этом случае смогут выжить только те, кто вовремя смог
предусмотреть поворот обстановки, т.е. мы опять возвращаемся к
стратегическому управлению. Отсюда, знания в этой области являются
основополагающими для характеристики управленца XXI века. Потому курс
В результате освоения курса “Стратегическое управление”, учащийся в
состоянии воспринимать развитие любой (в данном случае экономической)
системы как упорядоченное движение к заранее поставленной задаче. С другой
стороны беглое ознакомление с методикой планирования и прогнозирования
подстегнет к самостоятельному освоению экономико-математических и
собственно управленческих методов формирования и внедрения стратегий.
Для облегчения усвоения курса “Стратегическое управление” необходимы
знания, почерпнутые из других экономических дисциплин: 1.4. Суть курса. В курсе “Стратегическое управление” раскрываются основы четыре основных направления идеологии управления вообще: анализ текущего состояния организации в комплексе факторов, влияющих на нее, и внутренних факторов, которые могут быть изменены, в разрезе определения состояния реализации предыдущих стратегий, планов, программ; анализ перспектив организации на определённый период в разрезе возможности достижения тех или иных показателей с точки зрения внутренних возможностей и условий внешней среды, которые могут сложиться на соответствующем горизонте планирования; построение комплекса стратегий как программ перехода из текущего состояния в намеченное; организация и контроль над реализацией разработанных стратегий с позиций координирования и общего управления. Учащимся даются основные понятия и методики, связанные со всеми направлениями, а также ключи, по которым можно развивать соответствующие знания, если учащиеся заинтересуются в данном предмете в программе шире школьного курса.
Построение дисциплины основано на разделении лекционных, практических и
самостоятельных работ (см. Приложение 1). Весь необходимый объем теории
начитывается в лекционной форме и составляет 55% курса (11 часов).
Результатом освоение курса “Стратегическое управление” должно стать: освоение и свободное использование соответствующего понятийного аппарата; понимание комплексности и многосторонности управления; наличие представления о механизмах реализации методов управления и ознакомление с основными направлениями; наличие базовых знаний о методике практического применения современных методов управления.
21. Лекция 1. Предвидение будущего как метод управления настоящим (1 час). Суть: Развитие взаимодействия фирмы со средой ускорили зависимость рационального управления от возможности предвидеть будущие изменения. На степень предвидения влияла степень неопределенности, имеющая устойчивую тенденцию к росту. Конкретизация задач управления прогнозированием породила развитие соответствующих форм: бюджетирование / долгосрочное планирование / стратегическое планирование / стратегическое управление. 22. Лекция 2. Стратегическое планирование как метод алгоритмизации анализа (1 час) Суть: С развитием математизации управления возникли соответствующие методики логического и прогностического анализа. В комплексе это дало стратегическое планирование – инструмент прогнозирования на основе первичной экстраполяции с последующей переоценкой на величину влияния реализованных действий текущего прогноза в конкретный момент времени и с поправкой на реакцию внешней среды, как итог влияния случайных и направленно инициированных воздействий. 23. Лекция 3. Стратегическое управление как итог развития глобального управления (1 час) Суть: Возрастание неопределенности внешней среды привело к необходимости сокращения времени между принятием решения и воплощением его в жизнь через конкретные меры. Поэтому произошло слияние выделенных аналитических структур с базовыми управленческими, трансформация прогнозирования из глобального в инструментальный метод. В результате возникло стратегическое управление, объединившее в себе концептуальность стратегического управления и действенность бюджетирования. При этом возникло множество подходов к стратегическому управлению (“выбор стратегических позиций”, “ранжирование стратегических задач”, “управление стратегическими возможностями” и т.д.). 24. Лекция 4. Обобщенная концепция стратегического управления (2 часа). Суть: ввод основных понятий стратегического управления – цели, их классификация, определение, показатели: стратегия как понятие и как идеология, классификация стратегий, методы построения стратегий. Тема 2. Технология стратегического управления. 25. Лекция 1. Структура и принципы реализации стратегического управления (2 часа) Суть: На данный момент существует несколько научно обоснованных подходов к реализации концепции стратегического управления. В целом их можно подать в виде пошаговых алгоритмов с обратной связью на каждом шаге реализации алгоритма. 26. Лекция 2. Корпоративные стратегии (1 час). Суть: Наивысший уровень стратегического управления характеризуется глобальным восприятием рынка и среды функционирования. Потому именно на этом этапе возможно оценить и направить дальнейшее развитие как конкретных проектов, так и фирмы в целом. Следовательно, выбор корпоративной стратегии является основополагающим в реализации как миссии организации, так и задач, на которые миссия подразделяется. 27. Лекция 3. Продуктовые, функциональные и ресурсные стратегии (2 часа). Суть: Для реализации корпоративной стратегии разрабатываются стратегии второго порядка, направленные на конкретную цель и зачастую неотрывные одна от другой. Это наиболее разработанная (хотя и наиболее спорная) часть стратегического управления из-за множества подходов и классификаций. Тема 3. Реальное применение стратегического управления на Украине и за рубежом (1 час). 3. Практический курс.
Суть: обсуждаются причины трансформации форм анализа деятельности
предприятий. План: Семинар 2. Концепция стратегического управления и его реализации. (2 часа) Семинар 3. Технологические методы выбора стратегий (1 час) – Тема 2 (лекции Семинар 4. Опыт стратегического управления в Украине и за рубежом (1 час) – 3.2. Деловые игры.
Деловая игра “Стратегическое планирование на основе текущей ситуации,
возможной реакции конкурентов и пошагового реагирования на внешние и
внутренние изменения” (2 часа)
Самостоятельная работа учащихся при усвоении материала предусматривает
две формы: Суть: развитие самостоятельного мышления учащихся о рассматриваемых
вопросах, обсуждение спорных вопросов. Суть: активизация творческого поиска учащихся, повышение заинтересованности в изучаемом вопросе.
Технология построения текущего и итогового контроля базируется на основных характеристиках курса: большой объем теоретического материала – понятий, схем, алгоритмов, моделей; большая степень формализации и символизации представляемой информации, а потому разная степень восприятия информации учащимися с гуманитарными и техническими склонностями; необходимость творческого подхода к стратегическому управлению, а потому необходимость повышать заинтересованность в изучении. Исходя из этого, в целом концепция контроля опирается на постоянный непрямой контроль за сохранением в активной памяти учащихся понятийно- смыслового аппарата, необходимого для усвоение курса. По результатам текущего контроля каждый учащийся получает рейтинг, который будет влиять на длительность выступления на последнем семинаре и степень влияния на решение в группе при проведении ролевой игры. 1. Работа с теоретическим материалом. После окончания каждой лекции тем 1 и 2 в конце каждого занятия проводится блиц-опрос (5 минут) по терминам и базовым положениям последней лекции плюс всех лекций данной темы, прочитанных ранее После окончания тем 1 и 2 проводится тестирование, аналогичное лекционному, но в более развернутом виде (15 минут). Оценка за данные работы классифицируется: “недостаточно”, “достаточно”, “высший балл”, а в рейтинговых очках “-1” / “0” / “+1” для лекционных тестов и “-2” / “+1” / “+2” для тематических. Набравшие по итогам курса менее рейтинг |
|
© 2010 |
|