РУБРИКИ |
Лицевая экспрессия как средство невербального общения |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Лицевая экспрессия как средство невербального общенияЛицевая экспрессия как средство невербального общенияРоссийский государственный гуманитарный университет Самостоятельная работа по курсу «Психология эмоций» Тема: «Лицевая экспрессия как средство невербального общения» Студентки ИП-II-982 Гуриной А.И. Преподаватель: к. м. н. Коновалов В.Ю. Москва, 1999 У. Эко в своей работе «Отсутствующая структура: введение в семиологию» называет мимику (т.е. лицевую экспрессию) и пантомимику специфическим кодом (прасемикой), который является одним из важнейших факторов коммуникации[1]. Прасемика является абсолютно специфическим видом кода, т.к. с одной стороны она конвенционна (как и любой язык), а с другой стороны абсолютно натуральна (спонтанные мимические реакции и жестикуляция при переживании эмоций). Некоторые «недоразумения» в работах исследователей лицевой экспрессии заключаются в том, что описывается только какая-либо часть функций лицевой экспрессии, т.е. очень часто не разделяются выражение эмоций и изображение эмоций. И хотя оба этих процесса являются средствами невербального общения, в мимических реакциях они проявляются по-разному. Исследования мимического выражения эмоций начались еще более 100 лет назад. Одной из первых была работа Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и у животного» (1872). Гипотеза Дарвина заключалась в том, что мимические движения образовались из полезных действий, т.е. то, что сейчас является мимическим выражением эмоций ранее являлось реакцией с определенным приспособительным значением. Непосредственно мимические движения представляют собой либо ослабленную форму этих полезных движений Как пишет С.Г. Геллерштейн, разницы между мимикой взрослого человека и ребенка нет никакой, за исключением ее большего разнообразия у взрослых. Но если считать, что мимические реакции являются полностью
врожденными, то из этого следует, что каждый человек должен безошибочно Я. Рейковский называет такую мимику конвенционной. Этим термином я
буду пользоваться в работе. Исследования Лендиса доказывают необходимость
различения непроизвольных мимических реакций, которые по определению И.М. Рейковский выделяет 3 фактора, влияющих на формирование мимического выражения эмоций: 1. врожденные видотипичные мимические схемы, соответствующие определенным эмоциональным состояниям; 2. приобретенные, заученные, социализированные способы проявления чувств, подлежащие произвольному контролю; 3. индивидуальные экспрессивные особенности, придающие видовым и социальным формам мимического выражения специфические черты, свойственные только данному индивиду. К. Изард разработал систему объективного кодирования мимических проявлений базовых эмоций. Изучив анатомию человеческого лица, он определил, какие именно мышцы и каким образом участвуют в определенных экспрессивных изменениях лица. Далее регистрировались начало и конец изменений в отдельных частях лица (область бровей, область глаз, область носа и щек, область рта), вызванные конкретным стимулом, и по определенной формуле устанавливалась эмоция, о которой свидетельствует данное мимическое изображение. Но эта методика навряд ли валидна в естественных условиях. Очевидно, что очень малое количество людей, которые имеют постоянный опыт общения (как вербального, так и невербального) знакомы с этой методикой. Если говорить о лицевой экспрессии, как о факторе невербального общения, то необходимо рассматривать конвенционную мимику и спонтанную мимику отдельно, хотя вместе они составляют единую систему прасемики. К. Изард в «Психологии эмоций» приводит подробное описание лицевых экспрессий для каждой базовой эмоции. Интерес проявляется «одним единственным мимическим движением в одной из областей лица – приподнятыми или слегка сведенными бровями, перемещением взгляда по направлению к объекту, слегка приоткрытым ртом или поджатием губ» [6]. Проявления этой эмоции редко остаются незамеченными окружающими. «Ни в каком другом возрасте коммуникационное значение эмоциональной экспрессии не выступает с большей очевидностью, чем в детстве[7]». Особенно хорошо оно проявляется в момент общения новорожденного с матерью, когда выражение эмоции интереса свидетельствует об удержании ребенком внимания (на матери). Отвращение: «помимо нахмуренных бровей и сморщенного носа можно наблюдать приподнятую верхнюю губу и опущенную нижнюю; язык чуть высунут». При развернутом мимическом выражении страха «брови слегка приподняты и сведены к переносице, в результате горизонтальные морщины в центре лба глубже, чем по краям; глаза широко открыты, верхнее веко приподнято; углы рта резко оттянуты, рот обычно приоткрыт». Но К. Изард постоянно подчеркивает, что в процессе научения и социализации человека прототипические выражения базовых эмоций модифицируются, и поэтому мы их наблюдаем довольно редко. Только в условиях очень интенсивной стимуляции (см. эксперименты Лендиса) мы демонстрируем развернутые мимические выражения. Например, Годфруа Ж. в книге «Что такое психология?» поместил фотографию женщины, которая явно испытывает какую-то эмоцию. Предлагается определить, какую именно (страх, удивление, волнение). Но не зная ситуации, вызвавшей эту эмоцию, такое определение становится практически невозможным[8]. Обычно, чтобы окружающие могли распознать эмоцию, требуется знание ситуации (контекста), в которой находится человек, или наличие собственного опыта в сходной ситуации. П. Экман установил, что существуют семь основных лицевых выражений –
конфигураций (схем) мимики, выражающих семь эмоций: счастье, удивление,
страх, страдание, гнев, отвращение (презрение) и интерес. Было показано,
что все люди, независимо от национальности и культуры, в которой они
выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти
мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. Так, в
исследовании Тайера и Шиффа испытуемым предъявлялись рисунки [см. рис. Нейтральные Счастье Гнев Жестокость Страдание Согласованность испытуемых была очень велика – опознание эмоций было почти стопроцентным. Если предъявлялись картинки, где были только брови, то и в этом случае одна «деталь» лица давала испытуемым возможность довольно точно определять эмоции. Например, «до предела» поднятые брови оценивались как выражение сильного недоверия; наполовину поднятые – удивления; слегка нахмуренные – задумчивости; сильно нахмуренные – гнева. Восприятие конвенциональной мимической экспрессии настолько точно, что японскими психологами был предложено довольно интересное применение данной особенности человеческого восприятия – схематические изображения лица человека при переживании определенных эмоций в работе АЭС для скорейшей передачи информации оператору о состоянии системы (выяснилось, что такой способ более надежный, чем все цифровые, графические и цветовые способы). Овладение таким средством невербального общения, как лицевая экспрессия, требует усвоения общепринятых в данной культуре форм их выражения, а также понимания индивидуальных проявлений эмоций тех людей, с которыми человек живет и работает. Казалось бы, невысокая степень однообразия классификации эмоций по фотографиям свидетельствует об обратном, но необходимо учитывать, что в естественных условиях наши суждения об эмоциональном состоянии других людей основываются не только на мимических изменениях их лиц, но и на пантомимике, вокализации. Кроме того, мы обычно опираемся на еще один класс данных (едва ли не самый важный) – данные о ситуации, в которой находится человек. Одно и то же мимическое выражение в различных ситуациях может идентифицироваться наблюдателем по-разному, т.е. когда мы говорим, что данный человек испытывает гнев, то в определенной степени это объясняется тем, что мы знаем контекст возникновения эмоции и, следовательно, можем ожидать от него именно эмоции гнева. При распознавании эмоций оказывается задействованной вся наличествующая информация о поведении наблюдаемого лица и ситуации, в которой он находится. Это подтверждают эксперименты, проведенные П. Трудности и ошибки при оценке выражения эмоций объясняются несколькими причинами. На оценку оказывает влияние прежде всего собственное состояние наблюдателя. Например, при использовании в эксперименте Экмана мимической схемы «страдание», испытуемый Как видно из приведенной таблицы внушение оказывает на оценку эмоций большое влияние, но не со всяким внушением экспериментатора испытуемые охотно соглашались (ужас/внимание). Это связано с тем, что представленные диады презрение/недовольство, отвращение/пренебрежение, смущение/почтение являются близкими по мимическому выражению, а ужас/внимание – диаметрально противоположны. Примером внушения посредством ситуации демонстрировалось в экспериментах Маслоу. Одни испытуемые рассматривали фотографии в изысканно обставленной комнате, другие в комнате с признаками беспорядка и запустения. В ходе эксперимента было выявлено, что вторая группа испытуемых идентифицировала фотографии иначе, чем первая, в основном приписывая предъявляемым изображениям негативное значение (уныние – гнев; интерес – смущение и т.д.) «Понимание языка эмоций требует не только знания общих норм выражения эмоций, типичных для данного общества. Оно требует еще способности и готовности анализировать специфический язык окружающих людей и обучаться ему. Далеко не каждый хочет и может осуществить такой анализ и усвоить индивидуальные языки эмоций. Это обусловлено разными причинами. Одни чрезмерно сосредоточенны на собственной личности и поэтому неспособны замечать и правильно оценивать состояние других людей. У других невнимание к окружающим связано с чувством собственного превосходства. У третьих такие затруднения в овладении языком эмоций объясняются чувством тревоги. Это может быть тревога, связанная с эмоциями других людей (если в прошлом опыте данного лица они были по преимуществу отрицательными), или тревога, связанная с собственными эмоциями и побуждающая данное лицо избегать всего того, что могло бы вызвать у него эмоции; вследствие этого человек не замечает проявления эмоций у других людей» [7, с. 150]. Не только понимание эмоционального состояния другого человека, но и выражение своего собственного может вызывать проблемы. Это может быть связано с тем, что человек не усвоил принятых в обществе форм выражения эмоций, или со страхом перед утратой самоконтроля (в основном у слишком эмоциональных людей), или с боязнью общественного порицания. Существует ошибочное мнение, что степень эмоциональной экспрессивности (как врожденный фактор зависит от этнической принадлежности человека), но кросс-культурные исследования (например, М. Степень эмоциональной экспрессивности является одним из основных факторов организации межличностных отношений. Негативную реакцию окружающих может вызывать как чрезмерная экспрессивность, так и неумение показать собственное эмоциональное состояние. Я. Рейковский утверждает, что овладение своей эмоциональной экспрессией посредством научения является одной из основных задач и проблем в процессе социализации человека. Чрезвычайную важность такого компонента невербального общения, как лицевая экспрессия, очень хорошо показывают цифры, приведенные Дж. -----------------------
[3] Уотсон Дж. Б. Психология как наука о поведении. – М., 1998. Сс. 188-192 [6] Изард К. Психология эмоций. – СПб., 1999. С. 113
|
|
© 2010 |
|