РУБРИКИ

Личность, ее структура и проявления

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Личность, ее структура и проявления

Личность, ее структура и проявления

Личность, ее структура и проявления

Общее представление о личности

Наряду с понятием «личность» в науке нередко употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Рассмотрим их отличия.

Человек как вид – это представитель вполне определенного биологического вида (вида живых существ), отличающийся от других животных конкретными специфическими особенностями и уровнем физиологического и психологического развития, наделенный сознанием, способный мыслить, говорить и принимать решение, контролировать свои действия, поступки, эмоции и чувства.

Индивид – человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.

В понятии человека как индивида выражаются два основных признака:

1) человек – это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт;

2) отдельный представитель человеческой общности, выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями.

Человек как личность с точки зрения психологии характеризуется:

развивающимся самосознанием, являющимся основой формирования умственной активности, самостоятельности личности в ее суждениях и действиях и ориентированным прежде всего на познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни;

активностью – стремлением выйти за пределы реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний, расширить сферу деятельности;

наличием Я-образа – системы представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном, которые обеспечивают единство и тождественность его личности и обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.;

направленностью – устойчивой системой мотивов: потребностей, интересов, идеалов, убеждений и т.д.;

способностями, свойствами и качествами, обеспечивающими успешность выполнения определенной деятельности;

характером, представляющим собой совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обусловливающих типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования[1] .

Индивидуальность – своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, эмоциональной и волевой сферах, интересах, потребностях и особенностях человека.

Основные подходы к изучению личности  в зарубежной психологии

В зарубежной психологии существуют разные подходы к пониманию и происхождению личности.

Социогенетический подход. В рамках данного подхода особенности личности объясняются исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с другими людьми.

Биогенетический подход. Ведущая роль отводится биологическим процессам созревания организма, так как основные психические свойства человека заложены в самой его природе.

Психогенетический подход. Не отрицает значение ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов.

Структура личности

Основу личности составляет ее психологическая структура.

Психологическая стуктура личности – представляет собой целостное системное образование, совокупнолсть социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и постпков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.

В современной психологии существует несколько точек зрения на внутреннее строение личности. Наиболее известной является динамическая функциональная психологическая структура личности К.К. Платонова.

Направленность. Черты личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственно врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Данная подструктура формируется путем воспитания и включает в себя убеждения, мировоззрения, стремления, интересы, идеалы, желания. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные виды потребностей.

Подструктура направленности личности тесно связана с правосознанием, особенно в той части, которая определяет отношение субъекта к соблюдению норм права (нравственные принципы, ценностные ориентации, мировоззрение). Изучение направленности личности индивида позволяет определить его социальные воззрения, образ мыслей, ведущие мотивы, уровень его нравственного развития и во многом прогнозировать его поведение и поступки.

Социальный опыт. Эта подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные на основе личного опыта путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности (например, способность к быстрому запоминанию, физические данные, лежащие в основе образования двигательных навыков и т.п.).

 Личность, ее структура и проявления

Иерархическая структура личности (К.К. Платонов)

Индивидуальные особенности психических процессов. Данная подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций: памяти, ощущений, восприятия, мышления, эмоций, чувств, воли, которые формируются в процессе социальной жизни. Психические познавательные процессы и другие формы отражения действительности вместе с приобретенными человеком знаниями и опытом во многом определяют такого сложное интегративное образование личности, как интеллект, положительно коррелирующий с умственным развитием. Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнений.

Биопсихические свойства. Это биологически обусловленная подструктура объединяет типологические свойства личности, ее половые, возрастные особенности и патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических морфологических особенностей мозга. Процесс формирования данной подструктуры осуществляется путем тренировки.

Различные черты и свойства личности, входящие во все названные подструктуры, образуют две наиболее общие подструктуры: характер и способности, понимаемые как общие интегративные качества личности.

Все эти поструктуры тесно связаны между собой и проявляются в виде единого целого, выражающего такое сложное интегративное понятие, как личность.

Потребности как источник активности личности

Всеобщей характеристикой живых существ является их активность, обеспечивающая поддержание жизненно значимых связей с окружающим миром. Источником активности человека являются его потребности.

Потребности – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах необходимых для его существования и развития.

Классификация потребностей

По своему происхождению различают потребности естественные (простые) и культурные (сложные) Естественные потребности связаны с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства. Неудовлетворение естественных потребностей ведет к гибели человека или его вырождению.

Культурные потребности обусловлены уровнем развития цивилизации, особенностями жизни и деятельности человека. В них выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры; их корни целиком лежат в границах человеческой истории. Неудовлетворение культурных потребностей не ведет к физической гибели человека, но вызывает смерть социальную.

По предмету выделяют материальные и духовные потребности. В материальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в жилище, одежде, предметах быта).

Духовные потребности выявляют зависимость от продуктов общественного сознания (потребность получать информацию, слушать музыку, видеть прекрасное и т.д.).

В зависимости от носителя потребности бывают индивидуальными, групповыми или общества в целом.

У человека могут проявляться ведущие (основные) потребности, невозможность удовлетворения которых угрожает его существованию (приводит к разрушению физиологических систем организма) и второстепенные (нежизненно важные потребности), которые в определенных обстоятельствах играют ведущую роль в детерминации поведения человека.

Есть и другие основания для классификаций потребностей человека. Так, например, потребности могут быть социально полезными и вредными, асоциальными; реальными, соответствующие возможностям данного человека и уровню развития социальной и природной среды его жизнедеятельности; иллюзорными, наделенными фантазиями личности.

Если взять за основу содержание отражаемой в потребностях объективной реальности, то можно выделить следующие потребности: профессиональные, политические, правовые, нравственные и др.

По времени существования потребности могут быть устойчивые (периодически актуализирующиеся, длительные), и неустойчивые, (кратковременные, ситуативные).

Потребности, определяющие линию поведения личности в тот или иной момент или в течение определенного отрезка времени, называют доминантными потребностями, а недоминантными те, которые косвенно влияют на особенности реализации первых. Следует признать, что в принципе каждая потребность в той или иной ситуации, при определенных обстоятельствах может стать доминантной.

Принято выделять три типа доминантных потребностей человека.

Ситуативные (кратковременные) потребности; жизненные, определяющие стратегию жизни, линию поведения человека (длительные) и потребности деятельности (промежуточные между двумя первыми), которые представляют собой потребности текущих дел.

Различают потребности теоретические (в познании) и практические (в предметно-практической деятельности).

По мере развития человека (физиологического и психологического), становления его как личности, развиваются, видоизменяются и его потребности. Процесс удовлетворения человеком своих потребностей связан с его взаимодействием со средой, с объектами потребностей, использованием средств и способов этого взаимодействия, что в свою очередь ведет к формированию и развитию личностных качеств и свойств личности. Из этого следует – удовлетворение потребностей человека выступает одним из важнейших условий его всестороннего развития, формирования и становления. Воспитание и актуализации у человека потребности в труде также является непременным условием развития личности. Отсутствие у человека этой потребности (труд является источником материальных и духовных благ, культуры в целом) неминуемо ведет к сужению материального и духовного потенциала социума, а потребительское отношение личности к обществу – к ее деградации.

Мотивы и мотивация

Человек, испытывая нужду в чем-то, ищет возможность ее удовлетворить. Удовлетворить потребность можно только в активности, в духовной или физической деятельности. Промежуточным средством удовлетворения потребности, побуждающим человека к конкретной деятельности, выступает мотив.

Мотивы – это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотив – способ проявления потребности, психологическая форма ее существования.

Мотивация – это совокупность мотивов, побуждающих человека к активной деятельности.

Мотив характеризуется силой и устойчивостью; выполняет побуждающую, направляющую и регулирующую функции.

Основные характеристики мотива

Сила. Выступает показателем непреодолимого стремления личности и оценивается по степени и глубине осознания потребности и самого мотива. Сила мотива обусловлена как физиологическими, так и психологическими факторами. К первым относится сила мотивационного возбуждения, а ко вторым – знание результатов деятельности, понимание ее смысла, определенная свобода творчества.

Устойчивость. Оценивается по наличию мотива во всех видах деятельности человека, по сохранению его влияния на поведение в сложных условиях деятельности, по сохранению во времени.

Функции мотива

Побуждающая. Характеризует энергетику мотива, т.е. вызывает и обусловливает активность человека, его поведение и деятельность.

Направляющая. Отражает направленность энергетики мотива на определенный объект, т.е. выбор и осуществление определенной линии поведения.

Регулирующая. Определяет характер поведения и деятельности. Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов.

Виды мотивов

Биологические мотивы – это влечения, желания человека, обычно отражающие его биологические потребности.

Социальные мотивы – это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют значительную роль в жизни человека.

Мотив достижения проявляется как устойчивое стремление личности достичь максимально высокого результата в деятельности.

Мотив избегания выражается в стремлении личности выбрать либо легкие для себя цели, гарантирующие ей успех, либо очень трудные (в этом случае неудача воспринимается не как личный неуспех, а как следствие привходящих и не зависящих от личности обстоятельств).

Мотив аффилиации (стремление к общению) проявляется как стремление личности наладить добрые, эмоциональные отношения с людьми.

Мотив отвергания выражается в боязни быть непринятым, отвергнутым значимыми для личности людьми.

Мотив власти проявляется в том, чтобы побуждать других поступать в соответствии со своими интересами и потребностями, добиваться их расположения, влиять, направлять, диктовать условия, определять нормы и правила поведения и т.д.

Предметные мотивы являются устойчивыми для личности, проявляются в различных ситуациях и видах деятельности, обеспечивают надситуационную устойчивость и своеобразие поведения личности. В этом качестве они становятся атрибутами личности, т.е. ее сущностными особенностями.

Функциональные мотивы связаны с конкретными видами деятельности человека, например с учебной, профессиональной, общественно-политической и т.д.

Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или неосознаваемыми.

Если мотивы человека осознанные, он отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребности. К осознанным мотивам можно отнести убеждения, идеалы, интересы.

При неосознанных мотивах человек не отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребности. К неосознанным мотивам относятся установки, влечения.

Поведение человека полимотивировано. Это значит, что в каждой конкретной ситуации актуализируется и действует не один, а несколько мотивов. Иерархия мотивов образует мотивационную сферу личности, которая в значительной степени определяет индивидуальность, неповторимость ее поведения и деятельности.

Влечение – инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания.

По мнению психологов, влечение – первичное проявление потребности, начальная стадия мотивационного процесса, который заканчивается осмыслением и в результате этого осмысления либо тормозится личностью, либо переходит в мотив и цель деятельности.

Установка – готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении. Обеспечивает устойчивый характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека.

В структуре установки выделяют три подструктуры:

когнитивную – совокупность того, что готов познать и воспринять человек;

эмоционально-оценочную – комплекс симпатий и антипатий к объекту установки;

поведенческую – готовность определенным образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия.

Интересы – это мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и обусловливающие вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности. Они заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания.

Желание – это отражающие потребность переживания, перешедшие в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить.

Стремление – это первичное побуждение, чувственное переживание потребности, тяготение к ее объекту.

Направленность личности

Направленность личности – это ее интегральное свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности. Выражается в гармоничности и непротиворечивости знаний, отношений и господствующих мотивов поведения и действий личности.

В структуре направленности большая роль принадлежит идейной убежденности, отражающей не только знания объективной действительности, но и признание их безусловно правильными субъективно важными для деятельности личности. Идейная убежденность – это синтез знаний, интеллектуальных, эмоциональных и волевых проявлений личности.

Направленность включает в себя несколько иерархически связанных форм. Она всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности.

Мировоззрение представляет собой систему взглядов, убеждений человека, определяющих его моральный, идейно-нравственный облик.

В структуру мировоззрения входят ее философские, социально-экономические, нравственные, правовые, эстетические и другие взгляды.

Убеждение выражает единство социальных и профессиональных идеалов личности с соответствующими эмоциональными состояниями и навыками целенаправленной деятельности.

Идеалы – ориентация на конкретные образцы социального поведения и профессиональной деятельности. На основе мировоззрения у человека формируются нравственные идеалы, т.е. созданные воображением образы, к которым он стремится, правосознание. Идеалом может стать конкретная (или воображаемая) личность, определенный образ жизни, поведение того или иного человека или группы людей, отдельная черта характера.

Интересы – это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Интересы деляться на виды в зависимости от качественных психологических характеристик.

Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т.е. интерес к определенному виду деятельности. В качестве основания может выступать и стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной потребностью.

Желание является осознанной потребностью индивида к чему–либо вполне определенному. Желание, как форма направленности характеризуется осознанием человеком не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

Влечение – это наиболее примитивная, по своей сути биологическая форма направленности, выражающая недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Влечения могут быть естественными и сформировавшимися в социальных условиях. Естественные влечения не всегда осознаются. Они связаны с органическими процессами и лишь в очень незначительной мере могут регулироваться сознанием. Сами же влечения могут существенно влиять на организацию, направленность сознания.

Список литературы

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека»: - М.: Пед. общ-во России, 1999. – 397 с.

Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. – 244 с.

Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. - Екатеринбург, Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та,1997. – 244 с.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для вузов. – Р н/Д: Феникс, 1996. – 512 с.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.1: Общие основы психологии – 688 с.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.2: Психология образования – 496 с.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учеб для вузов. - М.: Издат. Центр «Академия», 2000. –512 с.

8. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология:

Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург:

Деловая книга, 2005. 368 с.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru




© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.