|
|
2. Личность и общество. Свобода выбора и ответственность. Человек - это индивид. Индивид (от лат. individuum - неделимое), первоначально - латинский перевод греческого понятия “атом” (впервые у Цицерона), в дальнейшем - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы. Отдельно живое существо, особь, отдельно человек - в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом. Индивидуальность - неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека. В самом общем плане индивид в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качественных отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их. Личность - общежитейский и научный термин, обозначает: 1. Человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова); 2. Устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Человека философия понимает как целостность. Сущность человека связана с общественными условиями его функционирования и развития, с деятельностью, в ходе которой он оказывается и предпосылкой, и продуктом истории. Человек - совокупность всех общественных отношений. В разные времена существовали разные точки зрения философов на человека: - Идеалистическое и религиозно-мистическое понимание человека; - Натуралистическое (биологическое) понимание человека; - Сущностное понимание человека; - Целостное понимание человека - развитая индивидуальность - многообразие социальных качеств. Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет их целостность. Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерживает в ней сознательно-волевое начало. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение общественным нравственным запретам, зрелой и развитой - работа по определению смысла жизни. Сократ считал, что человек более всего нуждается в познании самого себя и своих дел, определении программы и цели своей деятельности, ясном осознании того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истины и заблуждения. Для Сократа смысл человеческой жизни заключается в философствовании, в постоянном самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания. Он считал, что поступки человека определяются степенью его осведомленности. Фома Аквинский считал, что в человеке нет никакой другой субстанциальной формы, кроме одной лишь мыслительной души, и что она так виртуально содержит в себе чувствующую и питательную души, и содержит в себе все неизменные формы, и одна производит все, что производят в других видах более несовершенные формы. Маккиавели считал, что желания человека ненасытны, и т.к. природа наделила человека способностью все мочь и ко всему стремиться, а фортуна позволяет ему достигать лишь немногого, то следствием оказывается постоянная духовная неудовлетворенность и пресыщенность людей тем, чем они владеют. Именно это заставляет их хулить современность, хвалить прошлое и жадно стремится к будущему даже тогда, когда у них нет для этого разумного основания. Человеческое общество - это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которых люди, формы их совместной деятельности, прежде всего, труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Жизненная основа потока общественной жизни - труд. Объединение людей в целостную систему происходит независимо от их воли: естественный факт рождения с неизбежностью включает человека в общественную жизнь. Законы развития общества - это объективность, существенность, необходимость, повторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие основную направленность социального развития от низшего к высшему. Развитие: с увеличением материальных и духовных благ возрастают и потребности человека. Специфика общественных законов: 1) возникли вместе с возникновением общества и, следовательно, невечны; 2) законы природы происходят, а законы развития о-ва делаются и проявляются в совокупной сознательной деятельности людей; 3) носят более сложный характер; 4) так же как и в природе в обществе закономерное (общее) действует через единичное, индивидуальное, случайное, в органическом единстве с ним. На каждом этапе развития действуют и общие законы, характеризующие устойчивое в истории, и специфические, проявляющиеся только в ограниченном историческом времени или пространстве. Закономерности в обществе: М. Вебер (субъективный идеализм): абсолютизировал неповторимость исторических событий и на этой основе отверг наличие какой-либо закономерности в обществе. Но если в обществе нет объективной тенденции, то невозможно прогнозирование событий, следовательно, теряет смысл и цели социальное бытие. Марксизм: в обществе имеют место объективная необходимость, причинная обусловленность и повторяемость, но существуют особенности общественных законов. Человечество всегда должно будет корректировать линию своего поведения, считаясь с законами живой и неживой природы. Свобода - это деятельность на основе познанной необходимости. Необходимость отражает нечто устойчивое, упорядоченное, что и отражается в законах сохранения. Свобода отражает развитие, появление нового, разнообразного, новых возможностей. Необходимость выражает наличное, показывает, каков мир есть, а свобода отражает будущее - каким мир должен быть. Развитие общества и есть постоянный процесс перехода необходимости в свободу. Гегель: мировая история - процесс возрастания свободы. Свобода многолика, но сущность ее одна - наличие разнообразных возможностей, следовательно, она - наибольшая ценность. Маркс: лишь при условии обретении социальной свободы начинается развитие человеческих сил, которое является самоцелью. О. Шпенглер и А. Тойнби не признавали существования единой истории человечества, разрывали ее на множество самостоятельных потоков, а в качестве исходных посылок истории принимали духовные ценности или религиозные системы. Шпенглер: каждая культура живет, подчиняясь особым, только ей присущим принципам и ценностям, и проходит периоды возникновения, расцвета, старения и гибели, а история в целом представляет собой сосуществование и смену различных культур. Тойнби: обнаружил в истории множество локальных цивилизаций, каждая из которых создается творческим меньшинством и также проходит ряд этапов своего жизненного цикла вплоть до дезинтеграции; в будущем возможно достижение единства человечества, но лишь в сфере духа, на основе религии. Эпоха становления капиталистических отношений, обнаружив пестрое многообразие истории, стимулировала вместе с тем поиск скрытого за многообразием единства. К этому побуждает прежде всего развитие экономических связей, процесс, связанный с построением единого капиталистического рынка. Идеалистическая трактовка единства истории. На признании единства истории были построены философско-исторические концепции Гегеля, Фурье. Гегель единству истории придавал "мировой дух", который воплощался в духе различных народов. Фурье: идея единства истории служила обоснованию новой высшей цивилизации, которая придет на смену существующей. Материалистический подход к единству истории включает в себя признание единства мировой истории. Единство истории закладывается в самой реальной жизни, в способе ее материального обеспечения с помощью трудовой деятельности и используемых ею материальных средств труда. Труд - вечное условие человеческой жизни. Материалистическая основа исторического процесса есть одновременно и основа его единства. Если различные культуры и цивилизации развиваются как самостоятельные и внутренне замкнутые образования, то никаких общих законов, исторических закономерностей быть не может. Формы проявления единства исторического процесса. Установление многообразия связей между странами: экономических, культурных приводит к росту городов, консолидации народностей. С развитием капиталистических отношений все больше стран вовлекаются в механизм капиталистической экономики. Экономическое и культурное развитие тесно связаны с развитием науки и техники. В этом взаимосвязанном мире социально значимые события сразу становятся достоянием всех, интересы и судьбы народов тесно переплетаются. Таким образом, в ходе истории меняются формы выражения ее внутреннего единства, старые формы накладываются на новые. Причины и факторы многообразия истории. Многообразие истории существует во времени и пространстве. Во времени - это различные этапы исторического развития, формации и эпохи. В пространстве - это наличное реальное многообразие социальной жизни, основной источник которого - неравномерность исторического развития. Уже Аристотель указывал, что человека побуждает к действию интерес. Эта проблема играла огромную роль в размышлениях философов XVII - XIX в.в. Любой человек живет не сам по себе, он связан с другими людьми, поэтому он как частица класса, общественной группы. Он связан с другими людьми одинаковыми условиями существования, сходным образом жизни и общностью интересов. В этом и происходит сведение интересов индивида к интересам общества. Гегель: "Интересы" двигают жизнью народов". Интерес существует объективно, независимо от того, осознан он или нет. Без учета всех интересов общества оно не смогло бы понять путей своего развития. Субъект исторического процесса - личность, действующая сознательно и ответственная за свои действия. Группа также может быть субъектом, если у нее имеются общие интересы, цели действия, т.е. если она представляет собой целостность. То есть в данном случае группу можно рассматривать как социальный субъект, в качестве которого могут выступать та или иная социальная группа, народ, человечество. Основными социальными субъектами исторического процесса являются общественные классы. Борьба классов была движущей силой общественного развития на определенной его стадии. Роль социального субъекта могут играть также и такие исторические общности, как народности и нации, когда они обретают самосознание и сплачиваются во имя определенной цели, но нации всегда возглавляются классами, которые и в этом случае остаются основными движущимися силами и субъектами исторического процесса. В современном мире проблема субъекта исторического процесса приобретает новые смысловые грани. В наше время правомерно ставить вопрос о превращении всего человечества, всего мирового сообщества в субъект исторического процесса. Марксизм: развитие общества - закономерный процесс, чем более широкими материальными возможностями обладает человек в своей деятельности, тем выше уровень развития общества. Следовательно, в развитии производительных сил следует искать объективный критерий общественного прогресса. Высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Все общественные отношения разделяются на первичные (материальные) и вторичные (духовно-практические). В общественной жизни объективное и субъективное, практическое и духовное неразделимы. В социально-философском смысле народ как творец истории - широкая общность, соединяющая все те слои, классы, которые заинтересованы в поступательном развитии общества. Народ, прежде всего, - трудящиеся, но также и эксплуататорские классы. Ни один класс не может осуществить глубокие преобразования, не организуя вокруг себя готовые его поддержать другие классы и общественные слои. Однако лишь некоторые личности остались в памяти - выдающиеся. Идеалистическое понимание истории отрицает роль народных масс и преувеличивает роль личностей, связанных с производством идей: идеологов, политиков, законодателей и т.п. Материалисты: личность не может изменить историю в масштабе всемирно-историческом, нарушить ее общую объективную логику, но в реальной истории стран личность может сделать много. Усиление внимания к проблеме личности явилось и следствием бурного развития психологической науки, в частности, социальной психологии, открывшей закономерности социального поведения человека. Марксизм впервые раскрыл социальную сущность человека, который предстал целостным существом в единстве его психической и социальной сторон при определяющем влиянии на все стороны человеческой жизнедеятельности его социальной сущности. Движение от характеристики личности как выражение социально значимых свойств к ее анализу как меры социальности есть движение от сущности "первого порядка" к более глубокой и скрытой от непосредственного наблюдения сущности. Только совокупность этих трех моментов дает достаточно точное определение "личность". Научная теория личности позволяет объяснить не только родовое понятие "человек", но и единичное - "индивидуальность" Личность есть общее, социально-классовое в индивиде, характеристика социально-типических черт. Сами люди - это живые личности. Они формируются общественными отношениями, присваивая их как свою социальную сущность. |
|
© 2010 |
|