РУБРИКИ |
Личность в психологии |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Личность в психологииЛичность в психологииСодержание работы Введение 1. Понятия «личность», «человек», «индивид», «индивидуальность» 2. Свойства личности 2.1 Способности 2.2 Темперамент 2.3 Характер 2.4 Воля 2.5 Эмоции 2.6 Мотивация 3. Биологическое и социальное в структуре личности 4. Структура личности 5. Потребность как источник активности личности Список литературы Введение Психология – это наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение. Слово «личность» происходит от слова «личина», которое в старые времена обозначало маску, надеваемую на себя актером во время спектакля, и соответствующие особенности характера того человека, которого актер в маске должен был играть. Через эту роль выражалась психология человека. Современные ученые на вопрос о том, что такое личность, отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, заслуживает того, чтобы его учесть в поисках наиболее полного определения личности. Данная тема актуальна для ее изучения, так со временем наряду с основными направлениями изучения понятия «личность», появляются все более новые направления изучения ее сторон, ее свойств, способов изучения. Даются новые определения самого понятия и выделяются новые уровни ее структуры. В данной контрольной работе будут рассмотрены основные элементы, связанные с понятием личность. Будет дано ее определение и сравнение с такими понятиями, как «индивид», «индивидуальность», «человек». Определим основные свойства личности и ее структуру. Выделим взаимосвязь биологического и социального в феномене «личность». Определим источник активности личности через ее потребности. В практической части будут изучены свойства личности на нескольких объектах (Екатерина, Виталий, Денис). 1.Понятия «личность», «человек», «индивид», «индивидуальность» Личность чаще всего определяют как человека, обладающего совокупностью устойчивых психологических свойств, определяющих социально-значимые поступки человека. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или изменчивые психические состояния, за исключением тех, которые проявляются в отношении к людям и к обществу. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности данного человека. «Личность» – это конкретный человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые проявляются в общественных по природе связях и отношениях человека, являются устойчивыми и определяют поступки, имеющие существенное значение, для него самого и для окружающих людей. «Личность» – это социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующие меру представленности общественных отношений в индивиде. Наряду с понятием «личность» в науке используются такие понятия, как «человек», «индивид» и «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем: Термин «человек» относится не к отдельно взятому человеку (в том случае, когда сравниваются его объем и содержание с объемом и содержанием других понятий), а ко всему человеческому роду. Поэтому понятие «человек» иногда называют родовым и включают в его содержание все свойства, присущие людям в отличие от животных. Сюда кроме собственно психологических свойств также входят физические особенности человека, его образ жизни, культура и т.п. Человек на свет рождается человеком. Еще в зародыше он обладает природными предпосылками для развитие собственно человеческих свойств и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки – перспективу использования орудий труда и т.д., и этим младенец – уже человек по сумме своих возможностей – отличается от детеныша животного. Таким образом доказывается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что закрепляется в понятии «индивид» (у животных – особь). Появляясь на свет, как индивид, человек постепенно обретает особое социальное качество, становиться личностью. Термин «индивидуальность» имеет два близких друг к другу, но различных значения. Одно из значений этого слова указывает на своеобразное сочетание человеческих свойств у данного индивида, таких как темперамент, характер, привычки, преобладающие интересы, качество познавательных процессов (восприятие, память, мышление, воображение), способности и т.д. Другое значение термина подчеркивает то, чем данный человек как индивид отличается от других людей (индивидов). В первое понимание термина могут входить и общие свойства, присущие сравниваемым друг с другом людям, а второе определение термина предполагает указание лишь на то, чем один человек отличает от другого. Слово «личность» - самое узкое из всех сравниваемых здесь по своему объёму и содержанию: · Во-первых, в него включаются только психологические свойства человека; · Во-вторых, в объём и содержание понятия «личность» не входят многие, собственно психологические свойства, например, такие как познавательные процессы, психологические состояния человека. Таким образом, термин «личность» охватывает даже не всю психологию человека. · 2. Свойства личности 2.1 Способности Когда мы пытаемся понять, почему разные люди, поставленные в одинаковые условия жизни, добиваются не одинаковых успехов, мы пользуемся понятием «способности», полагая, что разницу в успехах этих людей можно объяснить именно различиями их способностей. Это же понятие используется тогда, когда необходимо выяснить в силу чего одни люди быстрее, чем другие, обучаются, лучше усваивают новые знания, умения и навыки. Способности – свойства души человека, понимаемые как совокупность его психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и старое из всех имеющихся определений способностей. Способности – высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось в психологии ΧVII - ΧIΧ вв. и употребляется в настоящее время. Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их приобретение, закрепление и использование. Данное определение принято сейчас и наиболее распространено в отечественной психологии. Оно вместе с тем является наиболее точным из всех. У человека имеется множество самых разных способностей. В первую очередь необходимо различать элементарные и сложные потребности. Элементарными, или простейшими, называются способности, связанные с работой органов чувств или со сравнительно простыми движениями, например, способность различать цвета, звуки, запахи, скорость и точность простых двигательных реакций. Эти способности обычно имеются у человека с рождения, но могут совершенствоваться в процессе его жизни и деятельности. Сложными называют способности в различным видам деятельности, связанных с человеческой культурой, например, технические, математические, музыкальные и т.п. Все эти способности не являются врожденными, поэтому их называют социально обусловленными. Способности также разделяют на общие и специальные. Общие – это способности, которые имеются у всех людей (но развиты в различной степени) и которыми определяются успехи во многих различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные или общие двигательные способности. Специальные способности встречаются не у всех людей и определяют успехи в отдельных, специфических видах деятельности. Это, как правило способности, для которых необходимо наличие особых задатков. К таким способностям можно отнести музыкальные, литературные, художественно-изобретательные и т.п. наличие у человека общих способностей не исключает развитие специальных, и наоборот. Способности разделяют на теоретические и практические. Теоретические способности предполагают склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, умение ставить и успешно решать теоретические задачи. Практические способности проявляются в умении ставить и решать практические задачи, связанные с конкретными действиями в определенной жизненной ситуации. Выделяются также учебные и творческие способности. Они отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения знаний, умений и навыков, в то время как вторые проявляются в создании человеком предметов материальной и духовной культуры, в производстве новых идей, в открытиях и изобретениях, т.е. в творчестве в различных видах деятельностью. Наконец, выделяют коммуникативные и предметно-деятельностные способности. Коммуникативными называют способности, которые включают в себя знания, умения и навыки, связанные с общением с людьми, с взаимодействием человека с людьми, с межличностным восприятием и оцениванием, с установлением контактов, расположением людей к себе, оказанием на них влияния. Предметно-деятельностные способности проявляются в деятельности человека с неодушевленными предметами. И те, и другие способности взаимно дополняют друг друга. Благодаря их оптимальному сочетанию человек получает возможность полноценно и гармонично развиваться. Способности человека не только совместно определяют успешность деятельности и общения, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая друг на друга определенное влияние. Кроме понятия «способности» в психологии для характеристики способности человека справляться с той или иной деятельностью используют понятия «одаренность», «талант», «гениальность». Одаренным называют человека, который с рождения обладает хорошими задатками к развитию способностей. Талантливый – это человек, который благодаря своим высокоразвитым способностям может добиться высоких результатов в том или ином виде деятельности. Гениальный – это человек, уже добившийся выдающихся, признанных успехов в определенном виде деятельности. 2.2 Темперамент Темпераментом называется совокупность свойств, характеризующих динамические особенности психических процессов, состояний и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Идея и учение о темпераментах – одни из самых древних в психологии. В своих истоках они восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа, жившего в V веке до н. э. Гиппократ дал определение темпераменту и связал его с соотношением разных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи. По древнегреческим названиям этих жидкостей («сангва» - кровь; «флегма» - лимфа или слизь; «хоул» - желтая желчь; «мелан хоул» - черная желчь) получили свои названия введенные Гиппократом типы темпераментов: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический. Сангвинический темперамент характеризует человека веселого нрава. Он окружающим людям представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником и балагуром. Такой человек быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что недавно его волновало и притягивало. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, ко всем людям относится хорошо. Его отличают доброта, готовность прийти на помощь. Однако напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляют. Меланхолический темперамент свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, предает большое значение всему, что лично его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек не редко бывает сдержанным и особенно тщательно контролирует себя при даче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, и весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого не зависит. Холерический темперамент характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он сильно горяч и не сдержан. Вместе с тем такой человек быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны. Флегматический темперамент относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это замедляет ему медлительность вхождения в работу. Каждый из описанных выше типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим, если не связывать его с требованиями, предъявляемыми выполняемой человеком деятельностью к его темпераменту. Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь свои достоинства и недостатки. Люди сангвинического типа темперамента, например, обладают быстрой реакцией, легко приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, особенно в начальный период работы, но зато к ее концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса. Напротив, те, кому свойствен темперамент меланхолического типа, отличаются медлительным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше к середине или к концу работы, а не в ее начале. В целом же продуктивность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковые, а различия касаются в основном динамики работы. Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительное усилие и реализовать их в короткий промежуток времени. Однако при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки. Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать. Тип темперамента человека не обходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования именно к динамическим особенностям психических процессов, движений или действий человека. 2.3 Характер Характер – приобретенные в конкретных социальных условиях общие способы взаимодействия личности со средой, составляющие тип её жизнедеятельности. Характер выступает как форма проявления личности, её готовности осуществлять в более или менее типичных ситуациях при определенных условиях те или иные фиксированные формы/способы поведения. В практике общения людей между собой их характер может проявляться в манере поведения, способах реагирования человека на действия и поступки других людей. Манера общения может быть деликатной, тактичной или же грубой, бесцеремонной. Это также объясняется различиями в характерах людей. Человека с выраженным, сильным или слабым характером всегда можно выделить среди остальных людей. Поступки человека с сильным характером отличаются настойчивостью, целенаправленностью, упорством, а поступки человека со слабым характером отличаются прямо противоположными свойствами: слабоволием, случайностью, непредсказуемостью и т.п. Характер имеет много различных черт. С научной точки зрения их около 150. Но если подходить к этому вопросу не столь строго, то их более 500. Чаще всего черты характера человека делят на три группы: волевые, деловые и коммуникативные. Волевыми называют черты характера, связанные с волей человека. К ним можно отнести целеустремлённость, настойчивость, упорство или противоположные им черты характера типа уступчивости и безволия. Деловые – это черты характера, которые проявляются у человека в труде, такие как трудолюбие, аккуратность, ответственность, а также безответственность, лень, недобросовестность. Коммуникативными называют черты характера, которые проявляются в общении человека с другими людьми. Это, например, общительность, замкнутость, доброжелательность, злость, отзывчивость и т.д. Существует так же разделение черт характера человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные черты характера – это такие, которые побуждают, направляют и поддерживают активность человека, то есть выступают как мотивы его поведения. Инструментальные черты характера самостоятельными мотивами поведения не являются, но придают ему определенный стиль. 2.4 Воля Волю можно определить как некоторый до сих пор до конца не познанный по своей природе вид энергии, с помощью которого человек может разумно и сознательно управлять своим поведением, а также собственными психическими процессами и состояниями. Воля - это также то, с помощью чего человек на сознательной и разумной основе оказывает влияние на окружающий мир, изменяя его по своему разумению. Существенный признак воли связан с тем, что воля практически всегда связана с принятием человеком сознательного, разумного решения, преодолением препятствий и с приложением усилий для его выполнения (реализации). Волевое решение, кроме того, принимается и реализуется человеком в условиях конкурирующих друг с другом разнонаправленных потребностей, мотивов или влечений, которые примерно одинаковы по своей побудительной силе. Т.к. разница побудительной силы между ними не велика, человеку приходится проявлять волю и выбирать одно из двух. Воля всегда предполагает самоограничение человека: поступая волевым образом, добиваясь поставленной цели, реализуя какую-либо актуальную потребность, человек, действующий по своей воле, всегда сознательно лишает себя чего-то другого, привлекательного и желательного для него. Еще один признак участия воли в регуляции поведения человека – это наличие продуманного плана для его выполнения. Волевое действие – это акт, направленный на достижение какой-либо конкретной цели. Существенным признаком волевого действия является то, что оно обычно сопровождается отсутствием непосредственного эмоционального удовлетворения, но зато наличием отсроченного, морального удовлетворения, которое возникает не входе выполнения волевого действия, а в результате его осуществления. Нередко усилия воли направляются не на то, чтобы победить или овладеть обстоятельствами, а на то, чтобы преодолеть самого себя, т.е. действовать вопреки своим естественным желаниям. Особенно это характерно для импульсивных, эмоциональных людей. 2.5 Эмоции Под эмоциями можно понимать специфические переживания, окрашенные в приятные или неприятные тона и связанные с удовлетворением жизненно важных потребностей человека, выполняющие в его жизни мотивационно – регулирующие, коммуникативную, сигнальную и защитную функции. Под основными видами эмоций выделяют: настроение (слабо выраженная, но долго действующая эмоция. Отражает общее состояние человека в данный момент времени); простейшие эмоции (переживания, связанные с удовлетворением органических потребностей); аффекты (сильные кратковременные бурные эмоции, которые отчетливо проявляются в жестах, мимике человека); чувства (представляют собой комплекс эмоциональных переживаний, связанных у человека с теми или иными конкретными объектами); страсть (сильные, чрезмерно выраженные чувства, которыми не способен управлять человек); стресс (не чистая эмоция, а соединение эмоции с определенным физическим состоянием организма). Эмоции, особенно такие как аффекты, чувства, страсти, не отделимы от личности человека. С.Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К первой относятся, по его мнению, удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с владением каким-либо предметом. Они подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и с отношением человека к миру, к людям, к социальным событиям, к нравственным ценностям и категориям. В структуре личности эмоции теснее всего связаны с потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей. Люди, как личности, в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам. В частности: по эмоциональной возбудимости; по длительности и устойчивости возникших у них эмоциональных переживаний; по доминированию положительных и отрицательных эмоций. Но самый важный признак – это сила и глубина переживаемых чувств, а также содержание и предметная отнесенность. 2.6 Мотивация В поведении человека есть две взаимно связанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается в конкретной ситуации. Мотивация связана такими понятиями, как потребность, мотив, намерения, побуждения и др. В узком смысле под мотивацией понимается совокупность причин, объясняющих поведение человека. Мотив – это любой внутренний психологический или физиологический по своей природе источник поведения, отвечающий за его активность и целенаправленность. Мотивы поведения могут быть осознанными и неосознанными, реально действующими и мнимыми, побудительными и смыслообразующими. Потребностью называется состояние нужды человека или животного в чем-либо, что необходимо для его нормального существования, физического или психического развития. Стимулом можно назвать любой внешний или внутренний фактор, который на ряду с мотивом управляет поведением, направляя его на достижение связанной с данным мотивом цели. Намерение - это сознательно принятое, продуманное решение, связанное с желанием что-либо сделать. Побуждение – это не волне осознанное, неопределенное стремление человека к чему-либо. Влечением называют целенаправленное побуждение. 3. Биологическое и социальное в структуре личности Проблема соотношения биологического и социального начал в структуре личности является одной из наиболее сложных и дискуссионных в современной психологии. Заметное место занимают теории, которые выделяют в личности человека две основные подструктуры, сформерованные под воздействием двух различных факторов – биологического и социального. Была выдвинута мысль о том, что личность человека распадается на эндопсихическую и экзопсихическую организации. Эндопсихика как подструктура личности выражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. Экзопсихика определяется отношением человека к внешней среде, т.е. ко всей сфере того, что противостоит личности, к чему личность может так или иначе относиться. Первая включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления и воображения, а вторая – систему отношений человека и его опыт, т.е. интересы, склонности, идеалы и др. Эндопсихика, имеющая природную основу, обусловлена биологически, в противоположность, экзопсихике, которая определяется социальным фактором. Личность человека, являющаяся и продуктом, и субъектом исторического процесса, не могла сохранять биологическую структуру, рядоположенную и равноправную структуре социальной. Природные предпосылки развития индивида, его телесная организация, его нервная и эндокринная системы, преимущества и дефекты его физической организации властно влияют на формирование его индивидуально-психологических особенностей. Однако биологическое, входя в личность человека, становиться социальным. Природные органические стороны и черты существуют в структуре индивидуальности человеческой личности как социально обусловленные ее элементы. Природное и социальное образует единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу, как самостоятельные подструктуры личности. 4. Структура личности Структура личности – это связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации. Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, которые обычно называют «чертами личности». Их очень много, но психологи их пытаются объединить в несколько подструктур. Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития этих качеств. Далее, также уровнем личности является ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Это подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрения, особенности характера, самооценку. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен. Различие людей между собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способности и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенный психологические знания в сочетании с наблюдательностью. Иерархическая структура личности (по К.К. Платонову)
5. Потребность как источник активности личности Потребность понимается как необходимость, нужда, но не всякую нужду можно назвать потребностью. Для того, чтобы необходимость отражала потребность, она должна стать для субъекта актуальной в данный момент, чтобы человек хотел того, что ему необходимо. Т.е. потребность как нужда организма отражает его объективное состояние и связана с осознанием нужды, имеет субъективную сторону. Ильин дает определение потребности личности как «переживаемое человеком состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и побуждающее психологическую активность, связанную с целеполаганием». Потребность выступает как источник активности человека. По источнику формирования все потребности делятся на первичные (биологические), вторичные (социальные) и духовные. Первичные потребности – потребности в пище, воде, температурном комфорте, сне, сексуальные потребности. Удовлетворение этих потребностей обеспечивает индивидуальное и видовое существование, эти потребности общие у животных и человека. Однако биологические потребности преобразуются под влиянием жизни в обществе, проявляются и развиваются иначе, чем у животных. В ходе развития человеческого общества возникают и развиваются специфические человеческие (социальные и духовные) потребности. Социальные потребности включают потребность принадлежности к группе, в признании, в уважении и любви, самоутверждении. Духовные потребности – это потребности в познании мира, самоуважении и самореализации, эстетические потребности. Маслоу обосновал иерархическую структуру потребностей человека, выделив в ней пять уровней. V. потребности самоактуализации (реализация своих потенциалов, понимание смысла жизни) IV. потребности в самоуважении (потребности в достижении, одобрении, признании, принятии себя, положительной самооценки) III. потребности в социальных связях (потребность в социальной включенности, принадлежности к группе, любви и доверии) II. потребности в безопасности (защита от страдания, боли, разрушения, неустроенности) I. физиологические потребности (голод, жажда, сон, активность, секс) потребности более высоких уровней возникают тогда, когда удовлетворены потребности низших уровней, которые являются генетически более ранними и имеют большее значение для выживания. Неудовлетворение потребностей низших уровней тормозит проявление других потребностей. Список литературы 1. Немов Р.С. Общая психология. - изд. Питер, 2007 2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 2000 3. Столяренко Л.Д. Психология. – Ростов-на-Дону, 2004 4. Милорадова Н.Г. Психология и педагогика. – М., 2007 5. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. – М., 1997 |
|
© 2010 |
|