Личностное совершенствование в родительстве
Личностное совершенствование в родительстве
Кафедра общей психологии
Курсовая работа
Личностное развитие в родительстве
Москва, 2009 г.
Оглавление
Введение
Глава 1.
Теоретический анализ проблемы личностного развития в родительстве
1.1
Психологический анализ понятий "родительство", "готовность к
родительству"
1.2
Феноменологический подход к пониманию сущности родительства
1.3 Феномен
отцовства. Личностное развитие мужчины в родительстве
1.4 Феномен
материнства. Личностное развитие женщины в материнстве
1.5
Особенности влияния личностной зрелости родителей на воспитание ребенка и
ребенка на личностное развитие и зрелость родителей
1.6
Отношения между супругами на фоне родительства
Заключение
Список
использованной литературы
Практически каждый человек
когда-то становится родителем. Готовность к родительству, осознание себя
родителем и способы воспитания детей в паре со своим супругом (супругой) формируется
под влиянием самых различных факторов. Качество воспитания, осознанное
исполнение родительской роли в свою очередь определяет состояние общества,
института семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений.
Родительство играет значительную
роль в жизни конкретной личности. На протяжении всей жизни родитель остается
значимой фигурой для человека. Родительство включает феномены материнства и
отцовства, но не сводится к их простой совокупности. Однако при относительно
активной разработке отдельных проблем материнства (А.Я. Варга, Д. Винникотт, М.
Мид, В.А. Рамих, Г.Г. Филиппова) отцовство является практически неизученным (Т.М.
Афанасьева, К. Витакер, И.С. Кон, В.И. Кочетков, М. Мид, В.А. Сухомлинский). То
же необходимо отметить и по отношению к родительству в целом - в психологии нет
четкого определения родительства, нет обоснования этого феномена с
психологической точки зрения, за исключением исследования этнографического
аспекта родительства (И.С. Кон, 1988). Это и определило выбор темы курсовой
работы "Личностное развитие в родительстве".
Цель работы: изучить
психологическую сущность родительства как интегрального психологического
образования.
Объект исследования: родительство
как интегральное психологическое образование личности.
Предмет исследования: личностное
развитие самих родителей в своем родительстве.
Задачи исследования:
Раскрыть понятие "родительство",
особенности готовности к родительству.
Рассмотреть феномены материнства
и отцовства.
Изучить особенности влияния
личностной зрелости родителей на воспитание ребенка и ребенка на личностное
развитие и зрелость родителей.
Родительство является базовым
жизненным предназначением, важным состоянием и значительной
социально-психологической функцией каждого человека. Характер родительства
отражается на качестве потомства, обеспечивает личное счастье человека и его
бессмертие. Можно сказать, что будущее общества - это сегодняшнее состояние
родительства.
Изучению семьи как
воспитательного института посвящено большое количество исследований - как в
отечественной, так и в зарубежной специальной и научной литературе. В этих
трудах раскрыты различные характеристики семьи, оценена роль родителей в
воспитании ребенка, исследованы взаимоотношения детей и родителей, выявлены
стили и стратегии семейного воспитания, а также многое другое, имеющее
отношение к семье. При очень большом научном интересе к развитию детей в семье
самим родителям уделяется намного меньше внимания. А для того чтобы наиболее
полно изучить детско-родительские отношения и их взаимовлияние, необходимо
рассматривать семью не только со стороны ребенка, но и со стороны родителя.
Рассматривая феномен
родительства, рассмотрим вопрос его соотношения с семейной системой. Общепринятый
взгляд на семью подразумевает наличие в ней кроме супружеской пары ещё и детей.
Семья представляет собой исторически конкретную систему взаимоотношений между
супругами, а также родителями и детьми. С учетом этой точки зрения родительство
можно включить как подсистему в систему семьи, в качестве относительно
самостоятельного образования.
Мы понимаем родительство
как социально-психологический феномен, который представляет собой
эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, а также представлений и
убеждений относительно себя как родителя, которая реализуется во всех
проявлениях поведенческой составляющей родительства. Оно включает обоих
супругов, которые решили дать начало новой жизни.
Родительство как психологическое
явление является сложной структурой, которую Р.В. Овчарова предлагает рассматривать
с точки зрения системного и феноменологического подходов. [1]
Системный подход к пониманию
сущности родительства.
Используя принципы системного
подхода можно констатировать следующие:
1) Феномен родительства
представляет собой относительно самостоятельную систему, одновременно являясь
подсистемой по отношению к системе семьи.
2) Феномен родительства
многогранен. Его можно рассматривать в двух уровнях:
как сложную комплексную
структуру индивида;
как надындивидуальное целое.
Оба этих уровня одновременно
являются также и этапами формирования родительства.
3) Феномен родительства
одновременно предстаёт в нескольких планах, разные стороны которых раскрывают
сложную структуру его организации:
план индивидуально-личностных
особенностей женщины или мужчины, влияющих на родительство;
план, охватывающий обоих
супругов в единстве их ценностных ориентаций, родительских позиций, чувств, то
есть анализирует родительство по отношению к семейной системе;
план, фиксирующий родительство
во взаимосвязи непосредственно с родительскими семьями;
план, раскрывающий родительство
по отношению к системе обществ.
4) Факторы, которые влияют на
формирование родительства, можно представить на нескольких уровнях:
макроуровень - это уровень
общества;
мезоуровень - это уровень
родительской семьи;
микроуровень - это уровень
собственной семьи и уровень конкретной личности.
Феноменологический подход
используется для осмысления родительства как особого психологического явления. Этот
подход использует принципы понимающей, а не объясняющей психологии:
1) Принцип понимания, требующий
учитывания влияния субъективного фактора, определяющего переживания и поведение
человека. Этот принцип предполагает глубокое проникновение в суть феномена.
2) Принцип "эпохе", или
принцип воздержания от суждений. Суть этого принципа заключается в том, что во
время феноменологического исследования нужно абстрагироваться от привычных
стереотипов и шаблонов, не пытаясь приписать наблюдающиеся проявления феномена
определённым структурам, а стараться лишь вчувствоваться.
3) Принцип беспристрастности и
точности описания требует исключить влияния субъективного опыта исследователя.
4) Принцип контекстуальности
подразумевает, что феномен родительства не существует изолированно, а является
составляющей частью общего восприятия и понимания человеком окружающего мира и
себя.
На мой взгляд, важно
остановиться на понятии "готовность к родительству", под которой мы
понимаем, в первую очередь, готовность к воспитанию ребенка после того, как он
родится, к тому, чтобы быть ему родителями в течение всей его жизни.
Но начинается эта совместная
жизнь гораздо раньше самого акта рождения. Есть определенная, причем неизменная
последовательность событий, которая приводит к появлению и ребенка, и родителей.
Причем на разных этапах этой последовательности соотношение ролей "природного
обеспечения" и самостоятельных усилий самих родителей, как сознательных
личностей, будет неодинакова. Но всегда будут обе составляющие. И одна, и
другая сторона этого тандема могут обладать большей или меньшей "готовностью",
могут быть "подкорректированы" и извне (помощь медицинская,
психологическая, педагогическая) и изнутри (с одной стороны, физиологические
механизмы беременности, родов, грудного вскармливания существенно помогают
формированию родительских чувств и родительской компетентности, а с другой
стороны, наши сознательные усилия помогают справиться с неполадками в
физиологии). Одно всегда должно быть неизменно: обе составляющие ("природное
обеспечение" и личность родителей) должны взаимодействовать, а не
конфликтовать.
Выделяют следующие критерии, по
которым можно определить степень этой готовности к родительству.
1. Должны хотеть ребенка. Причем
это должно быть на уровне потребности в заботе, в ухаживании, которая без труда
будет удовлетворяться при появлении малыша в доме. Материнство (или отцовство) должно
занять в системе ценностей достойное место, ведь родительство всегда требует
чем-то поступиться, от чего-то отказаться ради крохи, особенно когда он
полностью от вас зависит. Если вы не испытываете радость, оставаясь дома с
малышом вместо того, чтобы пойти с друзьями в кино, то рискуете своим
позитивным отношением к нему, ведь в ваших глазах он начинает восприниматься
как обуза и помеха вашей жизни.
2. Должны не только хотеть, но и
уметь заботиться о ребенке. Готовиться к родительству (не путать с подготовкой
к родам) нужно заранее, после рождения будет уже не до этого.
3. Будущая мама должна достичь
эмоциональной автономии от своих родителей, иметь собственные взгляды и
ценности. Иначе происходит подмена: молодая мама при воспитании ребенка во всем
ориентируется на своих родителей, и как результат - малыш получает "суррогатную"
мать в виде бабушки.
4. Значимым критерием готовности
к родительству является способность самим обеспечить ребенка. В жизни может
произойти всякое, поэтому полагаться лишь на своего партнера - неоправданная
стратегия. Конечно, во Дворце бракосочетания все выходят замуж "навсегда",
но ведь в жизни всякое бывает... Следовательно, без профессии - никуда.
5. Последнее, что немаловажно
для родительской готовности, - иметь позитивный опыт любви, полученный в своей
семье. Если же его нет, то нужно осознать и переработать негативный опыт, чтобы
в душе не было обид на своих родителей. Итак, когда стать мамой (папой),
решать, конечно же, только самим будущим родителям. Необходимо понимать, что с
появлением малыша на свет забот существенно прибавится, придется полностью
поменять ритм жизни (во всяком случае, в первое время), а также отказаться от
каких-то привычек, поступиться своими интересами во благо крохи. Однако, как бы
там ни было, все трудности с лихвой окупятся счастьем родительства.
На фоне относительной
изученности материнства в литературе отцу отводится второстепенная роль, идущая
после матери. В частности, А.С. Спиваковская (2000), говорит о том, что если
говорить о воспитательной позиции отца, то следует отметить, что в своем
формировании она немного отстает от позиции матери, поскольку наибольшую
привязанность к своему ребенку отцы начинают чувствовать тогда, когда он уже
подрос. [2]
Довольно часто утверждается то,
что лучшее, что может сделать мужчина для своего будущего, либо рожденного
ребенка - это, прежде всего, очень любить свою жену (Т.М. Афанасьева, В.И. Кочетков,
А.С. Спиваковская). К. Витакер, отводит отцу роль лишь стороннего наблюдателя как
во время беременности жены, так и во время ухода за младенцем. Эта его “невключенность"
у мужчины вызывает ощущение одиночества, а также причиняет ему боль.
Однако, К. Флэйк-Хобсон полагает,
что непосредственное участие отца в таких процессах, как рождение и воспитание
ребенка может оказать положительное воздействие и на супругов, и на их малыша,
привнося что-то необычное в их взаимоотношения. [3]
Большинство ученых, исследующих
родительство с точки зрения семейной психологии, таких как: И.С. Кон, В.В. Бочаров,
S. Barth, подчеркивают, что,
именно рождение ребенка и взаимоотношения с ним дают мужчине шанс саморазвития,
социализации. Недаром, в древних культурах мужчина до рождения своего первого
ребенка считался отроком.
Отцовство как совокупность социальных
и индивидуальных характеристик личности, включающих все уровни
жизнедеятельности человека, связано и с объективными характеристиками личности,
такими как: потребности, влечения, желания, установки, и с субъективными
характеристиками личности - ценностными ориентациями, мировоззрением, а также с
образом Я (реальным, идеальным, социальным), Я-концепцией личности и
самооценкой. Для мужчины - это проблема личностного развития, проблема принятия
своих чувств и их самоконтроля. Осознание себя отцом приводит к осознанию
необходимости жить "правильно", то есть выполнять определенные
социальные нормы, предписываемые взрослому человеку. Подрастающий ребенок
становится продолжением мужчины, удовлетворяет потребность в ученике, в
собственной значимости и нужности.
Многое зависит от того,
насколько данная роль принята мужчиной. В исследовании П. Поповой, были
выделены некоторые аспекты принятия роли отца мужчиной: уважение и
привязанность к отцу со стороны матери; особенности родительской семьи мужчины
и его отношений с отцом; немаловажным фактором является возраст мужчины; участие
отца в общении с ребенком до рождения и в период младенчества; участие отца в
родах.
По мнению М. Уэст и М. Коннера к
числу элементов, от которых непосредственно зависит содержание отцовской роли,
относятся:
1) общее количество жен и детей,
которых имеет и за которых ответствен отец;
2) степень его власти над ними;
3) количество времени, которое отец
проводит рядом с женой и детьми, а также качество данных контактов;
4) то, как он ухаживает за
детьми;
5) то, насколько он ответствен как
за непосредственное, так и за опосредованное обучение необходимым навыкам, а
также ценностям своих детей;
6) степень его личного участия в
ритуальных событиях, которые связаны с детьми;
7) как много он трудится для
жизнеобеспечения своей семьи;
8) насколько много ему
необходимо прилагать усилий для защиты или увеличения ресурсов своей семьи.
И.С. Кон обозначает ряд вопросов,
которые возникают при исследовании феномена отцовства:
Чем отличается "современное"
положение и поведение отцов от "традиционного"?
Чем отличается "современный"
стереотип, нормативный образ отцовства от "традиционного"?
Какова степень совпадения
стереотипа отцовства и реального поведения сегодняшних отцов? и другие. [4]
Феномен отцовства непосредственно
связан со следующими понятиями:
эмоциональная, мотивационная и
ценностно-смысловая сферы,
самооценка, самосознание и Я-концепция,
удовлетворенность жизнью, а
также стиль жизни,
социальная роль папы, которая различается
в зависимости от той общественной системы, а также социальной, экономической и
политической сфер общества, непосредственно статуса мужчины в данном социуме и
социальных стереотипов, которые предписывают определенные правила выполнения данной
роли.
С этих позиций определение
отцовства как врождённого чувства, побуждающего мужчину поступать с
опережающей ответственностью в отношении своего ребёнка (или своих детей) не
является удовлетворительным. Предлагается рассматривать отцовство как интегральную
совокупность социальных и индивидуальных характеристик личности, которая включает
в себя все уровни жизнедеятельности человека, важной характеристикой которой
являются ее комплексность и социальная детерминированность.
После изучения работ Ш. Барта, Э.
Фтенакиса, Г.Г. Филипповой структурную модель феномена отцовства можно
представить в следующем виде (рис.1).
Можно предположить, что в
структуру отцовства должны входить следующие компоненты:
потребностно-эмоциональный
компонент, который включает биологические, социальные аспекты мотивации, а
также потребность в контакте, эмоциональные реакции и переживания;
операциональный компонент,
который включает осведомленность и умения, а также операции по уходу за
ребенком и общение с ним;
ценностно-смысловой компонент,
который включает отношение отца к своему ребенку, включая также экзистенциальные
переживания.
Также, в эту структуру необходимо
включить интегральный сквозной компонент - оценочный, включающий в себя:
1) самооценку как часть
Я-концепции, принятие или непринятие роли отца, а также рациональная и
эмоциональная оценка себя как отца и своего ребенка;
2) социальную оценку окружающих,
которая базируется на принятых в конкретном обществе социальных стереотипах и
предписаниях по выполнению роли, а также требованиях, соблюдение которых
необходимо для соответствия статусу.
Социальная оценка становится
базой для формирования собственной оценки, поскольку через социальные
стереотипы формирует образы Я-идеального. Если говорить об оценочном компоненте,
то он - интегральный, поскольку пронизывает и влияет на все остальные
компоненты структуры.
Вышеперечисленные компоненты
выделены нами на основе принципа психологической макроструктуры личности (Б.Г. Ананьев),
следовательно, структурная модель отцовства подчиняется следующим принципам
построения структуры личности:
субординационному;
координационному.
Это говорит о том, что более
сложные компоненты оказывают влияние на нижележащие уровни структуры, в то же
время все компоненты имеют достаточную автономию.
Исследования германских ученых (S.
Barth, W. E. Fthenakis) показали, что отцовство, когда оно интернализовано,
влияет на собственную полоролевую идентификацию мужчины, его удовлетворенность
жизнью, а также на его мировоззрение. Вовлеченные в воспитание своих детей
мужчины показывали менее ригидное понимание мужской роли и стереотипа
мужественности, они рассматривали отцовство, как важнейший фактор своей мужской
роли, таким образом, идентифицируя себя с собственным отцом. Кроме того, S. Barth
выявил, что мужчины, принимающие значительное участие в воспитании своих детей,
обнаруживали большую удовлетворенность жизнью и самим собой по сравнению с
контрольной группой. Они имели более высокую самооценку и были более уверены в
себе. Была обнаружена взаимосвязь между самоуважением и принятием отцовской
заботы о детях на себя. [5]
Таким образом, принятие роли
отца играет важнейшую роль в выполнении отцовских функций, однако, несмотря на
то, что осознание себя отцом происходит преимущественно после рождения ребенка,
различные аспекты принятия ребенка и себя как отца начинают складываться еще
задолго до непосредственного взаимодействия с ребенком.
Материнство изучается в русле
различных наук: истории, культурологи, медицины, физиологии, биологии
поведения, социологии, психологии. Каждая наука изучает и определяет
материнство, исходя из своих целей и задач. Интерес к комплексному изучению материнства
появился сравнительно недавно. Но на сегодняшний день единого определения
понятия "материнство" нет.
В словаре русского языка С.И. Ожегова
"материнство" трактуется как "состояние женщины в период
беременности, родов, кормления ребёнка; свойственное матери сознание
родственной её связи с детьми".
В сексологическом словаре
материнство определяется как функция женского организма, направленная на
продолжение человеческого рода и включающая биологические (вынашивание,
рождение и вскармливание ребёнка) и социальные (воспитание ребёнка) аспекты.
Филиппова Г.Г. рассматривает
материнство как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития
ребёнка, как часть личностной сферы женщины.
Представители феминистского
подхода (Е.А. Каплан, Э. Оаклей) объявляют материнство существенной, хотя и
необязательной, частью жизни женщины.
Большая же часть теорий
материнства (психоанализ, биосоциология, теории, опирающиеся на идеи Руссо) рассматривают
материнство, прежде всего как долг, работу.
Брутман В.И. определяет
материнство как одну из социальных женских ролей, на содержание которой
детерминирующее влияние оказывают общественные нормы и ценности.
Таким образом, нет единого,
однозначного понятия "материнство". Однако, важность материнского
поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития,
множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное
количество современных исследований в этой области позволяют говорить о
материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного
научного подхода для его исследования.
В психологической литературе (преимущественно
зарубежной) много внимания уделяется биологическим основам материнства, а также
условиям и факторам индивидуального развития его у человека. В отечественной
психологии в последнее время также появился ряд работ, связанных с
феноменологией, психофизиологией, психологией материнства,
психотерапевтическими и психолого-педагогическими аспектами беременности и
ранних этапов материнства, девиантным материнством.
Если обобщать все основные
направления исследований, то можно обнаружить, что материнство как
психосоциальный феномен рассматривается с двух основных позиций:
материнство как обеспечение
условий для развития ребенка;
материнство как часть личностной
сферы женщины. [6]
Материнство - это одна из
социальных женских ролей, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена
в женской природе, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние
на проявления материнского отношения. Понятие "нормы материнского
отношения" не является постоянным, так как содержание материнских
установок меняется от эпохи к эпохе. Той или иной социальной установке
соответствует определенный образ ребенка. Отклоняющиеся проявления материнского
отношения существовали всегда, но они могли носить более скрытые или открытые
формы и сопровождаться большим или меньшим чувством вины в зависимости от
общественного отношения к этим актам.
В психологических исследованиях
феномена материнства существует много направлений, которые можно объединить
следующим образом.
Феноменологическое. [7]
Выделяются и подробно описываются функции матери, особенности ее поведения,
переживаний, установок, ожиданий и т.п. Популярным является выделение типов и
стилей материнского поведения, отношения, позиции и т.п. Именно в этих
исследованиях наиболее ярко проявляется ориентация на возрастные особенности
ребенка (и периода материнства), в зависимости от чего выделяются (и
объясняются) особенности матери. Поэтому целесообразно проанализировать такие
работы по критерию периода материнства, соотносимого с возрастом ребенка.
Беременность. С позиций анализа
беременности как условия развития ребенка исследуются особенности психического
состояния женщины в беременности, влияющие на развитие ребенка. В первую
очередь это наличие стрессов, депрессивных состояний, психопатологических
особенностей, их возникновение и обострение в различные периоды беременности.
Материнство как часть
личностной сферы женщины. В современной психологии личности и
психотерапевтически ориентированных направлениях материнство изучается в
аспекте удовлетворенности женщины своей материнской ролью, как стадия
личностной и половой идентификации (P. M Shereshefsky and L. J. Yarrow, G. Bohein
and B. Hegekull, M. J. Gerson at all, W. B.miller и др.). Во всех этих случаях
выделяются отдельные стороны материнства или отдельные его функции. В рамках
этого направления можно выделить следующие аспекты.
Материнство как стадия
половозрастной и личностной идентификации. В исследованиях этого
направления материнство анализируется с точки зрения личностного развития
женщины, психологических и физиологических особенностей разных периодов
репродуктивного цикла (в отличие от других периодов жизни) и т.п. Такие
исследования проводятся в рамках различных психологических подходов (психоанализ,
гуманистическая психология, другие личностные подходы, психиатрия,
психофизиология, этология, кросскультурные исследования, сравнительная
психология и т.д.) с использованием различных методов (опросники, интервью,
беседа, психофизиологические и проективные методы, наблюдение и т.д.).
Одной из наиболее важных фаз
считается беременность, которая рассматривается как критический период жизни
женщины, стадия полоролевой идентификации, особая ситуация для адаптации. В
работах, посвященных этой проблеме, беременность понимается как острый
переходный период, который нередко сопровождается кризисными переживаниями. В
ходе беременности существенно изменяется сознание женщины и ее взаимоотношения
с миром. Особенно стрессовой является первая беременность, так как она означает
окончание независимого первично целостного существования и начало "безвозвратных"
материнско-детских отношений, поскольку отныне психическое равновесие матери
становится связанным с запросами беспомощного и зависимого существа. Ее можно
считать критической точкой в развитии женской идентичности. В этот период
актуализируются неизжитые детские психологические проблемы, личностные
конфликты, проблемы во взаимодействии со своей матерью, в переживаниях
беременности играют роль особенности модели материнства своей матери, адаптация
к супружеству и т.п. В динамике личностных изменений отмечается инфантилизация,
обострение внутриличностных конфликтов, повышение зависимости, уровня
тревожности.
Исследователи разных направлений
в основном выделяют три этапа в развитии беременности. [8]
Первый относится к началу
беременности.
Второй обычно совпадает с
началом шевелений.
Третий является заключительной
фазой подготовки к родам и захватывает ближайший послеродовой период.
В рамках трансперсонального
подхода рассматривается актуализация в беременности своего пренатального опыта
эмоционального взаимодействия с матерью, в первую очередь - эмоциональной
конфронтации, проблемы идентификации с ключевой личностью, перенос на ребенка
функций объекта влечения, объекта привязанности и т.п., выделяется типология
отношения к беременности по критерию сознательного - бессознательного принятия -
отвержения.
В результате успешного
завершения этого перехода женщина достигает внутренней и внешней интегрированности
и обретает новый социальный статус.
Согласно общепринятым
представлениям, зрелость - это период онтогенеза, условно определяющийся
возрастными границами от 23-25 до 55-60 лет (Хухлаева О. В) и характеризующийся
тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и
физических способностей человека.
По мнению О.В. Хухлаевой,
основное новообразование этого периода - достижение личностной зрелости. Содержание
этого понятия часто используется в психологии, но несколько по-разному
понимается.
А.А. Реан (2004) отмечает, что
можно с достаточным основанием полагать, что самым сложным и наименее
исследованным из всех аспектов зрелости как раз и является личностная зрелость.
Он выделяет: индивидную зрелость, личностную зрелость, зрелость субъекта
деятельности и индивидуальности. А в качестве критериев рассматривает развитие
личности в период взрослости ответственность, терпимость (толерантность),
саморазвитие и позитивное социальное мышление.
Согласно Д.А. Леонтьеву,
основной критерий личностной зрелости - это "умение осуществлять свою
жизненную стратегию, а не колебаться под ветрами стимулов. Покой и воля - это и
есть формула личностной зрелости".
Кантор и Циркель принимают за
критерии личностного развития в период взрослости выполнение жизненных задач,
возникающих в общественной жизни, просоциальное поведение, интимные отношения и
родительство, с ними согласен П. Хейманс.
В. Франкл и Э. Фромм
выделяют в качестве важнейших критериев любовь, ответственность, заботу,
уважение, знание, духовность и свободу, Э. Эриксон - достижение интимности,
продуктивность, связь поколений и просоциальное поведение. Данная точка зрения
поддерживается Г.С. Абрамовой, которая выделяет в данном возрасте следующие
задачи - построение интимных отношений, просоциальное поведение и выполнение
родительской функции.
И именно родительство позволяет
решить не только социальные, но и экзистенциальные задачи, являясь одной из
важнейших задач развития в данный период. Оно связано с просоциальным
поведением и ответственностью, толерантностью и заботой, невозможностью без
любви к другому человеку, ребенку, позволяет достичь продуктивности, кроме
того, является реализацией потребностей человека.
Варга А.Я. [9] были
условно выделены семь вариантов родительского стиля:
1. Строгий - родитель
действует в основном силовыми, директивными методами, навязывая свое мнение,
систему требований и готовые решения ребенку. Родитель жестко направляет
ребенка по пути социальных успехов и достижений, при этом зачастую блокируя
собственную активность и инициативность ребенка. Ребенок представляется
родителю недостаточно зрелым, неспособным принимать самостоятельные решения,
его мнение редко учитывается родителем. Данный стиль в целом соответствует
авторитарному стилю, неоднократно описанному в мировой психологической
литературе.
2. Объяснительный - родитель
апеллирует к здравому смыслу ребенка, прибегает к словесному объяснению. По
мнению родителя, ребенок достаточно развит и способен уловить
причинно-следственные связи между явлениями, на основе которых родитель строит
свои объяснения
3. Автономный - родитель
позволяет ребенку самому найти выход из сложившейся ситуации, предоставляет ему
максимум свободы в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности,
независимости. Родитель спокойно относится к нарушениям правил и дисциплины
ребенком, возлагая всю ответственность за совершенное ребенком на него же
самого. Предполагается, что ребенок сам должен испытать все на собственном
опыте.
4. Компромиссный - для
решения проблемы родитель предлагает ребенку что-либо привлекательное в обмен
на совершение ребенком непривлекательного или необходимого для него действия, либо
предлагает разделить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в
интересах и предпочтениях ребенка, его слабостях и сильных сторонах, знает, что
можно предложить взамен, на что можно переключить внимание ребенка.
5. Содействующий - родитель
понимает, в какой момент ребенку нужна его помощь и в какой степени он может и
должен ее оказать. Родитель сочувствует и сопереживает ребенку в конфликтной
ситуации, реально участвует в жизни ребенка, ориентируется в его потребностях,
интересах, проблемах и конфликтах, стремится помочь ребенку, разделить с ним
его трудности.
6. Потакающий - полная
ориентация на потребности и интересы ребенка, которые ставятся выше
родительских, а порой и выше интересов семьи в целом. Родитель готов
предпринять любые действия, даже если это может принести какой-либо вред или
ущерб ему, для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребенка.
7. Ситуативный - родитель
принимает соответствующее решение в зависимости от той ситуации, в которой он
находится; у него нет универсальной стратегии воспитания ребенка. Родительская
стратегия складывается каждый раз заново из множества факторов: состояния
ребенка, его точки зрения, его интересов на данный момент, своего собственного
родительского состояния, потребностей и целей, а также контекста той ситуации,
в которой они находятся.
Любовь, забота, внимание со
стороны близких взрослых оказываются для ребенка своеобразным "жизненно
важным витамином", дающим ощущение защищенности, обеспечивающим
эмоциональную стабильность, равновесие в отношениях, способствующим росту
самооценки.
Ограниченность эмоционального
общения и активного доброжелательного внимания со стороны близких взрослых
приводит к появлению у ребенка невротизма, тревожности. М.И. Лисина[10]
пишет, что "атмосфера общения с близкими людьми в семье во многом
определяет особенности социабильности и контактности ребенка".
Нарушение эмоционального
контакта ребенка с родителями представляет для него сильный психотравмирующий
фактор. Наличие полноценных контактов ребенка с родителями, активная и
тактичная забота о малыше, чувство безопасности способствуют, с одной стороны,
развитию у маленького человека, так называемого базового доверия к миру, а с
другой - повышению у него конструктивной активности в освоении окружающего мира.
[11]
Теплые тесные связи ребенка с родителями (особенно с родителем того же пола,
что и ребенок) способствует развитию у него гуманного отношения к другим.
С появлением в семье ребёнка
появляются и новые внутрисемейные роли - роли родителей, отца и матери. Каждый
член семьи переживает этот процесс по-своему. Чувства, которые испытывают
супруги, различны: от страха и беспомощности до радости и ответственности. Это зависит
не только от личностных особенностей и возраста родителей, но и от пола. Мать и
отец не всегда одинаково переживают момент рождения ребёнка, их ожидания в
отношении новой роли, нового родного человека, друг друга не всегда
оправдываются, взгляд на новую ситуацию различен, различно и её понимание. В
связи с этим ухудшается взаимопонимание супругов. Таким образом, ребёнок,
который, по мнению некоторых женщин, должен был бы "привязать" мужа к
жене, скрепить семью, становится почвой для разногласий, причиной для
обнаружения у своей второй половины новых характерологических, не всегда
приятных особенностей.
Зачастую отец не чувствует новой
роли, стесняется или просто боится её, не чувствует ответственности и не
осознаёт новых обязанностей. Часто его жена требует слишком многого и её
ожидания не соответствуют возможностям её мужа. Тем не менее, существует
печальная статистика, по которой немалая часть разводов происходит сразу после
или от 1 до 3 лет после рождения ребёнка, что не может не сказаться негативно
на личности ребёнка. В такой ситуации супруги считают, что именно ребёнок
является причиной их раздора: новые обязанности, не совпавшие ожидания, тяжесть
принятия новой роли и как следствие разочарование, непонимание, взаимные
обвинения и упрёки.
Возможно, это происходит из-за
того, что именно рождение ребёнка приходится на кризисные моменты жизненного
цикла семьи. Супруги оказываются не в силах справиться с кризисом, происходящим
в их взаимоотношениях, и с новыми обстоятельствами. Также одной из скрытых
причин может стать и то, что феномен отцовства социален по своей сущности и не
имеет столь сильной биологической основы, как материнство. Отец не имеет той
связи с ребёнком, какую имеет мать. У отца нет прямых доказательств о том, что
именно он отец данного ребёнка, он не может почувствовать это.
Взгляд на роль отца в семье
различен и зависит от условий меняющегося общества. В процессе общественного
развития роль отца изменяется в соответствии с нормами и принципами социума от
сверхдоминантной до пассивной или даже рудиментарной (отец необходим лишь для
воспроизводства, но не воспитания). Взгляд на мать в обществе практически
всегда остаётся неизменным, её значимость не преувеличивается и не
преуменьшается, меняться может лишь её роль в конкретной семье, но не
представление о матери в общем.
Также есть и другой один фактор:
чувство отцовства рождается несколько позднее, чем чувство материнства. Ещё
Аристотель утверждал, что по-настоящему отцами мужчины становятся позже, чем
женщины - матерями. Мужчине необходимо время, чтобы ощутить, почувствовать себя
в новой роли, осмыслить ситуацию. Тем более ребёнок не сразу бегает, говорит,
всё умеет. Чувство отцовства возрастает по мере взросления ребёнка.
Становление характеризуется
согласованием представлений мужчины и женщины относительно роли родителей,
функций, распределений ответственности, обязанностей. Сначала это согласование
происходит на теоретическом уровне, а с появлением ребёнка начинает
реализоваться на практике.
Развитая форма родительства
характеризуется устойчивостью и стабильностью и реализуется в согласованности
представлений супругов о родительстве. На стадии развитой формы родительство
включает в себя:
1. Родительские ценности (особенности
семейных ценностей состоят в том, что они представляют сплав эмоций, чувств,
убеждений и поведенческих проявлений; они являются основополагающими для
остальных компонентов родительства и реализуются в направленности личности
родителя и направленности его поведения)
2. Установки и ожидания (родительские
установки ожидания включают в себя три уровня презентации: репродуктивные
установки, установки и ожидания в детско-родительских отношениях, а также
установки и ожидания в отношении образа собственного ребёнка. [12] По
мнению Мэш Э., Вольфа Д.,[13] родительские установки
зависят от тех традиций, ценностей, норм и ожиданий, которые свойственны
социальной, культурной, национальной и религиозной среде, к которой принадлежит
та или иная семья. Именно все эти факторы во многом определяют особенности
родительского поведения)
3. Родительское отношение (это
относительно устойчивое явление, включающее в себя альтернативные элементы
эмоционально - ценностного отношения и способного изменяться в определённых
пределах. Родительское отношение реализуется в поддержании контакта с ребёнком,
формах контроля, воспитании взаимоотношениями. По утверждению Варга А. Я.,[14] тип
родительского отношения и соотношение его структурных компонентов определяется
не только индивидуальными особенностями родителей, но и возрастом ребенка)
4. Родительские чувства (это
значимая группа чувств, занимающих особое место в жизни человека, они
противоречивы, реализуются в родительском отношении и родительских позициях)
5. Родительские позиции (представляют
собой реальную направленность взаимодействия с ребёнком, в основе которой лежит
сознательная и бессознательная оценка ребёнка; они реализуются в подвижных
коммуникативных позициях)
6. Родительскую
ответственность (это ответственность перед социумом и своей совестью; она
возникает в контроле своего поведения и семейной ситуации; характеризуется
занимаемой ролью в семейном воспитании)
7. Стиль семейного воспитания
(является выразителем взаимодействия перечисленных выше компонентов, его
проявления наиболее очевидны. Стиль семейного воспитания намного обширнее, чем другие
компоненты родительства) [15]
Связь компонентов между собой
осуществляется через пересечение элементов их составляющих: когнитивного,
эмоционального и поведенческого аспектов, которые являются критериями
реализации этих компонентов.
Таким образом, психология
внутрисемейных взаимоотношений непосредственно сопряжена с психологическими
проблемами развития каждого из составляющих семью индивидов, являясь не только
персонализированным детством, но и персонализированной зрелостью, старостью, - все
этапы жизненного пути человека, все самые острые экзистенциальные проблемы
человечества в том или ином виде представлены в психологии внутрисемейных
взаимоотношений уже потому, что семья является важнейшим элементом социальной
ситуации развития каждого человеческого индивида, а личностное и социальное
представлены здесь в сложных, противоречивых взаимоотношениях.
В своей курсовой работе я
постаралась раскрыть понятие "родительство", понимая под ним социально-психологический
феномен, который представляет собой эмоционально и оценочно окрашенную
совокупность знаний, а также представлений и убеждений относительно себя как
родителя, которая реализуется во всех проявлениях поведенческой составляющей
родительства. Одним из важных составляющих личностного развития в родительстве
является готовность к нему как женщины, так и мужчины. Родительство - это не
просто определённый этап в жизни человека, включающий в себя определённые установки
и ожидания, чувства, отношения и позиции, ответственность, но и сложная
деятельность, требующая определённых теоретических знаний о том, какими
методами следует действовать, чтобы достичь воспитательных целей.
Отцовство и материнство
определили как сложное интегральное психологическое новообразование, а так же рассмотрели
положительные и отрицательные моменты в развитии отношений между супругами на
фоне их родительства, а также влияние личностной зрелости родителей на
воспитание ребенка и наоборот, роль ребенка на личностное развитие родителей. Взрослый
в своем взаимодействии с ребенком способствует его психическому, личностному
развитию. Он, во-первых, обеспечивает благоприятные условия для формирования
принципиальных личностных черт, во-вторых, влияет на развитие самооценки
ребенка, его уровня притязаний, в-третьих, влияет на формирование мотивационной
сферы и ценностных ориентаций. И наоборот, появление ребенка в семье оказывает
большой вклад на личностное развитие и зрелость родителей. А все это способствует
личностному развитию самих родителей в своем родительстве.
1.
Алфеева Е.В. Особенности работы психолога с семьёй. - Курган: Изд-во
Курганского гос. ун-та, 2000.
2.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - 3-е изд. - СПб.: Питер,
2002.
3.
Бодалёв А.А., Столин В.В. Семья в психологической консультации. - М., 1989.
4.
Борисенко Ю.В., Портнова А.Г. Родительство в контексте личной зрелости
// Семейная психология и семейная терапия. - 2008. - № 4. - С.41-57.
5.
Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дисс. канд. психол.
наук/ МГУ, М., 1986.
6.
Дружинин В.Н. Психология семьи. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
7.
Ермихина М.О. Формирование осознанного родительства на основе
субъективно-психологических факторов: Автореф. дис…канд. психол. наук. - Казань:
Изд-во КГТУ, 2004. - 22 с.
8.
Ильин. Археология детства. - М., 2002.
9.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер,
2002.
10.
Капустин Д. Сексологический словарь. Изд-во: Мет, 2006 г.
11.
Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного
консультирования. - М.: Гардарики, 2004.
12.
Колосова С. Истоки детской агрессии // Школьный психолог. - 2000. - №12.
13.
Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). - М.:
Наука, 1988.
14.
Кон И.С. Этнография родительства. - М., 2000.
15.
Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М. - Воронеж, 1997.
16.
Мэин Э. Вольф Д. Нарушение психики ребенка. - СПб., 2003.
17.
Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н., Гапошенко Н.И. Изучение психологической
готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений
ребенка и матери // Соросовские лауреаты. Философия. Психология. Социология. -
М., 1996.
18.
Мухина В.С. Типы материнского отношения к ребенку и психологические
проблемы материнства // Психология родительства и семейного воспитания: Материалы
II международной конференции. - Курган: Изд-во КГУ,
2004.
19.
Нартова-Бочавер.140 вопросов семейному психологу. - М., 2002.
20.
Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: Учебное пособие.
- М., 2006.
21.
Овчарова Р.В. Психология родительства. - М.: Академия, 2005.
22.
Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Гардарики,
2002.
23.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Скворцова Л.И. Изд.25-е,
испр., доп. Изд-во: Оникс, 2008 г.
24.
Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики
родительских отношений // Вопросы психологии. - 2002. - № 3.
25.
Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. - М.: ООО Апрель
Пресс; ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - Том 2.
26.
Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психологический
журнал. - 1999. - № 5. - С.82 - 87.
27.
Филиппова Г.Г. Психология материнства. - М.: Изд-во Института
Психотерапии, 2002.
28.
Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс;
Изд-во ЭКМО-Пресс, 2000.
29.
Шапиро А.З. Психолого-гуманистическое проблемы позитивности-негативности
внутрисемейных взаимоотношений // Вопросы психологии. - 1994. - № 4. - С.45-56.
[1] Овчарова Р. В. Психология
родительства.- М.: Академия, 2005.
[2] Спиваковская, А.С.
Психотерапия: игра, детство, семья.– М.: ООО Апрель Пресс; ЗАО Изд-во
ЭКСМО-Пресс, 2000. – Том 2.
[3] Овчарова Р. В. Психологическое
сопровождение родительства. - М.: Гардарики, 2002.
[4] Кон И. С. Этнография
родительства. - М., 2000.
[5] Борисенко Ю.В., Портнова А.Г.
Родительство в контексте личной зрелости.// Семейная психология и семейная
психотерапия. №4, 2008 г.- С. 41-57.
[6] - Филиппова Г.Г. Психология
материнства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
- Ермихина М.О. Формирование осознанного родительства
на основе субъективно-психологических факторов: Автореф. дис…канд. психол.
наук. – Казань: Изд-во КГТУ, 2004. – 22 с.
[7] - Филиппова Г.Г. Психология
материнства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
- Кон И.С. Ребенок и общество:
(Историко-этнографическая перспектива). – М.: Наука, 1988.
[8] - Филиппова Г.Г. Психология
материнства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
[9] Варга А.Я. Структура и типы
родительского отношения: Дисс. канд. психол. наук/ МГУ, М., 1986.
[10] Лисина М.И. Общение, личность
и психика ребенка. – М.- Воронеж, 1997.
[11] Колосова С. Истоки детской
агрессии// Школьный психолог. – 2000. -№12.
[12] Овчарова Р. В.
Психологическое сопровождение родительства. - М.: Гардарики, 2002
[13] Мэин Э. Вольф Д. Нарушение
психики ребенка. – СПб., 2003.
[14] Варга А.Я. Структура и типы
родительского отношения: Дисс. канд. психол. наук/ МГУ, М., 1986.
[15] Овчарова Р. В.
Психологическое сопровождение родительства. - М.: Гардарики, 2002.
|