РУБРИКИ

Личностные особенности людей, способных генерировать юмор

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Личностные особенности людей, способных генерировать юмор

2)                личности, обладающие способностью к генерации юмора в социальных взаимодействиях, имеют высокие показатели по вербальной креативности, а личности, способные к генерации «консервированных шуток», могут обладать высокими показателями как по вербальной, так и по невербальной креативности;

3)                существуют некие определённые личностные черты, присущие людям, обладающим способностью к генерации юмора, отличающих их от лиц, таковую способность не имеющих.


Глава 2. Эмпирическое исследование личностных особенностей людей, обладающих способностью к генерации юмора

2.1 Программа эмпирического исследования


На основании анализа, проведённого в теоретической части работы, мы можем полагать, что юмор стоит рассматривать как

1)                интеллектуальную способность, которая по функционированию схожа с креативностью, так как обе они предполагают дивергентное мышление, несоответствие, неожиданность и новизну;

2)                коммуникативную способность, так как юмор в полной мере проявляется в социальном контексте и имеет эмоционально-поведенческую составляющую, без которой перестал бы существовать.

Кроме того, целесообразным является разделение юмор, имеющего место в повседневных социальных взаимодействиях на три категории: заранее заготовленные юмористические истории, спонтанный преднамеренный юмор и случайный непреднамеренный юмор.

Эти положения позволяют нам разработать программу эмпирического исследования.

Целью эмпирического исследования является проверка гипотезы о том, что люди, обладающие способностями к генерации и пониманию юмора, характеризуются специфическими особенностями, а именно: высоким уровнем креативности и определёнными основными исходными личностными чертами.

Достижение поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы потребовали решения следующих задач:

1)                разработать комплекс диагностических процедур для определения профиля личностных черт и уровня креативности, для выявления уровня развития способности к юмору;

2)                выявить уровень развития способности к генерации юмора у испытуемых;

3)                выявить уровень креативности у испытуемых;

4)                определить профиль личностных черт у испытуемых;

5)                сравнить уровни развития креативности лиц с разным уровнем развития способности генерировать юмор;

6)                сравнить личностные черты, входящие в профиль личности лиц с разным уровнем развития способности генерировать юмор.

7)                обработать и проанализировать результаты;

8)                сформулировать выводы;

9)                предложить рекомендации лицам, обладающим высоким уровнем способности к пониманию и генерации юмора.

Базой исследования выступил факультет философии и психологии Воронежского государственного университета. Объектом исследования стали 60 студентов 4 курса возрастом от 20 до 22 лет, из них юношей – 12 человек, девушек – 48 человек.

В качестве методов исследования использовались метод экспертных оценок, тестовый метод и метод стандартизированного самоотчёта, которые реализовались в следующих методиках.

1.                 Авторская методика экспертного оценивания юмора как коммуникативной способности.

Испытуемые сами выступают в качестве экспертов и должны оценить членов своей учебной группы с точки зрения коммуникативной способности к юмору. Им предлагаются пять различных характеристики людей (Приложение 1) с целью распределить всех членов своей учебной группы по этим характеристикам. Каждой характеристике присваивается балл – от 1 до 4. Обработка данных заключается в суммировании баллов, присвоенных каждому из испытуемых. Результатом является рейтинговая таблица.

2.                 Авторская методика экспертного оценивания юмора как творческой способности.

Здесь испытуемым предлагается дописать концовки 5 предложений со следующей инструкцией (Приложение 2):

«Вашему вниманию представлены 5 ситуаций, концовку к которым необходимо придумать. Это должна быть короткая фраза, в 1-2 предложения. Постарайтесь, чтобы те образы и ассоциации, которые приходят вам в голову в ответ на представленные неоконченные ситуации, были как можно смешнее и остроумнее».

Стимульный материал к данной методике был взят из «Биатлона» – конкурса КВН, где командами демонстрируются шутки, сконструированные по типу «положение – кульминационный пункт» [§1.2]. В нашем случае испытуемым предлагаются «положения», к которым необходимо додумать «кульминационный пункт».

Ответы испытуемых были представлены 5 экспертам – авторам действующих команд КВН, вышедших в финал Воронежской и Краснодарской Лиг КВН. Экспертам предлагалось оценить предложения с точки зрения качества юмора по 4-хбалльной шкале. Обработка данных заключается в суммировании баллов, присвоенных каждому из испытуемых. Результатом является рейтинговая таблица.

3.                 Краткий вариант теста П. Торренса [2].

Тест представляет собой адаптацию одного из субтестов полного теста Торренса, которая была произведена В.Н. Дружининым и его коллегами. Тест предназначен для диагностики невербальной креативности как некоторой способности к «порождению» нового, оригинального продукта в условиях минимальной вербализации. Этот тест позволяет оценить такие критерии невербальной креативности, как:

1)                гибкость – способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;

2)                оригинальность – способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;

3)                разработанность – способность детально разрабатывать возникшие идеи.

Испытуемым предъявлялся бланк с недорисованными картинками, которые было необходимо дорисовать и дать им название.

4.                 Тест С. Медника (Тест отдалённых ассоциаций) [2].

Предназначен для диагностики вербальной креативности, которая определяется как процесс перекомбинирования элементов ситуации. Испытуемым предлагались словесные триады (тройки слов), элементы которых принадлежат к взаимно отдалённым ассоциативным областям. Испытуемым необходимо установить между ними ассоциативную связь путём нахождения четвёртого слова, которое объединяло бы их таким образом, чтобы с каждым из них оно образовывало некоторое сочетание. В качестве стимульного материала в тесте используется 20 словесных триад.

5.                 16-факторный личностный опросник Р. Кеттела, форма С [12].

Представляет собой многомерную методику, оценивающую свойства нормальной личности, он описывает личностную структуру человека через 16 относительно независимых факторов. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты. Используемая нами форма С состоит из 105 вопросов, на которые испытуемому необходимо выбрать один из трёх ответов. Опросник включает в себя 3 вида вопросов: направленных на оценку, решение теста, или отношение к какому-либо явлению.

Результатом является «профиль личности» – график, на котором указываются уровни выраженности 16 основных факторов, измеряемые в стенах. Отдельно рассчитываются 4 дополнительных фактора.

Перечень основных факторов (личностных черт):

1)                фактор A: «замкнутость – общительность»;

2)                фактор B: интеллект;

3)                фактор C: «эмоциональная нестабильность – эмоциональная стабильность»;

4)                фактор E: «подчинённость – доминантность»;

5)                фактор F: «сдержанность – экспрессивность»;

6)                фактор G: «низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения»;

7)                фактор H: «робость – смелость»;

8)                фактор I: «жёсткость – чувствительность»;

9)                фактор L: «доверчивость – подозрительность»;

10)            фактор M: «практичность – мечтательность»;

11)            фактор N: «прямолинейность – дипломатичность»;

12)            фактор O: «спокойствие – тревожность»;

13)            фактор Q1: «консерватизм – радикализм»;

14)            фактор Q2: «конформизм – нонконформизм»;

15)            фактор Q3: «низкий самоконтроль – высокий самоконтроль»;

16)            фактор Q4: «расслабленность – напряжённость»;

17)            фактор MD: «адекватная самооценка – неадекватная самооценка».

Перечень дополнительных факторов:

1)                фактор F1: тревога;

2)                фактор F2: экстраверсия – интроверсия;

3)                фактор F3: чувствительность;

4)                фактор F4: конформность.

Процедура проведения эмпирического исследования заключалась в последовательном предъявлении методик группам испытуемых, после чего результаты методики экспертного оценивания юмора как творческой способности предъявлялись экспертам для оценки качества созданных испытуемыми шуток.

Обработка полученных данных с помощью описанного диагностического комплекса проводилась методами качественного и количественного, в том числе статистического, анализа. В частности, «сырые» баллы по методикам были переведены в сильную z-шкалу, а затем для проверки значимости различий в личностных особенностях на разных уровнях развития способности к генерации юмора использовался статистический критерий Стьюдента [20].

2.2 Анализ и обсуждение результатов

В результате экспертного оценивания юмора как коммуникативной способности, под которой подразумевается преднамеренное вербальное или невербальное использование спонтанного юмора в ходе социальных взаимодействий [11], мы получили три группы испытуемых (таблицы 2 и 3):

1)                испытуемые, обладающие высоким уровнем развития способности к генерации юмора в социальных взаимодействиях;

2)                испытуемые, имеющие средний уровень развития способности к генерации юмора в социальных взаимодействиях;

3)                испытуемые с низкими показателями развития данной способности.


Таблица 2 Результаты экспертного оценивания юмора как коммуникативной способности: межгрупповые показатели

Группа испытуемых

Количество испытуемых

Процентное соотношение

(%)

Межгрупповое гендерное распределение

юноши

девушки

количество

процент

количество

процент

Высокий уровень

12

20

2

16,7

10

20,8

Средний уровень

38

63,3

6

50,0

32

66,7

Низкий уровень

10

16,7

4

33,3

6

12,5


Таблица 3 Результаты экспертного оценивания юмора как коммуникативной способности: внутригрупповое гендерное соотношение

Группы испытуемых

Количество юношей

Количество девушек

Процент юношей

Процент девушек

Высокий уровень

2

10

16,7

83,3

Средний уровень

6

32

15,8

84,2

Низкий уровень

4

6

40,0

60,0


Из данных таблицы 2 видно, что основная масса испытуемых обладает средними показателями юмора как к коммуникативной способности (63,3%), незначительно большее количество испытуемых обладает высоким уровнем развития способности к генерации юмора в социальных взаимодействиях в сравнении с количеством испытуемых с низкими показателями (20% > 16,7%). Стоит отметить, что в третьей группе (с низкими показателями развития способности к генерации юмора в социальных взаимодействиях) в процентном измерении испытуемых-юношей больше, чем испытуемых-девушек (33,3 % против 12,5%). Однако в первой группе (высокие показатели способности) разница в количестве девушек и юношей меньше: юношей – 16,7% от общего количества испытуемых мужского пола, девушек – 20,8% от общего количества испытуемых женского пола. Во второй группе из испытуемых мужского пола – 50%, из испытуемых женского пола – 66,7%.

Исходя из этого, можно заключить, что юноши чаще обладают низкой способностью к генерации юмора в социальных взаимодействиях, чем девушки. Девушки же чаще имеют средние показатели по данной способности, чем юноши.

По данным таблицы 3 заметно, что соотношение девушек и юношей в 1 и 2 группах примерно одинаковое: в первой группе девушек – 83,3%, юношей – 16,7%; во второй группе девушек – 84,2%, юношей – 15,8%. В третьей группе наблюдается увеличение количества юношей (юношей – 40,0%, девушек – 60,0%), что также говорит о том, что юноши чаще обладают низкой способностью к генерации юмора в социальных взаимодействиях.

Кроме того, нами была проведена методика экспертного оценивания юмора как творческой способности, то есть способности генерировать юмористические анекдоты или «консервированные шутки», которые, как правило, строятся по схеме «положение – кульминационный пункт» [11]. По результатам проведения методики выборка испытуемых разделилась на три группы (таблицы 4 и 5):

1)                испытуемые, которые имеют высокий уровень развития юмора как способности генерировать «консервированные шутки»;

2)                испытуемые, обладающие средними показателями по данной способности;

3)                испытуемые, имеющие низкие показатели по данной способности.


Таблица 4 Результаты экспертного оценивания юмора как творческой способности: межгрупповые показатели

Группа испытуемых

Количество испытуемых

Процентное соотношение

(%)

Межгрупповое гендерное распределение

юноши

девушки

количество

процент

количество

процент

Высокий уровень

7

12

2

16,7

5

10,4

Средний уровень

48

80

8

66,6

40

83,3

Низкий уровень

5

8

2

16,7

3

6,3


Таблица 5 Результаты экспертного оценивания юмора как творческой способности: внутригрупповое гендерное соотношение

Группы испытуемых

Количество юношей

Количество девушек

Процент юношей

Процент девушек

Высокий уровень

2

5

28,6

71,4

Средний уровень

8

40

16,7

83,3

Низкий уровень

2

3

40,0

60,0


Исходя из данных таблицы 4, можно заключить, что у юношей данной выборки более выражены крайние показатели (высокий и низкий уровень), чем у девушек (первая группа: юноши – 16,7%, девушки – 10,4%; третья группа: юноши – 16,7%, девушки – 6,3%). Что касается средних показателей, то здесь основной процент от испытуемых своего пола составляют девушки (83,3%), у юношей этот процент ниже (66,6%).

Таким образом, мы можем предположить, что юноши чаще обладают либо высоким, либо низким уровнем развития способности к генерации «консервированных шуток», тогда как женщины в большинстве своём обладают средними показателями по данной способности.

Основываясь на данных таблицы 5 можно сделать вывод о том, что наибольший разброс в количестве девушек и юношей наблюдается во второй группе (девушек – 83,3%, юношей – 16,7%). Меньшая разница наблюдается в первой группе (девушек – 71,4%, юношей – 28,6%) Наконец, в третьей группе количество юношей практически равно количеству девушек (40% и 60% соответственно), что говорит о том, что юноши чаще обладают низкой способностью к генерации «консервированных шуток».

Перейдём к качественному анализу личностных особенностей лиц с различным уровнем развития способности к генерации юмора в социальных взаимодействиях.

Начнём с таких личностных особенностей, как личностные черты. Данные для испытуемых, попавших в первую и третью группы (высокие и низкие показатели способности), по 16-факторному личностному опроснику Р. Кеттела представлены в таблице 6.


Таблица 6 Средние арифметические значения личностных черт у лиц с высоким и низким уровнями развития способности к генерации юмора в социальных взаимодействиях

Фактор

Среднее арифметическое значение

высокий уровень

низкий уровень

MD

5

5

A

5

5

B

5

6

C

6

3

E

8

5

F

8

6

G

5

5

H

7

5

I

7

6

L

6

6

M

6

5

N

4

4

O

6

7

Q1

5

4

Q2

6

6

Q3

7

6

Q4

7

6

F1

4

5

F2

8

5

F3

6

5

F4

7

5


Проведём качественный анализ выраженности факторов у испытуемых с разным уровнем развития способности к генерации юмора в социальных взаимодействиях, исходя из данных таблицы 6.

И у испытуемых с высоким уровнем развития способности, и у испытуемых с низким уровнем развития способности наблюдается одинаковая средняя выраженность факторов MD («адекватная самооценка – неадекватная самооценка»), A («замкнутость – общительность»), G («низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения»), L («доверчивость – подозрительность»), N («прямолинейность – дипломатичность»), Q2 («конформизм – нонконформизм»).

У испытуемых с низким уровнем развития способности на одну единицу выше выражены факторы B (интеллект), O («спокойствие – тревожность») и F1 (тревога). Таким образом, можно предположить, что лица с высоким уровнем развития способности, вероятно, менее интеллектуально развиты и менее тревожны, чем лица с низким уровнем развития способности.

У испытуемых с высоким уровнем развития способности на одну единицу выше выражены факторы I («жёсткость – чувствительность»), M («практичность – мечтательность»), Q1 («консерватизм – радикализм»), Q3 («низкий самоконтроль – высокий самоконтроль»),Q4 («расслабленность – напряжённость»), F3 (чувствительность). Таким образом, можно предположить, что лица с высоким уровнем развития способности более чувствительны, мечтательны и напряжены, а также обладают более высокими самоконтролем и радикализмом.

На две единицы выше у испытуемых с высоким уровнем развития способности выражены факторы F («сдержанность – экспрессивность»), H («робость – смелость»), F4 (конформность). Вероятно, для данных испытуемых характерна более высокая экспрессивность, смелость и низкая конформность.

На три единицы выше у испытуемых с высоким уровнем развития способности выражены факторы C («эмоциональная нестабильность – эмоциональная стабильность»), E («подчинённость – доминантность»), F2 (экстраверсия – интроверсия). Вероятнее всего данные испытуемые более эмоционально стабильны, проявляют большую доминантность и экстраверсию, чем испытуемые с низким уровнем развития способности генерировать юмор в социальных взаимодействиях.

Кроме личностных черт, мы исследовали такую личностную особенность, как креативность, а именно её вербальную и невербальную составляющие.


Таблица 7 Средние арифметические значения вербальной и невербальной креативности у лиц с высоким и низким уровнями развития способности к генерации юмора в социальных взаимодействиях


Среднее арифметическое значение

вербальная креативность

невербальная креативность

гибкость

оригинальность

разработанность

Высокий уровень

0,48

8,17

10,00

14,00

Низкий уровень

0,48

8,20

9,80

10,40


Исходя из данных таблицы 7, можно предположить, что вербальная креативность в равной степени выражена как у испытуемых с низким уровнем, так и у испытуемых с высоким уровнем развития способности (0,48).

Что касается невербальной креативности, то здесь можно предположить, что испытуемые с высоким уровнем развития способности к генерации юмора в социальных взаимодействиях проявляют более развитую разработанность (высокий уровень – 14,00, низкий уровень – 10,40) и практически в равной степени с испытуемыми низкого уровня развития способности проявляют гибкость (высокий уровень – 8,17, низкий уровень – 8,20) и оригинальность (высокий уровень – 10,00, низкий уровень – 9,80). Из этого можно заключить, что испытуемые с высоким уровнем развития способности к генерации юмора в социальных взаимодействиях способны детально разрабатывать возникшие идеи.

Стоит рассмотреть у лиц с высоким и низким уровнями развития способности к генерации юмора в социальных взаимодействиях также развитие творческой способности к юмору (таблица 8).


Таблица 8 Средние арифметические значения творческой способности к генерации юмора у лиц с высоким и низким уровнями развития способности к генерации юмора в социальных взаимодействиях


Среднее арифметическое значение

Высокий уровень

8,1

Низкий уровень

8,6


Исходя из данных таблицы 8, стоит отметить, что уровень развития творческой способности к генерации юмора у испытуемых с разным уровнем развития способности к генерации юмора в социальных взаимодействиях практически одинаков (8,1 и 8,6). Из чего можно предположить, что творческая и коммуникативная способности к юмору – не зависимые друг от друга психические свойства.

Перейдём к качественному анализу личностных особенностей лиц с различным уровнем развития способности к юмору как творческой способности.

В таблице 9 приведены средние арифметические значения таких личностных особенностей, как личностные черты.


Таблица 9 Средние арифметические значения личностных черт у лиц с высоким и низким уровнями развития юмора как творческой способности

Фактор

Среднее арифметическое значение

высокий уровень

низкий уровень

MD

5

4

A

5

6

B

7

6

C

4

3

E

8

7

F

7

8

G

6

3

H

7

3

I

5

3

L

6

5

M

5

5

N

4

6

O

7

9

Q1

3

2

Q2

5

4

Q3

5

4

Q4

5

5

F1

4

5

F2

8

6

F3

6

7

F4

6

4


Проведём качественный анализ выраженности факторов у испытуемых с разным уровнем развития способности к генерации «консервированных шуток», исходя из данных таблицы 9.

В равной степени у испытуемых с низким и высоким уровнем развития способности выражены факторы M («практичность – мечтательность») и Q4 («расслабленность – напряжённость»).

У испытуемых с низким уровнем развития способности на единицу выше показатели факторов A («замкнутость – общительность»), F («сдержанность – экспрессивность»), F1 (тревога), F3 (чувствительность); на две единицы выше показатели факторов N («прямолинейность – дипломатичность») и O («спокойствие – тревожность»). Это может означать, что лица с высоким уровнем развития способности к генерации «консервированных шуток» более замкнуты, сдержаны, спокойны, прямолинейны и чувствительны. У испытуемых с высоким уровнем развития способности на единицу больше выражены факторы MD («адекватная самооценка – неадекватная самооценка»), B (интеллект), C («эмоциональная нестабильность – эмоциональная стабильность»), E («подчинённость – доминантность»), L («доверчивость – подозрительность»), Q1 («консерватизм – радикализм»), Q2 («конформизм – нонконформизм»), Q3 («низкий самоконтроль – высокий самоконтроль»). Исходя из этого, можно предположить, что испытуемые с данным уровнем развития способности обладают менее адекватной самооценкой, более развитым интеллектом, более эмоционально стабильны, доминантны, подозрительны, кроме того, им свойственны такие черты, как радикализм, нонконформизм и более высокий самоконтроль. На две единицы выше у испытуемых с высоким уровнем развития способности выражены факторы I («жёсткость – чувствительность»), F2 (экстраверсия – интроверсия) и F4 (конформность). Таким образом, лица с данным уровнем развития способности, вероятно, более чувствительны и экстравертированы и менее конформны.

Кроме того, у испытуемых с высоким уровнем развития юмора как творческой способности на три единицы выше выражен фактор G («низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения»); на четыре единицы выражен фактор H («робость – смелость»). Вероятнее всего, данные испытуемые более смелы и обладают большей нормативностью поведения, чем испытуемые с низким уровнем развития юмора как творческой способности. В таблице 10 указаны средние арифметические значения уровней развития вербальной и невербальной креативности.


Таблица 10 Средние арифметические значения вербальной и невербальной креативности у лиц с высоким и низким уровнями развития юмора как творческой способности


Среднее арифметическое значение

вербальная креативность

невербальная креативность

гибкость

оригинальность

разработанность

Высокий уровень

0,64

8,00

12,67

18,00

Низкий уровень

0,31

8,00

8,00

8,00


Исходя из данных таблицы 10, можно предположить, что испытуемые с высоким уровнем развития юмора как творческой способности обладают более высоким уровнем вербальной креативности (0,64 > 0,31) и такими аспектами невербальной креативности, как оригинальность (12,67 > 8.00) и разработанность (18,00 > 8,00). При этом уровень развития гибкости как компонента невербальной креативности, вероятно, одинаковый как для лиц с высоким уровнем, так и для лиц с низким уровнем развития творческой способности к генерации юмора. Сравним также средние арифметические значения уровня развития способности к генерации юмора в социальных взаимодействиях (таблица 11).


Таблица 11 Средние арифметические значения способности к генерации юмора в социальных взаимодействиях у лиц с высоким и низким уровнями развития творческой способности к генерации юмора


Среднее арифметическое значение

Высокий уровень

2,3

Низкий уровень

2,3


Следуя данным таблицы 11, мы вновь можем предположить, что творческая и коммуникативная способности к юмору – не зависимые друг от друга психические свойства. Для проверки выдвинутых в ходе качественного анализа предположений проведём к статистической обработке полученных данных. Сначала мы проверим значимость различий личностных особенностей испытуемых, обладающих разным уровнем развития способности к юмору в социальных взаимодействиях. Для этого необходимо перевести сырые баллы, полученные с помощью методики Кеттела, перевести в стены и сравнить данные по каждой личностной черте на разных уровнях развития коммуникативной способности к генерации юмора с помощью статистического критерия Стьюдента (таблица 12).


Таблица 12 Значимость различий выраженности личностных черт у лиц с высоким и низким уровнями развития способности к генерации юмора в социальных взаимодействиях при t0.05 = 2,10 и t 0.01 = 2,88.

Фактор

tэмпир

Значимость различий

MD

0,4

нет

A

0,0

нет

B

0,7

нет

C

3,2

есть

E

3,9

есть

F

3,0

есть

G

0,1

нет

H

2,4

?

I

0,6

нет

L

0,2

нет

M

1,3

нет

N

0,1

нет

O

1,0

нет

Q1

1,1

нет

Q2

0,1

нет

Q3

1,5

нет

Q4

1,2

нет

F1

2,2

?

F2

3,6

есть

F3

1,3

нет

F4

1,4

нет




Из приведённых выше данных следует, что статистически значимыми различиями обладают данные, полученные по факторам C («эмоциональная нестабильность – эмоциональная стабильность»), E («подчинённость – доминантность»), F («сдержанность – экспрессивность»), F2 (экстраверсия – интроверсия). Таким образом, лицам с высоким уровнем развития способности к генерации юмора в социальных взаимодействиях присущи такие личностные черты, как эмоциональная стабильность, доминантность, экспрессивность и экстраверсия.

Людей, обладающих данными чертами, можно охарактеризовать следующим образом. Они эмоционально устойчивы и выдержанны. Такие люди считаются эмоционально зрелыми, спокойными, устойчивы в интересах, работоспособны. Могут быть ригидными, ориентированными на реальность. Чаще являются лидерами. Возможно, им свойственны более высокие моральные качества, они трезво оценивают действительность и активны. Может быть характерна высокая способность к соблюдению общественных моральных норм

Скорее всего, людям с коммуникативной способностью к юмору присущи самостоятельность, независимость, настойчивость и упрямство, напористость, своенравие, иногда конфликтность, агрессивность, отказ от признания внешней власти, склонность к авторитарному поведению, жажда восхищения и бунтарство. В своём поведении такие люди могут испытывать потребность в автономии. Они независимо мыслят, руководствуются собственными правилами поведения и не признают других авторитетов.

Кроме того, лица с развитой способностью к юмору в социальных взаимодействиях жизнерадостны, импульсивны, восторженны, беспечны, безрассудны в выборе партнёров по общению. Для них эмоционально значимы социальные контакты. В процессе общения они экспрессивны и динамичны, проявляют эмоциональную яркость в отношениях с людьми, что часто предполагает эмоциональное лидерство в группах.

Данные лица в большинстве своём являются экстравертами, что означает, что им присущи социальная контактность, незаторможенность. Они успешны в установлении и поддерживании межличностных связей.

В таблице 13 показаны результаты статистического сравнения уровней вербальной и невербальной креативности и творческой способности к юмору. Сырые баллы были переведены в z-оценки и сравнены по каждому параметру с помощью статистического критерия Стьюдента.


Таблица 13 Значимость различий выраженности личностных черт у лиц с высоким и низким уровнями развития способности к генерации юмора в социальных взаимодействиях при t0.05 = 2,09 и t 0.01 = 2,85.


Невербальная креативность

Вербальная креативность

Юмор как творческая способность


гибкость

оригинальность

разработанность

tэмпир

0,3

0,2

2,1

0

0,5

Значимость различий

нет

нет

?

нет

нет


Как видно из таблицы 13, различий между испытуемыми с высоким и низким уровнями развития способности к генерации юмора в социальных взаимодействиях по приведённым в таблице параметрам не обнаружено. Из этого следует, что лица с разным уровнем развития способности к генерации юмора в социальных взаимодействиях в равной степени проявляют вербальную и невербальную креативность и не отличаются друг от друга уровнем развития способности к генерации «консервированных шуток».

Далее следует проверить значимость различий личностных особенностей испытуемых, обладающих разным уровнем развития творческой способности к юмору (таблицы 14 и 15).



Таблица 14 Значимость различий выраженности личностных черт у лиц с высоким и низким уровнями развития творческой способности к юмору при t0.05 = 2,23 и t 0.01 = 3,17.

Фактор

tэмпир

Значимость различий

MD

1,2

нет

A

1,3

нет

B

2,1

нет

C

1,2

нет

E

1,5

нет

F

1,0

нет

G

4,7

есть

H

4,8

есть

I

3,1

?

L

1,7

нет

M

0,2

нет

N

3,2

есть

O

2,0

нет

Q1

1,2

нет

Q2

1,3

нет

Q3

1,3

нет

Q4

0,5

нет

F1

2,1

нет

F2

2,3

?

F3

1,1

нет

F4

2,4

?



















Из данных таблицы следует, что статистически значимыми различиями обладают данные, полученные по факторам G («низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения»), H («робость – смелость») и N («прямолинейность – дипломатичность»). Таким образом, лица с высоким уровнем развития способности более смелы, прямолинейны и обладают более высокой нормативностью поведения, чем лица с низким уровнем развития творческой способности к юмору.

Людям, обладающим данными личностными чертами, можно дать нижеследующую характеристику. Для них свойственны добросовестность, ответственность, стабильность, уравновешенность, настойчивость, склонность к морализированию, разумность и совестливость. Кроме того, присутствует в их характере и развитое чувство долга и ответственности, осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм, настойчивость в достижении цели, деловая направленность. Высокая нормативность поведения может проявляться не только в волевых чертах личности, но и в склонности к сотрудничеству и конформизму.

Также для людей с высокой творческой способностью к юмору характерны смелость, предприимчивость, активность; такие люди имеют эмоциональные интересы, готовность к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах. Они имеют способность принимать самостоятельные, неординарные решения, склонны к авантюризму и проявлению лидерских качеств. Скорее всего, у данных лиц есть склонность к профессиям риска, они авантюрны, упорны, социально смелы, спонтанны, умеют выдерживать эмоциональные нагрузки, что часто делает их лидерами.

Люди с высокой творческой способностью к юмору отличаются экспрессивностью, теплотой и добротой. Они – люди, обладающие такими чертами, как откровенность, простота, наивность, естественность, непосредственность, эмоциональность, простота вкусов, довольствие имеющимся. Скорее всего, они медлительны, консервативны, естественны, бесхитростны и сентиментальны.

В таблице 15 показаны результаты статистического сравнения уровней вербальной и невербальной креативности и коммуникативной способности к юмору. Сырые баллы были переведены в z-оценки и сравнены по каждому параметру с помощью статистического критерия Стьюдента.



Таблица 15 Значимость различий выраженности личностных черт у лиц с высоким и низким уровнями развития творческой способности к юмору при t0.05 = 2,23 и t 0.01 = 3,17.


Невербальная креативность

Вербальная креативность

Юмор как коммуникативная способность


гибкость

оригинальность

разработанность

tэмпир

0

14,6

45

8,7

0,5

Значимость различий

нет

есть

есть

есть

нет


Как видно из таблицы 15, значимые различия между испытуемыми с высоким и низким уровнями развития творческой способности к юмору обнаружены по таким параметрам, как компоненты невербальной креативности (оригинальность и разработанность) и вербальная креативность. Из этого следует, что люди с высоким уровнем развития способности к генерации «консервированных шуток» проявляют уровень вербальной и невербальной креативности (оригинальность и разработанность) выше, чем люди с низким уровнем развития данной способности.


2.3 Выводы


На основании проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы.

1.                 Мужчины чаще обладают либо высоким, либо низким уровнем развития как творческой, так и коммуникативной способности к генерации юмора, тогда как женщины в большинстве своём обладают средними показателями.

2.                 Лицам с высоким уровнем развития способности к генерации юмора в социальных взаимодействиях присущи такие личностные черты, как эмоциональная стабильность, доминантность, экспрессивность и экстраверсия. Следовательно, таких людей можно охарактеризовать следующим образом. Они эмоционально устойчивы и выдержанны. Такие люди считаются эмоционально зрелыми, спокойными, устойчивы в интересах, работоспособны. Могут быть ригидными, ориентированными на реальность. Чаще являются лидерами. Возможно, им свойственны более высокие моральные качества, они трезво оценивают действительность и активны. Может быть характерна высокая способность к соблюдению общественных моральных норм.

Скорее всего, людям с коммуникативной способностью к юмору присущи самостоятельность, независимость, настойчивость и упрямство, напористость, своенравие, иногда конфликтность, агрессивность, отказ от признания внешней власти, склонность к авторитарному поведению, жажда восхищения и бунтарство. В своём поведении такие люди могут испытывать потребность в автономии. Они независимо мыслят, руководствуются собственными правилами поведения и не признают других авторитетов.

Кроме того, лица с развитой способностью к юмору в социальных взаимодействиях жизнерадостны, импульсивны, восторженны, беспечны, безрассудны в выборе партнёров по общению. Для них эмоционально значимы социальные контакты. В процессе общения они экспрессивны и динамичны, проявляют эмоциональную яркость в отношениях с людьми, что часто предполагает эмоциональное лидерство в группах.

Данные лица в большинстве своём являются экстравертами, что означает, что им присущи социальная контактность, незаторможенность. Они успешны в установлении и поддерживании межличностных связей.

Лица с разным уровнем развития способности к генерации юмора в социальных взаимодействиях в равной степени проявляют вербальную и невербальную креативность и не отличаются друг от друга уровнем развития способности к генерации «консервированных шуток». Уровень их креативности одинаково средний.

3.                 Лица с высоким уровнем развития творческой способности к юмору более смелы, прямолинейны и обладают более высокой нормативностью поведения, чем лица с низким уровнем развития творческой способности к юмору. Поэтому людям, обладающим высоким уровнем данной способности, можно дать нижеследующую характеристику. Для них свойственны добросовестность, ответственность, стабильность, уравновешенность, настойчивость, склонность к морализированию, разумность и совестливость. Кроме того, присутствует в их характере и развитое чувство долга и ответственности, осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм, настойчивость в достижении цели, деловая направленность. Высокая нормативность поведения может проявляться не только в волевых чертах личности, но и в склонности к сотрудничеству и конформизму.

Также для людей с высокой творческой способностью к юмору характерны смелость, предприимчивость, активность; такие люди имеют эмоциональные интересы, готовность к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах. Они имеют способность принимать самостоятельные, неординарные решения, склонны к авантюризму и проявлению лидерских качеств. Скорее всего, у данных лиц есть склонность к профессиям риска, они авантюрны, упорны, социально смелы, спонтанны, умеют выдерживать эмоциональные нагрузки, что часто делает их лидерами.

Люди с высокой творческой способностью к юмору отличаются экспрессивностью, теплотой и добротой. Они – люди, обладающие такими чертами, как откровенность, простота, наивность, прямолинейность, естественность, непосредственность, эмоциональность, простота вкусов, довольствие имеющимся. Скорее всего, они медлительны, консервативны, естественны, бесхитростны и сентиментальны.

Наконец, люди с высокой творческой способностью к юмору особенно креативны, то есть обладают интеллектуальной активностью и чувствительностью к побочным продуктам своей деятельности. Для таких лиц свойственна готовность к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. Они способны производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых и способны детально разрабатывать возникшие идеи.


Заключение

Юмор – категория, относящаяся ко многим сферам жизни человека. Он играет важную роль в жизни любой личности: выполняет многие необходимые социальные, когнитивные и эмоциональные функции. Люди, умело и эффективно использующие юмор в межличностном общении, являются более спонтанными, свободными и успешными в социальных взаимодействиях. В настоящей работе мы изучили личностные особенности таких людей, способных генерировать юмор. Для этого мы выполнили ряд задач, а именно:

1)                изучили научную информацию о таких личностных особенностях, как творческие способности и личностные черты;

2)                рассмотрели теоретические представления о юморе как способности;

3)                проанализировали исследования личностных особенностей людей, способных к пониманию и генерации юмора;

4)                эмпирически исследовали личностные особенности людей, способных понимать и генерировать юмор;

5)                сформулировали выводы.

Таким образом, мы достигли цели данной работы – выявили личностные особенности людей, способных понимать и генерировать юмор.

В данной работы мы рассмотрели понятие личностных особенностей, под которыми понимали психические свойства – устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Особое внимание мы уделили таким психический свойствам, как:

·                   личностные черты, которые определили как особые составляющие личности, описывающие определенные склонности человека в отношении его образа мыслей, чувств и поведения;

·                   креативность – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления.

Юмор в этой работе рассматривался как:

3)                интеллектуальная способность, которая по функционированию схожа с креативностью, так как обе они предполагают дивергентное мышление, несоответствие, неожиданность и новизну;

4)                коммуникативная способность, так как юмор в полной мере проявляется в социальном контексте и имеет эмоционально-поведенческую составляющую, без которой перестал бы существовать.

Проведя эмпирическое исследование, мы пришли к выводу, что гипотеза о том, что люди, обладающие высоким уровнем развития способности к генерации юмора имеют определённые личностные черты и творческие способности, подтвердилась частично: в случае с лицами с коммуникативной способностью к генерации юмора выяснилось, что различий по креативности между людьми с разным уровнем развития способности не было обнаружено.

Результатом нашей работы стали разработанные рекомендации для лиц с высоким уровнем развития способности к генерации юмора в социальных взаимодействиях:

1)                так как при выраженности такой личностной черты, как эмоциональная стабильность, может присутствовать ригидность, рекомендуется посещение тренинга спонтанности;

2)                кроме того, для данных лиц характерна доминантность, что говорит о том, что они могут быть конфликтны и агрессивны, склонны к авторитарному поведению и бунтарству. Поэтому рекомендуется развивать в себе толерантность путём посещения соответствующих тематических групповых занятий;

3)                наконец, при выраженности у данных лиц экспрессивности, возможны излишняя беспечность и безрассудство в выборе партнёров по общению. Вследствие этого рекомендуется проконсультироваться со специалистом в области психологии отношений для уточнения личных мотивов и целей в сфере общения.

Кроме того, нами сформулированы рекомендации лицам с высоким уровнем развития творческой способности к юмору:

1)                в виду того, что высокая нормативность поведения может проявляться не только в волевых чертах личности, но и в склонности к конформизму, рекомендуется прислушиваться к своим желаниям, разработать совместно с психологом систему достижения собственных целей;

2)                такой личностной черте, как смелость зачастую сопутствует бестактность и недисциплинированность, поэтому данным людям рекомендуется воспитывать в себе самоконтроль. Для этого необходимо следить за режимом дня и вести дневник самонаблюдений, где следует отмечать случаи собственной бестактности и недисциплинированности. Результаты самонаблюдений следует обсудить со специалистом-психологом.

3)                так как люди, обладающие такой чертой, как смелость, скорее всего ещё и медлительны и консервативны, то им рекомендуется развивать в себе спонтанность с помощью соответствующих упражнений, разработанных психотерапевтом.

На наш взгляд, перспективным будет дальнейшее изучение феномена юмора как способности. Так, например, в последующих исследованиях необходимо исследовать специфику генерации юмора в группах, отличающихся по параметрам возраста, рода деятельности и т.д. Кроме того, нужно разработать валидные и надёжные методики для измерения способности к юмору, которые были бы пригодны для самых различных выборок. Наконец, данная работа, мы полагаем, может положить начало исследованию других личностных особенностей лиц с разным уровнем способности к генерации юмора.


Список литературы


1.                 Адамс Дж. Л. Модель личностных черт «Большая пятерка» // Дж. Л. Адамс / Элитариум : центр дистанционного образования. – 2009. – URL : http://www.elitarium.ru/2009/01/23/model_lichnostnykh_chert.html (дата обращения: 16.03.2010).

2.                 Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2008. – 368 с.

3.                 Ениколопов С.Н. Нарушения чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах // Иванова Е.М. , Ениколопов С.Н. , Митина О.В. / Вопр. психологии. – 2008. – № 1. – С. 45-49.

4.                 Зиглер Д., Хьелл Л. Теории личности / Д. Зиглер, Л. Хьелл. – СПб. : Питер, 2009. – 607 с.

5.                 Иванова Е.М. Нарушения чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах : автореф. дис. канд. психол. наук / Е.М. Иванова. – Москва, 2007. – 24 с.

6.                 Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2010. – 448 с.

7.                 Кузнецова Н.Ф. МакГи П., Голдстейн Дж. Психологическое исследование юмора // Н.Ф. Кузнецова / Вопр. психологии. – 1984. – № 6. – С. 146-150.

8.                 Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М. : Наука, 1984. – 444 с.

9.                 Лук А.Н. Юмор, остроумие, творчество / А.Н. Лук. – М. : Искусство, 1977. – 183 с.

10.            Маклаков А.Г. Общая Психология : учеб. пособие / А.Г. Маклаков. – СПб. и др. : Питер, 2000. – 582 с.

11.            Мартин Р. Психология юмора / Р. Мартин. – СПб. : Питер, 2009. – 480 с.

12.            Методика многофакторного исследования личности Кеттела // Psylab.info – энциклопедии психодиагностики. – URL : http://psylab.info/Методика_многофакторного_исследования_личности_Кеттела (дата обращения: 26.04.2010).

13.            Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2003. – Т.1. – 687 с.

14.            Новейший психологический словарь / под общ. ред. В.Б. Шапаря. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005. – 808 с.

15.            Оллпорт Г.В. Личность в психологии / Г.В. Оллпорт. – М.: КСП+, СПб: Ювента, 1998. – 345 с.

16.            Пономарёв Я. А. Психология творения : избр. психол. труды / Я.А. Пономарёв. – М. ; Воронеж, 1999. – 475 с.

17.            Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2007. – 713 с.

18.            Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. – Москва, 1961. – 534 с.

19.            Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека / В.Д. Шадриков. – М. : Логос, 1996. – 318 с.

20.            T-критерий Стьюдента // Википедия. – URL : http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 6.05.2010).



Приложения

Приложение 1

Методика экспертного оценивания юмора как коммуникативной способности.

Инструкция

Вы выступаете в роли экспертов и должны будете оценить членов вашей учебной группы с точки зрения чувства юмора. Перед вами четыре различные характеристики людей. Ваша задача распределить всех членов вашей учебной группы по этим характеристикам.

Список студентов вашей учебной группы:

1.                 Бернадский

2.                 Волкова

3.                 Воробьёв

4.                 Гасаненко

5.                 Горовой

6.                 Ковалёв

7.                 Миляев

8.                 Подставкин

9.                 Сарычева

10.            Фомин

11.            Ханина

12.            Чемёркин

13.            Чернов



Характеристики людей

Человек совсем не смешно шутит или не шутит вовсе

Человек иногда цитирует забавные анекдоты и истории

Человек часто смешно цитирует забавные анекдоты и истории

Человек часто в разговоре спонтанно смешно шутит на тему разговора, смешно импровизирует

Человек часто смешно цитирует забавные анекдоты и истории; в разговоре спонтанно смешно шутит на тему разговора, смешно импровизирует








Приложение 2

Методика экспертного оценивания юмора как творческой способности.

Инструкция для испытуемого

Вашему вниманию представлены 5 ситуаций, концовку к которым необходимо придумать. Это должна быть короткая фраза, в 1-2 предложения. Постарайтесь, чтобы те образы и ассоциации, которые приходят вам в голову в ответ на представленные неоконченные ситуации, были как можно смешнее и остроумнее.

1.                 Энтомолог Сидорчук открыл новый вид пауков

2.                 Учитель физкультуры подтянулся меньше ученика

3.                 Римма Игоревна откладывала деньги себе на чёрный день

4.                 Мальчик Петя возвращался домой ночью после тренировки

5.                 Чемпион мира по боксу уступил бабушке место в автобусе

Инструкция для эксперта

Вашему вниманию представлены 5 шуток, которые необходимо оценить с точки зрения качества юмора по 4-хбалльной шкале, где

1 балл – «не смешно»

2 балла – «не совсем смешно»

3 балла – «смешно»

4 балла – «очень смешно»


Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.