РУБРИКИ |
Личностные особенности матерей, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Личностные особенности матерей, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью4. фаза - фаза «поляризации конфликтных отношений и нарастания безразличия к исходу». Эта фаза, как правило, развивается в связи с повторяющимися срывами после кратковременных или длительных курсов лечения. Родители в причинах повторяющихся срывов видят недостаточную компетентность наркологов, обвиняют подростка в «слабости воли», в «плохом характере» и отказываются от попыток решать проблему зависимости доступными им средствами. При этом стойкие конфликтные отношения сопровождаются тем, что и зависимый ребенок и родители продолжают существовать в своеобразных автономных условиях. Происходит капитуляция и фактический распад семьи как единого организма. Место постоянных ссор в семье начинает нарастать отчуждение, которое может сопровождаться активной неприязнью друг к другу, что по типу порочного круга повторно порождает кратковременные конфликты и вспышки раздражения. Индифферентная стадия сопровождается отвержением, почти полным разрывом контакта, поскольку поддержание адекватных отношений оказывается слишком болезненным. У матерей часто развивается «эмоциональное истощение» под воздействием возникающих семейных проблем и поэтому период госпитализации они иногда рассматривают как единственную возможность «отдыха». Свой негативный отпечаток накладывает также необходимость физического выживания в современных условиях, требующая полной отдачи физических и душевных сил [9, с. 98]. Перечисленные фазы нередко сменяют друг друга в возвратно-поступательном порядке, могут накладываться друг на друга. Часто различные члены семьи находятся на разных этапах: так отец может находиться в фазе гиперконтроля, запирая дочь в квартире и вставляя решетки в окна, а мать - в фазе оппозиционного противостояния. Фаза гиперконтроля может смениться индифферентной на период госпитализации подростка и вернуться к фазе оппозиционного отношения в случае «неудачного лечения». Особенности созависимости в современном обществе в значительной степени обусловлены и тем, что более 80% отцов зависимых подростков страдают алкоголизмом, поэтому нормальные отношения в таких семьях, являются скорее исключением, чем правилом. Первичное обращение за наркологической помощью чаще всего совпадает с фазой гиперконтроля. На этапе оппозиционного отношения родители оказываются занятыми поисками «хорошего доктора», от которого зависит успешное лечение. В эти периоды ярко проявляется феномен слияния, описанный Ф. Перлзом (1996), выражающийся, в частности, в таких речевых стереотипах как "мы лечились", "мы снова укололись". Родители оплачивают долги больных, ищут возможности анонимного (зачастую дорогостоящего) лечения, нередко ставя семью на грань разорения [9]. Следовательно, в своей динамике ребенок, включившийся в наркотизацию, и сами родители переживают ряд закономерных, взаимосвязанных изменений семейного отношений и эту динамику необходимо всегда учитывать при работе школьного специалиста с несовершеннолетним, который включился в наркотизацию, и с его родителями. Не менее значимым является учет состояния ребенка, который является созависимым по отношению к несовершеннолетнему или взрослому члену семьи, злоупотребляющему алкоголем или наркотиками. Ребенок, являющийся свидетелем и участником таких семейных отношений, испытывает два типа риска. Первый из них связан с тем, что он усваивает стиль взаимоотношений и поведения зависимых от психоактивных веществ родных. При этом его психическое состояние определяется внутренней напряженностью, беспокойством, нарушением самооценки с фиксацией девиантных форм поведения, конфликтностью и стремлением через алкоголь, наркотики разрешать свои внутренние проблемы. Это вариант с высоким риском углубления ранней алкоголизации и наркотизации [44, с.91]. Другой тип риска связан с формированием внешне неадекватного поведения, которое отражает развитие аномальных личностных свойств или стойкую невротизацию ребенка. В этих случаях, испытывая внутри чувства стыда, злости, одиночества, недостатка близости, ребенок стремится вести себя и в семье, и в школе, и во дворе нарочито конфликтно, противопоставляет себя окружающим и их требованиям, отрицает любые проявления сочувствия, опеки по отношению к себе. Логика поведения в этом случае выстраивается «от противного - чем хуже, тем лучше». Такое поведение во многих исследованиях характеризуется как «оппозиционно-вызывающее». В связи с этим могут отмечаться рискованные по своим последствиям поступки, в том числе и наркотизация по мотивам протеста. В некоторых случаях более выраженной является линия поведения, направленная на уединение и отчужденность, как от проблем семьи, так и требований школы, ближайшего окружения. При этом дети могут идеализировать своих родителей, несмотря на то, что они их отвергали, жестоко обращались, превратили свои квартиры в притоны, криминогенные места. Довольно часто можно наблюдать, что дети примирились с той обстановкой, которая царит в семье, оправдывают ее и принимают как должную. Среди сверстников такой ребенок стремится держаться тихо, ни в чем себя не проявлять, легко обнаруживает пассивность и подчиняемость. Риск наркотизации повышается, если в группе сверстников, к которой примыкает такой подросток, кто-нибудь из детей с лидирующими наклонностями начинает наркотизироваться [44, с.93]. Следующий вариант поведения отличается тем, что для него характерны импульсивность, наклонность к агресссивно-разрушительным действиям. По отношению к окружающим взрослым доминирующей является обвинительная и обличительная позиция с неадекватной оценкой реально складывающихся отношений. В группе сверстников дети с наклонностью к такому поведению склонны к лидерству, использованию физической силы и насилия для утверждения своих притязаний. Риск продолжения наркотизации связан со стремлением привлечь внимание, показать свое превосходство, пренебрежение к правилам и нормам [44, с. 95]. Таким образом, специалист, который встречается с необходимостью консультации по семейным проблемам ребенка, обусловленным тем, что один из членов семьи страдает зависимостью от психоактивных веществ, должен учитывать следующее. Такая семья становится совершенно не похожей на здоровую и даже дисгармоничную, конфликтную семью, в которой нет проблем зависимости. Семья с проблемами зависимости и созависимости требует дифференцированного психопрофилактического и антинаркотического подхода. Таким образом, в ходе анализа литературы мы установили, что под созависимость понимается специфическое состояние, которое характеризуется сильной поглощенностью и озабоченностью, а также крайней зависимостью (эмоциональной, социальной, а иногда и физической) от человека или предмета. Главными составляющими созависимого состояния личности являются: переживание чувства вины и стыда, «идеальное» поведение, появление гневливости, переживание угрызений совести и стресса, приспособление к житейским неудобствам, концентрация всех действий на зависимом члене семьи, жалость к себе, переживание чувства непереносимой обиды, духовной деградации, появление страхов, выраженной тревоги, депрессии. Особенностями отношения созависимых матерей детей- алкоголиков и наркоманов к своей семейной роли являются ограниченность женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье и стремление к сверхавторитету родителей. Для семей зависимых детей в большей степени, чем для группы здоровых, характерны такие нарушения воспитания как гипопротекция, недостаточность запретов, недостаточность обязанностей и санкций, применяемых к ребенку. У них доминируют такие особенности эмоционального контакта между матерями и детьми: раздражительность и авторитарное подавление матерью активности ребенка. Взаимоотношения в созависимых семьях характеризуются как автономное, параллельное существование матери и ребенка с зависимостью, а также непоследовательность воспитательных воздействий со стороны родителей по отношению к ребенку. 2.1 Организация и методы исследования Исследование проводилось в июне - августе 2009 года в несколько этапов: Первый этап. Определение проблемы исследования. Второй этап. Формулировка целей, задач, объекта, предмета, выдвижение гипотезы. Цель исследования: изучить личностные особенности созависимых матерей, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью. Объект исследования: созависимые матери, имеющие детей с алкогольной или наркотической зависимостью. Предметом исследования являются личностные особенности созависимых матерей, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью Гипотеза исследования: существуют различия личностных характеристиках между матерями, имеющими детей с алкогольной и наркотической зависимостью, и матерями, имеющими здоровых детей . Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены и решались следующие задачи: Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить личностные особенности матерей имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью 2. Изучить личностные особенности матерей имеющих здоровых детей; 3. Сопоставить результаты исследования и сформировать выводы относительно наличия личностных особенностей у созависимых матерей. Третий этап. Определение выборки испытуемых. Выборку для проведения исследования составили 40 женщин, 20 из которых имеют детей с алкогольной или наркотической зависимостью, 20 -имеют здоровых детей. Группа женщин, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью, была сформирована, на основании обращения их прохождения их детей лечения в наркологическом диспансере. Большинство женщин имеют средне-специальное образование, работают, состоят в первом браке, имеют одного ребенка. У большинства женщин, имеющих детей с алкогольной или наркозависимостью, пил отец, у 35% пьет муж. Четвертый этап. Определение методов и методик исследования Методом эмпирического исследования является тестирование. Тестирование производилось с помощью следующих методик: - Опросник для определения созависимости; - Опросник Мини-мульт (сокращенный вариант минесотского многомерного личностного перечня ММPI). - Методика «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера в адаптации Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинда[38]; - Методика исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования[30]. Пятый этап. Проведение обследования. Обследование проводилось индивидуально с каждой женщиной, в спокойной обстановке во второй половине дня. Шестой этап. Обработка первичных данных, определение количественных показателей выраженности исследуемых параметров у женщин, проведен статистический анализ. Описание методик 1. Опросник для определения созависимости [28] Опросник состоит из 25 вопросов, на которые испытуемым предлагалось дать либо утвердительный, либо отрицательный ответ (Приложение 1). При обработке результатов подсчитывается количество утвердительных ответов, при наличии 10 утвердительных ответов констатируется созависимость 2. Опросник Мини-мульт (сокращенный вариант минесотского многомерного личностного перечня ММР1)[31] ММР1 был предложен американскими психологами в 40–50 годах. Адаптация была проведена в СССР в 60-х годах в институте им. В. Н. Бехтерева Ф. Б. Березиным и М. П. Мирошниковым. Опросник Мини-мульт представляет собой сокращенный вариант ММР1, содержит 71 вопрос, 11 шкал, из них 3 – оценочные. Первые 3 оценочные шкалы измеряют искренность испытуемого, степень достоверности результатов тестирования и величину коррекции, вносимую чрезмерной осторожностью. Остальные 8 шкал являются базисными и оценивают свойства личности. Первая шкала измеряет свойство личности испытуемого с астено-невротическим типом. Вторая шкала говорит о склонности испытуемого с социопатическим вариантом развития личности. Пятая шкала в этом варианте опросника не используется, после четвертой шкалы следует шестая. Шестая шкала характеризует обидчивость испытуемого, его склонность к аффективным реакциям. Седьмая шкала предназначена для диагностики тревожно-мнительного типа личности, склонного к сомнениям. Восьмая шкала определяет степень эмоциональной отчужденности, сложность установления социальных контактов. Девятая шкала показывает близость к гипертимному типу личности, измеряет активность и возбудимость (Приложение 2). Время проведения опроса не ограничивается. 3. «Опросник уровня субъективного контроля», авторы которого Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд [36]. Методика уровня субъективного контроля (УСК) состоит из 44 утверждений. В целях повышения достоверности результатов она сбалансирована по следующим параметрам: 1) по интернальности— экстернальности (половина из пунктов методики сформулирована таким образом, что положительный ответ на них дадут люди с интернальным УСК, а другая половина сформулирована так, что положительный ответ на нее дадут люди с экстернальным УСК); 2) по эмоциональному знаку (равное количество пунктов методики описывает эмоционально позитивные и эмоционально негативные ситуации); 3) по направлению атрибуций (равное количество пунктов сформулировано от первого и третьего лица). Для увеличения спектра возможных применений методики она сконструирована в вариант, предназначенный для исследовательских целей, требует ответа по 6-балльной шкале «-3; -2; -1; +1; +2; +3», в которой ответ «+3» означает «полностью согласен», «-3» — «совершенно не согласен» с данным пунктом. Обработку следует проводить по ключам, суммируя ответы на пункты в строках «+» со своим знаком и ответы на пункты в строках « - « с обратным знаком (Приложение 3). Результаты заполнения бланка отдельным испытуемым преобразовываются в стандартную систему единиц — стенов. В этой системе средняя по нормативной выборке принимается за 5,5 стена. Результат выше 5,5 стена свидетельствует о высоком уровне субъективного контроля, а результат ниже 5,5 стена говорит о низком уровне субъективного контроля. Показатели методики УСК организованы в соответствии с принципом иерархической структуры системы регуляции деятельности таким образом, что включают в себя обобщенный показатель индивидуального УСК, инвариантный к частным ситуациям деятельности, два показателя среднего уровня общности, дифференцированные по эмоциональному знаку этих ситуаций, и ряд ситуационно-специфичных показателей. Опросник состоит из 7 шкал, измеряет локус контроля личности в различных сферах жизнедеятельности: шкала Ио - общая интернальность; шкала Ид - интернальность в области достижений; шкала Ин - интернальность в области неудач; шкала Ис - интернальность в области семейных отношениях; шкала Ип - интернальность в области производственных отношениях; шкала Им - интернальность в области межличностных отношений; шкала Из - интернальность в отношении болезни и здоровья. В работе мы использовали только одну шкалу, а именно «Шкалу общей интернальности». Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями, а низкий показатель по шкале Ио соответствует низкому уровню субъективного контроля. Другие шкалы не использовались, т.к. они, во-первых, все включены в «Шкалу общей интернальности», и, во-вторых, данное исследование не требует отдельных их интерпретаций. 4. Методика исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования[36]. Данная методика является модификацией методика С. А. Будасси. Методика предполагает ранжирование качеств, сначала, в той мере, в которой они выражены в идеале, а затем, в той мере, в которой они выделены у него самого. При применении данной методики исследователь может использовать любое количество ранжируемых качеств (Приложение 4). Обработка результата производится путем подсчета разности между идеальным и реальным уровнем каждого качества и возведения этой разности в квадрат. Далее вычисляется коэффициент корреляции по формуле вычисления коэффициента ранговой корреляции Спирмена:
где n-количество качеств личности, D2-квадрат разности между рангами идеала и «Я сам». Значения R будут находиться в пределах [-1; +1].
В качестве метода статистического анализа мы использовали критерий j* - угловое преобразование Фишера. [16]. Критерий Фишера предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта. Критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий эффект. Суть углового преобразования Фишера состоит в переводе процентных долей в величины центрального угла, который измеряется в радианах. Большей процентной доле будет соответствовать больший угол j, а меньшей доле – меньший угол. При увеличении расхождения между углами j1 и j2 и увеличения численности выборок значения критерия возрастает. Чем больше величина j*, тем более вероятно, что различия достоверны. Формула для расчета эмп = (ц1 – ц2) √ n1 n2 / (n1 + n2) (3) где ц1, ц2 показатели углового преобразования для 1 и 2 выборки n1- количество испытуемых в первой группе , n2 количество испытуемых во второй группе. 2.2 Описание результатов исследования На первом этапе диагностики мы определяли уровень созависимости у женщин, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью, и у женщин, имеющих здоровых детей. Результаты диагностики созависимости представлены в приложении 5 Анализ результатов опросника для определения созависимости показал, что у женщин же, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью (далее именуемые как группа созависимых или созависимые), созависимость от больных развита, это выражается в повышенной тревоге за поведение члена семьи в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, контролем над его действиями. У женщин, имеющих здоровых детей (далее именуемые как группа несозависимых или несозависимые), нет зависимости, либо зависимость не сформировалась. Для данных женщин здоровье их детей я не вызывает опасений, их особенности поведения и личности не являются предпосылкой к развитию созависимости. Таким образом, алкоголизация или наркотизация ребенка, влечет созависимость матерей, и проблема употребления ПАВ является не личной проблемой, проблемой носящей социально- психологический характер, что проявляется в изменении поведения и жизни ближнего окружения больного. Исследования личностных свойств женщин с разной степенью созависимости производилось с помощью опросника Мини-мульт (сокращенный вариант минесотского многомерного личностного перечня ММР1). Результаты диагностики представлены в приложении 6 , таблице 1 и на рисунке 1. Таблица 1 Результаты исследования личностных свойств у матерей с разной степенью созависимости с помощью опросника Мини-мульт
Как мы видим из таблицы 1, у большинства матерей диагностируемые шакалы выражены на среднем уровне. Исключение составляет лишь шкала психопатии, которая у большинства созависимых матерей выражена на низком уровне. Также анализ результатов, показал, что высокие значения по шкалам характерны для созависимых матерей. Представим данные по результатам анализа высокого уровня выраженности личностных свойств в виде рисунка 1. Как мы видим из рисунка 4, созависимым матерям в большей степени присуща высокая паранояльность , которая выражена у 35% матерей, среди несозависимых матерей лишь 10 % имеют высокую степень паранояльности, Для данных женщин характерна склонность к формированию сверхценных идей, агрессивность и злопамятность. Кто не согласен с ними, кто думает иначе, тот или глупый человек, или враг. Свои взгляды они активно насаждают, поэтому имеют частые конфликты с окружающими. Собственные малейшие удачи они всегда переоценивают. Рис.1. Высокая выраженность личностных свойств у матерей с разным уровнем созависимости. У 30% созависимых матерей выражена истерия, что говорит об их склонности к неврологическим защитным реакциям конверсионного типа. Они используют симптомы соматического заболевания как средство избегания ответственности. Все проблемы разрешаются уходом в болезнь. Главной особенностью таких людей является стремление казаться больше, значительнее, чем есть на самом деле, стремление обратить на себя внимание, во что бы то ни стало, жажда восхищения. Чувства таких людей поверхностны и интересы неглубоки. 15% созависимых матерей и 5% несозависимых женщин имеют высокий уровень по шкале гипотония, для них характерно приподнятое настроение независимо от обстоятельств. Они активны, деятельны, энергичны и жизнерадостны. Они любят работу с частыми переменами, охотно контактируют с людьми, однако интересы их поверхностны и неустойчивы, им не хватает выдержки и настойчивости. 15% созависимых матерей имеют выраженную психастению. У них тревожно - мнительный тип характера, которому свойственны тревожность, боязливость, нерешительность, постоянные сомнения. 10% созависимых матерей имеют выраженную ипохондрию, говорящую об их близости к астено-невротическому типу. Испытуемые с высокими оценками медлительны, пассивны, принимают все на веру, покорны власти, медленно приспосабливаются, плохо переносят смену обстановки, легко теряют равновесие в социальных конфликтах. 10 % созависимых матерей и 5% несозависимых имеют высокий уровень депрессии, что характеризует их как чувствительных, сенситивных лиц, склонных к тревогам, робких, застенчивых. В делах они старательны, добросовестны, высокоморальны и обязательны, но не способны принять решение самостоятельно, нет уверенности в себе, при малейших неудачах они впадают в отчаяние. Шкала шизойдности и психопатии не выражена на высоком уровне не у одной испытуемой Результаты диагностики локуса контроля у женщин с разной степенью созависимости представлены в Приложении 7, таблице 2 и на рисунке 2. Таблица 2 Результаты изучения локуса контроля у матерей с разной степенью созависимости по методике Дж. Роттера
Из таблицы 1 видно, что у большинства созависимых матерей (75%) низкий уровень общей интернальности (экстернальность), в группе несозависимых низкий уровень интернальности имеют 45% матерей. Для них свойственно внешне направленное защитное поведение. Любая ситуация экстерналу желательна как внешне стимулируемая, причем в случаях успеха происходит демонстрация своих способностей и возможностей. Они убеждены, что их неудача является результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. Одобрение и поддержка таким людям весьма необходимы. Однако особой признательности за сочувствие от них ожидать не приходится. Высокий уровень интернальности 25% созависимых и 55% несозависимых матерей. Эти женщины чаще всего имеют убеждение в неслучайности их успехов или неудач, зависящих от компетентности, целеустремленности, уровня способностей и являющихся закономерным результатом целенаправленной деятельности и самодеятельности. Они имеют более широкие временные перспективы, охватывающие значительное множество событий, фактов, как будущего, так и прошлого. При этом их поведение направлено на последовательное достижение успеха путём развития навыков и более глубокой обработки информации, постановки все возрастающих по своей сложности задач. Потребность в достижении, таким образом, имеет тенденцию к повышению, связанную с увеличением значений личностной и реактивной тревожности, что является предпосылкой для возможной большей фрустрированности и меньшей стрессоустойчивости в случаях серьезных неудач. Однако в реальном, внешне наблюдаемом поведении интерналы производят впечатление достаточно уверенных в себе людей, тем более что в жизни они чаще занимают более высокое общественное положение, чем экстерналы. Эти люди считают, что всё чего они добились в жизни, является результатом их труда и заслуг. Выраженность локуса контроля у матерей с разной степенью созависимости представлена на рисунке 2. Рис. 2. Показатели выраженности интернальности у матерей с разной степенью созависимости по методике УСК. Результаты исследования самооценки у матерей с разной степенью созависимости представлены в приложении 8 в таблице 3 и на рисунках 3-4. Таблица 3 Результаты исследования самооценки у матерей с разной степенью созависимости
В ходе диагностики самооценки мы установили, что 20% созависимых матерей и 40% несозависимых матерей имеют средний уровень самооценки. Они уважают себя, но знают свои слабые стороны и стремятся к самосовершенствованию, саморазвитию. 10% созависимых матерей и 45% несозависимых матерей имеют высокий уровень самооценки, они заслуженно ценят, уважают себя, довольны собой 40% созависимых матерей и 5% несозависимых матерей имеют низкую самооценку, у 25% созависимых матерей она неадекватно-низкая. Данным женщинам свойственны неуверенность в себе, робость и отсутствие дерзаний, невозможность реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе. Рис. 3. Показатели выраженности самооценки у матерей с разной степенью созависимости 10% несозависимых матерей имеют неадекватно-высокий уровень самооценки. На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным – чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности. Исходя из того, что высокий и средний уровни относятся к оптимальной самооценке, мы проанализировали результаты исследования самооценки женщин с разным уровнем созависимости, для определения адекватности или неадекватности самооценки. Результаты анализа представлены на рисунке 4. Рис. 4. Показатели уровня адекватности самооценки у матерей с разной степенью созависимости Так было установлено, что 30% созависимых матерей и 90% несозависимых женщин имеют оптимальную, адекватную самооценку. При оптимальной, адекватной самооценке человек правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т.е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций 70% созависимых матерей и 10% несозависимых матерей имеют отличную от оптимальной самооценку. Слишком высокая или низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно это заметно в общении, где ученики с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже замечать, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений. При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих женщин. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. 2.3 Анализ результатов исследования Проведя эмпирическое исследование, мы установили, что проживание с детьми, имеющими алкогольную или наркотическую зависимость, приводит к формированию созависимости у членов их семей в частности матерей. В ходе теоретического исследования мы определили, что созависимые люди имеют поведенческие и личностные особенности. В ходе эмпирического исследования нами было выявлено, что для созависимых матерей, в отличие от несозависимых женщин, более характерны истерические, паронаяльные, психастенические тенденции в поведении, депрессивность, ипохондрия и гипотония. Также у созависимых матерей преобладает внешний локус контроля и неадекватная самооценка с тенденцией к низкой. Представим результаты исследования в виде сводной таблицы 4. Таблица 4 Сводная таблица результатов исследования личностных характеристик у созависимых матерей, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью, и матерей, имеющих здоровых детей
Для определения достоверности различий в выраженности личностных особенностей у созависимых матерей, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью, и женщин, имеющих здоровых детей, мы использовали угловой коэффициент Фишера ц. Результаты вычисления коэффициента представлены в таблице 5. Статистический анализ показал, что существуют достоверные различия между созависимыми матерями, имеющими детей с алкогольной или наркотической зависимостью, и не созависимыми матерями, имеющими здоровых детей в выраженности ипохондрии (ц=1,720, р≥0,05), истерии(ц=3,66, р≥0,01), Паранояльности (ц=2,28, р=0,05), психастении (ц=2,51, р≥0,01), экстернальности и интернальности (ц=1,97, р≥0,05), неадекватно-высокой (ц=1,72, р≥0,05), высокой (ц=2,93 р≥0,01), низкой (ц=2,9, р≥0,01) и неадекватно-низкой самооценкой (ц=3,31, р≥0,01), адекватностью самооценки в целом(ц=4,02, р≥0,01). Таблица 5 Результаты статистического анализа различий в выраженности личностных характеристик у созависимых матерей, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью, и матерей, имеющих здоровых детей по коэффициенту Фишера ц
*при р≤ 0,05 ц кр =1,66; ** при р≤0,01 ц Кр=2,28 На данных корреляционного анализа можем выделить следующие личностные особенности созависимых матерей, имеющих детей с алкогольной и наркотической зависимостью: 1. Высокая склонность к истерии, выражающаяся в стремлении привлечь к себе внимание, притворстве беспомощными. В связи с этим алкоголизм или наркомания ребенка, это повод, чтобы их жалели, сочувствовали им, опекали их. 2. Высокая склонность созависимых женщин к паранаяльным тенденциям в поведении, характеризующими их как однобоких, с низкой лабильностью в мышлении в высоки стремлением защищать свои ценности и убеждения. Для них ценен брак семья, и они, не смотря на алкоголизм и наркоманию детей стремятся сохранить позитивное мнение о них. 3. Выраженная психастения, со свойственной ей высокой тревожностью, нерешительностью, неуверенностью. 4. Высокая степень ипохондрии у созависимых женщин, характеризующаяся низкой активностью, доверчивостью, адаптивностью. 5. Преобладание ориентации на внешнюю оценку и стремление данных женщин ей соответствовать. 6. Неадекватная заниженная самооценка, характеризующаяся неуверенностью в себе, высокой критичностью, робость и отсутствие дерзаний, невозможность реализовать свои способности. Таким образом, мы можем заключить, что существуют личностные особенности созависимых матерей, среди которых ведущими является неуверенность в себе, тревожность, и связанная с этим ориентация на внешние оценки, мнение, при этом некоторые из этих женщин стремятся, чтобы их жалели, оказывали им внимание, другие же наоборот делают вид, что проблемы нет, у них «обычная семья», «хорошие» дети. В ходе эмпирического исследования были получены результаты, которые позволяют нам сделать следующие выводы: 1. У созависимых матерей, имеющих детей с алкогольной и наркотической зависимостью, в отличие от матерей, имеющих здоровых детей, выраженными являются такие личностные характеристики как: - истерия, то есть созависимые матери стремятся привлечь к себе внимание, притворяются беспомощными; - паранояльность: созависимые матери однобоки, с низкой лабильностью в мышлении, при этом стремятся защищать свои ценности и убеждения; - психастения: созависимые матери имеют высокую тревожность, нерешительность, неуверенность. - ипохондрия: созависимые матери, характеризуются низкой активностью, доверчивостью, адаптивностью. 2. У большинства созависимых матерей внешний локус контроля, то есть у них преобладает ориентации на внешнюю оценку и стремление ей соответствовать, а все что происходит с ними они связывают с действием обстоятельств или других людей, в то время как большинство несозависимых матерей, имеющих здоровых детей, локус контроля внутренний: они имеют убеждение в неслучайности их успехов или неудач, зависящих от компетентности, целеустремленности, уровня способностей и являющихся закономерным результатом целенаправленной деятельности и самодеятельности. 3. Большинство созависимых матерей имеют неадекватную, заниженную самооценку, то есть они не уверены в себе, критичны, робки, безынициативны. Большинство несозависимых матерей, имеющих здоровых детей имеют адекватную высокую или среднюю самооценку, то есть они знают свои сильные и слабые стороны, правильно соотносят свои возможности и способности, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. 4. Достоверные различия между созависимыми матерями, имеющими детей с алкогольной или наркотической зависимостью, и несозависимыми матерями, имеющими здоровых детей существуют в выраженности ипохондрии, истерии, паранояльности, психастении, экстернальности и интернальности, неадекватно-высокой, высокой, низкой и неадекватно-низкой самооценкой, адекватностью самооценки в целом 5. Гипотеза о наличии различий в личностных характеристиках, между матерями, имеющими детей с алкогольной и наркотической зависимостью, и матерями, имеющими здоровых детей, подтвердилась. Каждый человек живет и развивается в обществе, усваивая его стиль жизни, принятые нормы поведения, этико-моральные принципы. В процессе социализации и воспитания формируются жизненные установки. Поэтому общество заинтересовано в прочной, духовной нравственной, здоровой семье, и, следовательно, благополучной, которая сформирует высокоадаптивную личность. Наличие роста семей с больными зависимостями отражает неблагополучие общества. Зависимость одного члена семьи от психоактивных веществ неизбежно нарушает внутрисемейные взаимоотношения. У членов семьи при этом возникают нарушения, обозначаемые термином созависимость. Понятие созависимости, являясь важным элементом внутренней структуры личности, сравнительно недавно исследуется в психологии. Созависимость - это состояние, возникающее у членов семьи больного алкоголизмом или другими формами зависимости, которое подчас тяжелее, чем само заболевание. Опасение специалистов, в первую очередь, вызывает паттерн усвоенных форм поведения, чувств и верований, делающих жизнь проблемной, отрицательно влияющей на адаптацию личности, приводящей к негативным личностным изменениям, нарушениям гармоничного и всестороннего развития. Именно это определяет созависимость как серьезную психологическую, медицинскую, педагогическую и социальную проблему. Созависимые и зависимые подходят друг другу по принципу комплиментарности, т.е. как ключ к замку. Зеркально, отражая друг друга, они становятся взаимозависимы. И для того, чтобы разорвать порочный круг достаточно хотя бы одному из них сознавать глубину и реальность проблемы. Созависимый человек - тот, кто полностью поглощен непреодолимым желанием управлять поведением другого человека и совершенно не заботится об удовлетворении собственных жизненно важных потребностей. Адаптация родителей к алкоголизму и наркомании близких людей, а особенно детей, приводит к кардинальным изменениям во всех сферах личности, что отмечают большинство специалистов – практиков. В данной работе мы изучали личностные особенности созависимых матерей, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью. Исследование проводилось через сравнение личностных характеристик созависимых матерей, имеющих детей с алкогольной и наркотической зависимостью, и матерей, имеющих здоровых детей. В ходе исследования мы установили, что у созависимых матерей, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью, высокая склонность к истерии, выражающаяся в стремлении привлечь к себе внимание, притворстве беспомощными. Также для созависимых матерей характерна высокая склонность к паранаяльным тенденциям в поведении, характеризующими их как однобоких, с низкой лабильностью в мышлении в высоки стремлением защищать свои ценности и убеждения. Эти женщины имеют высокие показатели по психастении и ипохондрии, что говорит об их высокой тревожности, нерешительности, неуверенности, низкой активности и адаптивности, доверчивости Исследование локуса контроля и самооценки показало, что большинство созависимых матерей, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью ориентированны на внешнюю оценку и стремление ей соответствовать, при этом имеют неадекватная заниженная самооценку, характеризующуюся неуверенностью в себе, высокой критичностью, робостью и отсутствием дерзаний, невозможностью реализовать свои способности. Проведенный нами статистический анализ показал, что существуют достоверные различия между созависимыми матерями, имеющими детей с алкогольной или наркотической зависимостью, и несозависимыми матерями, имеющими здоровых детей в выраженности ипохондрии, истерии, паранояльности, психастении, экстернальности и интернальности, неадекватно-высокой, высокой, низкой и неадекватно-низкой самооценкой, адекватностью самооценки в целом, на основании этого мы можем говорить, что гипотеза о наличии различий в личностных характеристиках, между матерями, имеющими детей с алкогольной и наркотической зависимостью, и матерями, имеющими здоровых детей, подтвердилась. В данной работе мы затронули проблему, которая требует комплексного исследования, так как это поможет определить те отклонения от нормы в личности и поведении, которые необходимо корректировать, ибо, по мнению врача В. Москаленко, "оставленная без внимания созависимость может привести к смерти из-за психосоматического заболевания, невнимания к своему здоровью, игнорирования собственных потребностей". Данная работа может представлять интерес для психологов, наркологов, психотерапевтов. Практическую значимость работа приобретает в качестве просвещения при профилактике и коррекции зависимости у детей и созависимости у их родителей и других членов семьи. 1. Адылов, Д.У. Наркомания и пути её профилактики [Текст]/ Д.У. Адылов . — Фрунзе: Кргызстан, 1989. — 24 с. 2. Бабаян, Э.А., Гонопольский М.Х. Наркология: учебное пособие. [Текст]/ Э.А. Бабаян , М.Х. Гонопольский — М.: Медицина, 1990. — 336 с. 3. Балцевич, В.А. , Бурова, С.М. , Воднеева, А.К. и др. Семья и молодёжь: профилактика отклоняющегося поведения [Текст] / В.А. Балцевич, С.М. Бурова, А.К. Воднеева и др. — Минск: Университетское, 1989. — 144 с. 4. Березин, С.В., Лисецкий, К.С. Наркомания глазами семейного психолога [Текст]/ С.В. Березин, К.С. Лисецкий.-СПБ,: Речь,2005.- 240с. 5. Березин, С.В., Лисецкий, К.С., Назаров, Е.А. - Психология наркотической зависимости и созависимости. [Текст]/ С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Е.А. Назаров - М.: МПА, 2001// #"_Toc239585701">Текст опросника. 1. У вас хороший аппетит? 2. По утрам вы обычно чувствуете, что выспались и отдохнули. 3. В вашей повседневной жизни масса интересного. 4. Вы работаете с большим напряжением. 5. Временами вам приходят в голову такие нехорошие мысли, что о них лучше не рассказывать. 6. У вас очень редко бывает запор. 7. Иногда вам очень хотелось навсегда уйти из дома. 8. Временами у вас бывают приступы неудержимого смеха или плача. 9. Временами вас беспокоит тошнота и позывы на рвоту. 10. У вас такое впечатление, что вас никто не понимает. 11. Иногда вам хочется выругаться. 12. Каждую неделю вам снятся кошмары. 13. Вам труднее сосредоточиться, чем большинству людей. 14. С вами происходили (или происходят) странные вещи. 15. Вы достигли бы в жизни гораздо большего, если бы люди не были настроены против вас. 16. В детстве вы одно время совершали кражи. 17. Бывало, что по нескольку дней, недель или целых месяцев вы ничем не могли заняться, потому что трудно было заставить себя включиться в работу. 18. У вас прерывистый и беспокойный сон. 19. Когда вы находитесь среди людей, вам слышатся странные вещи. Приложение 3 Лист 2 20. Большинство знающих вас людей не считают вас неприятным человеком. 21. Вам часто приходилось подчиняться кому-нибудь, кто знал меньше вас. 22. Большинство людей довольны своей жизнью более, чем вы. 23. Очень многие преувеличивают свои несчастья, чтобы добиться сочувствия и помощи. 24. Иногда вы сердитесь. 25. Вам определенно не хватает уверенности в себе. 26. У вас часто бывает чувство, как будто вы сделали что-то неправильное или нехорошее. 27. У вас может ухудшиться самочувствие и здоровье, если люди критикуют вас, требуют от вас слишком многого. 28. Обычно вы удовлетворены своей судьбой. 29. Некоторые так любят командовать, что вам хочется все сделать наперекор, хотя вы знаете, что они правы. 30. Вы считаете, что против вас что-то замышляют. 31. Большинство людей способно добиваться выгоды не совсем честным путем. 32. Вас часто беспокоит желудок. 33. Часто вы не можете понять, почему накануне вы были в плохом настроении и раздражены. 34 Временами ваши мысли текли так быстро, что вы не успевали их высказывать. 35. Вы считаете, что ваша семейная жизнь не хуже, чем у большинства ваших знакомых. 36. Временами вы уверены в собственной бесполезности. 37 В последние годы ваше самочувствие было в основном хорошим. 38. У вас бывали периоды, во время которых вы что-то делали и потом не могли вспомнить, что именно. 39. Вы считаете, что вас часто незаслуженно наказывали, 40. Вы никогда не чувствовали себя лучше, чем теперь. 41. Вам безразлично, что думают о вас другие. 42. С памятью у вас все благополучно. 43. Вам трудно поддерживать разговор с человеком, с которым вы только что познакомились. 44. Большую часть времени вы чувствуете общую слабость. 45. У вас редко болит голова. 46. Иногда вам бывало трудно сохранить равновесие при ходьбе. Приложение 4 Лист 3 47. Не все ваши знакомые вам нравятся. 48. Есть люди, которые пытаются украсть ваши идеи и мысли. 49. Вы считаете, что совершали поступки, которые нельзя простить. 50. Бы считаете, что вы слишком застенчивы. 51. Вы почти всегда о чем-нибудь тревожитесь. 52. Ваши родители часто не одобряли ваших знакомств. 53. Иногда вы немного сплетничаете. 54. Временами вы чувствуете, что вам необыкновенно легко принимать решения. 55. У вас бывает сильное сердцебиение, и вы часто задыхаетесь. 56. Вы вспыльчивы, но отходчивы. 57. У вас бывают периоды такого беспокойства, что трудно усидеть на месте. 58. Ваши родители и другие члены семьи часто придираются к вам. 59. Ваша судьба никого особенно не интересует. 60. Вы не осуждаете человека, который не прочь воспользоваться в своих интересах ошибками другого. 61. Иногда вы полны энергии. 62. За последнее время у вас ухудшилось зрение. 63. Часто у вас звенит или шумит в ушах. 64. В вашей жизни были случаи (может быть, только один), когда вы чувствовали, что на вас действуют гипнозом. 65. У вас бывают периоды, когда вы необычно веселы без особой причины. 66. Даже находясь в обществе, вы обычно чувствуете себя одиноко. 67. Вы считаете, что почти каждый может солгать, чтобы избежать неприятностей. 68. Вы чувствуете острее, чем большинство других людей. 69. Временами ваша голова работает как бы медленнее, чем обычно. 70. Вы часто разочаровываетесь в людях. 71. Вы злоупотребляли спиртными напитками. Приложение 5 Лист 4 БЛАНК ТЕСТА Фамилия И. О._________Возраст__________Пол__________ Образование______________Дата_______________________ (рядом с номером при ответе «верно» зачеркните квадратик «В», при ответе «неверно» – квадратик «Н»)
Приложение 6 Лист 5 Высокими оценками по всем шкалам, после построения профиля личности, являются оценки, превышающие 70. Низкими оценками считаются оценки ниже 40. Опрос рекомендуется проводить индивидуально или в группе, при наличии у каждого испытуемого текста опросника и бланка для ответов, в присутствии экспериментатора, которому испытуемые могут задавать вопросы. КЛЮЧ
Приложение 7 Лист 1 Методика «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера в адаптации Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинда Инструкция: “Предлагаем Вам ответить на каждый пункт опросника, используя (отмечая на бланке) одну из градаций 7- бальной шкалы ” полностью согласен не -3 -2 -1 0 1 2 3 полностью согласен Опросник 1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека. 2. Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу. 3. Болезнь – дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь. 4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим. 5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения. 6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей. 7. Внешние обстоятельства – родители и благосостояние – влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов, 8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной. 9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность. 10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, настроения учителя), чем от моих собственных усилий. 11. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их. 12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий, 13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства. 14. Если люди не подходят друг к другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь, они все равно не смогут. 15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими. 16. 1 6. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители. 17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни. 18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства. 19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности. 20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной. 21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств; 22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, как и что делать. 23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней. 24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успехов в своем деле. Приложение 8 Лист 2 25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают. 26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье, 27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого. 28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными. 29. То, что со мной случится, это дело моих собственных рук. 30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе. 31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявлял достаточно усилий, 32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу. 33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизнен,, чаще всего были виноваты другие люди, чем я сам. 34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать. 35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой. 36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения. 37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни било, зависит счастье моей семьи. 38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим. 39. Я всегда предпочитаю принимать решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу. 40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания. 41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании. 42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя. 43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей. 44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения. Приложение 9 Лист 3 Ключ к методике УСК Ответ «+»: 2; 4; 11; 12; 13; 15; 16; 17; 19; 20; 22; 25; 27; 29; 31; 32; 34; 36; 37; 39; 42; 44. Ответ «-»: 1; 3; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 14; 18; 21; 23; 24; 26; 28; 30; 33; 35; 38; 40; 41; 43. Перевод в стены:
Приложение 10 Методика исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования Инструкция . на бланке перечислены 20 различных качеств личности. В левой колонке «идеал» Вам предлагается проранжировать, эти качества в той мере в какой они выражены в идеале. Затем в правой колонке «я сам» эти качества ражируются в той мере, в какой они выражены у Вас.
Приложение 11 Результаты исследования созависимости у женщин
Страницы: 1, 2 |
|
© 2010 |
|