РУБРИКИ |
Личностные особенности педагогов |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Личностные особенности педагоговРисунок 12 Уровень директивности у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика «Hand test»). Как видно из Рис. 12., уровень директивности у педагогов с большим стажем педагогической деятельности меньше уровня директивности у педагогов с малым стажем педагогической деятельности. Страх – рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-то от физического воздействия, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе (см. Табл. 15., Рис. 13.). Таблица 15
Уровень страха у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика «Hand test»). Как видно из Табл. 15., средний балл уровня страха у педагогов с большим стажем педагогической деятельности – 0,3, средний балл уровня страха у педагогов с малым стажем педагогической деятельности – 0,3. Рисунок 13 Уровень страха у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика «Hand test»). Как видно из Рис. 13., уровень страха у педагогов с большим стажем педагогической деятельности равен уровню страха у педагогов с малым стажем педагогической деятельности. Привязанность (аффлиация) – потребность в общении, в эмоциональных контактах, стремление быть среди других людей. Рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям (см. Табл. 16., Рис. 14.). Таблица 16
Уровень аффлиации у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика «Hand test»). Как видно из Табл. 16., средний балл уровня аффлиации у педагогов с большим стажем педагогической деятельности – 0,7, средний балл уровня аффлиации у педагогов с малым стажем педагогической деятельности – 1,1. Рисунок 14 Уровень аффлиации у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика «Hand test»). Как видно из Рис. 14., уровень аффлиации у педагогов с большим стажем педагогической деятельности меньше уровня аффлиации у педагогов с малым стажем педагогической деятельности. Коммуникация – деловое общение на равных. Ответы, в которых рука общается, контактирует или стремится установить контакты (см. Табл. 17., Рис. 15.). Таблица 17
Уровень коммуникации у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика «Hand test»). Как видно из Табл. 17 средний балл уровня коммуникации у педагогов с большим стажем педагогической деятельности – 2,1, средний балл уровня коммуникации у педагогов с малым стажем педагогической деятельности – 2. Рисунок 15 Уровень коммуникации у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика «Hand test»). Как видно из Рис. 15., уровень коммуникации у педагогов с большим стажем педагогической деятельности превышает уровень коммуникации у педагогов с малым стажем педагогической деятельности. Зависимость – необходимость подчиняться чужой воле. Рука выражает подчинение другим лицам (см. Табл. 18., Рис. 16.). Таблица 18
Уровень зависимости у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика «Hand test»). Как видно из Табл. 18., средний балл уровня зависимости у педагогов с большим стажем педагогической деятельности – 0,9, средний балл уровня зависимости у педагогов с малым стажем педагогической деятельности – 2.
Рисунок 16 Уровень зависимости у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика «Hand test»). Как видно из Рис. 16., уровень зависимости у педагогов с большим стажем педагогической деятельности меньше уровня зависимости у педагогов с малым стажем педагогической деятельности. Количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается по формуле: (агрессия + директивность) – (страх + аффликация + коммуникация + зависимость) (см. Табл. 19., Рис. 17.). Таблица 19
Уровень количественного показателя открытого агрессивного поведения у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика «Hand test»). Как видно из Табл. 19., средний балл уровня количественного показателя открытого агрессивного поведения у педагогов с большим стажем педагогической деятельности - -0,3, средний балл уровня количественного показателя открытого агрессивного поведения у педагогов с малым стажем педагогической деятельности - -1,6. Рисунок 17 Уровень количественного показателя открытого агрессивного поведения у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика «Hand test»). Как видно из Рис. 17., уровень количественного показателя открытого агрессивного поведения у педагогов с большим стажем педагогической деятельности меньше уровня количественного показателя открытого агрессивного поведения у педагогов с малым стажем педагогической деятельности. Проведем статистическую обработку для уточнения гипотезы: выявим взаимосвязь уровня агрессивности в зависимости от педагогического стажа у педагогов, по данным, полученным при помощи теста «Басса-Дарки», по методу коофициента корреляции Пирсона (см. Приложение 3.). При обработке данных, полученных при помощи теста «Басса-Дарки», по методу коофициента корреляции Пирсона статистической значимой связи не обнаружено. Проверим, существует ли статистически значимые различия между педагогами с большим стажем педагогической деятельности и педагогами с малым стажем педагогической деятельности по показателю агрессивности по данным, полученным при помощи теста «Басса-Дарки», по методу U – критерий Манна-Уитни (см. Приложение 4.). При обработке данных, полученных при помощи теста «Басса-Дарки», по методу U – критерий Манна-Уитни выявились следующие результаты: группа педагогов с малым стажем педагогической деятельности превосходит группу педагогов с большим стажем педагогической деятельности по характеристике: агрессивность, как личностная черта. Проведем статистическую обработку для уточнения гипотезы: выявим взаимосвязь уровня открытого агрессивного поведения в зависимости от педагогического стажа у педагогов по данным, полученным при помощи «Hand testa» по методу коофициента корреляции Пирсона (см. Приложение 5.). При обработке данных, полученных при помощи «Hand testa» статистической значимой связи не обнаружено. Проверим, существует ли статистически значимые различия между педагогами с большим стажем педагогической деятельности и педагогами с малым стажем педагогической деятельности по показателю: открытое агрессивное поведение, по данным, полученным при помощи «Hand testa», по методу U – критерий Манна-Уитни (см. Приложение 6.). При обработке данных, полученных при помощи «Hand testa», по методу U – критерий Манна-Уитни выявились следующие результаты: группа педагогов с малым стажем педагогической деятельности не превосходит группу педагогов с большим стажем педагогической деятельности по характеристике: открытое агрессивное поведение. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: 1. для педагогов с большим стажем педагогической деятельности характерно: · средний балл уровня физической агрессии – 3,7 · средний балл уровня косвенной агрессии – 4,4 · средний балл уровня раздражения – 4,4 · средний балл уровня негативизма – 2,1 · средний балл уровня обиды – 4,7 · средний балл уровня подозрительности - 6 · средний балл уровня вербальной агрессии – 6,3 · средний балл уровня чувства вины – 7 · средний балл уровня индекса враждебности – 10,7 · средний балл уровня индекса агрессивности – 13,7 · средний балл уровня агрессии – 1,6 · средний балл уровня директивности – 2,1 · средний балл уровня страха – 0,3 · средний балл уровня аффлиации – 0,7 · средний балл уровня коммуникации – 2,1 · средний балл уровня зависимости – 0,9 · средний балл уровня количественного показателя открытого агрессивного поведения - -0,3 2. для педагогов с малым стажем педагогической деятельности характерно: · средний балл уровня физической агрессии – 3,9 · средний балл уровня косвенной агрессии – 5,5 · средний балл уровня раздражения – 5 · средний балл уровня негативизма – 2,1 · средний балл уровня обиды – 5,1 · средний балл уровня подозрительности – 5,9 · средний балл уровня вербальной агрессии – 7,4 · средний балл уровня чувства вины – 6,3 · средний балл уровня индекса враждебности – 10,3 · средний балл уровня индекса агрессивности – 16,3 · средний балл уровня агрессии – 1,4 · средний балл уровня директивности – 2,4 · средний балл уровня страха – 0,3 · средний балл уровня аффлиации – 1,1 · средний балл уровня коммуникации – 2 · средний балл уровня зависимости – 2 · средний балл уровня количественного показателя открытого агрессивного поведения - -1,6 3. существуют различия между педагогами с большим стажем педагогической деятельности и педагогами с малым стажем педагогической деятельности по характеристике: агрессивность, как личностная черта. 4. не выявлено различий между педагогами с большим стажем педагогической деятельности и педагогами с малым стажем педагогической деятельности по показателю: открытое агрессивное поведение. Заключение В данной курсовой работе исследовалась тема «Личностные особенности педагогов». В теоретической части рассматривалось: структура педагогической деятельности, психологические особенности педагогов, особенности педагогических конфликтов, агрессивность и ее проявления в деятельности. В практической части проводились исследования при помощи теста «Басса-Дарки» и «Hand testa». При анализе полученных результатов выявилось, что: для педагогов с большим стажем педагогической деятельности характерно: · средний балл уровня физической агрессии – 3,7 · средний балл уровня косвенной агрессии – 4,4 · средний балл уровня раздражения – 4,4 · средний балл уровня негативизма – 2,1 · средний балл уровня обиды – 4,7 · средний балл уровня подозрительности - 6 · средний балл уровня вербальной агрессии – 6,3 · средний балл уровня чувства вины – 7 · средний балл уровня индекса враждебности – 10,7 · средний балл уровня индекса агрессивности – 13,7 · средний балл уровня агрессии – 1,6 · средний балл уровня директивности – 2,1 · средний балл уровня страха – 0,3 · средний балл уровня аффлиации – 0,7 · средний балл уровня коммуникации – 2,1 · средний балл уровня зависимости – 0,9 · средний балл уровня количественного показателя открытого агрессивного поведения - -0,3. Для педагогов с малым стажем педагогической деятельности характерно: · средний балл уровня физической агрессии – 3,7 · средний балл уровня косвенной агрессии – 4,4 · средний балл уровня раздражения – 5 · средний балл уровня негативизма – 2,1 · средний балл уровня обиды – 5,1 · средний балл уровня подозрительности – 5,9 · средний балл уровня вербальной агрессии – 7,4 · средний балл уровня чувства вины – 6,3 · средний балл уровня индекса враждебности – 10,3 · средний балл уровня индекса агрессивности – 16,3 · средний балл уровня агрессии – 1,4 · средний балл уровня директивности – 2,4 · средний балл уровня страха – 0,3 · средний балл уровня аффлиации – 1,1 · средний балл уровня коммуникации – 2 · средний балл уровня зависимости – 2 · средний балл уровня количественного показателя открытого агрессивного поведения - -1,6. Существуют различия между педагогами с большим стажем педагогической деятельности и педагогами с малым стажем педагогической деятельности по характеристике: агрессивность, как личностная черта. Не выявлено различий между педагогами с большим стажем педагогической деятельности и педагогами с малым стажем педагогической деятельности по показателю: открытое агрессивное поведение. Выдвинутая в начале курсовой работы гипотеза: «Предположим, что существует взаимосвязь между уровнем агрессивности и стажем работы у педагогов, а именно: 1)высокий уровень агрессивности свойственен педагогам, имеющим большой стаж работы педагогической деятельности; 2)низкий уровень агрессивности характерен педагогам с малым стажем педагогической деятельности» подтвердилась частично. А именно: существует взаимосвязь между уровнем агрессивности и стажем работы у педагогов: 1)высокий уровень агрессивности, как личностной черте, свойственен педагогам, имеющим малый стаж педагогической деятельности; 2)педагоги с большим стажем педагогической деятельности не отличаются от педагогов с малым стажем педагогической деятельности по характеристике: уровень открытого агрессивного поведения. Список литературы 1. Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии // Советская педагогика – 1954. - №8: С.30-35. 2. Биологическое и социальное в развитии человека / Под общ. ред. Б.Ф. Ломова.- М., 1977. 356 с. 3. Блонский П.П. Педология: Кн. Преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений / Под. ред. В.А. Сластенина. – М., 1999. 568 с. 4. Васильева Е.Ю. Стиль педагогической деятельности. – Арх., 1997. 439с. 5. Волович М.Б. Не мучить а учить: О пользе педагогической психологии. – М., 1992. 279 с. 6. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. Давыдовой В.В. – М., 1991. 567 с. 7. Гаралева М.Д., Моросакова В.И. Проявление саморегуляции в различных видах агрессивного поведения // Журнал прикладной психологии – 2004.-№6: С. 20-22. 8. Журавлев В.И. Педагогическая конфликталогия. – М., 1995. 357 с. 9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н / Д., 1997. 266 с. 10. Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 1986. 434 с. 11. Кан – Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения. – М., 1990. 382 с. 12. Круженин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. – Ростов н / Д., 1995. 472 с. 13. Кузьмина Прфессианолизм деятельности педагогов. – М., 1989. 512 с. 14. Кэрролл Э. Изард. Психология эмоций. – М., 2002. 585 с. 15. Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. – М., 1970. 531 с. 16. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993. 438 с. 17. Овчарова Р.В. Технологии образования практического психолога. – М., 2000. 441 с. 18. Психология и учитель / Пер. с англ. Гуго Мюнстерберг. 3-е изд., испр. – М., 1997. 385 с. 19. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995. 445 с. 20. Роберт Бэрон, Дебора Ричардсон. Агрессия. – С.-П., 2001. 611 с. 21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С.-П., – 1999. 583 с. 22. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. – С.-П., 2004. 349 с. 23. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1998. 375 с. 24. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. – М., 1995. 538 с. 25. Якунин В.А. Педагогическая психология. – С.-П., 2000. 468 с. 26. htt://azps.ru/tests/tests_agression.html. 27. htt://azps.ru/tests/3/hand/hand.html . Приложение 1 Опросник теста «Басса-Дарки» выявление агрессивности, как личностной черты.
Приложение 2 Стимульный материал для выявления открытого агрессивного поведения у педагогов с большим стажем педагогической деятельности и педагогов с малым стажем педагогической деятельности. Приложение 3 Выявление взаимосвязи уровня агрессивности, как личностной черты, в зависимости от педагогического стажа у педагогов по данным, полученным при помощи теста «Басса-Дарки» по методу коофициента корреляции Пирсона.
С1 = 2072 – (114) = 2072 – 12996 = 2072 – 1856,6 = 215,4 7 7 С2 = 1406 – 96 = 1406 – 9216 = 1406 – 1316,6 = 89,4 7 7 P = 1511 – (114 * 96) : 7 = 1511 – 1563,4 = -52,4 = -0,38 215,4 * 89,4 19256,8 138,8 Х = (-0,38) * 7 = 1,01 Ответ: статистической значимой связи не обнаружено. Приложение 4 Выявление статистически значимых различий между педагогами с большим стажем педагогической деятельности и педагогами с малым стажем педагогической деятельности по показателю: агрессивность, как личностная черта, по данным, полученным при помощи теста «Басса-Дарки», по методу U – критерий Манна-Уитни. Н0 - Группа педагогов с большим стажем педагогической деятельности не отличается от группы педагогов с малым стажем педагогической деятельности по характеристике: агрессивность, как личностная черта. Н1 - Группа с малым стажем педагогической деятельности превосходит группу педагогов с малым стажем педагогической деятельности по характеристике: агрессивность, как личностная черта.
Ранг 1 = 70 Ранг 2 = 35 U1 = (7 * 7) + 7(7 + 1) – 70 = 49 + 28 – 70 = 72 U2 = (7 * 7) + 7(7 +1) - 35 = 49 + 28 – 35 Uэмп = 16,5 Uэмп Uкр Ответ: Н1 принимается. Группа педагогов с малым стажем педагогической деятельности превосходит группу педагогов с большим стажем педагогической деятельности по характеристике: агрессивность, как личностная черта. Приложение 5 Выявление взаимосвязи уровня открытого агрессивного поведения в зависимости от педагогического стажа у педагогов по данным, полученным при помощи «Hand testa» по методу коофициента корреляции Пирсона.
С1 = 57 – (-11) = 57 – 17,3 = 39,77 С2 = 26 – (-2) = 26 – 0,6 = 25,47 P = 1 – (-11) * (-2) :7 = 1 – (-3.1) = 4.1 = 0.1239.7 * 25.4 1008.4 31.8 X = 0.12 * 7 = 0.01 Ответ: статистической значимой связи не обнаружено. Приложение 6 Выявление статистических значимых различий между педагогами с большим стажем педагогической деятельности и педагогами с малым стажем педагогической деятельности по показателю: открытое агрессивное поведение, по данным, полученным при помощи «Hand testa», по методу U – критерий Манна-Уитни. Н0 Группа педагогов с малым стажем педагогической деятельности не превосходит группу педагогов с большим стажем педагогической деятельности по характеристике: открытое агрессивное поведение. Н1 Группа педагогов с малым стажем педагогической деятельности превосходит группу педагогов с большим стажем педагогической деятельности по характеристике: открытое агрессивное поведение.
Ранг1 = 44,5 Ранг2 = 60,5 Uэмп = (7 * 7) + 7 (7 + 1) – 44,5 = 49 + 28 – 44,5 = 32,52 U2эмп = (7 * 7) + 7 (7+ 1) – 60,5 = 49 + 28 – 60,5 = 16,52 Uэмп = 16,5 Uэмп Uкр Ответ: Н0 принимаем. Группа педагогов с малым стажем педагогической деятельности не превосходит группу педагогов с большим стажем педагогической деятельности по характеристике: открытое агрессивное поведение. Страницы: 1, 2 |
|
© 2010 |
|