РУБРИКИ |
Лучшее открытие то, которое ребенок делает сам |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Лучшее открытие то, которое ребенок делает самЛучшее открытие то, которое ребенок делает самЛучшее открытие то, которое ребенок делает сам Н. Ю. Румянцева, И. В. Сандина Любят ли Ваши ученики физику? Помните, как горели глаза ребят, когда Вы впервые привели их в кабинет физики и показали приборы и первые опыты! Сколько разных "Почему?" услышали Вы тогда! Куда же все это исчезает? Остаются потухшие глаза и тоскливое ожидание звонка на перемену. А ведь так хочется учителю учить с удовольствием, а ученику учиться с радостью! Мы сделали попытку понять, куда уходит радость обучения и что можно сделать, чтобы ее сохранить. С этой целью в течение четырех лет мы не просто ведем уроки в 5-6-х классах, а заново вместе с подростками переоткрываем этот такой знакомый и незнакомый мир! Почему нами выбран именно этот возраст? Опросы, проводимые среди учащихся массовых общеобразовательных школ с целью выяснения их интересов и склонностей, показывают тенденцию к снижению интереса к физике, что приводит к понижению качества знаний даже на репродуктивном уровне. Как наши соотечественники, так и зарубежные коллеги отмечают сходные причины этого явления. Мы выделим одну из них: возраст ознакомления учащихся с основами физики как науки выбран не вполне удачно. С одной стороны, к 7-му классу интересы подростков в основном начали формироваться вокруг одной из школьных дисциплин (математики, истории и т.д.), с которыми они начинают знакомиться как с основами наук уже в 5-м классе (возрасте "почемучек"). С другой стороны, значительно возросла и продолжает стремительно увеличиваться роль сети информационного образования (телевидения, радио и т.д.), что ведет к утрате "новизны" и, вследствие этого, снижению естественного интереса к вопросам, предлагаемым школьной программой. Кроме того, учителю приходится сталкиваться с проблемой неподготовленности учащихся к восприятию систематического курса физики средней школы: с несформированностью необходимого уровня мышления, неумением наблюдать и т.д. В школе должно произойти самоопределение личности, ее нравственное, этическое и эстетическое воспитание, вооружение знаниями о природе, обществе и о месте человека в них; освоение научных методов мышления. Достижению этих целей способствует введение предлагаемого развивающего пропедевтического курса на основе физики. Важной особенностью образования на современном этапе является также необходимость решения проблем социальной адаптации учащихся. Современные условия жизни выдвигают перед каждым членом общества требование непрерывного образования. Невозможно прогнозировать сумму знаний, необходимую сегодняшнему ученику в его будущей профессиональной деятельности и жизнедеятельности вообще. Поэтому важнейшей задачей школы является не формирование носителя определенной суммы знаний, а содействие становлению личности, ориентирующейся в потоке новой информации и умеющей ее творчески переработать. Отметим, что период школьного обучения является не подготовкой к жизни в будущем, а полноценной жизнью ребенка сегодня и сейчас. Именно в школе происходит становление его как члена общества, осознание им своего "Я", места в ученическом коллективе. В этот период ребенок пробует себя в различных социальных ролях, ищет свою манеру поведения, способы самовыражения и самоутверждения. И мы ставим задачей пропедевтического курса оказание ему помощи в решении проблем социализации средствами предлагаемого учебного курса. Разрабатываемый развивающий курс на основе физики способствует решению задач, выдвинутых на повестку дня стремительно меняющейся, насыщенной информацией жизнью. Школа, к сожалению, не готовит ребенка к сложностям реальной современной жизни. Она, в том числе и на уроках физики, знакомит ученика только с очевидными закономерностями, требует определенного поведения и однозначных выводов. Современная жизнь все более и более опирается на более сложные и, в том числе, вероятностные закономерности. Она ставит ребенка в многовариантную ситуацию, требует, чтобы он имел вероятностное мышление, умел прогнозировать течение событий и возможные варианты их развития. Жизнь требует от каждого диалектического мышления. Все это предъявляет новые требования к целям и задачам обучения в школе. На первый план выходят иные образовательные задачи: ученика следует учить размышлять, планировать свою деятельность, давать оценки ситуациям и поступкам, спорить, устанавливать причинно-следственные связи, обучать культуре общения и социальному взаимодействию. Сформулируем основные цели развивающего пропедевтического курса: Первая - развивающая цель.Она понимается как развитие прежде всего мыслительных навыков ребенка: умения наблюдать, анализировать наблюдаемое, устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать предположения, формулировать гипотезы, обосновывая их, проверяя их практикой как критерием истины. Мы должны, с одной стороны, научить ребенка видеть явление в целом, а не расчленять его искусственно. В этом возрасте человеку свойственно глобальное видение Мира. С другой стороны, необходимо развить его способности к более глубокому и дифференцированному восприятию объектов и явлений реального мира. С этой целью мы учим ребенка сравнивать, устанавливать сходства - отличия, выделять существенные признаки, то есть обучаем его основам анализа. Эти навыки владения мыслительными операциями оказываются необходимыми школьнику для успешной работы над любой дисциплиной, в том числе и гуманитарного цикла. Такой курс особенно необходим детям, у которых по тем или иным причинам не сформировалась достаточная мыслительная активность. Вторая цель - пропедевтическая,то есть подготовка школьников к восприятию всего естественно-научного цикла дисциплин (физики, химии, биологии, географии). Это связано с тем, что физика является ведущим звеном всего естествознания, а ее методы и понятия являются рабочими и в других дисциплинах естественно-научного цикла. ТРЕТЬЯ ЦЕЛЬ - обучение школьников языкам природы и науки. Природа говорит с нами на языке явлений. Дети не владеют этим языком, как и языком понятий. А в традиционном курсе физики обучение языку физики как языку науки не предусмотрено. Поэтому наша задача - научить детей наблюдать явления и переводить результаты наблюдения на язык понятий (а это уже язык науки!). В связи с поставленной задачей обучения детей двум важнейшим языкам природы и науки на уровне общения необходимо разделение класса на 2 подгруппы. Особенно актуально это, если развивающий курс ведется в классах выравнивания. Наш опыт показывает, что занятия с учащимися в подобных классах дают также ощутимый эффект в общем психическом развитии детей. ЧЕТВЕРТАЯ ЦЕЛЬ - формирование интереса к познанию окружающего Мира, к процессу узнавания нового вообще, создание устойчивой потребности в самообразовании, саморазвитии. ПЯТАЯ ЦЕЛЬ - создание педагогических условий для самореализации личности школьников 5-6-х классов и их социальной адаптации путем создания на учебных занятиях ситуации обучающего и воспитывающего общения. Названные цели нового развивающего пропедевтического курса на основе физики определяют основные его задачи. Назовем их: формирование собственной картины Мира на научной основе, которая дополняет художественно-образную его картину, создаваемую другими дисциплинами; подведение к пониманию причинно-следственных связей; предварительное знакомство с языком и методами физики и других естественных наук; подготовка к сознательному усвоению систематического курса физики и других наук естественного цикла. Своеобразие целей и задач курса, приоритет развивающих среди них обуславливают специфику форм и методов работы с учащимися. Обучение ведется в диалоговой форме. Большинство сведений и представлений учащиеся получают в ходе учебного диалога, самостоятельной деятельности, организуемых учителем. В процессе обучения дети приобретают навыки и культуру межличностного общения, социального взаимодействия, что необходимо в дальнейшем. Это позволяет решать и проблему социализации школьного коллектива. В курсе пропедевтики физики 5-го класса предусмотрено большое количество практических работ, конструкторских заданий. Выполняя их, учащиеся осваивают приемы получения и обработки результатов, знакомятся с определением ошибок эксперимента. Отметим, что занятия, насыщенные действием, оперированием с предметами (приборами и приспособлениями), отвечают возрастным особенностям учащихся, любящих действовать, фантазировать, изобретать. В таком курсе особенно велика возможность самовыражения и самоутверждения каждого ребенка как личности. С учетом возрастных особенностей детей все задания формулируются в живой увлекательной форме, в виде рассказов, сказок, загадок и т.д. Так, в качестве задания по теме "Площадь. Измерение площади" учащимся были предложены такие задачи: "На одном маленьком необитаемом острове, длина одной стороны которого была 12 метров и который был квадратным, обитали 23 потерпевших кораблекрушение Робинзона. Узнайте, по скольку квадратных метров пришлось на каждого Робинзона после того, как на остров высадился еще один потерпевший кораблекрушение Робинзон!" "Петр Петрович упал в лужу, имеющую форму прямоугольника площадью 6 квадратных метров. Длина лужи 3 метра, а ширина равна росту Петра Петровича в шляпе. Шляпа увеличивает рост Петра Петровича на 17 сантиметров. Узнайте рост Петра Петровича без шляпы" (по мотивам задач Г.Остера). Для выполнения дома предлагаются задания и исследовательского характера с элементами конструирования. Так, выполняя домашние задания по теме "Механическое движение", пользуясь описанием, ребята конструируют прибор, с помощью которого получают изображение траектории одного и того же тела относительно разных тел отсчета, что позволяет им подтвердить вывод об относительности траектории. А в качестве домашнего задания по теме "Время и его измерение" они изобретают приборы для измерения времени, аналогов которым нет! Большое внимание уделяется речевой деятельности учащихся. Если речь ученика затруднена, бедна, неконкретна, нелогична - мы готовы помочь ему с помощью индивидуальных заданий. Активные формы речевой деятельности способствуют выработке навыков и воспитанию культуры межличностного общения социального взаимодействия. Это позволяет решать и проблему социализации школьного коллектива. В курсе разработаны и используются разнообразные формы учебных игр, в том числе дидактические игры для текущего и итогового контроля усвоения знаний. Такая форма контроля способствует снятию тревожности, созданию более комфортных условий на уроке для ребенка, раскрытию его способностей и применению полученных им знаний в предложенной ситуации. Так, например, вместо традиционной контрольной работы в конце изучения темы "Механическое движение" пятиклассники совершили восхождение на пик Механики, а помогли им в этом знания, полученные на уроках. Но такими играми насыщен и традиционный школьный курс физики. Мы же опираемся в работе с детьми на учебную игру как специфическую форму учебной деятельности. Чаще всего это сюжетно-ролевая игра. Например, физические свойства веществ в различных состояниях учащиеся "открывают" в качестве сотрудников научной лаборатории. Их деятельность построена в данном случае по образцу научно-исследовательской. Большое внимание уделяется практической деятельности ребенка, направленной на развитие мелкой моторики, которая, в свою очередь, активно стимулирует деятельность мозга. Отметим также новую роль учителя в учебном процессе: из источника информации и судьи, владеющего истиной, он превращается в организатора и координатора учебной познавательной деятельности школьников, что позволяет на деле, а не на словах реализовать идею гуманизации и демократизации учебного процесса. Проведенная экспериментальная работа и полученные результаты тестирования, анкетирования учащихся, проведение итоговых зачетных мероприятий в игровой форме показали, что введение развивающего пропедевтического курса физики положительно повлияло на активизацию познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к физике, усиление речевой активности, активизацию мыслительных способностей, ускорение развития общеучебных интеллектуальных умений и навыков, снятие синдрома тревожности, создание благоприятного психологического климата на уроках, социализацию школьного коллектива (класса). Все это позволяет сделать предположение о том, что целесообразно введение такого курса в любой массовой общеобразовательной школе. Мы надеемся, что наш опыт работы заинтересует учителей физики. Приглашаем всех желающих к творческому сотрудничеству! Список литературыДля подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru |
|
© 2010 |
|