РУБРИКИ

Медитация как средство изменения сознания

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Медитация как средство изменения сознания

Медитация как средство изменения сознания

Введение


Медитация - это вход в информацию Абсолют; она погружает сознание в неосознанную часть «Времени», делая «Выдох» и «Вдох», осознавая скорость и сложность жизни через «Выдох». В это время физическое тело звучит через мантры[1], открывая язык Непознанного, выстраивая схемы новых ощущений и впечатлений. Главное - это «уход в себя» за бесконечность невозможного. Отталкиваясь от этого спокойного, умиротворённого состояния, сосредоточение переходит на всё более тонкие уровни активности, пока не достигает точки, в которой преодолеваются самые тонкие структуры мышления и чувств, и медитирующий погружается в состояние внутреннего покоя при кристально чистом сознании без какой-либо целенаправленности.

Некоторые считают, что только Бог, Его трансцендентные качества и атрибуты, божественные свойства высшего «Я» человека могут быть объектом медитации; все остальные — суть предметы концентрации, а не медитации. Другие полагают основным объектом медитации внутренние тонкоматериальные объекты: чакры[2], нади, с соответствующими им отражениями полубогов; постижение природы своего ума; и проч. Наконец, третьи допускают возможность любых объектов, и, например, если человек забыл про окружающий мир, занимаясь пилением дров, то и он занимается динамической медитацией.  Несмотря на то, что многие исследователи настороженно относятся к этому все больше людей привлекает возможность обнаружить и развить скрытые возможности, выходящие за рамки обыденных норм.

Однако отсутствие научного объяснения этих возможностей превращает использование таких психотехник в подчас опасное занятие. Необходима дальнейшая разработка вопросов о природе сознания.

Целью данной курсовой работы является в получении представлений о научном описании различных состояний сознания и о том, в какое из этих состояний можно войти с помощью медитации.

В процессе работы будут решены следующие задачи:

-     роль и основные черты медитации

-     изучение сознания человека и его изменения

-     дать характеристику медитации как средству изменения сознания

Объектом исследования является сознание. Предмет исследования – влияние медитации на сознание.


Глава I


1.1           Медитация, ее роль и основные черты


Медитация - умственное действие, цель которого — приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности; сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов. Методы медитации многообразны. Играет важную роль в индийской философии и религии (особенно в йоге), в Др. Греции — в пифагореизме, платонизме и неоплатонизме, в мистике суфизма, отчасти — православия и католицизма. Интерес к медитации и ее психотерапевтическим аспектам характерен для некоторых течений психоанализа.

Существует отличие между медитацией и практикой медитации. Под медитационной работой понимается процесс распознавания индивидуальностью элементов своего внутреннего пространства. Череда переживаний характеризует успешность и верное направление. Раскрытие знаменуется увеличением внутренней свободы, которая в свою очередь приносит расширение возможностей в практическом выражении. Интеллектуальное понимание здесь лишь промежуточный результат на пути к основным постижениям. Медитация же подразумевает под собой состояние, источник которого находится в пятом измерении.

Стрессовые ситуации, преждевременное старение, психосоматические болезни, информационные перегрузки, быстрый темп жизни и экологические проблемы – этому мы обязаны эпохе научно-технической революции. Технократический характер современной цивилизации порождает отсталость в развитии духовной составляющей человека. Современный человек затрудняется найти ответы на свои вопросы в науке, литературе или философии, и решения проблем духовного развития остаются в зачаточном состоянии.

Как писал Шри Ауробиндо, «духовность не есть интеллектуальность, не идеализм, не поворот ума к этике, к чистой морали или аскетизму; это не есть религиозность или страстный эмоциональный подъём духа... Духовность в своей сущности есть пробуждение внутренней действительности нашего существа, нашей души...»

Начало любой медитации – концентрация, сосредоточенность ума, отрешённость от всего постороннего, что не связано с объектом концентрации, от всех внутренних, второстепенных переживаний. Начиная сосредоточения ума на объекте и проходя через этап проникновения в объект, практикующий полностью растворяется в нём, сливается с ним – объект заполняет пространство сознания. Как правило, характер объекта определённым образом ограничивает глубину достигаемой концентрации. Как только внимание отвлекается от объекта концентрации, медитирующий должен произвольным усилием воли вернуть его к объекту. Постепенно, по мере тренировок помехи всё меньше отвлекают внимание и объект остаётся центром концентрации. На этом этапе доминируют чувства энтузиазма, удовлетворения, иногда наблюдаются светящиеся образы, необычные телесные ощущения. По мере углубления концентрации человека могут посещать видения, ментальные процессы в виде образов оживляются при уменьшении сфокусированности. При последующем продвижении возникает момент, когда исчезает обыденное сознание, полностью рассеиваются ощущения и посторонние мысли. Более глубокие уровни концентрации связаны с обращением ума к чувствам восторга и блаженства; появляется невозмутимость, сознание бесконечного.

По моему мнению, это рассеивание ощущений и посторонних мыслей в процессе медитации, существует во всех системах медитации, только называется разными именами: «остановка внутреннего диалога» у Кастанеды, механический «ненужный разговор» у Гурджиева и так далее.

Независимо от идейной подоплёки, практикующие медитацию учатся контролировать и управлять умом, что приводит к улучшению памяти, внимания; приобретают чувство глубинного спокойствия, психической релаксации, улучшают психическое функционирование, что в свою очередь ведёт к улучшению соматического состояния. Эти попутные эффекты не являются единственной целью медитации. Одна из общих черт медитативных практик – идея о том, что медитация должна стать образом жизни практикующего.

При всех видах медитации достигается этап, который описывается как прозрение, экстаз, просветление, прорыв за пределы обычного сознания, состояния ума, “прыжок” в бессознательное, к глубинным пластам своего существа, пребывание в сфере сознания как противоположности сфере рассудка, ума.

Изложенные общие черты можно найти как в древнейших формах медитативных практик (дзэн, йога), так и в современных техниках (аутотренинг, трансцендентальная медитация).


1.2           Сознание


Сознание современного человека есть продукт всей всемирной истории, итог многовекового развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. И для того, чтобы понять его сущность, необходимо выяснить вопрос о том, как оно зародилось. Сознание имеет свою не только социальную историю, но и естественную предисторию - развитие биологических предпосылок в виде эволюции психики животных. Двадцать миллионов лет создавались условия для возникновения разумного человека. Без этой эволюции появление человеческого сознания было бы просто чудом. Но не меньшим чудом было бы и появление психики у живых организмов без наличия свойства отражения у всей материи.

Отражение есть всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи. Отражение в неорганической природе, в мире растений, животных и, наконец, человека выступает в качественно различных формах. Особым и неотъемлемым свойством отражения у живого организма являются раздражимость и чувствительность как специфическое свойство отражения, взаимодействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции.

Отражение во всем многообразии его форм, начиная от простейших механических следов и кончая человеческим разумом, происходит в процессе взаимодействия различных систем материального мира. Это взаимодействие имеет своим результатом взаимоотражение, которое в простейших случаях выступает в виде механической деформации, в общем же случае - в виде взаимной перестройки внутреннего состояния взаимодействующих систем: в изменении их связей или направлений движения, как внешняя реакция или как взаимная передача энергии и информации. Отражение в общем случае представляет собой процесс, результатом которого является информационное воспроизведение свойств отражаемого предмета. Любое отражение включает информационный процесс: оно есть информационное взаимодействие, одно оставляет о себе память в другом. Информация есть объективная сторона процессов природы и как таковая всеобща, что предполагает ее специфику в различных сферах реального мира - в неорганической природе, живых системах и социальных процессах.

Все в мире находится в непосредственном или удаляющемся в бесконечность опосредованном взаимодействии всего со всем - все несет информацию обо всем. Это предполагает универсальное информационное поле мироздания, которое является всеобщей формой связи формой универсального взаимодействия и тем самым единства мира: ведь все в мире «помнит» обо всем! Это вытекает из принципа отражения как всеобщего свойства материи. Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.

В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины.

Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).

В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром.

Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства.

Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложноструктурированное целое.


1.3           Измененные состояния сознания


Попытки научного осмысления необычных психических способностей и состояний сознания предпринимались с давних времен. Однако до недавнего времени состояние «нормального» бодрствования рассматривалось большинством ученых как единственное состояние, достойное изучения. Согласно классической концепции слабость активации приводит к дремоте и сну, а слишком сильная активация - к дезорганизации поведения, рассматриваемой уже как патологическое явление, если человек оказывается неспособным восстановить равновесие.

В наше время считается, что реальности соответствует шкала ценностей, предложенная Ч. Тартом, которая предполагает, что наиболее ценным состоянием сознания является полная рациональность, в то время, как психопатические состояния, состояния, вызванные галлюцтнативными наркотиками являются наименее ценными.

Однако многих привлекает возможность выбирать те состояния, в которых они чувствуют себя «поднявшимися» на более высокий уровень бытия, или, просто, избавленными от дискомфорта, доставляемого повседневной реальностью.

Этот подход нашел свое выражение в работах психологов гуманистического направления. Например, Мэслоу на основе широких исследований многих мистических (или «пиковых», «вершинных» по его определению) переживаний опроверг традиционное психиатрическое воззрение, приравнивавшее их к психозам, признал их ведущими к самоактуализации. Подобные «положительные» состояния стали называться «расширенными состояниями сознания» (РСС).

Концепция сна как особого активного состояния сознания (БДГ-сон), исследование шизофрении и маниакально-депрессивного психоза подготовили почву для всевозможных исследований различных состояний сознания и способов перехода из одного состояния в другое.

Ч. Тарт называет термином «дискретное состояние сознания» (ДСС) совокупность психических структур, активную систему, элементами которой являются психические подсистемы, которые могут отчасти варьировать в пределах одного и того же ДСС, но совокупность свойств системы в целом остается примерно одной и той же. Примерами ДСС могут служить обычное бодрствование, сон со сновидениями или без них, гипнотическое состояние, опьянение алкоголем, состояние депрессии, интоксикация марихуаной и др. Существуют процессы, стабилизирующие и разрушающие определенное ДСС. Например, некоторые ДСС могут разрушаться из-за перегруженности раздражителями (один из методов наведения транса), или из-за их полного отсутствия (в условиях сенсорной изоляции), либо из-за какого-то аномального раздражителя, выходящего за рамки обычного восприятия.

Как психические подсистемы можно рассматривать устойчивые структуры значений, личностных смыслов. Примерами изменения таких подсистем могут служить изменения «Я - концепции» - уменьшение самотождественности при угасании телесных ощущений в условиях сенсорной изоляции, вплоть до полного растворения «Я» или отождествления себя с другим объектом.

С. Гроф, исследуя РСС, возникающие при применении ЛСД-25, объединил в четыре основных типа переживания, сходные по смыслу, глубине, эмоциональной и сенсорной модальности:

1. Изменения в восприятии окружающих объектов, абстрактные и эстетические переживания и фантазии, характеризующиеся специфической стимуляцией сенсорных модальностей - кинестетической, слуховой, зрительной.

2. Биографические, включающие комплексы эмоционально значимых воспоминаний и символические переживания.

3. Перинатальные - переживания, связанные с повторным проживанием биологического рождения и конфронтацией со смертью с сильным эмоциональным зарядом, интенсивными телесными ощущениями и другими элементами.

4.Очень широкий спектр трансперсональных переживаний, включающий паранормальные явления, глубокие мистические прозрения.

Большим разнообразием отличается эмоциональная сфера РСС. Направленность многих психотехник - прохождение личности через катарсис, часто связанный с повторным переживанием психологических и физических травм, к ощущению «океанического экстаза», «вселенской любви».

Многими исследователями также отмечаются: гипермнезия в сфере памяти (причем превалирует моторная, эмоциональная и образная память), специфические искажения восприятия времени- его «сжатие» или «уплотнение». По возвращении в обычное состояние сознания часто отмечается преобразование ведущих мотивов, трансформация личностных черт, определяющих отношение к себе, к миру, изменение способов взаимодействия с миром и со своей психической реальностью. Погружение в РСС имеет избирательное влияние на различные качества личности. По данным В. Козлова, в результате сеансов «свободного дыхания» было отмечено снижение тревожности у 97 процентов испытуемых. У большинства испытуемых выросли качества, связанные с самоценностью и уверенностью в себе.

Таким образом, открываются обширные перспективы использования РСС в западной культуре. С этой точки зрения, очень плодотворным оказывается обращение к восточным философско-психологическим учениям.


1.4           Медитация как средство изменения сознания


В течение примерно четырех тысяч лет восточные религии составляли «карты внутреннего пространства» и разрабатывали способы наведения некоторых состояний сознания, чрезвычайно далеко отстоящих от обыденного сознания. За многообразием формулировок (неизбежным в условиях различных культур, «образов мир») часто скрывается один и тот же путь и одна и та же цель. Интерпретация этих состояний зависит от установок, ожиданий, владения языковым материалом, но как показывают, например, исследования Д. Голмена (1977) под такими словами как 2дхиана», «самадхи», «фана», «даат», «турийа» и др., взятыми из буддизма Тхеравады, раджа-йоги, суфизма, Каббалы, кундалини-йоги, понимается одинаковое состояние. В Тибете различают два уровня религии: «учение как уловка для достижения цели» и «окончательное учение», на уровне которого доктринальные различия исчезают. Многообразные методы медитации сводятся к двум-трем основным типам, каждый из которых имеет целью достижение определенного состояния сознания. Этим состояниям в восточных культурах придается огромная ценность, их связывают с такими идеями как «спасение», «избавление от страданий», «просветление», «истинное видение».

Эти медитативные техники опираются на своеобразные, также во многом схожие, учения о сознании, наиболее подробно разработанные в буддизме.

Сознание «обычного» человека рассматривается в единстве двух главных аспектов существования и функционирования: 1.«чистое сознание» - фундаментальный, сущностный аспект, одновременно представляющий собой истинную природу и сущность всех вещей и явлений, является постоянной и неизменной основой сознания; 2.«загрязненное», «омраченное» сознание - преходящий и изменчивый аспект, делающий восприятие иллюзорным, от которого можно избавиться путем психической само регуляции и тем самым освободить сознание от его омрачающего воздействия. Их комплекс, «сознание-хранилище», рассматривается как постоянно изменяющийся поток сознания. Оно представляет собой взаимодействие и взаимопроникновение двух аспектов, таким образом, что они одновременно не едины и не различны.

«Омраченный» аспект сознания, согласно шастре, формирует «семена» («отпечатки», «следы») всех прошлых событий, поступков, желаний, идей и впечатлений, память о которых сохраняется в «сознании-хранилище». Исходя из этого можно понять идею кармы, как идею обусловленности восприятия, мышления, поведения. Одно из главных таких «омрачающих» формирований - комплекс «Я». Согласно буддийской теории индивидуального «Я», ни сам комплекс, ни элементы, из которых он состоит, никакой конкретной сущностью не обладают и не имеют реального бытия.

Одним из основных факторов, «омрачающих» сознание человека, является логическое мышление, основанное на «различении», выделении отличительных признаков, вербализации и концептуализации вещей и явлений действительности, которые на самом деле свободны от всего этого. «Омраченное» сознание видит мир расколотым на оппозиции, разделенным на индивидуальные признаки и формы, увешанным ярлыками с наименованиями, принимая все это за истинную реальность. «Все дхармы, - говорится в шастре, - изначально лишены всех вербальных признаков, всех форм описания, обозначения и наименования, всех форм концептуализации».

Согласно шастре, для достижения «просветленного» состояния необходимо лишь освободиться от ложного мышления, «омрачающего» изначально чистое по своей природе сознание. В шастре поясняется, что под освобождением от ложных мыслей подразумевается непосредственное созерцание того, что находится за пределами мыслей, т.е. вне вербальной реальности. Если предположить возможность восприятия без категоризации, это будет восприятие единства, причем объект восприятия не будет отличен от субъекта. От ситуации «я осознаю нечто» остается только предикат «осознается», который сам по себе смысла не имеет. Поэтому такое состояние сознания характеризуется в буддизме как состояние «ни осознавания, ни не-осознавания», в котором «нет ни ощущений, ни их отсутствия». Здесь налицо выход за пределы возможностей языка.

Особое внимание уделяется здесь практическим методам достижения просветления, среди которых главное место занимают две медитативные техники: «шаматха», или «самадхи» и «випашьяна», или «випассана». К этим двум видам медитации, как показал Голмен, примыкают большинство медитативных техник в разных культурах[3].

Санскритский термин «самадхи» в контексте буддийской психологии означает успокоение сознания, прекращение воздействия на психику человека всех возбуждающих и "омрачающих" факторов. Сущность самадхи - концентрация, фиксация внимания на одном объекте. Предварительно сводятся к минимуму все сенсорные ощущения в результате принятия одной из специальных статических поз - асан и дыхательных техник - пранаямы. На ранних стадиях медитации существует напряжение между концентрацией на объекте медитации и отвлекающими мыслями, чувствами, желаниями. Ошеломляющие переживания, которые наступают в результате применения популярных на западе техник трансформации сознания - глубокое расслабление, интенсивные болевые ощущения в теле, живые сновидения наяву - все эти явления наступают и на первой стадии медитации методом самадхи как реакция на ограничение поступающей информации. Однако, постепенно мешающие мысли преодолеваются, внимание все больше приковывается к объекту. Поначалу взор, сосредоточенный на объекте, быстро выходит из повиновения. Но в ходе тренировки человек становится способным все дольше и дольше фиксировать свой взгляд.

При продолжительном непрерывном фокусировании на объекте медитации наступает момент, который знаменует собой первый разрыв с обыденным сознанием. Это - полное поглощение, растворение – «дхиана». Ум внезапно как бы погружается в объект и остается в нем неподвижно, а мешающие мысли полностью исчезают[4]. Нет ни восприятия через органы чувств, ни обычного осознавания своего тела; физическая боль не ощущается. В сознании преобладают восторг, блаженство и однонаправленность. Дальнейшие стадии углубления концентрации согласно другому буддийскому трактату – «Вишудхимагге» (смотреть таблицу 1 в приложении)[5].

Второй, не менее распространенный вид медитации - випассана. Это анализ своего внутреннего мира с помощью интроспективного созерцания и интуитивного постижения. Внимание медитирующего направлено на ощущения, чувства, мысли и реакции, соответствующие им. Медитирующий должен созерцать все происходящее с ним или его окружением, не отвергая что-либо как недостойное внимания, не уделяя чему-либо преимущественное внимание. «Вишудхимагга» считает, что овладение дхианами играет второстепенную роль по сравнению с випассаной, это лишь упражнения в концентрации, которая необходима для продвижения по ступеням випассаны. Ступени постижения, заканчивающиеся «нирванной» и «ниродхи» – «окончательным освобождением», «абсолютным знанием», крайне трудно осмыслить обыденным сознанием, перевести на язык науки. Видимо, на ранних стадиях осознаются многие психические процессы, ранее протекавшие бессознательно. Випассану рекомендуется выполнять всегда, во время любой деятельности, чтобы постепенно просветленное состояние сознания стало обычным; т.е. согласно буддийским источникам, при этом состоянии возможна любая обычная деятельность. Это состояние не проходит даже во сне, коренным образом меняя его характер: сон становится осознанным, управляемым. Все буддийские и индуистские источники утверждают, что на определенных стадиях появляются паранормальные способности, такие как телепатия, ясновидение и др. и советуют избегать их, как «опасных соблазнов», уводящих в сторону с пути просветления.

Конечно, с одной стороны эти вопросы нуждаются в дальнейших исследованиях. Но с другой стороны, очень сложно исследовать эти состояния хотя бы потому, что для их достижения нужны годы работ над собой.


Заключение


Рассматривая тему курсовой работы «Медитация как средство изменения сознания», в которой изучалась психологическое и физиологическое влияние оказываемое медитацией, как она может помочь человеку в повышении уровня работоспособности, в регулировании своих психических состояний. У людей, практикующих медитацию, постепенно снижается склонность к психологическим защитам, они меньше вступают в конфликты. Медитация способна оказывать разнообразное воздействие на людей, в частности, её действие отражается на общем улучшении психического и физического здоровья и саморегуляции.

Спектр переживаний, которые возникают при медитации, широк: они могут быть приятными или нет, может происходить чередование сильных эмоций типа любви или гнева с состоянием покоя и уравновешенности. В ходе практики медитативные состояния начинают тяготеть к большему покою, положительным эмоциям, к большей чувствительности в восприятии, в дальнейшем доходя до таких, как глубокая умиротворенность, концентрация, положительные эмоции радости.

Медитация положительно влияет на творческие способности, увеличивает чувствительность восприятия, чувство самоконтроля, морального развития, умственных способностей, самоактуализации.

У людей, практикующих медитацию, постепенно снижается склонность к психологическим защитам, они меньше вступают в конфликты. Они принимают свои неврозы весьма спокойно.

Многие воздействия медитации считаются благоприятными и исследователи полагают, что она может лечить различные психологические нарушения (тревоги, фобии, посттравматические стрессы, бессонница и слабая депрессия).

По сравнению с другими методами практика медитации является более осмысленной, приносит больше радости, легче поддерживается и способствует развитию интереса к самопознанию.

Подытоживая, можно сказать, что людям, кто продолжительное время и с успехом практикуют медитацию, свойственны некоторые общие черты: повышенный интерес к внутреннему опыту, открытость к необычным переживаниям, самоконтроль, способность к концентрации, уменьшенная склонность к неврозам и большая открытость к принятию неблагоприятных характеристик личности.

Данная тема является очень актуальной для многих людей, интересующихся возможностями человеческой психики.


Литература


1.     Выготский Л.С. Мышление и речь – М: «Вече», 1956 – 467 стр.

2.     Голмен Д. Многообразие медитационного опыта – Киев: «Юнити», 1993 – 123 стр.

3.     Гроф С. За пределами мозга – М: «Мысль», 1993 – 96 стр.

4.     Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность – М: «Вече», 1975 – 265 стр.

5.     Петренко В.Ф. Психосемантика сознания – М: «Вентана – Граф», 1988 – 65 стр.

6.     Тарт Ч. Состояния сознания – М: «Феникс», 1994 – 154 стр.


Приложение

медитация сознание человек психологический

Таблица 1. Уровни дхианы

Уровни концентрации

Состояния сознания

Предварительная стадия

Мешающие мысли преодолеваются, другие мысли пока остаются; осознание сенсорных восприятий и своего тела. Преобладают мысли о главном объекте концентрации. Чувство восторга, счастья, уравновешенности. Мысли о главном объекте концентрации, раз возникнув, устойчиво поддерживаются. Вспышки света или телесная легкость.

1

Исчезают мешающие мысли, сенсорные восприятия. Осознание болезненных физических состояний; сознание с самого начала приковано к объекту концентрации; чувство блаженства, восторга, однонаправленности.

2

Чувство блаженства, восторга, однонапривленности. Никаких мыслей об объекте концентрации нет.

3

Чувство блаженства, однонаправленность и невозмутимость. Восторг исчезает.

4

Невозмутимость и однонаправленность. Блаженство и всякое чувство удовольствия в теле исчезают.

5

Сознание бесконечного пространства; невозмутимость и однонаправленность.

6

Сознание безобъектного пространства; невозмутимость и однонаправленность.

7

Осознание пустоты; невозмутимость и

однонаправленность.

8

Ни восприятие, ни невосприятие; невозмутимость и однонаправленность.

 .ru


[1] Мантры – ритуальные заклинательные формулы ведизма и индуизма.

[2] Чакры - в представлениях индуизма и буддизма точки на теле человека, центры накопления и преобразования праны (в древнеиндийской философии и религиозной практике различные формы дыхания, обеспечивающие жизнедеятельность человека и природы). Их число варьирует от 7 до 9.

[3] «медитацию я понимаю в узком смысле, - как работу с вниманием,  в отличии от других техник,  изменяющих сознание»- Голмен

[4] «прекращается внутренний диалог» - К. Кастанеда

[5] Д.Голмен, 1993



© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.