РУБРИКИ

Менталитет и национальный характер

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Менталитет и национальный характер

Менталитет и национальный характер

Межрегиональный открытый соцаальный институт













Контрольная работа

по антропологии

на тему:

«Национальный характер и менталитет».








                                                                                Выполнила: ст. Белякова Т.Ю.

                                                                                ПФ СО-1

                                                                                Проверила: Шишкина О.В.










Йошкар-Ола, 2009

Содержание.

Введение…………………………………………стр.3

Основная часть…………………………………..стр.4-11

Заключение………………………………………стр.12

Список литературы……………………………...стр.13







































Введение


         Данная контрольная работа посвящена теме национального характера и менталитета. На первый взгляд покажется, что эти понятия – синонимы, но все же некое различие между ними существует. В повседневной жизни принято считать, что каждая нация имеет свой характер, и что определенный черты характера закреплены за той или иной нацией. Так, например, американца связывают с деловитостью, русских  - с открытостью, немцев – с пунктуальностью, французов – с остроумием. Что же это стереотип или действительность?

         Следует отметить, что эта тема волнует как зарубежных, так и отечественных исследователей, опирающихся в дискуссиях по этому поводу на философское наследие прошлого. На тему проблемы национального характера и менталитета рассуждали такие философы как Девид Юм, И.Кант, ученые: Х. Дюйкер, Н. Фрийд и многие другие. В основной части работы можно увидеть более подробное повествование о вкладах ученых в эту тему.

 Целью контрольной работы является дать точное определение таким понятиям как менталитет, национальный характер, увидеть разницу между столь близкими по значению словами, понять это явление передается по наследству или же приобретается в процессе воспитания? В этой работе хотелось бы подробнее раскрыть данную тему, понять с чем связано наличие тех или иных черт характера у разных народов.














Основная часть

         Немецкий исследователь В Вундт в конце XIX – начале XX в. явился создателем десятитомного научного труда «Психология народов». Вундт в качестве содержания «души народа» рассматривает общие представления, чувства и стремления многих индивидов, которые проявляются прежде всего в языке, мифах, обычаях народа. Язык содержит общую форму живущих в душе народа представлений и законы их связи.

Мифы, первобытное миросозерцание народа содержит в себе первоначальный смысл этих представлений в их обусловленности чувствованиями и влечениями: «Обычаи выражают в поступках те же жизненные воззрения, которые таятся в мифах и делаются общим достоянием благодаря языку». Изучая язык, мифы, обычаи народа, можно проанализировать народный дух,  общие законы  его духовного развития.  Вундт считает, что наука о душе народа, или этнопсихология, призвана обьяснять общие законы развития этой души. А описывать психические свойства отдельных народов должна этнология, являющаяся для психологии вспомогательной дисциплиной.

В 20-гг. XX в. в России философ Г.Г. Шпет предпринял попытку создать этническую психологию, как отрасль психологии, изучающие такие проявления духовной жизни человека, как язык, мифы, верования, искусство.

Язык, мифы, нравы, искусство, религия, наука вызывают у носителей культуры определенные переживания, которые являются типическими переживаниями, и  этническая психология должна изучать эти типические коллективные переживания, эту эмоционально окрашенную систему представления, миропонимания, присущую той или иной общности людей, т.е. ответить на вопросы: «Что народ любит? Чего боится? Чему поклоняется?»

Шпет подчеркивал, что принадлежность человека к определенному народу определяется не биологической  наследственность, а сознательным приобщением к тем культурным ценностям и святыням, которые образуют содержание истории народа. Единство человека с народом обоюдно, т.е. сам человек оценивает себя как представителя строго определенного народа, а с другой стороны, необходимо, чтобы группа признала человека членом своей этнической общности.

В 60-е г. XX в. американский исследователь Ф. Хсю предложил переименовать этнопсихологию в психологическую антропологию, подчеркивая ее междисциплинарной характер, так как народу с психологическими результатами исследований необходимо использовать данные философии и социологии.

Хсю считает, что имеющиеся у людей социальные представления совпадают у большинства членов одной и той же культуры, эти представления существуют в сознательной и бессознательной форме и управляют действиями людей. При изучении социальных представлений народа Хсю использует культурно- специфический подход, т.е. в психологической антропологии используются методы наблюдения и понимания естественных ситуаций жизнедеятельности этнической группы в полевых условиях, методы погружения ученного - этнолога в чужую изучаемую культуру. Основными направлениями психологической антропологии являются: исследование национального характера; исследование социализации детей (этнография детства); анализ нормы и патологии в разных культурах.

Структура национальной психологии

Психология нации (национальная психология) как явление по содержанию представляет собой компонент общественного сознания и включает в себя «психические черты и свойства, совокупность которых обозначается понятиями психического склада нации или национального характера».

Национальная психология отражает то общее, что есть у представителей целой нации в мировосприятии, устойчивых формах поведения, чертах психологического облика, в речи и языке, отношениях к другим людям и природе, в стереотипах поведения в экстремальных ситуациях.

Национальная психология существует в виде специфических качеств национального характера, национального самосознания, национальных чувств и настроений, национальных интересов, ориентацией, традиций, привычек, проявляющихся в форме национальных особенностей той или иной этнической общности.

Структура национальной психологи, национальный характер, Национальное самосознание, национальные чувства и настроения, национальные интересы, ориентации и традиции выражают структурообразующую, а национально-психологические особенности (национальные особенности взаимодействия, взаимоотношений и общения людей) образуют динамическую стороны национальной психологии.

Нельзя найти в мире двух народов,  абсолютно одинаковых по своим этническим, лингвистическим, психологическим признакам, по быту и культуре. Человек не рождается с уже готовыми национальным характером, а становится представителем конкретной этнической общности лишь в ходе воспитания в данной национальной и социальной среде. На ребенка с первых дней его существования воздействует среда, а прежде всего, приемы ухода за младенцем; способы кормления, ношения, укладывания, позже- обучение ходьбе, речи, навыкам гигиены, бытовыми навыками и нормами поведения. Эти уроки раннего детства налагают отпечаток на личность человека на всю жизнь. Отсюда произошло понятие «основная личность». Вот это «основная личность», т.е . некий средний психологический тип, преобладающий в данном конкретном обществе, и составляет базу этого общества, без его культуры. Однако наука вынуждена отходить от концепции «основной личности», поскольку она давала во многом идеализированное представление о национальном характере и не учитывала возможности вариации его черт у представителей одной национальной общности. На смену ей пришла теория «модельной личности», т.е. такой, которая лишь в абстрактно общем виде выражает главные характеристики психологии того или иного народа, а в реальной жизни могут присутствовать различные спектры проявления общих свойств психического склада народа.

Национальный  характер - это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной нации, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действий и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, окружающему миру, труду, к своей и другим этническим общностям. Отношение к окружающему характеризует направленность национального сознания людей. К этой группе черт национального характера относятся консерватизм, религиозность, оптимизм, пессимизм. Отношение к труду проявляется в национальном характере в форме таких черт, как Деловитость, практичность, аккуратность, пунктуальность, обязательность, предприимчивость, пассивность, неорганизованность.

Национальные чувства и настроения – эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям. Национальные чувства могут иметь как позитивный, так и негативный оттенок.. Положительный  выражается в чувстве национальной гордости, патриотизме, любви к своему народу, чувстве дружбы и братства по отношению к другим народам. Отрицательный проявляется в национализме и шовинизме, национальных и расовых предрассудках, в состоянии отчужденности по отношению к другим народам, в униженном чувстве национального самоуважения, в неудовлетворенности своей нацией.

Национальные интересы и ориентации – это общественно- психологические и социальные явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности, служащие сохранению ее единства и целостности. Национальные интересы  и ориентации являются важнейшей движущей силой поведения и деятельности людей.

Попытка ущемить национальные интересы всегда рассматривается как покушение на их жизненные устои, как угроза безопасности существования государства. Поэтому социально-этнические общности, обладающие развитым национальным самосознанием, обычно не поступаются своими национальными интересами, защищая их не только политическим, но и вооруженным путем. История свидетельствует, что столкновение национальных интересов различных общностей часто приводило к возникновению кровопролитных вооруженных конфликтов.


Национальные традиции - сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации в прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого. Национальные традиции, привычки проявляются не только в поступках, делах, Одежде, стиле общения, но ив движениях, жестах и других проявлениях психологии людей. У каждого человека есть бессознательный механизм, который фиксирует отношение «свой – чужой» по едва заметным нюансам проявления психики.

Можно выделить следующие национально-психологические особенности:

1.мотивационно-фоновые особенности – степень  выраженности и специфики сочетания и проявления таких качеств, как работоспособность, деловитость и осмотрительность;

2.интеллектуальные особенности (характер организации мыслительной деятельности, скорость мыслительных операций, степень изобретательности, гибкости, степень Логичности, абстрактности мышления; например, мышление англичан часто характеризует как прагматичное, с «нелюбовью к абстрактным теориям»);

3.познавательные особенности (глубина, активность восприятия, яркость воображения, концентрации внимания, например, французам свойственны богатство воображения, смелость в познании окружающего мира);

4.эмоциональные особенности (динамика протекания, особенности выражения эмоций и чувств, например, немцы и англичане выдержаны и флегматичны, а французам и итальянцам присущи возбудимость, горячность);

5.волевые особенности ( устойчивость, длительность волевых усилий);

6.коммуникативные особенности (характер взаимодействия и общения между людьми, степень сплоченности или отчужденности).

Устойчивость функционированию всех отмеченных национально-психологических особенностей придает национальное самосознание, значение которого состоит в фиксации своеобразных национально-специфических черт и психологического отделения или противопоставления на этой основе одной национальной общности от другой. Национальное самосознание – это есть осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности, осмысление своего положения в системе общественных отношений, понимание национальных интересов, взаимоотношений своей нации с другими общностями.

Национально-психологические особенности, концентрируя в своем содержании национальную специфику психических состояний людей и формы их взаимодействия и общения, обладают способностью детерминировать характер функционирования этих психических явлений, придавая ему особую направленность. Национально-психологические особенности обладают значительной устойчивостью, поэтому они не подвержены непосредственному воздействию текущей действительности.

Консервативность, устойчивость, слабая изменчивость национально-психологических особенностей выступают важнейшими предпосылками их сравнения и сопоставления у представителей различных общностей.

Национально-психологические особенности людей влияют на их деятельность на трех условия;

-         национальное своеобразие деятельности;

-         национальная специфика проявляемых качеств людей;

-         национальное своеобразие морально-нравственного климата.

Национально-психологические особенности не только оказывают влияние на общий характер проявления психики людей (регулирующая функция), но и придают этому процессу определенную структуру и содержание ( конструирующая функция). Конструирующая функция реализуется в форме национального своеобразия  процессов адаптации (национально-психологические особенности могут способствовать или препятствовать  привыканию  людей к условиям деятельности, к новым социальным условиям), стабилизации (насколько долго и стойко люди могут стремиться к цели, даже при неудачах и опасностях) и стимуляции (какие способы используются для воодушевления, возрастания делового настроя и активности). Эффективность проявления национальной психологии обеспечивается устойчивыми этническими установками и стереотипами, закрепленными  в ходе исторического развития.

В национальной психологии как явлении общественного сознания можно выделить 4 сферы.

Мотивационно-фоновая сфера характеризует своеобразие мотивов и целей национальной общности.

Интеллектуально-познавательная сфера определяет своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики, выражающееся в наличии у них  специфических  познавательных  и интеллектуальных качеств, дающих возможность по-особому воспринимать окружающуюся действительность, оценивать ее, строить планы деятельности.

Эмоционально-волевая сфера обуславливает функционирование у народа  своеобразных  эмоциональных  и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности.

Коммуникативно-поведенческая сфера свидетельствует, что у каждого народа есть свои установившиеся нормы взаимоотношений и обмана необходимыми сведениями, свои стереотипы поведения, свои формы руководства.

Каждый народ имеет специфику в функционировании врожденных особенностей нервной системы и мозга, что обуславливает своеобразие эмоциональной – волевой и интеллектуально-познавательной сфер национального характера, привычные формы реагирования национальной общности.

Первоначально описательное понятие «национальный характер» использовалось в литературе о путешествиях с целью выразить образ жизни народов. Затем, говоря о национальном характере, одни авторы подразумевали  прежде всего темперамент, другие обращали внимание на личностные черты, третьи на ценностные ориентации, отношение к власти, труду и т.п. Под национальным характером понимают те или иные психологические особенности, отличающие один народ от другого. Характер этноса – не сумма характеров отдельных его представителей, а фиксация типических черт, которые присутствуют в разной степени и в разных сочетаниях  у значительного числа индивидов. И.С. Кон писал: «Чтобы понять характер народа, нужно изучать прежде всего его историю, общественный строй и культуру:  индивидуально-психологические методы здесь не достаточны». Уникальны не черты и не их сумма, а структура, специфика их проявления. Например, трудолюбие является важной чертой и немецкого, и японского национального характера. Однако немцы трудятся размеренно, экономно, у них все рассчитано и предусмотрено. Японцы отдаются труду самозабвенно, с наслаждением, стремясь выразить чувство прекрасного и в процессе труда.

Русское трудолюбие носит азартный, аккордный, даже авральный  вариант мобилизации всех сил для выполнения какой-либо трудовой задачи, затем наступает спад трудовой активности т.е. размеренность и организованность труда скорее исключение, чем правило. Труд африканцев на протяжении веков был подневольным, рабским, поэтому это не способствовало развитию трудолюбия, труд выступает как неизбежная и тяжкая обязанность.

Можно дать троякое определение национального характера, охватывая ими комплекс подходов к его изучению как этносоциологическому явлению.

С точки зрения социопсихологического подхода национальный характер -  совокупность устойчивых психических особенностей этнической общности, преломляющихся в этнических стереотипах, личностных самоопределениях свойств и качеств характера, своде представлений о высших добродетелях и пороках, и проявляющихся в типичных способах поведения и общения. Как биосоциальное явление, национальный характер – особое, устойчивое энерго-информационное  в психосоциальной форме  образование, замещающее этносу функции инстинктивного поведения и направленное на минимизацию энергоемкости способа этнического воспроизводства. С этнологической точки зрения, национальный характер есть форма концентрации социальной энергии, заложенной в способах поведения и общения в конкретной историко - культурной  среде.

В последнее время понятие «национальный характер» используется реже, ему на смену для обозначения психологических особенностей этнических общностей приходит понятие «ментальность» и «менталитет». Ментальность – это система образов, которые лежат в основе человеческих представлений о мире и о своем месте в этом мире, и следовательно, определяют поступки и поведение людей Дюби, т.е. ментальность – это своеобразное миропонимание, присущее этнической общности в ту или иною эпоху.

Менталитет - глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательную совокупность предрасположенностей людей действовать, мыслить и воспринимать мир определенным образом. Менталитет формируется в ходе длительного исторического развития народа и определяет национальный характер, национальную модель экономического и социального поведения, является общим умственным инструментарием данного народа и общества. Менталитет наиболее фундаментальное, глубинное, устойчивое качество, практически неизменяемое в общественной психологии нации. А массовое сознание – это сознание, которое  присуще основной  массе  членов общества, оно стихийно  возникает в ходе повседневной житейской практики людей, включает и изменчивые компоненты (массовые настроения), общественное мнение, массовая идеология, которые быстро могут меняться под влиянием средств массовой информации, изменения  условий жизни и текущих ситуаций), и устойчивые, инерционные компоненты (это обыденное, традиционное сознание людей, глубинный менталитет народа). Может возникать разрыв между изменчивыми слоями массового сознания и устойчивыми слоями менталитета, вследствие чего растет противоречивость людей, увеличивается  число конфликтов, девиантных форм поведения людей, число заболеваний и психических нарушений.

Русскому менталитету присущи:  1) стремление к коллективизму, к взаимопомощи, к опоре на общину, к милосердию, общественные интересы выше личных; 2) стремление к социальной справедливости и равенству; высшая ценность – равенство  людей  а не индивидуальная свобода; 3) традиция подчинения человека государству, патерналистская традиция ждать от государства гарантий обеспечения благоденствия и порядка; 4) склонность к аскетизму, ограничению материальных потребностей, православные христианские традиции; 5) противоречия между долгим терпением, послушанием и кратковременными приступами бурного протеста, бунта, анархии, жестокости, насилия, противоречия между деспотизмом, подчинением жесткой власти и порядку и стихийностью, непредсказуемостью поведения, между трудолюбием и небрежностью, неорганизованностью в работе, 6) вера великую миссию русского народа, поиск абсолютного добра, справедливости и смысла жизни, свободолюбие и правдолюбие; 7) борьба в русской душе восточного и западного начала; 8) иррациональность, эмоциональность,  интуитивность,  непредсказуемость поведения,  непрактичность  направленность на будущее. 9) созерцательность,  мечтательность  идеализм мышления, склонность к идеалистическим и тоталитарным учениям; 10) выносливость, мужество, стойкость, живучесть.




























Заключение

Таким образом можно сделать вывод: действительно эти два понятия менталитет и национальный характер схожи, но в то же время разные. Национальный характер -  совокупность устойчивых психических особенностей этнической общности, преломляющихся в этнических стереотипах, личностных самоопределениях свойств и качеств характера, своде представлений о высших добродетелях и пороках, и проявляющихся в типичных способах поведения и общения, а менталитет - глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательную совокупность предрасположенностей людей действовать, мыслить и воспринимать мир определенным образом.

Таким образом, для конструктивизма этничность – вопрос сознания; членство в этнической группе зависит от представления индивида о том, что такое группа. Поэтому для определения этничности решающее значение имеет не культура этноса вообще, а те культурные характеристики, которые в данный момент подчеркивают различия и групповые границы.

Список литературы

1.                          Столяренко В.Е. «Антропология – системная наука о человеке: учебное пособие для студентов ВУЗов». – 2ое изд. – Ростов – на – Дону: Феникс,2004 – 384с.

2.                          Рогинский Я.Я. Антропология. – М., 1978.

3.                          Григорян Б.Т. Философская антропология. – М., 1982.

4.                          Хомутов А.Е. Антропология. – Ростов н/Д, 2002.

5.                          Хрисанфова Е.Н. Антропология. – М., 1991.





© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.