РУБРИКИ |
Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Методика обучения истории в схемах, таблицах, описанияхМетодика обучения истории в схемах, таблицах, описанияхМетодика обучения истории в схемах, таблицах, описанияхКороткова М. В., Студеникин М. Т. Произошедший пересмотр содержания школьного исторического образования, освобождение его от всего устаревшего, от сложившихся стереотипов привели к существенным изменениям в методике преподавания истории. Эти изменения затронули весь учебный процесс: цели, методы, формы, средства обучения. Идет активный поиск путей, стимулирующих самостоятельность учащихся в рамках оптимизации всего учебного процесса. Эту тенденцию учитывает данное методическое пособие. Оно разработано в соответствии с временным госстандартом и состоит из шести разделов. В пособии учитывается как современный, так и дореволюционный опыт преподавания истории. После вводного историографического и методического обзора рассматриваются основные факторы процесса обучения. Основное внимание уделяется анализу познавательных способностей учащихся, способам развития у них интереса к истории, раскрываются пути решения этой проблемы. На основе результатов исследований в области психологических процессов разработаны схемы познавательных возможностей учащихся при обучении истории и развития у школьников мотивации и интереса к предмету. Лишь с учетом познавательных возможностей учащихся и их интереса к предмету возможны отбор содержания исторического материала, плодотворная совместная деятельность учителя и учащихся на уроках истории. Она включает в себя приемы по изучению теоретического и фактического материала, хронологии и картографии, письменных источников. Разработаны схемы и таблицы по использованию этих приемов в процессе обучения. Эти схемы и таблицы помогают выделить основные знания и умения, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения курса методики преподавания истории. В частности, это методы научного исследования, основные факторы процесса обучения, их объективные связи; цели школьного обучения истории; содержание учебных комплексов и др. Схемы и таблицы предоставляют возможность методически грамотно работать с учебником истории; реализовать на практике методические подходы к отбору содержания учебного материала; определять уровень знаний и умений учащихся и намечать задачи по их дальнейшему формированию. В целом же данное пособие поможет учителю истории, стажеру: - выявлять уровень знаний и умений по истории учеников конкретного класса и возраста; - конкретизировать цели обучения по классам, курсам, разделам и темам; - ставить конкретные задачи обучения и определять эффективность их реализации на разных этапах; - отбирать историческое содержание на урок в соответствии с целями и задачами обучения, познавательными возможностями учащихся; - соотносить содержание обучения с применяемыми методами, приемами; - разрабатывать тесты, логические задания, конспекты с опорными сигналами; - применять наиболее эффективные методы, формы и средства обучения; - предвидеть и выявлять результаты обучения, внося коррективы в свою педагогическую деятельность. Центральное место в книге занимает проблема урока истории и подготовка к нему учителя. Процесс обучения показан как совместная деятельность учителя и учащихся, педагогическое сотрудничество по овладению историческим содержанием, приемами и умениями. Среди них выделяются умения по работе с учебником, а также хронологические, картографические, по составлению плана и ряд других. Структурно книга состоит из разделов и тем. По каждой теме выделены позиции — это схемы и таблицы, описания к ним, а также списки рекомендуемой литературы. В приложении даны возможные вопросы для экзамена, тестовые задания для самопроверки и ответы к ним, а также взятые из дореволюционного издания требования учителя к самому себе. Реализация их в современной школе поможет организации и проведению качественного и высокоэффективного урока истории. Список литературыДля подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/ |
|
© 2010 |
|