РУБРИКИ |
Методы и методики диагностики мотивации достижения, отношения и аффилиации |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Методы и методики диагностики мотивации достижения, отношения и аффилиацииОбработка результатов. За каждый ответ испытуемый получает определенное количество баллов. Подсчет баллов производится с помощью ключей простым суммированием. К каждой форме опросника прилагается собственный ключ. Будьте внимательны! Ключ к форме А
Ключ к форме Б
Интерпретация полученных результатов. Методика измеряет результирующую тенденцию мотивации, то есть степень преобладания одного из указанных мотивов - стремление к достижению успеха или избегание неудачи. Высокие показатели по тесту означают, что стремление к достижению успеха выражено в большей степени, чем избегание неудачи, низкие - наоборот. Претенденты с высокими показателями стремления к достижению успеха могут оказаться предпочтительными при подборе на должности, где требуется инициативность, лидерские качества, ориентация на достижение. Те же, у кого преобладает тенденция к избеганию неудач, лучше подойдут для профессий, в которых крайне нежелательны ошибки (или высока цена ошибки). Сумма баллов 168 - 177 Преобладает мотивация достижения успеха; 149 - 168 Одинаково преобладают обе тенденции; 123 - 149 Преобладает мотивация избегания неудачи. ПРОТОКОЛ 1. Опросник мотивации достижения Велигорская Ирина Владимировна Саша 21 Среднее специальное, связист 12.09.09 По результатам теста выявилось следующее: испытуемый набрал 141 балл, что говорит о том, что у испытуемого преобладает мотивация избегания неудачи. ПРОТОКОЛ 2. Опросник мотивации достижения Велигорская Ирина Владимировна Аннушка 21 Среднее специальное, экономист 12.09.09 По результатам теста выявилось следующее: испытуемый набрал 124 балла, что говорит о том, что у испытуемого преобладает мотивация избегания неудачи. 6. Опросник аффилиацииПод аффилиацией понимается потребность человека в установлении, сохранении и упрочении добрых отношений с людьми. Индивид, обладающий этой потребностью, не только постоянно стремится к людям и испытывает удовлетворение от эмоционально положительного общения с ними, но в человеческих отношениях видит один из главных смыслов жизни. Иногда эта потребность становится для человека настолько значимой, что перевешивает остальные. Аффилиация для людей педагогических профессий должна быть одной из главных потребностей и, по крайней мере, не уступать тем потребностям, удовлетворение которых, напротив, как-то разъединяет людей. Существует несколько методик для оценки аффилиации. Наиболее валидной, надежной, но вместе с тем и самой трудоемкой является проективная методика. Однако эта потребность такова по своей природе, что для ее диагностики с успехом могут быть использованы и методики опросного типа. Одна из таких методик описывается далее. Испытуемые, проходящие тестирование по данной методике, перед началом исследования получают инструкцию следующего содержания: "Вам предлагается несколько десятков суждений, ознакомившись с которыми необходимо выразить степень своего согласия с каждым из этих суждений при помощи следующей шкалы: +3 - полностью согласен; +2 - согласен; +1 - скорее согласен, чем не согласен; 0 - ни да, ни нет; - 1 - скорее не согласен, чем согласен; - 2 - не согласен; - 3 - полностью не согласен Меру своего согласия с тем или иным утверждением можно выразить цифрой с соответствующим знаком, проставленной на листе бумаги рядом с номером данного суждения". Предлагаемый опросник оценивает две мотивационные тенденции, функционально взаимосвязанные и соотносимые с потребностью аффилиации: стремление к людям и боязнь быть отвергнутыми. Соответственно, испытуемым предлагаются для ответов два разных опросника, один из которых предназначен для оценки первой мотивационной тенденции, а другой - второй. Шкала теста для оценки боязни быть отвергнутым. Фамилия, имя, отчество Среднее специальное Образование Ж 21 Пол Возраст _______13.09.09______ Дата заполнения
Шкала теста для оценки силы стремления к людям. Фамилия, имя, отчество Среднее специальное Образование Ж 21 Пол Возраст _______13.09.09______ Дата заполнения
Обработка результатов За каждый ответ испытуемый получает определенное количество баллов. Подсчет баллов производится с помощью ключей простым суммированием. К каждой форме опросника прилагается собственный ключ. Будьте внимательны! Шкала теста для оценки боязни быть отвергнутым
Шкала теста для оценки силы стремления к людям
Выводы об уровне развития. Для каждого из испытуемых отдельно устанавливаются уровень развития мотива "стремление к людям" и уровень развития мотива "боязнь быть отвергнутым". При этом пользуются следующей суммарной шкалой: Сумма баллов от 32 до 80 - низкий уровень развития данного мотива. Сумма баллов от 81 до 176 - средний уровень развития мотива. Сумма баллов от 177 до 224 - высокий уровень развития мотива. Возможны следующие типичные сочетания двух обсуждаемых мотивов и способы их интерпретации: 1. Высокий уровень развития мотива "стремление к людям", сочетаемый с высоким уровнем развития мотива "боязнь быть отвергнутым". Индивид, имеющий такое сочетание обоих мотивов, характеризуется сильно выраженным внутренним конфликтом между стремлением к людям и их избеганием, который возникает каждый раз, когда ему приходится встречаться с незнакомыми людьми. 2. Высокий уровень развития мотива "стремление к людям", сочетаемый с низким уровнем развития мотива "боязнь быть отвергнутым". Такой человек активно ищет контактов и общения с людьми, испытывая от этого в основном только положительные эмоции. 3. Высокий уровень развития мотива "боязнь быть отвергнутым" в совокупности с низким уровнем развития мотива "стремление к людям" Индивид, обладающий таким сочетанием обоих мотивов, напротив, активно избегает контактов с людьми, ищет одиночества. 4. Низкий уровень развития обоих мотивов. Такое сочетание данных мотивационных тенденций характеризует человека, который, живя среди людей, общаясь с ними, не испытывает от этого ни положительных, ни отрицательных эмоций и хорошо себя чувствует как среди людей, так и без них. При средних значениях мотивационных тенденций "стремление к людям" и "боязнь быть отвергнутым" ничего определенного о возможном поведении человека и его переживаниях, связанных с человеческими отношениями, сказать нельзя. В заключение отметим, что наиболее благоприятным для педагога сочетанием обоих мотивационных стремлений является такое, при котором "стремление к людям" развито сильно, а "боязнь быть отвергнутым" - слабо или средне. ПРОТОКОЛ 3. Опросник мотивации достижения Велигорская Ирина Владимировна Аннушка 21 Среднее специальное, экономист 12.09.09 По результатам теста выявилось следующее: испытуемый набрал 131 балл, по шкале "Боязнь быть отвергнутым"что говорит о том, что это средний уровень развития мотива, а также 146 баллов по шкале "Сила стремления к людям", что также является средним уровнем мотива. Таким образом можно сказать, что ничего определённого о возможном поведении Анны Морозько и её переживаниях, связанных с человеческими отношениями, сказать нельзя. 7. Терминологический словарьМотив - внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной потребности. Мотива́ция (от lat. movere) - 1) побуждение к действию; 2) динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; 3) способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности. Аффилиация (от англ. to affiliate - присоединять, присоединяться) - стремление человека быть в обществе других людей. Тенденции к А. возрастают при вовлечении субъекта в потенциально опасную стрессовую (см. Стресс) ситуацию. При этом общество других людей позволяет ему проверить избранный способ поведения и характер реакций на сложную и опасную обстановку. В известных пределах близость других приводит и к прямому снижению тревожности, смягчая последствия как физиологического, так и психологического стресса. Блокирование А. вызывает чувство одиночества, отчужденности, порождает фрустрацию. Валидность (от англ. valid - пригодный) - один из основных критериев качества теста. Проблема В. возникает в процессе разработки и практического применения теста, когда ставится задача установить соответствие между степенью выраженности интересующего свойства личности и методом его измерения. Чем валиднее тест, тем лучше отображается в нем то качество (свойство), ради измерения которого он создавался. Например, В. измерения интеллекта зависит: от определения понятия "интеллект", представляющего ту или иную авторскую концепцию этого феномена; от состава тестовых заданий, разрабатываемых в соответствии с этой концепцией; от эмпирических критериев. Разные концепции требуют различного состава тестовых заданий, поэтому важным является вопрос концептуальной В. теста. Чем больше задания теста соответствуют той или иной авторской концепции интеллекта, тем увереннее можно говорить о концептуальной В. теста. Корреляция теста с эмпирическим критерием указывает на его возможную В. по отношению к данному критерию. Определение В. теста всегда требует постановки дополнительных вопросов: В. для чего? для какой цели? по какому критерию? Таким образом, понятие В. относится не только к тесту, но и к критерию оценки его качества. Чем выше коэффициент корреляции теста с критерием, тем выше В. Развитие факторного анализа позволило создавать тесты, валидные по отношению к идентифицируемому фактору. Только проверенные на В. тесты могут использоваться в профориентации, профотборе, в научных исследованиях. Проективный метод (от лат. projectio - выбрасывание вперед) - один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. Психодиагностика (от греч. psyche - душа и diagnostikos - способный распознавать) - область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Когнитивная теория - Любая теория личности, которая придаёт особое значение когнитивным процессам (мышление, осознание, суждение) в понимании поведения человека Дефицитарные мотивы - Онсовные потребности, нацеленные на устранение напряжения организма, особенно те потребности, которые возникают из биологических потребностей и потребностей безопасности. Мотивы роста - потребности высшего уровня, связанные с врождённым побуждением актуализировать свой потенциал. Мотивы роста возникают только в том случае, если основные потребности удовлетворены. Они увеличивают радость жизни. Возбуждение - свойство живых организмов, активный ответ возбудимой ткани на раздражение. Для нервной системы В. - основная функция. Клетки, образующие нервную систему, обладают свойством проведения В. из того участка, где оно возникло, в другие участки и на соседние клетки. Благодаря этому нервные клетки приобрели способность передавать сигналы от одних структур организма к другим. Тем самым В. стало носителем информации о свойствах поступающих извне раздражений и вместе с торможением - регулятором активности всех органов и систем организма. Мотивация достижения (от франц. motif - побудительная причина) - одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успехов и избегать неудач. Исследования Д. м. были начаты в 50-х гг. американским ученым Д.С. Мак-Клелландом, которому удалось выявить индивидуальные различия в Д. м. с помощью тематического апперцепционного теста (ТАТ) Г.А. Мюррея (см. Проективный метод). Поскольку изначально преобладавшее определение мотива достижения как “стремления к повышению уровня собственных возможностей” не объясняло определенных особенностей развития, были введены конкретные мотивационные переменные, устанавливающие взаимосвязь между деятельностью и мотивом достижения. Это: 1) личностные стандарты (оценка субъективной вероятности успеха, субъективной трудности задачи и т.д.); 2) привлекательность самооценки (привлекательность для индивида личного успеха или неудачи в данной деятельности); 3) индивидуальные предпочтения типа атрибуции (приписывание ответственности за успех или неудачу себе или окружающим обстоятельствам). Надёжность теста - один из критериев качества теста (см. Тестирование), относящийся к точности психологических измерений. Чем больше Н. т., тем относительно свободнее он от погрешностей измерения. При одном из подходов Н. т. рассматривается как устойчивость (стабильность) результатов при повторном тестировании. При другом подходе Н. т. рассматривается как проявление степени эквивалентности двух одинаковых по форме и цели (параллельных) тестов. Определение Н. т. может быть связано и с понятием внутренней состоятельности теста. Это выражается в расчленении теста на части с последующим сопоставлением результатов частей.Н. т. определяется также методами дисперсионного и факторного анализа. Интерес (лат. interest - важно) - субъективная представленность элементов мотивационно-потребностной сферы в виде побуждения к активности со стороны функциональных мотивов, удовлетворение которых связано не с результатом, а с процессом деятельности. Мотивационная сфера личности - сложная система разнохарактерных мотивов (мотивационных установок, потребностей, интересов и т.п.), отражающих различные стороны деятельности человека и его социальные роли. Мотивационная установка - намерение, исполнение которого отсрочено по каким-то причинам. Мотивационные свойства личности - закрепившиеся в структуре личности мотиваторы, потребности и способы формирования мотива; личностные диспозиции, аттитюды. Список использованной литературы1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2003; 2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика СПб., 2000; 3. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Том 1.М., 1986; 4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1999; 5. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971; 6. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990; 7. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972; 8. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983; 9. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика Самара, 2001 10. Собчик Л.Н. Психодиагностика: методы и методология. - М., 1990.; 11. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М., 1980.; 12. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. - М., 1989. 13. Головин С. Ю Словарь практического психолога. - М., 1998 г. 14. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - Спб.: Питер, 2001; 15. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь, Спб: Питер, 2002 г. Страницы: 1, 2 |
|
© 2010 |
|