РУБРИКИ |
Методы исследования темперамента |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Методы исследования темпераментаМетоды исследования темпераментаСОДЕРЖАНИЕ |Введение |2 | ВВЕДЕНИЕ Темперамент - динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент. 1.Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно. Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов. 2. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости). 3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной
впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным
воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены
эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется
в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Он описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи. Первую классификацию темпераментов предложил Гален, и она в относительно малоизмененном виде дошла до наших дней. Последнее из известных ее описаний, которое используется и в современной психологии, принадлежит немецкому философу И. Канту. И. Кант разделял темпераменты человека (проявления темперамента можно заметить и у высших животных) на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные И. П. Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов. 1.1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ТЕМПЕРАМЕНТА Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения. Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения: 1) сила процессов возбуждения и торможения, 2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения, 3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения. Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки. Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных
клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т. е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения или возбуждения. Одно из основных свойств высшей нервной деятельности - подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа. Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности. Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей. Сильный уравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов - преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей. Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы. Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека. Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека- определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев. 1.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТОВ По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются "основными чертами" индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом: сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический. Установлена зависимость между типом высшей нервной деятельности и
темпераментом.
Сангвинический темперамент. Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение. Флегматический темперамент. Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе. Холерический темперамент. Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны,
возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Меланхолический темперамент. У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям. Психологи установили, что слабость нервной системы не является
отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется
с одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система "Чистые" темпераменты встречаются относительно редко. 1.3. ТЕМПЕРАМЕНТ И ЛИЧНОСТЬ. Темперамент является природной основой проявления психологических
качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у
человека качества, которые несвойственны данному темпераменту. Теперь, выяснив физиологические и психологические основы темперамента можно говорить о методах изучения темперамента. К ним можно отнести лабораторные методы и анамнестические. 2. О Лабораторном, комплексном (полифункциональный), естественном методах исследования темперамента и методе наблюдения. Наибольшую популярность в исследованиях темперамента, особенно в
павловском его понимании, получил метод лабораторного эксперимента, который Значение этих условий, типичных для лабораторного эксперимента, подчеркивают главным образом те психологи, которые занимаются изучением типов нервной системы. Однако применительно к диагнозу темперамента лабораторные методы имеют некоторые недостатки, главный из которых состоит в том, что в таких условиях, как правило, производятся измерение по необходимости кратковременно, происходит в небольшом временном интервале, а это значит, что его результаты, по которым судят о темпераменте, могут оказаться случайными, маловероятными. Это связано, в частности, с тем, что физиологические механизмы темперамента, как мы уже говорили, очень сложны; так тонус нервной системы, определяющий интенсивность реакции, обычно на разных ее уровнях различен. Известно также, что некоторые реакции зависят не только от темперамента индивида, но и от ряда других факторов, в принципе не поддающихся одновременному контролю. Для преодоления этих трудностей все чаще применяются комплексные, полифункциональные исследования, в которых одновременно применяется ряд измерительных приемов, многочисленные показатели свойств темперамента и регистрация различных реакций. Конечно, такие исследования, учитывая используемую в них аппаратуру, довольно дороги и требуют от экспериментатора основательной подготовки, что не способствует их широкому распространению. Многие исследователи, особенно те, кто занимается изучением
темперамента у детей, проводят для диагноза темперамента естественный
эксперимент, который, обладая основными чертами экспериментального метода,
в то же время весьма близок к методу наблюдения. Этот метод создает
возможность для детального контроля условий и хода эксперимента, а также
для управления ими; вместе с тем он позволяет измерять интересующее нас
поведение в естественных условиях, близких к повседневной жизни ребенка. Примерами естественного эксперимента по исследованию темперамента детей
могут служить разнообразные подвижные игры, организуемые исследователем. Остановимся на кратком описании малоизвестных даже среди психологов
опытов по изучению темперамента, проводившихся в 30-х гг. нашего столетия Так, для измерения такого свойства, как двигательная импульсивность,
учитывалась скорость реагирования движением на определенную команду. С другой стороны, такое свойство темперамента, как темп реагирования, или скорость реакции, С. Валигурска измеряла временем от момента подачи команды до выполнения задачи. Например, подавалась такая команда: “Возьми два кубика, один положи на скамейку, другой дай мне”. Задачи были разной трудности. Всего подавалось восемь таких команд, причем измерялось суммарное и раздельное время их выполнения. В другом опыте с той же целью давали задачу нанизать бусинки и отделить горох от фасоли. В обеих задачах регистрировалась скорость выполнения ребенком данной работы. Подобным же образом измерялись другие выделенные автором свойства темперамента: терпеливость, выдержанность, отвага и смелость. Эти сравнительно простые и протекающие в естественных условиях эксперименты дают возможность количественного описания отдельных свойств темперамента при том, однако, условии, что применяемые в них задачи не должны быть ни слишком легкими, ни слишком трудными и должны хорошо дифференцировать обследуемых детей. В педагогической работе наиболее подходящим методом диагностики
темперамента, как и других психологических особенностей ученика, является,
несомненно, наблюдение. Однако для определения темперамента и других черт
личности недостаточно просто наблюдать поведение индивида. Так, констатация
того, что ученик ленив, обманывает или проявляет интерес к определенным
сторонам жизни, ничего не говорит о его темпераменте, так как эти черты
зависят от характера, интересов или мотивации ребенка. В то же время, если
мы замечаем, что ребенок быстро выполняет порученное ему действие,
совершает движения с большей или меньшей энергией, или же знакомимся с
поведением ребенка в трудных или необычных жизненных ситуациях, то на
основании многих подобных наблюдений можно с известным приближением судить
об определенных особенностях его темперамента. Один из наиболее надежных методических путей психологического исследования заключается в систематическом сопоставлении и координации физиологического и психологического исследований. В психологических исследованиях темперамента этот методический путь в
особенности плодотворен. Нейрофизиологические основы темперамента изучены в
большей степени, чем нейрофизиологические основы любого психического
процесса или свойства личности. Общие типы нервной системы - одна из
наиболее разработанных областей физиологии высшей нервной деятельности. Чтобы выяснить, представляют ли свойства темперамента психологически данные свойства, т. е. имеют ли они специфическую психологическую характеристику, как уже говорилось выше, необходимо выяснить, имеется ли между свойствами темперамента и свойствами общего типа высшей нервной деятельности взаимно однозначная или многозначная связь. Для этого, очевидно, необходимо сопоставление тех и других. Вопрос о роли антенатальных и постнатальных факторов в формировании свойств темперамента также требует такого сопоставления. Необходимо выяснить, могут ли изменяться и в каких пределах изменяются свойства общего типа или их проявления, в зависимости от каких внешних условий они изменяются. Таким путем мы в состоянии частично обосновать предположение об изменчивости свойств темперамента или их проявлений, а также о тех причинах и условиях, от которых зависят эти изменения. Подтверждение этих предположений требует психологического исследования. Сопоставляя общий тип или отдельные его свойства с отношениями личности, отдельными проявлениями этих отношений, чертами характера, со способами действия и т. д., мы можем установить те гипотетические закономерности связи темперамента и свойств личности, которыми следует руководствоваться в психологическом исследовании. Итак, основной методический путь в исследовании темперамента заключается в сопоставлении данных физиологического и психологического исследований. Каковы должны быть основные методические принципы такого сопоставления При физиологическом истолковании внешние проявления выступают как признаки, симптомы определенных нейрофизиологических процессов. Так, например, усиление выделения слюны на данный раздражитель является признаком усиления возбуждения или ослабления торможения, а ослабление выделения слюны - признак противоположного хода нервных процессов. При психологическом истолковании внешние проявления тоже могут выступать как признак, симптом психической деятельности, которая в них выражается. Так, например, покраснение или побледнение может быть признаком эмоциональной реакции. Но, помимо того, в психологическом истолковании внешние проявления выступают также в иной, совершенно специфической роли. Действия и поступки человека представляют собой осуществление определенных целей, образов, представлений, понятий. То, что раньше существовало лишь идеально - в сознании человека, затем осуществляется реально, материально - в действиях, поступках и продуктах деятельности. Действия, поступки, продукты деятельности- это более и менее приблизительные копии соответствующих образов, понятий, желаний и т. п. Поэтому по действиям, поступкам и продуктам деятельности мы судим не только о наличии какого-то желания, чувства, представления и т. п., но прежде всего об определенном содержании этих желаний, образов, понятий, представлений, чувств. Истолкование содержания психической деятельности является основным, исходным и определяющим в психологическом истолковании. Качественные особенности определенных психических процессов приобретают конкретное значение лишь в связи с определенным психологическим содержанием. Внешние проявления, если они рассматриваются лишь как симптомы, как выражение психического, очень многозначны. Исходя из учения И. П. Павлова, мы принимаем за главную физиологическую основу темперамента общий тип нервной системы. При этом общий тип понимается как конституционный тип нервной системы, как “определенный комплекс основных свойств нервных процессов - раздражительного и тормозного” ( П. С. Купалов, 1954, стр. 5 ). Этим, однако, отнюдь не исключается допущение, что проявления темперамента могут зависеть и от таких физиологических условий, которые лежат вне центральной системы, например от индивидуальных свойств эндокринной системы или от общей конституции организма. Исходя из изучения И. П. Павлова, индивидуальные психические особенности надлежит прежде всего систематически сопоставлять с общим типом нервной системы и его свойствами. Что с чем при этом целесообразнее всего сопоставлять? С точки зрения факториальной концепции Cattell, понятие типа вообще неправильно. Между отдельными чертами личности вообще не существует какой- либо взаимно однозначной необходимой связи. Связь между чертами многозначная, вероятностная. Поэтому Cattell при изучении темперамента и личности вообще не пользуется понятием типа. Он пользуется понятием фактора. Под фактором он понимает определенный симптомокомплекс свойств, которые достаточно высоко и надежно коррелируют друг с другом. С точки зрения факториальной концепции, общие типы высшей нервной
деятельности, по Гиппократу, представляют собой донаучные, житейские
понятия, так как они получены без всякого статистического обоснования. Совершенно иначе обстоит дело, если мы будем понимать общий тип нервной
системы и тип темперамента по Павлову. По учению И. П. Павлова, между
отдельными свойствами общего типа существует закономерная и необходимая
однозначная связь. Поэтому нет необходимости обосновывать связь между
некоторыми свойствами общего типа только статистической корреляцией. Сопоставление отдельных психических свойств темперамента с общим типом высшей нервной деятельности в целом особенно необходима тогда, когда индивидуальная психическая особенность зависит не от одного какого-либо физиологического свойства типа, а от нескольких. Так, например, И.М. Палей, сопоставив сдерживание с общими типами нервной системы, показал, что оно зависит не только от силы торможения, но и от силы возбуждения. Такое сопоставление необходимо и для того, чтобы вообще отличить
свойства темперамента от других индивидуальных психических особенностей. Мы
исходим из предпосылки, что физиологическая основа темперамента - общий тип
нервной системы. Поэтому если данная психическая особенность не зависит от
типа нервной системы в целом, то она не может быть проявлением
темперамента. Таким путем в работах Л.Б. Ермолаевой - Томиной и А.И. Установление однозначной зависимости от общего типа нервной системы в
целом очень важно, даже если признать, что мы еще не знаем полностью всех
физиологических свойств, составляющих тип, и специфической роли каждого
отдельного свойства. Однозначная зависимость от общего типа в целом имеет
также очень важное практическое значение, в особенности тогда, когда
деятельность предъявляет к человеку жесткие, вполне однозначные требования. Сопоставление с общим типом нервной системы в целом или с темпераментом
в целом, однако, недостаточно для разрешения целого ряда вопросов теории
темперамента. Между отдельными физиологическими свойствами типа и
индивидуальными психическими особенностями может существовать многозначная
связь. От одного физиологического свойства типа может зависеть несколько
разных психологических особенностей, и наоборот, определенная психическая
особенность может зависеть от нескольких различных физиологических свойств
типа. В таких случаях задача заключается в том, чтобы установить, какова
степень вероятности той или иной связи, т.е. в установлении не
аподиктической, а стохастической( вероятностной) связи. Это может быть
достигнуто только путем сопоставления отдельных физиологических свойств с
отдельными индивидуальными психическими особенностями и путем
статистической обработки полученного материала. Такая статистическая
обработка возможна только при массовом испытании отдельных физиологических
особенностей. В таких случаях факториальный анализ вполне правомерен и
целесообразен. При этом, однако, необходимо иметь в виду, что путем
статистической обработки мы устанавливаем лишь степень вероятности связи
между изучаемыми явлениями, а не причинную зависимость между ними. 2.2. ЛАБОРАТОРНЫЕ МЕТОДЫ. Одно из существенных различий в лабораторных методах исследования
общего типа нервной системы - это различие внешних показателей, по которым
мы судим о процессах, механизмах и свойствах высшей нервной деятельности. Физиологические исследования общих типов нервной системы и отдельных типологических свойств должно быть сопоставлено с психологическим исследованием психических свойств темперамента и свойств личности. Какие методические требования должны быть предъявлены к такому
психологическому требованию? В каком направлении следует изменять мотивы деятельности при
исследовании темперамента? Существуют мнение, что свойства темперамента
проявляются лишь при наличии активного отношения личности (В.Н. Мясищев, Совершенно иначе решается этот методический вопрос, если мы полагаем, что характер связи темперамента и отношений личности представляет собой не нечто нам вполне известное, а проблему, подлежащую разрешению. Для того, чтобы разрешить эту проблему, необходимо изучать проявления темперамента при различной степени активности отношений личности: в элементарных и в очень сложных заданиях, в ситуации, требующей осмысливания и не требующей его, в жизненно значимой, интересной и жизненно незначимой, неинтересной ситуации и т.п. При такой постановке задач исследования один из наиболее важных методических вопросов - вопрос об экспериментальных критериях степени активности мотивов деятельности. По каким объективным признакам мы в состоянии надежно судить о том, в какой степени активны затронутые экспериментом мотивы испытуемого? Активность мотива прежде всего зависит от тех отношений личности,
которые затронуты в экспериментальной ситуации. Допустим, например, что мы
стимулируем в эксперименте мотив честолюбия, сообщая, что будим испытывать
силу воли. Это возможно только в том случае: 1) если испытуемый вообще
честолюбив, 2) если ценность своей личности он видит в силе воли, 3) если
он дорожит мнением экспериментатора о силе его воли. Другими словами, в
данном случае эффективность стимулирования мотива честолюбия у испытуемого
зависит от его отношения к самому себе и к экспериментатору. Все эти
отношения личности определяются историей развития данной конкретной
личности. Поэтому в одной и той же экспериментальной ситуации при
совершенно одинаковых объективных условиях разные испытуемые могут
обнаружить совершенно различную степень активности одного и того же мотива. В настоящее время нам неизвестны такие экспериментальные приемы, которые позволяли бы с полной достоверностью вызывать одинаковую реакцию у всех испытуемых максимальную или оптимальную степень активности какого-либо мотива. Следовательно, задача заключается не столько в том, чтобы вызвать одинаковую определенную степень активности мотива, сколько в том, чтобы с достоверностью определить, какова была проявленная степень активности мотива. По каким критериям это возможно определить? Один из таких критериев -
уровень притязаний. В психологических исследованиях пользуются различными
критериями для определения уровня притязаний. В зависимости от применяемого
критерия изменяется и самое понимание психологической сущности уровня
притязаний. С точки зрения степени активности мотивов, наиболее важный
критерий - тот уровень достижений при преодолении трудностей, к которому
стремится человек в данной задаче. В этом случае об уровне притязаний мы
судим по тому, какую степень трудности следующего задания выбирает
испытуемый после того, как с большим или меньшим успехом выполнил
предыдущее задание. Как показывают экспериментальные исследования, одно из
важнейших психологических условий уровня притязаний - степень вовлеченности Другой объективный признак степени активности отношения личности - скорость психического насыщения, надоедания. Чем активнее отношение личности к экспериментальному заданию, тем медленнее оно ему надоедает при выполнении. Для того, чтобы проверить наличие или отсутствие психического насыщения, в предварительной инструкции указывают, что испытание должно быть прекращено, как только оно покажется испытуемому однообразным. Затем, когда по ходу эксперимента это возможно, испытуемого спрашивают, продолжать опыт или нет. Степень активности отношения личности проявляется также в том, как сказывается повторяющаяся неудача на психическом состоянии испытуемого. Чем активнее отношение личности, тем большее эмоциональное потрясение он испытывает при постоянно повторяющейся неудаче. Такое эмоциональное потрясение при неудачах называют фрустрацией. О фрустрации во время эксперимента мы можем судить как по двигательным внешним проявлениям, так и на основании словесного отчета. Наконец, последним, наименее надежным, показателем активности отношения испытуемого к экспериментальному заданию может быть словесный отчет о степени проявления интереса, внимания. Применяя все эти критерии, мы можем в зависимости от задачи сопоставлять проявление темперамента в данных экспериментальных условиях или у тех испытуемых, которые обнаружили одинаковую степень активности отношений личности, или, наоборот, у тех, которые обнаружили различную степень активности. 2.3. АНАМНЕСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА В психологическом исследовании анамнез может быть использован двояким образом: 1) для диагноза свойств темперамента и других индивидуальных психических особенностей: 2) для изучения происхождения и закономерностей развития свойств темперамента и других индивидуальных психических особенностей. Для диагноза свойств темперамента применимы почти все те категории, которые применяются для этой цели в лабораторном психологическом исследовании (см. выше). Что же касается происхождения и закономерностей развития свойств темперамента, то прямо и непосредственно они могут исследоваться лишь путем анамнеза. Основной путь в этом случае заключается в сравнении проявлений изучаемых индивидуальных особенностей на разных этапах развития. Очень важное значение имеют ранние этапы развития, когда еще отсутствуют те мотивы и отношения личности, которые могут обусловить такие же проявления, как и свойства темперамента. Важно также проследить влияние раннего опыта на характеристику поведения. Резкое изменение поведения под влиянием вновь приобретенного опыта - надежное и объективное противопоказание для оценки данной индивидуальной особенности как свойства темперамента. Существенные данные можно получить, сравнивая наблюдаемых с очень сходными индивидуальными психическими особенностями, но развивавшихся в совершенно различных условиях воспитания в семье и в школе. Необходимым дополнением к этому служит сравнение наблюдаемых с противоположными индивидуальными особенностями, но развивавшихся в очень сходных условиях воспитания в семье и в школе. Такой двусторонний путь изучения помогает вскрыть роль антенатальных и постнатальных факторов формирования индивидуальных психических особенностей. Особое место в анамнезе индивидуальных психических особенностей занимает изучение однояйцовых и двуяйцовых близнецов. При этом мы можем сравнивать развитие однояйцовых близнецов в очень различных условиях среды и воспитания и двуяйцовых близнецов в очень сходных условиях воспитания в семье и в школе. При таком двояком сопоставление наиболее отчетливо обнаруживается сравнительная роль наследственных факторов и условий воспитания в формировании индивидуальных психических особенностей (Gotschaldt, 1954). Чем уже и ограниченнее различие в сопоставляемых условиях развития
определенной индивидуальной психической особенности, тем более приближается
анамнез к жизненному эксперименту и тем объективнее и точнее истолкование
анамнестических фактов. Так, например, сравнение развития однояйцовых
близнецов в резко различных условиях развития представляет собой подлинный
эксперимент природы, так как наследственные особенности организма здесь
полностью приравнены. В большинстве случаев, однако, различия в
сопоставляемых условиях развития очень сложны и разнообразны. Поэтому для
правильного объективного истолкования анамнестических фактов необходимы
специальные методические критерии. Наиболее обстоятельно эти критерии
проанализированы В. Н. Мясищевым и Н. И. Феоктистовой (1931). Важнейшие из
них следующие: При таком сопоставлении внешних воздействий с психологической почвой,
на которую они падают, особое место занимают психосоматические отношения. 2. Правильное анамнестическое истолкование невозможно, если мы пытаемся
оценить влияние какого-либо отдельного изолированного условия среды или
воспитания на формирование определенной индивидуальной психической
особенности. Формирование каждой такой особенности и всей личности в целом
определяется не каждым отдельным условием, а целостной системой условий. В
упомянутой статье В. Н. Мясищева и Н. И. Феоктистовой приводится следующая
иллюстрация. Ребенок 12 лет проявляет в настоящее время пессимизм,
склонность к унынию, апатии, уединению. Чем объяснить это состояние? Каждый из приведенных фактов в отдельности недостаточно значителен,
чтобы обусловить пессимизм и уныние ребенка как устойчивую черту характера. В анамнезе обычно остается место для субъективного истолкования фактов.
Исследованиями темперамента занимались и занимаются как отечественные, так и зарубежные психологические школы. Учение Гиппократа - Галена, до сих пор излагаемое чуть ли не в каждом учебнике психологии разделялось многими исследователями. Для большинства из них характерно магическое пристрастие к числу четыре, к которому сводится множество темпераментов, что в античных концепциях обосновывалось учением Эмпедокла о четырех стихиях. О влиянии, которое оказало учение древних врачей и философов на дальнейшее исследование темпераментов, можно судить хотя бы по тому, что до середины XVIII в. почти все исследователи видели анатомо- физиологические основы темперамента в строении и функции кровеносной системы. Такое представление сохранилось и в эпоху научной психологии. Так, известный исследователь темпераментов немецкий психиатр Э. Кречмер считал, что установленные им четыре основные свойства темперамента - чувствительность к раздражителям, настроение, темп психической деятельности и психомоторика - обусловлены химическим составом крови. Известна также химическая теория темперамента 30х годов нашего века, принадлежащая У. Мак-Дауголлу, непосредственно примыкающая к древней гуморальной концепции. Японский психолог Т. Фурукова в тот же период высказывал мнение, что основным методом диагностики темперамента является определение химического состава крови. Параллельно с эндокринными концепциями начиная с середины XVIII в. развивались теории темперамента, связанные с некоторыми свойствами нервной системы. Так, Альбрехт Галлер, основоположник экспериментальной физиологии, который ввел важные для психологии понятия возбудимости и чувствительности, утверждал, что основными факторами различий по темпераменту являются сила и возбудимость самих кровеносных сосудов, через которые проходит кровь. Эту идею воспринял ученик А. Галлера, Г. Врисберг, который связывал
темперамент непосредственно с особенностями нервной системы. Так, он
считал, что в основе холерическо-сангвинистического темперамента лежит
крупный мозг, “сильные и толстые нервы” и высокая возбудимость органов
чувств. Идея связи особенностей темперамента с определенными анатомическими
и физиологическими характеристиками нервной системы в различных формах
появляется в учениях многих философов и врачей XVIII и XIXвв. Она получила
частичное экспериментальное подтверждение главным образом в типологии И.П. Под влиянием антропологов, обративших внимание на различия в строении
тела, и психиатров, подчеркивающих индивидуальные различия в
предрасположенности к психическим заболеваниям, на рубеже XIX и XX вв.
сформировалась концепция, согласно которой существует связь между
телосложением и свойствами темперамента. Эта концепция, распространенная
прежде всего среди итальянских, французских и немецких исследователей (А. - - - - - - _ _ _ _ А Б В Г Рис.1 Типы телосложения по К. Сиго: А - дыхательный, Б - пищеварительный, В - мускульный, Г - мозговой. Каждой системе организма соответствует определенная внешняя среда,
воздействующая на эту систему. Так, воздух - источник дыхательных реакций;
пища, попадающая в пищеварительную систему, образует источник пищевых
реакций; моторные реакции протекают в физической среде; социальная среда
вызывает различные мозговые реакции. Исходя из этого, К. Сиго выделяет - в
зависимости от преобладания в организме одной из систем - четыре основные
типа телосложения: дыхательный, пищеварительный, мускульный и мозговой Преобладание какой-либо одной системы над остальными приводит к специфической реакции индивида на определенные изменения окружающей среды, благодаря чему каждому из типов телосложения соответствуют определенные особенности темперамента. Взгляды К. Сиго, как и некоторые другие концепции того времени, связывающие телосложение с психическими особенностями организма, оказали существенное влияние на формирование современных конституционных теорий, получивших широкое распространение в психологии темперамента. Независимо от перечисленных гипотез о физических основах темперамента все более крепло убеждение в том, что его свойства наиболее отчетливо проявляются в тех формах поведения, которые непосредственно связаны с энергетическими затратами организма - со способами накопления и расходования энергии и количественными характеристиками процессов. Поэтому большинство исследователей темперамента обращали внимание прежде всего на эмоциональные и моторные реакции индивида, особенно подчеркивая их формальный аспект, то есть их силу (интенсивность) и протекание во времени. Классическим примером такого подхода может служить типология темпераментов, В. Вундта, создателя экспериментальной психологии. Он понимал темперамент как предрасположенность к аффекту, что нашло выражение в следующем тезисе: темперамент для эмоции то же, что возбудимость - для ощущений. Исходя из такого понимания, В. Вундт выделял два биполярных свойства темперамента, а именно силу и скорость изменения эмоции, подчеркивая значение энергетической характеристики индивида (табл.1). Таблица 1 Классификация темпераментов (по Вундту) Мы находим у В. Вундта чрезвычайно важную, на наш взгляд, мысль о том, что каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны, а это, в частности, означает, что правильное воспитание предполагает использование достоинств данного темперамента и в то же время нивелированное отрицательного влияния, какое он может оказывать на поведение индивида. Вряд ли возможно изложить здесь всю исключительно богатую и долгую историю размышлений и исследований, посвященных темпераменту. Пожалуй стоит ограничиться лишь наиболее распространенными, как мне кажется, взглядами. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Итак, подводя итог вышесказанному хочется еще раз отметить, что
изучением темперамента занимались и занимаются психологи разных стран. О природе темперамента высказывались различные точки зрения начиная с Не малый вклад в изучение данного вопроса внесли работы Павлова И.П., В своей работе я постаралась освятить физиологическую основу темперамента, дать психологическую характеристику темпераментов, раскрыть связь темперамента с личностью, рассказать о методах изучения темпераментов, а так же о достижениях зарубежных и отечественных психологов в этой области. На мой взгляд, мне это удалось. ЛИТЕРАТУРА.
|
|
© 2010 |
|