РУБРИКИ

Методы психоаналитической психодиагностики в психокоррекционной работе

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Методы психоаналитической психодиагностики в психокоррекционной работе

Методы психоаналитической психодиагностики в психокоррекционной работе

Методы психоаналитической психодиагностики в психокоррекционной работе

Современная психология - это не только теоретическая дисциплина, но и система прикладного знания.

Сегодняшнему психологу-практику без сомнения нужны знания основ общей и возрастной психологии. Но само по себе знания этих основ - это первичная база для освоения ведущих психологических теорий и концепций, с последующим выходом в практическую деятельность.

Весь спектр задач стоящих перед психологом-практиком можно свести к двум основным - психодиагностика и психокоррекция в любом виде - будь то психологическое консультирование, психоаналитически ориентированная психотерапия или НЛП. Ясно здесь то, что в какой бы форме не осуществлялась психологическая помощь, она обладает общей характеристикой - индивидуальностью своей направленности. Эта индивидуальность базируется на глубоком проникновении в личность обратившегося за помощью, в его чувства, актуальные переживания, бессознательные установки и т.д. Для этого одного лишь психологического чутья и интуиции недостаточно - требуются специальные психодиагностические методы.

Однако при всей важности стоящих задач возникают трудности в выборе методов исследования, подборе методик. Для решения этих задач возможен ряд путей. Один из путей - это расширение диапазона применяемых методик. Другой путь связан с углублением, качественным изменением интерпретации традиционных методик. Особой глубиной интерпретации обладают проективные методы, особенно те, стимульный материал которых слабоструктурирован. Слабоструктурированный или неструктурированный стимульный материал относительно свободен от контроля сознания, а следовательно не подвергается массированной обработке психологическими защитными механизмами и способен выявлять глубинные, неосознаваемые, базисныесвойства личности, в том числе и вытесненные из сознания, но являющиеся причиной невротизации и дезадаптации личности.

Среди слабоструктурированных методик внимание привлекает цветовой тест Люшера. Он достаточно лаконичен и дает широкий спектр информации об испытуемом. Приходится с сожалением отметить, что из-за своей простоты в использовании тест Люшера стал предметом широкой публикации. Ощутимый удар методике нанесла публикация каталога теста в книге “Методы психодиагностики в спорте”, которая была предназначена не только психологам, но и тренерам. Можно сказать, что после этой публикации и ряда ей подобных тест “вышел в тираж”. Однако существуют возможности использовать новые подходы к интерпретации теста, несколько изменив процедуру исследования и принципы интерпретации.

Среди проективных методов психодиагностики отдельное место занимает тест восьми влечений Сонди. По мнению В.В. Джосса, кишиневского психолога и одного из первых переводчиков работ Л. Сонди, относящегося к проективным тестам второго поколения вместе с тестами Люшера и Розенцвейга. Его особенность и отличие от других методов заключается в том, что Сонди создал не только метод позволяющий проникнуть через фильтр психологических механизмов личности, но и теорию судьбоанализа, сравнимую с концепцией психоанализа, созданную великим венцем - Зигмундом Фрейдом. В отличии от теорий Адлера и Юнга, теорию Сонди отличает стройность и богатая экспериментальная база, позволяющая отойти от голого эмпиризма “великих отступников”.

Однако можно отметить достаточно интересную закономерность - о методике портретных выборов знают многие, но работают с ней единицы. Перспектива работы с ней довольно заманчива, при помощи методики можно миновать фильтр защитных механизмов и получить информацию о актуальных проблемах личности. Но и здесь есть препятствие - интерпретация написана на ортодоксальном психоаналитическом тезаурусе с судьбоаналитическим уклоном и разгрести нагромождение терминов и понятий не каждому психологу вышедшему со спецфака под силу.

В связи со спецификой подросткового контингента, классические психометрические методики, такие как 16 PF и его модификация - 12 PF не дают желаемого результата - а именно стройной картины особенностей характера и актуальных потребностей подростка. А в отношении проективных методик, существуют затруднения со стороны психологов, о чем было сказано выше.

Для облегчения работы с методом портретных выборов Л. Сонди, нами была разработана компьютерная психодиагностическая версия методики. Она отличается от аналогичных возможностью получения интерпретации по формуле и классу влечений, а также попыткой перевода ортодоксального психоаналитического языка на язык терминов и понятий, знакомых большинству психологов.

НЕКОТОРЫЕ КОРРЕЛЯЦИОННЫЕ СВЯЗИ, НАЙДЕННЫЕ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ

“КОНСУЛ” 1.3

(Метод портретных выборов Л. Сонди)

Корреляционные связи факторов переднего плана теста Сонди тестом ММИЛ полученные на репрезентативной выборке 402 испытуемых мужчин в возрасте 19-59 лет.

Вектор S


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.