РУБРИКИ

Методы психологического познания

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Методы психологического познания

Методы психологического познания

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Характеристика психологии, как и всякой науки, не оканчивается определением её предмета, она включает и определение методов её познания. Методы, то есть пути познания – это способы, с помощью которых познаётся предмет науки. Наука – это, прежде всего исследование.

Психология, как и каждая наука, пользуется большим количеством разных методов. Психика,  сознание изучается психологией в единстве внутренних и внешних проявлений. Взаимосвязь психики и поведения, сознания и действительности является не только объектом, но и средством психологического исследования, опорной базой всей методики. Общая задача всех методов объективного психологического исследования заключается в том, чтобы выявить соотношение между внешним протеканием процесса и его внутренней природой, и по внешнему протеканию определить внутреннее содержание. Однако каждый отдельный, изолированный взятый акт поведения допускает обычно различное психологическое истолкование. Внутреннее психологическое содержание  действия  раскрывается обычно не из отдельно взятого фрагмента поведения, а из системы деятельности. Поэтому нужно учитывать деятельность человека, а не только один отдельно взятый акт, и соотносить эту деятельность с конкретными условиями, в которых она совершается. На основе этого можно правильно раскрыть то внутреннее психологическое содержание действий и поступков, которое может быть утаено в высказываниях человека, но обнаруживается в его действиях. Этот принцип объективного психологического исследования реализуется многообразными методическими средствами, которые зависят от особенностей предмета исследования.


















МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

 

 

Основными путями познания психологии является наблюдение и эксперимент. Существуют разные виды наблюдения и эксперимента. Наблюдение, в свою очередь делится на два вида: самонаблюдение (интроспекция) или внешнее наблюдение (объективное наблюдение). Внешнее или объективное наблюдение может быть непосредственным и опосредованным, прямым  и косвенным, включенным и сторонним, естественным и лабораторным, систематическим и поисковым. Также существуют и различные формы или виды эксперимента. Одна разновидность эксперимента – естественный эксперимент, это промежуточная форма между экспериментом и простым наблюдением.

Одним из основных методов исследования в психологии является наблюдение. Наблюдение - исторически наиболее древний метод, использующийся  практически всеми науками. В психологии оно выступает в двух основных формах - самонаблюдение или интроспекция и объективное наблюдение, которое может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным, включенным и сторонним, естественным и лабораторным, систематическим и поисковым.

Интроспективная психология, психология сознания считала самонаблюдение или интроспекцию не только самым главным, но и единственным методом в психологии. В основе этого убеждения лежали два основных обстоятельства. Первое – это фундаментальное свойство сознания непосредственно открываться субъекту. Второе состояло в том, что эти же  процессы оказываются закрытыми для внешнего наблюдателя. А это полностью совпадало с той общей позицией, согласно которой психика превращалась в замкнутый в себе внутренний мир, и никто не может непосредственно пережить состояния сознания субъекта как он сам. Самонаблюдение или "интроспекция" представляет собой изучение наблюдателем себя, своего внутреннего мира, различных психических реакций. Основоположником метода интроспекции считается английский философ Дж. Локк (1632 – 1704). Долгое время в среде мыслителей, занимающихся исследованием психических явлений, было распространено мнение, что изучить психику извне невозможно, т.к. это замкнутый в себе мир, доступный только себе самому. Достоинством этого метода является его высокая информативность, простота использования. Но по мере развития научной психологии выявились многочисленные отрицательные стороны самонаблюдения. Основными являются невозможность проверки результатов и невозможность одновременного осуществления сразу двух действий.

 Объективная, поведенческая психология вообще отвергала самонаблюдение или интроспекцию и признавала единственным методом психологии объективное наблюдение внешнего поведения.

Современная психология исходит из единства внутреннего и внешнего. Интроспекция, то есть наблюдение за собственными внутренними психическими процессами, неотрывна от наблюдения за их внешними проявлениями. Познание собственной психики самонаблюдением всегда осуществляется  опосредованно через наблюдение внешней деятельности. В единстве внешнего и внутреннего, объективного и субъективного, основным является объективное. Основными методами психологического познания являются методы объективного исследования. Но это не означает, что данные самонаблюдения не могут быть использованы в психологии. Эти данные могут быть исходной точкой для заключений о психическом процессе восприятия, они так же используются в физических и социальных науках. Наблюдение, исследование в психологии должно вестись в основном объективными методами.

Объективное, внешнее наблюдение – самый простой и наиболее распространённый из всех объективных методов исследования. Он широко применяется в психологии, так же как и в других науках. Научное наблюдение непосредственно соприкасается с обыкновенным житейским наблюдением и восприятием. Первое основное требование для правильного научного наблюдения – наличие чёткой целевой установки. Четко осознанная цель должна руководить наблюдением, давая ему правильную установку на предмет самого наблюдения. После установки цели необходимо определить план наблюдения, который должен быть зафиксирован в схеме. В наблюдении, как и в любом научном методе необходимо исключить элемент случайности, который свойственен житейскому наблюдению. Всякое наблюдение неизбежно носит избирательный или выборочный, частичный характер. Весь отбор материала осуществляется не случайно, а сознательно по плану. Наблюдение становится методом научного познания, потому что оно не оканчивается на простой регистрации фактов, а переходит к формированию гипотез. Их надо проверить на новых наблюдениях, отметить исключения и уточнить ранние гипотезы или, если нужно, заменить их новыми.

 Сторонники объективной поведенческой психологии понимали под предметом объективного психологического наблюдения – наблюдение за внешними проявлениями психической деятельности. Это, по их мнению, были только внешние реакции – различные движения, жесты, только внешнее проявление физиологических процессов. Основоположником этой идеи выступил американский психолог Дж. Уотсон. Он заявил, что психология должна заниматься не явлением сознания, а поведением. В 1913 году появляется новое направление в психологии – бихевиоризм. Бихевиористы отрицали существование сознания. Они утверждали, что сознание не существует для психологии. Для них поведение объяснялось в научных понятиях как система сложных реакций. Бихевиористы стремились прийти к тому, чтобы по стимулу предсказывать поведение человека и наоборот по реакции человека заключать о вызвавшем её стимуле. Важными заслугами бихевиоризма является то, что в отличие от интроспекции, бихевиоризм внёс в психологию сильный материалистический дух, благодаря этому она была повёрнута на свой естественнонаучный путь развития. И то, что был введён объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешних наблюдений, фактов, процессов и событий.

В действительности объективное наблюдение в психологии направлено не на реакции, не на только внешние действия, а на их психологическое содержание. В психологии существует много объективных методов, из которых наиболее простым являются различные виды наблюдения.

Непосредственное наблюдение предполагает контакт исследователя с объектом наблюдения. При опосредованном наблюдении исследователь знакомится с наблюдаемым объектом заочно, посредством различных документов, например, дневников, автобиографий, результатов творчества. Например, З. Фрейд изучал личность Ф. Достоевского по его произведениям, а Э. Фромм  анализировал личность Гитлера по рассказам о нём его приближенных и известным фактам биографии.

Косвенное наблюдение используется, когда мы хотим при помощи объективных методов исследовать процессы, не поддающиеся прямому наблюдению. Например, это может быть выявление степени усталости человека. В этом случае мы можем судить о выраженности этого процесса лишь косвенно. Например, по изменению степени концентрации внимания, по количеству совершаемых ошибок.

При включенном наблюдении исследователь становиться частью наблюдаемого коллектива. При стороннем наблюдении исследователь в контакт с наблюдаемой ситуацией не входит.

Естественное наблюдение происходит в обычных условиях. Естественное наблюдение отличается от естественного эксперимента тем, что при наблюдении исследователь не контролирует ситуацию, а просто наблюдает за ней. Например, наблюдение за играми детей на площадке. Наблюдатель не может участвовать в этой игре, он может за ней только наблюдать. Есть две проблемы, часто возникающие при естественном наблюдении. Первая состоит в том, что разные наблюдатели по-разному интерпретируют одни и те же явления. Например, в случае с игрой крик ребёнка один наблюдатель может отнести к категории агрессивных действий, а другой – к условиям игры. Вторая проблема – рассеянность наблюдателя. Он может не заметить каких-то важных деталей. Чтобы этой проблемы не было, рекомендуется вести наблюдение сразу двумя наблюдателями, чтобы потом сравнить их записи. Численное выражение совпадения их данных называется межнаблюдательной надёжностью.

Систематическое наблюдение предполагает изучение определенного аспекта поведения, изучению которого посвящено это исследование.

Поисковое наблюдение не подчинено определенной цели, но часто меняет всю картину исследования, если  исходная гипотеза была неверна.              

В современной психологии основным методом исследования, является экспериментальный метод. Экспериментом называют метод, при котором исследователь сам вызывает исследуемое явление. Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать для объективного внешнего наблюдения доступным существенные особенности внутреннего психического процесса. Эксперимент получил очень многообразные и широкое применение в самых разных областях психологии – психологии животных, в общей психологии и в психологии ребёнка.

Большинство лабораторных экспериментов начинается с экспериментальной гипотезы. Это предположение или ожидание относительно того, что произойдёт в определённой ситуации. Например, можно выдвинуть гипотезу о том, что громкий шум мешает человеку усваивать содержание книги, которую он читает. Гипотеза предполагает наличие переменных. Под переменной понимается любая реальность, которая может изменяться в экспериментальной ситуации. Независимая переменная – аспект ситуации, который контролируется экспериментатором. В этом примере независимая переменная – наличие или отсутствие громкого шума. Так же гипотеза предполагает наличие зависимой переменной, это переменная, которая изменяется при действии независимой переменной. Обычно это аспект поведения участника эксперимента. В примере - это количество усвоенной информации. Гипотеза, проверяемая в эксперименте предполагает влияние независимой переменной на зависимую. Существует понятие нулевой гипотезы – предположение о том, что независимая переменная на зависимую никак не влияет. То есть в этом случае шум не влияет на усвоение смысла текста. Чаще всего при проведении эксперимента испытуемых произвольно или по каким-то признакам делят на две группы - экспериментальную и контрольную. Для экспериментальной группы создают измененные условия деятельности, для правильного проведения эксперимента крайне важно проследить, чтобы все испытуемые в экспериментальной группе находились в одинаковых условиях. Контрольная группа таким изменениям не подвергается. Эти предосторожности и разделения на группы необходимы для уверенности в том, что наблюдаемые проявления психики связаны с измененными условиями, а не с какими-то другими факторами. Очень важны и сами методы организации эксперимента. Существует три метода. Метод независимой организации – каждый участник находится в составе только одной группы. Метод попарной организации – каждый участник находится в составе только одной группы, но в другой группе есть участник со схожими, важными параметрами. При использовании этого метода разделение участников на группы происходит на основе имеющийся о них информации. Это нужно, для того чтобы сделать группы равными по параметрам. Метод повторяющихся измерений – исследование проводится дважды с одной и той же группой. То есть каждый участник проходит испытание дважды. В моём примере чтобы узнать влияет ли шум на усвоение информации, участник эксперимента будет читать главу книги два раза – сначала при шуме, потом в тишине. Но тут возникает проблема – после прочтения главы в первый раз, человек уже будет знать её содержание. Опыт, который испытуемые получают в ходе исследования, оказывает на них определённое воздействие. Этот эффект называется эффектом облученности. Чтобы исключить его в примере с книгой нужно одной половине участников предложить прочесть главу сначала при шуме, а потом в тишине, а второй – сначала в тишине, а потом в шуме. Все три способа организации эксперимента дают объективные результаты в случае правильного использования.

Когда психологи разрабатывают и проводят свои эксперименты, они заботятся о том, чтобы аналогичный результат мог быть получен и другими специалистами. Это свойство эксперимента называют воспроизводимостью.  Это одно из главных свойств эксперимента – результаты могут быть вновь получены другим экспериментатором. Плюсы экспериментального метода в том, что он позволяет контролировать экспериметнальную ситуацию и варьировать почти любую её переменную по желанию. Минусы  заключаются в том, что участники лабораторного эксперимента ведут себя неестественно, так как находятся в новой, искусственно созданной  ситуации и за ними наблюдают незнакомые люди.

Своеобразным вариантом эксперимента является метод естественного эксперимента. Этот метод был предложен А.Ф. Лазурским. Основная идея этого метода сочетать экспериментальность исследования с естественностью условий. При методе естественного эксперимента экспериментальному воздействию подвергаются условия, в которых протекает изучаемая деятельность, но саму деятельность испытуемого наблюдают в её естественном протекании. Условия такого эксперимента естественнее, чем условия лабораторного, отчасти потому, что участники не знают о том, что за ними наблюдают. Вместо того чтобы переводить изучаемые явления в лабораторные условия, стараются учесть влияние и подобрать естественные условия, которые соответствует целям исследования. В этих естественных условиях, наблюдаются изучаемые процессы в естественном протекании, без вмешательства со стороны экспериментатора. Условия естественного эксперимента более реальны и его участники, как правило,  не знают, что они принимают участие в эксперименте. Отрицательные стороны состоят в том, что условия большинства естественных экспериментов сложно контролировать.

Помимо исследования, построенного на наблюдении, и экспериментального исследования, возможно психодиагностическое исследование. На его основе проверяются гипотезы о зависимостях между различными психологическими характеристиками. Описав их особенности у достаточного количества испытуемых, возможно на основании математических процедур выявить их взаимосвязь. Психодиагностические методы, методы выявления и измерения индивидуальных особенностей на основе процедур и разных техник.

Для исследования возрастных изменений применяется лонгитюдный метод. Психолог, применяющий лонгитюдный метод, работает с одной и той же группой людей или с одним человеком регулярно, обследуя их по одним и тем же параметрам на протяжении длительного времени.

Для сбора мнений большого числа людей используется опрос. В опросах, как правило, используются анкеты. При анкетировании испытуемым предлагают тщательно разработанный опросник с фиксированными вопросами и ответами. Обычно анкеты делаются такими, чтобы их можно было легко и быстро заполнить. Исследователь затем по ответам судит о наличии или отсутствии тех или иных психических свойств. Наличие анкеты позволяет исключить возможность прямого влияния мнения экспериментатора на результат.  Интервью имеет только фиксированные вопросы, но ответы могут быть свободными. Интервью обладает некоторым плюсом – оно даёт возможность уточнить, переспросить, вопрос, который задан субъекту, или уточнить ответ, который он дал. Но сами результаты интервью порой больше говорят о характере взаимодействия того, кто задаёт вопросы и кто на них отвечает. Так же результаты интервью могут искажаться. Большинство людей хотят представить себя в хорошем свете и дают ответы на вопросы желаемые, а не честные.

Методом беседы проводятся большие исследования, например клиническая беседа. Беседа предусматривает выявление интересующих психолога связей на основе эмпирических данных, полученных в живом двустороннем общении с испытуемым. При анализе хода результатов беседы перед психологом встаёт много проблем, они касаются откровенности испытуемого, его отношения к психологу, в честности ответов. Сам же психолог, как и в ситуации с наблюдением, так же не свободен от субъективности, несмотря на то, что беседа заранее планируется и основные вопросы определяются до её начала. Поэтому использование беседы как основного метода возможно при соответствующей квалификации психолога, при его умении установить контакт с испытуемым.

Психологические тесты позволяют количественно измерить различные характеристики психики: например, интеллект, внимание, мыслительные операции, память. А также различные психические состояния, например тревогу, фрустрацию, депрессию. Тестов существует очень много. Б.Г. Ананьев разделил тесты на две группы: стандартизированные  тесты и проективные тесты.

Стандартизированные тесты это тесты, ориентированные на оценку. Среди них одна из очень популярных и распространённых разновидностей – тесты интеллекта. Из наиболее распространенных тестов интеллекта в психологии применяется шкала измерения интеллекта Векслера. Она содержит 11 тестов, направленных на диагностику различных сторон интеллекта, например, оценка оперативной памяти, выявление уровня понимания и умение сформулировать понимание, выявление степени усвоения зрительно-моторных навыков и т.д. Одна из разновидностей теста  интеллекта – тест-рисунок. От испытуемых требуется, чтобы они что-нибудь нарисовали. Например, дом, свою семью, дерево. В 1926 году был распространён тест «Нарисуй человека», предназначенный для измерения уровня интеллектуального развития у детей и подростков. Предлагалось нарисовать на бумаге человека и сделать это как можно лучше. Оценка производилась на основании сопоставлении рисунка с возрастными нормами, предусматривающими уровень владения перспективой, соблюдение пропорций и т.д. От интеллектуальных тестов отличаются тесты креативности, предназначенные для измерения творческих способностей. Эти два понятия отличаются тем, что показатели креативности, согласно ряду исследований, могут не соответствовать показателям, полученным на основе тестов интеллекта. В связи с этим «интеллект» и «креативность» иногда противопоставляются. В основу теста кладётся способность субъекта продуцировать новые необычные идеи. Известны тесты Медника, определяющие способность к отдалённым ассоциациям, тест Бэррона, определяющий отношение к незавершенным изображениям и многие другие.

Другая группа тестов – проективные тесты. В основе этого теста лежит принцип проекции. В разнообразных проявлениях субъекта – творчество, высказывания – воплощается личность, в том числе скрытые, неосознаваемые побуждения, стремления конфликты, переживания. А так же защитный механизм субъекта – приписывание собственных побуждений и чувств другому объекту. Для испытуемого создаётся достаточно неопределённая ситуация, оставляющая ему свободу действий. Материал, предъявляемый обследуемым для работы, может толковаться разнообразными способами. Главным остаётся не его объективное содержание, а субъективный смысл, то отношение, которое он вызывает у испытуемого. Существует несколько классификаций проективных тестов. Конститутивные тесты – работа испытуемого заключается в придании смысла материалу, его структурирование. Наиболее известным конститутивным тестом является тест чернильных пятен. Этот метод был разработан в 20-е годы в Швейцарии психиатром Г. Роршахом. При проведении этого эксперимента испытуемым предъявляют карточки чернильными кляксами различных цветов, и он должен ответить, на что эти пятна похожи. Психологом ведётся запись высказываний испытуемого, фиксируется время ответов, особенности поведения. Существуют многочисленные модификации теста Роршаха. Конструктивные проективные тесты – предполагают создание целого из отдельных деталей. Среди конструктивных проективных тестов известен «тест мира». В этом тесте испытуемому предлагается  около 200 моделей разнообразных предметов (люди, транспорт, дома и т.д.). испытуемый по своему желанию создаёт из этих моделей некий мир. При анализе учитывается, какие предметы выбираются первыми, какого типа предметы используются, форма конструкций и др. Интерпретативные проективные тесты – предлагают толкование, интерпретацию событий, предлагаемых ситуаций, изображений. Из этой группы очень популярен «тест тематической апперцепции», сокращённо именуемый ТАТ. Испытуемому предлагаются таблицы с картинками, изображающими неопределённые ситуации, и предлагается составить рассказ, в котором описывались бы события, приведшие к этой ситуации в картинке, отношения персонажей, чувства. Во время рассказа осуществляется дословная запись слов испытуемого, фиксируются все паузы особенности поведения, мимики. При анализе определяется, с каким героем соотносит себя испытуемый, определяются его важные характеристики. В итоге создаётся представление об особенностях субъекта, его внутренних и внешних конфликтах, способах защиты.  Катартические проективные тесты – предполагают творческую деятельность в особо организованных условиях. Ярким примером такого метода является психодрама, чаще рассматриваемая как метод психотерапии. Этот метод был предложен в 1946 году. В психодраме осуществляется что-то вроде импровизированной театральной постановки по поводу истории, рассказываемой одним из участников группы. Считается, что в условиях групповой поддержки, в драматических построениях, содержательно близких переживаниям участника психодрамы, он будет проявлять свои личностные особенности. Экспрессивные проективные методы – предполагают рисование на свободную или заданную тему. Одним из часто встречающихся в психологии тестов является тест «нарисуй человека» и его варианты. Испытуемому предлагается нарисовать человека, после завершения рисунка предлагается нарисовать ещё одного человека противоположного пола. Потом следуют вопросы относительно этих фигур – пол, возраст, привычки. При интерпретации исходят из положения, что в рисунке субъект выражает своё «Я» и можно определить его особенности. Большое внимание уделяется тому, как нарисованы отдельные детали фигуры – руки, голова, обращается внимание на их пропорции. Большой популярностью пользуются вербальные (речевые) проективные методики. Они относятся к группе аддитивных тестов. И предполагают завершение испытуемым рассказа, фразы. Например, метод "Незаконченное предложение". Этот метод впервые был применён в 1928 году А. Пейном. Исследователь предлагал испытуемым начало предложения, которое они должны были закончить. Или метод, при котором испытуемый должен закончить незавершённый рассказ, сказку. Такой метод часто несёт и психотерапевтическое значение, потому что позволяет отреагировать подавленные переживания в творчестве. По тому, как испытуемые домысливают эти рассказы и делаются заключения об их личности, намерияних, целях. В настоящее время в психологии, особенно зарубежной, разработано огромное количество разных тестов. Самое главное в тесте это понятие валидности и надёжности. Крупнейший специалист в области тестирования А. Анастази указывает на валидность как на понятие, указывающее, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает. Понятие валидности и надёжности в тесте очень важны, и многие нарекания в адрес значительного числа тестов связаны с сомнительностью их валидности и надёжности.

В психологии бывают случаи, когда психотерапевт может обнаружить много интересного в том, что рассказывает его один клиент. В таких случаях применяют то, что называется изучением одного случая. Изучение отдельного случая даёт богатый материал для понимания проблемы, или может показать, что какая-то теория ошибочна. То, что верно для одного человека, может быть неверно по отношению ко многим другим людям.

 Много методов позаимствовано и у других наук. Например, психофизиологические методы. Они позволяют оценить особенности психических явлений тем, что регистрируют различные физиологические параметры. К ним относятся изменение ширины открытия зрачка, частота пульса, электроэнцефалограмма. Психологическое исследование никак не может замкнуться в простом описании психических явлений, оторванном от изучения их психофизиологических механизмов. Нельзя недооценивать значение физиологических методик в психологическом исследовании. Например, метод условных рефлексов И. П. Павлова это мощное средство анализа чувствительности. Так как психология утверждает единство психического и физического, психологическое исследование часто включает физиологический анализ психологических процессов. Но физиологическая методика в психологическом исследовании играет вспомогательную, второстепенную роль. Главным вопросом является умение правильно их соотнести так, чтобы они образовали единство в исследовании.

































 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Самое главное в психологическом исследовании, это то, что исследование никак не должно основываться на простой регистрации результата деятельности и устанавливать и навсегда фиксировать стандартные показатели психического состояния. Один и тот же внешний результат может иметь разное психологическое содержание, это зависит от того, в какой конкретной ситуации он имел место. Поэтому раскрытие психологического содержания результатов каждого объективного исследования, которое исходит из внешних данных, его правильная расшифровка требуют обязательного изучения конкретной личности в конкретной ситуации. Методика психологического исследования, которая идёт к психологическому познанию человека, должна опираться на социально-исторический анализ деятельности человека. Потому что  образ мыслей людей определяется образом их жизни, их сознание общественной практикой. Целью психологического исследования должно быть раскрытие специфических психологических закономерностей. Для этого необходимо не использование одних только статистических данных, но и анализ конкретных индивидуальных случаев. Каждая психологическая дисциплина имеет свою методику, которая отличается от других методов. И каждая отдельная проблема имеет свою специальную методику, предназначенную для её изучения.




















СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

 

1.         Айзенк М. Психология для начинающих. / пер. с англ. Е. Клиориной. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 384 с.

2.         Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М.: ЧеРо, 2003. – 336 с.

3.         Гриншпун И.Б. Введение в психологию: Учебное пособие. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 152 с.

4.         Годфруа Ж. Что такое психология? – М.: Международная педагогическая академия, 1992. – 129 с.

5.         Каменская Е.Н. Основы психологии: краткий курс лекций. – Ростов н/Д.: Феникс,2003 – 192 с. 

6.         Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / Под. ред. Абульхановой К.А. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 713 с.

7.         Хрестоматия  по социальной психологии: Учебное пособие / Под. ред. Кутасовой Т. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 222 с.




© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.