РУБРИКИ

Межличностные отношения детей с задержкой психического развития

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Межличностные отношения детей с задержкой психического развития


Инструкция учителю: зачеркните цифру, кодирующую единицу поведения, в том случае, если она характерна, типична, по вашему мнению, для данного учащегося.

В карте выделен набор из 162 единиц поведения, которым учитель (опираясь на личные наблюдения) дает оценку. Единицы поведения сгруппированы в 11 симптомокомплексов. Центральная вертикальная черта отделяет более тяжелые нарушения (справа) от менее тяжелых (слева). При подсчете симптом, находящийся слева от вертикальной черты, оценивается одним баллом, справа-двумя. Далее подсчитывается сумма баллов. Критической точкой отсчета, свидетельствующей о серьезном нарушении адаптации, является сумма 25 баллов и выше.

В ходе констатирующего эксперимента была проведена комплексная диагностика выбранных параметров при помощи указанных методов, которая позволила определить актуальное состояние и характер межличностных отношений.


Глава 3. Результаты эмпирического исследования особенностей межличностных отношений у подростков с задержкой психического развития


Статусная структура группы-социально-психологический показатель, отражающий положение детей в системе межличностных отношений. Социально-психологический социометрический статус определяется числом выборов, полученных от сверстников, и свидетельствует о степени признания в группе.

Социометрическая матрица представляет собой таблицу, в которую заносятся первичные социометрические данные. В этой таблице по горизонтали и по вертикали расположен полный списочный состав группы. Обработка данных на этом этапе заключается в занесении в таблицу данных о том, кого выбирал, а кого отверг каждый конкретный член группы. Плюс – выбор, - отвержение.

После заполнения таблицы заполняются ещё две строчки, в которых производится подсчёт суммы выборов и суммы отвержений, полученных каждым членом группы от других. Таким образом, каждый участник становится обладателем двух баллов.

С точки зрения социометрии эти баллы могут быть рассмотрены как числовые выражения статуса индивида в группе, точнее в системе межличностных предпочтений. В данной таблице также можно подсчитать, есть ли, и в каком количестве, у каждого члена группы взаимные выборы и отвержения.

По полученным суммам можно судить о том, какие члены группы являются наиболее предпочитаемыми, много ли в группе людей со средним статусом, есть ли непопулярные члены группы.

В исследованных нами классах дети распределились следующим образом:


Социометрическая матрица в контрольной группе


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1


+

-

+

-

+

-

-

-

+

+










2

+



+

-

+



-

+

+










3


-



-


+

+

+




+

-


-


+


-

4

+

+

-



+

-

-

-

+

+


-

-



-




5


-





-

-

-


-

+



+



+

+

+

6

+

+


+






+

+


-

-


-

-


-


7



+





+



-


+

+


+

-

-

-

-

8



+




+


-

-

-

-

+

+



+


-


9


-

+

-

-

-

+



-



+

+



+




10

+

+

-

+

-

+

-

-

-


+

-









11

+

+


+

-

+




+




-




-

-

-

12


-


-

+

-


+


-



-


+


+


+


13



+

-

-

-

+

+

-

-




+




+



14

-

-

+

-

-

-

+

+

+




+








15


+


-

+

-


-

-



+

-

+






+

16



+


-

-

+


+


-

-


+



+



-

17


-

+

-


-

+

+


-

-


+


+






18



+


-


+



-


-

+



+

+


-

-

19

+


-


+


-


-

+


-


+

-





+

20


+


+



+

-



+


-

-

-

+

-




с+

6

7

8

6

3

5

9

6

3

6

6

2

7

6

2

4

5

3

2

3

с-

1

3

4

5

8

5

5

5

7

4

2

5

6

4

2

2

3

1

3

3

в+

5

5

5

5

3

5

5

4

2

5

5

2

5

4

1

2

2

2

1

0

в-

0

0

0

0

2

0

0

1

3

0

0

3

0

1

4

3

3

3

4

5

п+

1

1

1

1

2

1

0

0

0

0

1

1

2

1

0

0

1

2

0

0

п-

0

1

2

0

1

0

0

0

1

1

0

0

2

1

0

0

1

1

0

0

р+

5

5

5

5

1

5

5

2

0

3

3

1

2

2

0

1

1

1

0

0


Социометрическая матрица в экспериментальной группе


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1


+

-

+

-

+

-

-

-

+

+










2

+



+

-

+



-

+

+










3


-



-


+

+

+




+

-


-


+


-

4

+

+

-



+

-

-

-

+

+


-

-



-




5


-





-

-

-


-

+



+



+

+

+

6

+

+


+






+

+


-

-


-

-


-


7



+





+



-


+

+


+

-

-

-

-

8



+




+


-

-

-

-

+

+



+


-


9


-

+

-

-

-

+



-



+

+



+




10

+

+

-

+

-

+

-

-

-


+

-









11

+

+


+

-

+




+




-




-

-

-

12


-


-

+

-


+


-



-


+


+


+


13



+

-

-

-

+

+

-

-




+




+



14

-

-

+

-

-

-

+

+

+




+








15


+


-

+

-


-

-



+

-

+






+

16



+


-

-

+


+


-

-


+



+



-

17


-

+

-


-

+

+


-

-


+


+






18



+


-


+



-


-

+



+

+


-

-

19

+


-


+


-


-

+


-


+

-





+

20


+


+



+

-



+


-

-

-

+

-




с+

4

5

6

4

1

5

7

4

1

4

4

0

5

4

0

2

3

1

0

0

с-

3

5

6

7

10

7

7

7

7

6

4

7

8

6

4

4

5

3

5

5

в+

2

2

2

2

0

2

2

1

0

2

2

0

2

2

0

0

0

0

0

0

в-

3

3

3

3

5

3

3

4

3

3

3

3

0

4

4

3

3

3

4

5

п+

1

1

1

1

2

1

0

0

0

0

1

1

2

1

0

0

1

2

0

0

п-

0

1

2

0

1

0

0

0

1

1

0

0

2

1

0

0

1

1

0

0

р+

1

1

1

1

0

1

2

2

0

1

1

1

2

2

0

1

1

1

0

0


Составим по результатам социометрических матриц статусную структуру класса (таб. 1)


Таблица 1.

Статусная структура классов

 

экспериментальная

контрольная

 

группа

группа

предпочитаемые

3

16

принятые

2

11

взаимно

принятые

4

0

без взаимности

изолированные

4

0

отвергаемые

7

0

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.