РУБРИКИ

Мир нашего "Я" в рисунке

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Мир нашего "Я" в рисунке

Мир нашего "Я" в рисунке

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ. 3

1.Произвольное и непроизвольное рисование. 5

2.Основы интерпретации рисунков. 6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 13
























ВВЕДЕНИЕ


Психологический анализ рисунка в качестве метода психологического исследования берет свое начало в первой четверти XX века. Трудно установить, кто из исследователей был первым. В 1913 г. Э. Торндайком была проведена работа по классификации рисунков и их качественной оценки. В 1921 г. К. Барт составил количественную шкалу для оценки рисунка мужской фигуры, выполненного детьми от трех до четырнадцати лет. В работе Ф. Гудинаф был использован тест «Нарисуй человека». Затем возникли другие тесты, в частности, тест «Дерево» К. Коха, идея которого принадлежала Э. Хушеру, использовавшего рисунок дерева в качестве психометрического инструмента.

Использование тестов привело к тому, что появлялись все новые и новые работы, в которых содержались более подробные сведения о тестах. К 1934 г. Ж. Шлибе собрал коллекцию рисунков дерева, в которой насчитывалось более четырех с половиной тысяч рисунков. По его инструкции необходимо было изобразить поочередно «простое дерево», а затем «мертвое», «замерзшее», «счастливое», «испуганное», «грустное» и «умирающее» деревья. В 1948 г. Дж. Буком был предложен тест «Дом. Дерево. Человек». Выбор этих объектов был обоснован тем, что они знакомы каждому обследуемому. По мнению Бука, каждый рисунок — это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение. В 1949 г. была опубликована работа К. Коха, которая содержала тщательный анализ, основанный на сопоставлении и комбинировании признаков рисунка. В 1978 г. вышла в свет работа Р. Стора, которая основана на статистической валидизации, в ходе наблюдения разновозрастной группы в количестве восьмисот двадцати человек от четырех до шестидесяти лет. К настоящему времени интерпретация теста «Дерево» по Стору является наиболее проработанной. К тесту «Нарисуй человека» также неоднократно возвращались. Д. Харрис в 1963 г. предложил модификацию теста, в которой рисунок человека выполнялся в трех вариантах — «мужчина», «женщина» и «автопортрет».

 Количество публикаций по анализу рисунков за последние годы значительно возросло. В отечественной психологии графические тесты вызвали закономерный интерес. Появились исследования, позволяющие разглядеть в рисунке ряд существенных для психологической диагностики признаков, таких как моторные, личностные, интеллектуальные, опыт усвоения общечеловеческой культуры. Было показано, что появление и совершенствование отдельных элементов рисунка отражает развитие специфических функций, которые связаны с графической деятельностью, такие как восприятие, представление, сенсомоторная координация, а также общий уровень психического развития и наличие патологии. К настоящему времени уже нет сомнения в том, что рисунок — это один из важнейших источников знаний о психике человека, с помощью которого можно установить множество качественной и количественной информации, валидизировать их и успешно использовать в практике психодиагностического обследования.

Рисунок — изображение, выполненное от руки с помощью графических средств (контурной линии, штриха, пятна или их различных сочетаний), является мощным средством познания действительности. Существуют многочисленные разновидности рисунка, которые различаются по методам рисования, темам, жанрам, назначению, технике и особенностям исполнения. В рисунке зафиксирован процесс отражения человеком окружающего его мира и его внутреннего состояния, содержания фантазий, воображения. Рисунок отражает уровень образного развития и уровень графической культуры, а также служит средством проникновения в сущность явлений, духовное освоение природы, воплощение философских, социальных, политических, этических и эстетических идей. В то же время рисунок есть и эстетическое явление, имеющее длительную историю, которая насчитывает тысячи лет. Рисунок известен человечеству с глубокой древности. Считается, что впервые люди увидели рисунок, выполненный углем на стене пещеры, который являлся абрисом теней, отброшенных сидящими у костра людьми. Рисунки различаются по методам рисования, темам, жанрам, содержанию, технике исполнения, настроению, композиции. На эти особенности больше обращают внимание искусствоведы, психологический же анализ рисунка должен опираться на иные показатели.

1.Произвольное и непроизвольное рисование


Произвольное рисование – это рисование под контролем сознания, как правило, на заданную тему, с определенной целью. Например, что-то изобразить, показать другому человеку заинтересованность в теме рисования и т.д. Непроизвольное рисование – это способ бессознательной саморегуляции. Рисунки скрашивают томительное ожидание, выражая непроизвольное напряжение, позволяя разрядиться социально приемлемым способом. Непроизвольные рисунки позволяют сохранить душевное равновесие в обстоятельства психологического давления на личность. Кроме того, непроизвольное рисование – это способ самовыражения для любого человека. С этой точки зрения нетворческих людей просто нет. Непроизвольное рисование отчасти заменяет общение с другими людьми – есть возможность пообщаться с одним из самых любимых и знакомых людей – с самим собой. В непроизвольных рисунках находят выход наши бессознательные потребности, ожидания, мысли, чувства. Рисунок одного и того же предмета будет разным в зависимости от настроения и актуальных потребностей личности.

Психотерапевтический эффект прослеживается не только у детей, которые в силу возраста любят и хотят рисовать, но и у взрослых, многие из которых не брали в руки карандаш или кисточку со школьной скамьи. Самовыражение, являясь неизбежным результатом рисования, приводит к воплощению мыслей, чувств, возможности рассматривать их как бы со стороны, что и приводит к психотерапевтическому эффекту. Лечению рисованием поддаются тонкие, не выражаемые в словах нарушения, например, высокая, мешающая жить тревожность.


2.Основы интерпретации рисунков


Интерпретируется, прежде всего, форма нажима. Сверхсильный нажим (возможно до дыр в листе) – психическое напряжение. Сильный нажим – амбициозность, решительность. Слабый нажим – неуверенность, депрессивность, возможно наличие хронического заболевания.

Далее рассматриваются преобладающие линии. Горизонтальные – слабость, женственность, боязливость. Отражают желание не высовываться или, даже, подчиняться. Вертикальные – уверенность, мужественность. Могут указывать на решительность, экспансивность, даже агрессивность. Удлиненные линии выдают импульсивный, легко возбудимый темперамент. Твердые удлиненные вертикальные линии свойственны личностям с практическим складом.

Далее интерпретируется размер рисунков и почерка. Сверхбольшие – экспансивность, маниакальность, стремление захватить все пространство.  Маленькие – астеничность, депрессивность, скромность, даже чувство неполноценности, невысокую самооценку. Размер рисунка – довольно точный индикатор состояния человека. В состоянии приподнятости рисунки крупнее, чем с в состоянии депрессии.

Интерпретации подлежит расположение рисунка в пространстве. Вверху – нереальный оптимизм, внизу – неуверенность, сбоку – желание иметь поддержку, в центре – нормальное состояние души. При бессознательном рисовании можно проследить «движение» рисунков вверх или вниз. Движение вверх говорит о высоком уровне надежд, оптимизме. Движение вниз – о нарастающей безнадежности и пессимизме. Личности, располагающие рисунки в центре или вверху чувствуют себя более защищенными, чем личности, располагающие рисунки внизу листа.

Интересна интерпретация преобладающих цветов у детей и взрослых. Предпочтение желтого цвета. У детей – показатель развитой фантазии, мечтательности, непрактичности, предрасположенности к творческому и духовному. У взрослых – (согласно Люшеру) непосредственность, любознательность, склонность строить планы, мечтать, целеустремленность, оптимизм, новаторство.

 Предпочтение фиолетового цвета. У детей – показатель творческости, артистичности, мечтательности, развитой фантазии, любви к красивому, ранимости. У взрослых – стремление к интимности, мистичность, фантазийность, стремление познать мир через слияние с ним.

 Предпочтение красного цвета. У детей – показатель открытости, активности, живости и непоседливости, кипучей жизненной энергии. У взрослых – интерес к внешнему миру, стремление к движению, активность в поведении, мыслях и чувствах, соревновательность, стремление добиться успеха.

 Предпочтение синего цвета. У детей – показатель перенапряжения нервной системы, вызванного складом характера и высоким уровнем притязаний. У взрослых – стремление достичь цельности, пассивность, высокая чувствительность, некоторая отстраненность, холодность, спокойствие, настроенность сопереживать.

 Предпочтение зеленого цвета. У детей – показатель того, что ребенок чувствует себя незащищенно и нуждается в материнской любви. У взрослых –  гибкость ума, стремление и умение защищаться, напряженное состояние, стремление удержаться на достигнутом уровне, претензия быть основоположником неоспоримых жизненных принципов.

 Предпочтение оранжевого цвета. У детей – показатель энергии, активности, но, одновременно, невозможности найти выход для разрядки напряжения. Такие дети очень беспокойны, суетливы, крикливы.

 Предпочтение коричневого цвета. У детей – показатель компенсаторных потребностей. Обычно проявлению таких потребностей предшествуют драматические события в жизни ребенка: неурядицы в семье, необходимость спасаться от стихийных бедствий и катастроф, долгие болезни. У взрослых – обостренное чувство «своих корней» – домашнего очага, своей семьи. У таких людей существует повышенная потребность в физическом благополучии, избавлении от проблем, вызывающих физические неудобства.

 Предпочтение черного цвета. У детей – как правило, показатель стрессового состояния, острого кризиса, говорит о необходимости психологической помощи. У взрослых – отвержение всего, возможно даже собственной жизни. Выбирая черный цвет, личность показывает, что все идет не так, как должно, как хотелось бы. Часто выбор этого цвета связан с суицидальными намерениями.

 Предпочтение серого цвета. У детей – показатель отгороженности от сверстников, стремления быть «тихим», скромным, показатель замкнутости, иногда усталости. У взрослых – это показатель желания, чтоб оставили в покое. Показатель нежелания вовлекаться, смотреть на все, в том числе и на собственные действия со стороны.

 Предпочтение белого цвета. У детей – показатель резкой внутренней перемены, когда все «начинается сначала». Такое бывает при резкой смене образа жизни, перемене окружения и т.п.

Необходимо учитывать цвет в жизни и культуре. В различных культурах цветам приписывают различное символическое значение. Но существенные различия в значениях цветов видны при сопоставлении восточных и западных их толкованиях. Между тем, существуют и общие точки зрения на значения цветов. Например,

Красный цвет – ассоциируется во всем мире с властью, кровью, огнем, войной, переворотом.

Белый цвет – обозначает чистоту, незапятнанность, святость, нечто неземное. Продолжая этот ряд, неизбежно приходишь к тому, что белый цвет может означать также и небытие, смерть. У некоторых народов принято хоронить в белых одеждах, в белых гробах, вывешивать траурные флаги белого цвета.

Черный цвет – несчастье, горе, траур. Обозначает также бездонность, великую тайну. Отсюда – любовь как великое и непонятное, сексуальность, плодородие и изобилие.

Желтый цвет – цвет солнца, зрелости. Но также у некоторых народов – цвет болезни (например, в Европе желтый крест – знак чумы), цвет ревности, и в Азии даже траурный цвет.

Синий цвет – у многих народов символизирует вечность, постоянство, расположение, верность. Сходство густого синего с черным придает ему у некоторых народов родственное с черным значение.

Зеленый цвет – символизирует юность, надежду, веселье, незрелость. У некоторых народов (например, в Иране) зеленый ассоциируется с несчастьем, скорбью.

Прослеживается взаимосвязь «Цвет – время года – темперамент». Предпочтение цветов человеком зависит от времени года. Сами времена года также ассоциируются с определенными цветами.

 Для европейца весна – ассоциируется с желтым цветом. Лето – с голубым. Осень – с красным. Зима – с синим.

 Н.Н. Обозов пишет о родственных различным темпераментам цветах.

Меланхолику родственен голубой цвет. Он действует на него успокаивающе, расслабляюще. Красный, оранжевый и желтый цвета придают меланхолику импульс к действию.

Флегматику родственен зеленый цвет. Этот цвет придает равновесие с внешним миром. Некоторые флегматики предпочитают зелено-желтые цвета, а некоторые сине-зеленые цвета.

Сангвинику родственен желтый цвет. Этот цвет действует на него оптимистично, веселяще, делает его приветливым.  Дополнительный цвет – фиолетовый. Этот цвет способен несколько приглушить жизнерадостность и энергичность сангвиника.

Холерику родственен красный цвет. Холерикам нравится активность, стимулирующее начало этого цвета. Компенсируют, сдерживают такой темперамент голубые и зеленые цвета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время рисунок прочно вошел в практику психологической диагностики и коррекции и стал одним из наиболее распространенных объектов психологического анализа. В отличие от других методов психологического изучения, например, опросников, рисунок имеет целый ряд преимуществ: а) он может быть использован на ранних этапах онтогенетического развития, начиная с двух-трех лет; б) применение рисунка в качестве теста занимает значительно меньше времени, чем использование ряда других тестов, тогда как его информативность может быть значительно выше; в) рисуночные тесты могут быть применены в широком спектре практических задач: диагностических, учебных, коррекционных, а также в различных областях психологии — от возрастной психологии, психологии творчества, медицинской психологии до социальной, юридической психологии и психологии труда; г) для психологического анализа рисунок предоставляет большой объем как качественных, так и количественных показателей, что позволяет осуществить проверку на степень их валидности и надежности — наиболее важным требованиям к психодиагностическим методикам.

Использование рисунка в психологии выдвигает определенные требования к специалистам. Для работы с рисунками необходим большой опыт. Рисунок раскрывает много возможностей, но и требует значительного труда и терпения от исследователей, чтобы эти возможности использовать. Психологический анализ рисунка возможен, а сведения, получаемые из такого рода анализа, целесообразно использовать в психодиагностической практике. Кроме того, любое изображение можно проанализировать как с точки зрения его качественных особенностей, так и с точки зрения его количественных составляющих. А это значит, что, как говорилось ранее, рисунок может быть проверен на степень его валидности и надежности. Количественные и качественные параметры оценки рисунка можно сопоставлять со многими другими параметрами психодиагностических методик. Рисуночные тесты, как особая разновидность психографических методов, часто используются в практической диагностике и нередко служат единственным средством развития общения между психологом и консультируемым: в рисунках содержится обилие «сигналов» для психолога, которые можно использовать для построения диалога с консультируемым. Последний, в свою очередь, в процессе общения с психологом использует не только слова, но и образы. Рисунки, как показывает опыт, имеют яркие индивидуальные различия, что дает возможность построения на их основе естественных психологических классификаций и типологий, и это достигается значительно быстрее, чем применение других методов. Анализ рисунков, письма, «изобразительного языка» в целом не только расширяет диагностические возможности, но и способствует более глубокому пониманию душевного состояния человека, его видения мира и социальной ориентации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.   Потемкина О. Ф., Потемкина Е. В.Психологический анализ рисунка и текста. - СПб., 2006;

2.   Обозов Н.Н. Мир нашего «Я» в рисунке и почерке. – СПб, 1999;

3.   Психология цвета / под ред. С.Л. Удовик. – М., 1996;

4.   Дилео Дж. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. – М., 2002.






© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.