РУБРИКИ

Мировоззрение человека

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Мировоззрение человека

Мировоззрение человека

Новосибирский колледж электроники

 

 

 

 

 

 

Реферат

По курсу “Обществознание”

 

Мировоззрение человека

          

                                                          Выполнил

                                          студент 122 группы

                                                  Прудников С.Г.

                                        Проверила

                                                 Черепанова Е.В.   

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2003

Содержание

 

     Введение..............................................................3


    1.Что такое мировоззрение? .......................................4


    2.Каким бывает мировоззрение? ................................4


3.Три основных типа мировоззрения .........................5


3.1 Обыденное мировоззрение……………………….5


3.2 Религиозное мировоззрение……………………...6


3.3 Научное мировоззрение..........................................7


4.Сознательно формируемое мировоззрение..............8


5.Общество и формирование мировоззрения..............8


5.2 Тоталитарное общество...........................................8


    5.1 Демократическое общество....................................9


    6.Мировоззрение нашей эпохи.....................................9


7.Вывод………………………………………………..10


8.Список используемой литературы...........................13




2

  Введение.

 

В мире нет двух человек с одинаковыми узорами на коже

пальцев, нет двух человек с одинаковой судьбой. Каждый человек индивидуален и неповторим. Нет и двух человек

с одинаковым духовным миром. Но означает ли это, что

его ничто не объединяет с другим?

Разумеется, нет. Людей объединяет очень многое: родина,

место жительства, положение в обществе, язык, возраст.

Но то, что объединяет – оно и разъединяет: у людей может

быть разное место жительства, различное место в жизни

общества, другой язык, возраст. В духовном мире тоже есть

объединяющее и разъединяющее людей: духовные инте –

ресы, жизненные позиции, ценностные ориентации, уровень

 знаний. Анализ памятников духовной культуры всех этапов

развития человечества, так же как и анализ духовного мира

наших современников, показывает, что одним из важней –

ших элементов является мировоззрение.                

 


  

                          

                                                                                              


        

 

 


 


 

 

3

1.Что такое мировоззрение?

 В самом простом, наиболее распространённом понимании

мировоззрение – это совокупность взглядов человека на

мир, который его окружает. Есть и другие, близкие миро - воззрению слова: миропонимание, миросозерцание. Все они

предполагают, с одной стороны, мир, который окружает

человека, а с другой – то, что связано с деятельностью

человека: его ощущения, созерцания, понимания, его воз –

зрения, взгляд на мир.

  Мировоззрение отличается от других элементов духовного

мира человека тем, что оно, во – первых, представляет со –

бой взгляды человека не на какую – то отдельную сторону

мира, а именно на мир в целом. Во – вторых, мировоззрение

представляет собой отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира, или он

живёт в ладу, в гармонии с ним?

  Таким образом, мировоззрение – сложное явление духов –

ного мира человека.


2.Каким бывает мировоззрение?

  Прежде всего, отметим, что мировоззрение человека но –

сит исторический характер: каждая эпоха человеческой ис –

тории обладает своим уровнем знаний, своими проблемами,

стоящими перед людьми, своими подходами к их решению,

своими духовными ценностями.

  Можно сказать: сколько людей, столько и мировоззрений.

Однако это будет неверно. Ведь мы уже отмечали, что лю –

дей не только разъединяет нечто, но и объединяет общность

родины, языка, культуры, истории своего народа, имущест –

венного положения. Людей объединяют школа, характер

образования, общий уровень знаний, общие ценности. Поэ –

тому неудивительно, что у людей могут быть сходные, об –

щие позиции в рассмотрении мира, в его осознании и оцен –

ке.

4

Классификация типов мировоззрения может быть раз –

личной. Так, в истории философии прослеживается несколько подходов к выработке мировоззренческих установок. Одни  из них приоритет отдают Богу (теоцентризм) или природе (природоцентризм), другие – человеку (антропоцентризм), либо обществу   (социоцентризм), либо знаниям, науке (знаниецентризм, наукоцентризм). Иногда мировоззрение делят на прогрессивное и реакционное.


3.Три типа мировоззрения

Распространено выделение следующих типов мировоз –

зрения: обыденное, религиозная, научное.


3.1 Обыденное мировоззрение

  Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в

процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Взгляды

человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Оно формируется стихийно, 

особенно если человек не интересовался мировоззренчес –

кими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоя –

тельно философию, не знакомился с содержанием религи –

озных учений. Конечно, нельзя полностью исключить вли –

яние религий или достижений науки, ибо человек постоян –

но общается с различными людьми; ощутимо и влияние

общедоступных средств массовой информации. Но преоб –

ладает житейская, обыденная основа. Обыденное мировоз –

зрение опирается на непосредственный жизненный опыт

человека – и в этом его сила, но оно мало использует опыт

других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного

сознания как элемента мировой культуры – в этом его сла –

бость.

5


Обыденное мировоззрение распространено очень широко,

поскольку усилие учебных заведений и пастырей церкви

зачастую задевают лишь самую поверхность сферы духов –

ной жизни человека и не всегда оставляют в ней заметный

след.




3.2 Религиозное мировоззрение

  Религиозное мировоззрение – мировоззрение, основной которого являются религиозные учения, содержащиеся в

таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия,

Коран, священные книги буддистов, Талмуд и ряде других.

Напомним, в религии содержится и определенная картина

мира, учение о предназначении человека, заповеди, напра –

вленные на формирование его определенного образа жизни,

на спасение души. Религиозное мировоззрение также имеет

сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно

отнести тесную связь с мировым культурным наследием,

ориентацию на решение проблем, связанных с духовными

потребностями человека, стремление дать человеку веру в

возможность достижения поставленных целей.

  Слабыми сторонами религиозного мировоззрения явля –

ются непримиримость к другим жизненным позициям, не –

достаточное внимание к достижениям науки, а подчас их

игнорирования. Правда, в последнее время многие бого –

словы высказывают мысль о том, что перед теологией стоит

задача выработки нового пути мышления,


“о соразмерности

Бога изменениям, даваемым наукой и технологией”. Но по –

ка ещё богословы не могут определённо сказать, “какой

именно тип согласия может быть установлен между лабо –

раторной табуреткой и церковной скамьей”.

6

 

 

3.3 Научное мировоззрение

Является законным наследником того направления мировой

Философской мысли, которое в своем развитии постоянно

Опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижения человеческого познания, принципы взаимоотношения

человека с естественной и искусственной средой обитания.

Научное мировоззрение также имеет достоинства и недо –

статки. К достоинствам отнесём его прочную обоснован –

ность достижениями науки, реальность содержащихся в нём

целей и идеалов, органическую связь с производственной и

социальной практической деятельностью людей. Но нельзя

закрывать глаза на то, что человек ещё не занял в нем пре –

обладающего места. Человек, человечество, человечность –

это поистине глобальная проблема настоящего и будущего.

Разработка этой триады – задача неисчерпаемая, но неис –

черпаемость задачи требует не отстранения от неё, а нас –

тойчивости в её решении. Это и является доминантой сов –

ременной науки, призванной обогащать мировоззрение.

  Поворот к человеку, человечеству, человечности, если он

примет всеобъемлющий характер, может стать решающим

облагораживающим фактором для всех типов мировоззре –

ния; тогда их главной общей чертой станет гуманистическая

направленность.

  Такое мировоззрение наиболее перспективно для деятель –

ности людей, стремящихся осуществить развитие общества по пути научно – технического, социального и экологичес –

кого прогресса, однако человечество стоит ещё в самом на –

чале пути к широкому овладению его основами.




7

Сознательно формируемое мировоззрение

В обществе издавна существовало и сознательное стремле –

ние выработать целостное и обоснованное мировоззрение,

в рамках которого была бы осмыслена вся история челове –

чества, его познавательная и преобразовательная деятель –

ность, культура и ценностные ориентации. Разработка ми –

ровоззрения обычно идёт в русле определённой традиции,

опираясь на то или иное направление в философии. Созна –

тельное стремление выработать целостное мировоззрение

проявляют различные социальные группы людей, полити –

ческие партии, которые видят в нем основу не только своего

духовного единения, но и программ конкретных действий

по преобразованию общества.

  Мировоззрение такого типа может строиться на самых

разных философских основаниях.

  Оно может быть и религиозным, и безрелигиозным, при –

чём в первом случае его разработка осуществляется с опо –

рой на теологию. Так, например, радикально отличаются

друг от друга экзистенциалистская и позитивистская фило –

софия, религиозные и атеистические философские концеп –

ции.

Общество и формирование мировоззрения

Сегодня все здравомыслящие люди признают, что каждый

человек должен быть свободен в выборе своего миповоз –

зрения. Однако он не может быть свободен от обществен –

ных отношений, и потому его выбор зависит не только от

него самого, но и от общества, в котором он живёт.


Тоталитарное общество

В тоталитарных общественных структурах единое миро –

воззрение закладывает в основу всей образовательной сис –

темы, культуры, средств массовой информации. И человеку

в этих условиях очень трудно осуществить действительно

свободный выбор.

8

Демократическое общество

В демократическом обществе выбор мировоззрения явля –

ется личным делом каждого гражданина без каких – либо

ограничений.                                                                               

То же самое относится к мировоззренческой

основе программных документов общественных органи –

заций.

  Государство следит лишь за тем, чтобы в них не содер –

жались призывы к насилию, к насильственному свержению

существующего строя. Вместе с тем само государство берет

на себя обязанность предоставить каждому условия для

овладения фундаментальными знаниями о природе, общес –

тве, человеке, необходимыми для свободного и осознанного

выбора системы ценностей, мировоззренческих позиций.


Мировоззрение нашей эпохи (XX в.)

Масштабы научно – технического прогресса и развитие

образования в наше время просто несоизмеримы с тем, что

происходило в XVIII – XIX. Можно сказать, что тот социальный мир, в котором мы живём, создан на основе науки. Промышленность, сельское хозяйство, транспорт,

средства связи, информационное обеспечение, здравоохра –

нение, культура, образование, наш быт просто немыслимы

без использования научных знаний. Сегодня наукой во всем

мире занимается свыше 5 млн. человек, тогда как к началу XIX в. было всего около тысячи ученых.

Беспрецедентны масштабы развития образования в наше

время.

Ещё в прошлом веке подавляющее большинство людей не умели читать и писать. А к концу XX столетия уже свыше

80 процентов населения мира стало грамотным. Сегодня в

развитых странах законодательно закреплено всеобщее

среднее образование и около половины выпускников сред –

них школ продолжают учёбу в высших учебных заведениях.

9

Активно реализуется непрерывное образование, сопровож –

дающее человека всю его жизнь.

Современные представления о мире сложились целиком на

Основании достижения науки XX в.                                        

Теория относительности радикально изменила наше пони –

мание пространственно – временных отношений, а кванто –

вая механика – причинно – следственных связей.

Современная космология нарисовала удивительную исто –

рию эволюции Метагалактики, происходившую в течение 20 млрд. лет, раскрыла единство и целостность космоса,

проявляющиеся прежде всего во взаимосвязи фундамен –

тальных физических взаимодействий.

Биология выявила молекулярные основы прцессов жизне –

деятельности, проникла в тайны передачи наследственной

информации, искусно соединила идеи эволюции и генетики

в синтетическую теорию, на основе которой удалось понять

механизмы образования и изменения видов живых органи –

змов.

Синергетика доказала, что процессы самоорганизации могут происходить не только в мире живого, но и в неживой

природе.

Математика, химия, информатика, языкознание, психология

и другие науки также внесли немалый вклад в современную

научную картину мира.

Мы имеем все основания сказать, что ни в одном из прош –

лых столетий понимание человеком мира не претерпевало

столь значительных изменений в результате развития науки,

как в наш XX в.

Вывод

Как бы многообразны ни были сегодня мировоззренческие

ориентации людей, существует всё же нечто очень важное в

современной культуре, с чем согласны все здравомыслящие

жители планеты.

10

Именно для нашего времени характерно всеобщее призна –

ние ценностей демократии и прав человека, его экономии –

ческой и политической свободы, свободы совести и выбора

мировоззренческих ориентаций.

 

Важнейшей заботой каждой страны сегодня является соз –

дание эффективной экономики, восприимчивой к научно –

техническому прогрессу, быстро откликающейся на воз –

никшие потребности.

Теперь, кажется, уже многие понимают, что эту задачу лю –

бая страна может решить лишь на пути создания рынка,

который должен стать органической частью мировой ры –

ночной экономики.

Сейчас все осознают огромное значение науки не только для практической деятельности общества, но и для его

духовной жизни, для формирования современного миро –

воззрения.

Особую ценность приобретает в наше время образование. С ним связывают перспективы развития общества, его все в

большей степени принимают во внимание при разработке

различного рода стратегических социальных программ.

Важнейшей характеристикой духовной культуры нашего

времени является осознание целостности современного ми –

ра, принципиальной невозможности ни одной стране раз –

виваться изолированно.

Неотъемленой частью картины мира являются в наши дни

глобальные проблемы, выражающие глубинные противо –

речия современного этапа единого исторического процесса.


Сегодня у подавляющего большинства людей появилась

аллергия на любые прявления догматизма, снижено доверие

к политикам.

Высокая оценка науки причудливо сочетается с широким

распространением суеверий и современных мифов, нередко

облаченных в научные одежды.                                             11

 Как писал Ф. Тютчев, “чему бы жизнь нас ни учила, но сердце верит в чудеса”.

Наших современников беспокоит нарастание духовной

апатии и нравственного нигилизма. Как это ни пародок –

сально, но в нашем динамичном, взаимосвязанном, насы –

 щенном информацией мире человек нередко чувствует себя

одиноким.

И наконец, большинство людей на планете охватывает тре –

вога за будущее. Это чувство вызывает прежде всего глав –

ными проблемами современности:

 

Как уменьшить социальную несправедливость

в отношениях между людьми и народами?

Скоро ли будет найдено их решение?

Как выжить человечеству?

 

По – видимому, эти проблемы будут ещё долго сохранять

свой статус и наивысший рейтинг!

















12

Список используемой литературы:



1.   И.П.Фарман. “Теория познания и философия культуры”. М., “Наука”, 1986 г.

2.   Н.К.Вахромин. “Теория научного знания Иммануила

Канта”. М., “Наука”, 1986 г.

3.   С.В.Арутюнов, Н.Г.Багдасарьям “Человек и общество”

 



 






 

 

 

 

 


     

         

    

    

                         


              



 

   

 13

       

     

             

   

    

 



© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.