РУБРИКИ

Модель уровней самоидентификации личности

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Модель уровней самоидентификации личности

Модель уровней самоидентификации личности

Модель уровней самоидентификации личности

М. А. Щербаков

Проблема самодентификации личности традиционно занимала умы ведущих представителей целого ряда психологических школ. Самоидентификация тесно связана с мироощущением личности, с поведением в социуме и, соответственно, с проблемами личностного развития и взаимоотношений.

С другой стороны, самоидентификация тесно связана с социальными стереотипами, - это своего рода мост между личностной и социальной психологией, между индивидуальным и социальным.

В кластерной модели сознания каждый кластер является своеобразной антенной, работающей и “на прием” и на передачу” [1]. Эта особенность позволяет рассматривать своего рода макросоциальные резонансы определенных структур сознания. Таким образом, взяв за основу базовую модель и идеологию КТИ, мы можем предложить совершенно новый подход к исследованию самоидентификации личности. Этот подход тем более интересен, что позволяет включить в общую интегрированную модель как “поверхностные” социальные взаимодействия так и глубинные уровни сознания.

Основные понятия

Идентификация - уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо (Психологический словарь).

Под самоидентификацией (СИ) мы будем понимать именно отождествление себя с определенной социальной группой, образом, архетипом и т. д. Например, я - инженер; я - отец; я - мужчина и т. д.

Самоидентификация тесно связана с моралью. Одной из наиболее значимых мотиваций выполнения моральных норм или соблюдения взятых на себя обязательств является именно сохранение своего идентификационного статуса. Слово офицера, слово дворянина, честное купеческое. “Так себя порядочные женщины не ведут”, “ты мужчина или кто?” - примеры таких ситуаций. Если я не выполню этого, значит, я не настоящий офицер (дворянин, купец, женщина, мужик...), другие не будут относиться ко мне как к настоящему офицеру (купцу, женщине...), и сам я не буду чувствовать себя достаточно уверенно в этом качестве.

Интересно в этой связи задать вопросы: “Почему же мы с такой регулярностью нарушаем честное пионерское и другие не менее честные слова?”, “Как сделать, чтобы мои коллеги, сотрудники, члены семьи, я сам этого не делали?”. Об этом немного позже.

Несколько определений

Любое прямое утверждение, непосредственно определяющее самоиндентификацию, мы будем называть позитивной идентификацией. Например: “я - инженер”; “я - русский”.

Любое прямое отрицание такой идентификации - негативной идентификацией. Например: “я - не рабочий”; “я - не русский”; “я - не девушка”; “я вам не мальчик”.

Утверждение, которое декларируется как прямое, но так, что при этом подразумевается негативное, назовем инверсной идентификацией: “я - инженер” (может быть техник или ученый или начальник, не так важно, главное, что не рабочий или человек физического труда); “я - русский” (может быть, немного татарин, но точно не еврей или не кавказец) и т. д.

Уровни самоидентификации

Исходя из кластерной модели сознания [1], [2], введем модель уровней самоидентификации. Как будет ясно в дальнейшем, семь уровней СИ (рис. 1) непосредственно связаны со структурой сознания.

 Модель уровней самоидентификации личности

Социально-профессиональный уровень определяется утверждениями типа: я - инженер; я - профессор; я - богатый; я - уважаемый гражданин и т. д. При этом под такой идентификацией мы подразумеваем все то, что осознанно или неосознанно вкладывает человек в эту декларацию. Еще раз обратим внимание на то, что часть утверждений, связанных с СИ, может лежать в неосознанной сфере.

Например, я - профессор (это утверждение явно подразумевает, что я преподаю, что я главнее ассистента или простого преподавателя, что я имею определенный статус в своей среде и могу рассчитывать на соответствующее отношение и привилегии. Это может неявно подразумевать, что я рассчитываю на уважение со стороны соседей, родственников и семьи, что я рассчитываю на определенный уровень жизни, достойный профессора, что я рассчитываю на определенные социальные привилегии и т. д.)

Семейно-клановый уровень определяется утверждениями типа: я - мать; я - дочь; я - дядя; я - кунак; я - член семьи (клана, тейпа, племени и т. д.).

Национально-территориальный уровень: я - русский; я - москвич; я - молдаванин и т. д.

Отметим, что в этом уровне СИ обязательно содержится несколько утверждений, вложенных одно в другое словно матрешка. Я живу в деревне Большие Ложки; я - рязанский; я - русский; я - россиянин; я - европеец.

Для жителя соседней деревни важным будет уже первое утверждение (возможно с уточнением - Нижние Ложки или Верхние Ложки), для американца - это в любом случае русский (также как и молдаванин, белорус или чукча), для латиноамериканского индейца или африканца - европеец.

Религиозно-идеологический: я - православный; я - мусульманин; я - коммунист; я - атеист; я - иудей; я - фундаменталист; я - демократ; я - пацифист и т. д.

Этот уровень идентификации определяет отношение к какой-либо религиозной или идеологической группе (например, церкви или партии) и связанной с ней системой ценностей. Идентификация “я - православный” совсем не обязательно подразумевает исполнение десяти заповедей, возможно, это утверждение делает профессиональный рэкетир. Для части людей это будет означать - я иногда посещаю церковь, я крещусь определенным образом, я ношу определенного вида крестик, в моей машине укреплена иконка и т. д. На этом уровне мы очень часто встречаем инверсную идентификацию. Я - православный - я не очень хорошо представляю, что это такое, но я точно не католик, не еврей, не мусульманин и не сектант, и хотя я так же плохо представляю, кто они такие, я их ненавижу.

Эволюционно-видовой. Я - человек. Эта идентификация кажется довольно банальной, однако заглянув немного глубже, мы найдем очень интересные оттенки. Эволюционно-видовая идентификация тесно связана с архетипами и “эволюционной памятью” [3]. В первобытных культурах это создает прямые утверждения СИ, связанные с религиозным и семейно-клановыми уровнями: я - орел; я - лев; я - волк и т. д. В западной культуре такие ассоциативные связи редко выходят на поверхность, однако в некоторых ситуациях и состояниях сознания они также играют свою роль(См. Лирическое отступление 1).

Отметим, что и сама декларация “я - человек”, несет гораздо большую смысловую нагрузку, чем просто принадлежность к биологическому виду. Для разных людей быть Человеком означает не совсем одно и то же. Вспомните: “Баранкин, будь человеком!” А что здесь действительно имеется в виду? Будь... кем именно? И кем сейчас является Баранкин для говорящего? Что означает для вас прилагательное “человечный”? Обзывая человека животным, говорящий как бы подсознательно подвергает сомнению его эволюционно-видовую идентификацию, и хотя, казалось бы, для сомнений нет никаких оснований, обзываемый испытывает обиду и беспокойство.

Обычно при обзывании упоминаются имена разных “нечистых” животных - свинья, шакал паршивый и т. д., однако недавно я присутствовал при горячей дискуссии двух автослесарей, при которой прозвучало ругательство “дельфин”. И интересно, что оппоненту такая характеристика очень не понравилась.

В другой ситуации боцман научно-исследовательского судна постоянно ругал матроса сложным четырехэтажным матом. Наконец у матроса спросили: “Эдик, как ты все это терпишь! Тебе не обидно?” - “Да нет, вот если бы он меня, скажем, козлом назвал...”

Возможно, распространенные в определенных кругах наименования (“козел”, “петух”) являются именно попыткой нарушить эволюционно-видовой идентификационный слой или декларировать, что такое нарушение уже случилось и носитель клички уже “не совсем человек” (Отметим, что в первобытных сообществах инициированный член клана крокодила тоже считает себя не совсем человеком, а во многом и крокодилом.)

Половой уровень идентификации: я - мужчина; я - женщина.

В этих утверждениях содержится очень много оттенков, от чисто бытовых: Я - женщина, поэтому я готовлю обед, стираю и штопаю, до очень глубоких архетипических уровней Анимы и Анимуса. Попробуйте произнести вслух: “я - мужчина” или “я - женщина” и почувствовать, что при этом отзывается внутри.

Половая идентификация - один из самых глубоких уровней, и его исследование может дать исключительно ценную информацию о бессознательной составляющей личности. Исследованию половой идентификации во многом посвящен психоанализ (особенно работы Фрейда).

Но если Фрейд на этом уровне СИ и останавливается, то мы пойдем еще глубже - к следующему уровню.

Духовный уровень: я - ... Этот уровень едва ли можно определить прямым вербальным утверждением. Самое близкое (хотя и достаточно неуклюжее) высказывание: я чувствую Бога или я нахожусь в определенной связи с Богом.

Впрочем, еще раз подчеркнем, что этот уровень не может быть определен вербально - это тот комплекс ощущений, мировосприятия и связанной непосредственно с ними системы ценностей, который определяет наши отношения с Богом (вселенским разумом, светом, идеей духовности - вербальные определения не важны). Отметим, что речь идет о системе ценностей, связанной с личным духовным опытом, а не с системой ценностей, предлагаемой церковью, общиной или социальной группой. В ряде случаев обе эти системы ценностей тесно переплетаются, т. е. именно данная религиозная или иная практика позволяет получить личный духовный опыт (По классификации работы [2] такая ситуация является “ступенькой”, в противном случае религиозно-идеологический уровень становится “стенкой” и препятствует духовному и личностному развитию). В таких случаях существует своего рода резонанс между частью религиозно-идеологического уровня и духовным уровнем (В кластерной модели сознания [1] такие резонансы объясняются квантомеханическими туннельными эффектами), эта связь изображена стрелкой на рис. 1.

Несколько важных замечаний о структуре уровней СИ

Чем глубже уровень, тем “менее вербальными” становятся его составляющие. Особенно это относится к уровням, лежащим ниже энергетического барьера (разрыв на рис. 1). Многие аспекты уровней половой и видовой идентификации лежат вне области логических рассуждений и словесных описаний. “Невербальность” духовного уровня уже обсуждалась.

Границы всех уровней сильно размыты, существуют зоны, почти в равной степени, определяемые двумя соседними уровнями.

 Модель уровней самоидентификации личности

Уровни СИ образуют единую голографическую картину. Ни один уровень жестко не ограничен определенными рамками. Прямоугольники на рис. 1 имеют смысл тех зон, где влияние именно этой СИ наибольшее. Это как бы срез нескольких волновых функций (рис. 2). Другими словами, в той области СИ, которая определяется влиянием семейно-кланового уровня, достаточно сильно проявляется влияние смежных уровней: социально-профессионального и национально-территориального, но также и всех остальных уровней, причем тем слабее, чем дальше уровень.

Чем выше уровень, тем сильнее он подвергается воздействию окружающих условий и тем быстрее реагирует на их изменение.

Чем выше уровень, тем сильнее и непосредственнее его воздействие на поведение человека и его взаимоотношения с окружающими.

 Модель уровней самоидентификации личности

Верхние уровни, лежащие над энергетическим барьером в большей степени описывают самоидентификацию личности в контексте социальных взаимодействий. Глубинные уровни в большей степени имеют отношение к внутренним взаимодействиям и взаимоотношениям с окружающей энергией (не социальной).

Чем выше уровень, тем больше в нем выделенных, относительно разделенных областей, тем фрагментарнее его структура (рис. 3). Наиболее глубокий духовный уровень не имеет разделения. Верхний социально-профессиональный уровень имеет много относительно обособленных подуровней.

 Модель уровней самоидентификации личности 

Доступ конкретного человека к данному уровню СИ может быть различным. В дальнейшем мы будем говорить, что в данном уровне СИ “содержится больше энергии”. Для крестьянина или ремесленника в строго иерархичном обществе (например, Россия XVII-XIX вв.) больше всего энергии будет в первых трех уровнях. Причем относительно большими будут семейно-клановый и религиозный уровни. Для многих народов Востока важнейшую роль играет семейно-клановый уровень, который достаточно слабо выражен у многих современных американцев (у последних гораздо больше энергии в социально-профессиональном уровне).

Относительная высота прямоугольников на рис. 1 не несет никакой смысловой нагрузки.

Наконец, почему структура уровней СИ выбрана именно такой? Как уже отмечалось, эта структура построена на основе кластерной модели сознания. Каждый слой сознания (рис. 4) и каждый кластер в нем является как бы антенной, работающей и на прием и на передачу. То есть определенные структуры сознания, резонируя с похожими структурами других людей, образуют своего рода базовые частоты со своей внутренней структурой.

Конечно, для каждой личности характерны определенные уникальные особенности структуры СИ, но в целом, в силу указанных обстоятельств, можно проследить и общие закономерности. Именно поискам таких закономерностей, связанных с социальными взаимодействиями, и посвящена настоящая статья.

Что происходит, если структура самоидентификации на одном из уровней претерпела те или иные нарушения? Каким образом можно использовать эту модель для работы с конкретными личностными и социальными проблемами?

Шипы и розы кризиса самоидентификации

В последнее время стало модным говорить о “духовном кризисе” в России и необходимости “возрождения духовности”. Но можно ли то, что происходит сейчас в России, назвать духовным кризисом?

Понятие “кризис” на бытовом уровне подразумевает, что некоторое время тому назад ситуация была гораздо лучше. Можно ли утверждать, что, скажем, в 1935 или в 1985 году общество было гораздо более привержено духовным ценностям и более заинтересовано в духовных исканиях? Весьма сомнительно. Еще более странными и нелепыми представляются призывы вернуться к духовным и религиозным ценностям начала века. Революция 1917 года и чрезвычайно жестокая гражданская война убедительно показали, что именно в начале века Россия переживала действительно глубокий духовный кризис, который и привел к этим событиям.

Ту социально-психологическую ситуацию, в которой оказались сейчас миллионы граждан бывшего СССР, на наш взгляд, можно охарактеризовать как кризис самоидентификации.

В случае разрушения или резкой деформации одного из слоев (чаще в результате воздействия внешних обстоятельств, т. е. ВЭ) система переходит в состояние кризиса и необходимости перестройки.

Важно отметить, что уровни самоидентификации могут рассматриваться как глобальные экраны в терминологии [2] (В конкретном случае это могут быть и “экраны-стенки” и “экраны-ступеньки”) и, следовательно, к ним применимы все основные модели взаимодействия с кризисами, изложенные в [2]. Другими словами, человек может:

Подавить проблему с помощью средств, изменяющих сознание.

Построить новые экраны в той же области, т. е. сделать вид, что ничего не произошло и пытаться жить в соответствии со старыми моделями, слегка приспособив их к изменившейся ситуации.

“Растворить” границы слоев СИ и слить их в более гармоничную структуру .

Перенести большую часть энергии на другой уровень СИ.

Первый способ широко распространен на уровне социума способствует поддержанию стабильности структуры СИ, т. е. широкое потребление алкоголя или седативных наркотиков в обществе сохраняет сложившуюся структуру идентификаций и способствует тому, что люди не стремятся ее менять, даже если эта структура совершенно для них неорганична.

Второй и третий способы обсуждаются в [2] и [1].

Для нашего рассмотрения наиболее интересен именно четвертый способ. Что происходит, если разрушается или сильно изменяется один из уровней СИ?

Эта ситуация характерна для общества, переживающего серьезную перестройку, например СНГ 90-х годов.

Как уже отмечалось, социально-профессиональный уровень, как находящийся ближе всего к поверхности, содержит много энергии и сильно воздействует на поведение человека. Если этот уровень разрушается, система переходит в нестабильное состояние.

Еще вчера я был инженером (научным сотрудником, офицером и т. д.), и эта идентификация подразумевала целый ряд привычных и стабильных отношений. Сегодня я безработный или по-прежнему научный сотрудник, но уже без зарплаты, без работы, без соответствующего уважения окружающих и без чувства ценности того, что я делаю.

Что делает человек в этой ситуации? Как уже отмечалось, есть четыре варианта.

Начинает пить.

Пытается любой ценой не замечать того, что происходит, и скрывать это от окружающих, т. е. тем или иным способом сохранить прежнюю структуру СИ. В странах Запада, где социально-профессиональная идентификация очень сильна, люди, потерявшие работу, часто впадают в глубокую депрессию, некоторые продолжают утром “ходить на работу”, чтобы семья и соседи ни о чем не догадались. Второй вариант - найти козла отпущения (правительство, коллеги, начальство) и бесконечно его ругать, не пытаясь реально изменить свою ситуацию. Третий вариант, самый конструктивный, но не всегда возможный - попытаться срочно найти точно такую же работу с точно таким же социальным статусом. Во всех этих случаях человек пытается остаться в рамках сложившейся модели СИ. Если это возможно, то хорошо, но в период экономического кризиса это часто совершенно нереально. Попробуйте в России найти высокооплачиваемую работу по специальности астроному или физику-теоретику, даже если это доктор наук, в прошлом вполне известный, уважаемый и обеспеченный человек.

Меняет идентификацию в рамках уровня, т. е. меняет специальность.

Пытается направить энергию в другой уровень идентификации.

Пусть я уже не научный сотрудник, но зато я, прежде всего, мать (жена, отец). Пусть я уже не доцент, зато я молдаванин (татарин, украинец). Пусть я не офицер, зато я православный (иудей, мусульманин).

Таким образом, в период крушения привычных социальных и экономических отношений акценты могут смещаться на другие уровни СИ.

При этом легче всего направить энергию именно в уровни, близлежащие к разрушенному (рис. 1).

С этой точки зрения легко объясним повышенный интерес части общества к своему национальному статусу. То, что еще несколько лет назад не привлекало особого внимания, вдруг стало настолько важным, что начались национальные войны и безудержный “парад суверенитетов”. Хотя очевидно, что и то, и другое не принесло и не могло принести каких-либо экономических выгод, эта практика стала очень распространенной.

Повышенный интерес к религиозным объединениям, “парад церковных суверенитетов” и различные разборки на этой почве, зачастую переходящие на уровень драк и бурных судебных разбирательств, также объяснимы с этих позиций.

Действительно, если человек привык жестко идентифицировать себя как инженера, гражданина Великой державы и т. д. и, соответственно, соразмерять с этим свои ценности, поведение, отношения с окружающими, а теперь больше этого делать не может, то самый простой путь - найти новые способы жесткой идентификации. Чем более жестко задана структура СИ, тем проще с ней взаимодействовать, так как не нужно много думать и искать ответы на жизненные проблемы самому.

Кризис СИ автоматически порождает крушение моральных ценностей, с ними связанных. То есть, если моральные ценности связаны в большей степени не с внутренним духовным опытом, а с соответствующей идентификацией, то наступит почти полный моральный вакуум. Скорее всего, он будет быстро замещен новой структурой самоидентификации.

Такая ситуация характерна и для России 1917 - 1920 и 1989 - 90-х годов, и для Германии 1920 -30-х. Если Бога (светлого образа Ленина - Сталина, КГБ, парторганизации, Великого и ужасного милиционера и т. д.) больше нет, то все позволено.

В России новым вождям удалось быстро переориентировать СИ общества, введя, казалось бы, нелепые определения типа: “я - пролетарий”; “я - большевик” вместо “я - православный”. После войны наступил новый кризис СИ, и партии пришлось добавить национальный уровень: я - русский (а не еврей и не космополит).

В Германии удалось сразу переориентировать идентификацию на национально-территориальную. Пусть я больше не ... зато я истинный немец и поэтому почему-то очень заинтересован в расширении территории.

А может ли энергия быть направлена в сферу половой самоидентификации? Безусловно. И в России и в Германии соответствующих периодов происходила бурная сексуальная революция. Агрессивность, как один из аспектов сексуальной энергии, также резко повышается, что приводит либо к росту насилия внутри общества, либо направляется на ведение внешних войн.

Отметим, что война (неважно, с внутренним или внешним врагом) способствует повышению жесткости и стабильности СИ, во всяком случае, пока она не закончится. Во время войны основная идентификация большинства людей - это: я - свой. Ветеранам различных войн часто и в мирной жизни не хватает этой простоты и ясности самоидентификации. В тоталитарных или близких к ним государствах войны традиционно использовались для создания искусственных утверждений СИ. Пользуясь слабой осознанностью глубоких уровней СИ (и не только глубоких), лидеры таких систем умело переопределяли СИ: я - мужчина, следовательно, я - смелый, бесстрашный, сильный, следовательно, я - солдат без тени сомнения. я - русский, следовательно, я побеждаю лиц ... национальности и иноверцев. я - патриот, следовательно, я - враг всех чужих.

Именно таким способом можно привлечь добровольцев на афганскую или чеченскую войны (утвердить себя как мужчина, отстоять русскую нацию, послужить Родине и т. д.) или использовать простых призывников, но сделать так, чтобы они воевали с максимальным старанием и жестокостью.

По окончании большой войны кризис СИ захватывает все общество, причем кризис наступает вне зависимости от того, победила страна в войне или проиграла.

Ветеран малой войны, как правило, испытывает серьезный личностный кризис СИ, кризис тем более тяжелый, что за время войны его структура СИ сильно разошлась с базовой структурой СИ большей части общества. В терапии таких кризисов может быть с успехом использовано направление энергии на более глубокие уровни, особенно на духовный.

Совершенно особая ситуация связана с возможностью направить энергию в духовный слой. Это может проявляться и как интерес к различным эзотерическим и мистическим учениям и как следование пути духовного осмысления жизни.

На наш взгляд, такой путь может считаться наиболее гармоничным. Если в духовном уровне СИ достаточно энергии, человек не испытывает тревоги и беспокойства, его моральные ценности не зависят в такой степени от текущей ситуации в обществе, и, что самое главное, это во многом снимает проблему самоидентификации, так как приходит внутреннее осознание себя и человек сам может делать выбор, как себя идентифицировать.

Таким образом, кризис СИ приводит к расслоению в обществе. Кто-то лишается привычных моральных ориентиров и пускается во все тяжкие, кто-то замещает старые жесткие нормы на новые, тоже жесткие, но уже неодинаковые (у одних - национально-клановые, у других - религиозные, у третьих - профессиональные), а кто-то - становится более целостным и духовным.

Кризис СИ связан и с перестройкой внутренней структуры отдельных слоев. Насколько жестко человек идентифицирует себя, например, в профессиональной области? Насколько способен осознанно изменить ее? Насколько жестко заданы его представления о роли мужчины и женщины в семье? Насколько он готов изменить их, если они перестали работать?

Отметим, что чем более иерархично общество, тем более жестко заданы ступеньки такой идентификации. Для сравнения: в СССР существовало 22 звания в армии и 5 научных званий, в США - около 10 званий в армии и 1 научное. То есть получив степень доктора (Ph.D.), американец может полностью расслабиться относительно своей научной идентификации и заняться работой. Выше, чем доктор, званий уже нет. В России кандидат наук все еще имел много социально определенных ступенек впереди, и “расслабиться” мог разве что академик.

Чем сильнее кризис СИ, тем сложнее выстроить гармоничную картину, сочетающую СИ на разных уровнях. Так, часто сложно найти баланс между первым и седьмым уровнем, т. е. гармонично сочетать в себе и бизнесмена и человека духовного, с ярким восприятием окружающего мира. Но если в Европе и США такие подходы уже наметились и сами основы ведения бизнеса сформировали определенный моральный кодекс, близкий к общечеловеческим духовным принципам (не убивай, не обманывай, вкладывай деньги в благотворительность и т. д.), то в современной России и СНГ это далеко не так. Резкое расслоение привело к тому, что, как правило, человек либо бизнесмен, либо человек духовный. Удержаться на тонкой грани посередине возможно, но очень нелегко. Принципы ведения бизнеса во многих областях заведомо подразумевают обман, взятки, угрозы насилия и т. д.. Некоторое время тому назад похожая ситуация была и в США. На диком Западе ковбои с неимоверной жестокостью стреляли в индейцев и друг в друга. Ограбление банка считалось геройским поступком. Компании взрывали динамитом нефтепроводы и железные дороги конкурентов. В период “сухого закона” бандиты контролировали большую часть бизнеса страны. Но прошло время, и крайности постепенно выровнялись.

Кризис СИ у личности происходит не только в период соответствующих кризисов в обществе. За время своей жизни человек переживает как минимум несколько таких кризисов. Кризисы 6-7 и 12-14 лет приводят к формированию более четкой структуры самоидентификации.

В традиционных обществах одним из основных способов разрешения кризисов СИ был ритуал. Изменяя свою идентификацию (профессиональную, семейную, религиозную), человек проходил через определенную инициацию, которая давала возможно полное и глубокое представление о новой идентификации. Часто при этом менялось и имя или часть имени. Ритуал сопровождал любые важные события, связанные с изменением СИ, - приобретение профессии и, соответственно, статуса, женитьба, рождение ребенка, вхождение в возраст охотника. В некоторых первобытных племенах юноши, не прошедшие инициации, вообще не считались мужчинами, и, соответственно, настоящими людьми.

Отголоски таких традиций сохранилась и в современном обществе - ритуалы брака, крещения и т. д. При этом в ряде случаев по-прежнему меняется часть имени, - с помощью приставок мисс - миссис, мадам - мадемуазель, доктор, Ph.D., профессор, майор и т. д. Проблема состоит в том, что в современном обществе инициации если и существуют, то в сильно урезанном виде, многие аспекты СИ определены гораздо менее четко и часто степень осознания своей самоидентификации недостаточна.

Если в архаическом обществе всем было хорошо понятно, что такое жена, муж или отец, то сейчас это часто далеко не так. Муж может подсознательно ожидать от жены определенного поведения, соответствующего его представлениям о том, что такое “жена”, однако у самой жены эти представления могут быть совершенно другими и часто тоже плохо осознанными. Разрешение такого конфликта затрудняется именно недостаточной осознанностью соответствующего уровня СИ. Вместо того чтобы прояснить ситуацию, муж и жена могут бесконечно конфликтовать по самым различным поводам.

В отношениях ребенок - родитель проблем еще больше, так как в современном обществе верхние слои СИ достаточно быстро меняются и родители могут просто не успеть заметить, что идентификация “дочь” сильно изменилась со времени их молодости.

Достаточно часто встречаются ситуации, когда для человека очевиден только один аспект СИ (например “я - муж, следовательно, глава семьи”, “я - профессор, следовательно...”). Остальные аспекты “неявно подразумеваются”. Если именно эти “подразумеваемые”, но плохо осознанные аспекты начинают расходиться с реальностью, то возникает проблема, причем трудноразрешимая, так как ее истинная причина непонятна.

 Модель уровней самоидентификации личности

Рис. 5

В общем случае такую ситуацию мы будем называть несимметричной идентификацией (рис. 5). Один уровень СИ может быть лучше осознан на рациональном уровне, другой - на эмоциональном и т. п.

Наконец, еще раз обратимся к имени. К какому уровню СИ его можно отнести? Имя - это своего рода “точка сборки” всей структуры СИ. В нем как бы присутствует понемножку от каждого уровня. Как уже отмечалось, в традиционных обществах имя постоянно изменялось вместе с изменением СИ. Чем более значительным было изменение, тем сильнее менялось имя. Поступая в монастырь (и христианский и буддистский), человек полностью расставался со старым именем и принимал новое. Замужество приводит к изменению фамилии. На протяжении жизни имя также меняется несколько раз: Шурик - Сашка - Саша - Александр - Александр Ефимович. Интересно, что действительно значительные кризисы СИ в обществе также приводят к изменению части имени: господин - товарищ - господин. Иногда внутренние изменения приводят к тому, что человек меняет имя - например, с Толика на Анатолия.

Более глубокое осознание энергии, заложенной в имени, может привести к интересным и иногда неожиданным результатам. Так, в процессе, связанном с осознанием имени на тренинге Discovery 2, некоторые участники неожиданно находили другое, “более созвучное” имя или изменяли имя как в вышеописанном примере. В нашей культуре имя дается человеку при рождении и, в большинстве случаев, сильно не изменяется в течение жизни. Имя и человек как бы выстраивают отношения друг с другом в процессе развитии личности и ее самоидентификации.

Вы можете провести интересный процесс осознания своего имени.

Сядьте или встаньте в удобную позу. Сделайте несколько глубоких вдохов и расслабленных выдохов. Произнесите ваше имя. Сначала про себя, потом вслух, потом немного громче. Почувствуйте, что при этом отзывается внутри. Какие ощущения в теле, краски или образы при этом возникают. Насколько комфортно это состояние. Попробуйте произнести ваше имя по разному: Саша - Александр. В чем различия в ваших ощущениях? Произнесите имя еще раз. Поэкспериментируйте с громкостью и тоном голоса. Насколько легко и свободно вы произносите ваше имя. Какое именно имя вам легче всего произносить. Какая энергия звучит в имени? Для того чтобы почувствовать всю энергию имени, вы можете пройти по всем уровням СИ, произнося вслух: “Я - инженер”; “я - муж” и т. д.

Резюме

В течение жизни человек переживает несколько (обычно достаточно много) кризисов самоидентификации, причем эти кризисы могут затрагивать один или несколько уровней СИ.

Резкие социальные изменения в обществе приводят к массовому кризису социально-профессионального уровня СИ и “вакууму самоидентификации”.

Кризис СИ приводит к кризису морали и нравственных ценностей, с ним связанных.

Одним из способов разрешения кризиса СИ является направление энергии на другой уровень самоидентификации.

Кризис СИ приводит к резкому расслоению в обществе. Война - способ временно преодолеть или отсрочить кризис СИ и сплотить общество.

Традиционно стабильность и универсальность СИ в обществе обеспечивалась ритуалами. При достаточно резком отказе от ритуалов или их формализации (как это произошло в современном обществе) образуется своего рода “вакуум” идентификации в данных зонах СИ.

Степень осознанности самоидентификации может быть различной. Например, один уровень СИ лучше осознается на рациональном уровне, другой - на эмоциональном.

Имя является своего рода “точкой сборки” уровней СИ.

Уровни самоидентификации в психотерапии

Рассмотренная нами модель позволяет исследовать основные проблемы личности, связанные с СИ. Такие проблемы могут быть объединены в три большие группы.

Слишком жесткая идентификация в определенной области и слабая ее осознанность.

Неосознанное направление энергии с одного уровня СИ на другой.

Ограниченная осознанность одного из уровней СИ, т. е. явно осознанны лишь некоторые аспекты данного уровня самоидентификации, при этом другие аспекты неосознанны или “неявно подразумеваются”.

Центральной идеей в разрешении кризисов и вакуума СИ является осознание своей самоидентификации во всех ее аспектах и на всех уровнях.

Необходимость изменения своей СИ часто связана со страхом лишиться “опоры”, т. е. привычной шкалы ценностей и системы внутренних и внешних взаимоотношений. Первым шагом может быть именно прояснение соответствующих аспектов СИ и их действительной ценности для личности.

Как прояснить соответствующий уровень СИ?

Один из способов - пойти от противного. Такое упражнение может быть проделано прямо сейчас с листом бумаги и ручкой (акцент на рациональный аспект) или использовано в контексте сессии с измененными состояниями сознания.

Уровень СИ



© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.