РУБРИКИ |
Мониторинг как инструментальное средство повышения эффективности управления системой профессионального образования |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Мониторинг как инструментальное средство повышения эффективности управления системой профессионального образованияМониторинг как инструментальное средство повышения эффективности управления системой профессионального образованияМониторинг как инструментальное средство повышения эффективности управления системой профессионального образованияМ.И.Иродов, Т.А.Степанова Общество не может эффективно развиваться, не совершенствуя свое производство, не имея высококвалифицированной рабочей силы, компетентных и энергичных руководителей производства. Для подготовки таких специалистов необходима хорошо организованная, строящая свою работу на научной основе система начальной профессиональной подготовки кадров. После изменения социально-экономической ситуации неэффективность сложившейся системы профессионального образования (СПО) стала очевидной. Потребовалась выработка новой стратегии и тактики образовательной политики. Нам представляется, что вся система профессионального образования должна быть саморегулирующейся структурной системой, которая способна непрерывно перестраиваться во времени и трансформироваться в конкретных социально – экономических условиях. Проектирование новой системы профессионального образования возможно лишь на основе формирования ее новых целей. Цель системы профессионального образования формируется вне системы образования, обусловлена потребностями общества и личности, представляет собой “социальный заказ” на подготовку специалистов. При этом профессиональное образование должно отражать не только сегодняшние требования науки, техники, производства, общественных отношений, но и перспективы их развития. Формирование целей профессионального образования начинается с определения методов установления общественных запросов и их трансформации в педагогические цели. Генеральные общественные запросы в области подготовки квалифицированных рабочих кадров вытекают из общих экономических и общественных целей государства, которые оказывают влияние на формирование специальностей, функции отдельных групп работников, на область и структуру труда. Комплексная работа по формированию целей включает в себя следующие этапы: анализ требований общества (производства) к образованию; педагогическая интерпретация социального заказа и выделение на этой основе общих целей профессиональной подготовки учащихся, переход от этих общих целей к более частным (общенаучной, общеспециальной подготовке); отбор содержания согласно выделенным целям; определение адекватной методической системы его реализации. Принципиальное отличие такой системы от ранее функционировавшей состоит в том, что активным началом является сам обучающийся. Ему предоставлена возможность добровольного самоопределения в выборе уровня и профиля обучения, в выборе характера, содержания и условий профессиональной деятельности, что, в свою очередь, предполагает и его персональную ответственность перед собой и обществом за сделанный им выбор. Система должна быть открытой, включать в себя различные существующие и вновь создаваемые образовательные структуры. Система и ее элементы должны быть гибкими, отражать специфику реальной ситуации в региональном, отраслевом, производственном аспектах, адаптивно, оперативно и адекватно реагировать на меняющуюся конъюнктуру рынка труда, учитывать его особенности на завершающей стадии профессиональной подготовки. Система профессионального образования должна выполнять следующие функции: обеспечение общего среднего и начального профессионального образования в соответствии с потребностями личности; осуществление завершенной дифференцированной, поэтапной подготовки специалистов различного уровня квалификации; максимально полное развитие способностей, склонностей, интересов учащихся; формирование профессиональной мобильности в условиях высокотехнологического производства; формирование активной профессиональной и социальной адаптации личности. Сложностью задач, стоящих перед системой профессионального образования, и обусловлена актуальность вопроса об эффективности управления. Причем технократическое понимание управления должно уступить место гуманистическому подходу, в соответствии с которым социальное управление можно определить как создание стимулирующих условий, вызывающих у субъекта стремление действовать в соответствии с намеченной программой, наиболее адекватной поставленным целям. Мотивирование (стимулирование) является центральной функцией социального управления в СПО и составляет основную его сущностную характеристику. Для реализации управленческих функций необходимо использование особого механизма, заключающегося в выполнении действий в определенной последовательности: сбор информации об объекте управления; анализ полученной информации; принятие решения; управляющее воздействие; контроль. Первые два этапа, относящиеся к сбору и анализу информации, составляют основу понятия, определяемую термином “мониторинг”, впервые введенным в научный оборот в Великобритании с целью получения информации о функционировании учебных заведений. В настоящее время под мониторингом понимается постоянное наблюдение за каким-либо процессом (или системой) с целью выявления его соответствия ожидаемому результату. Мониторинг системы профессионального образования необходим в ситуации перехода системы от неизменного стабильного состояния к режиму развития, поскольку возникает потребность в сознательном воздействии на ситуацию, что, естественно, требует отслеживания текущего состояния. Особенностью мониторингового наблюдения (сбор информации), а также требованием к нему являются объективность и независимость получаемых данных и защита складывающейся картины от субъективной интерпретации собирающего или предоставляющего информацию, что достигается четкостью, определенностью параметров, фиксируемых количественно. Анализ информации и определение степени соответствия СПО требуемому качеству выполняют высококвалифицированные специалисты аналитической группы, участвующие в подготовке управленческих решений. Рассмотрим два возможных подхода к проведению мониторинга. Первый подход предполагает просто отслеживание состояния СПО по совокупности присущих ей сущностных параметров. Этот подход возможен при отсутствии жесткой стратегии преобразования СПО и направлен на то, чтобы оберегать ее от срывов. В качестве параметров отслеживания текущего состояния СПО могут быть предложены три группы параметров: Входные параметры, характеризующие потребность населения в данных образовательных услугах: конкурс по профессиям; его колебания по годам. Выходные параметры, определяющие спрос на выпускников профессионального учебного заведения (ПУЗ) в регионе: показатели трудоустройства выпускников по профессиям; колебания показателей трудоустройства по годам. Параметры, характеризующие саму СПО: штат педагогов по направлениям с учетом педагогической категории; количество подготовок (по отраслям и количеству учащихся); количество учащихся по профессиям; занимаемые площади; открытие (закрытие) новых профессий и специальностей; отсев учащихся по годам. Второй подход заключается в определении соответствия состояния СПО некоторым ожидаемым стадиям перехода ее к рыночному варианту или режиму развития. Реализация этого подхода базируется на предположении, что СПО будет и должна проходить ряд качественно отличных состояний на пути перехода от режима функционирования к режиму развития. Необходимо иметь качественное описание сущностных характеристик этих состояний. Использование количественных параметров, адекватно представляющих эти состояния, затруднено, поэтому речь должна идти о мониторинговых исследованиях. Кроме того, необходимо учитывать, что управление образованием является многоаспектным процессом, поэтому, кроме педагогического и экономического, необходимо учитывать политический и культурный аспекты. Ниже приведены главные критерии учета этих аспектов в управлении СПО. Экономический аспект – эффективность использования финансовых и материальных ресурсов и технических средств в соответствии с экономическими законами. Педагогический аспект – уровень учебных достижений учащихся, соответствующий целям системы профессионального образования, при учете получения его наиболее эффективным образом. Политический аспект – степень удовлетворенности социальных требований к системе профессионального образования ведущих социальных слоев общества. Культурный аспект – степень включенности субъектов образовательного процесса в жизнь разнообразных групп общества, что, в свою очередь, проявляется в степени участия их в управлении. При составлении перечня параметров отслеживания состояния СПО необходимо, чтобы они отражали все аспекты процесса. Параметры должны представлять интересы разных заказчиков: учащегося, производства, региона и государства, через которые могли бы отслеживаться их интересы. На практике достаточно широкое применение нашли различные виды мониторинга: социологический, социально-психологический, педагогический, психологический. Решаемая нами задача повышения эффективности управляющих воздействий на достаточно сложную систему профессионального образования требует использования “ситуационного” мониторинга с разработкой его механизма. Поскольку функционирование СПО представляет собой непрерывный сложный и противоречивый процесс, то для проведения мониторинговых исследований необходимо: проанализировать динамическую модель функционирования СПО в реальных социально-экономических условиях; выделить этапы (“качественные сдвиги”) функционального перехода к новым экономическим условиям; определить критерии, по которым можно судить об успешной деятельности СПО; разработать программу мониторинга, функционирования СПО как адекватного диагностического инструментария; провести экспериментальную апробацию программы мониторинга (СПО Ярославской области). Предложенные нами 5 групп критериев достаточно полно и адекватно отражают все сущностные стороны СПО как на стадии стабильного функционирования, так и на стадии динамического развития: Результативные – воспитание личностных качеств, необходимых выпускникам для жизни в быстро меняющемся социальном мире, в демократическом обществе: готовности к саморазвитию; социальной и индивидуальной экономической ответственности; готовности к самостоятельному выбору, гуманистической ориентации. Процессуальные – достижение результатов через социально приемлемые способы, приемы, технологии. Нормативные – соответствие сущностных сторон функционирования СПО государственным образовательным стандартам. Конкурентоспособности – достижение оптимальных результатов в минимальные сроки. Прогностические – определение зон развития и перспектив роста СПО или ее отдельных элементов. Поскольку мониторинговые исследования требуют количественных оценок, то необходимо ввести совокупность параметров, описывающих каждый из предлагаемых критериев функционирования СПО. Предлагаемые критерии можно оценивать по следующим параметрам:
|