РУБРИКИ |
Мотивация поведения и формирование личности подростка |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Мотивация поведения и формирование личности подросткаСовременные психологи (Н.А. Бакшаева, А.А. Вербицкий) выделяют следующие виды мотивов выбора профессии: 1) профессионально - педагогические, 2) познавательно - образовательные, 3) интеллектуально -развивающие, 4) коммуникативные, 5) эмоциональные, 6) честолюбия, 7) идентификационные, 8) материально - практические, 9) мотивы долга. Наиболее адекватными педагогической деятельности, естественно, являются педагогические и коммуникативные виды мотивов, т.е. внутренние профессиональные мотивы. При этом А.А. Вербицкий и Н.А. Бакшаева выделяют следующие мотивы профессиональной деятельности: 1) теоретического осмысления основ профессиональной деятельности, 2) профессионального роста, саморазвития, 3) интерес, призвание к профессии, 4) самовыражения, самореализации, 5) сотрудничества с коллегами, 6) совершенствования деятельности, 7) ответственности за результаты профессиональной деятельности, 8) прагматические (престиж, карьера, деньги). Теперь перейдем непосредственно к исследованию развития профессиональной мотивации, в том числе мотивации профессиональной педагогической деятельности. Для этого рассмотрим психологе - педагогические условия формирования вышеперечисленных мотивов в различных видах обучения. Как отмечают А.А. Вербицкий и Н.А. Бакшаева, переход из позиции студента в позицию специалиста, трансформация учебной деятельности в профессиональную предполагает и смену предметов деятельности. Если предметом учебной деятельности является информация, то предмет профессиональной деятельности - объекты материального или духовного производства. Действительно, возникает трудность в том, что усвоенные в учебной деятельности знания, умения, навыки при переходе к профессиональной деятельности должны превратиться из предмета учения в средство труда, решения принципиально иных, чем в обучении, задач и проблем. Необходимо, следовательно, еще в вузе давать студентам развитую практику использования знаний в функции средства регуляции действий и поступков. По мнению Н.Ф. Талызиной, необходимо создавать психолого-дидактические условия для того, чтобы сформированная в процессе учения познавательная мотивация стала началом развития профессиональной мотивации и профессиональной направленности личности будущего специалиста. Кроме того, как отмечают А.А. Вербицкий и Н.Ф. Талызина, сочетание познавательного интереса к предмету и профессиональной мотивации оказывают наибольшее влияние и на успехи в учении. Как показано в литературе, не происходит формирования профессиональной мотивации и профессиональной направленности в том случае, если в учебном процессе не представлены те или иные элементы будущей профессиональной деятельности, ее контекст. Формированию профессиональной мотивации и профессиональной направленности личности способствует внедрение новых методов обучения (проблемное обучение, реферативная форма работы, дискуссия, деловая игра, анализ конкретных ситуаций, «круглый стол», перекрестный опрос, «мозговой штурм», лекция с заранее запланированными ошибками и так далее; Г.А. Корнеева, В.Д. Калишенко, Н.В. Мельникова), совершенствование методов организации контроля и оценки знаний (С .А. Козлова, Н.Н. Кожухова, В.В.Бабаева), организация самостоятельной работы студентов ("Г.А.. Куликова, Л.Г. Нисканен, Н.А. Стародубова), использование педагогических игр (Т.И.Пониманская) и так далее. Очевидно, что наиболее продуктивным является путь формирования профессиональной мотивации на протяжении всего периода вузовского обучения. В качестве механизмов развития мотивации, по мнению В.Г. Леонтьева, выступают направленность личности, личностные черты, типологические особенности, общие и интеллектуальные способности, показатели воли, уровня притязания, статуса личности и другие. Формирование профессиональной деятельности специалиста осуществляется как процесс движения деятельности студента от собственно учебной деятельности через учебно-профессиональную. При этом единицей активности студента становятся поступки; на профессионально значимом материале, как отмечал А.А.Вербицкий, осуществляется предметное и социокультурное развитие личности, ее включение в профессию как часть культуры, предполагающее в качестве ведущих профессиональные мотивы. Таким образом, 1) студент с самого начала ставится в деятельностную позицию, 2) включается весь потенциал его активности, 3) приобретается опыт использования учебной информации в профессиональной функции, 4) при усвоении знаний осуществляется в контексте разрешения будущих профессиональных ситуаций, что обеспечивает условия для формирования профессиональной мотивации, 5) логическим центром педагогического процесса становится сама развивающаяся личность, происходит становление творческой индивидуальности будущего специалиста. При наличии данных условий происходит формирование профессиональной мотивации и профессиональной направленности. Однако, как было отмечено выше, проблема формирования мотивов сама по себе очень сложна, так как всякая деятельность полимотивирована, представляет собой многовершинное образование (А.Н. Леонтьев). Мотивапионная сфера личности характеризуется познавательным мотивом, профессиональным, достижения, аффилиации и другими, причем в своеобразных, неповторимых иерархических комбинациях в каждом конкретном случае. В заключении необходимо отметить, что по своему статусу в общей иерархии мотивов учебной деятельности профессиональные мотивы, если они сформированы, всегда являются ведущими, определяющими характер познавательной деятельности субъекта в обучении. §4 Диагностика мотивационной сферы личности подростковСтановление личности будущего учителя предполагает перестройку мотивационной сферы: одни побуждения, мотивы приобретают большую личность, другие теряют ее. Преобладающие мотивы и направленность личности так или иначе взаимосвязаны: либо в содержательно-смысловом плане, либо через общие средства реализации. Удовлетворение одних побуждений превращает их в незначимые и актуализирует другие. Таким образом, в процессе становления профессионализма личности соблюдается характерная для каждого периода развития и для каждого типологического склада личности мера соотношения значимого и незначимого, актуального и неактуального. Учет этих изменений, несомненно, представляет интерес для психолога, так как позволяет построить прогноз дальнейшего развития профессиональной направленности. Настоящее исследование состоит из двух этапов, на которых исследуется преобладающая мотивация и направленность личности подростков – учащихся 1 курса УПК № 9 «Арбат». Этап 1. Исследование мотивационной сферы личности. Исследование мотивационной сферы личности проведено с помощью теста юмористических фраз (ТЮФ), представляющего собой оригинальную методику, соединяющую достоинства стандартизированного теста и индивидуализированной проективной техники. В основе методики лежит прием свободной тематической классификации многозначных стимулов – юмористических фраз. Появление крупного класса свидетельствует о наличии доминирующей мотивации. Стимульный материал состоит из 100 юмористических фраз, 40 из которых являются многозначными, т.е. испытуемые, в зависимости о собственной интерпретации усматривают в них то одну, то другую из 10 основных тем. Цель исследования: выявить мотивационные тенденции личности. Объект исследования: учащиеся 12 группы I курса УПК № 9 «Арбат» (16 человек; возраст 15-17 лет). Предмет исследования: мотивационная сфера личности. Гипотеза: предполагаем, что в современных социально-экономических условиях преобладающими мотивационными тенденциями являются взаимоотношение полов, мода, деньги, карьера, пагубные пристрастия. Метод исследования: тестирование. Методика ТЮФ предложена А.Г. Шмелевым и В.С. Бабиной. База исследования: УПК № 9 «Арбат». Время исследования: 16 марта 2001 года. Основные темы: 1) агрессия – самозащита, 2) взаимоотношения полов, 3) пагубные пристрастия (пьянство), 4) деньги, 5) мода, 6) карьера, 7) семейные неурядицы, 8) социальные неурядицы, 9) бездарность в искусстве, 10) человеческая глупость. Набор ТЮФ: 1. Перья у писателя были, ему не хватало крыльев. 2. Чем дальше хочешь прыгнуть, тем ниже нужно согнуться. 3. Счастье не в деньгах, а в их количестве. 4. Крик моды понятнее всего на чужом языке. 5. Без женщин жить нельзя на свете – тем более в темноте. 6. Чтобы как следует понять душу человека, лучше всего ее вынуть. 7. Дурак, совершенствуясь, становится круглым. 8. С кем поведешься, от того и наберешься. 9. Скажи мне, чем ты богат, и я скажу, кем ты работаешь. 10. Инициатива скандала принадлежала мужу, а звуковое оформление – жене. 11. «Терпение и труд все перетрут», - напомнил Евгений Сазонов супруге, вытирающей гору посуды. 12. Все в природе взаимосвязано, поэтому без связей лучше не жить. 13. Не брал за горло никого, кроме бутылки. 14. Морская качка изображена художником с таким сходством, что при одном взгляде на картину стошнило. 15. Стояла тихая Варфоломеевская ночь. 16. И фиговый листок отпадает. 17. Одежда! Мой компас земной, а удача – награда за смелость. 18. Не было ни гроша, и не будет. 19. Сила земного притяжения ощущается особенно сильно, когда начинаешь подниматься по служебной лестнице. 20. Странная картина открылась взору уважаемого классика: это была экранизация его романа. 21. Если ты считаешь, что уже сделал карьеру, значит, ты ненастоящий карьерист. 22. Мечтал о полете мысли, но так и не дождался летной погоды. 23. Вылился в алкоголики. 24. «Семь раз отмерь – один отрежь», - объяснял старый палач молодому. 25. Брала от жизни все, что входило в моду. 26. Деньги тем большее зло, чем их меньше. 27. Мне с Вами скучно, мне с Вами спать хочется. 28. Ему пришла в голову мысль, но, не застав никого, ушла. 29. Выбирая из двух зол, бери оба: потом и этого не будет. 30. Она шипела на мужа, как газированная вода. 31. Я пью не больше ста граммов, но, выпив сто граммов, я становлюсь другим человеком, который пьет очень много. 32. Не бойтесь этой гранаты: она ручная. 33. Дети – цветы жизни. Не давайте им, однако, распускаться. 34. Не хлебом единым жив человек! – кричали возбужденные покупатели в очереди за мясом. 35. Сколько прекрасных мыслей гибнет в лабиринтах извилин! 36. Единственное, что было в нем мужественного, он не мог обнаружить, не нарушая приличий. 37. Нелегок это писательский труд, - говорит Евгений Сазонов, ежедневно относя в приемный пункт макулатуры по 20 кг произведений своих коллег. 38. Шагая в ногу с модой, следите, чтобы она не свернула за угол. 39. Деньги есть деньги! В этой фразе есть глубокий смысл, но нет запятой. 40. Призвание хорошо, а звание лучше. 41. Поэт шел в гору, но эта гора не была Парнасом. 42. Стриптиз моды: макси, миди, мини, голый король. 43. Лишь тяжелый кошелек позволяет угнаться за модой. 44. Душит – значит любит (Дездемона). 45. В настойчивых поисках братьев по разуму он оказался в вытрезвителе. 46. Нашел место в жизни –найди жене. 47. Писал с принципиальных кассовых позиций. 48. Защита диссертации пройдет успешнее, если банкет по этому поводу провести за 2-3 часа до ее начала. 49. Бог создал женщин глупыми, чтобы они любили мужчин. 50. Почему чаще всего неограниченные возможности у ограниченных людей. 51. Ссорясь, они швыряли друг в друга стульями, но ни стульям, ни семейной жизни это не вредило. 52. Если умный человек идет в гору, значит, он материально заинтересован. 53. У меня ничего не осталось, кроме тебя, - признался он ей за три дня до зарплаты. 54. Круглые дураки в люди не выходят. Их выкатывают. 55. Мясник строил материальное благополучие на чужих костях. 56. Голова его чего-нибудь да стоила… вместе с бобровой шапкой. 57. «Пить – здоровью вредить», - сказала Юдифь, отсекая голову пьяному Олофрену. 58. И на «пегасах» гарцуют всадники без головы. 59. Только в очень хорошем настроении она называла получку мужа деньгами. 60. Те, кому дают на чай, пьют коньяк. 61. Удивительное – ядом! – сказал Сальери. 62. Нарушение моды королями становится модой для их подданных. 63. Нетрезвый взгляд на вещи позволяет обходиться без них. 64. Жена шефа много лучше, чем шеф жены. 65. Если у тебя умная жена – будешь есть плоды познания, если глупая – жизни. 66. Бдительный завмаг подвергал контролю все, что у продавщиц оставалось под прилавком. 67. Когда она заговорила о чернобурой лисе, он посмотрел на нее волком. 68. Не только сам укладывался в получку, но и укладывал своих приятелей. 69. Женщине по служебной лестнице легче идти в короткой юбке. 70. Когда музы молчат, говорят жены поэтов. 71. Дороже обходится то, что нельзя достать ни за какие деньги. 72. Хорошо, когда у женщины есть муж, еще лучше, когда он чужой. 73. В повести так много пили, что из нее можно было гнать спирт. 74. Мечтает устроиться на доходное лобное место. 75. При вытрезвителе вновь открыта комната матери и ребенка. 76. В этой столовой можно не только червяка заморить. 77. Женщины пьянили его, особенно когда в их обществе он пил водку. 78. Последний крик моды часто раздавался из-под прилавка. 79. Если все время мыслить, то на что же существовать? 80. Быстро поднимался по служебной лестнице: одна «рука» тут, другая – там. 81. Мода на форму черепа стоила ей многого. 82. Чем продуктивнее творчество, тем нужнее холодильник. 83. Ломал голову, а сломал шею. 84. «Здесь я работаю для потомства», - сказал Евгений Сазонов, показывая диван. 85. Закон всеобщего тяготения к шаблону. 86. Всем модам Отелло предпочитал декольте. 87. Интеллигенты умирают сидя. 88. Бараны умеют жить: самая паршивая овца в каракуле ходит. 89. Сколько еще дантесов прозябают в неизвестности! 90. Забытый писатель искал забвение в вине. 91. Многие женятся по любви, так как не имеют возможности жениться по расчету. 92. Модельеры призваны одевать женщин, а они их стараются раздеть. 93. Не лещ без бутылки. 94. Роль Отелло исполняется правдивее, если есть личная заинтересованность. 95. Любопытство к женщинам не должно быть праздным. 96. Перед злоупотреблением не разбалтывай. 97. Если жена не следит за модой, за ней можно не следить. 98. Не всякая кучка могучая. 99. Чем приятнее формы, тем безразличнее содержание. 100. Графомания – это потребность души или семейного бюджета? Процедура проведения: испытуемому предлагается по инструкции разделить юмористические фразы строго по тематике. Подсчет тестового бала: диагносту достаточно подсчитать количество баллов в соответствующем классе, чтобы приписать определенный балл мотивационной теме. Показатели ТЮФ сравниваются внутри индивидуального профиля и в целом по группе. Выявляется порядковая структура мотивационных тенденций.
Вывод: на основе изученных результатов нами сделан вывод о том, что в современных социально-экономических условиях у подростков преобладают следующие мотивационные тенденции: 1) взаимоотношение полов, 2) мода, 3) пагубные пристрастия, 4) деньги, 5) человеческая глупость, 6) карьера. Их наличие обусловлено социально-экономической обстановкой в стране (3, 4, 5 и 6 мотивационные тенденции), личностной нестабильности подросткового возраста (1, 2, 3 и 5), социализацией личности подростка (1, 2, 4 и 6) потребностью в самостоятельности и самоопределении (1, 4 и 6). Таким образом, для становление оптимально развитой личности в современной системе образования необходимо создавать условия для развития социальной активности подростков, формировать установки на самостоятельный выбор и самоопределение в контексте социальной инициативы, развивать чувство личности. Включение индивида в активную социально-психологическую деятельность (общение, учебная деятельность, труд) является одним из условий формирования личности подростка, обуславливающим его дальнейшее поведение и профессиональный выбор. Этап П. Диагностика личностной направленности. Исследование личностной направленности подростков осуществлялось на основе методики ДДО (дифференциально-диагностический опросник). Цель исследования: выявить преобладающую личностную направленность. Объект исследования: учащиеся 12 группы I курса УПК № 9 «Арбат». Предмет исследования: направленность личности. Гипотеза: у учащихся первой ступени профессионально-педагогического образования основными компонентами направленности личности являются творческие наклонности и потребность в общении. Метод исследования: тестирование. Методика предложена Е.А. Климовым. База исследования: УПК № 9 «Арбат». Время исследования: 30 марта 2001 года. Виды профессиональной направленности: 1) человек - природа (все профессии, связанные с растениеводством, животноводством, лесным хозяйством), 2) человек - техника (все технические профессии), 3) человек - человек (все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением) 4) человек - знак (все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками), 5) человек - художественный образ (все творческие специальности). Таблица результатов
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК Предложим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу. Однако если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?
Вывод: данное исследование показало, что в группе резко преобладают творческие наклонности личности и потребность в общении. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Можно сделать вывод о том, что профессиональная мотивация является доминирующей в учебной деятельности. Мотивы определяют цели развития личности. Личность характеризуется направленностью, определяемой системой мотивов, интересов, убеждений, идеалов, создает базу для формирования индивидуального смыслового опыта. ЗАКЛЮЧЕНИЕОдной из важнейших проблем в психологии (В.М. Бехтерев) считается проблема личности, при этом личность трактуется как интегративное целое. Важнейшей целью многих работ психологов считается изучение человека и развитие его сфер личности, таких, как 1 ) потребностно - мотивационной, 2) эмоционально - волевой, 3) когнитивно - познавательной, 4) морально -нравственной, 5) экзистенционально - бытийной, 6) действенно -практической, 7) межличностно - социальной (И.А. Зимняя). Психологи признают различные уровни активности человека в поведении и деятельности. Изучая и систематизируя структуру потребностной сферы личности, выделяют так называемый «потребностный треугольник» А. Маслоу, в котором, с одной стороны, высвечивается социальная зависимость человека, а с другой - его познавательная, когнитивная природа, связанная с самоактуализацией. Также нами выделено, что одним из ранних исследований личностной мотивации была работа X. Мюррея, выделившего четыре основные потребности: в достижении, в доминировании, в самостоятельности, в аффилиации. При изучения психолого - педагогической литературы нами выявлено, что мотивация изучалась как сложная система, в которую входят определенные иерархизированные структуры. При этом структура понимается как относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта, как инвариант системы (В. Г. Асеев). Особое влияние на раскрытие темы курсовой работы оказали исследования таких ученых, как А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.А. Зимняя, В.Г. Степанов, Н.Ф. Талызина, А,К. Маркова, М.Г. Ярошевский, В.Г. Асеев, А. Маслоу, Д. Уотсон, Б. Скиннер и других. Понять особенности мотивации как сложного многоуровневого регулятора жизнедеятельности человека (его поведения и деятельности) стало возможным, анализируя работы А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Л.И. Божович, Б.И. Додонова, Дж. Аткинсона и других. В работе, используя термины «мотив», «мотивация», «мотивационная сфера», «поведение», «рефлекс», «личность», мы ссылались на определения А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, А.К. Марковой, В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, А.В. Петровского, В.Г. Степанова, И.А. Зимней, А. Маслоу, Р. Мэя, Г. Олпорта и других. Исследования И.А. Зимней стали базисом для определения основных направлений изучения проблемы (понятие мотивации в психологии, структура мотивации, классификация мотивов, мотивация учебной деятельности и другие). Также важно отметить и то, что рассматривая вопрос мотивации учебной деятельности, изучены подходы Н.Ф. Талызиной, А.К. Марковой, Т.А. Матиса, А.Б. Орлова и других к рассмотрению уровней развития учебной мотивации у подростков. Таким образом, хотелось бы отметить, что мотивация является одной из наиболее важных проблем в отечественной и зарубежной психологии, что и обуславливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также и методам ее изучения. Следует подчеркнуть, что основным методологическим принципом (И.А. Зимняя), определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положение о единстве динамической и содержательно-смысловой сторон мотивации. Вышеперечисленные положения позволяют определить мотивацию как сложную многоуровневую неоднородную систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки и так далее, а также полимотивированность деятельности и поведения человека. На основе анализа литературы и проведенного практического исследования, выявляя условия формирования мотивации личности, личностной направленности и влияние этого учебно-профессиональную деятельность, мы определили следующие положения: 1) исследованию мотивационной сферы человека посвящено множество работ, в то же время проблема мотивации не имеет однозначного понимания; 2) мотивы определяют цели развития личности; 3) профессиональные мотивы, если они сформированы, всегда являются ведущими, определяющими характер познавательной деятельности субъектов обучения; 4) для формирования положительной мотивации и профессиональной направленности личности в современной системе обучения необходимо создавать условия для развития социально активной личности подростка путем внедрения новых методов обучения (проблемное обучение, реферативная форма работы, дискуссия, деловая игра, «мозговой штурм», лекция с заранее запланированными ошибками и т.д.), формировать установку на самостоятельный выбор и самоопределение в контексте социальной инициативы и тем самым развивать чувство личности. БИБЛИОГРАФИЯ1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. - М.: Знание, 1992. 2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М.: Мысль, 1976. 3. Бодалеев А.А. Психология о личности. - М.: Изд-во МГУ, 1988, с. 188. 4. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. - М.: Академия, 1999, с. 440. 5. Введение в психологию /Под ред. А.В. Петровского. - М.: Академия, 1998, с. 496. 6. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 1986, с. 272. 7. Ершов А.А. Взгляд психолога на активность человека. - М.: Луч, 1991, с. 159. 8. Здравомыслов А.Г. Конфликт интересов и кризис нравственных оснований мотивации поведения //Динамика ценностей населения реформируемой России /Под ред. Н.И. Лапина, Л.А. Беляевой. -М.: Эдиториал УРСС, 1996, с. 158-170. 9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2000, с. 384. 10. Зимняя И.А. Элементарный курс педагогической психологии. - М.: Центр проблем качества подготовки специалистов, 1992, с. 110. 11. Кабанова - Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. - М.: Знание, 19gl. 12. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. - М.: Просвещение, 1986, с. 80. 13. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984, с. 335. 14. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989, с. 255. 15. Крутецкий В.А. Психология. - М.: Просвещение, 1986, с. 336. 16. Кузнецов В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся. - М.: Народное образование, 1994, с. 144. 17. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М.: УРАО, 1997, с. 176. 18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977. 19. Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. — М.: Медицина, 1977. 20. Мадорский Л.Р., Зак А.З. Глазами подростков. - М.: Просвещение, 1991, с. 95. 21. Маркова А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников. // Вопросы психологии. 1980. - № 5, с. 47-59. 22. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. -М.: Просвещение, 1990. 23. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М.: Педагогика, 1983. 24. Мудрик А.В. Личность и ее воспитание в коллективе. - М.: Знание, 1983, с. 96. 25. Мудрик А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростков. Актуальные проблемы воспитания подростков. - М.: Знание, 1979. с. 40. 26. Мудрик А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. - М.: Знание, 1977, с. 64. 27. Мухина B.C. Возрастная психология. - М.: Академия, 1999, с. 456. 28. Мухина B.C. Основы воспитания и развития личности подростка в условиях современных объединений. // Развитие личности. 1999, № 3, с. 4-14. 29. Общая психология /Под ред. В.В. Богословского и др. -М.: Просвещение, 1981, с. 383. 30. Общая психология /Под ред. Е.И. Рогова. - М.: Владос, 1995, с. 448. 31. Практикум по общей психологии /Под ред. А.И. Щербакова. -М.: Просвещение, 1990, с. 288. 32. Психология /Под ред. А.А. Крылова. - М.: Проспект, 1999, с. 584. 33. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1995, с. 529. 34. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. - М.: Академия, 1998, с. 320. 35. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997, с. 736. 36. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 1998, с. 288. 37. Талызина Н.Ф. Управление познавательной деятельностью учащихся. - М.: Изд-во МГУ, 1975. 38. Формирование личности старшеклассника /Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 1989, с. 168. 39. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. - М.: Педагогика, 1986. 40. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: Владос, 1998. с. 512. 41. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М.: Просвещение, 1969, с. 316. 42. Ярошевский М.Г. История психологии. - М.: Академия, 1997. с. 416. |
|
© 2010 |
|