РУБРИКИ |
Мотивация поведения личности |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Мотивация поведения личностиМотивация поведения личностиМежрегиональная Академия управления персоналом РЕФЕРАТ на тему: «Мотивация поведения личности» студентки группы КТ-7 Коваль Ирины Анатолиевны Киев-1999 План |1 |Вступление |2 | Вступление. Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания закономерностей поведения человека и особенно в отношении побуждений и их реализации. С другой стороны, назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденции человека к действию с социальной детерминации его психики. Обзор работ отечественных психологов показывает, что в настоящее время в психологии накоплены данные, как для уточнения некоторых исходных позиций, так и для дальнейшего, более широкого и глубокого исследования проблем мотивации. Многочисленные исследования проведены отечественными психологами по
вопросам мотивов деятельности и, в частности, мотивов учебной деятельности. Исследуя отношение школьников к учению, Л.И. Божович установила, что
одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого
отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную
деятельность школьников. Ею сделан вывод о том, что проблема формирования
устойчивости личности есть прежде всего проблема становления социальных по
своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения. Работы Божович и её сотрудниками под мотивом понимается внутренняя позиция личности. Придя к выводу о том, что одним из важнейших моментов, раскрывающих сущность отношений школьников к учению, является совокупность мотивов: " При этом под мотивами учения мы понимаем то, ради чего учится ребёнок, что побуждает его учиться". В зарубежных исследованиях изучению мотивов уделяется большое внимание. Своеобразное понимание мотивации характерно для гештальтской
психологической школы. К.Левин разработавший методику
экспериментального изучения мотивов, понимал их как нечто самостоятельное. В теории Д.К.Маккеланда говорится о том, что все без исключения мотивы и потребности человека приобретаются, формируются при его онтогенетическом развитии. Мотив здесь "стремление к достижению некоторых довольно общих целевых состояний", видов удовлетворения или результатов. Мотив достижения рассматривается как первопричина человеческого поведения. Г.Олпорт в своей книге " Личность" как представитель В теории мотивации Э.Даффи поведение описывается через его направленность (подход, общая линия поведения) и интенсивность (внутреннее возбуждение и активность). При определении мотивации необходимо определить активацию и её направление. Д.Берлайн разработал сложную систему мотивации, согласно которой потребность определяет ответы организма. Но сама потребность у него тесно связана с потенциалом возбуждения первичных структур, и поэтому его теория физиологична. В теории мотивации И.Аткинсона и К.Бёрча Аткинсон выделяет несколько Таким образом, среди отечественных и зарубежных психологов существует несколько пониманий сущности мотивов, их осознанности, их места в структуре личности. ХАРАКТЕР В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ - концепция личности, обобщающая процессуально-
иерархические подструктуры личности с субординацией низших подструктур
высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера. В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система
убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения
человека, его непреклонность В достижении поставленных целей, уверенность в
справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера
тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы
устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко
сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и
цельности., личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность
интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и
интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые
особенности, грани характера: например, Л.Н.Толстой увлекался игрой в
шахматы, И.П.Павлов — городками, Д.И.Менделеев — чтением приключенческих
романов. Доминируют ли у человека духовные и материальные потребности и
интересы, определяют не только помыслы и чувства личности, но и
направленность его деятельности. Не менее важно и соответствие действий
человека поставленным целям, так как личность характеризуется не только
тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер возможно понять
только как определенное единство направленности и образа действий. Понятие мотивации Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности является потребность. Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к устранению возникшего дефицита. Возникающая потребность вызывает мотивационное возбуждение (соответствующих нервных центров) и побуждает организм к определенному виду деятельности. При этом оживляются все необходимые механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии внешних условий и на основе этого формируется целенаправленное действие. Итак, актуализированная потребность вызывает определенное нейрофизиологическое состояние – мотивацию. Таким образом, Мотивация – обусловленное потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма. От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных сенсорных возбуждений, их усиление или ослабление. Эффективность внешнего стимула зависит не только от его объективных качеств, но и от мотивационного состояния организма (Утолив страсть, организм не станет реагировать на самую привлекательную женщину) Отсюда, обусловленные потребностью мотивационные состояния характеризуются тем, что мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности и схемы деятельности по овладению требуемым объектом. Эти схемы программы поведения – могут быть или врожденными, инстинктивными, или основанными на индивидуальном опыте, или заново созданными из элементов опыта. Осуществление деятельности контролируется путем сравнения достигнутых промежуточных и итоговых результатов с тем, что было заранее запрограммировано. Удовлетворение потребности снимает мотивационное напряжение и, вызывая положительную эмоцию, «утверждает» данный вид деятельности (включая его в фонд полезных действий). Неудовлетворение потребности вызывает отрицательную эмоцию, усиление мотивационного напряжения и вместе с этим – поисковой деятельности. Таким образом, мотивация – индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внутренних факторов, определяющий способы поведения данного индивида. В животном мире способы поведения определяются рефлекторным соотнесением внешней обстановки с актуальными, насущными органическими потребностями. Так, голод вызывает определенные действия в зависимости от внешней ситуации. В человеческой жизнедеятельности сама внешняя обстановка может актуализировать различные потребности. Так, в преступно опасной ситуации один человек руководствуется только органической потребностью самосохранения, у другого доминирует потребность выполнения гражданского долга, у третьего – проявить удаль в схватке, отличиться и т.д. Все формы и способы сознательного поведения человека определяются его отношениями к различным сторонам действительности. Мотивационные состояния человека существенно отличаются от мотивационного состояния животных тем, что регулируются второй сигнальной системой – словом. Отсюда перейдем к видам мотивационных состояний человека. К мотивационным состояниям человека относятся: установки, интересы, желания, стремления и влечения. Установка – это стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которого оно совершается. Различаются следующие виды установок 1.Ситуативно-двигательная (моторная) установка (например, готовность шейного отдела позвонков к движению головы) 2.Сенсорно-перцептивная установка (ожидание звонка, выделение значимого сигнала из общего звукового фона) 3.Социально-перцептивная установка – стереотипы восприятия социально значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как признак криминализованной личности) 4.Когнитивная – познавательная установка (предубеждение следователя в отношении виновности подозреваемого ведет к доминированию в его сознании обвинительных доказательств, оправдательные доказательства отступают на второй план) 5.Мнемическая установка – установка на запоминание значимого материала. Мотивационное состояние человека является психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, индивида и личности. Это отражение необходимых условий осуществляется в виде интересов, желаний, стремлений и влечений. Интерес – избирательное отношение к предметам и явлениям в результате
понимания их значения и эмоционального переживания значимых ситуаций. Желания – мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены
с конкретным предметом их удовлетворения. Если потребность не может быть
удовлетворена в данной ситуации, но эта ситуация может быть создана, то
направленность сознания на создание такой ситуации называется стремлением. Преобладающие стремления человека к определенным видам деятельности являются его склонностями, а состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов – влечениями. Мотивационные состояния мобилизуют сознание на поиск соответствующих целей и принятие конкретного решения. Принятие же решения о конкретном действии связано с осознанием мотива данного действия, с понятийным моделированием его будущего результата. Мотив – это довод в пользу избираемого действия, осознанное побуждение к достижению конкретной цели, необходимый элемент сознательного, волевого, преднамеренного действия. Итак, понятие мотивации включает в себя все виды побуждений человеческого поведения. Мотив – сознательный элемент мотивации. Сознательное поведение характеризуется сознательной его регуляцией, пониманием сущности его явлений, их взаимосвязей и причинно-следственной обусловленности. Осознать явление – это значит увидеть его действительные связи в
объективном мире. Сознательная регуляция основана на знании – понятийном
отражении явлений реального мира. Волевое, сознательное действие
характеризуется предвосхищением будущего результата действия – его цели. Следует различать понятия «мотив» и «мотивация». Мотивация – это общее
побуждение активности в определенном направлении. Наиболее элементарной
формой побуждения являются влечения – переживания неосознаваемых
потребностей, преимущественно биологического характера. Влечения не имеют
определенной целенаправленности и не порождают конкретного волевого акта. Человеческое поведение активируется широким спектром побуждений, являющихся модификацией его потребностей: влечениями, интересами, стремлениями, желаниями, чувствами. Конкретные же действия человека осознанны в системе понятий. Человек понимает, почему следует достичь именно данную цель, он взвешивает ее на весах своих понятий и представлений. Побуждениями к деятельности в определенном направлении могут быть положительные и отрицательные чувства: любознательность, альтруизм, эгоизм, корысть, алчность, ревность и т.д. Однако чувства, являясь общим побуждением к определенному роду действий, сами по себе не являются мотивом действий. Так, корыстные устремления могут быть удовлетворены разными действиями. Мотив – это замыкание побуждения на конкретной цели. Не может быть сознательных, но безмотивных поступков. Итак, весь сложный мотив преддействия основан на определенной мотивации – на определенном общем побуждении. Но выбор конкретной цели, отчленение данной цели от других возможных направлений действия обуславливается мотивом. Сознательный выбор данной цели – это и есть мотив действия. Касаясь терминологии, внешняя мотивация – это оплата, ценность оплаты, уверенность в связи усилия оплат с ценностью вознаграждения; внутренняя мотивация – это похвала, премия, продвижение по службе и т.д. Это две составляющие поощрения сотрудника. Вторая считается наиболее прогрессивной хотя бы потому, что относится к верхней части пирамиды потребностей Маслоу. Создаётся впечатление, что советское руководство попыталось достичь вершины, забыв об основании. Пресловутые почётные грамоты с маленькой премией были плохим поощрением труда. Как следствие, персоналу не было стимула выкладываться ради мифической вершины пирамиды при полной не обустроенности быта Вывод У человека есть две различные мотивационные тенденции, связанные с агрессивным поведением: тенденция к агрессии и к ее торможению. Тенденция к агрессии - это склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Тенденция к подавлению агрессии определяется как индивидуальная предрасположенность оценивать собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызения совести. Эта тенденция на уровне поведения ведет к подавлению, избеганию или осуждению проявлений агрессивных действий. По этому поводу Д.Ольвеус пишет: " Привычные агрессивные тенденции индивида составляют предрасположенность оценивать определенный класс ситуаций как фрустрационных, угрожающих и (или) вредных. Оценка , ведущая к значению активации, превышающей некоторый индивидуальный уровень, влечет активацию тенденций индивида причинять вред или вызывать беспокойство. Аналогично, привычные индивиду тенденции подавления агрессии составляют предрасположенность оценивать собственные агрессивные тенденции и (или) реакции как опасные, неприятные, вызывающие беспокойство или неуместные; оценка, ведущая к значению активации, превосходящему определенный уровень, влечет активацию тенденций индивида к подавлению, избеганию или осуждению проявления агрессивных тенденций." Аналогичных взглядов придерживается Н.Корнадт также основывающий свой
анализ на двух гипотетических мотивах -агрессии и подавлении агрессии. По
его мнению, вся последовательность событий начинается с вызываемого каким -
либо препятствием, угрозой или причиненной субъекту болью аффекта гнева. Мотив торможения агрессивных действий оказывается решающим в актуализации определенных поведенческих тенденций. В ряде экспериментальных психологических исследований, в которых для оценки мотива - тенденции к агрессии применялась проективная методика, был получен пародоксальный на первый взгляд результат: те люди, которые в процессе тестирования обнаружили высокие показатели склонности к агрессии, в реальной жизни, как выяснилось, эту склонность не проявляли, подавляя ее даже больше, чем те, чьи показатели мотива агрессивности были выше. Этот результат объясняется, в частности, развитостью у них тенденции к торможению внешних проявлений агрессии, которая становится тем сильнее, чем значительнее мотивация к агрессии. Источники торможения агрессии могут быть как внешними, так и внутренними. В качестве примера внешних источников можно назвать страх перед возможным возмездием или наказанием за агрессивное поведение, а в качестве примера внутреннего источника - переживание вины за несдержанное, агрессивное поведение по отношению к другому живому существу. Было показано, что обычных подростков от тех, кто совершил правонарушение и находится в местах отбывания наказания, отличают именно внутренние источники торможения агрессивных действий. Сильным тормозным фактором в проявлении подростками агрессии является также позиция взрослых, в частности родителей, по отношению к агрессивному поведению детей. Анализ индивидуальных различий в агрессии показывает, что люди с высоким мотивом агрессии сначала испытывают гнев и только потом адекватно оценивают вызвавшую гнев ситуацию, в то время как менее агрессивные лица прежде, чем рассердиться, взвешивают ситуацию более тщательно. Список использованной литературы . 2. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. T.I. -М.: Мир, 1986.-450 с.
Ю.Б.Гиппенрейдера, В.Я.Романова - М. изд-во МГУ, 1982 г. ----------------------- Потребность в самовыражении. Потребность в уважении. Социальные потребности. Потребность самосохранения. Физиологические потребности.
|
|
© 2010 |
|