РУБРИКИ

Мотивация приобретения молодёжью высшего образования

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Мотивация приобретения молодёжью высшего образования

Вторая методика - «Изучение мотивов учебной деятельности студентов». Её авторы – А.А. Реан и В.А. Якунин. Данная методика позволяет выяснить основные мотивы обучения студентов, например, такие как: «Стать высококвалифицированным специалистом», «Получить диплом», «Постоянно получать стипендию», «Добиться одобрения родителей и окружающих», «Приобрести глубокие и прочные знания» и другие мотивы [см. приложение №1 – «Описание методик»].


2.2 Количественный и качественный анализ результатов

При использовании методики «Изучение мотивации обучения в вузе» были получены следующие данные (в баллах, набранных по каждой шкале), представленные в таблице:


Таблица 1 – Распределение мотивов по шкалам

№ п/п

"Приобретение знаний"

"Овладение профессией"

"Получение диплома"

1

7,2

5

7,5

2

5,4

2

7,5

3

12,6

10

8,5

4

5,4

5

8,5

5

7,2

3

8,5

6

1,2

6

7,5

7

11,4

1

7,5

8

10,8

7

7,5

9

2,4

4

7

10

6,6

7

8,5

11

7,2

1

7,5

12

9

6

7,5

13

3,6

0

9

14

10,8

8

2,5

15

7,2

8

6

16

7,2

5

6

17

1,2

3

7,5

18

9,6

6

5

19

5,4

8

7,5

20

1,8

1

3,5

21

9

4

7,5

22

3,6

6

9

23

7,2

5

8,5

24

3,6

0

10

25

7,2

4

1,5

26

10,8

3

0

27

3,6

4

8,5

28

10,8

2

8,5

29

12,6

10

3,5

30

7,2

4

8,5

31

7,2

2

7,5

32

5,4

8

0

33

0

1

7,5

34

9

4

7,5

35

7,2

10

7,5

36

4,8

3

10

37

1,2

8

7,5

38

6

6

4

39

10,8

5

4

40

7,2

9

7,5

41

9

5

7,5

42

6

5

5

43

7,8

3

3,5

44

5,4

8

6

45

3,6

4

7,5

46

9

9

7,5

47

3,6

7

9

48

9

8

7,5

49

5,4

8

0

50

9

9

0


На основе этих данных мы получили следующие результаты:

Шкала «Приобретение знаний» - 18 человек, что составляет 36% испытуемых.

Шкала «Овладение профессией» - 8 человек, что составляет 16% испытуемых.

Шкала «Получение диплома» - 21 человек, что составляет 42% испытуемых.

Эти результаты отображены на следующей диаграмме:


Диаграмма 1 – Распределение мотивов по шкалам


На диаграмме, кроме полей трёх шкал, есть ещё четвёртое поле, занимающее всего 6%: для троих испытуемых количество баллов, набранных по шкалам «Овладение профессией» и «Приобретение знаний», одинаково. Конечно, хотелось бы, чтобы для всех испытуемых ситуация сложилась таким же образом. Ведь именно эти два мотива одинаково важны и должны быть определяющими при выборе высшего образования. Однако эти мотивы разделились среди испытуемых. А ведущим мотивом приобретения высшего образования в соответствии с этой методикой для большинства испытуемых (42%) является, к сожалению, мотив получения диплома.

При использовании второй методики - «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» - мы получили следующие данные, представленные в таблице:


Таблица 2 – Частота выбора мотивов

№ п/п

Номер мотива по списку

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1

+





+




+




+


+

2


+

+



+




+






+

3



+



+


+






+


+

4

+

+

+

+








+





5

+

+



+

+




+







6

+



+


+




+


+





7

+

+

+



+




+







8

+


+



+



+





+



9

+

+

+

+






+







10


+



+

+


+






+



11

+

+




+




+






+

12

+

+




+




+


+





13

+

+

+








+



+



14

+


+

+


+




+







15

+



+


+




+


+





16

+


+



+


+






+



17

+



+






+




+


+

18

+


+



+




+






+

19

+



+


+




+






+

20

+


+

+


+

+










21

+

+


+

+











+

22

+





+




+




+


+

23

+

+

+

+










+



24

+

+


+






+




+



25


+



+



+


+






+

26

+





+


+


+






+

27

+

+

+





+






+



28

+


+



+




+






+

29

+


+



+




+






+

30

+

+

+


+





+







31

+

+




+




+






+

32

+



+


+




+




+



33

+



+


+




+






+

34

+



+

+







+




+

35

+



+


+




+






+

36

+

+


+


+




+







37

+





+

+



+


+





38

+

+








+




+


+

39

+

+








+




+


+

40

+


+



+




+






+

41

+


+



+




+






+

42



+


+

+

+







+



43


+

+


+



+

+








44

+


+





+


+


+





45

+


+



+




+






+

46

+

+




+




+






+

47

+



+

+

+




+







48

+


+



+








+


+

49

+



+


+




+






+

50

+


+



+




+






+

Итого

44

21

24

18

9

35

3

8

2

36

1

7

0

16

0

26


Более наглядно данные этой методики отражены на следующей диаграмме:


Диаграмма 2 – Частота выбора мотивов

На диаграмме видно, что в соответствии с этой методикой доминирующим в системе мотивов в группе испытуемых является мотив №1 – «Стать высококвалифицированным специалистом». Этот мотив выбрали 44 студента.

Если провести параллель между обеими методиками, получим следующее. Во- первых, мотив «Получить диплом» по второй методике выбрал 21 человек. По первой методике аналогичный мотив «Получение диплома» выбрал также 21 человек. Мотив «Стать высококвалифицированным специалистом», аналогичный мотиву первой методики «Овладение профессией», выбрали 44 человека, а по первой методике – 8 человек. Мотив «Приобрести глубокие и прочные знания» по второй методике выбрали 35 человек, а аналогичный ему мотив по первой методике «Приобретение знаний» выбрали 18 человек. Однако в соответствии со второй методикой испытуемые выбирали пять наиболее значимых для них мотивов, и самый высокий ранг в системе мотивов в группе, как уже отмечалось, принадлежит мотиву «Стать высококвалифицированным специалистом».

Проведя же качественный анализ результатов для каждого студента при проведении второй методики, мы обнаружили несколько интересных фактов. Например, мы проследили, что для восьми студентов полностью совпали выбранные ими пять мотивов. Этими мотивами являлись следующие: «Стать высококвалифицированным специалистом», «Успешно продолжить обучение на последующих курсах», «Приобрести глубокие и прочные знания», «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности», «Получить интеллектуальное удовлетворение».

По четыре одинаковых мотива выбрали 20 человек. Это были следующие мотивы: «Стать высококвалифицированным специалистом», «Приобрести глубокие и прочные знания», «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности», «Получить интеллектуальное удовлетворение».

Такое единодушие, казалось бы, не может не радовать. Однако 20 человек – это меньше половины выборки.

Омрачает дело ситуация с теми студентами, у которых среди выбранных ими пяти мотивов находился мотив «Получить диплом». Напомним, таких студентов – 21. Дело в том, что, проведя качественный анализ мотивов для каждого такого студента, мы обнаружили явное противоречие между выбираемыми мотивами. Речь идёт о том, что, наряду с мотивом «Получить диплом», студенты выбирали ведущими также такие мотивы, как «Стать высококвалифицированным специалистом», «Приобрести глубокие и прочные знания».

Результатом данного наблюдения стал вывод о неосознаваемости смысла обучения у многих студентов даже на втором (!) курсе. Это довольно неожиданный факт, в связи с которым появляется перспектива провести исследование с целью выявить, на каком же курсе к студентам приходит осознание смысла своего обучения.

Итак, нами было проведено экспериментальное исследование по изучению основных мотивов поступления молодёжи в высшие учебные заведения. Исследование включало проведение двух методик. По результатам первой методики мы выявили преобладание мотива получения диплома над остальными мотивами. Доминирующим в системе мотивов в группе испытуемых в соответствии со второй методикой мы выявили мотив «Стать высококвалифицированным специалистом». Однако проведя качественный анализ не только для группы в целом, но и для всех студентов по отдельности, мы обнаружили, что этот мотив многие студенты выбирали параллельно с мотивом «Получить диплом», что свидетельствует о неосознаваемости смысла обучения. Этот факт, а также то, что мотив получения диплома и в первой, и во второй методике выбрали одинаковое количество студентов, позволяет нам сделать вывод о том, что ведущим мотивом приобретения образования в данной выборке испытуемых является, как это ни печально, мотив получения диплома.

Таким образом, наша гипотеза о том, что основными мотивами приобретения молодёжью высшего образования являются мотивы овладения профессией, получения знаний, а не мотив получения диплома, не получила своего подтверждения. Также мы выявили проблему того, что даже на втором курсе наблюдается некоторая неосознаваемость многими студентами смысла своего обучения в вузе. Мы считаем, что в связи с этим фактом возможно проведение исследования на выборке ещё большего объёма и на разных курсах: втором, третьем, и, возможно, даже на четвёртом.

Заключение

В данной курсовой работе «Мотивация приобретения молодёжью высшего образования» мы изучили основные мотивы, которыми руководствуется нынешняя молодёжь, когда решает приобрести высшее образование.

Одной из наших задач было рассмотрение понятий «профессия» и «высшее образование».

Под понятием «профессия» мы подразумевали приобретённый в процессе обучения и воспитания, ориентированный на общественное разделение труда комплекс систематических знаний, умений и навыков, способностей и убеждений человека, являющийся предпосылкой к выполнению квалифицированного труда в материальном и нематериальном производстве. Под понятием «высшее образование» - уровень образования, получаемый на базе среднего в высших учебных заведениях и подтверждаемый официально признанными документами (дипломами, сертификатами и т.д.).

Следующей нашей задачей была задача раскрыть особенности юношеского периода как периода выбора профессии и рассмотреть взгляды разных авторов на мотивы поступления вуз. Мы выяснили, что для юности характерны три основных варианта жизненного пути: обучение в вузе, поиски работы и для юношей служба в армии. Выбор этого пути осложняется кризисом 17 (15) лет и зависит от направленности личности. Взгляды разных авторов на мотивы поступления в вуз действительно различны. Каждый автор предлагает свою классификацию данных мотивов. Тем не менее, у всех авторов прослеживаются три основные линии мотивации поступления в вуз: познавательная, профессиональная и прагматическая.

Самой важной нашей задачей было проведение экспериментального исследования. При использовании первой методики «Изучение мотивации обучения в вузе» мы получили следующее распределение мотивов по шкалам:

Шкала «Приобретение знаний» - 18 человек, что составляет 36% испытуемых.

Шкала «Овладение профессией» - 8 человек, что составляет 16% испытуемых.

Шкала «Получение диплома» - 21 человек, что составляет 42% испытуемых.

Для троих человек (6% испытуемых) количество баллов, набранных по шкалам «Овладение профессией» и «Приобретение знаний», одинаково.

Преобладает же по результатам данной методики мотив «Получение диплома».

При использовании второй методики «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» мы выявили, что доминирующим в системе мотивов в группе испытуемых является мотив №1 – «Стать высококвалифицированным специалистом». Этот мотив выбрали 44 студента.

Однако проведя качественный анализ не только для группы в целом, но и для всех студентов по отдельности, мы обнаружили, что этот мотив многие студенты выбирали параллельно с мотивом «Получить диплом», что свидетельствует о неосознаваемости смысла обучения. Этот факт, а также то, что мотив получения диплома и в первой, и во второй методике выбрали одинаковое количество студентов, позволяет нам сделать вывод о том, что ведущим мотивом приобретения образования в данной выборке испытуемых является, как это ни печально, мотив получения диплома.

Таким образом, поставленная нами гипотеза о том, что основными мотивами приобретения молодёжью высшего образования являются мотивы овладения профессией, получения знаний, а не мотив получения диплома, не получила своего подтверждения. Также мы выявили проблему того, что даже на втором курсе наблюдается некоторая неосознаваемость многими студентами смысла своего обучения в вузе. Мы считаем, что в связи с этим фактом возможно проведение исследования на выборке ещё большего объёма и на разных курсах: втором, третьем, и, возможно, даже на четвёртом.

Список использованных источников

1 Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. – М. : Рус. яз., 1987. – 797с.

2 Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол. : М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528с. : ил. ISBN 5 – 7107-7304-2

3 Психолого-педагогический словарь / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск : «Соврем. слово», 2006. – 928с.

4 Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2002. – 512с. : ил. – (Серия «Мастера психологии»)

5 Вартанова, И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности / И.И. Вартанова // Вестн. Моск. ун-та. – 2000. - № 4. – С.33-41

6 Дубовицкая, Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации / Т.Д. Дубовицкая // Вопросы психологии. – 2005.- №1. – С.73-78

7 Абрамова, Г.С. Возрастная психология : Учеб. Пособие для студ. вузов. – 3-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 1998. 672с.

8 Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология : Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М. : ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт-М», 2001. 464с.

9 Дыгун, М.А. Практикум по общей психологии для студентов педагогических специальностей вузов / М.А. Дыгун, Е.П. Дыгун, О.С. Муравьёва [и др.] ; под общей редакцией М.А. Дыгуна.- Минск : Жасскон, 2007. – 240с.

10 Практикум по возрастной психологии : Учеб. Пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб: Речь, 2006. – 688с.: ил.


Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.