РУБРИКИ |
Можно ли определять и развивать свои способности? |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Можно ли определять и развивать свои способности?Можно ли определять и развивать свои способности?Можно ли определять и развивать свои способности?В.М. Кроль, доктор биологических наук (МИРЭА) Почему один человек легко достигает того, на что другой тратит массу усилий, слез и времени? Как узнать, зачем Великая Природа создала именно тебя? В чем состоит твое личное предназначение? Естественно, что ответы на подобные вопросы наиболее ценны в молодости, когда человек впервые задумывается над своими интересами и способностями, над планами построения своей жизни. Обидно узнать о своем призвании только после того, как прожил половину жизни и перепробовал многие специальности. Например, обидно, если человек только в двадцать пять-тридцать лет, закончив институт, получив специальность инженера и проработав несколько лет, понял, что его призвание лечить людей. Конечно, встречаются люди, которые «с младых ногтей» знают, что хотят стать великим артистом или ученым, путешественником или летчиком. Но они — скорее исключение, чем правило. Большинство из нас, даже если и думает в детстве о «модных» профессиях, в дальнейшем идет другим путем и часто с трудом находит свою дорогу в жизни. Что же делать, можно ли избежать бесполезной траты сил и времени и с малыми потерями отыскать свой путь в жизни? Оказывается, можно. Еще во времена Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Китая особое значение придавалось двум типам интеллектуальных способностей: способностям к литературному творчеству и логическому мышлению. В настоящее время способности рассматриваются как индивидуальные характеристики человека, определяющие легкость и успешность выполнения соответствующей деятельности. Что же лежит в основе такого качества человеческой личности, как способность? Рис.1. Причудливое взаимодействие наследственных и социальных факторов дает индивидуальную картину способностей человеческой личности. Выраженность способности определяется комбинацией двух групп факторов — социального воспитания и наследственности (рис.1). В своей книге «Гений и наследственность» Френсис Гальтон привел результаты анализа биографий 977 выдающихся людей из 3000 семей и сделал вывод, что «на каждые десять знаменитых людей, которые вообще имеют знаменитых родственников, приходится три или четыре выдающихся отца, четыре или пять выдающихся братьев и пять или шесть выдающихся сыновей». Интересной иллюстрацией этого вывода о важности наследственного фактора в происхождении способностей является и сам Гальтон, который был двоюродным братом двух великих людей — основателя эволюционной теории Ч. Дарвина и К. Пирсона, разработавшего (кстати говоря, для анализа проблемы способностей) основы корреляционного анализа — важного раздела современной математики. Таким образом, имеющиеся на сегодня данные показывают, что, появившись однажды в пределах какого-то генеалогического дерева, «гены способностей» будут блуждать в его ветвях, многократно прорываясь и реализуясь в личностях многих талантливых представителей данного рода. Хотя бы отчасти эта причина может служить для каждого человека стимулом выяснения своего генеалогического дерева (истории своего рода), по крайней мере, для выявления двух-трех поколений, предшествующих его появлению на свет. Действительно, в плане раздумий о своих скрытых способностях и связанных с ними возможностях полезно знать, какими способностями обладали ваши предки: бабушки, дедушки, тети и дяди. С другой стороны, для формирования способностей человека очевидна (хотя бы исходя из многочисленных примеров детей с судьбой Маугли) роль факторов, обусловленных культурной средой, воспитанием и обучением. Вопрос заключается в соотношении внутренних (наследственных) и внешних (культурных) факторов в процессе обучения. По данным изучения населения США и Японии, проводившегося в 1982 г., на значение коэффициента интеллекта прослеживается явное влияние даже таких общих факторов среды, как качество питания, наличие развитой городской инфраструктуры, переход от феодальных к социально развитым отношениям. В свое время, еще в конце XVII века, английский философ, психолог и политический деятель Дж. Локк говорил, что девять из десяти человек обязаны своими способностями воспитанию и что различия между людьми определяются в основном их воспитанием. На сегодняшний день данная мысль должна, по-видимому, получить некоторое «симметричное» дополнение. Тем не менее девять из десяти человек обязаны своими способностями наследственным факторам. Исходя из сказанного, естественно возникает вопрос о путях и способах измерения способностей, то есть о методах современного тестирования. Одним из основателей современной системы интеллектуального тестирования является уже упоминавшийся сэр Ф. Гальтон (1882-1911), поставивший цель охватить «измерением и числом операции ума». Гальтон ввел в психологию современное содержание понятия теста и предложил способ количественного измерения способностей. Сами тесты (от лат. testa — ваза из глины, в которой алхимики проводили свои опыты) представляют собой наборы относительно кратких задач, вопросов или других заданий, которые испытуемый должен решить в условиях дефицита времени. Ограниченность времени играет важную роль ввиду того, что для тестирования подбирают в основном те задачи, которые может решить обычный испытуемый. Успешность тестирования, таким образом, определяется количеством решенных и, что важно, относительно простых задач. Это значит, что принцип современного тестирования — измерение предрасположенности человека к различным видам деятельности на основании косвенных оценок. Проведение прямых испытаний затруднено, так как человек, как правило, еще не обучался данной специальности. Получение косвенных оценок предпочтительно и реально. В современной жизни измерение уровня интеллектуальных способностей находит достаточно широкое применение. На основании тестирования делаются прогнозы развития интеллекта, пригодности человека к профессиональной деятельности и дальнейшему обучению. Как известно, сегодня отдел кадров практически каждой фирмы или предприятия использует методы тестирования способностей при приеме на работу. Сложность ситуации при этом связана с неясностью того, что называется интеллектом и интеллектуальными способностями. Такого рода парадокс не является чем-то необычным. Нам постоянно приходится пользоваться приборами, о принципах (и тем более механизмах) работы которых мы не знаем почти ничего. Подумайте, какое число ваших знакомых знает устройство автомобиля, телевизора или холодильника? Известный психолог Дж. Айзенк пишет, что «тесты интеллекта не основаны на очень строгих научных принципах и среди специалистов нет общего согласия относительно природы интеллекта». Тем не менее, интеллектуальным тестированием как инструментом психология пользуется успешно. В современной психологии упрочился именно измерительный подход к выявлению и оценке выраженности способностей. Внешне парадоксально, но четко этот подход прозвучал в формулировке одного из основателей психологического тестирования А. Бине, который еще на границе XIX и XX веков сказал, что «интеллект это то, что измеряют тесты на интеллект». Рис. 2. Идея тестированиия — выявление скрытых «базисных» способностей на основании измерения результатов решения простых задач. Широкое использование измерительного подхода ставит вопрос об адекватности, то есть валидности теста. Валидность, или пригодность, определяет, насколько тест отражает то свойство, для измерения которого он предназначен. Валидность теста оценивается путем измерения корреляции его результатов с другими независимыми способами определения данного свойства. Например, валидность теста интеллектуальных способностей определяется корреляцией результатов тестирования и успешностью выполнения соответствующей профессиональной деятельности (оценками экспертов, реальными результатами труда, показателями успеваемости и пр.). В качестве предварительного знакомства с «идеологией» психологического тестирования опишем некоторые общие признаки, которыми обладают люди с развитым интеллектом. В качестве определенного «ключа» к такого рода признакам можно использовать критерий, издавна использовавшийся педагогами-практиками. Они судили о способностях и о наличии интеллекта у человека по «наличию блеска в глазах», появляющегося или не появляющегося у собеседника в ходе разговора. Наличие «блеска» действительно является весьма косвенным показателем, но, с другой стороны, этот косвенный показатель четко коррелирует со многими сложно определяемыми (в результате тестирования) прямыми характеристиками развития и уровня интеллекта человека. Какими же еще общими особенностями, кроме «блеска в глазах», обладают способные, одаренные люди, в частности, дети, подростки и молодые люди? Во-первых, они, как правило, «воркоголики» (от англ. work — работать и по аналогии с алкоголиками). Это люди, которые постоянно занимаются делами, причем не обязательно относящимися к их непосредственным обязанностям. Такой человек работает без принуждения и с удовольствием, его легко можно заинтересовать новым делом. Кроме того, люди с развитыми способностями настойчивы, зачастую даже «настырны» в достижении своих целей. В частности, они могут «действовать на нервы» или, как говорят, «доставать» преподавателей, родителей, друзей, требуя от них все новых и новых разъяснений. Как правило, это не противоречит активной самостоятельной работе таких людей. Следующая черта заключается в умении критически рассматривать окружающую действительность. При этом такие люди часто не удовлетворяются общепризнанными объяснениями, стремятся проникнуть в суть вещей. Как писал, например, Б.Л. Пастернак: «... Во всем мне хочется дойти / До самой сути. / В работе, в поисках пути, / В сердечной смуте, / До сущности протекших дней, / До их причины, / До оснований, до корней, / До сердцевины. / Все время схватывая нить / Судеб, событий, / Жить, думать, чувствовать, любить, / Свершать открытья...»
|