РУБРИКИ |
Музыка и фантазия |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Музыка и фантазияМузыка и фантазияМузыка и фантазияМузыку с успехом можно использовать в методе направленных фантазий В. Оклендер. Фантазии чрезвычайно ценны для развития детей. Они используются как терапевтическое средство. Музыка используется как фон, как иллюстрация, может органично вплетаться в задание. Этот метод помогает детям выразить достаточно безопасным, щадящим образом подавленные чувства, потребности, устремления и мысли. Часто ребенок гораздо легче реагирует на метафорическое отображение его жизни, нежели на грубые реалистические образы. Метафорическая сила музыки помогает ему в этом. Перед тем как погрузиться в мир фантазии, ребенку предлагают закрыть глаза, расслабиться, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и затем уже представить Что-то. Этому, как уже говорилось выше, может способствовать соответствующая Музыка. Затем психотерапевт стимулирует детское воображение вопросами, предлагает различные варианты и возможности формирования образа. Обычно скованные дети, отличающиеся сильными защитными тенденциями, особенно нуждаются в помощи для начала полета творческой фантазии. Музыка может послужить здесь отправной точкой для фантазии. Яркая и иллюстративная, она создаст у ребенка соответствующее эмоциональное состояние, которое поможет родиться визуальным образам. Фантазировать можно как с открытыми глазами, так и с закрытыми. К фантазиям помимо музыки побуждают различные виды искусства: картинки, рисунки, природа (фильмы, звуки природы). Придуманные детьми истории излагаются: в виде импровизированных сценок-спектаклей с участием детей; в устной форме - в виде рассказа; в письменном виде; в виде кукольных представлений с использованием различных видов кукольного театра; в рисунке, лепке; в виде импровизации на различных музыкальных инструментах, звучащих предметах; в виде импровизированного пения. После фантазий обязательно проводится беседа с ребенком о том, что он изобразил, показал, сыграл, спел и т. д. Фантазия «Пещера» Проводится с закрытыми глазами. Музыка - фон. Терапевт вводит ребенка в медитативное состояние (текст примерный, его можно дополнять, обогащать): «Вы путешествуете через лес, горы. Встречаете пещеру. Там вы видите дверь со своим именем. За дверью - ваш дом. Вы перешагиваете - что вы там видите? Как вы себя там чувствуете? Хорошо? Нет?». После этого ребенок выражает свои чувства по отношению к этому месту. Дополнительное задание: Детей просят ответить на вопрос: «Где (как) вы изобразите себя в этой фантазии?» Ребенок изображает свое место с помощью тех же средств (музицирование, рисунок, куклы и т. д.) Затем дети обязательно поясняют, что они изобразили. Обязательно дают название своей импровизации. Фантазия «Крылья» Проводится с открытыми глазами. Музыка - фон. Терапевт вводит в фантазию: «Вы замечаете, что у вас растут крылья. Вы летите. Что вы видите? Куда вы летите? Где вы приземлитесь?» Фантазия «Животные» Проводится с открытыми глазами. Терапевт вводит в фантазию: «Представьте, что вы - животные (дети выбирают по желанию). Вы двигаетесь, как они, издаете звуки, как они». Дети фантазируют, а психотерапевт озвучивает их фантазии соответствующими музыкальными отрывками, которые иллюстрируют данных животных, сопровождает показ детей различными подходящими музыкальными инструментами или звучащими предметами. Дополнительное задание: Детей просят продемонстрировать, как поют те или иные животные, которых они изображают, как они звучат? Показать на музыкальных инструментах. использованы материалы книги О.А. Ворожцовой «Музыка и игра в детской психотерапии» Список литературыДля подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://malishi.ru/ |
|
© 2010 |
|