РУБРИКИ |
Мышление как познавательный процесс |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Мышление как познавательный процессМышление как познавательный процесс“Мышление — процесс моделирования неслучайных отношений окружающего мира на основе аксиоматических положений.” (психологический словарь) 1.Понятие мышления В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет - в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопоставляя факты. Человек никогда не видел элементарной частицы, никогда не бывал на Марсе, однако в результате мышления он получил определенные сведения и об элементарных частицах материи, и об отдельных свойствах планеты Марс. Познание основано на выявлении связей и отношений между вещами. Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи. Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности. Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности. В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему. Например, Фалес из Милета узнал высоту египетской пирамиды благодаря переносу отношений между сторонами одних объектов на отношение таких же сторон других объектов - он измерил ее тень в полдень. Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений - такова сущность человеческого мышления. Но мышление, выходя за пределы ощущений и восприятия, всегда остается неразрывно связанным с чувственным отражением действительности. Обобщения формируются на основе восприятия единичных объектов, а их истинность проверяется практикой. Мышление, являясь идеальным отражением действительности, имеет
материальную форму своего проявления. Механизмом мышления человека является
скрытая, беззвучная, внутренняя речь. Она характеризуется скрытой,
незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи. Язык является средством абстрагирования, отвлечения существенных признаков предметов, средством фиксации и хранения знаний, средством передачи знаний другим людям. Только благодаря языку общественно- исторический опыт всего человечества становится достоянием отдельного индивидуума. Орудием мышления является значение слова. Мышление социально обусловлено, оно возникает лишь в общественных условиях существования человека, оно основано на знаниях, т.е. на общественно-историческом опыте человечества. Как уже отмечалось, первоначально мышление человека было непосредственно вплетено в его материальную деятельность, человек мыслил, действуя практически. Но постепенно из практических действий выделялись самостоятельные умственные, мыслительные действия, которые подготавливают, ориентируют практические действия. В процессе исторического развития мыслительные действия стали подчиняться определенным логическим правилам; постоянно повторяясь и проверяясь на практике, эти правила закреплялись в сознании человека и приобрели для него аксиоматический характер.
Традиционные в психологической науке определения мышления обычно
фиксируют два его существенных признака:
обобщенность и;
опосредствованность. Специфичность мышления заключаются в том, что:
мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира,
законы его существования;
лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося,
развивающегося мира;
мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально
возможным, планировать практическую деятельность. 3. Типология и качества мышления Формы мышления В психологической науке различают такие логические формы мышления как: . понятия; . суждения; . умозаключения. Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть: . общими и единичными; . конкретными и абстрактными; . эмпирическими и теоретическими. Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки. В зависимости от типа абстракции и обобщений, лежащих в основе понятия бывают эмпирическими или теоретическими. Эмпирическое понятия фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя. Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение: "Металлы при нагревании расширяются" - выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов. Суждения образуются двумя основными способами: . непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается; . опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений. В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: "Этот стол коричневый". Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждения. Например, Дмитрий Иванович Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов. Суждения могут быть: . истинными; . ложными; . общими; . частными; . единичными. Истинные суждения - это объективно верные суждения. Ложные суждения - это
суждения не соответствующие объективной реальности. Суждения бывают общими,
частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или
отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса,
например: "Все рыбы дышат жабрами". В частных суждениях утверждение или
отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: Умозаключение - это выведение из одного или нескольких суждений нового
суждения. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое
суждение, называют посылками умозаключения. Простейшей и типичной формой
вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Примером
силлогизма может служить следующее рассуждение: "Все металлы -
электропроводны. Олово - металл. Следовательно, олово - электропроводно". . индуктивное; . дедуктивное; . по аналогии. Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу. Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий. Виды мышления В психологии принята и распространена следующая несколько условная
классификация видов мышления по таким различным основаниям как: Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе. 2. По характеру решаемых задач различают мышление:
теоретическое;
практическое. Теоретическое мышление - это познание законов и правил. Основная задача практического мышления - разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. 3. По степени развернутости различают мышление:
дискурсивное;
интуитивное. 4. По степени новизны и оригинальности различают мышление:
репродуктивное
продуктивное (творческое). 5. По средствам мышления различают мышление:
вербальное;
наглядное. Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами. 6. По функциям различают мышление:
критическое;
творческое. Индивидуально-психологические особенности мышления Мышлению конкретного человека присущи индивидуальные особенности. Эти
особенности у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них
по-разному складывается соотношение взаимодополняющих видов и форм
мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного,
словесно-логического и абстрактно-логического). Кроме того, к
индивидуальным особенностям мышления относятся также и такие качества
познавательной деятельности как:
продуктивность ума;
самостоятельность;
широта;
глубина;
гибкость;
быстрота мысли;
творчество;
критичность;
инициативность;
сообразительность и т.д. 4. Мышление как процесс решения задач Содержание основных этапов развернутого мыслительного процесса Трактовка мышления как процесса означает, прежде всего, что сама
детерминация мыслительной деятельности осуществляется тоже как процесс. В развернутом мыслительном процессе, поскольку он всегда направляется
на разрешение какой-нибудь задачи, можно различать несколько основных
этапов или фаз:
первый этап разрешения проблемы - осознание проблемной ситуации;
на втором - происходит выделение того, что известно, и того, что
неизвестно. В результате проблема превращается в задачу;
на третьем этапе происходит ограничение зоны поиска (на основе
представлений о типе задач, исходя из предшествующего опыта);
на четвертом - появляются гипотезы как предположения о способах решения
задач;
пятый этап представляет собой реализацию гипотезы;
шестой - проверку гипотезы. Если проверка подтверждает гипотезу, то
осуществляется реализация решения. Типы мыслительных действий и их содержание Выделяют три типа мыслительных действий, характерных для процесса решения
задач:
ориентировочные действия;
исполнительные действия;
нахождение ответа. Исполнительные действия сводятся в основном к выбору приемов решения задачи. Нахождение ответа состоит в сверке решения с исходными условиями задачи. Если в результате сличения результат согласуется с исходными условиями, процесс прекращается. Если нет - процесс решения продолжается снова и протекает до тех пор, пока решение не будет окончательно согласовано с условиями задачи. Операции мышления Проникновение в глубь той или иной проблемы, стоящей перед человеком,
рассмотрение свойств, составляющих эту проблему элементов, нахождение
решения задачи осуществляется человеком при помощи мыслительных операций. В
психологии выделяют такие операции мышления, как:
анализ;
сравнение;
абстрагирование;
синтез;
обобщение;
классификация и;
категоризация. Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико- синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа синтез предполагает объединение элементов в единое целое. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны. Неразрывное единство между анализом и синтезом отчетливо выступает в таком познавательном процессе, как сравнение. Сравнение - это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении, таким образом, общности или различия между ними. Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого, как правило, начинается познание. В конечном итоге сравнение приводит к обобщению. Обобщение - это объединение многих предметов или явлений по какому-то
общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах - в результате
их анализа - выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов
свойства бывают двух видов:
общие как сходные признаки и;
общие как существенные признаки. Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного. Абстракция - отвлеченное понятие, образуемое в результате мысленного отвлечения от несущественных сторон, свойств предметов и отношений между ними с целью выявления существенных признаков. Выделение (абстрагирование) общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые отношения в некотором многообразии предметов и явлений, систематизировать их и тем самым построить определенную классификацию. Классификация - систематизация соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Следует отличать классификацию от категоризации. Категоризация - операция отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы и т.п. Закономерности рассмотренных операций мышления и есть суть основных
внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и
могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности. 1. Сущность мышления как процесса решения задач. 2. Содержание основных этапов развернутого мыслительного процесса. 3. Основные типы мыслительных действий, характерных для процесса решения задач и их содержание. 4. Основные операции мышления и их сущность. 5. Интеллект Характеризуя мышление человека, в первую очередь подразумевают его
интеллектуальные способности, т.е. те способности, которые обеспечивают Достигнутый человеком уровень умственного развития зависит от его
интеллектуальных способностей. Интеллект (или общая умственная способность) Практически диагностика умственного развития возникла как тестирование
интеллекта и в этом русле развивалась на протяжении первой половины ХХ
века. Стало даже довольно привычным употреблять показатель по тесту 6. Воображение Как субъект действия человек не только созерцает и познает, но и изменяет мир, преобразует природу, создает предметы, которых в ней нет. Но человек не смог бы всего этого совершать, если бы не представлял себе ясно результата своих действий. Чтобы преобразовать мир на практике, надо уметь преобразовывать его мысленно, в представлении. Такое умение в мыслях строить новые образы называется воображением. Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового - новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Это создание того, что еще не существовало актуально. Воображение - психический процесс создания образов предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Это часть сознания личности, один из познавательных процессов. В нем своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия, в коих это поведение будет осуществляться. Воображение выражается в: построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; продуцировании образов, кои не программируют, а заменяют деятельность; создании образов, соответствующих описанию объекта. Воображение присуще только человеку. Оно порождено трудовой
деятельностью и развивается на ее основе. Специфика воображения состоит в
переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с
процессом памяти. Оно преобразует то, что есть в памяти. Воображение тесно
взаимосвязано и с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет
на создание образов воспринимаемых предметов. Оно обогащает новые образы,
делает их более продуктивными. Самые тесные связи существуют между
воображением и мышлением. Особенно это проявляется в проблемной ситуации. 7. Понятие о языке и речи В процессе мышления человек использует различного рода средства:
практические действия;
образы и представления;
модели;
схемы;
символы;
знаки;
язык. В психологической науке речь понимается как система используемых
человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи
информации; процесс материализации мысли. Важно отличать речь от языка. Их
основное различие заключается в следующем. Язык - это система условных
символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей
определенные значение и смысл. Если язык - объективная, исторически
сложившаяся система кодов, предмет специальной науки - языкознания Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением. Выделяются следующие признаки языка:
исторически сложившееся средство общения;
развивается относительно независимо от человека, по законам, не связанным
ни с его психологией, ни с его поведением;
отражает психологию народа;
система условных знаков, с помощью которой передаются сочетания звуков,
имеющие для людей определенные значение и смысл. Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз. Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения. Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия. 8.Заключение Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой
форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой
результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный
момент времени не существует. Мышление человека также можно понимать как
творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. |
|
© 2010 |
|