РУБРИКИ |
Нарушения памяти у детей с общим недоразвитием речи |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Нарушения памяти у детей с общим недоразвитием речи3. Сравнительный анализ памяти детей дошкольного возраста с нормальным онтогенезом и детей с общим недоразвитием речи 3.1 Исследование памяти детей с нормальным развитием речи Как уже говорилось выше, обследования детей проводилось в детском саду №2 «Солнышко» с. Степановка Оренбургской области. Контрольная группа детей составляла двадцать человек. Никто из детей не страдал общим недоразвитием речи, что было зафиксировано в их медицинских картах. Первая методика, которая была нами предложена, для обследования детей – тест А.Р. Лурия «10 слов». Цель обследования заключалась в выявлении особенностей речеслуховой памяти детей без речевой патологии. Результаты обследования заносились в протокол, пример которого представлен в Приложении 1. Такие протоколы составлялись на каждого ребенка контрольной группы. На основании их была составлена сводная таблица 1 результатов обследования контрольной группы для дальнейшего сравнения результатов с результатами экспериментальной группы. Таблица 1. Сводная таблица результатов обследования контрольной группы по методике А.Р. Лурия «10 слов»
Таким образом, результаты детей соответствует нормам развития памяти, так как согласно методике дети без речевых нарушений обычно повторяют слова в правильной последовательности со второго-третьего раза. Из двадцати испытуемых детей только один смог выполнить задание на четвертом повторении, что связано с его быстрой утомляемостью. Пять детей выполнили задание с третьего раза, одиннадцать детей – со второго раза, и трое выполнили задание с первого раза. Определим уровень развития речеслуховой памяти у детей с учетом инструкции по оценке результатов. Очень высокий уровень развития речеслуховой памяти имеют трое детей, которые назвали 10 слов в правильной последовательности с первого раза. Высокий уровень развития речеслуховой памяти имеют тринадцать детей, назвавшие в правильной последовательности с первого раза 8–9 слов. Средний уровень развития имеют четверо детей, назвавшие в правильной последовательности с первого раза от 4 до 7 слов (таблица 2). Таблица 2. Уровень развития речеслуховой памяти контрольной группы по методике А.Р. Лурия «10 слов»
Таким образом, в контрольной группе не выявлено ни одного ребенка с низким уровнем и очень низким уровнем развития речеслуховой памяти. Значительная доля принадлежит детям с высоким уровнем речеслуховой памяти – 13 детей. Количество детей со средним уровнем и с очень высоким уровень речеслуховой памяти практически одинакова: соответственно 4 и 3 человека. Анализ результатов показал, что дети легко усваивают все слова набора; не называют слова, не принадлежащие предложенному ряду; последовательность слов запоминается ими не сразу, но достаточно быстро. На следующий день дети помнят все слова и их последовательность, легко воспроизводя их. Проанализируем особенности зрительной памяти детей контрольной группы, используя результаты исследования по методике «Запомни рисунки». Цель обследования с помощью данной методики – выявить уровень развития зрительной памяти детей без речевого нарушения. В ходе исследования каждого ребенка составлялся протокол обследования следующего образца (Приложение 2). Согласно протоколу Ринат Г. узнал все девять рисунков на второй картинке за 35 секунд. Таким образом, уровень развития зрительной памяти испытуемого относится к очень высокому уровню. На основании протоколов обследования была составлена сводная таблица результатов обследования контрольной группы по методике «Запомни рисунки» (таблица 3) Таблица 3. Уровень развития зрительной памяти детей контрольной группы по методике «Запомни рисунки»
Таким образом, в контрольной группе не выявлено ни одного ребенка с низким уровнем и очень низким уровнем развития зрительной памяти. Значительная доля принадлежит детям с высоким уровнем зрительной памяти – 10 детей. Количество детей с очень высоким уровень зрительной памяти также высоко – 9 человек. Со средним уровнем зрительной памяти в контрольной группе выявлен один человек. Проанализируем результаты обследования активной памяти детей контрольной группы, проведенного с использованием методики «Назови слова». Цель обследования с помощью данной методики – выявить уровень развития активной памяти детей без речевого нарушения. В ходе исследования каждого ребенка составлялся протокол обследования, образец которого представлен в Приложении 3. Согласно протоколу Ринат Г. назвал более 40 (53) слов за 160 секунд, связанных с разными группами. Таким образом, уровень развития активной памяти испытуемого относится к очень высокому уровню. На основании протоколов обследования была составлена сводная таблица результатов обследования контрольной группы по методике «Назови слова» (таблица 4). Таблица 4. Уровень развития активной памяти контрольной группы, определенный по методике «Назови слова»
Таким образом, в контрольной группе не выявлено ни одного ребенка со средним, низким и очень низким уровнем развития активной памяти. Значительная доля принадлежит детям с очень высоким уровнем активной памяти – 13 детей. Высоким уровнем активной памяти обладает 7 человек. Следующим этапом эксперимента стал обследование и анализ результатов пассивной памяти детей контрольной группы, проведенного с использованием методики «Выяснение пассивного словарного запаса». С целью выявить уровень развития пассивной памяти детей без речевого нарушения. В ходе исследования каждого ребенка составлялся протокол обследования (Приложение 4), согласно которому Ринат Г. правильно отыскал значение 38 слов, что позволяет отнести уровень его пассивной памяти к высокому. На основании протоколов обследования детей была составлена сводная таблица результатов (таблица 5). Таблица 5. Уровень развития пассивной памяти контрольной группы, определенный по методике «Выяснение пассивного словарного запаса»
Таким образом, в контрольной группе не выявлено ни одного ребенка с низким и очень низким уровнем развития пассивной памяти. Значительная доля принадлежит детям с очень высоким уровнем пассивной памяти – 10 детей. Высоким уровнем пассивной памяти обладает 6 человек. 4 ребенка обладают средним уровнем пассивной памяти. Необходимо отметить, что основная часть детей не допускала ошибок в отыскании значений. Таким образом, в ходе эксперимента было выявлено, что в контрольной группе уровень развития памяти разных видов (речеслуховой, зрительной, активной, пассивной) относится к трем категориям: либо очень высокий, либо высокий, либо средний. Низкого и очень низкого уровня памяти выявлено не было. 3.2 Исследование памяти детей с общим недоразвитием речи Обследование детей с общим недоразвитием речи проводилось в детском саде №1 «Огонек» с. Степановка Оренбургской области. Экспериментальная группа детей также составляла двадцать человек. Все дети имели второй уровень общего нарушения речи согласно классификации Р.Е. Левиной, что было зафиксировано в их медицинских картах. Здесь также, как и в контрольной группе первым для обследования детей был предложен тест А.Р. Лурия «10 слов». Цель обследования заключалась в выявлении особенностей речеслуховой памяти детей. Порядок обследования был аналогичным порядку обследования детей из контрольной группы. Результаты обследования также заносились в протоколы. В качестве примера (для наглядного сравнения с протоколом Рината Г. из контрольной группы) представлен протокол Наташи А., страдающей общим недоразвитием речи второго уровня. При этом ей был предложен тот же набор слов, что и Ринату Г. (Приложение 5). В соответствии с протоколом обследования можно сделать вывод о том, что испытуемая Наташа А. назвала все слова в правильной последовательности с седьмого раза, при этом при первых трех повторений она даже не смогла вспомнить все слова, при четвертом и пятом повторении Наташа вставила слово, не принадлежащее к предложенному ряду, на шестом повторении она назвала все слова, но перепутала последовательность, так что результат оказался ниже, чем в предыдущий раз. И лишь на седьмом повторении Наташа смогла заучить весь предложенный ряд слов в правильной последовательности. В экспериментальной группе протоколы обследования также составлялись на каждого ребенка. По окончании обследования на их основании были составлены сводные таблицы результатов обследования (таблицы 6, 7), аналогичные составленным в контрольной группе для дальнейшего сравнения и анализа результатов. Таблица 6. Сводная таблица результатов обследования экспериментальной группы по методике А.Р. Лурия «10 слов»
Таким образом, результаты обследования показали, что двое детей так и не смогли воспроизвести предложенные набор слов за десять повторений, один ребенок выполнил задание верно только на десятом повторении. Пять детей смогли повторить все слова в правильной последовательности только после девяти повторений. Трое детей выполнили задание на восьмом повторении. На седьмом повторении с заданием справились пять детей. Трое детей смогли назвать все слова в положенном порядке на шестом повторении. Один ребенок назвал весь набор на четвертом повторении. С одного-двух-трех раз не справился с заданием никто из экспериментальной группы детишек. Определим уровень развития речеслуховой памяти у детей экспериментальной группы (таблица 7). Таблица 7. Уровень развития речеслуховой памяти контрольной группы по методике А.Р. Лурия «10 слов»
Очень высокий и высокий уровень развития речеслуховой памяти не наблюдается ни у кого из детей экспериментальной группы. Средний уровень развития имеют шесть детей, назвавшие в правильной последовательности с первого раза от 4 до 7 слов. Низкий уровень развития речеслуховой памяти имеют одиннадцать детей, назвавшие в правильной последовательности с первого раза 2–3 слова. Очень низкий уровень развития речеслуховой памяти имеют три ребенка, назвавшие в первый раз в правильной последовательности 1 слово. При исследовании речеслуховой памяти с помощью методики «10 слов» А.Р. Лурия у детей с общими нарушениями речи обнаруживается ряд особенностей: они медленнее ориентируются в условиях задачи, и их результаты, по сравнению с нормой, значительно ниже. Дети после первого предъявления (на слух) не всегда воспроизводят длину ряда слов (их количество), при этом могут повторять одно и то же слово несколько раз или называть новые слова (парамнезия). Словесные парамнезии отражают специфическую для этой категории детей внутреннюю неустойчивость их речемыслительной системы. Допущенные ошибки воспроизведения дети с речевой патологией, как правило, не замечают и не исправляют, а иногда даже возвращаются к ним. Отсроченное воспроизведение оказывается одинаково низким у всех детей. Особенно сложным для детей оказывается воспроизведение середины серии из десяти слов. Следующим этапом обследования стало обследование зрительной памяти с помощью методики «Запомни рисунки». Цель обследования – выявить отклонения развития зрительной памяти детей с общим недоразвитием речи и детей без речевого нарушения. В ходе исследования каждого ребенка, также, как и в контрольной группе, составлялся протокол обследования. В качестве примера в Приложении 6 представлен протокол обследования Наташи А. Самый лучший результат, который показала Наташа А. в ходе обследования при нескольких экспериментах – узнавание пяти рисунков на второй картинке за 55 секунд. Таким образом, уровень развития её зрительной памяти относится к среднему уровню. На основании протоколов обследования была составлена сводная таблица результатов обследования экспериментальной группы по методике «Запомни рисунки» (таблица 8). Таблица 8. Уровень развития зрительной памяти экспериментальной группы по методике «Запомни рисунки»
Таким образом, в экспериментальной группе не выявлено ни одного ребенка с низким и очень низким уровнем зрительной памяти. Значительная доля детей с ОНР обладает высоким и средним уровнем зрительной памяти – 8 и 7 детей соответственно. С очень высоким уровнем зрительной памяти выявлено пять человек. Проанализируем результаты обследования активной памяти детей экспериментальной группы, проведенного с использованием методики «Назови слова». Цель обследования с помощью данной методики – выявить уровень развития активной памяти детей с общим недоразвитием речи. В ходе исследования каждого ребенка составлялся протокол обследования, в качестве примера в Приложении 7 представлен образец протокола Наташи А. Вывод: Наташа А. назвала за заданное время 27 слов, связанных с разными группами. Таким образом, уровень развития ее активной памяти относится к среднему уровню. На основании протоколов обследования была составлена сводная таблица результатов обследования экспериментальной группы по методике «Назови слова» (таблица 9). Таблица 9. Уровень развития активной памяти экспериментальной группы по методике «Назови слова»
Вывод: в экспериментальной группе не выявлено ни одного ребенка с очень высоким уровнем развития активной памяти. Значительная доля принадлежит детям с низким уровнем активной памяти – 12 детей. Высоким уровнем активной памяти обладает 1 человек, средним – 5 человек. Два ребенка обладают очень низким уровнем активной памяти. Следующим этапом эксперимента стал обследование и анализ результатов пассивной памяти детей экспериментальной группы, проведенного с использованием методики «Выяснение пассивного словарного запаса». Цель обследования с помощью данной методики – выявить уровень развития пассивной памяти детей с ОНР. В ходе исследования каждого ребенка составлялся протокол обследования, образец которого представлен в Приложении 7. Сделаем вывод о развитии пассивной памяти Наташи А. на основе представлено протокола: Наташа правильно отыскала значение 13 слов, что позволяет отнести уровень её пассивной памяти к среднему. На основании протоколов обследования детей была составлена сводная таблица результатов (таблица 10). Таблица 10. Уровень развития пассивной памяти экспериментальной группы, определенный по методике «Выяснение пассивного словарного запаса»
Таким образом, в экспериментальной группе не выявлено ни одного ребенка с очень высоким уровнем развития пассивной памяти. Высоким уровнем пассивной памяти обладает 1 человек. Значительная доля принадлежит детям со средним уровнем пассивной памяти – 14 детей. 5 детей обладают очень низким уровнем пассивной памяти. Таким образом, в ходе эксперимента было выявлено, что уровень развития памяти детей экспериментальной группы относится в основном к низкому, независимо от вида памяти. 3.3 Сравнительный анализ памяти дошкольников с нормальным речевым развитием и детей с общим недоразвитием речи Исходя из цели и гипотезы исследования проведем сравнительный анализ результатов обследования детей контрольной и экспериментальной групп с целью выявить особенности развития памяти дошкольников 5–6 лет в зависимости от речевой патологии. Как уже отмечалось выше, контрольная группа состояла из детей без речевой патологии, экспериментальная – из детей с общим недоразвитием речи второго уровня. Сравним результаты исследования речеслуховой памяти. Для этого сведем показатели результатов обеих групп в одну таблицу 11 и в дальнейшем построим график. Таблица 11. Уровень развития речеслуховой памяти детей контрольной и экспериментальной групп
Отобразим полученные результаты на рисунке 1. Рис. 1. Уровень развития речеслуховой памяти детей контрольной и экспериментальной групп Исходя из данных таблицы 11 и рисунка 1, сделаем следующий вывод. Уровень развития речеслуховой памяти детей контрольной и экспериментальной групп сильно отличается. Если в контрольной группе преобладает высокий уровень развития памяти, то в экспериментальной – низкий. В контрольной группе нет детишек с низким и очень низким уровнем развития речеслуховой памяти, в то время как в экспериментальной группе не обнаружено детей с очень высоким и высоким уровнем речеслуховой памяти. Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что у детей с общим недоразвитием речи второго уровня наблюдаются нарушения речеслуховой памяти по сравнению с памятью детей без речевых патологий подтверждается. Сравним результаты исследования зрительной памяти. Для этого сведем показатели результатов обеих групп в одну таблицу 12 и в дальнейшем построим график. Таблица 12. Уровень развития зрительной памяти детей контрольной и экспериментальной групп
Отобразим полученные результаты на рисунке 2. Рис. 2. Уровень развития зрительной памяти детей контрольной и экспериментальной групп Исходя из данных таблицы 12 и рисунка 2, сделаем следующий вывод. Уровень развития зрительной памяти, в отличие от речеслуховой, детей контрольной и экспериментальной групп отличается незначительно. Если в контрольной группе очень высокий уровень развития памяти наблюдается у 9 детишек, то в экспериментальной – у 5. В контрольной группе высокий уровень развития зрительной памяти наблюдается у 10 детишек, в экспериментальной – у 8. Средний уровень зрительной памяти имеют один человек в контрольной группе, и 8 детишек с экспериментальной группы. С низким и очень низким уровнем развития зрительной памяти не обнаружено детей ни с экспериментальной, ни с контрольной группы. Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что у детей с общим недоразвитием речи второго уровня наблюдаются нарушения зрительной памяти по сравнению с памятью детей без речевых патологий, на наш взгляд, не подтверждается. Сравним результаты исследования активной памяти. Для этого сведем показатели результатов обеих групп в одну таблицу и в дальнейшем построим график. Таблица 13. Уровень развития активной памяти детей контрольной и экспериментальной групп
Отобразим полученные результаты на графике (рисунке 3). Рис. 3. Уровень развития активной памяти детей контрольной и экспериментальной групп Исходя из данных таблицы 12 и рисунка 3, сделаем следующий вывод. Уровень развития активной памяти детей без речевых патологий очень высокий (13 детей) и высокий (7 детей). Среди детей с ОНР выявлен один ребенок с высоким уровнем объема активной памяти, 5 детей – со средним. Наибольшее количество детей имеют низкий уровень развития активной памяти – 12 человек, и 2 ребенка обладают очень низким уровнем развития активной памяти. Результаты позволяют сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза исследования о том, что у детей с общим недоразвитием речи второго уровня объем активной памяти значительно меньше по сравнению с объемом активной памяти детей без речевых патологий подтверждена. Сравним результаты исследования пассивной памяти, для чего сведем показатели результатов обеих групп в одну таблицу (таблица 14). Таблица 14. Уровень развития пассивной памяти детей контрольной и экспериментальной групп
Отобразим полученные результаты на графике (рисунке 4). Рис. 4. Уровень развития пассивной памяти детей контрольной и экспериментальной групп Исходя из данных таблицы 14 и рисунка 4, сделаем следующий вывод. Уровень развития пассивной памяти детей контрольной и экспериментальной групп значительно отличается. Если в контрольной группе очень высокий уровень развития памяти наблюдается у 10 детишек, то в экспериментальной детей с таким уровнем не выявлено. В контрольной группе высокий уровень развития пассивной памяти наблюдается у 6 детишек, в экспериментальной – у 1. Средний уровень пассивной памяти в контрольной группе выявлен у 4 детей, в экспериментальной группе – у 14 детишек. С низким уровнем развития пассивной памяти в контрольной группе не выявлено ни одного ребенка. В экспериментальной группе с низким уровнем пассивной памяти выявлено 5 детей. Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что у детей с общим недоразвитием речи второго уровня наблюдаются нарушения пассивной памяти по сравнению с памятью детей без речевых патологий подтверждается. Таким образом, исследуя уровень развития памяти мы пришли к следующим выводам: 1. Развитие речеслуховой памяти детей без речевых патологий находится на высоком уровне. Уровень развития речеслуховой памяти у детей с общим недоразвитием речи в основном низкий. У детей без речевых патологий низкий и очень низкий уровень развития речеслуховой памяти не обнаружено, в то время как среди детей с ОНР не выявлено детей с высоким и высоким уровнем речеслуховой памяти. 2. Уровень развития зрительной памяти детей без речевых патологий и детей с ОНР отличается незначительно. Очень высокий уровень развития зрительной памяти наблюдается как у детей без речевых патологий (9 чел.), так и у детей с ОНР (5 человек) Высокий уровень развития зрительной памяти наблюдается у 10 детей без речевых патологий и у 8 детей с ОНР. Средний уровень зрительной памяти имеют 1 ребенок в контрольной группе, и 8 детей в экспериментальной группе. С низким и очень низким уровнем развития зрительной памяти детей не выявлено. 3. Уровень развития активной памяти детей без речевых патологий очень высокий (13 детей) и высокий (7 детей). Уровень развития активной памяти детей с ОНР в основном низкий – выявлено 12 человек. 2 ребенка обладают очень низким уровнем развития активной памяти; один – высоким, 5 детей – средним. 4. Уровень развития пассивной памяти детей контрольной и экспериментальной групп значительно отличается. Очень высоким уровнем развития пассивной памяти обладают 10 детей без речевых патологий, то среди детей с ОНР такой уровень не выявлен. Высоким уровень развития пассивной памяти обладают 6 детей без речевых патологий и 1 ребенок – с ОНР. В основном дети с ОНР обладают средним уровнем пассивной памяти – 14 детей и низким уровнем – 5 детей. Детей без речевых патологий с низким уровнем развития пассивной памяти не выявлено. 4. Методические рекомендации по развитию памяти у детей с общим недоразвитием речи При разработке методических рекомендаций по развитию памяти детей, имеющих общее недоразвитие речи, учитывалось, что только комплексное воздействие способно помочь достичь хороших результатов, так как нарушения речи и памяти имеет тесную связь с развитием познавательных процессов. При работе с детьми с общим недоразвитием речи учитываются особенности каждого ребенка (снижение объема памяти, внимания, восприятия, разный уровень речевого развития, личностные трудности, наличие возможностей). В группе есть дети как слегка отстающие от сверстников, так и несколько опережающие развитие своих сверстников. Поэтому основной принцип работы по формированию произносительных навыков у детей, используемый нами при разработке методических рекомендаций – принцип индивидуального подхода, при этом не исключается и подгрупповая форма организации занятий, особенно на этапе подготовки артикуляционного аппарата и автоматизации звука в связной речи. Второй важный принцип – использование компенсаторных возможностей ребенка, опора на сохранные звенья (подключение зрительного, слухового и тактильного анализаторов). Третий принцип – рациональный подбор материала, используемого на коррекционных занятиях. Каждое занятие должно носить эмоциональный, развивающий и по возможности воспитывающий характер, быть оптимально интенсивным. Развиваться должна не только речь, но и интеллект. Развивающее обучение проводится с учетом индивидуальности каждого и «зоны ближайшего развития». В процессе обучения формируются не только знания, умения, навыки, но и личностные особенности: самостоятельность, свобода поведения, самооценка, инициативность. Для развития зрительной памяти детей мы предлагаем использовать систему развития памяти, разработанную И.Ю. Матюгиной и Е.И. Чакаберия [23]. Она открывает широкие возможности для коррекции отклонений в психическом развитии, базируясь на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов коры головного мозга, каждый из которых вносит свой специфический вклад в организацию этих процессов. Система состоит из 20 игр, развивающих образное мышление, воображение, зрительную, автобиографическую память, память на соощущения. Она представляет собой адаптированный для детей дошкольного возраста вариант игр, цель которых – развитие зрительной памяти у детей с речевыми нарушениями на комплексных логопедических занятиях. Приведем некоторые игры из данного комплекса, адаптированные к работе с детьми ОНР второго уровня с учетом полученных в ходе исследования результатов. Игра 1. «Найди отличия» ЦЕЛИ • автоматизировать звук [л] в словах; • развивать зрительное восприятие, зрительную память; • развивать мелкую моторику; • формировать навыки самооценки. ОБОРУДОВАНИЕ Две сюжетные картинки, отличающиеся отсутствием на одной из них шести предметов, со звуком [л] в названии: булка, палка, иголки, метла, лопатка, стрелка; шесть карточек с этими же предметами; цветные карандаши; шесть белых карточек; три квадрата – фишки для самооценки красного и синего цвета. Инструкция для ребенка: 1. Посмотри очень внимательно на картинку – 30–50 с. 2. Теперь посмотри на вторую картинку (первая закрывается) и определи, чем она отличается от предыдущей. Чего на ней не хватает? 3. На белых карточках нарисуй предметы, которые отсутствуют на второй картинке. Предметов столько, сколько карточек. 4. Нарисовал? А вот правильный ответ – на этих карточках нарисованы недостающие предметы. Сравни их со своими. Это легко сделать, разложив картинки по парам. 5. Посчитай, сколько у тебя ошибок. Если все правильно, можно оценить работу на отлично красной фишкой. Если половина или больше нарисовано правильно – синей фишкой. Это хороший результат. Если меньше трех – не очень хорошо. 6. Назови нарисованные предметы правильно, четко проговаривая звук [л]. 7. Определи, твердый или мягкий звук ты произнес. 8. Определи место звука в слове – начало, середина или конец. Для каждого звука разработан свой вариант сюжетных картинок. Игра 2. «Непослушный щенок» ЦЕЛИ • автоматизировать шипящие звуки в словах; •
развивать зрительное восприятие и зрительную память; • развивать мелкую моторику; • формировать навыки самооценки; • обучать составлению рассказа. ОБОРУДОВАНИЕ Две картинки с изображением стола, накрытого скатертью, на одной из которых различные предметы: чашка, чайник, очки, ложка, шоколад, книжка, кувшин, на другой предметы на столе отсутствуют; нарисованный и вырезанный по контуру щенок; семь пронумерованных карточек с предметами: чашка, чайник, очки, ложка, шоколад, кувшин, книжка; цветные карандаши; фишки красного и синего цвета. Инструкция для ребенка 1. Внимательно посмотри на картинку – 10–20 с. Запомни, какие предметы ты видишь на нарисованном столе. Где они расположены? Посмотри, что стоит ближе к тебе, что дальше, что с краю, что посередине. 2. На другой картинке (первая закрывается) ты видишь, как щенок Бобик стаскивает скатерть со стола. Вспомни, какие предметы стояли на столе, и представь, в какой последовательности они упадут. 3. Нарисуй «падающие» предметы в той последовательности, в которой они упадут со стола. 4. Сравни свои рисунки с правильными ответами-рисунками. Обращай внимание на цифру. Если карточка осталась незаполненной – это ошибка. 5. Посчитай свои ошибки и оцени свою работу фишками: красная – отлично, ни одной ошибки нет; если 1–2 ошибки – хорошо – синяя фишка; если половина ошибок или больше – можно не оценивать. 6.
Назови предметы, правильно произнося все шипящие звуки. 8. Придумай рассказ под названием «Непослушный щенок». Игра 3. «Тактильные ощущения» ЦЕЛИ • автоматизировать шипящие и свистящие звуки; • развивать зрительное восприятие и зрительную память; • учить запоминать при помощи «тактильных» представлений; • развивать мелкую моторику; • формировать навыки самооценки. ОБОРУДОВАНИЕ Два рисунка ванной комнаты, на одном из которых семь предметов переставлены местами: носки, щетка, зубная паста, мочалка, порошок, шампунь и мусор в совочке; семь предметных картинок, семь чистых квадратов такого же размера; цветные карандаши; фишки красного и синего цвета. Инструкция для ребенка 1. Посмотри на картинку. Как называется эта комната? Здесь есть различные предметы: легкие и тяжелые, мокрые и сухие, гладкие и шероховатые, теплые и холодные. Представь, что ты находишься в этой комнате и дотрагиваешься до каждого из этих предметов. Дотронулся? Закрываем картинку. 2. Вот другая картинка. Посмотри и определи, чем она отличается от предыдущей. Какие предметы переставлены местами? Тебе будет легче ответить, если вспомнишь, что ты находился в комнате и дотрагивался до предметов. 3. Нарисуй эти предметы на карточках. Посчитай, сколько их. 4. Сравни свои рисунки с рисунками-ответами. 5. Если клетка осталась незаполненной – это ошибка. Если предмет назван неправильно – это тоже ошибка. 6. Назови нарисованные предметы правильно. 7. Определи, шипящий или свистящий звук ты слышишь, когда произносишь слово. 8. Составь рассказ-описание ванной комнаты. Игра 4. «Фотография» ЦЕЛИ • автоматизировать шипящие звуки в речи; • развивать зрительное восприятие методом «фотографии»; • развивать мелкую моторику. ОБОРУДОВАНИЕ Счетные палочки (не более 10 шт.); кукла Знайка; лист бумаги. Инструкция для ребенка 1. Для этой игры нам нужны палочки. Сейчас мы бросим их на стол. У тебя мало времени, чтобы посмотреть на них. Досчитаем до трех, и я их накрою листом бумаги. Это условие игры. Ты должен сказать, сколько палочек на столе. 2. Вот как это получается у Знайки: «Когда бросают палочки на стол, а затем быстро накрывают, я не успеваю их сосчитать. Поэтому я как бы пытаюсь их сфотографировать. Я бросаю взгляд на стол и закрываю глаза… Через некоторое время появляется снимок перед глазами. На этом снимке я вижу палочки и считаю их». 3. Твои возможные ответы: – «фотографию» не видишь, гадаешь, сколько было палочек; – возникает «фотография», по которой ты можешь сосчитать, сколько было палочек на столе; – сразу появляется ответ – число палочек. 4. Если не получилось – не огорчайся. Здесь нужна тренировка. Возможно, тебе помешало слишком сильное желание быстро увидеть ответ. 5. Как ты оценишь свою работу? Почему? Игра 5. «Хорошее настроение» ЦЕЛИ • обучать умению составлять рассказ; • совершенствовать звукопроизношение; • обогащать словарный запас; • развивать память и воображение. ОБОРУДОВАНИЕ Полоска бумаги, разделенная на девять клеточек; девять значков-символов (круг, квадрат, звезда, нотка, змейка, молния, снежинка, капля и т.д.) на карточках. Инструкция для ребенка Перед тобой девять значков. Ты уже знаешь, что при «оживлении» значки могут превращаться в яркие картинки. Они могут быть твоими воспоминаниями, приятными или не очень, веселыми или грустными. Картинок может быть много на один значок, потому что в нашей памяти отложилось очень много всего. Разложи
в клеточках значки в таком порядке: от самого неприятного до самого приятного.
И плохое настроение сразу улетучится, а останется только хорошее. Приведенная методика развития зрительной памяти, адаптированная к детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями второго уровня, помогает добиться высокой результативности коррекционного процесса, подготовить к обучению в школе и предотвратить возникновение дислексии и дисграфии. Для развития активной и пассивной памяти детей с ОНР мы разработали специальные логопедические занятия на основе разработок Л.М. Житниковой [13] и Т.П. Зинченко [14]. Предложенная нами структура занятий основана на специфических и дидактических принципах, принятых в логопедии. Раскроем сущность каждой части занятия и вариативность используемых заданий на примере конкретного занятия. Логопедическое занятие с детьми.Тема: «Почитаем, поиграем» Цели: · Активизация активной и пассивной памяти, совершенствование поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь. · Расширение объема словаря через развитие ассоциативного и логического мышления. · Развитие речевой активности детей. · Воспитание интереса к наблюдению за словом. Оборудование: Макет книги, книжки – малышки, свиток, карандаши, мел. Словарь: книга, буриме, рифма, свиток. ХОД ЗАНЯТИЯ I. Оргмомент Оргмомент, или начало занятия, должно быть непродолжительным и занимать не более 2–3 минут. Для детей важно то, как педагог встретит их, какие слова произнесет. Слова: «Здравствуйте, дети! Я рада встрече с вами! Надеюсь, сегодня вы порадуете меня. Вижу, сегодня у вас блестят глазки, я уже читаю в них ваши умные мысли», – придадут детям уверенность в себе и желание порадовать педагога. После приветствия можно предложить детям отгадать загадки: 1. «Неживой живого учит» (Это – книга) 2. «Эта слоеная лепешка и глупым даст ума немножко» (Это – книга) 3. «Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает» (Это – книга) II. Введение в тему – Книги появились давно. Их писали на бересте. Береста – это кора деревьев. Скручивали ее в форме трубочки – свитка. Слово «книга» в переводе и есть свиток (показывается свиток). А сейчас книги бумажные. Вы любите рассматривать книги? А слушать, когда читают родители? Сегодня мы встретимся с новой книгой (вносится большой макет книги). – Эта книга бумажная, самая обыкновенная. А из нее сказки бегут, загадки… В ней много всего прячется. Посмотрим! Дети читают название: «Почитаем, поиграем». Логопед: Всему название дано – и зверю и предмету. Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету! И все, что может видеть глаз – над нами и под нами – И все, что в памяти у нас, означено словами. Первая страница книги. Игра «Что подойдет?» Прочитать и подобрать нужное слово:
Вторая страница книги Логопед: А нам сейчас пришел черед Сыграть в игру «Наоборот» Скажу я слово «высоко», А ты ответишь «низко». Скажу я слово «далеко», А ты ответишь … «близко» Дети читают слова и придумывают к ним антонимы, затем составляют предложения с каждой парой слов. – Что может быть одновременно сухим и мокрым? Горячим и холодным? и т.д. Третья страница книги. Игра «Чем похожи?» А) Дети рассматривают две картинки «муравей» и «грузовик». – Сравнить эти предметы. (Общее и различное) Б) Закончить предложение: «Если бы я был муравьем…» III. Физ минутка Четвертая страница книги. Игра «Сочиняем стихи» Дети переворачивают страницы книги и читают слово «БУРИМЕ» Логопед: Буриме – французское слово. Это сочинение стихов на заданную рифму. Рифма – это когда окончания слов совпадают или звучат складно. А) Дети называют картинки, затем читают слова и подбирают рифмующиеся: картинка – слово. Б) Вместе сочиняют стихи на составленные рифмы. Пятая страница книги. Игра: «Сказка для слоненка» На странице книги изображен грустный слоненок. Чтобы «развеселить» его, дети должны придумать веселую сказку, где все слова начинаются со звука «С». Логопед записывает придуманные предложения на страницу книги. Шестая страница книги. Игра «В мире животных». А) Дети рассматривают картинки животных. Читают слова – признаки и соединяют карандашом картинку и подходящее слово: лиса – хитрая, заяц – трусливый… Б) Жестом, мимикой, движением раскрывают значения слов: злой, хитрая, трусливый… В) Подбор синонимов к словам злой – сердитый, трусливый – боязливый… Седьмая страница книги. Игра: «Подарки для кошки» Дети придумывают слова – признаки, а логопед рисует на странице книги цепочку, каждое звено которой соответствует придуманному слову: – Кошка какая? (Пушистая, серая, мягкая) – А что еще может быть мягким? (Вата, снег, волосы) – А волосы какие? (Длинные, пушистые, чистые) – А что еще может быть чистым?. и т.д. Получается цепочка «в подарок» кошке, изображенной на странице книги. Логопед: Вот и закончилась игра… Нам книгу закрывать пора. Мы все надеемся, что с ней Ты стал немножечко умней. Узнал ты много слов смешных И много всяких всячин! И если ты запомнил их, Не зря твой день потрачен. Книга закрывается. Дети получают в подарок книжки – малышки с загадками. IV. Итог Проведение занятий, предназначенных для повышения уровня активной и пассивной памяти, повышается речевая активность детей, развиваются и совершенствуются навыки связной речи, активизируются и восстанавливаются все психические процессы, развивается эмоционально – волевая сфера детей. Итак, при разработке методических рекомендаций по развитию памяти детей, имеющих общее недоразвитие речи, учитывалось, что только комплексное воздействие (развитие словаря, дыхания, мышления, внимания и т.д.) способно помочь достичь хороших результатов, так как нарушения речи и памяти имеет тесную связь с развитием познавательных процессов; учитывались особенности каждого ребенка. Для развития зрительной памяти детей были предложены упражнения, разработанные на основе системы развития памяти И.Ю. Матюгиной и Е.И. Чакаберия, адаптированные нами к детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями второго уровня. Применение данных упражнений помогает добиться высокой результативности коррекционного процесса, подготовить к обучению в школе и предотвратить возникновение дислексии и дисграфии. Для развития активной и пассивной памяти детей с ОНР были разработали специальные логопедические занятия. В работе приведен пример конкретного занятия. Проведение занятий, предназначенных для повышения уровня активной и пассивной памяти, повышается речевая активность детей, развиваются и совершенствуются навыки связной речи, активизируются и восстанавливаются все психические процессы, развивается эмоционально – волевая сфера детей. Заключение Цель настоящего исследования заключалась в определении отклонений развития памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по сравнению с детьми без речевого нарушения Актуальность исследования обусловлена тем, проблема особенностей развития памяти дошкольников с общим недоразвитием речи недостаточно рассмотрена учеными и требует для своего разрешения использование научных методов, уточнения теоретических и практических предположений. Память есть запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов прежнего опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта, после того как вызвавшие их явления исчезли. Осмысленное запоминание начинает развиваться у детей с появлением у них речи и в последующем все более совершенствуется, как в связи с дальнейшим развитием речи, так и по мере накопления жизненного опыта, в связи с чем особенности памяти и закономерности ее развития не могут проходить без учета своеобразия речевого развития. В ходе исследования сравнивались уровни развития речеслуховой, зрительной, активной и пассивной памяти детей без речевых нарушений (контрольная группа) и детей с ОНР (экспериментальная группа). Результаты обследования показали следующее. Уровень развития речеслуховой памяти детей контрольной и экспериментальной групп сильно отличается. Если в контрольной группе преобладает высокий уровень развития памяти, то в экспериментальной – низкий. В контрольной группе нет детишек с низким и очень низким уровнем развития речеслуховой памяти, в то время как в экспериментальной группе не обнаружено детей с очень высоким и высоким уровнем речеслуховой памяти. Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что у детей с общим недоразвитием речи второго уровня наблюдаются нарушения речеслуховой памяти по сравнению с памятью детей без речевых патологий подтверждается. Уровень развития зрительной памяти, в отличие от речеслуховой, детей контрольной и экспериментальной групп отличается незначительно. Если в контрольной группе очень высокий уровень развития памяти наблюдается у 9 детей, то в экспериментальной – у 5. В контрольной группе высокий уровень развития зрительной памяти наблюдается у 10 детишек, в экспериментальной – у 8. Средний уровень зрительной памяти имеют один человек в контрольной группе, и 8 детей с экспериментальной группы. С низким и очень низким уровнем развития зрительной памяти не обнаружено детей ни с экспериментальной, ни с контрольной группы. Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что у детей с общим недоразвитием речи второго уровня наблюдаются нарушения зрительной памяти по сравнению с памятью детей без речевых патологий, на наш взгляд, не подтверждается. Уровень развития активной памяти детей контрольной и экспериментальной групп отличается значительно. Если в контрольной группе очень высокий уровень развития памяти наблюдается у 13 детей, то в экспериментальной детей с таким уровнем не выявлено. В контрольной группе высокий уровень развития активной памяти наблюдается у 7 детей, в экспериментальной – у 1. Средний уровень активной памяти в контрольной группе не выявлен, в экспериментальной группе выявлен у 5 детей. С низким и очень низким уровнем развития активной памяти в контрольной группе не выявлено ни одного ребенка. В экспериментальной группе с низким уровнем активной памяти выявлено 12 детей, с очень низким – 2 ребенка. Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что у детей с общим недоразвитием речи второго уровня наблюдаются нарушения активной памяти по сравнению с памятью детей без речевых патологий подтверждается. Уровень развития пассивной памяти детей контрольной и экспериментальной групп значительно отличается. Если в контрольной группе очень высокий уровень развития памяти наблюдается у 10 детей, то в экспериментальной детей с таким уровнем не выявлено. В контрольной группе высокий уровень развития пассивной памяти наблюдается у 6 детей, в экспериментальной – у 1. Средний уровень пассивной памяти в контрольной группе выявлен у 4 детей, в экспериментальной группе – у 14 детей. С низким уровнем развития пассивной памяти в контрольной группе не выявлено ни одного ребенка. В экспериментальной группе с низким уровнем пассивной памяти выявлено 5 детей. Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что у детей с общим недоразвитием речи второго уровня наблюдаются нарушения пассивной памяти по сравнению с памятью детей без речевых патологий подтверждается. Таким образом, исследуя уровень развития памяти четырёх видов – речеслуховой, зрительной, активной и пассивной, мы пришли к следующему выводу: у детей с общим недоразвитием речи второго уровня наблюдаются нарушения речеслуховой, активной и пассивной памяти по сравнению с памятью детей без речевых патологий. Значительных отличий в уровне развития зрительной памяти в ходе эксперимента выявлено не было. При разработке методических рекомендаций по развитию памяти детей, имеющих общее недоразвитие речи, учитывалось, что только комплексное воздействие (развитие словаря, дыхания, мышления, внимания и т.д.) способно помочь достичь хороших результатов, так как нарушения речи и памяти имеет тесную связь с развитием познавательных процессов; учитывались особенности каждого ребенка. Для развития зрительной памяти детей были предложены упражнения, разработанные на основе системы развития памяти И.Ю. Матюгиной и Е.И. Чакаберия, адаптированные нами к детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями второго уровня. Применение данных упражнений помогает добиться высокой результативности коррекционного процесса, подготовить к обучению в школе и предотвратить возникновение дислексии и дисграфии. Для развития активной и пассивной памяти детей с ОНР были разработали специальные логопедические занятия. Проведение занятий, предназначенных для повышения уровня активной и пассивной памяти, повышается речевая активность детей, развиваются и совершенствуются навыки связной речи, активизируются и восстанавливаются все психические процессы, развивается эмоционально – волевая сфера детей. Список литературы 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер. 2001. – 288 с. 2. Альманах психологических тестов. – М.: Союзиздат, 1995 – 812 с. 3. Бадалян Л., Миронов А. Память и нервно-психическое развитие/ /Дошкольное воспитание. – 1976. – №4. – С. 23–31. 4. Блонский П.П. Память и мышление. – Изд.
2. – М.: Норма, 5. Блонский П.П. Психология младшего школьника: Избранные труды. – СПб.: Питер, 2001. – 341 с. 6. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессовю – М.: Смысл, 1998. – 685 с. C. 296–368. 7. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с. 8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. – М., 1984. – 961 с. 9. Гайда В.К., Захаров С.П. Психологическое тестирование: Учеб. пособие. – Л., 1982. 10. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. – 96 с. 11. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности дошкольников. – М., 1988. 12. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени: Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. М.: Союзиздат, 1979. – 264 с.13. Житникова Л.М. Учим детей запоминать. – Изд. 3-е, доп. – М.: Союзиздат, 1985. – 379 с. 14. Зинченко П.И. Непроизвольное
запоминание. – М.: Норма, 1991. – 83 с. 16. Калягин В.А. Логопсихология / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – М.: Академия, 2006. – 320 с. 111 17. Клацки Р. Память человека: структура и процессы. М., 1978. – С. 50. 18. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. – Москва: Просвещение, 1988. – С. 134–139. 19. Лебедева С.О. О возможностях развития образной памяти // Дошкольное воспитание. – 1985. – №8. – С. 52–54. 20. Левина Р.Е. Избранные труды. – М., 1965. 21. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии – СПб.: Питер, 2006. – 320 с. 22. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка // М.: Издательство Академии пед. наук. РСФСР. –547 с. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1999. 23. Матюгина И.Ю., Чакаберий Е.И. Зрительная память. М., Союзиздат, 1993. – 134 с. 24. Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988. 25. Пиаже Ж. Характер объяснения в психологии и психофизический параллелизм. В кн.: Экпериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже, М.: Прогресс, 1966, Вып. I, II. С. 185–189. 26. Рошка Г. Что и почему запоминает ребенок // Дошкольное воспитание. – 1986. – №3. – С. 30–33. 27. Трошихина Ю.Г., Гизатулина Д.Х. Развитие кратковременной памяти у детей раннего возраста // Вопросы психологии. – 1979. – №4. – С. 127–130. 28. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ. – М.: «Академия», 1996. – 336 с. 29. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., Союзиздат, 1989. – 339 с. Страницы: 1, 2 |
|
© 2010 |
|