РУБРИКИ |
Насилие в семье |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Насилие в семьеПаттерсон (Patterson, 1984) сообщает, что «...братья и сестры — это учителя... в том самом процессе, который разрушает им жизнь». Он обнаружил, что братья и сестры агрессивных детей более склонны отвечать на нападение контратакой, чем братья и сестры обычных детей — что повышает вероятность продолжения и эскалации силового противостояния. Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес социологов, — это характер семейного руководства, то есть действия родителей, имеющие своей целью «наставить детей на путь истинный» или изменить их поведение. Некоторые родители вмешиваются редко: при воспитании они сознательно придерживаются политики невмешательства — позволяют ребенку вести себя как он хочет или просто не обращают на него внимания, не замечая, приемлемо или неприемлемо его поведение. Другие же родители вмешиваются часто, либо поощряя (за поведение, соответствующее социальным нормам), либо наказывая (за неприемлемое агрессивное поведение). Иногда родители непреднамеренно поощряют за агрессивное поведение или наказывают за принятое в обществе поведение. Намеренное или ненамеренное, но подкрепление существенно предопределяет становление агрессивного поведения. Изучение зависимости между практикой семейного руководства и агрессивным поведением у детей сосредоточилось на характере и строгости наказаний, а также на контроле родителей поведения детей. В общем и целом выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей (Eron & Huesmann, 1984; Olweus, 1980; Trickett & Kuczynski, 1986), а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением (Loeber & Di-shion, 1983; Petterson & Stouthamer-Loeber, 1984). Эрон и его коллеги (Eron & Huesamnn, 1984; Eron, Walder, Toigo & Lefkowitz, 1963; Lefkowitz, Eron, Walder & Huesmann, 1977) провели лонгитюдное исследование зависимости ряда параметров и становления агрессии. Они собирали сведения у испытуемых, их родителей и сверстников три раза — в первый раз, когда испытуемые были в третьем классе, затем спустя 10 лет, а затем еще через 22 года. В первом эксперименте серии участвовало свыше 800 третьеклассников (Eron et ., 1963). Уровень агрессивности того или иного ребенка определялся по отзывам одноклассников — всех детей просили перечислить учеников, для которых характерно агрессивное поведение (например тех, «кто пихается и толкается»). Строгость наказаний измерялась по ответам родителей на 24 вопроса о том, как они обычно реагируют на агрессивное поведение своего ребенка. В целом к лояльным наказаниям относили просьбы вести себя по-другому и поощрения за изменение поведения, к умеренным — выговоры и брань, а такие способы физического реагирования, как шлепки и подзатыльники, рассматривали в качестве строгих наказаний. Эрон и другие (Eron, 1963) обнаружили, что дети, подвергавшиеся строгим наказаниям, характеризовались своими сверстниками как более агрессивные. Воздействие наказаний представляется довольно длительным. Последующие эксперименты с теми же самыми детьми выявили, что суровость наказаний, применявшихся к детям, когда им было 8 лет, коррелировала с агрессивностью их поведения в 18-и 30-летнем возрасте. Лефковитц и другие (Lefkowitz et , 1977) сообщают, что наименее агрессивные 18-летние юноши были как раз из числа тех, кого в 8 лет родители наказывали умеренно. «Когда родители слишком снисходительно или слишком сурово относятся к агрессивности своих сыновей, то эти мальчики в позднем подростковом возрасте склонны быть более агрессивными». Эрон и Хыосман (Eron & Huesmann, 1984) сообщают, что суровость наказаний в 8-летнем возрасте положительно коррелирует с оценкой собственной агрессивности в возрасте тридцати лет и с суровостью, с которой испытуемые наказывают своих собственных детей. Паттерсон и Стаутхамер-Лебер (Patterson & Stouthamer-Loeber, 1984) изучали зависимость между характером семейного руководства и асоциальностью. Исследователи проанализировали взаимоотношения в семьях более чем двухсот мальчиков из четвертого, седьмого и десятого класса. Они обнаружили, что два параметра семейного руководства — контроль (степень опеки и осведомленности о своих детях) и последовательность (постоянство в предъявляемых требованиях и методах дисциплинарного воздействия) связаны с количеством приводов ребенка в полицию и с его личной оценкой собственного образа жизни по отношению к социальным нормам. При этом сыновья родителей, которые не следили за их поведением и были непоследовательны в наказаниях, как правило, вели себя асоциально. Патгерсон и Стаутхамер-Лебер так резюмируют свои данные: «Кажется, что родители асоциальных детей безразличны к их времяпрепровождению, к сорту их компаний и роду занятий... такие родители менее склонны в качестве наказания запрещать ребенку делать то, что ему бы очень хотелось, или не давать ему денег на карманные расходы... Если они вообще обратят на это внимание, то наиболее вероятны нотации, брань и угрозы; в любом случае эти придирки не приведут к эффективным результатами. Наряду с прямыми поощрениями и наказаниями родители преподают своим детям урок на тему агрессивности непосредственной реакцией на детские взаимоотношения. В нескольких экспериментах изучался эффект от вмешательства родителей при агрессии между братьями-сестрами (Bennett, 1990; Ehinn & Мшш, 1986; Felson, 1983; Felson & Russo, 1988). Фельсон и Руссо (Felson & Russo, 1988) утверждают, что подобный шаг со стороны родителей может на самом деле потворствовать развитию агрессии. Поскольку младшие дети на правах более слабых могут ожидать, что родители примут их сторону, они не колеблясь вступают в конфликт с более сильным противником. Подобное вмешательство родителей приводит к тому, что младшие дети первыми выходят на тропу войны и в течение длительного времени держат осаду старших братьев или сестер. Отсюда несколько неожиданный вывод — «без родительского вмешательства агрессивные взаимоотношения между их детьми редки по причине неравенства сил, обусловленного разницей в возрасте». Свыше трехсот учащихся начальной школы (у которых был, по крайней мере, один брат или сестра) и их родители были опрошены на предмет того, каким образом родители наказывают детей за драку, как часты в их семье случаи вербальной и физической агрессии и кто из детей бывает зачинщиком. Исследователи обнаружили, что младшие братья или сестры чаще начинают драку. Кроме того, дети редко ведут себя агрессивно, если родители не наказывают никого из детей, и часто проявляют агрессию, если наказывают старших. Мы снова получили свидетельства того, что наказание увеличивает вероятность возникновения агрессии. Паттерсон (Patterson, 1984) получил сходные результаты относительно вмешательства родителей в ссоры их детей и выдвинул гипотезу о способах уменьшения вероятности подкрепления агрессивного поведения. Специалисты Орегонского центра социального обучения (где Паттерсон проводил свое исследование) предложили относиться к агрессии между детьми следующим образом: «Если можете, игнорируйте ее. Если не можете игнорировать, применяйте для ее прекращения эффективные наказания (например, "удаление с поля брани")». Итак, игнорируя или наказывая агрессивное поведение, родители избегают подкреплять поведение, с которым хотят покончить. Фельсон и Руссо (Felson & Russo, 1988) обнаружили, что агрессия между братьями и сестрами в одной семье встречается наименее часто, если родители не вмешивались ранее в ссоры детей. Отсутствия контроля за поведением ребенка), и слишком суровые наказания способствуют повышению уровня агрессивности ребенка. Отчет Лефковитца и его коллег (Lefkowitz et ., 1977) о нелинейности функциональной зависимости между суровостью наказания и агрессивностью, кажется, наглядно отражает характер взаимосвязи этих переменных. Однако эти данные в некотором роде являются чисто эмпирическими, то есть не позволяют объяснить корреляцию этих двух переменных. Хотя существуют заслуживающие внимания свидетельства о связи между различными характеристиками семьи и возможностью развития агрессивного поведения, ее причинно-следственная направленность неясна. Так, родители маленького ребенка, в ответ на его агрессивное, вспыльчивое поведение, могут применять суровые физические наказания или мать может начать холодно относиться к нему. С другой стороны, ребенок может быть агрессивным и вспыльчивым, ибо мать его игнорирует, а применение родителями физических наказаний научило его вести себя агрессивно, чтобы суметь отстоять свои интересы. Существуют два теоретических подхода, позволяющие прояснить характер причинной зависимости между стилем семейного руководства и детской агрессивностью. Олуэйз (Olweus, 1980) искал однозначную причинную зависимость между этими параметрами, исследуя постоянные и переменные величины. Паттерсон с коллегами разработал модель семейных взаимоотношений, основанных на принуждении, объясняющую, каким образом негативные семейные взаимоотношения приводят к агрессивному поведению ребенка. Олуэйз (Olweus, 1980) работал над проблемой причинности, используя статистический метод, раскрывающий причинную связь переменных (регрессионный анализ), чтобы выявить как влияние ребенка на поведение родителей, так и влияние родителей на поведение ребенка. Агрессивность ребенка определялась по оценкам его сверстников. При опросе родителей измерялись четыре параметра, теоретически и эмпирически связанные с детской агрессивностью: 1) негативизм матери — враждебность, отчужденность, холодность и безразличие к ребенку; 2) терпимое отношение матери к проявлению ребенком агрессии по отношению к сверстникам или членам семьи; 3) применение родителями силовых дисциплинарных методов — физических наказаний, угроз, скандалов; 4) темперамент ребенка — уровень активности и вспыльчивость. В целом возбудимые мальчики, выросшие в жесткой и неблагоприятной семейной обстановке, относительно часто оценивались сверстниками как агрессивные. Негативное отношение матери к ребенку коррелировало с применением силовых дисциплинарных методов, которые в свою очередь вызывали агрессивное поведение ребенка. Сходным образом темперамент ребенка был связан со снисходительным отношением матери к проявлениям агрессии. «Импульсивный и энергичный мальчик» своими поступками может просто утомлять свою мать, поэтому она не в состоянии уделить должного внимания проявлениям агрессии, что в целом повышает вероятность дальнейшего развития агрессивного поведения. Олуэйз (Olweus, 1980) отметил, что из изученных им четырех факторов, являющихся предтечей агрессивности негативизм матери и ее терпимость к агрессии имеют наибольший каузальный эффект... из ребенка, к которому проявляется слишком мало интереса и которому достается слишком мало материнской любви, которому предоставлено слишком много свободы и для которого введено слишком мало ограничений на агрессивное поведение, скорее всего вырастет агрессивный подросток. Паттерсон и его коллеги (Patterson, 1986; Patterson, DeBaryshe & Ramsey, 1989) разработали базовую модель связи между характером семейного руководства и агрессивностью, благодаря которой мы можем глубже понять процессы, обусловливающие зависимость между этими параметрами. Одна из сторон модели — незрелые методы регулирования дисциплины, означающие, что в некоторых случаях родители могут игнорировать отклоняющееся поведение ребенка или позволять ему вести себя подобным образом, тогда как в других случаях могут угрожать физическими наказаниями, не осуществляя свои угрозы. В следующий раз они могут «взорваться» и повести себя агрессивно (например, отшлепать ребенка или задать ему взбучку). Иными словами, родители непредсказуемы и непоследовательны в выборе наказаний за неприемлемое поведение. Такие незрелые методы регулирования дисциплины подготавливают почву для усвоения ребенком силовой тактики отстаивания своих интересов. Каждый ребенок имеет право быть любимым, но ему может быть отказано в этом праве, если родителям не хватит умения сначала научить ребенка быть в меру уступчивым и неагрессивным. Существует риск, что стиль общения, который зиждется на силе, завершив цикл своего развития, превратит ребенка в отверженного в среде сверстников, отстающего в школе и позволит развить поведенческие умения до необходимого уровня. Дети из семей, не обучающих уступчивости, агрессивны и вспыльчивы. От них отворачиваются родители, приятели, да и у самого ребенка складывается весьма негативный образ самого себя. Если родителям не хватает умения научить ребенка следовать определенным правилам поведения, его манерой становятся неподчинение и пущенные в ход кулаки. Этот стиль становится доминирующим в отношениях с людьми. Паттерсоновская модель семейных взаимоотношений, основывающихся на принуждении, демонстрирует паттерн отношений «родитель—ребенок» — источник всех грядущих проблем маленького человека. Он учится принуждению и неуступчивости вообще, так как родители не в состоянии следить за его поступками или контролировать его поведение. А стиль взаимодействия с другими, характеризующийся неуступчивостью со стороны ребенка и его желанием принудить других к выполнению чего-либо, вызовет трудности в разнообразных социальных ситуациях и в конечом счете может привести к отклоняющемуся или асоциальному поведению. Попытка сдерживать агрессивное поведение ребенка с помощью физических наказаний зачастую напоминают метание бумеранга. Как отмечено в разделе о стиле семейного руководства, попытки свести агрессию на нет или хотя бы контролировать ее проявления с помощью суровых наказаний фактически являются подкреплением и могут потворствовать агрессивному поведению и увеличивать уровень демонстрируемой агрессии (Buss, 1961; Olweus, 1980; Sears, Maccoby & Levin, 1957; Trickett & Kuczynski, 1986). Действительно, проблема наказания и его роли в снижении уровня агрессивности является одной из самых противоречивых в области исследования агрессивного поведения человека. Рассмотрим вкратце достоинства и недостатки наказания как средства, применяемого родителями для социализации детей. Разумеется, важнейшая составляющая социализации — регулирование агрессивного поведения. Под наказанием мы будем подразумевать крайние формы физического наказания, если не оговорено другое. Про родителей, прибегающих к подобным средствам, мы будем говорить, что они применяют силовые методы поддержания дисциплины, основанные на их большей силе или власти. Наказания могут причинить вред. Использование физических наказаний как средства воспитания детей в процессе социализации скрывает в себе ряд специфических «опасностей». Во-первых, родители, наказывающие детей, фактически могут оказаться для тех примером агрессивности (Bandura, 1986; Buss, 1961; Gelfand, Hartmann, Lamb, Smith, Mahan & Paul, 1974; Perry & Bussey, 1984). В таких случаях наказание может провоцировать агрессивность в дальнейшем. Например, если маленький мальчик бьет своего приятеля, родители могут наказать его, шлепая и крича: "Я тебе покажу, как бить других детей!". Мальчик в этом случае может сделать вывод, что агрессия по отношению к окружающим допустима, но жертву всегда нужно выбирать меньше и слабее себя. В общем, он узнает, что физическая агрессия — средство воздействия на людей и контроля над ними, и будет прибегать к нему при общении с другими детьми. Во-вторых, дети, которых слишком часто наказывают, будут стремиться избегать родителей или оказывать им сопротивление (Bandura, 1986; Perry & Bussey, 1984; Tricket & Kuczynski, 1986). Если они «не сгибаются» под ударами «карающих мечей», вряд ли потом они усвоят другие, не такие горькие уроки, которые помогли бы им социализироваться. Вдобавок, как показывает модель Паттерсона, подобное обращение может в конце концов привести ребенка в компанию «людей, демонстрирующих и одобряющих чрезвычайно рискованное поведение, которое действительно должно быть наказано» (Bandura, 1986). В-третьих, если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, они могут забыть причину, породившую подобные действия (Perry & Bussey, 1984). Фактически стратегия социализации в этом случае мешает усвоению правил приемлемого поведения. Если после сурового наказания Мартин расстроен или рассержен, он из-за боли может забыть, за что его наказали. И, наконец, дети, изменившие свое поведение в результате столь сильного внешнего воздействия, скорее всего не сделают нормы, которые им пытаются привить, своими внутренними ценностями. То есть они повинуются только до тех пор, пока за их поведением наблюдают. Возможно, эти дети так никогда и не примут правил приемлемого в обществе поведения, тех правил, которые предотвратили бы необходимость наказаний в дальнейшем (Trickett & Kuczynski, 1986). По сути дела, наказание заставляет скрывать внешние проявления нежелательного поведения, но не устраняет его (Bandura, 1973). Мужчины и женщины также отличаются своими установками относительно агрессии. Мужчины, как правило, в меньшей степени испытывают чувство вины и тревоги. Напротив, женщины более обеспокоены тем, чем агрессия может обернуться для них самих, — например, возможностью получить отпор со стороны жертвы. Свежие данные свидетельствуют о том, что мужчины и женщины придерживаются противоположных социальных представлений — противоположных моделей и теорий о функциях — об агрессии (Campbell, Muncer & German, 1993). Более того, женщины рассматривают агрессию как экспрессию — как средство выражения гнева и снятия стресса путем высвобождения агрессивной энергии. Мужчины же, напротив, относятся к агрессии как к инструменту, считая ее моделью поведения, к которому прибегают для получения разнообразного социального и материального вознаграждения. Дополнительные данные, касающиеся гендерных различий в агрессии, свидетельствуют о том, что мужчины более склонны прибегать к прямым формам агрессии, а женщины предпочитают пользоваться косвенными действиями, которые наносят вред противнику окольным путем. Например, Лагерспетц и его коллеги (Lagerspetz & others, 1988; Bjorkvist, Lagerspetz & Kaukiainen, 1992) опрашивали мальчиков и девочек в возрасте от 8 до 15 лет, как ведут себя школьники из их класса, когда сердятся. Полученные результаты показали, что мальчики прибегают к прямым формам агрессии, включающим такие действия, как погоня за противником, подножки, пинки, толчки, дразнилки, значительно чаще девочек. Зато девочкам более свойственны косвенные формы агрессии, например, наговор на противника за его спиной, бойкотирование обидчика, разрыв дружеских отношений, демонстрация обиды. Таким образом, мужчины и женщины действительно отличаются друг от друга относительно агрессии, причем мужчины, как правило, более склонны к подобному поведению, нежели женщины. Однако величина разрыва сильно колеблется в зависимости от обстановки и других факторов, а также от формы агрессии. Несмотря на то что различия в агрессивном поведении в целом между мужчинами и женщинами окончательно не выяснены, мы неплохо осведомлены в вопросе, какова вероятность представителей обоего пола оказаться объектами агрессии. Большинство лабораторных исследований, в которых в качестве переменной выступал пол, подтвердили широко распространенную точку зрения, что мужчины чаще становятся объектом физической агрессии (Frodi, Macauly & Thome, 1977). Аналогичные данные были получены в результате огромного числа исследований, разработчики которых использовали разнообразные методики и способы оценки агрессии и подбирали в качестве испытуемых людей с самыми разными характеристиками (Buss, 19661); Baron & Bell, 1973; Kaleta & Buss, 1973). Более того, статистические данные показывают, что убийства значительно чаще являются причиной смерти среди молодых мужчин, чем женщин. В целом же женщины реже выступают в качестве мишени определенных форм агрессии, нежели мужчины. Однако из этого «правила» имеются свои исключения. Как уже отмечалось ранее, женщины значительно чаще становятся жертвами супружеского насилия и сексуальной агрессии. Поскольку причиной изнасилований является скорее агрессия (например, крайняя форма неприязни по отношению к женщинам; Groth, 1979; Malamut, 1986), нежели сексуальные мотивы, становится ясно, что в этом смысле женщины скорее станут объектами насилия, нежели мужчины. Наконец, женщины легко могут стать объектом агрессии со стороны мужчин, если представляют для них определенную угрозу. В подобных случаях нежелание мужчин не прибегать к насилию против женщин, похоже, резко уменьшается (Richardson et., 1985). Если не принимать в расчет эти исключения, имеющиеся данные, однако, свидетельствуют о том, что женщины в целом значительно реже бывают объектом агрессии. То обстоятельство, что гендерные различия влияют на становление, протекание и демонстрацию агрессии, было убедительно доказано на примере исследований индивидов, а также анализом имеющейся литературы (Eagly & Steffen, 1986; Eagly & Wood, 1991). Первопричина этих различий, однако, так и осталась невыясненной. Многие биологи, занимающиеся изучением социального поведения, придерживаются мнения, что гендерные различия в агрессии обусловлены в основном генетическими факторами. Согласно этой точке зрения, для мужчин характерен более высокий уровень физической агрессии, потому что в прошлом подобное поведение давало им возможность передавать свои гены следующему поколению. Они утверждают, что агрессия помогала нашим предкам, ищущим самку для спаривания, побеждать соперников и тем самым увеличивала их возможность «увековечить» свои гены в будущих поколениях. Результатом такого естественного отбора, связанного с воспроизводством, явилось то, что нынешние мужчины более склонны к физической агрессии, а также к демонстрации физиологической адаптации и механизмов, связанных с подобным поведением. Такие предположения, безусловно, нельзя проверить с помощью прямого эмпирического исследования. Однако кое-какие данные могут быть интерпретированы как подтверждение предположения, что гендерные различия в агрессии порождаются, по крайней мере отчасти, генетическими факторами. Например, Садалла, Кенрик и Вершур (Sadalla, Kenrick & Vershure, 1987) пришли к выводу, что женщины, в отличие от мужчин, считают склонность к доминированию у своего возможного супруга весьма привлекательной чертой. Такие данные свидетельствуют о том, что напористое или агрессивное поведение может действительно помогать мужчинам передавать свои гены последующему поколению — главная проблема, согласно доктрине биологов, изучающих социальное поведение. И вновь, однако, нет возможности напрямую проверить потенциальный вклад генетических факторов в гендерные различия в агрессии. Таким образом, роль этих факторов по-прежнему интересует нас, но остается недоступной возможностью для проверки. В другом объяснении гендерных различий в агрессии делается акцент на влияние социальных и культурных факторов. Было предложено много различных вариантов этого объяснения, но, наверное, большинство фактов подтверждает гипотезу интерпретации социальной роли, предложенную Игли и ее коллегами (Eagly, 1987; Eagly & Wood, 1991). Согласно этой теории, гендерные различия в агрессии порождаются, главным образом, противоположностью гендерных ролей, то есть представлениями о том, каким, в пределах данной культуры, должно быть поведение представителей различных полов. У многих народов считается, что женщины, в отличие от мужчин, более общественные создания — для них должно быть характерно дружелюбие, беспокойство за других, эмоциональная экспрессивность. От мужчин же, напротив, ожидается демонстрация силы — независимости, уверенности в себе, хозяйственности. Согласно теории социальных ролей, гендерные различия в агрессии порождаются в основном тем обстоятельством, что в большинстве культур считается, что мужчины в широком диапазоне ситуаций должны вести себя более агрессивно, нежели женщины. Эта теория нашла свое подтверждение в самых разнообразных работах (Baglу, 1987). Пожалуй, самое убедительное из них было получено в мета-аналитическом исследовании, в ходе которого испытуемых просили проранжировать описания специфического агрессивного поведения, изучавшегося в различных работах по агрессии (Eagly & Steffen, 1986). Испытуемые оценивали степень пагубности этих поступков, чувство тревоги или вины, которое они бы ощутили, действуя подобным образом, а также отвечали на вопрос, почему средний человек выбирает агрессию в качестве модели поведения. Полученные результаты показали, во-первых, что женщины в большей степени воспринимают эти поступки как пагубные и порождающие чувство вины или тревоги. Во-вторых, представители обоих полов подчеркнули, что мужчины более склонны прибегать к подобным действиям, нежели женщины. Эти данные свидетельствуют о том, что гендерные роли, предписывающие различные уровни агрессии для мужчин и женщин, действительно в какой-то степени опосредуют гендерные различия. Но возможно, самое главное то, что разница в оценках, выставленных испытуемыми мужского и женского пола, полностью коррелирует с реальными гендерными различиями в агрессии наблюдаемых в рассматривавшихся исследованиях. Иными словами, чем больше мужчины и женщины отличались друг от друга в своем восприятии различных видов поведения, которые они оценивали, тем сильнее проявлялась склонность мужчин демонстрировать более высокие уровни агрессии. Результаты этого исследования, как, впрочем, и многих других, свидетельствуют о том, что гендерные различия в агрессии, подобно гендерным различиям во многих других видах поведения, порождаются, хотя бы отчасти, противоположностью гендерных ролей и стереотипами, имеющими место во многих культурах. Однако следует отметить, что некоторые данные наводят на мысль, что именно биологические или генетические факторы обусловливают большую склонность мужчин прибегать к многочисленным формам агрессии. Возможно, наиболее убедительным свидетельством в этом отношении является демонстрация наличия связи между уровнем тестостерона (мужской половой гормон) и проявлениями агрессивного характера. Несколько различных работ показывают, что более высокие концентрации тестостерона ассоциируются с более высокими уровнями агрессии мужчин (Веппап, Gladue & Taylor, 1993; Olweus, 1986). Кроме того, оказывается, что гендерные различия в агрессии в равной степени имеют значение и для лиц с гомосексуальной и гетеросексуальной ориентацией (Gladue, 1991). Если социальные факторы и гендерные роли играют основную роль в гендерных различиях в агрессии, то можно ожидать, что подобные различия будут в большей степени проявляться среди гетеросексуалов. Тот же факт, что на самом деле это не так, говорит о том, что биологические факторы действительно могут играть определенную роль в порождении гендерных различий в агрессии. 1.3 Лекция на тему: "Типы насилия в семье Семья обычно рассмаривается как социальный институт, в котором изобилует любовь и теплые взаимоотношения. Однако, противоположное часто оказывается истиной. Насилие широко распространено в семьях. Злоупотребления против детей, супруга/супруги и другие формы физического насилия происходят больше чем в половине всех американских семей . По оценкам специалистов 50 миллионов людей становятся жертвами рукоприкладства со стороны членов их семей. Исследования показывают, что в 20% злоупотреблений против детей происходят злоупотребления и против супругов. Насилие в семьях не ограничено злоупотреблениями против детей и супруга/супруги. Статистические данные, предоставленные Национальным Институтом психического здоровья говорят о том, что число детей, нападающих на своих родителей, больше, чем число детей, подвергающихся злоупотреблениям со стороны родителей. Злоупотребления против родителей означают притеснение пожилых родителей их взрослыми детьми, с которыми они живут или от которых зависят. По приблизительным оценкам таких родителей может быть около миллиона. " Lewis и Joanne Koch приводят один пример такого случая: В Чикаго, 19-летняя женщина, призналась в том, что она, подвергала пыткам ее 81- летнего отца: держала его в туалете на цепочке в течение семи дней. Она также била его молотком, когда он спал: " Я делала это для его же блага. Затем после того, как я сделала его достаточно слабым, я связала цепью его ноги вместе. После этого я оставила его и отдыхала. Я смотрела телевизор". Исследование в Кливленде устанавливает следующие четыре типа злоупотреблений против пожилых, являющихся наиболее распространенными: Физическое злоупотребление, которое включает в себя побои, отказ присматривать за пожилыми, непредоставление пищи, медицинской помощи, лекарства. Психологическое злоупотребление: устные нападения и угрозы, вызывающие опасение. Материальное злоупотребление: или воровство денег или присвоение собственности. Нарушение прав, перемещение родителя из его или ее собственного дома, обычно в дом для престарелых. Диагностика случаев насилия над пожилыми людьми затруднена в результате ряда факторов, в частности из-за распространенных в обществе взглядов и установок или из-за поведения самих участников конфликта. Такое поведение жертв объясняется тем, что они боятся ухудшить ситуацию или боятся мести со стороны виновных, боятся помещения в специальное учреждение, испытывают чувство вины за собственного агрессивного сына или дочь и т.д. Насилие между детьми также имеет место. Некоторые дети даже используют оружие (типа ножа или огнестрельного оружия) в случаях конфликтов с их братьями и сестрами. Примеры и уроки насилия они получают в своих семьях. Если дети терпят злоупотребления со стороны родителей, то, вероятнее всего, когда они становится взрослыми и родителями, они также будут злоупотреблять против своих детей. Также, если взрослый терпел злоупотребления со стороны его родителей, когда был ребенком, а затем стал заботиться о пожилых родителях, он более вероятно, станет злоупотреблять против своих пожилых родителей. Жертвы насилия в семье - это избитые дети, избитые родители и избитые жены. Жертвы, главным образом, меньше в размерах, имеют меньшую физическую силу, и обычно чувствуют себя беспомощными перед агрессорами (прежде всего, потому, что они зависят от их агрессоров в плане физической, финансовой и эмоциональной поддержки). До 1960-х годов проблеме насилия в семье уделялось немного внимания, отчасти потому, что семья рассматривалось как священное учреждение и область частной жизни : все, что происходило внутри семей, рассматривалось как личное дело, находящееся в поле ответственности только членов семей, но не посторонних. В течение последних трех десятилетий возросло понимание того, что насилие в семьях - главная социальная проблема. Семейные конфликты составляют самую большую категорию обращений в полицию, и большое количество несчастий следует из попыток полицейских улаживать эти ситуации. Suzanne Steinmetz и Murray Straus отметили: " Трудно найти группу или социальный институт в американском обществе, в котором ежедневного насилия было бы больше, чем внутри семей". Насилие не только наносит физический вред семьям, но и положительному функционированию семьи в целом. Каждый инцидент также ослабляет привязанность и доверие среди ее членов. Одно объяснение того, почему происходит насилие в семье, основано на теории, что расстройство часто вызывает агрессивную реакцию. Муж или жена, будучи расстроенными на работе, могут приходить домой и вымещать расстройство на супруге или детях. Ребенок, расстроенный действиями братьев и сестер, может подраться с ней или с ним. Steinmetz и Straus поделились наблюдениями: " В обществе типа нашего, в котором агрессия рассматривается как нормальная реакция расстроенного человека, мы можем ожидать что большее фрустрирование семейных и профессиональных ролей выльется в большее количество насилия." В другом объяснении John O'Brien отметил, что члены семьи часто используют физическую силу, чтобы получить преимущество. Родитель шлепает детей для того, чтобы их дисциплинировать. Сестра может пихать своего брата, таким способом пытаясь получать что-либо, чего хотят они оба. O'Brien предполагает, что члены семьи, вероятно, обращаются к физической силе, когда другие способы не существует, не действуют, или исчерпаны. Таким образом муж - алкоголик, чувствующий, что он потерял уважение его семьи, может обратиться к физическому насилию как последнему средству утверждения своей власти. Насилие, совершаемое против супруга/супруги, особенно избивание жены, к сожалению, допускалось на протяжении многих лет, но теперь стало объектом внимания общества. Эта проблема оказалась в центре внимания в 1994 году, после смерти Nicole Brown Simpson; Nicole жестоко избили до смерти, и ее бывшего мужа (0. J. Simpson) обвинили в убийстве. По крайней мере восемь раз до ее смерти, полиция вызывалась в дом к Simpson после того, как муж избивал Nicole. Но не только мужья злоупотребляют в семьях. Жены тоже избивают мужей довольно часто. Однако наиболее тяжелые физические увечья достаются женщинам. Исследования показывают, что мужчины наносят более серьезные увечья, в значительной степени, потому что они физически сильнее. " Почти 11 % всех жертв убийств убиты их супругами. Необходимо отметить, что женщины также обнаруживают тенденцию к жестокости и насилию, причем, более длительному, чем мужчины, особенно когда они страдают от безработицы и финансовой нестабильности. Злоупотребления супругов иногда провоцируются жертвой. Жертва может первой начать устное или физическое насилие. Однако, доминирующая тема в супружеском насилии в Американском обществе - систематическое насилие или угроза насилия со стороны некоторых мужей, которые " держат своих жен в рамках". Часть общества все еще сохраняет традиционное убеждение в том, что мужья имеют право командовать, а что их жены должны быть покорными. Ежедневно приблизительно 6000 американских женщин становятся жертвами домашнего насилия. Это означает, что каждые 15 секунд происходит один инцидент. Домашнее насилие со стороны мужей, партнеров или других членов семьи случается настолько часто, что насилие является главной причиной причинения телесных повреждений женщинам. Повреждения, наносимые избиваемым женщинам дома, являются более тяжкими, чем увечья от насилия, грабежа с насилием, или те, что получены в автомобильных авариях. Инциденты физического насилия среди супругов чаще всего не единичны, но имеют тенденцию повторяться. Причем, как отмечает Murray Straus, насилие со стороны супругов происходит одинаково часто и среди людей с высоким уровнем образования, и среди людей с невысоким уровнем образования. В 1979 Straus и его коллеги провели исследование для Национальной Комиссии по предотвращению причин насилия. Они провели интервью с более чем 2000 парами. Исследование позволило сделать вывод о том, что жены используют ножи и другое оружие более часто, чем мужья, и с большей вероятностью убивают своих супругов. Тревожно то, что в ходе исследования было установлено, что каждый четвертый мужчина и каждая шестая женщина одобряли действия мужа, избивающего жену при некоторых обстоятельствах. Большинство жен, которых иногда избивают мужья, не хотят расторгать брак. Жены, вероятно, захотят остаться дома, если 1), насилие случается не часто, 2) их притесняли родители, когда они были детьми, или 3) они считают, что они материально зависят от их мужей. Многие авторитетные ученые полагают, что насилие в семье продолжается потому, что американские семьи толерантны к насилию и считают его нормой. Некоторые исследования установили, что часть и мужчин, и женщин полагает, что бить жену " время от времени" - нормальное мужское поведение. Мужчины бьют женщин по ряду причин. Многие имеют низкую самооценку, они ненадежны как кормильцы, отцы и сексуальные партнеры. Они чаще всего имеют стереотипные представления об их женах, которые, по их мнению, должны быть покорными и нуждаться в управлении. Многие люди используют алкоголь и наркотики, в результате чего бывают агрессивными. В тех семьях, где дерутся, цикл насилия имеет тенденцию непрерывно повторяться следующим образом: происходит инцидент с избиением, и жена терпит побои. Муж чувствует раскаяние, но он также боится, что его жена может оставить его или может сообщить полиции о злоупотреблении, поэтому он устраивает "медовый месяц", убеждая ее в том, что он хороший муж, который не повторит насилие снова. (Он может даже посылать жене цветы, покупать дорогие подарки, или быть чрезмерно внимательным.) Постепенно усилия "медового месяца" прекращаются, и напряжение, связанное с работой, или проблемы семьи снова начинают его беспокоить. В то время, когда он находится в состоянии опьянения, он снова избивает его жену. Этот цикл повторяется снова и снова. Мужья, склонные к насилию, часто изолируют своих жен и делают их зависимыми. Они пробуют заставлять своих жен разрывать связи с родственниками и друзьями. Они насмехаются над друзьями жены или ее родственниками, они обычно создают ситуации неловкости, когда жена находится в обществе друзей или родственников. Затем жена прекращает контакты с ними “ради мира в семье”. Муж создает все большую и большую зависимость жены, всеми средствами стремиться понизить ее самооценку и добивается ее покорности. Мужья также создают финансовую зависимость жены, препятствуя ей в поисках высокооплачиваемой работы. В Декларации ООН основных принципов правосудия и злоупотребления властью под термином «жертвы» подразумеваются лица, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, нарушающего национальный уголовный закон. Иными словами, жертвами домашнего насилия могут быть любые члены семьи. Выделяют четыре типа насилия в семье: - со стороны родителей по отношению к детям; - со стороны одного супруга по отношению к другому; - со стороны одного ребенка по отношению к другому ребенку; - со стороны детей и внуков по отношению к престарелым родственникам [20]. Жестокое отношение одного супруга по отношению к другому супругу встречается значительно чаще, чем по отношению к детям. В одном из исследований подсчитано, что в одной паре из каждых четырех по крайней мере однажды совершался акт насилия (Страус, 1987). За исключением убийств в семье, когда жертвами в равной степени становятся как мужья, так и жены, женщины чаще оказываются жертвами и получают серьезные травмы [14, C.107]. Мужчины наносят более серьезные увечья, главным образом из-за того, что они физически сильнее. Необходимо отметить, что женщины склонны выносить жестокость и насилие гораздо дольше мужчин из-за своей финансовой незащищенности. Супружеское насилие иногда провоцируется жертвой, т.е. реципиент насилия может быть первым, кто применит вербальное или физическое насилие. Однако, в большинстве случаев мужья систематически используют силу и оскорбления, чтобы «держать своих жен в узде». Это говорит о том, что у определенной части нашего общества есть устоявшееся мнение о том, что мужья имеют право контролировать то, что делают их жены и подчинять их себе при помощи силы. Мужья бьют своих жен по разным причинам. Многие из них имеют низкую самооценку, другие склонны видеть своих жен как «смиренных рабынь», которые нуждаются в их контроле, другие бьют своих жен в состоянии алкогольного опьянения [2, C.68]. Как формируется так называемый стереотип "избиваемой жены"? Любая женщина может стать "домашней жертвой", несмотря на возраст, образ жизни, социальное положение. При конфликте мужчина вымещает свое напряжение сначала оскорбительным жестом или ударом, хлопком по столу. И вдруг ощущает себя сильным, но потом приходит чувство вины и начинается новый "медовый месяц". Муж зарабатывает себе очки, он - идеальный муж, просит прощения, обещает лучшее обращение. В данной ситуации для него важно неразглашение акта насилия, изолирование жены от других, чтобы постоянно держать партнера на привязи. Следующий конфликт вызывает очередное напряжение, акт насилия и новое раскаяние. Цикл замкнулся [31]. Мужья-насильники часто изолируют своих жен, тем самым делая их зависимыми. Они пытаются разъединить своих жен с их родственниками и друзьями, ставят своих жен в затруднительное положение, когда к ней приходят гости. И женщина вынуждена рвать отношения со своими близкими, чтобы сохранить мир в семье. Такие мужья постоянно высмеивают своих жен, постоянно говорят им вещи, которые унижают женское достоинство, создают различные барьеры, которые мешают их женам найти высокооплачиваемую работу. Поразительно то, что большинство женщин, которых бьют мужья, не собираются уходить от них. Живя с мужем-насильником женщина постоянно чувствует себя в опасности. И потому появилась такая своеобразная и жестокая форма защиты - расправа с семейными тиранами. То есть единственный выход из сложившейся ситуации женщина видит в убийстве своего мучителя (этому, в частности способствует и несовершенство национального законодательства). Как видно, пока и защита от насилия порождает ответное насилие. Насилие над детьми также широко распространено. Некоторые дети даже пользуются оружием (таким как нож или ружье), когда вступают в конфликт со своими братьями или сестрами. В США более 29 миллионов детей в год совершили один или более актов физического насилия в отношении братьев и сестер, причем 19 миллионов нападений были настолько серьезны, что если бы были совершены вне рамок семьи, то квалифицировались бы как опасные деяния [22]. Таким образом, каждый конкретный вариант насилия - самостоятельная проблема, обладающая специфическими чертами. Причины, условия, формы проявления насилия, последствия насильственных действий в зависимости от объекта будут иметь свои особенности, которые необходимо учитывать при разработке профилактических мер и при вмешательстве в семью с целью предотвращения насилия. 1.4. Лекция на тему: " Формы жестокого обращения с детьми в семьях " Формы насилия, причиняемого детям, являются негативным свидетельством изощренности и больного воображения взрослого человека. Большее количество увечий наносится детям различными приспособлениями и предметами. Расческа, например, широко распространенное средство, используемое для битья детей. Тяжелые увечья наносятся детям голыми руками, ремнем, электрошнурами, телевизионными антеннами, веревками, бутылками, ножками столов и т.д. Распространенным является и битье ногами. Особое внимание социальных работников привлекают семьи, где имело место кровосмешение. Сексуальное насилие над детьми включает все виды половой связи, как нормальной, так и извращенной. Зачастую насилие совершается над ребенком в возрасте, когда он не в состоянии понять природу имеющего место акта, не обладает эмоциональными, познавательными и физическими возможностями противостоят такому поведению. В США по крайней мере 44% виновных в кровосмешении мужчин совершают насилие над собственными детьми [10,C.51]. Изнасилованные дети могут проявлять целый ряд симптомов: подавленность, половую заторможенность, припадки истерии, кошмары, страх, самоуничижающее поведение и даже попытки самоубийства, кроме того они высказывают соматические жалобы. Взрослые, ставшие жертвами насилия в детском возрасте, так же сохраняют воспоминания, связанные с прошлым, которые выражаются в их заниженной самооценке, депрессиях, трудностях в личных взаимоотношениях, а так же в сексуальных проблемах, алкоголизме, применении наркотиков. Удовлетворение потребности ребенка в любви и привязанности настолько же важно для нормального роста и развития, как и для удовлетворения его физических потребностей. В некоторых семьях о детях хорошо заботятся физически, но при этом они страдают от эмоционального пренебрежения. Между тем эмоциональное пренебрежение трудно определить и задокументировать. Не менее широко распространена проблема эксплуатации детей. Многие родители принуждают своих детей к тяжелой работе, используют их в качестве слуг, рассматривают их как своих подчиненных, поощряют детей к воровству, к занятиям проституцией и т.д. Были выявлены следующие факторы, связанные с родителями, которые подвергают своих детей насилию: некоторые родители сами подвергались в детстве насилию или имели недостаточно стабильные теплые отношения в своей семье; часто один ребенок в семье выбирается объектом для насилия, этот ребенок может рассматриваться как умственно отсталый, также он может быть выбран в качестве жертвы из-за сходства с нелюбимым супругом или из-за того, что он появился в результате нежелательной беременности; в некоторых случаях дети сами вносят вклад в данный процесс, например, когда ребенок имеет проблемы с аппетитом, с речью или не слушается; ребенок, который является жертвой в разрушенной семье может быть необходим для сохранения стабильности этой семьи, ребенок выступает в роли «мальчика для битья»; некоторые родители склоны к жесткой дисциплине и считают неправильное поведение своих детей преднамеренным, сознательным оскорблением, так же они характеризуются высокими требованиями к своим детям и т.д. [16, C.158]. Отрицательные последствия насилия над детьми состоят в том, что насилие подпитывает и порождает новое насилие. Подверженные насилию дети могут завтра стать убийцами и насильниками. Когда же они станут родителями так же высока вероятность того, что они будут применять насилие по отношению к своим детям. Подвергшиеся насилию дети с высокой вероятностью могут убегать из дома, что подвергнет их другим формам виктимизации. Необходимо отметить, что истинная распространенность детского насилия неизвестна. Это происходит из-за нежелания граждан сообщать подозрительные случаи ( а в России вообще практически нет такого опыта) и из-за того, что сами дети хранят молчание, при этом у них развивается негативный Я - образ. Есть семьи, в которых дети не подвергаются насилию, но наблюдают насилие в отношениях взрослых. Существует ряд общих признаков, характеризующих переживания и поведение детей из семей, в которых практикуется насилие. Естественно, что не все эти признаки свойственны всем подобным детям, но наверняка многим из них. 1. Страхи. Дети из семей, где практикуется насилие, переживают чувство страха. Этот страх может проявляться различным образом: от ухода в себя и пассивности до насильственного поведения. Очень часто, безопасная атмосфера приютов способствует проявлению неразрешенных страхов из прошлого. 2. Внешние проявления поведения. Дом, в котором прибегают к насилию, совершенно непредсказуем, это пугающее место для маленького ребенка, который не может знать, когда произойдет следующая вспышка насилия и насколько сильной она будет. В результате уязвимость и отсутствие контроля над ситуацией приводят к проявлению упрямства и несговорчивости в поведении или к агрессивным поступкам. 3. Неспособность выразить чувства вербально. Наблюдая за практикой насилия в семье, дети приходят к выводу, что насилие есть способ, которым "взрослые" разрешают свои конфликты и наболевшие проблемы. Так как никто не показал этим детям, как следует говорить об их чувствах, они очень часто не знают, что они переживают или испытывают и как можно выразить свои эмоции и чувства в вербальной форме. 4. Вовлечение в борьбу родителей. Многие дети вовлекаются в борьбу родителей. Они отчаянно хотят остановить насилие и конфликты, которые они постоянно наблюдают в своей семье. Они могут испытывать чувство ответственности за проблемы своих родителей, им приходят мысли о том, что они - дети являются причиной разлада в семье. В результате того, что дети так глубоко вовлечены в конфликт в семье, им трудно отделить свою индивидуальность от личностей своих родителей. 5. Защитник матери. Многие дети из семей, где практикуется насилие, вовлекаются в конфликт, пытаясь защитить своих матерей от избиений. Ребенок испытывает гнев по отношению к своему отцу, за то, что тот причиняет боль матери. Некоторые дети могут быть возмущены тем, что их матери слабо противодействуют и смиряются с насилием. Впоследствии дети могут перестать испытывать чувство вины за то, что они сердятся и возмущаются поведением своих родителей. 6. Разочарования. Жизнь в семье, где практикуется насилие, очень напряженна. Постоянный стресс, который они испытывают, часто ведет к тому, что дети расстроены, разочарованы, часто выходят из себя даже при незначительных трудностях. 7. Чувство, "заслуженности" жестокого обращения. Многие матери, которые не хотят настраивать детей против своих отцов, пытаются найти им оправдание. Ребенок, видит мать в синяках и со следами побоев, и ему говорят: "Все в порядке детка, папочка нас действительно любит", приходит к выводу, что быть любимым означает испытывать физическую боль. Ребенок, мать которого постоянно оправдывает своего отца, за причиняемое им насилие, часто начинает чувствовать, что он тоже "заслуживает" чтобы его избивали. |
|
© 2010 |
|