РУБРИКИ

Необычные состояния сознания и их смысл в культуре

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Необычные состояния сознания и их смысл в культуре

Необычные состояния сознания и их смысл в культуре

Необычные состояния сознания и их смысл в культуре

Владимир Майков

В каком-то смысле вся история человечества есть история необычных состояний сознания. Под этим углом зрения мы можем посмотреть на все события, потому что все новое, что пришло к нам в культуру, оно пришло оттуда-то, издалека. Это иной язык, иной опыт, иное соответствие опыта языку, это смена «редактора реальности». Необычные переживания сознания как озарения, поворотный пункт.

В цикле рассказов Стефана Цвейга о Звездных часах человечества отражена эта перспектива. Человеческая духовность, ее рост и развитие, обязана откровениям, которые получил Христос, Будда, Мухаммед, Заратуштра и другие основатели духовных школ, религий.

Наука продвигается в результате того, что ученый открывает законы космоса, формулируя их на земном языке и соотнося возможности человеческого действия с божественными возможностями. Человек немножко демиург, производит технологии на основе открытий, формулирования закономерностей.

Новое нередко приходит в нашу культуру под маской безумия и это особая тема.

До того как это новое пришло, его как будто бы и нет.

То есть оно есть, но его нет в нашем мире.

Например, до того как Сезанн нарисовал свои знаменитые яблоки, никто не видел эти яблоки. Пока Ван Гог не нарисовал это бурное небо облачно - хмурое небо или подсолнухи, сияющие, никто не видел этих подсолнухов в мире. Ван Гог дал нам органы чувств. Модильяни нарисовал своих женщин с узкими глазами и склоненными волосами, и помог нам видеть таких женщин везде. Мы стали смотреть и замечать эти типы. Типы Дали. Типы Модильяни. Типы Толстого. Типы Достоевского.

Каждый крупный художник, приходя в этот мир, приносит новый язык. И дает нам новый язык, который порождает возможность нового опыта. Без этого языка, я имею в виду не только вербальный язык, а язык культуры, язык искусства, язык мистического опыта у нас нет этого опыта. Нередко, появление нового языка не что иное, как результат накопленного пластами опыта, ну скажем как движения снежного кома.

Мы как снежный ком, который скатывается по склону горы, наматывая на себя все новые и новые комья снега. Точно так же и мы наматываем на себя все новые слои опыта вместе с соответствующими словами, языками, метафорами, ключами к этому опыту.

И затем, когда мы сталкиваемся с понятием, символом, в нас активируется соответствующее переживание, опыт, и это означает, что мы знаем. Мы попадаем в резонанс, струны, которая звучит, отзывается в нас, вибрации струн. Язык это не слова. Язык это вибрации, которые соединяют нас с опытом, с общечеловеческим опытом, расколдовывают этот мир для нас, оживляют его.

Я употребляю «язык» в смысле более широком как то, что является и невербальным языком и языком жестов, и языком искусства в широком смысле, как то, что соединяет коммуницирует нас с опытом. Такое представление о «языке» соответствует Бодхидхарме, древней индийской теории, наиболее «рабочем» представлении о сознании, тому, с чем можно работать. Если брать современные психологические представления, то «ближайшая» - школа Арни Миндела «процессуальный подход».

Ну, скажем, как мы могли бы определить, что такое сознание?

Как мы можем осознавать настоящий момент?

Мы вообще осознаем, что сейчас происходит или нет, как вы думаете?

Каждый из нас с еле заметным отставанием дублирует все слышимое и видимое. То, что сейчас я говорю, интонации, дублируются вами, «сличается на достоверность». Это можно зафиксировать чувствительными приборами по биотокам гортани, языка: будет видна абсолютно точная синхронизация. То есть для того чтобы понять, воспринять мы вживаемся и буквально повторяем. Повторив, если это резонирует с нашим опытом, с нашим переживанием мы понимаем.

Одновременно с этим работает мысль, мысли-комментарии свои собственные: «Так, так - согласен - не согласен - противоречие», то есть какое-то пространство обсуждения в каждом из нас.

Работает еще один важный аспект, который выделяет Арни Миндел - канал взаимоотношений. Чрезвычайно важен для человека. Наша природа и индивидуальна и коллективная. Сознание представляет собой поле в многомерном диалоге голосов. И имеет два вектора, один из которых устремлен внутрь в бесконечность другой, вовне в максимальность, то же до бесконечности. И каждый из нас находится в связи с другими людьми и если мы посмотрим, друг на друга внимательно, то каждый кого-то напоминает, где-то мы встречали этого человека когда-то с чем - то он ассоциируется. И каждый человек вызывает у нас определенного рода ощущения. Обратите внимание, с кем мы не встречаемся взглядом, каждый вызывает какого - то рода реакцию. Что-то вот такое, что мы уже что-то знаем. Мы уже знаем, а дальше мы начинаем вступать во взаимоотношения. Работает канал взаимоотношений. И то, что мы видим, то, что переживаем, отношения другого человека это не то, что на самом деле это всегда результат работы канала взаимоотношений. 50 на 50. 50% - это то, что мы видим и 50% это результат наших взаимоотношений.

Дальше работает канал движения. Очень важный канал. По которому мы так же воспринимаем и оцениваем ситуацию, свое состояние. Это то, как мы перемещаемся. Очень важная информация - это то, как молодой человек или барышня танцует на балах. По этому тоже много можно было понять.

Очень важный канал это канал сновидений. Язык ночи.

Не менее важно - это наше совокупное соматическое состояние, канал проприорецепции, то есть наши телесные внутренние ощущения: тяжести, тепла, каких-то симптомов и т. д.

И последний канал, который надо отметить - это канал мировой, интуиции, или канал мировой или парапсихический, как хотите, канал шестого чувства. То есть что-то приходит к нам, мы не знаем как, то есть это что-то не из конкретного канала органов чувств, а мировой канал, то есть связи без каких либо ограничений. Такова наша реальность, так этот канал работает, только у большинства людей информация, которая поступает из этого канала, обрабатывается редактором реальности и интерпретируется исходя из представления о реальности. Но канал работает, потому что такова наша природа. Работает всегда.

То есть сигнал, который мы осознаём: воспринимаем и переживаем, это не тот, который к нам приходит, это обработанный сигнал. Это важно знать. И четко понимать, что осознанные сигналы уже обработаны нашими совокупными установками и редакторами реальности. Меняются программы обработки или как говорил Кастанеда, смещается «точка сборки» и мы воспринимаем совершенно другие сигналы.

Точно так же как, используя широкополосный приемник, воспринимающий сигналы от 0 Гц., до сотен гигагерц, меняя настройку, мы могли бы принимать совершенно новые станции, совершенно другие сигналы. Точно так - же, меняя процесс обработки сигнала, поступающий к нам, мы можем настраиваться на совершенно различные миры.

И результат обработки выступает уже нашим «Я», прочно «цементирующим» ему знакомый мир. Когда как бы итоговый интегральный процессор порождает наше «Я» и мир.

Вот основные каналы, по которым к нам поступает информация. Которая составляет наш мир, наши переживания, потому - что ничего кроме переживаний, которые есть сейчас в нас нет. Ничего. Все прошлое присутствует в настоящем моменте, как совокупность их следствий. Все будущее присутствует как причина всех возможных ситуаций и свободных действий. Есть на самом деле только вот это. Оно в настоящий момент. И наше присутствие в настоящий момент и больше ничего. Вот эти переживания. И под переживаниями я понимаю все совокупные сигналы, которые проходят через нас, которые мы воспринимаем, которые мы процессируем. Потенциально - это бесконечный канал восприятия в рамках доступного нам диапазона органов чувств, мышления (слов, понятий), и работа мирового канала, т. е. Единственный канал, который ничем не ограничен - это мировой канал. Это - канал духа. Все остальные каналы они человеческие. И канал взаимоотношений, и канал всех органов чувств и канал мышления, язык, понятия и т. д. Они сугубо ориентированны на наш мир обитания. И чувства сформатированы соответственно с тем, что мы люди. Но канал духа, он универсален, в нем нет никаких ограничений. Он работает всегда, вне зависимости от того спим мы или бодрствуем. Мы всегда находимся в связи с господом богом с главным офисом по всем 6 каналам и по мировому каналу. То есть дух наш не спит никогда - бодрствует и бдит. И вот результат работы, совокупной работы обработки информации от наших органов чувств это всевозможные культурные, эволюционные стереотипы и мы могли бы сказать, используя компьютерную метафору - программы обработки. Процессирование всего этого и дает на выходе - наш мир. То есть сигнал, который мы воспринимаем и переживаем, это не тот, который к нам приходит это обработанный сигнал.

Исходя из такого рода модели, нам легко понять природу необычных состояний сознания. То есть наше состояние ограниченно - это результат обработки мощным редактором реальности, процессором. И интегратор нашего опыта, который мы называем своим «Я», имея в виду эмпирическое, маленькое «Я».

Где-то там наше большое «Я». Он работает так, что помещает за гранью воспринимаемого что плохо, то, что нам не нравиться, и пропускает внутрь, то, что наше то, что хорошо, то, что мы.

Так происходит наращивание, рост опыта, просеивания опыта. Но естественно много других фильтров: на сколько это родственно, на сколько это знакомо, понятно, на сколько это привычно, на сколько это созвучно тому языку, которым мы владеем. Вот совокупная работа всех наших предрассудков. Так фильтруется наш опыт. Но, тем не менее, существуют каналы и каналы это, и есть прямой контакт с миром. Прямой контакт. И мы можем это использовать. В эзотерических текстах подробно объясняется, как мы можем использовать работу чувств. Для того чтобы углубить свое восприятие, для того, что бы понять, как на самом деле работает «редактор реальности».

Но неизбежно возникают необычные состояния сознания, потому что большой логос, большой мир отсекается и тогда все что нам не знакомо - это необычно для «Я».

И для удобства мы можем использовать другую стратегическую метафору это метафору самоорганизующейся системы и синергетика. Наша жизнь наше восприятие, наше «Я» мы можем представить как живую открытую самоорганизующуюся систему. Синергетика, которая изучает живые системы и их развитие, открыла общие законы. Гомеостаз, т.е. поддержание равновесия живых систем. И мы люди, как живые системы, находимся в обмене энергии информации с внешним миром всей «фабрики пищи», о которой говорил Гурджиев. То есть мы питаем наше физическое тело для того, что бы поддерживать гомеостаз организма, относительное постоянство его, нам нужно питание чувств, впечатлений, эмоций и нам нужно питание духовное.

И наше «Я» стабильность его - это результат такого равновесия, гомеостаза. И это относительное равновесие и есть наше «Я», самоорганизующаяся переработка входящих и выходящих потоков энергии, информации. Но если мы начинаем менять процесс поступления или уход информации из себя, то тогда неизбежно начинает меняться гомеостаз, и любое изменение гомеостаза вызывает у нас необычные состояния сознания. Неизбежно. Такова природа.

То есть меняется равновесие, меняется совокупность поступления сигналов, меняется редактор реальности, информации, энергии. И с точки зрения такого информационно - канального кибернетического подхода мы видим, что в необычные состояния сознания нет ничего необычного.

Необычное состояние сознания - это есть иное описание того, что мы видим, раскрытие и объяснение нашей природы. Ограниченности нашего восприятия. И первое, и самое главное, о чем говорят необычные состояния сознания просто о том, что мы меняемся, редактор нашей реальности меняется, мы начинаем дестабилизироваться. Расширяться изучать другие миры восприятия.

И здесь, в силу безбрежности этих миров восприятия, переживания могут быть самые необычные ужасающие.

И у нас имеются фильтры, которые не пускают переживания травм или скажем родовой травмы в наш мир.

Потому наше «Я», с моей точки зрения есть эволюционный атавизм у человека.

Наше «Я» которое работает как специфический интегратор, присваивающий себе, доступный ему опыт всего человечества. «Я» резко противоречит природе сознания, которое оно узурпировало.

«Я» узурпирует мощь сознания, божественное сознание, для того чтобы структурировать логос восприятия мира в соответствии с древними интересами «борьбы за выживание», выживания сильнейших или коллектива сильнейших. Это структурирование «Я» находится в резком противоречии: как бы стремление эволюционное направленно на расширение, преодоление, трансформацию и постижение истинной природы того, что есть на самом деле, а «Я» стремится сохраниться, защититься, отгородиться понадёжнее.

И буддийские мастера, которые приехали первоначально на запад и стали обучать буддизму, говорили о том, что западная цивилизация психически больна.

Главный невроз западной цивилизации состоит в том, что она верит в «Я» и считает его реальным, а это является иллюзией. Достаточно посмотреть на природу «Я».

Разобраться поглубже в том, как возникает «Я», в истории. Построить археологию «Я». И посмотреть с чем, и как оно связано. С какими человеческими практиками, с какими человеческими страхами.

Посмотреть куда идет вектор эволюции, чем занимались духовные школы, открытия. Мы без труда это поймем. Современный аппарат западных теорий в виде системного подхода и психокибернетики позволяет нам понять, что отдельного «Я» не существует. Есть всегда система отношений. Мы всегда, мы только, и только в системе каких - то отношений.

В контексте какого-то опыта, каких-то слов.

Это мы, которые присваивают себе и ограничивают себя опытом.

Это мы результат ограничения богатства опыта. Мы как мы только потому, что мы в клетке. Мы и есть эта клетка.

А мы держимся за эту клетку, считая ее реальным, развивая ее. Делаем прутья, вместо ржавых, золотые или платиновые и гордимся, какое «Я». Какое достижение, какие мы сильные. И дело конечно не в том, что бы взять и разрушить это «Я». Вовсе нет и это глупость. Я сам категорически против, и обличаю неверно понятый ньюэйджеровский и мистический пафос, что нужно разрушить это «Я» и тогда будет свобода. Ничего подобного нужно вырасти за пределы этого «Я». Использовать это «Я» как инструмент, потому что наше «Я» это совершенный коррелянт ситуации. Это орган необходимый для общения с нашим обществом, с другими людьми. Ведь это существует, и дело не в том, чтобы это как-то разрушить. Люди, которые занимаются этим систематически представляют собой печальное зрелище. Они утрачивают вместе с этим разрушенным «Я» и механизм адаптации в обществе, навыки жизни в обществе. Речь идет о том, что бы расти за пределы этого «Я», открывать, то, что лежит за ним то, что освоено человечеством, то, что показано. И пользоваться, спокойно пользоваться этим инструментом как мы пользуемся другими своими органами. Руками, ногами, другими своими навыками. «Я» - это то же навык - это орган для жизни в обществе. Это совокупность наших отношений, совокупная работа нашего опыта, работа нашего редактора реальности. Никто же не сказал, что мы должны жить в этой клетке вечно.

Если мы выросли, то мы можем открывать и выходить на волю.

Да это было нашим домом, но если мы хотим путешествовать, то почему бы ни иметь другие дома, другие средства, другой транспорт для передвижения?

Выбор же есть колоссальный!

Жизнь слишком коротка, говорит Миндел для житья в одном «Я» совокупности одних ролей. Действительно слишком коротка, - это добровольное самозаточение. И этот материал по природе необычных состояний сознания, связанный с природой нашего «Я» позволит нам поглубже понять сущность холотропного подхода. И рационально, образно, интуитивно понять, что же это такое?

Что же с нами происходит в сессии холотропного дыхания?

Что происходит с нашим сознанием?

Как оно меняется?

Мы будем с вами это понимать, понимать, каждый раз все глубже и глубже по ходу нашего семинара. Обучиться чему бы то ни было можно только через переживания.

Поэтому в каком-то смысле все что я говорю бесполезное сотрясание воздуха.

Хорошо если это рассердит вас или шокирует, вызовет у вас какую-либо реакцию. Это зацепка или конкретная связь, связанная с какими-либо переживаниями, сновидениями. Но это только слова. Поэтому они расколдовываются и принимают смысл, когда есть реальный опыт. Для меня это не просто слова, для меня это опыт. Я стараюсь передавать этот опыт. И для вас вполне возможно воспринять этот опыт, потому что я говорю правду. И мои слова уполномочены соответствующим знанием, энергией. Поэтому возможно получить это.

Необходим свой личный опыт, свои личные переживания, потому что учимся мы всегда конкретно. Знания, которые есть в мире - это всегда конкретные знания. Нет никакого абстрактного знания.

Это, какие выдумки людей, которые не понимают истинной природы реальности. Знания, мудрость - всегда конкретны. Мудрость - это ничто иное, как прямой контакт с реальностью. Вот и все. Когда ничто не мешает работать вашим каналам. Вы прекрасно осведомлены обо всем, что происходит. И имеете всегда неадекватные средства выражения этого. На любом необходимом окружению и вам языкам. Так что в этом нет ничего такого мистического, запредельного, а где та мудрость, где-то просветление, о котором все говорят? Просто убрать препятствия и все. Просто не мешать тому, что уже есть реальное положение дел. И вот для того, что бы сделать еще один круг, приближаясь по спирали к сути, и немножечко надстроить такого рода систему, интеллектуальную систему. Символическую систему я даю вам некоторую логику, излагая, может быть немного хаотично, но, тем не менее, соблюдая два порядка изложения, давая некоторую историю или генеалогию, некую археологию и некоторое соотнесение с известными понятиями. Это то, что я называю таким логическим рассказом, то есть с понятийным уровнем изложения и одновременно я постоянно употребляю символы, метафоры, которые помогают соотнести то, что я говорю с вашей глубиной, с вашим собственным опытом. Тут нет никакой логики это поэзия это искусство это прямой резонанс нашего опыта. И круг сомкнется, когда у вас будет свой собственный опыт. Тогда у вас это полностью свяжется и тогда у вас будет свой собственный язык. На котором мы будем свободно говорить и общаться.

Древняя загадка «Первого не вижу, второго не замечаю, третьего не помню (рождение, жизнь, смерть)» - останется в арсенале моделей мира, но может быть перестанет доминировать.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.apollina.ru/




© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.