О готовности учащихся сельских школ к обучению в среднем звене
О готовности учащихся сельских школ к обучению в среднем звене
О готовности учащихся сельских школ к обучению в
среднем звене
А.В.Басов, Л.Ф.Тихомирова
Сельская
школа во все времена привлекала к себе пристальное внимание как теоретиков, так
и практиков, занимающихся проблемами сельского образования. Проблемы сельского
образования, связанные с особенностями образа жизни, сегодня в значительной
мере осложнены складывающейся социально-экономической ситуацией. Сложность ее
на селе связана с коренной, в сравнении с городом, ломкой производственных
отношений и связанных с ними стереотипов. Сегодня необходимо строить
культуросообразную сельскую школу, помня о том, что перенесение городских
стереотипов и ценностей на село будет встречать природосообразное селу
сопротивление. Это самым решительным образом ставит вопрос о качественно иной
подготовке сельских педагогов. Направления этой работы могут быть выявлены в
результате диагностики развития сельских школьников. Проблемы, возникающие перед
учащимися, особо наглядно видны на переходных периодах детский сад – школа,
начальное звено – среднее звено – окончание школы.
Особого
внимания требует переход от начального звена к среднему, для его оптимального
обеспечения необходимо не только скорректировать подготовку в начальном звене,
но и наметить пути коррекции ситуации в среднем звене.
Каждый
переходный период выдвигает специфические проблемы. Самого серьезного внимания
заслуживает переход учащихся из начальной в среднюю школу. Это связано прежде
всего с тем, что коренным образом изменяются условия учения, которые
предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и к личностному
развитию учащихся, а также к степени сформированности у учащихся учебных
знаний, умений, навыков, к уровню развития произвольности, способности к
саморегуляции.
Для
определения уровня готовности учащихся к обучению в среднем звене кафедрой
психологии и медицинских проблем в образовании Ярославского областного ИПК
ПиРРО были разработаны диагностические материалы, содержащие методики для
исследования интеллектуального уровня, памяти, внимания, речи, саморегуляции,
работоспособности учащихся [1].
Нами
были обследованы как учащиеся школ г.Ярославля, так и сельские школьники (740
человек). Из 360 учащихся 5-х классов сельских школ у 22 % уровень развития
соответствует успешности их дальнейшего обучения, у 37 % – едва достигает
допустимого предела, а у 40,7 % уровень развития явно недостаточен для перехода
в среднее звено. Это ведет к тому, что переходный период может сопровождаться
появлением разного рода трудностей, которые могут возникать не только у
учащихся, но и у педагогов.
Опрошенные
нами педагоги среднего звена указывают, что учащимся, приходящим из начальной
школы, присущи следующие качества, препятствующие успешному обучению:
плохо
развита речь;
они
плохо читают;
плохо
развита память (этот недостаток назван 53 % опрошенных учителей);
невнимательны
(на это указывают 33 % опрошенных педагогов);
ненаблюдательны;
несамостоятельны;
неорганизованны;
не
могут сосредоточиться;
необязательны;
не
могут быстро перестроиться с одного вида работы на другой;
у
них отсутствует познавательный интерес (на это указывают 78 % опрошенных
учителей);
нет
желания преодолевать трудности в учебе;
нет
ответственности за учебу;
нет
трудолюбия;
нет
старания.
Результаты
обследования учащихся 5-х классов представлены в таблице 1.
Таблица
1
Сравнительная
характеристика
интеллектуального
развития учащихся
сельских
и городских школ
(даны
средние величины)
© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено. |
|
|