РУБРИКИ

О судьбах образования

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

О судьбах образования

О судьбах образования

О судьбах образования

Белозерцев Е. П.

Размышления после X Всемирного Русского Народного Собора

Любознательному читателю, я полагаю, полезно знать о Всемирном Русской Народном Соборе, когда и зачем он создавался… Мы помним начало 90-х прошлого века, мы помним наше состояние сплошных сомнений, помним поиски ответов на множество вопросов. В это время (в 1993 году) был создан Всемирный Русский Собор (ВРС, затем ВРНС) с участием различных общественных организаций. Собор был призван стать местом встречи людей самых разных политических убеждений, объединенных заботой о будущем русского народа и желанием послужить ему, возвысившись над политическими расхождениями. Собор открыт для всех, кому дороги Россия и наш народ.

Всемирный Русский Собор является общностью русских людей, действующих по благословению и под духовным руководством Русской Православной Церкви. Собор проводится один раз в год по самым важным животрепещущим вопросам России и русского народа. В перерывах между Соборами проводятся Соборные встречи, слушания, конференции, на которых обсуждаются актуальные проблемы, стоящие перед Россией.

Глава Собора — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Его заместители возглавляют организации учредителей и постоянных участников Собора: от Русской Православной Церкви — митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, от Союза писателей России — председатель Правления В.Н. Ганичев, доктор исторических наук, профессор МГУ. В Президиум и Совет Собора входят известные российские общественные деятели, писатели, политики, деятели культуры, представители Русского Зарубежья. Отделения Собора созданы во многих областях и республиках России (Волгоград, Калининград, Смоленск, Республика Коми, Саров-Дивеево, Арзамас, Архангельск, Рязань и т.д.).

Волею судеб автор записок участвует в работе Собора, начиная с его первого заседания, проходившего 26–28 мая 1993 года.

В декабре того же года проходила Соборная встреча "Русская школа". В Соборной встрече, которую приветствовал Святейший Патриарх Алексий II, приняли участие многие ученые, писатели, педагоги, богословы и священнослужители: профессор В.Н. Ганичев, доктор педагогических наук, профессор Е.П. Белозерцев, писатель В.Г. Распутин, актер К.С. Столяров и др.; учителя и преподаватели из Москвы, Санкт-Петербурга, Риги, Ельца, Рязани, Владимира, других городов и областей России.

По прошествии более десяти лет можно заметить, что проблема образования всегда находилась в центре внимания Собора. Так, в мае 1994 года проходила Соборная встреча "Защита русского языка". Второй ВРС "Через духовное обновление к национальному возрождению" (1–3 февраля 1995 года) обсуждал актуальные проблемы в пяти тематических секциях, одна из которых называлась "Национальное образование и воспитание". На третьем Соборе "Россия и русские на пороге ХХI века" представители образования участвовали в тематических секциях: "Вера", "Государственность", "Самоуправление", "Культура".

Об образовании рассуждали на многих соборных встречах: "Русская идея и национальная культура" (24 февраля 1997 года); "Духовно-историческая и православная тема в современной художественной литературе" (5–6 февраля 1998 года); "Вера и знание. Наука и техника на рубеже столетий" (18–19 марта 1998 года); "Актуальные проблемы современной русистики" (31 января — 2 февраля 2003 года); "Православие и русская литература. Вузовский и школьный аспект" (22–24 мая 2003 года).

IX ВРНС "Единство и сплоченность людей — залог победы над фашизмом и терроризмом" состоялся в Москве 9–10 мая 2005 года. Заседания тематических секций проходили по следующим направлениям: "Духовно-нравственные основы Победы над фашизмом, терроризмом, расизмом, сепаратизмом", "Историческая правда Победы", "Молодежь и наследие Великой Победы", "Церковь. Армия. Народ", "Сегодняшние угрозы миру и безопасности". Участники заинтересованно обсуждали проблемы исторического образования, говорили об отражении ВОВ на страницах учебников, о том, как улучшить преподавание истории в школе и в вузе.

В результате заинтересованной и всесторонней дискуссии участники работы секций и пленарных заседаний Собора пришли к пониманию необходимости согласно заявить следующее: русская школа в широком понимании является системой национального воспитания и образования, опирающейся на все достижения отечественной истории, культуры, духа нашего народа. Образование — национально по содержанию и характеру. Поэтому, поддерживая развитие национального образования всех народов, имеющих свои национально-государственные структуры на территории РФ, мы особое внимание уделяем становлению русского образования и воспитания от детского сада до высшей школы. Русская школа включает в себя все типы учебных и неучебных учреждений, научные, церковные, государственные и негосударственные структуры.

Душа русского образования — православное воспитание — постоянно питается живительными соками истории и культуры народа своего. Создать национальное образование для русского народа — это значит поддерживать и развивать в отечественном образовании все то прекрасное и уникальное, что заложено в русской идее. Смысл и результат русского образования — Человек, его гармония отношений с миром, Богом, собою, другими людьми; духовное становление личности, формирование православного русского компетентного гражданина; национальное самосознание русского народа, его национальные чувства. Концепция русской школы должна быть направлена на создание условий для национального воспитания и образования, устранение национального обезличивания русских детей.

Содержание русского образования и воспитания в сегодняшних условиях определяется диалогом: исторического прошлого, современной реальности и желаемого будущего; православной и светской культуры, ценностей и традиций; русской культуры и культуры других народов; рационального и эмоционального, ума и души; гуманитарного и естественно-математического знания.

Русская национальная культура — внешний регулятор и средство сохранения бытия русского народа— нуждается в немедленной защите. Необходимо организованное и продуманное отражение духовной интервенции, антикультуры, массовой культуры, псевдокультуры, всевозможных духовных наркотиков, внедряемых в Россию под предлогом плюрализма при бесконтрольности в сфере нравственно-идеологического воспитания будущего поколения.

Необходимо добиваться срочной разработки на государственном уровне мер и законов, защищающих национальное достоинство, национальные интересы русского народа, его культуры, образования, русского языка, национальной литературы.

Основная идея русской школы состоит в том, чтобы привить детям любовь к своей Родине, к своему народу. Дети должны знать историю Отечества, беречь его природу, должны осознавать идею единства русского народа, исторического единства с другими народами России, со славянскими братьями. Русская школа утверждает православные ценности, идеи высоких духовных идеалов, святости, подвижничества, национальной доблести, трудового воспитания, доброты и милосердия.

Особое место в работе русской школы должна занять русская история. "Населить" ее подлинными историческими героями и личностями, в связи с духовной жизнью народа показать величие побед и причины поражения России — задача такой школы. История русского народа — источник для понимания многого из того, что совершается сегодня. Она урок нам, источник мудрости и силы. История призвана породить любовь детей к своей стране. Недопустимы сарказм, ерничество, цинизм по отношению к ценностям отечественной истории.

Русский язык и литература — важная составляющая, духовная среда обитания русского народа — служат не только основой его бытия, но и средством национального единения и взаимообогащения народов России. При этом изучение русской словесности, возросшей в лоне православной культуры, немыслимо в отрыве от церковнославянского языка, являющегося источником и составной частью русского литературного языка. Это ставит очередной задачей постепенное восстановление курса церковнославянского и древнерусского языков в средней школе.

Содержание образования любого русского учебного заведения (от детского сада до высшей школы) включает в себя три взаимосвязанных компонента: обеспечение личности возможности самоутвердиться как представителю русской истории, культуры, ценностей и традиций; создание условия для вступления личности в равноправный диалог с другими имеющимися в России культурами; включение личности в современные мировые общецивилизационные процессы.

Так понимаемое русское образование и воспитание — один из основных каналов духовного обновления и национального возрождения. Россия не может иметь будущего без национального образования. Нарастающие в обществе социально-экономические, политические и духовно-нравственные предпосылки предполагают приоритетность создания национального образования вообще, и в частности развития массовых русских детских садов, начальных (в особенности малокомплектных на селе), общеобразовательных (полных), средних специальных и высших (в особенности педагогических) школ.

По существу все эти годы, благодаря Собору разворачивается программа общественно-просветительского характера, имеющая в своей основе несколько направлений. Одно из них — издательская деятельность. Просветительские и духовно-нравственные ориентиры в этой деятельности задают Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата и журнал "Роман-газета" — сначала, а впоследствии "Роман-журнал XXI век". Стала выходить книжная серия "Русская школа"; педагоги высшей школы из Москвы и Курска опубликовали беседы о великом педагоге " К. Д. Ушинский и русская школа" (М., 1994 г.); Волгоградский педагогический университет опубликовал очерки прикладной философии образования "Образ и смысл русской школы" (автор Е.П. Белозерцев, 2000 г.)

Научно-исследовательская деятельность состоит из создания в Центре, а более всего в провинциях разнообразных программ, учебных пособий. Вершиной этой деятельности является история религиозной культуры, написанная А.В. Бородиной: "Основы православной культуры", учебник для основной и старшей ступени общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, ряд методических разработок и рабочих тетрадей. Учебник рекомендован Координационным советом по взаимодействию Министерства образования России и Московской Патриархии Русской Православной Церкви.

Культурно-просветительская деятельность происходит, прежде всего, на Рождественских и Глинских чтениях, происходящих в Москве и широко по провинциям — например, в Ельце они проходят уже 10 лет; в Сарове проводятся ежегодно Конференции памяти преподобного Серафима Саровского, в Мордовии и в Ярославле традиционно проходят Дни памяти святого праведного Феодора Ушакова, в Иркутске — Дни русской духовности и культуры, в Арзамасе — конференция "Праведники Земли Русской" и Ушаковские Соборные встречи, в Борисоглебске — Всероссийские Иринарховские чтения, в Подмосковье — конференции памяти преподобного Пимена Угрешского и Макарьевские чтения, в Санкт-Петербурге и Архангельске — Дни памяти праведного Иоанна Кронштадтского и т. д. Кроме того, в провинции проводятся курсы повышения квалификации городских и сельских учителей по "Основам православной культуры"; такая работа, например, проходит на базе ЕГУ им. И.А. Бунина и православной гимназии в честь Свт. Тихона Задонского.

Благотворительная деятельность проявляется в поддержке учителей, творческих коллективов учащихся, разработчиков идей, авторов уникальных книг. В современной России проходит Всероссийский литературно-художественный конкурс для детей и юношества "Гренадеры, вперед!", который проводится совместно с Союзом писателей России, группой компаний "Гренадеры", Министерством обороны РФ, Министерством транспорта РФ, журналом "О Русская земля" при поддержке Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию.

Цель конкурса: возродить у детей и юношества любовь к российской армии и флоту, славе отечественного оружия, воспитать молодое поколение в духе уважения к старшим и к истории своей Родины. Задачи конкурса: патриотическое воспитание молодежи, развитие у нее чувства любви к Родине, к ее защитникам, к долгу служения Отечеству; развитие литературно-художественных и публицистических способностей детей; развитие детской и юношеской исследовательско-литературной деятельности; выявление и поддержка детей, одаренных в области технического творчества и моделирования. Конкурс проводится в двух формах: индивидуальной и коллективной. Работы оцениваются по двум возрастным категориям: школьники и студенты.

Учреждена Всероссийская литературная премия имени св. князя Александра Невского, данную премию учредила Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра. Она учреждена как средство возрождения современной русской литературы. Организаторы надеются, что присуждение данной литературной премии послужит подъему престижа писательского служения, объединит авторов, входящих в разные писательские союзы, откроет новые имена и подвигнет литературный процесс к дальнейшему воцерковлению. Конкурс проводится по следующим семи направлениям (номинациям): поэзия, художественная проза, документально-публицистическая проза, книга для детей, критика и литературоведение, журнал и газета. В каждом направлении присуждается первое, второе и третье места.

4–6 апреля 2006 г. прошел юбилейный Х Собор. Тема Собора: "Вера. Человек. Земля. Миссия России в ХХI веке". Сама тема — вечно актуальная и фундаментальная, характер обсуждения — спокойный, аргументированный, заключительные документы Собора, учитывающие позицию представителей традиционных конфессий и мирян, позволяют мне утверждать: не зря прошли эти годы для соборян; они смогли осмыслить главные противоречия современности; они выразили в слове (выступлениях) и в тексте (документах) православное понимание таких универсальных категорий, как права и обязанности, ответственность и свобода, добро и зло, совесть и достоинство Человека. Собор продемонстрировал реальную возможность "единства во множественности", проявил коллективную мудрость и ответственность перед обществом. Все, что обсуждал и как обсуждал Собор, имеет просвещенческий, образовательный, душеспасительный, педагогический смысл.

В ходе работы Х Собора сам собою сложился не риторический вопрос: в какой мере современное состояние образования, попытки реформирования, модернизации, влияют на Человека, на его права и обязанности, свободу и достоинство.

Попытаюсь ответить. Причем, мои комментарии прошу рассматривать как скромные размышления о нашей новейшей истории образования, ее уроках, традициях нашей культуры, нашем совместном соборном делании.

Мы руководствуемся абсолютистским подходом, ибо для нас сегодняшних и для нас завтрашних образование есть абсолютная ценность. Отношение к образованию является важнейшим критерием государственности, по отношению к образованию можно и должно судить об уровне государственного мышления. Это как раз то, что было утрачено в последние годы.

Мы не рассматриваем образование как исключительно педагогическую сферу, но как сферу историко-культурную, а значит, имеющую онтологическую связь со всей целостностью национального бытия России. Философия образования рассматривается как органическая часть более общей работы по воссозданию национальной идеологии в ее современной форме. Образование, таким образом, это зона абсолютно стратегического значения; оно гарантирует национальную и духовную самобытность любого народа, его культуру, святыни, без которых нет и не может быть ни свободной личности, ни свободного народа, ни безопасности страны.

А что привнесли в образование так называемые реформы или модернизация?

Все документы, определяющие изменения в системе образования, обнаруживают непонимание того абсолютного факта, проверенного всей нашей историей и культурой, что смысл и мера, цель и конечный результат образования — Человек, его состояние, его права и обязанности, свобода и достоинство, духовно-нравственная составляющая образованности. В основе образования находится взаимодействие, общение, сотрудничество множества Я, главные из которых два — старший и младший, учащий и учащийся. Уникальность образования в том, что оно соборно. В результате последних реформ и модернизаций образование развернули от Человека и через "расчеловечивание" заставляют оказывать образовательные услуги. Параллельно с этим навязывают в образовании (и через образование) западное понимание либеральных ценностей, прав и свобод человека. Проще говоря, воспитание или замутнено, или отсутствует вовсе, и потому учащемуся всё затруднительнее решать вопросы кем быть, каким быть, с кем быть.

Стандарты образования (авторы которых неизвестны и поэтому диалог невозможен) — есть порождение исключительно знаниевой парадигмы, ориентирующей и учащего, и учащегося на минимум знаний. Можно и должно оценивать стандарты как сознательное снижение содержательного уровня образования и, как следствие, понижение интеллекта народа, массовое оглупление.

Вот что по этому поводу на Соборе говорил доктор филологических наук, профессор, член Комиссии по школьному образованию РАН Всеволод Юрьевич Троцкий: "Значительная часть стандартов составлена без должного учёта значения предмета и необходимого, для личностной ориентации в мире объёма школьных знаний. В стандартах по ряду дисциплин отсутствуют или недостаточно представлены основополагающие понятия, без которых полноценное восприятие дисциплины невозможно или весьма затруднительно. Даже в Национальной доктрине образования, документе, долженствующем определить образовательно-воспитательную стратегию, отсутствуют понятия БОГ, НАРОД, РОДИНА. Но без них (как и без ряда других основополагающих понятий) невозможно понятие служения, а, следовательно, исчезает насущнейшая задача воспитания.

Замечу, что "изгнанию" из программ подвергли в первую очередь произведения, в которых явственно ощутим народный идеал, русский дух. Так, из предпоследнего издания Стандарта по литературе были выброшены "Повесть временных лет", "Житие Бориса и Глеба", "Поучение Владимира Мономаха", "Сказание о Петре и Февронии Муромских", 17 басен Крылова, баллады В.А. Жуковского, 13 стихотворений и две поэмы А.С. Пушкина, 14 стихотворений М.Ю. Лермонтова, "Конёк-Горбунок" П.П. Ершова, "Аленький цветочек" С.Т. Аксакова, "Гроза" и другие пьесы А.Н. Островского (оставлена одна!), 10 стихотворений и две поэмы Н.А. Некрасова (оставлено 4 стихотворения и одна поэма по выбору) и т.д.

Сокращение обязательных для изучения в школе произведений русской классики давно перешло границы минимума, за которым начинается невежество и профанация. Стандарты по предметам "русский язык" и "литература" для массовой средней школы вследствие организованной их ущербности непригодны для ориентации при обучении, имеющем целью полноценное среднее образование.

Изучение гуманитарных дисциплин подверглось за последнее время ещё одной антинаучной диверсии: у наших школьников отнимают возможность приобрести историческое мышление. Так называемый "концентрический" метод изучения словесности и истории дезориентирует восприятие явлений, которые можно верно осознать только в последовательном движении во времени от истоков и причин — к следствиям в контексте исторического развития. Историческое изучение литературы — единственный путь её грамотного освоения.

"Концентрический принцип" преподавания создаёт серьёзные предпосылки повреждения нормального сознания личности. Нечего и говорить, что изучаемые "обрывки" литературы вне истории воспринимаются ложно, либо вообще не могут быть грамотно осмыслены. Во всём этом несомненная вина так называемых реформаторов. Вопрос этот остаётся открытым и ныне.

Ослабление гуманитарной области школьного образования и прежде всего — изучения родного слова — это, несомненно, удар по всей системе образования. Потому что только через слово мы овладеваем духовно-практическим опытом жизни, знаниями земной и Божественной истины, информацией, развёрнутой во времени от мгновения до Вечности. Ныне значительная часть выпускников массовых средних школ не владеет уже русским литературным языком в той степени, какая обеспечивала бы их дальнейшее самостоятельное развитие в сфере науки и культуры... При этом нас не могут не радовать успехи отдельных школ, в том числе православных гимназий и лицеев, но речь идёт не о них...

Не менее драматично обстоит дело с изучением отечественной истории. Только усилиями учителей-энтузиастов в отдельных школах она преподаётся удовлетворительно. Из предпоследнего стандарта (при сокращении) были выброшены, например, такие разделы: "Церковь в русском государстве", "Пугачёвское восстание", "Заграничный поход 1813–1814 гг.", "Народничество" и многое другое"…

Инновации, то есть новации без традиций, без связи с прошлым; с этими нововведениями связаны запланированные и негативные изменения в нашем образовании.

"Они были объявлены ведущим фактором развития образования; повсеместно был введен в действие механизм "непрерывного обновления образования". И это обновление, в сущности, научно не контролировалось. Между тем школьное образование консервативно по своей сути: оно закладывает в любой области коренные основополагающие знания, на которые можно опираться в постижении нового; оно научает мыслить на языке предмета; указывает его самые общие, органические закономерности. История образования подтверждает: наибольшего успеха школа достигала в периоды стабильного существования, когда опиралась на предшествующие плодотворные культурные традиции. Таким образом, названный "поворот" мог иметь и имел в целом только разрушительные последствия: школу до сих пор лихорадит от нововведений оргноваций; учителя стонут под гнётом канцелярской отчётности и навязываемых псевдоэкспериментов... В таком состоянии, в сущности, нет условий для нормальной работы школы. И успехи отдельных коллективов достигаются вопреки указанным обстоятельствам" (В.Ю. Троцкий).

"Реформаторы", "модернизаторы" придумали и ввели немало инноваций: тесты — несвойственная нашей традиции, излишне формализованная оценка минимума знаний учащихся, другими словами, обеднённое содержание образования смыкается с несовершенной формой его оценивания, что и приводит к дальнейшему снижению интеллекта граждан;

гранты — способ введения образовательного учреждения в рыночные отношения; форма заработка в процессе конкуренции неизвестно с кем; необходимость отказа от этических норм и представлений, веками сложившихся в образовательном и научном сообществе России;

ЕГЭ — ещё один пример подмены содержания (сущности) формой, благодаря административному ресурсу, но вопреки мнению образовательного сообщества.

Национальный проект "Образование", старт которому был дан 1 января 2006 года. Старт превратился в фальстарт. Уже 27 февраля, то есть практически через два месяца после "старта", в Москве прошел "круглый стол" под многообещающим названием "Национальный образовательный проект: взгляд "сверху и снизу", в работе которого приняли участие министр образования Андрей Фурсенко, директора московских и подмосковных школ, лицеев, гимназий, а также эксперты и журналисты. Речь шла о том, как государство видит задачи национального проекта и как его воспринимают на местах, какова роль директорского корпуса в определении содержания проекта.

Министр на данном круглом столе убеждал всех присутствующих в важности и необходимости национального образовательного проекта, демонстрировал познания в области мировой литературы и русского фольклора и при этом признавался и сетовал: "смысл национального проекта состоит в отработке и реализации на практике системных изменений, которые давно назрели в системе образования…"

Комментарий. Национальным этот проект не может называться, ибо он касается важной, но только одной — школьной — составляющей системы национального образования. Поэтому данный проект вряд ли может реализовать на практике системные изменения. Господину министру, судя по этому утверждению, не ведомо, что национальное образование есть сложная социально-педагогическая система, находящаяся во времени и в пространстве.

Министр: "…На местах имеется тотальное недоверие к национальному образовательному проекту. Выплаченная за январь надбавка за классное руководство воспринимается как сюрприз и культурный шок, так как многие учителя были уверены, что их в очередной раз обманут, причем глобально…"

Комментарий. Какие многоопытные у нас учителя: они верно предчувствовали, что кого-либо из них точно обманут или просто забудут. Вся страна могла наблюдать в апреле месяце, как президент страны "пытает" министра о том, почему 80.000 воспитателей не получили этой самой надбавки.

Министр: "…Сейчас мы строим нулевой цикл и должны двигаться шаг за шагом, в том числе и в выработке и апробации критериев национального проекта — это, образно говоря, обязательная программа, которая позволит перейти к показательным выступлениям…"

Комментарий. Утверждение министра о том, что под его руководством "мы строим нулевой цикл", по меньшей мере, не этично. Ведь по существу перечеркивается деятельность всех министров — предшественников, успевших "поруководить ведомством" на этапе рождения новой России. Возникает и другое соображение: может быть, действующий министр имеет задание, о котором мы не догадываемся? И если оно будет исполнено, то тогда его "показательные выступления" будут происходить действительно на уровне "нулевого цикла".

Надо отдать должное участникам круглого стола: разговор пошел не о размерах обещанных надбавок, а о сущности проекта, его критериях, на основании которых будут определяться 3 000 лучших школ и 10 000 лучших учителей. Как показала дискуссия, среди московских директоров нет единства в отношении к проекту.

"Некоторые рассматривают его, прежде всего как конкурс, другие уверены, что национальный образовательный проект должен быть обращен в первую очередь к детям, а не к учителям. Третьи убеждены, что "предусмотренный нацпроектом выбор лучших — это оскорбление и учителей, и всего общества". По словам последних, "это должна быть не временная подачка, не разовый проект, а политика государства в области образования на длительный срок". Директора говорили о том, что нацпроект призван изменить содержание образования, технологию образования и кадровую ситуацию в школе, но исходя из этого тезиса получается, что до настоящего момента в школах преподают не те, не то и не так.

Особую картину вызвали пресловутые критерии качества работы школ. Среди критериев, по которым будут выбираться лучшие школы и лучшие учителя, присутствуют такие, по их мнению, "размытые", как соотношение числа "хорошистов" и отличников, наличие общественного совета, процент воспитанности учеников, уровень их здоровья, а также процент-правонарушений, совершенных учениками, наличие автоматизированного рабочего места учителя и участие в Олимпиадах. При этом многие из названных критериев попросту не применимы к широкому спектру российских школ.

По мнению директоров, эти и другие подходы являются формальными, и при определенном желании и умении набор показателей можно поднять до небывало высокого уровня, так как все необходимые бумаги готовят сами школы, претендующие на звание "лучших". Более того, педагоги отметили, что проработанными являются не только критерии, но и сам механизм определения лучшей школы и учителя. Отмечалось, что многие директора не хотят выдвигать свои школы на получение денежных поощрений, потому что "нужно сдать во-о-от такую кипу бумаг". А подавляющее большинство не участвует даже в конкурсе на звание "лучший учитель года". И как это ни печально, но в большинстве случаев директора школ в проект просто не верят, так как он сделан слишком "местечково", а работа по его реализации на данном этапе заслуживает неудовлетворительной оценки".

Так думают директора, от которых действительно многое зависит в образовании. Но не слушают их, а если и слушают, то не слышат. От себя добавлю: "Нацпроект" есть часть того, что в последние годы называется уже не реформированием, а модернизацией. Игра слов, не меняющая смысла. Он не связан с предыдущими документами образовательного ведомства, отсутствует концептуальная часть, скорее это — случайный набор мероприятий, под которые нашлись деньги, необходимые растратить за два года… Похоже, что "образованцы" (А.И. Солженицын) организовали свой подход.

Все эти "новации" имеет одну особенность: отдаляют учащегося от учителя и ограничивают возможности их полноценного общения, сводя его к тем или другим формальностям. Образование в широком смысле всё чаще заменяется дрессировкой или натаскиванием на исполнение неких задач и заданий. При огромном сокращении аудиторных часов в школе и вузе становится почти невозможным не только творческое, но и вообще человеческое общение учителя и ученика, профессора и студента: оно превращается в стандартный диалог.

Участники Собора вынуждено признали, что образование в сущности планируется и организуется как неполноценное, для чего и вводятся всевозможные новации, не отражающие наши исторические и культурные ценности. С сожалением следует признать, что образование разрушают вопреки государственным интересам, на сегодняшний день образование как социально-педагогическая система дезорганизована; оно с великим трудом может решать задачу одухотворения процесса нравственного становления, формирования таких ценностей, как вера, нравственность, святыни, отечество.

Постоянный участник Собора известный писатель В.Г. Распутин образно, но понятно оценивает современную школу в трагическом романе "Дочь Ивана, мать Ивана". "…В школу как новую мебель, натащили новые науки, появились; учебники с откровенными картинками и призывами вроде "Бейте лампочки в подъездах, люди вам спасибо скажут"... к прошлогодним новациям добавились свежие, каждый день по семь — восемь уроков, а на русский язык час в неделю, на отечественную историю тоже час, второй час отдали журналистике. Три программы на шее — общероссийская, местная и особо своя, школьная, с набором факультативов, всё решительней занимающих главное место. Превращалась школа в старую клячу, неспособную тянуть телегу со всеми, кто в неё понавскакивал. А упадёт она от бессилия эта Кляча, и добьют, исколют своими острыми указками расплодившиеся "культурологи" и потребуют огонь- скакуна, у которого бы искры летели из-под копыт, когда помчит он по безбрежным мирным нивам".

Новейшая история убедительно показывает, как распадается этнос благодаря разрушению исторически сложившегося образования. СССР по существу был формой жизнедеятельности суперэтноса; по Л.Н. Гумилеву, — этническая система, состоящая из нескольких этносов и противопоставляющая себя всем подобным целостностям. Единство суперэтноса опиралось на наличие общего миропонимания, что и консолидировало весьма разнообразные этносы.

Этот суперэтнос, исторически молодой, бурно развивался; по признанию мировой общественности, он имел самое эффективное образование. Но, начиная с 60-х годов, стали урезать долю национального дохода на образование, постепенно перевели его на остаточное финансирование; руководители разного ранга превращали образование в средство социальной и идеологической хирургии, отказывая ему в проявлении сущностного — сохранении истории, развитии отечественной культуры, формировании духовности у молодого поколения. Предавались идеалы и идеи образования, предавались образованные люди, "насиловалась" вся система отечественного образования. Образование суперэтноса в течение 30 лет разрушалось. В начале 90-х годов распался суперэтнос. Сегодня есть основания утверждать: распад СССР начался после того, когда разрешили коверкать, разрушать исторически сложившееся образование.

История повторяется. В наши дни страна переживает один из сложнейших периодов своей истории. В новых условиях рождается российская государственность. Но если мы способны учиться у истории, то должны понять, что возрождение России не сможет произойти без создания национального образования.

Особая роль в этом сложном деле принадлежит государственным мужам. К великому сожалению, в последние годы мы чаще всего видим пассионариев-разрушителей, облеченных государственной властью.

Грузия. На волне демократических преобразований президентом избирается Гамсахурдия, известный в республике "интеллигент", имеющий отношение к филологии. Одно из первых деяний — исполнители его воли с фронтона педагогического института в Тбилиси сбивают слова "имени А.С. Пушкина"... Как закончилась жизнь этого реформатора, мы знаем. Народ Грузии пережил не один трагический день. Трагедия продолжается.

Чечня. Трагедия народов, населяющих эту территорию, началась не тогда, когда развернулись военные действия, а значительно раньше. С конца 80-х годов происходило давление на ректорат университета имени Л.Н. Толстого, стали совершаться провокации против его руководителей, а члены их семей постоянно слышали угрозы и получали письменные предупреждения. В начале учебного 1990 года у входа в университет застрелили профессора, а ректора В.А. Кан-Калика связали и увезли в горы, где его останки были обнаружены через несколько месяцев. Кончина Дудаева и трагедия народная нам также известна.

Собственных разрушителей имеет в последний период и Россия. Это они не извлекали должных, полезных уроков для России; неумело реформировали систему образования, не учитывали ее сущностные характеристики и особенности; публично ее насиловали постоянными попытками привнести на нашу землю опыт Запада. Это они заявляли одно, а делали другое. Это при них министерство образования стало секретным, ибо малый круг людей знал о тех докладах и обещаниях, которые они делали за рубежом. Это они сделали так, что громадной России не нужно стало министерство, отвечающее за школу и учителя. Это в новой России появилась такая инновация — назначаемый министр признается в том, что он не знает школы, а сегодняшний пошел дальше своих предшественников — он признался, что не знает образования. И настойчиво это доказывает. Что только не делали с ним (такого в истории нашего образования еще не бывало): молодежь забрасывала его яйцами; солидная публика в Кремлевском дворце на Рождественских чтениях не захотела его слушать; президент отчитывает его как провинившегося ученика; а уж сколько критических статей? — ан нет, продолжает выполнять функции министра… Какая печальная участь — министр отторгнут образовательным сообществом. Министр-инноватор, ведет себя как ликвидатор. О каком достоинстве может идти речь; как учителю и профессору объяснить своим ученикам, что происходит сегодня у нас в образовании…

Похоже на мистику, но... наказывается тот народ, который позволяет глумиться над присущим ему образованием, слабеет государство, которое перестает отвечать за воспитание и обучение нового поколения граждан. И все же многочисленные дискуссии последних лет, и в первую очередь, в рамках ВРНС, успехи практических работников в ряде территорий — воспитателей, учителей, вузовских преподавателей — убеждают в том, что воссоздание отечественного образования возможно в современной России. Для этого необходимо, соединив образ, смысл и волю, разработать концепцию, доктрину и программу образования в РФ; и об этом мы говорили еще на первых Соборах.

Под концепцией мы понимаем не просто осмысленную и красивую совокупность высказываний (утверждений), а результат научного исследования, представляющий собой систему идей и способов их обоснования; как форма научного знания, концепция формулируется на основе методологических принципов и соответствует ряду требований. Концепция приближает нас к истинному знанию об интересующем нам объекте, в данном случае — образовании.

Доктрина — изложение основных положений и целей деятельности государства, политической партии, общественного движения, отдельного деятеля, что и является для них руководством к действию. Не подвергается сомнению. Имеет прагматическую цель. Доктрина может заключать в себе истину, если базируется на научной концепции.

Программа — содержание и план деятельности государства, политической партии, общественного движения, отдельного деятеля на основании концепции или доктрины. Как правило, программа предусматривает последовательные этапы, способы деятельности, сроки, текущие и конечные результаты.

Назначение концепции, доктрины, программы образования как раз и состоит в том, чтобы защитить абсолютную ценность — образование, гарантирующее национальную и духовную самобытность любого народа, его культуру, святыни, без которых нет и не может быть ни свободной личности, ни свободного народа, ни безопасности страны.

На основе реализации концепции, доктрины, программы наше Отечество должно получить динамичную, гибкую и, тем самым, внутренне устойчивую систему образования, ориентированную на историко-культурные особенности России и ее современные и перспективные потребности и одновременно органично включенную в мировое образовательное пространство.

Развитие национально-государственного образования в России — задача стратегическая, требующая для своего решения своей тактики. Путь к ней непрост и нелегок.

Во временном отношении программа долгосрочна. Корнями она уходит в глубь национальных образовательных традиций. Ее воплощение не может стать задачей одной какой бы то ни было организации или группы лиц. Возникает задача разработки таких путей реализации доктрины, при которых властные полномочия были бы распределены между различными субъектами. При этом ни один из них не должен располагать возможностями радикальным образом повлиять на исходные, принципиальные содержательные установки. Разработка такого механизма — уже самостоятельная и достаточно сложная задача. Но только при условии ее решения мы будем гарантированы, что ни один очередной реформатор не сможет нарушить естественный ход становления необходимой народу образовательной практики.

Реализация концепции, доктрины, программы станет делом повседневной практики, если воспринявшие их идеи и положения будут последовательно и ответственно создавать условия для раскрытия имеющихся, нарождающихся и создающихся потенциалов (законодательный, информационный, технологический, управленческий, финансовый, экономический, организационный, кадровый потенциал сотрудничества со странами СНГ и международными организациями), которые обеспечат функционирование и развитие образования в России.

России предстоит долгий и тернистый путь к возрождению и восстановлению своей истинной культурной сущности. Этот путь пролегает и через образование. Его можно пройти только в единстве со всеми народами, населяющими российские просторы. Каждый из них должен сделать шаг в сторону своего культурного возрождения, обретения своей духовной сущности. Этот путь окажется посильным, если в первую очередь сумеют собрать силы для своего возрождения русская культура и школа, образующие становой хребет того материка, который простирается от Калининграда до Владивостока, от Мурманска до Кавказа.

А что же остается делать каждому из нас? Продолжать работать профессионально, пользуясь правами, выполняя обязанности, сохраняя собственное достоинство и достоинство образовательного учреждения, в котором мы служим Отечеству.

Любознательному читателю считаю уместным представить только некоторые диссертации, подготовленные на кафедре педагогики и успешно защищенные в последние годы на диссертационном совете ЕГУ им. И.А. Бунина: Крикунов А.Е. "Образовательная концепция В.В. Розанова" (1999 г.); Иванов А.В. (о. Александр) "Педагогическая система Свт. Тихона Задонского" (2000 г.); Павленко А.И. "Философско-педагогическая идея семьи в публицистике В.В. Розанова" (2000 г.); Зайцева А.В. "Педагогические идеи в духовном наследии святителя Иннокентия Херсонского" (2004 г.); Сороковых В.В. "Педагогический потенциал наследия Н.Я. Данилевского в контексте российского философско-образовательного поиска" (2005 г.); Полякова Д.Д. "Соборность как основа философии образования о. Сергия Булгакова" (2006 г.).

Быть может талантливая молодежь, которой, слава Богу, предостаточно в России, сможет убедить правительство в том, что образование — феномен истории и культуры; не понимать сущностные характеристики образования — значит быть дремучим гражданином; не знать закономерности образования — значит работать непрофессионально; не учитывать рекомендации науки в управлении образованием — значит вредить всему обществу и государству.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru




© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.