РУБРИКИ

О значении первых впечатлений детства

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

О значении первых впечатлений детства

О значении первых впечатлений детства

О значении первых впечатлений детства

А.А. Борисова

Впечатление - это образ, след, отражение оставляемое в психике человека предметами и явлениями внешнего мира. В долговременную память они включаются как понятийные, так и эмоциональные моменты, отражающие различное отношение субъекта к тем или иным сведениям.

Поскольку в данной статье речь пойдёт о первых впечатлениях детства, то соответственно внимание автора будет обращено на их эмоциональные моменты, так как понятия в онтогенезе появляются значительно позже, чем эмотивный тон ощущений.

О значимости окружающих ребёнка предметов явлений в первые годы его жизни сказано достаточно как в педагогике, так и в психологии. Однако, многое из того что сказано по этому поводу либо незаслуженно забыто, либо используется в урезанном виде. Взять хотя бы великого педагога К.Д. Ушин-ского.

Главный труд К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания имеет знаменательный подзаголовок: «Опыт педагогической антропологии». Эта главная мысль всей книги. Из всех наук о человеке педагог должен знать всё, что касается воспитания. По приложимости к педагогике и необходимости для неё психология, по мысли Ушинского, занимает первое место.

В настоящей статье я попытаюсь обратить внимание на очень известную цитату Константина Дмитриевича, чтобы показать, как односторонне используется педагогами мысль, заложенная в ней: «Дитя, если можно так выразиться, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто хотел бы заставить её мыслить иначе» [6].

Эта цитата, как правило, приводится в доказательство необходимости применения наглядности в обучении.

Я же хочу обратить на неё внимание применительно к формированию личности ребёнка. Воспринимаемые ребёнком формы краски и звуки, испытываемые от них переживания, не только помогают усваивать знания. Они точно так же действуют на формирование личности ребёнка!

Что же за формы, звуки и краски воспринимают дети в наших школах, если ощущения от неё таково, что по данным В.Б. Ольшанского, у подавляющего большинства учащихся портится настроение, когда они приходят в школу? (Опыты поставлены методом неоконченных предложений. У меня всегда портится настроение, когда я прихожу в школу, оканчивали дети). [4] И настроение портится не от того, что в школе надо усваивать знания, а от того, что кроме уроков в ней бывают перемены, когда она превращается почти что в действующий вулкан, от которого в разные стороны, не помня себя, разбегаются шольники из всех классных комнат по сигналу оглушительного звонка. Ольшанский приводит в доказательство письмо ученика 3-го класса Дениса в «Учительскую газету», в котором мальчик пишет, что в первую очередь школа учит бояться и ненавидеть, и только во вторую очередь - читать, писать и считать. Эту мысль третьеклассник подтверждает примерами из личного опыта, когда подростки и старшие школьники заставляют младших умываться в унитазах.

Принимая экзамены у студентов-заочников, я знакомила их с письмом Дениса и спрашивала, располагают ли они подобными фактами? Утвердительных ответов было большинство. Младшие школьники ходят в туалет во время урока, когда уверены, что там их не ожидают более старшие для издевательств.

Общеизвестным среди психологов является факт, что фрустрация порождает агрессию. Так что «деды» в Армию не падают с небес, они приходят в неё из наших школ, в которых, к сожалению, мало мастеров. По данным

Р.Л.Кричевского [3] только около 16% учащихся признают авторитетными большинство учителей. По мнению же почти 75% учащихся только единицы среди всех учителей заслуживают уважения. Более чем для 60% детей воспоминания о школе неприятные. См. табл. №1,2.

Таблица № 1

Данные Р.Л. Кричевского по опросу учителей и учащихся Вопрос: «Есть ли в Вашей школе педагоги, которых Вы особенно уважаете, которые являются для Вас авторитетом?» (в % к числу опрошенных)



© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.