РУБРИКИ |
Образ мира молодежи и пенсионеров. Сравнительный анализ |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Образ мира молодежи и пенсионеров. Сравнительный анализТаблица 5 МИФИ-КАРМА МЕТАФОРЫ
Таблица 6 МИФИ-КАРМА МЕТАФОРЫ
2.4 Обсуждение результатов Далее была произведена математическая обработка полученных результатов с помощью коэффициента ранговой корреляции Rs Спирмена. Все данные были усреднены и усредненные проранжированы. Для каждого исследования были сформулированы свои промежуточные гипотезы. Для исследования МИФИ-КАРМА АДУЛТ - показателей жизнедеятельности были сформулированы гипотезы: H0 – корреляция между упорядоченными характеристиками образа мира - показателями жизнедеятельности в выборке молодых людей и пенсионеров не отличается от нуля. H1 – Корреляция между упорядоченными характеристиками образа мира - показателями жизнедеятельности в выборке молодых людей и пенсионеров статистически значимо отличается от нуля. Результаты математической обработки представлены графически на Рисунке 1.
Рисунок 1 Диаграмма сравнения показателей жизнедеятельности в МИФИ-КАРМА АДУЛТ Подсчитав по формуле, мы получили, что rs эмпирическое = 0,03 rs критическое = 0,85 (при p =0,05) rs эмпирическое < rs критического, поэтому принимаем гипотезу H0. Корреляция между упорядоченными характеристиками образа мира - показателями жизнедеятельности в выборке молодежи и пенсионеров не достигают уровня статистической значимости, т.е. значимо не отличается от нуля. Для исследования МИФИ-КАРМА АДУЛТ – личностных характеристик были сформулированы гипотезы: H0 – Корреляция между упорядоченными характеристиками образа мира – личностными характеристиками в выборке молодежи и пенсионеров не отличается от нуля. H1 – Корреляция между упорядоченными характеристиками образа мира - личностными характеристиками в выборке молодежи и пенсионеров статистически значимо отличается от нуля. Результаты математической обработки представлены графически в рис. № 2. По формуле rs эмпирическое = -0,03 rs критическое = 0,94 (при p = 0,05) rs эмпирическое < rs критического, поэтому принимаем гипотезу H0. Корреляция между упорядоченными характеристиками образа мира - личностных характеристик в выборке молодежи и пенсионеров не достигают уровня статистической значимости, т. е. значимо не отличается от нуля.
Для исследования МИФИ-КАРМА АДУЛТ – функциональных механизмов были сформулированы гипотезы: H0 – Корреляция между упорядоченными характеристиками образа мира – функциональных механизмов в выборке молодежи и пенсионеров не отличается от нуля. H1 – Корреляция между упорядоченными характеристиками образа мира - функциональных механизмов в выборке молодежи и пенсионеров статистически значимо отличается от нуля. Результаты математической обработки представлены графически в рис. № 3.
По формуле rs эмпирическое = -0,53 rs критическое = 0,85 (при p = 0,05) rs эмпирическое < rs критического, поэтому принимаем гипотезу H0. Корреляция между упорядоченными характеристиками картины мира - функциональных механизмов в выборке молодежи и пенсионеров не достигают уровня статистической значимости, т.е. значимо не отличается от нуля. Для исследования МИФИ-КАРМА МЕТАФОРЫ - показателей жизнедеятельности были сформулированы следующие рабочие гипотезы: H0 – Корреляция между упорядоченными характеристиками образа мира - показателями жизнедеятельности в выборке молодежи и пенсионеров не отличается от нуля. H1 – Корреляция между упорядоченными характеристиками образа мира - показателями жизнедеятельности в выборке молодежи и пенсионеров статистически значимо отличается от нуля. Результаты математической обработки представлены графически в рис. № 4.
Рисунок 4 Диаграмма сравнения показателей жизнедеятельности в МИФИ-КАРМА МЕТАФОРЫПо формуле rs эмпирическое = 0,8 rs критическое = 0,85 (при p = 0,05) rs эмпирическое < rs критического, поэтому принимаем гипотезу H0. Корреляция между упорядоченными характеристиками образа мира - показателями жизнедеятельности в выборке молодежи и пенсионеров не достигают уровня статистической значимости, т.е. значимо не отличается от нуля. Для исследования МИФИ-КАРМА МЕТАФОРЫ – личностных характеристик были сформулированы гипотезы: H0 – Корреляция между упорядоченными характеристиками образа мира – личностными характеристиками в выборке обычных молодежи и пенсионеров не отличается от нуля. H1 – Корреляция между упорядоченными характеристиками образа мира - личностными характеристиками в выборке молодежи и пенсионеров статистически значимо отличается от нуля. Результаты математической обработки представлены графически в рис. № 5. По формуле rs эмпирическое = 0,32 rs критическое = 0,94 (при p = 0,05) rs эмпирическое < rs критического, поэтому принимаем гипотезу H0. Корреляция между упорядоченными характеристиками Картины мира - личностными характеристиками в выборке молодежи и пенсионеров не достигают уровня статистической значимости, т. е. значимо не отличается от нуля.
Для исследования МИФИ-КАРМА МЕТАФОРЫ – функциональных механизмов были сформулированы гипотезы: H0 – Корреляция между упорядоченными характеристиками образа мира – функциональных механизмов в выборке молодежи и пенсионеров не отличается от нуля. H1 – Корреляция между упорядоченными характеристиками образа мира - функциональных механизмов в выборке молодежи и пенсионеров статистически значимо отличается от нуля. Результаты математической обработки представлены графически в рис. № 6.
Диаграмма сравнения функциональных механизмов в МИФИ-КАРМА МЕТАФОРЫ По формуле rs эмпирическое = 0,77 rs критическое = 0,85 (при p = 0,05) rs эмпирическое < rs критического поэтому принимаем гипотезу H0. Корреляция между упорядоченными характеристиками образа мира - функциональных механизмов в выборке молодежи и пенсионеров не достигают уровня статистической значимости, т.е. значимо не отличается от нуля. Исходя из полученных результатов исследования МИФИ-КАРМА АДУЛТ и МИФИ-КАРМА МЕТАФОРЫ - показателей жизнедеятельности можно сказать, что поставленная гипотеза подтвердилась лишь частично, так как rs эмп.(0,03) < rs крит.(0,85) и rs эмп.(0,8)< rs крит.(0,85) соответственно. Данные свидетельствуют о том, что исследуемые показатели у молодежи и пенсионеров значительно не отличаются друг от друга. Сравнивая результаты исследования личностных характеристик в группах молодежи и пенсионеров, с помощью методик МИФИ-КАРМА АДУЛТ и МИФИ-КАРМА МЕТАФОРЫ, также не выявлено значительных различий. rs эмп.(-0,03)< rs крит.(0,94) и rs эмп.(0,32)< rs крит.(0,94). Этот факт говорит о частичном подтверждении поставленной гипотезы. Гипотеза, поставленная для установления различий функциональных механизмов у молодежи и пенсионеров, в исследованиях МИФИ-КАРМА АДУЛТ и МИФИ-КАРМА МЕТАФОРЫ, так же подтвердилась частично: rs эмп.(-0,53)< rs крит.(0,85) и rs эмп.(0,77)< rs крит.(0,85). В ходе исследования не было выявлено существенных изменений ни в одном из вышеперечисленных параметров у обследуемых групп субъектов. Данная гипотеза лишь частично нашла своё подтверждение на практике. Исходя из этого, можно предположить, что возраст только частично влияет на изменение картины мира у человека. Однако мы не исключаем возможность некоторого искажения данных, в связи с малой выборкой испытуемых. Проведенный сравнительный анализ полученных данных по группам молодежи и пенсионеров, позволяет нам сформулировать следующие положения. Несмотря на то, что статистически значимых различий по коэффициенту ранговой корреляции Спирмена не обнаружено, усреднённые данные, представленные в таблицах № 1-6, говорят о том, что имеются явные тенденции к изменению показателей жизнедеятельности, характеристик личности и функциональных механизмов между молодежи и пенсионеров. Судя по полученным данным, мы выбрали не совсем адекватный метод оценки статистически значимых различий. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена вряд ли смог оказаться демонстративным при данной выборке испытуемых. Предварительная выборочная проверка данных по U-критерию Мана - Уитни свидетельствует о том, что значимые различия существуют почти по всем показателям. К сожалению, недостаток времени не позволил нам осуществить статистический анализ в полной мере. Это будет нашей задачей на ближайшее будущее. Поэтический язык метафор, как правило, не всегда понятен даже при наличии полного поэтического текста. Ибо как сказал Бродский – ''Поэт творит в языке, а люди пользуются языком''. Учитывая, что понимание является одним из главных компонентов рефлексивного слоя сознания, вырванные из контекста метафоры, становятся непонятными для большинства людей, и поэтому наши показатели (особенно функциональные механизмы) меньше различаются у молодежи и пенсионеров (см. рис.1 и 4). Так как личностные характеристики являются достаточно устойчивыми образованиями и подвержены меньшим изменениям, чем функциональные показатели, можно было бы предположить, что их изменение, в обоих обсуждаемых мирах (мир вещей и мир метафор), должны сохраняться по ранговым значениям в соотношении друг с другом (см. диаграммы 3-6). ЗАКЛЮЧЕНИЕ Обсуждая проблематику образа мира, мы пришли к пониманию следующих моментов. В психологической науке проблема образа мира рассматривается: 1 – в контексте когнитивных процессов; 2 – в контексте системы значений и смыслов, вырабатываемых в результате взаимодействия человека с миром; 3 – в контексте жизненного пути личности во взаимодействии с миром; 4 – в контексте проблемы адаптации и выстраивания адекватного взаимодействия в условиях изменяющихся реалий бытия; 5 – в контексте проблемы самосознания и мировоззрения. В большинстве концепций «образ мира» понимается, прежде всего, как отображение реального мира, в котором живет и действует человек, одновременно являясь частью этого мира. В этом отношении иллюстративны слова М.М. Бахтина: «...Мир, где действительно протекает, свершается поступок, — единый и единственный мир, конкретно переживаемый: видимый, слышимый, осязаемый и мыслимый… Единую единственность этого мира <…> гарантирует действительность признания моей единственной причастности, моего алиби в нем». Образ мира – субъективная реальность, неотрывно взаимосвязанная с объективными реалиями бытия человека. Образ мира, с одной стороны, исторически изменчивый процесс приспособления к меняющейся реальности, а с другой – основа выстраивания человеком адекватного взаимодействия с окружающей действительностью. Раскрытие особенностей содержательного наполнения образа мира дает возможность лучше понять внутренний мир человека во взаимосвязи с реалиями бытия. Для проведения исследований особенностей образа мира как психологической реальности в контексте бытия человека в мире важно учитывать обсужденные выше подходы к данной проблеме. Проведенное нами исследование показало, что с возрастом образ мира изменяется. С возрастом изменяется ценностная иерархия оценок и самооценок. Пожилые люди уделяют меньше внимания своей внешности, значительно больше - внутреннему и физическому состоянию. Главной проблемой становится ощущение своей невостребованности - нереализуемый потенциал, ощущение или опасение собственной ненужности. Данные с помощью применения методик показывают, что у пенсионеров имеет место снижение уровня уверенности в себе и своих возможностях, недовольство собой, недостаточный уровень энергии, активности и общительности, имеет место бегство от действительности (эскапизм). Стиль общения, ориентированный на сопереживание и адаптацию к потребностям других. В то же время довольно высок уровень неудовлетворенности своим положением, астеноневротических проявлений. Итак, сравнительный анализ показал, что в образе мира молодежи, по сравнению с образом мира людей пенсионного возраста, изменяются такие показатели жизнедеятельности как – активность, эскапизм, интерес. У молодежи показатели активности и интереса имеют более высокий уровень, а у пенсионеров выше показатель эскапизма. В образе мира у пенсионеров по сравнению с молодежью, изменяются такие личностные характеристики как: дружелюбность, стремительность, инициативность, лидерство, волевой компонент. Молодежи свойственны более высокие показатели по компонентам стремительности, инициативности, лидерства, воли. В образе мира пенсионеров более выражена характеристика дружелюбности, спокойствия. В образе мира у пенсионеров, по сравнению с молодежью, менее выражены такие функциональные механизмы как решительность, уверенность в себе, настойчивость, внимательность, сосредоточенность. Таким образом, цель нашей работы может считаться достигнутой, а гипотеза подтверждена и обоснована. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 2. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М.: Институт психологии РАН, 2006. 3. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М., 1999. 4. Величковский Б.А. Современная когнитивная психология. М., 1982. 5. Гурова Е. В. Психология развития и возрастная психология. М.: Аспект Пресс, 2005. 6. Зинченко В.П. От генеза ощущений к образу мира // А.Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983. С.141–149. 7. Краткий психологический словарь / Ред. - сост. Л.А. Карпенко: Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростова на Дону: Издательство «Феникс», 1998. 8. Крупнов А.И. Диагностика базовых личностных свойств. М.: РУДН, 1987. 9. Куликовская И. Э., Чумичева Р. М. Технологии формирования целостной картины мира. Ярославль, 2004. 10. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. 11. Леонтьев А.Н. К психологии образа // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 1986. № 3. 12. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. М., 1983. 13. Мадди С.Р. Теории личности: сравнительный анализ. СПБ.: Речь, 2002. 14. Мухина В.С. Детская психология. М., 1999. 15. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. М.; Воронеж, 1999. 16. Найссер У. Познание и реальность. М., 1982. 17. Нафтульев А. И. 'Развитие и формирование интеллекта: когнитивный структурно-деятельный подход //Вестник северо-западного отделения РАО; выпуск №3; СПб. 1998; стр.91-97. 18. Немов Р. С. Психология //Общие основы психологии., кн.1; М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 19. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1984. № 21. С. 13–21. 20. Познание: проблемы взаимосвязи личностных и когнитивных особенностей. Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М.Шукшина, 2003. 21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М.,1989. 22. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. 23. Сельченок К.В. Психология возрастных кризисов. М.: Харвест, 2003. 24. Серый А.В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. 25. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1981. № 2. С.15–29. 26. Смирнов С.Д. Психология образа. М., 1985. 27. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М., 1983. 28. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. 29. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. М.: МПСИ, НПО "МОДЭК", 2002. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ЭЛЕМЕНТЫ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ В МЕТОДИКЕ МИФИ-КАРМЕ АДУЛТ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ЭЛЕМЕНТЫ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ В МЕТОДИКЕ МИФИ-КАРМЕ МЕТАФОРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Пример результатов исследования пенсионера МИФИ-КАРМА АДУЛТ: ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ ТРЕВОГА * Бесправие * 7 * Обман * 7 * Ложь * 7 * Зло * 7 * Сопротивление * 7 * Преступление * 7 * Предательство * 7 * Запутанность * 7 * Драка * 7 * Конец * 7 * Пустота * 7 * Ответственность * 1 * Я сам (я сама) * 1 * Начало * 1 * Творчество * 1 * Настойчивость * 1 * Время * 1 * Действие * 1 Сомнение * 1 ФОН * Компромисс * 2 * Комфорт * 2 * Прибыль * 2 * Деньги * 2 * Взаимопонимание * 2 * Предприимчивость * 2 * Девушка * 2 * Дружба * 2 * Выбор * 2 * Польза * 2 * Инициатива * 2 * Свобода * 2 * Польза * 2 * Азарт * 2 * Уверенность * 2 * Богатство * 2 * Страх * 3 * Успех * 3 * Сын * 3 * Дача * 3 * Любовь * 3 * Смысл * 3 * Мысль * 3 * Уголовный кодекс * 3 * Результат * 3 * Культура * 3 * Рациональность * 3 * Желание * 3 * Мы * 3 * Религия * 3 * Оригинальность * 3 * Любопытство * 3 СРЕДСТВА * Талант * 4 * Удовольствие * 4 * Я * 4 * Жизнь * 4 * Активность * 4 * Успех * 4 * Семья * 4 * Счастье * 4 * Счастье * 4 * Радость * 4 * Женщина * 4 * Бог * 4 * Добро * 4 * Друг * 4 * Вера * 4 * Компания * 4 * Успех * 4 * Ты * 4 * Настоящее * 4 * Спокойствие * 4 * Будущее * 4 * Вы * 4 * Свобода * 4 * Друг * 4 * Талант * 4 * Супруг (супруга) * 4 * Вечеринка * 4СТРЕСС * Дочь * 5 * Мы * 5 * Игра * 5 * Интерес * 5 * Друзья * 5 * Они * 5 * Компания * 5 * Мужчина * 5 * Родственники * 5 * Церковь * 5 * Размышления * 5 * Озабоченность * 5 * Власть * 5 * Соперничество * 5 * Нравственность * 5 * Прошлое * 5 * Мать * 5 * Мораль * 5 * Компромисс * 5 * Опасность * 5 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Пример результатов исследования пенсионера МИФИ-КАРМА МЕТАФОРЫ. ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ ТРЕВОГА * Прохлада нежно дышит * 2 * Дробями дождь залепетал * 2 *Муть мгновения * 2 * Безвременьем смытые дни * 2 * Слезой приличной затуманен взор * 2 * Прибой неизреченной скуки * 2 * Шипят пергаментные речи * 3 * Полет любви * 3 * Смеющийся звук поцелуя * 3 * Своевольные мечты * 3 * Дышать радостной вестью * 3 * Глазами молнии ловил... * 3 * Струны души * 3 * Пустая грудь * 1 * Невинные глаза * 1 И светлым ручейком течет рассказ 1 ФОН * Растаять в поцелуе * 4 * Истерический звонок * 4 * Захлебнулась тоска * 4 * Окунуться в неизвестность * 4 * Бархатный свет * 4 * Глядит из каждой подворотни весел 4 * Храм, купающийся в мире * 4 * Блеск воспоминаний * 4 * Клюющий смех шуток * 4 * Признанье с уст слетело * 4 * А мне весь мир открылся вами * 4 * Утопать в ликовании мира * 4 * Рассудительная улыбка * 4 СРЕДСТВА * Стекла вечности * 7 * С трудом шевелятся мозги * 7 * Летучий рой лиц * 7 * Капюшоны тьмы * 7 * Туманное лицо * 7 * Тихонько тлеет жизнь моя * 7 * Острые стрелы любви * 7 * Мудрое здание * 7 * Скоро осень проснется и заплачет 7 * Нежный лед руки чужой * 7 * Незрячих чувств бунтующие тьмы * 7 * Живой мрак * 7 * Воздух дрожит от сравнений * 7 * Весеннее похмелье * 7 * По городу гуляет грех * 7 * Жирные черви пальцев * 7 * Писать навзрыд * 7 * Горьким дымом горе стелется * 7 * Упало сердце * 7 * Стрекоза смерти * 7 * Потухший взор * 7 * Грызет меня тоска моя * 7 * Пустые очи * 7 * Похолодела кровь * 7 * Убийца собственных мечтаний * 7 * Дохнула жизнь в лицо могилой * 7 * В мозгу - игла * 7 * Разбитая жизнь * 7 * Мне в очи смотрит ночь нагая * 7ИСТРЕСС * Дворы тонули в скверне * 6 * Тяжелые слезы свечей * 6 * Огонь и холод тревог * 6 * Скальпель воли * 6 * Шершавый язык плаката * 6 * Горькие думы * 6 * Я в горсть зажал лишь память насл 6 * Тайник души * 6 * Ядовитый взгляд * 6 * Размахивает палкой злоба дня * 6 * Каруселит голова * 6 * Я блуждал в игрушечной чаще... * 6 * Тесное кольцо предчувствий * 6 * Дремлющая тишина * 6 * Смыть потоком лет * 6 * Рыдал рояль в старинном доме * 6 * Оковы жизни * 6 * Сухие листья слов * 6 *Раба любви * 6 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ * Вяжет вьюга из хлопьев чулок * 8 * Каменный лик * 8 * Буря спутанных кос * 8 * Хрустальный туман * 8 * Сырой туман вползает в грудь * 8 * Лысеющая голова земли * 8 * Облитая луною дверь * 8 * Колючие соборы сумасшедших скал * 8 * Нить сознания * 8 * Дыры эпохи * 8 * Пустыня души * 8 * Невыразимая печаль открыла два ог 8 * Мыслить пугливыми шагами * 8 * Больная, жалобная стужа * 8 ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Пример результатов исследования молодого человека МИФИ-КАРМА АДУЛТ. ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ ТРЕВОГА * Грусть * 2 * Запутанность * 2 * Религия * 2 * Болезнь * 2 * Конфликт * 2 * Мораль * 2 * Сомнение * 2 * Нравственность * 2 * Бессмысленность * 2 * Спокойствие * 2 * Предательство * 1 * Размышления * 1 * Супруг (супруга) * 1 * Сопротивление * 1 * Драка * 1 * Прошлое * 1 * Ссора * 1 * Вы * 1 * Нападение * 1 ФОН * Начало * 4 * Добро * 4 * Счастье * 4 * Вера * 4 * Свобода * 4 * Сын * 4 * Удовольствие * 4 * Жизнь * 4 * Уверенность * 4 * Девушка * 4 * Семья * 4 * Прибыль * 4 * Бог * 4 * Успех * 4 * Компания * 4 * Компания * 4 * Дочь * 4 * Дача * 4 * Успех * 4 * Проблема * 6 * Настоящее * 6 * Противоречие * 6 * Компромисс * 6 * Взаимопонимание * 6 * Компромисс * 6 * Соперничество * 6 * Ожидание * 6 * Защита * 6 * Церковь * 6 * Они * 6 * Магазин * 6 * Подчинение * 6 СРЕДСТВА * Любопытство * 5 * Вечеринка * 5 * Комфорт * 5 * Дружба * 5 * Родственники * 5 * Власть * 5 * Будущее * 5 * Желание * 5 * Ответственность * 5 * Польза * 5 * Интерес * 5 * Отец * 5 * Женщина * 5 * Взрослые (родители) * 5 * Я * 5 * Друзья * 5 * Культура * 5 * Оригинальность * 5 * Радость * 5 * Свобода * 5 * Успех * 5 * Я сам (я сама) * 5 * Секс * 5 * Рациональность * 5 * Игра * 5 * Мужчина * 5 ИСТРЕСС * Друг * 3 * Деньги * 3 * Талант * 3 * Тело * 3 * Счастье * 3 * Мы * 3 * Смысл * 3 * Азарт * 3 * Богатство * 3 * Активность * 3 * Любовь * 3 * Результат * 3 * Действие * 3 * Мать * 3 * Ты * 3 * Талант * 3 * Польза * 3 * Мысль * 3 * Творчество * 3 * Настойчивость * 3 * Предприимчивость * 3 * Инициатива * 3 * Друг * 3 * Мы * 3 ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Пример результатов исследования молодого человека МИФИ-КАРМА МЕТАФОРЫ ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ ТРЕВОГА * Окунуться в неизвестность * 4 * Глядит из каждой подворотни весел 4 * И светлым ручейком течет рассказ 4 * Утопать в ликовании мира * 4 * Струны души * 4 * Смеющийся звук поцелуя * 4 * Храм, купающийся в мире * 4 * Дышать радостной вестью * 4 * Невинные глаза * 4 * Блеск воспоминаний * 4 * Глазами молнии ловил... * 3 * По городу гуляет грех * 3 * Истерический звонок * 3 * А мне весь мир открылся вами * 3 * Полет любви * 3 * Растаять в поцелуе * 3 * Писать навзрыд * 3 * Раба любви * 3 * Скальпель воли * 3 * Каруселит голова * 6 * Огонь и холод тревог * 6 * Вяжет вьюга из хлопьев чулок * 6 * Оковы жизни * 6 * Буря спутанных кос * 6 * Шершавый язык плаката * 6 * Клюющий смех шуток * 6 *Лицо, омытое волной волос * 6 ФОН * Хрустальный туман * 1 * Бархатный свет * 1 * Тайник души * 1 * Муть мгновения * 1 * Незрячих чувств бунтующие тьмы*1 * Тесное кольцо предчувствий * 1
* Я блуждал в игрушечной чаще... * 1 * В остатках сна рождалась явь * 1 * Сырой туман вползает в грудь * 1 * Воздух дрожит от сравнений * 1 * Ядовитый взгляд * 1 * Я в горсть зажал лишь память насл 1 *Смыть потоком лет * 1 СРЕДСТВА * Рыдал рояль в старинном доме * 8 * Тихонько тлеет жизнь моя * 8 * Прохлада нежно дышит * 8 * Живой мрак * 8 * Стекла вечности * 8 * Горьким дымом горе стелется * 8 * Пью закатную печаль * 8 * Потухший взор * 8 * Дворы тонули в скверне * 8 * Мне в очи смотрит ночь нагая * 8 * Туманное лицо * 8 * Захлебнулась тоска * 8 * Стрекоза смерти * 8 * Лысеющая голова земли * 8 * Тяжелые слезы свечей * 8 * Каменный лик * 8 * Нежный лед руки чужой * 8 * Сухие листья слов * 8 * Грызет меня тоска моя * 8 * Безвременьем смытые дни * 8 ИСТРЕСС * Дремлющая тишина * 2 * Прибой неизреченной скуки * 2 * Дробями дождь залепетал * 2 * Шипят пергаментные речи * 2 * Мудрое здание * 2 * Больная, жалобная стужа * 2 * Разбитая жизнь * 2 * Слезой приличной затуманен взор * 2 * Невыразимая печаль открыла два * Летучий рой лиц * 2 * Облитая луною дверь * 2 * Мыслить пугливыми шагами * 2 * Скоро осень проснется и заплачет 2 * Жалостью убиты все слова * 2 * Пустыня души * 2 [1] Краткий психологический словарь / Ред. - сост. Л.А. Карпенко: Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростова на Дону: Издательство «Феникс», 1998. [2] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М.,1989. [3] Смирнов С.Д. Психология образа. М., 1985. [4] Краткий психологический словарь / Ред. - сост. Л.А. Карпенко: Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростова на Дону: Издательство «Феникс», 1998. [5] Краткий психологический словарь / Ред. - сост. Л.А. Карпенко: Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростова на Дону: Издательство «Феникс», 1998. [6] Немов Р. С. Психология //Общие основы психологии., кн.1; М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. [7] Краткий психологический словарь / Ред. - сост. Л.А. Карпенко: Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростова на Дону: Издательство «Феникс», 1998. [8] Немов Р. С. Психология //Общие основы психологии., кн.1; М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. [9] Немов Р. С. Психология //Общие основы психологии., кн.1; М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. [10] Краткий психологический словарь / Ред. - сост. Л.А. Карпенко: Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростова на Дону: Издательство «Феникс», 1998. [11] Немов Р. С. Психология //Общие основы психологии., кн.1; М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. [12] Нафтульев А. И. 'Развитие и формирование интеллекта: когнитивный структурно-деятельный подход '//Вестник северо-западного отделения РАО; выпуск №3; СПб. 1998; стр.91-97. [13] Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. М., 1983. [14] Нафтульев А. И. 'Развитие и формирование интеллекта: когнитивный структурно-деятельный подход //Вестник северо-западного отделения РАО; выпуск №3; СПб. 1998; стр.91-97. [15] Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. [16] Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. М., 1983. С. 251–261. [17] Величковский Б.А. Современная когнитивная психология. М., 1982. [18] Найссер У. Познание и реальность. М., 1982. [19] Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М., 1999. [20] Леонтьев А.Н. К психологии образа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1986. № 3. [21] Леонтьев А.Н. К психологии образа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1986. № 3. [22] Зинченко В.П. От генеза ощущений к образу мира // А.Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983. С.141–149. [23] Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М., 1983. [24] Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М., 1983. С.21. [25] Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1981. № 2. С.15–29. [26] Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1984. № 21. С. 13–21. [27] Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М., 1999. [28] Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. С. 264. [29] Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. С. 295. [30] Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. С. 241. [31] Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. С. 255-256. [32] Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003. С. 349. [33] Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. М.; Воронеж, 1999. [34] Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. М.; Воронеж, 1999. С.451. [35] Мухина В.С. Детская психология. М., 1999. С. 33. Страницы: 1, 2 |
|
© 2010 |
|