РУБРИКИ

Образ отца в представлении детей из неполных семей

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Образ отца в представлении детей из неполных семей

Согласно исследованиям И. С. Кона (1987), женщины эмоционально более чувствительны и отзывчивы по сравнению с мужчинами. Именно по этой причине большинство матерей легче налаживают эмоциональные взаимоотношения с ребёнком, чем большинство отцов. Как правило, матери превосходят их в способности к эмпатии и самораскрытию (И. С. Кон, 1987). Вследствие этого матери лучше ориентируются в переживаниях своего ребёнка, в его внутреннем мире и более чётко и адекватно реагируют на его потребности.

     Кроме того матери более эмоционально и явно проявляют свою любовь к ребёнку, что выражается в действиях (объятия, поцелуи, поглаживания и др.) и ласковых словах; отцы в этом отношении более “холодны” и “сухи”, в то время как внутреннее их переживание по своей силе может не отличаться от материнского. В результате нередко создаётся впечатление того, что мама “больше любит своего ребёнка”.

Переход к нормальной модели семьи в России произойдёт только тогда, когда наряду с равенством прав ответственность за воспитание и содержание детей ляжет на отца при сохранении за матерью и за детьми других семейных обязанностей. Однако в современной российской семье женщина хочет (и вынуждена силой обстоятельств) править безраздельно и полностью. Мужчина не в состоянии обеспечить семью, нести за неё ответственность и, соответственно, быть образцом для подражания. Следовательно, нужно создать социальные условия для проявления мужской активности вне семьи, чтобы мужчина нёс основную юридическую ответственность за семью и защищал её интересы, мог бы обеспечить её экономическое благосостояние и социальное положение членов семьи.

По мнению И.А. Савченко, отцы сегодня имеют неплохой шанс изменить ситуацию в свою пользу:

Во-первых, большинство опрошенных подростков (свыше 90%) утверждают, что отец зарабатывает больше, чем мать, хотя она доминирует в семье и домашнем хозяйстве. Декларируя, что в семье "главой" является отец, они указывают, что фактически в ней распоряжается мать. У отца нет реальной власти. Он уважаем детьми, хотя с ним они имеют меньший эмоциональный контакт: большинство детей считают, что мама любит их больше, и в семейных конфликтах дети принимают её сторону.

Во-вторых, папы чаще играют с детьми, участвуют в общих развлечениях, учат их постоять за себя, заступаются за детей.

Как правило, отцы не осуществляют непосредственного ухода за новорождёнными; активный контакт у них с ребёнком обычно начинается с 1,5 - 2 лет, а то и позже. Рождение ребёнка приносит мужчине много неприятностей (дополнительные материальные заботы, бытовые обязанности вроде стирки пелёнок, уменьшение внимания со стороны жены, нарушение сна и т.п.) и практически никаких удовольствий. Однако экспериментально доказано, что психологически подготовленные отцы охотно любуются новорождёнными, испытывают физическое удовольствие от прикосновения к ним (правда, чаще это происходит в отсутствие матери, так как мужчины боятся проявить неуклюжесть и стесняются собственной нежности) и практически не уступают женщинам в искусстве ухода за младенцем. Это способствует и возникновению более тесной эмоциональной привязанности отца к ребёнку. Предполагается, что чем раньше отец приобщается к такому уходу и чем увлечённее он это делает, тем сильнее становиться его родительская любовь. Во многих родильных домах за рубежом (а сейчас и у нас) отцы даже присутствуют при родах. Сказываться не только привычка, но и ответный эмоциональный отклику ребёнка, к которому мужчины весьма чувствительны.

  Таким образом, в современной России модель семьи имеет шанс принять такой вид: доминирует мать, следующим идёт отец, дети подчинены. Отвечает за семью (благополучие, социальную защиту) отец. Дети эмоционально ближе к матери, чем к отцу.

М. Мид (1998) отмечает, что отец имеет важнейшее значение для развития ребёнка с самого момента рождения: он является первым внешним объектом для него и играет роль модели при ранней идентификации. Отцы поощряют процесс отделения ребёнка от матери, ускоряя тем самым процесс социализации. Отсутствие отца в семье или невыполнение им своих обязанностей приводят к развитию у ребёнка психопатологии.

По мнению Й. Лангмейера, З. Матейчека (1984), роль отца представляет собой определённый пример поведения, источник уверенности и авторитета. Он - олицетворение дисциплины и порядка. Ребёнок, растущий без отцовского авторитета, как правило, недисциплинирован, асоциален, агрессивен в отношении взрослых и детей. Отец - наиболее естественный источник познания о мире, труде и технике. Он способствует ориентировке на будущую профессию и создаёт социально полезные цели и идеалы.

Лишь отец может сформировать у ребёнка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению. Чем больше ребёнок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем менее активно он может противостоять агрессии окружающих. Чем меньше ребёнок привязан к отцу, тем ниже самооценка ребёнка, тем меньше он придаёт значение духовным и социальным ценностям по сравнению с материальными индивидуалистическими.

     Личные качества отца, в число которых входит и любовь к своим детям, оказывают значительное влияние на развитие ребёнка. Любовь отца даёт ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина-мать. Любовь отца учит и сына, и дочь тому, как может проявлять любовь мужчина к детям, к жене и к окружающим.

Психологические исследования показывают: дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, повышенный уровень тревожности, у них чаще встречаются невротические симптомы. Отсутствие отца отрицательно сказывается на учёбе и самоуважении. Дети "холодных" отцов чаще застенчивы, тревожны, их поведение более антисоциально. Напротив, эмоциональная близость с отцом положительно отражается на ребёнке. В серии исследований мальчиков в возрасте от 1 до 6 лет, которых растили отцы, и мальчиков, живущих с матерями, сравнивали с детьми из полных семей. Те из них, которые жили с отцами, лучше адаптировались в различных жизненных ситуациях по сравнению с мальчиками, воспитывающимися только матерями (И. С. Кон, 1987; В. А. Рамих, 1997; Л. Б. Шнейдер, 2000).

    Д. С. Акивис в своей работе "Отцовская любовь" подчёркивает, что любящий отец нередко более эффективный воспитатель, чем женщина. Отец меньше опекает детей, предоставляет им больше самостоятельности, воспитывая в ребёнке самодисциплину. Отцовская любовь обеспечивает пример родительского поведения детей в будущем, формирование жизненной позиции вообще и полоролевых позиции в частности. Позитивные отношения с отцом связаны с такими качествами детей, как неторопливость, сдержанность, эмоциональная уравновешенность, безмятежность, спокойствие, оптимизм, высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов, более успешное овладение требованиями окружающей среды (Л. Л, Бандина, 2002).На формирование представлений об отцовстве юношей оказывают влияние отношение к отцу, взаимоотношения в семье, жизненные смыслы родителей и родительское влияние.                                                                                                                        Представления юношей из неполных семей об отцовстве связаны с родительским отношением к миру; взаимоотношениями отца и матери; отношением к родителям, лицам противоположного пола, семье и сфере личной жизни, как ценности. При этом при позитивном отношении их родителей к окружающему миру они представляют себя в качестве отца демократичным; при негативном отношении к отцу и матери - жестоким, нонконформным, подозрительным и недружелюбным.

Не сложившиеся отношения с отцом, отсутствие отцовской поддержки усиливают тенденцию юношей к самоутверждению, в том числе и в родительской сфере через усиление авторитарности.

   Ориентация юношей из неполных семей на самоутверждение (собственный престиж, высокое материальное положение, сферу общественной и профессиональной жизни) связана с представлением о себе как отце независимом, не альтруистичном, недружелюбном.

Позитивное отношение к семье в целом способствует устремлённости на развитие, достижения, сохранение собственной индивидуальности, к формированию образа отца - главы семьи, и наоборот.

Модальность отношений между родителями в родительской семье коррелирует с отношением юношей к противоположному полу, ценностным отношением к семейной сфере, характером активности социальных контактов юношей и другими параметрами.

Молодые люди, выросшие в семье без отца, в основном отрицательно относятся к матери и отсутствующему отцу. Это влияет на их взгляды, и отцовство представлено такими качествами, как недоверие к людям, повышенная тревожность, стремление к самоутверждению. В отношениях это эгоистичный человек, ставящий свои интересы превыше всего; он стремится к самореализации в профессии и сфере образования. При этом придаёт большое значение семье как основе жизни.

  Молодые люди из полной семьи положительно относятся и к матери, и к отцу. Отношения в семьях благополучны, они представляют отца как личность, для которой имеют большое значение все аспекты человеческих взаимоотношений. Он стремится реализовать себя во всех жизненных сферах. Для него главное - это благополучие семьи. Решению её проблем отдаётся много сил и времени. Как следствие - заинтересованность в профессиональной деятельности, которая гарантирует материальное благополучие. Это авторитетный лидер, упорный и настойчивый, настроенный к окружающим положительным образом. При некоторой схожести представлений об идеальном отце имеется существенная разница в расстановке акцентов. В представлении молодых людей из полных семей отец - это сильная и ответственная личность, которая уважает детей, способна сотрудничать с ними, помогать им и обучать их.                                                                                             Юноши из неполных семей считают, что отец должен гордиться своими детьми, быть любящим, добрым, интересоваться ими, уметь прощать их. Он должен быть готовым к родительству, быть справедливым и благоразумным человеком.

 

 



4. Эмпирическое  исследования детско-родительское отношений в неполной семье.

Существует необходимость проведения исследования детско-родительских отношений в полных и неполных семьях. В процессе исследования была выдвинута гипотеза: детско-родительские отношения в неполных и полных семьях отличаются в эмоциональном плане, из-за недостаточности удиления внимания, любви и ласки своим детям. Родители в полных семьях принимают своих детей такими, какие они есть.                                 2.1. Организация исследования:

          Исследования проводились в 2008г. В г. Саратове  и Саратовской области.

          Всего в исследовании приняли участие: 10 детей в возрасте от 9 до 12 лет из неполных семей и их родители отец/мать-10 человек) и 10 детей в возрасте от 9 до 12 лет из полных семей (мать/отец – 10 человек). Испытуемые являются учениками 3-6-х классов одной саратовской школы и двух интернат школ в саратовской области.

Для исследования детско-родительских отношений  были  выбраны следующие методики:

Ø                 методика «рисунок семьи»;

Ø                 методика диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин);

 

Методика «рисунок семьи»

Самой популярной методикой в работе с детьми является рисунок семьи (приложение №1). По мнению многих психологов, рисунок семьи - высокоинформативное средство познания личности ребенка, отражающее восприятие себя и других членов семьи, его чувства и переживания, его отношение к близким взрослым.
Однако рисуночные методики традиционно используются в индивидуальной работе с отдельным ребенком и не применяются для больших групп детей. Вместе с тем в психологии уже отработаны определенные параметры для оценки и интерпретации детских рисунков (цветовая гамма рисунка, прорисованность, порядок расположения и размер фигур, расстояние между ними и пр.). Можно полагать, что эти параметры применимы не только для качественной оценки отдельного рисунка, но и для количественного анализа рисунков больших групп детей. Естественно, такой количественный анализ не позволяет учесть много разных нюансов, значимых при индивидуальной интерпретации изображения. Однако мы полагаем, что он позволит сравнить разные выборки испытуемых с точки зрения особенностей их эмоционального состояния и личностного развития ребенка.

При анализе рисунков для нас важно было выяснить:
     1. Эмоциональные характеристики рисунка, отражающие настроение ребенка и его отношение к семейной ситуации.
     2. Взаимоотношения ребенка в семье, которые выявляются через особенности изображения членов семьи (и, прежде всего, отца) относительно Я-фигуры ребенка.

 

Методика диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)

 Тест-опросник детско-родительских отношений А.Я.Варги, В.В.Столина (приложение№2) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, нуждающихся в психологической помощи по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

 Опросник методики диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) позволяет выявить те или иные аспекты родительского отношения:

1. "Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку.

2. "Кооперация". Социально желательный образ родительского отношения.

3. "Симбиоз". Шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком.

4. "Авторитарная гиперсоциализация". Отражает форму и направление контроля за поведением ребенка.

5. "Маленький неудачник". Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем.

2.2. Анализ результатов исследования

2.2.1.Диагностика образа отца в представлениях детей

В большинстве случаев дети из неполных семей на своих рисунках не изображали отсутствующего родителя или рисовали его в отдалении от себя и других членов семьи. Также среди детей из неполных семей были рисунки, когда ребенок не включал себя или вместо семьи рисовал только себя. Для рисунков детей из неполных семей характерно отделение членов семьи друг от друга. Это указывает на чувство невключенности, отчужденности. На некоторых рисунках у детей из неполных семей наблюдается тенденция не дорисовывать членов своей семьи. Но так же были и рисунки, на которых наоборот были все члены его семьи, не смотря на отсутствие кого-либо из родителей, и в устном рассказе ребенок акцентировал  свое внимание и  рассказывал о нем более подробно.
На рисунках у детей из полных семей было чувство общности, так как дети не отдаляли членов семьи друг от друга. По рисункам видно, что между всеми нарисованными членами семьи есть чувство сплоченности и поддержки. Это очень важно для построения хороших отношений между всеми членами семьи. На рисунках семьи изображены в полном составе. Это говорит о том, что семьи этих детей дружные, то есть ребенок выражает положительные эмоциональные связи между всеми членами     семьи.

Ожидается, что ребенок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, будет рисовать полную семью. По нашим данным, около 60 % детей 9-12 лет, нормального интеллекта, проживающих совместно со своей семьей, на рисунке изображают ее полностью.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Искажение реального состава семьи заслуживает самого пристального внимания, так как за этим почти всегда стоит эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Крайние варианты представляют собой рисунки, в которых: а) вообще не изображены люди; б) изображены только не связанные с семьей люди. Такое защитное избегание задания встречается у детей достаточно редко. За такими реакциями чаще всего кроются:
а) травматические переживания, связанные с семьей;
б) чувство отверженности, покинутости (поэтому такие рисунки относительно часты у детей, недавно пришедших в интернат из семей);
в) аутизм;
г) чувство небезопасности, большой уровень тревожности;
д) плохой контакт психолога с исследуемым ребенком.
В практической работе, как правило, приходится сталкиваться с менее выраженными отступлениями от реального состава семьи. Дети уменьшают состав семьи, «забывая» нарисовать тех членов семьи, которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные отношения. Не рисуя их, ребенок как бы разряжает неприемлемую эмоциональную атмосферу в семье, избегает негативных эмоций, связанных с определенными людьми. Наиболее часто в рисунке отсутствуют братья или сестры, что связано с наблюдаемыми в семьях ситуациями конкуренции. Ребенок таким способом в символической ситуации «монополизирует» любовь и внимание родителей. Ответы на вопрос, почему не нарисован тот или иной член семьи, бывают, чаще всего, защитными: «Не нарисовал потому, что не осталось места»; «Он пошел гулять» и т. д. Но иногда на указанный вопрос дети дают и более эмоционально насыщенные реакции: «Не хотел - он дерется»; «Не хочу, чтобы он с нами жил», и т. п.
В некоторых случаях вместо реальных членов семьи ребенок рисует маленьких зверушек, птиц. Психологу всегда следует уточнить, с кем ребенок их идентифицирует (наиболее часто так рисуют братьев или сестер, чье влияние в семье ребенок стремится уменьшить). Например, девочка 9 лет нарисовала себя, а рядом - маленького зайчишку. Свой рисунок она объяснила следующим образом: «Сейчас пойдет дождь, я убегу, а зайчик останется и промокнет. Он не умеет ходить». На вопрос: «Кого тебе напоминает зайчик?» - девочка ответила, что он похож на сестричку, которой нет еще годика и которая не умеет ходить. Таким образом, в рисунке эта девочка обесценивает свою сестру, осуществляет против нее символическую агрессию.
Случается, что ребенок вместо реальной семьи рисует семью зверят. Например, мальчик 11 лет, ощущающий отвержение, фрустрацию потребности в близких эмоциональных контактах, на рисунке изобразил только папу и маму, а рядом детально нарисовал семейство зайцев, которое по составу идентично его семье. Таким образом, в рисунке ребенок, раскрывая чувство отверженности (не нарисовал себя), тем самым выразил и сильное стремление к теплым эмоциональным контактам, ощущению общности (изобразил близкий контакт семейства зайцев).
Большой интерес представляют те рисунки, в которых ребенок не рисует себя или вместо семьи рисует только себя. В обоих случаях рисующий не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности. Отсутствие на рисунке его автора более характерно для детей, чувствующих отвержение. Презентация в рисунке только самого себя может указывать на различное психическое содержание в зависимости от контекста других характеристик рисунка. Если указанной презентации свойственна еще и позитивная концентрация на рисовании самого себя (большое количество деталей тела, цветов, декорирование одежды, большая величина фигуры), то это наряду с несформированным чувством общности указывает и на определенную эгоцентричность, истероидные черты характера. Если же рисунок самого себя характеризует маленькая величина, схематичность, если в рисунке другими деталями и цветовой гаммой создан негативный эмоциональный фон, то можно предполагать присутствие чувства отверженности, покинутости, иногда - аутистических тенденций.

Остановимся теперь на особенностях изображения отца. Естественно, что дети, живущие без отца, изображают его на рисунке семьи значительно реже, чем дошкольники из полных семей. Вместе с тем дети из неполных семей все же достаточно часто (около 40 % случаев) изображают отца в составе семьи, причем различий между мальчиками и девочками здесь практически нет. В то же время мальчики из неполных семей в два раза чаще, чем девочки, изображают фигуру отца первой (у детей из полных семей никаких половых различий по этому показателю нет). Однако прорисованность этого персонажа у мальчиков крайне низкая. В большинстве случаев (97 %) он изображается одним контуром и весьма схематично; какие-либо детали одежды или фигуры отсутствуют; часто не прорисовано лицо: нет глаз или зрачков глаз, или рта. В отличие от этого девочки из неполных семей, как и их сверстники обоего пола из полных семей, достаточно часто хорошо прорисовывали фигуру отца. Если сопоставить прорисованность фигуры матери и отца у мальчиков, то можно видеть, что у мальчиков из полных семей хорошая прорисованность обоих родителей встречается одинаково часто, в то время как мальчики из неполных семей прорисовывают фигуру матери примерно в черте раза чаще, чем отца.
Интересные различия в рисунках детей из разных выборок получены относительно изображения старших членов семьи - бабушек и дедушек. Следует отметить, что в рисунках детей из полных семей эти персонажи присутствуют достаточно редко (в 12,7 % случаев), тогда как дети из неполных семей изображают их гораздо чаще (32 %), причем девочки рисуют их почти в три раза чаще, чем мальчики (44 и 15,2 % соответственно). Девочки значительно чаще (в семь раз) изображают старших членов семьи первыми и лучше прорисовывают их фигуры. Хорошая прорисованность этих персонажей наиболее часто наблюдается именно у девочек из неполных семей (16,7 %, в то время как у девочек из полных семей только в 4,3 %).

Эти факты свидетельствуют о том, что для многих девочек из неполных семей особую значимость имеют фигуры бабушки и дедушки, в отличие от мальчиков, которые изображают их значительно реже и плохо прорисовывают.
             Таким образом, полученные данные свидетельствуют о существенных различиях между мальчиками и девочками из неполных семей в их отношении к близким взрослым.
            Во-первых, зафиксированы существенные различия в отношениях с матерью у мальчиков и девочек из неполных семей. Все использованные показатели (наличие фигуры, порядок ее изображения, степень прорисованности) свидетельствуют о более близких и позитивных отношениях с матерью у девочек, в то время как рисунки мальчиков демонстрируют достаточно напряженные и конфликтные отношения с матерью.
             Во-вторых, обнаружены существенные различия в отношениях детей с отцом, хотя мальчики рисуют отца так же часто, как девочки, они чаще изображают его первым. Важно отметить, что изображение отца у подавляющего большинства мальчиков (в отличие от девочек) является контурным и схематичным. Это может говорить об особой значимости фигуры отца для многих мальчиков, о его явном присутствии во внутренней жизни ребенка. Но характер его изображения может свидетельствовать о том, что отец является не объектом эмоциональной привязанности, не источником поддержки и уверенности, а скорее неким абстрактным символическим образом, недосягаемым и в то же время угрожающим. Можно предположить, что, оставаясь значимым персонажем, он не вызывает у них положительных чувств.
             В-третьих, девочки из неполных семей демонстрируют более тесную связь с бабушками и дедушками в отличие от мальчиков, где такая связь практически отсутствует.
Эти данные свидетельствуют о том, что мальчики из неполных семей оказываются в довольно тяжелой ситуации эмоциональной изоляции. Если девочки нередко компенсируют отсутствие отца тесной связью с бабушкой или дедушкой, то их ровесники, по-видимому, испытывают острый дефицит привязанности к взрослым.
            Рассмотрим теперь, как эта картина отношений с близкими взрослыми отражается на представлении ребенка о себе, которое на рисунке семьи проявляется в общем сюжете рисунка и в особенностях изображения Я-фигуры.
При анализе сюжетов в рисунках семьи главное внимание уделялось семейному контексту (окружению), в котором ребенок изображает самого себя. По этому признаку были выделены три типа рисунков:
1) "Я в одиночестве" - на рисунке присутствует только Я-фигура при полном отсутствии остальных членов семьи;
2) "Я среди родственников" - ребенок изображает себя среди других членов семьи: мамы, папы, братьев и сестер и других;
3) "отсутствие Я-фигуры" - ребенок не изображает себя на рисунке, отказ рисовать себя характерен для детей, испытывающих чувство неадекватности, непринадлежности к семье.
Рассмотрим относительную частоту встречаемости данных сюжетов в разных выборках детей.
Как можно видеть из табл. 2, на большинстве рисунков дети изображают себя в окружении родственников. Отсутствие Я-фигуры в обеих выборках наблюдается достаточно редко. Однако обращает на себя внимание тот факт, что у детей, растущих в неполных семьях, несколько чаще встречаются рисунки, на которых ребенок изображает одного себя. Причем эти расхождения наблюдаются только среди мальчиков: если показатели девочек из полных и неполных семей практически совпадают, то в рисунках мальчиков из неполных семей одинокая Я-фигура встречается почти в два раза чаще, чем в полных (25,5 и 14 %). Известно, что однофигурные композиции в детских рисунках отражают трудности ребенка в общении, в чувстве отвержения и неприятия ребенка со стороны окружающих.

Таблица№2- Особенности изображения Я-фигуры у детей из полных и неполных семей, %

Х а р а к т е р                р и с у н к а

Полные и неполные семьи

 

Я ОДИН


Я СРЕДИ РОДСТВЕННИКОВ


 

ОТСУТСТВИЕ Я-ФИГУРЫ

16,2


14,0


9,4


16,7


25,5


8,1

72,8


72,0


74,0


67,7


57,4


77,6

15,0


14,0


16,6


15,6


17,1


14,3


Рисунки подобного типа  могут свидетельствовать об отчуждении и переживании одиночества. По данным психологов, отсутствие члена семьи (в частности, матери) отражает негативное отношение к нему, символическое отвержение. Приведенные результаты могут свидетельствовать о том, что мальчики из неполных семей значительно чаще испытывают чувство одиночества в семье, чем другие дети.
Остановимся теперь на качественных особенностях изображений себя в детских рисунках семьи.
Рассматривая изображения Я-фигуры на рисунках детей из полных и неполных семей, мы не обнаружили существенных различий в величине Я-фигуры (в обеих выборках дети рисуют себя примерно одного размера с остальными). Некоторые различия наблюдались в порядке изображения себя: дети из полных семей несколько чаще рисуют себя первыми (как мальчики, так и девочки) и реже - последними.
Следует отметить значительно более низкую прорисованность Я-фигуры у детей из неполных семей. Причем наиболее низкие показатели по этому параметру встречаются у мальчиков: только в 12 % случаев зафиксирована хорошая прорисованность изображения себя и в 34 % случаев - плохая. У девочек соответствующие данные - 41 и 29 %.
Полученные результаты могут свидетельствовать о том, что образ себя у детей из неполных семей более схематичен. Данные детских рисунков могут говорить о сниженной самооценке и негативном самоощущении ребенка из неполной семьи; в особенности это касается мальчиков. Итак, полученные результаты могут свидетельствовать о существенных различиях в эмоциональном самоощущении детей, растущих в полных и неполных семьях. Причем эти различия зависят от пола ребенка: если показатели девочек из неполных семей в большинстве случаев достаточно близки к соответствующим данным их ровесниц из полных семей, то показатели мальчиков в двух выборках существенно различаются. Эти различия, по нашим данным, заключаются в следующем:
-   эмоциональное состояние у мальчиков из неполных семей является более низким и угнетенным, чем у девочек;
- эта группа находится в достаточно сложной ситуации эмоциональной изоляции: их связи с матерью и старшими членами семьи являются менее тесными, чем у девочек;
-    однофигурные композиции семьи и схематичное изображение себя говорят о том, что мальчики из неполных семей значительно чаще испытывают чувство одиночества и трудности в общении в семье, чем девочки и чем их сверстники из полных семей.
Эти данные достаточно убедительно свидетельствуют об эмоциональном дискомфорте детей мужского пола, живущих с одинокой матерью.
Однако возникает вопрос: ограничивается ли этот дискомфорт рамками семьи или же он распространяется и на другие сферы жизнедеятельности ребенка? С одной стороны, можно предположить, что одинокая мать, расставшись с мужем, подсознательно переносит свои проблемы на сына, идентифицируя его с отцом. В этом случае эмоциональная изоляция, которую испытывает мальчик, связана, в основном, с его отношениями с матерью и не затрагивает сферы общения с другими людьми. Но, с другой стороны, можно думать, что сниженное эмоциональное самоощущение мальчика, растущего без отца, имеет более глубинный характер и отражается на самых разных аспектах его жизни, в том числе на сфере отношений со сверстниками в школе.


2.2.2.Диагностика стиля родительского отношения в полных и неполных семьях

 По результатам (см. таблица3) исследования родителей детей из неполных семей можно говорить о том, что они относятся положительно к своему ребенку. Они принимают детей такими, какие они есть, признают их индивидуальность. Но в тоже время они могут применять наказания при непослушании. Они высоко оценивают способности своего ребенка, поощряют его самостоятельность и инициативу, возможно даже больше родителей детей из полных семей. Родители детей из неполных семей не устанавливают дистанцию между собой и ребенком, они стараются быть ближе к своему чаду (ведь именно это ребенку сейчас необходимо). В таких семьях неудачи ребенка считаются случайными, родители ребенка верит в высокие возможности своего ребенка.
 Подобными же были результаты исследования родителей детей из полных семей. Родители положительно относятся к своим детям. Воспринимают их такими, какие они есть. Они уважают и признают индивидуальность детей, одобряют их интересы, проводят с ними много времени. Родители высоко оценивают способности ребенка, поощряют его самостоятельность и инициативу. Они не устанавливают границы между собой и ребенком. Стараются удовлетворять его разумные потребности. Также как и родители детей из неполных семей неудачи ребенка они считают случайными и верят в его силы.
 Родители всех испытуемых относятся к детям положительно, стараются быть эмоционально близкими, заботятся о них. Наибольшую оценку родители из двух групп получили по шкале «принятие — отвержение». Практически одинакова кооперация. Родители из полных семей стараются быть в большем симбиозе, чем родители из неполных семей, они больше контролируют детей, но меньше подчеркивают неудачи ребенка. Родители детей из неполных семей чаще используют стиль «маленький неудачник», но при этом у них несколько ослаблен контроль по сравнению с родителями детей из полных семей. В целом можно сделать вывод, что различия у детей из полных и неполных семей в эмоциональном состоянии не могут быть связаны с особенностями отношений в семье, так как родители с любовью и заботой относятся к детям обеих групп.


 Таблица 3– Результаты теста-опросника детско-родительских отношений

семья

Принятие-отвержение

кооперация

симбиоз

Гиперсоциализация

Инфантилизация

Семья не полная 1

7б (3,79%)

4б(12,29%)

4б(74,97%)

6б(95,76%)

7б(100%)

Семья не полная 2

7б (3,79%)

5б(19,22%)

4б(74,97%)

5б(83,79%)

5б(96,83%)

Семья не полная 3

7б (3,79%)

2б(5,67%)

3б(57,96%)

6б(95,76%)

2б(70,25%)

Семья не полная 4

12б(77,21%)

7б(48,82%)

6б(92,93%)

6б(95,76%)

2б(70,25%)

Семья не полная 5

19б(95,5%)

2б(5,67%)

6б(92,93%)

2б(32,13%)

1б(45,57%)

Семья не полная 6

6б (0,63%)

3б(9,77%)

3б(57,96%)

7б(100%)

7б(100%)

Семья не полная 7 

6б (0,63%)

2б(5,67%)

1б(19,53%)

4б(69.30%)

2б(70,25%)

Семья не полная 8

19б(95,5%)

1б(3,46%)

4б(74,97%)

3б(53,87%)

0б(14,55%)

Семья не полная 9

10б(53,79%)

7б(48,82%)

3б(57,96%)

4б(69.30%)

1б(45,57%)

Семья не полная10

11б(68,35%)

6б(31,19%)

6б(92,93%)

4б(69.30%)

2б(70,25%)

Средний

%






Семья полная 1

10б(53,79%)

7б(48,82%)

6б(92,93%)

7б(100%)

1б(45,57%)

Семья полная 2

30б (100%)

7б(48,82%)

6б(92,93%)

6б(95,76%)

0б(14,55%)

Семья  полная 3

28б(100%)

7б(48,82%)

7б(96,65%)

2б(32,13%)

1б(45,57%)

Семья полная 4

5б(0%)

8б(80,93%)

5б(86,63%)

3б(53,87%)

0б(14,55%)

Семья полная 5

4б(0%)

8б(80,93%)

6б(92,93%)

2б(32,13%)

0б(14,55%)

Семья полная 6

8б(12,02%)

8б(80,93%)

5б(86,63%)

4б(69.30%)

0б(14,55%)

Семья полная 7

31б(100%)

8б(80,93%)  

7б(96,65%)

4б(69.30%)

0б(14,55%)

Семья полная 8

20б(97,46%)

7б(48,82%)

4б(74,97%)

2б(32,13%)

1б(45,57%)

Семья полная 9

27б(100%)

4б(12,29%)

4б(74,97%)

7б(100%)

2б(70,25%)

Семья полная10           

31б(100%)

8б(80,93%)  

4б(74,97%)

2б(32,13%)

1б(45,57%)

Средний

%







ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вследствие этого можно сделать следующие выводы:

1.                 Дети из полных семей уравновешеннее и спокойнее, нежели дети из неполных семей. Это говорит о том, что ребенок тяжело переносит травму утраты дорогого для него человека, а так как это еще ребенок он не может в полной мере контролировать свои эмоции;

2.                 Дети из полных семей более раскрепощенные, по сравнению с детьми из неполных семей. Такое возможно вследствие развития комплексов в связи с неполнотой семьи;

3.                 У детей из полных семей показатели самочувствия, активности и настроения выше, чем у детей из неполных семей. Такие показатели возможны из-за того, что ребенок еще не оправился от потери близкого, родного для него человека;

4.                 Отношение к детям из полных и неполных семей в целом одинаково, но в полных семьях контроль выше. Это может быть связано с тем, что дети из неполных семей раньше становятся самостоятельными;
Дети из неполных семей более общительны по сравнению с детьми из полных семей. Это говорит о том, что для детей из неполных семей важно общение, они даже стремятся к нему. Это может быть связано с тем, что дома им этого общения недостает (в силу различных причин).

5.                 Дети из неполных семей тянутся к маме, так как именно она для них сейчас самый близкий и родной человек. Для ребенка важно как можно больше времени проводить теперь с ней, ведь именно она заменяет ему папу. У них теплые, доверительные отношения, даже теплее чем у детей из полных семей.

6.                 Не каждый ребёнок из неполной семьи вообще смог представить себе кто такой папа и зачем он вообще нужен.

Приведенные выводы исследования свидетельствуют о том, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Действительно, дети, воспитывающиеся в разных типах семей, испытывают эмоциональные трудности. Эмоциональный фон деятельности и общения у детей из неполных семей снижен по сравнению с детьми из полных семей. Детям из неполной семьи тяжелее адаптироваться к жизни, но они стремятся к установлению теплых эмоционально насыщенных отношений со сверстниками. У детей из неполных семей складывается особое отношение к матери, вследствие отсутствия отца. При этом изучение материнского отношения к детям из данного типа семей не выявило значимых различий с родителями из полных семей. То есть все родители любят своих детей и стараются обеспечить хорошую семейную атмосферу в семье, но дети из неполных семей требуют особых отношений с матерью, братьями и сестрами. Также они сами относятся к своим близким более трепетно, боясь их потерять, потерять их любовь, ласку, заботу, потерять возможность любить их.
            В настоящее время воспитание детей является важнейшей проблемой, которой заняты педагоги, психологи, юристы, врачи, экономисты, а также представители других наук. Многие специалисты изучают проблемы и трудности, возникающие в семьях различного состава. На сегодняшний день более важными, чем материальные условия, являются педагогические и психологические проблемы, которые должны решать родители. В неполной семье их возникает значительно больше, и даже появляются такие, каких почти не бывает в полных семьях. Чаще всего эти проблемы касаются психической стороны развития и жизни ребенка. Родители не всегда их осознают, и не всегда в состоянии правильно их понять. Некоторые дети задумываются порой над такими вопросами, с которыми в силу своего характера не могут обратиться за ответом к взрослым, что серьезно усложняет жизнь им и окружающим их людям.
           Бытуют самые разноречивые мнения о неполных семьях, где воспитанием ребенка занимается только мать. Одни считают, что это всегда плохо. Другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает. Третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи.
По свидетельствам исследователей, дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость, склонны к невротическим нарушениям и эмоциональной нестабильности. Это не означает, однако, что неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть и в полной семье, и в неполной, и совершенно необязательно, что они непременно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности. Бывает и, наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами. Поэтому родители, утратившие привязанность друг к другу и живущие вместе лишь «ради детей», зачастую приносят напрасную жертву.
         Таким образом, необходимо внимательно относиться к эмоциональной стороне развития ребенка, так как очень важно, чтобы ребенок в семье получал эмоциональную поддержку, заботу, тепло и ласку самых близких для него людей — родителей

Список используемой  литературы:

1. Акивис Д. С. Отцовская любовь. М., 1989.

2. Алфеева Е. В. Особенности работы психолога с семьёй. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та,2000. – 60 с.

3.  Антонов А. И. Кризис семьи и пути его преодоления / А. И.Антонов, В. А Борисов. М, 1990.

4. Арутюнян М. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодёжи // Отец в современной семье. Вильнюс, 1988.

5. Архиреева Т.В. семейная психотерапия. 2006.

6. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа/ А.Г.Асмолов. М.,2001.

7. Битянова М. Р. Психология личностного роста: практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников / М.Р. Битянова. М., 1995

8. Богданович Л. А. Супружеская жизнь: гармония и конфликты. М. 1990.

9. Бодалев А. А. Семья в психологической консультации / А.А. Бодалев, В.В. Столин. М., 1989

10.             Боровикова Н. В. Тренинг зрелого отцовствования и материнствования / Н. В. Боровикова, www.rusmedserv.com/psychpregn/tr2.htm/

11.             Буянов М. И. Воспитание детей в неполной семье. М., 1980

12.             Винникот Д. В. Разговор с родителями / Д.В. Винникот. М., 1995.

13.             Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дис… канд. психол. наук. – М.: Изд-во МГУ. – 1986. – 206

14.             Воспитание детей в неполной семье. М., 1985 – С 35.

15.             Гаврилова Т. П. К проблеме влияния распада семьи на детей дошкольного возраста // Семья и формирование личности. М., 1988.

16.             Григорьева Е. Дети после развода//Семья и школа. 1995.

17.             Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях //Социс, 1997.-  №11. – С. 72-79.

18.             Дружинин В. Н. Психология семьи /В. Н. Дружинин. Екатеринбург, 2000.

19.             Евсеенкова Ю. В.,. Портнова А. Г. Отцовство как структурно-динамический феномен //Мир семьи

20.             Истратова О.Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога средней школы /О.Н. Истратова Т. В. Эксакусто – Изд. 5-е. – Ростов н./Д.: Феникс,2008.

21.             Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования.- М.: Гардарики,2004. – 320 с.

22.             Кочубей Б. И., Зачем нужен папа?? // Семья и школа. 1990. № 6.

23.             Кочубей Б. И. Мужчина и ребенок. М., 1990.

24.             Кочубей Б. И. Ответственная должность // Семья и школа 1990 № 9

25.             Ковалёв С. В. Психология современной семьи / С. В. Ковалёв. М., 1988.

26.             Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение с взрослыми. Кишинев, 1993.

27.             Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / И.Г. Малкина-Пых. – Эксмо, 2008

28.             Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

29.             Нартова-Бочавер К. С., Несмеянова М. И., Малярова Н. В., Чей я - мамин или папин? М., 1995.

30.             Нечаева А. М. Брак. Семья. Закон. – М., 1999

31.             Овчарова Р. В. Психология родительства. - М; “Академия”, 2005

32.             Пикхарт К.Е. Руководство для одиноких родителей. — М., 1998.

33.             Попова П. Современный мужчина в зеркале семейной жизни. / Пер. с болг. М., 1989.


34.             Психологические тесты. / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Т.2. – 248с

35.             Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности. — Минск, 1999.

36.             Семья. Социально-психологические и этнические проблемы: справочник. Киев. 1990 – С 7.

37.             Соколова В.Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М., 1991.

38.             Фигдор Г. Дети разведенных родителей. — М., 1995.

39.             Целуйко В.М. Неполная семья. — Волгоград, 2000.

40.             Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. — М.: Владос, 2003.

41.             Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. И., 2000.

42.             Эпштейн М. Отцовство/ М. Эпштейн. М., 1992.

                   #"#">#"#">#"#"> #"#">#"#">#"#">http://www.education.eksmo.ru


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение№1

МЕТОДИКА «РИСУНОК СЕМЬИ»

Материал: для работы  необходимо использовать лист белой бумаги 15х20 см или 21х29 см, ручку, карандаш, ластик.

Инструкция №1 к тесту «Рисунок семьи»: « Нарисуй свою семью». При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «что нарисовать?», следует лишь ещё раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длиться около 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще  ограничивают в пределах 15-30 минут.

Применение  теста предполагает использование дополнительных заданий, выраженных  в следующих инструкциях:

Инструкция№2. «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом».

Инструкция№3. «Нарисуй свою семью, как ты её себе предоставляешь».

После выполнения задания следует  стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путём). Обычно задаться следующие вопросы:

1.                 Скажи, кто тут нарисован?

2.                 Где они находятся?

3.                 Что они делают? Кто это придумал?

4.                 Им  весело или скучно? Почему?

5.                 Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл  нарисованного ребёнком: чувства к отдельным членам семьи, почему ребёнок  не нарисовал кого нибудь из членов семьи.

Для интерпретации также надо знать: а) возраст исследуемого ребенка; б)  состав семьи, возраст братьев и сестер; в) если возможно, иметь сведения о поведении ребёнка в семье, школе.

Обработка теста «Рисунок семьи» проводиться по специальной схеме (таблица 4)

Интерпретация теста «Рисунок семьи»

Существует немало различных систем интерпретации результатов теста «Рисунок семьи». Отечественные психологи чаще всего пользуются схемами, которые предложены В.К. Лосевой и Г.Т. Хоментаускасом.
Так, Г.Т. Хоментаускас считает нужным анализировать рисунок семьи по трем уровням. На первом уровне выделяется и интерпретируется обобщенная структура рисунка. На втором дается интерпретация графических изображений отдельных членов семьи. Третий предполагает анализ процесса рисования.
При интерпретации теста используется очень много отдельных более или менее значимых признаков рисунка. В.К. Лосева приводит 33 правила интерпретации рисунка. Она также обращает внимание на процесс рисования, на подписи, которые делает ребенок рядом с персонажами. В отличие от многих авторов, В.К. Лосева замечает, что изображение множества вещей говорит не о бедной эмоциональной жизни в семье, а о направленности этих эмоций на мир предметов, о потребности в стабильности и постоянстве эмоций.
Анализируя интерпретационные схемы В.К. Лосевой, Г.Т. Хоментаускаса

мы выделили следующие признаки конкурентных отношений сиблингов:

— отсутствие на рисунке автора или сиблинга;
— присутствие на рисунке только автора или сиблинга;
— особенности размера фигур автора и сиблинга;
— особенности расположения на листе фигур автора и сиблинга;
— взаимное расположение фигур автора и сиблинга;
— отличительные особенности в рисовании фигур автора и сиблинга;
— специальные признаки конкуренции.

Рассмотрим их подробнее.

ОТСУТСТВИЕ НА РИСУНКЕ АВТОРА ИЛИ СИБЛИНГА

Как известно, неполный состав семьи на рисунке наблюдается в тех случаях, когда автор недоволен семейной ситуацией. Пропускаются те члены семьи, которые наименее эмоционально привлекательны, или те, с кем существуют конфликтные отношения. На вопрос, почему их нет на рисунке, ребенок может дать защитный ответ: «не хватило места», «боюсь, что плохо получится» и пр.
Сиблинг на рисунке может отсутствовать по разным причинам. Во-первых, автор может испытывать к нему бессознательные негативные чувства, которые он не может или не хочет, открыто показывать (например, сильная ревность). Пропуская фигуру брата или сестры, отрицая его присутствие, ребенок как бы пытается исключить соперничество. Во-вторых, пропуск фигуры сиблинга может наблюдаться и в тех случаях, когда между детьми полностью отсутствует эмоциональный контакт. Второй случай, естественно, не будет рассматриваться как признак конкуренции.
Причиной отсутствия автора на рисунке могут быть трудности самовыражения при общении с близкими людьми, отсутствие чувства общности с семьей: «меня здесь не замечают», «мне трудно найти свое место». Такие конфликтные пессимистические настроения не могут считаться признаком конкуренции.
Автор может пропустить себя и в знак протеста, считая, что его забыли: «все уже распределено в этой структуре, меня мало это волнует, мне нет здесь места» или «я не стремлюсь найти здесь свое место или способ выражения». В этом случае можно говорить о соперничестве.
Отсутствие на рисунке всех детей в нашей практике не наблюдалось.

ПРИСУТСТВИЕ НА РИСУНКЕ ТОЛЬКО АВТОРА ИЛИ СИБЛИНГА

Иногда в ответ на просьбу психолога нарисовать свою семью ребенок рисует только сиблинга. Так автор подчеркивает важность его в своей жизни. Причем если фигура маленькая, нарисована в серых и черных тонах, то можно говорить о конкурентных негативных отношениях детей. Если же фигура большая, тщательно прорисованная, с большим количеством мелких деталей и дополнений, то это — самый важный и самый любимый человек для автора, тот, кто понимает его и занимается с ним.
В некоторых случаях дети рисуют только себя, в фантастических нарядах, с цветами, большого размера. Это может свидетельствовать о наличии эгоцентричности и, возможно, астероидных черт характера. Автор, подчеркивая свою индивидуальность, забывает об окружающих. Такие рисунки наблюдаются у детей, воспитанных по типу «кумир семьи».
Единственная на рисунке фигура автора может быть и, наоборот, маленькой, негативно окрашенной, на темном фоне. Так автор подчеркивает свою отверженность, покинутость. Такое настроение бывает у первенцев в первое время после рождения младшего сиблинга, когда родители уделяют внимание только новорожденному, забывая о старшем ребенке.

РАЗМЕР ФИГУР АВТОРА И СИБЛИНГА

Если автор рисует всех членов своей семьи (в первую очередь мы обращали внимание на присутствие родителей и обоих детей), то при анализе рисунка сопоставляются размеры нарисованных фигур. Они могут быть адекватно распределены по росту, но могут присутствовать и искажения. Так, если дети и взрослые примерно одного размера или фигура автора выше остальных, то это трактуется как признак соревнования за родительскую любовь с другим родителем или братом—сестрой. Большой рост автора в совокупности с тщательной детализацией подчеркивает его значимое положение в семье.
Если же фигура автора меньше остальных, что не соответствует реальности, то он, скорее всего, страдает от своей незначимости для родителей.
Маленькая фигура автора в совокупности с большой, хорошо нарисованной фигурой сиблинга может подчеркивать привилегированное положение последнего по сравнению с автором. Сиблинг может быть выше всех или только выше автора (нередко для этого специально выдумывается пьедестал). Таким образом, неадекватный размер фигур детей говорит о наличии конкуренции между ними.

РАСПОЛОЖЕНИЕ ФИГУР НА ЛИСТЕ

На плоскости листа члены семьи редко располагаются на одной линии. Чаще всего кто-то оказывается выше, а кто-то ниже остальных. Считается, что таким образом дети показывают свое мнение о власти в семье: чем больше власть и влияние того или иного члена семьи, тем выше его фигура. Это правило не зависит от предыдущего, так как маленькая по размеру фигура может быть на рисунке выше всех (например, по мнению ребенка, новорожденный управляет всей семьей). Власть в семье может принадлежать и кому-то из взрослых, но конкуренция все равно существует, если кто-то из детей располагается значительно ниже другого.
В случаях линейного расположения самый значимый персонаж располагается самым первым (левым). А.И. Захаров замечает, что в норме чаще всего дети рисуют на первом месте отца, на втором (слева направо) — мать, на третьем — себя.
При неврозах у мальчиков картина остается без изменения, а девочки чаще ставят на первое место мать, подчеркивая ее доминирующую позицию.
Если сиблинг расположен вторым, то это свидетельствует о том, что автор ревнует к нему родителей.
Присутствие на рисунке всех членов семьи, занятых общей деятельностью или делающих свои дела рядом друг с другом (на близком расстоянии), а также стоящих вплотную друг к другу, держащихся за руки или протягивающих руки друг другу, говорит о сплоченности, эмоциональном благополучии в семье, включенности ребенка в эту ситуацию.
По словам В.К. Лосевой, Г.Т. Хоментаускаса и других, линейная дистанция между фигурами (не только людьми, но и вещами) представляет собой дистанцию психологическую. Речь идет о перцептивной линейной дистанции на плоскости.
При конфликтах наблюдается раздробленность пространства или нарушение целостности изображения членов семьи: фигуры родителей разъединяются большим промежутком или еще одной фигурой. Из-за разобщенности в пространстве членов семьи они менее ориентированы на совместные действия. К тому же фигуры членов семьи, включая ребенка, более статичны и напряжены.
Если сиблинги стоят близко друг к другу, значит, автор благожелательно воспринимает своего брата или сестру; а если держатся за руки, значит, между ними наблюдается тесный психологический контакт. Если же они стоят далеко друг от друга и/или разделены другими персонажами или предметами, то можно предположить, что между ними существуют конфликтные отношения. При этом близость к родителям одного из детей и отдаление от них другого подчеркивает исключительный статус кого-либо из детей и является признаком конкуренции между ними.
Существование у автора ревности к родителям предполагается, если сиблинг нарисован между родителями или вплотную к ним. Тот же вывод можно сделать, если при линейном расположении всех членов семьи автор рисует себя правее брата или сестры, подальше от родителей.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В РИСОВАНИИ ФИГУР АВТОРА И СИБЛИНГА

Отрицательное отношение к себе или к сиблингу ребенок может выразить через недетализированное или неполное (например, без каких-либо частей тела) изображение. Так, автор может тщательно изобразить себя, в красивой одежде, до деталей прорисовывать свою фигуру, возвращаться к ней в процессе рисования, поправлять и дополнять ее, а сиблинга нарисовать всего несколькими штрихами, в неряшливой одежде. Это служит признаком конкуренции между сиблингами. Об этом же можно говорить, если автор наряжает сиблинга в праздничные, броские, фантастические наряды, а на своей фигуре долго не останавливается.
С помощью штриховки, нажима, темных тонов показывается наличие конфликта. Интерпретаторы в данном случае обращают внимание на то, что особенно выделено, пытаются определить функции той части тела, которую автор отвергает. По тому, как или в каком стиле ребенок рисует себя (насколько он напоминает других персонажей), можно установить, с кем он себя идентифицирует, соответствует ли это его полу. Общая цветовая гамма с одним из взрослых или детей на рисунке, в частности одна и та же окраска туловища, указывает на большую вероятность отождествления с ним по признаку пола.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ КОНКУРЕНЦИИ НА РИСУНКЕ

О конкуренции может говорить изображение сиблинга между солнцем или другим источником света и автором. Источники света символизируют тепло, защиту, поэтому фигура, мешающая автору пользоваться этим, рассматривается как препятствие для получения в полной мере защиты и опеки.
В редких случаях дети прямо изображают ссоры, борьбу, драки, соревнования с братьями и сестрами.
Прямым символом конкуренции является изоляция сиблинга от остальных членов семьи, заключение его в замкнутое пространство (кровать, коляска), изображение опасных для его жизни предметов, затемнение области около сиблинга. Последние признаки можно рассматривать не только как конкуренцию, но и как проявление гнева, агрессии по отношению к нему.
Бывает, что графически обособлены оба ребенка. Нередко отношения здесь амбивалентны. С одной стороны, по замыслу автора они выступают единой группой, а с другой — между ними существует напряжение и соперничество.
А.И. Захаров отмечает, что с известной долей осторожности можно считать, что преобладание серых и черных цветов в рисунке подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок. Доминирование ярких, светлых, насыщенных цветов указывает на высокий жизненный тонус автора и его оптимизм.
Широкие мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, говорит об уверенности и решительности.
Повышенная возбудимость, гиперактивность выражаются в неустойчивости изображения, его смазанности или в большом числе отчетливых, пересекающихся линий.

Таблица№4

Схема анализа «Рисунок семьи»

п/п


Выделяемые признаки

Отметки о наличии признаков

1

Общие размер рисунка (его площадь)


2

Количество членов семьи


3

Соответствующие размеры членов семьи


мать


отец


сестра


брат


дедушка


бабушка и т. д.


4

Расстояние между членами семьи


Наличие каких-либо предметов между ними


5

Наличие животных


6

В виде изображения:


схематическое изображение


реалистическое изображение


эстетическое изображение


в интерьере, на фоне пейзажа и т. д.


метафорическое изображение


В движении, действии


7

Степень проявления положительны эмоций (в балах 1,2,3…)


Степень проявления негативных эмоций (в балах  1,2,3)


Степень аккуратности исполнения (1,2,3)



Приложение №2

ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ

(А.Я Варга, В.В. Столин)

           Тест-опросник детско-родительских отношений А.Я. Варги, В.В. Столина представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, нуждающихся в психологической помощи по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Структура опросника

 Опросник состоит из пяти шкал:

1. "Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

2. "Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается ему помочь во всем, сочувствует ребенку. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

3. "Симбиоз" – шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так – родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремиться удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным.

Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, т.к. по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

4. "Авторитарная гиперсоциализация" - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

5. "Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписывать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Текст опросника

1.                 Я всегда сочувствую своему ребенку.

2.                 Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3.                 Я уважаю своего ребенка.

4.                 Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5.                 Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6.                 Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7.                 Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8.                 Мой ребенок часто неприятен мне.

9.                 Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10.             Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

11.             Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12.             Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13.             Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14.             Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме призрения, ничего не стоят.

15.             Для своего возраста мой ребенок немножко не зрелый.

16.             Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17.             Мой ребенок впитывает в себя дурное как "губка".

18.             Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

19.             Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20.             Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам.

21.             Я принимаю участие в своем ребенке.

22.             К моему ребенку "липнет" все дурное.

23.             Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24.             Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25.             Я жалею своего ребенка.

26.             Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27.             Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28.             Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29.             Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30.             Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31.             Родители должны приспосабливаться к ребенку, е только требовать этого от него.

32.             Я стараюсь выполнять все  просьбы моего ребенка.

33.             При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34.             Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35.             В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36.             Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37.             Я всегда считаюсь с ребенком.

38.             Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39.             Основная причина капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень.

40.             Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41.             Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

42.             Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43.             Я разделяю увлечения своего ребенка.

44.             Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45.             Я понимаю огорчения своего ребенка.

46.             Мой ребенок часто раздражает меня.

47.             Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.

48.             Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49.             Я не доверяю своему ребенку.

50.             За строгое воспитание дети благодарят потом.

51.             Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52.             В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53.             Я разделяю интересы своего ребенка.

54.             Мой ребенок не в состоянии что-либо делать самостоятельно, а если и делает, то обязательно не так.

55.             Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56.             Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57.             Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58.             Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59.             Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60.             Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61.             Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Ключи к опроснику

1.    Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

2.    Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 35.

3.    Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

4.    Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

5.    "Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Порядок подсчета тестовых баллов

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ "верно". Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

-отвержение;

- социальная желательность;

- симбиоз;

- гиперсоциализация;

- инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам. (Таблица№4)

Таблица№4

1 шкала: "принятие-отвержение"

"сырой" балл

0

1

2

3

4

5

6

7

8

процентильный ранг

0

0

0

0

0

0

0,63

3,79

12,02

"сырой" балл

9

10

11

12

13

14

15

16

17

процентильный ранг

31,0

53,79

68,35

77,21

84,17

88,6

90,5

92,4

93,67

"сырой" балл

18

19

20

21

22

23

24

25

26

процентильный ранг

94,3

95,5

97,46

98,1

98,73

98,73

99,36

100

100

"сырой" балл

27

28

29

30

31

32




процентильный ранг

100

100

100

100

100

100




2 шкала: "Кооперация"

"сырой" балл

0

1

2

3

4

5

6

7

8

процентильный ранг

1,57

3,46

5,67

9,77

12,29

19,22

31,19

48,82

80,93

3 шкала: Симбиоз

"сырой" балл

0

1

2

3

4

5

6

7


процентильный ранг

4,72

19,53

39,06

57,96

74,97

86,63

92,93

96,65


4 шкала: Авторитарная гиперсоциализация

"сырой" балл

0

1

2

3

4

5

6

7


процентильный ранг

4,41

13,86

32,13

53,87

69,3

83,79

95,76

100


5 шкала: "Маленький неудачник"

"сырой" балл

0

1

2

3

4

5

6

7


процентильный ранг

14,55

45,57

70,25

84,19

93,04

96,83

99,37

100




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.