РУБРИКИ

Образование, как основа для формирования стратегического мышления

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Образование, как основа для формирования стратегического мышления

Образование, как основа для формирования стратегического мышления

Образование, как основа для формирования стратегического мышления

Андрианов А.Ю.

Одной из сложнейших задач образования XXI века будет приведение в состояние гармонии стремления передавать знания в области науки и техники и стремления пробуждать человеческие чувства, ту чувствительность, которая побуждает людей последовательно проявлять индивидуальность и искреннее желание поддерживать межличностные отношения.

Институты формального образования все больше подчиняются требованиям экономической системы, которая отдает предпочтение таким ценностям как продуктивность, эффективность и рентабельность. Переход к новой экономике возможен лишь при осознании того, что универсальным средством для этого является образование. На этой основе должно формироваться стратегическое мышление, прежде всего региональных руководителей, а так же руководителей муниципальных образований, которые с «низу» формируют развитие муниципальных образований. Это продиктовано тем, что современные российские муниципальные образования, имея формальные основания для самоуправления, находятся в ситуации, которая характеризуется нехваткой всех основных видов ресурсов необходимых для стратегического развития: финансовых, материальных, информационных, временных, но самое главное людских[1] (квалификация).

Но с другой стороны попытки достичь упомянутых целей приводят к двум отрицательным последствиям. Во-первых, они относят к маргинальным группам людей с менее развитыми способностями. Во-вторых, не оставляют времени для передачи идей гуманизма одновременно с обучением навыкам и отношениям, чтобы использовать их в повседневной жизни.

Учреждения образования прилагают усилия, чтобы удовлетворить потребность в обучении ценностям, но им препятствуют сомнения, какие ценности или чьи ценности нужно преподавать.

Современное общественное развитие России — это, прежде всего проявление противоречивых диалектических процессов, связанных с интегративными тенденциями углубления мирохозяйственных связей и инерцией политического потенциала огромного идеологизированного государства. Россия стоит на пороге технологической революции, позволяющей обеспечить равный доступ к высококачественному образованию всех слоев и групп населения на основе создания общегосударственных банков дидактических материалов, баз данных обучающих программ. Развитие личности, создание условий для максимального раскрытия индивидуальных возможностей каждого человека выдвигаются в число наиболее значимых ориентиров современного развития. Исходя их этого положения, можно сформулировать одну из основных тенденций развития высшей школы: настоятельной необходимостью становятся индивидуализация обучения, развитие индивидуальных творческих способностей. Становятся недопустимыми утилитарность и узость целей образования, превращение сферы высшего образования в конвейер по производству специалистов.

Именно поэтому в Российской Федерации сложилась ситуация осознанной необходимости регулирования процессом подготовки будущих специалистов с высшим образованием в сфере государственного и муниципального управления[2] .

Государственная политика в образовательной сфере определяется сегодня через государственные образовательные стандарты. Подготовка будущих государственных и муниципальных служащих регламентируется государственным образовательным стандартом. 

Обеспечение достижения целей и приоритетов политики обучения кадров для эффективного функционирования в сфере местного самоуправления предполагает наличие механизма реализации такой политики. Такая постановка вопроса инициирует необходимость рассмотрения целого ряда теоретических проблем, связанных с изучением сущности и структуры механизма реализации политики, в сфере подготовки и профессионального роста муниципальных служащих[3] .

Прежде всего, попытаемся определиться с сущностью механизма реализации рассматриваемой политики. Сущность механизма реализации политики подготовки и профессионального роста муниципальных служащих состоит в целенаправленном воздействии структур общегосударственного, регионального (на уровне субъекта Российской Федерации) и муниципального управления на все составляющие системы обучения муниципальных служащих в интересах формирования персонала местного самоуправления, способного эффективно решать широкий круг проблем социально-экономического развития муниципального образования, существенно улучшить, в конечном счете, качество жизни населения.

Что касается структуры такого механизма, то она включает в качестве основных звеньев принципы, методы и функции реализации политики подготовки и профессионального роста муниципальных служащих.

При построении механизма реализации территориальной политики в сфере подготовки и профессионального дополнительного образования работников муниципальной службы следует ориентироваться, прежде всего, на принципы системности и комплексности. Следование принцип у системности означает, что политику подготовки и повышения квалификации муниципальных служащих следует рассматривать в контексте общей политики кадрового обеспечения местного самоуправления.

Комплексный подход к формированию механизма реализации политики обучения муниципальных служащих означает также рассмотрение его как системы, состоящей из элементов и имеющей определенную внутреннюю организацию. Комплексный подход способствует сбалансированному функционированию всех звеньев рассматриваемого механизма, ликвидации диспропорций и противоречий между различными сторонами процесса подготовки и профессионального роста муниципальных служащих.

Основные требования к профессиональным знаниям и умениям государственных и муниципальных служащих определяются целями, задачами и функциями органов государственной власти и органов местного управления.

В соответствии с указанными выше целями, задачами и функциями государственный служащий должен:

1) знать:

теорию государства и права;

государственное устройство Российской Федерации (конституционные основы, структуру и организацию деятельности власти);

основы законодательства;

законодательство в сфере профессиональной деятельности;

общую теорию управления;

теорию государственного управления;

основы политологии и политического управления;

основы социального управления;

теорию и практику по предмету специализации (профессиональной деятельности);

2) уметь анализировать и прогнозировать макропроцессы в экономической, политической и социальной сферах

• разрабатывать предложения по формированию (совершенствованию) и реализации государственной политики в сфере профессиональной деятельности, в том числе предложения к планам и программам;

• разрабатывать проекты государственных нормативных правовых актов в сфере профессиональной деятельности;

муниципальный служащий должен.

1) знать:

- основные положения теории государства и права;

государственное устройство  Российской Федерации и субъекта Российской Федерации;

- принципы организации местного самоуправления;

- структуру и организацию деятельности органов местного самоуправления муниципального образования;

- основы законодательства;

- законодательство в сфере профессиональной деятельности;

общую теорию управления;

- основные положения политологии и политического управления;

- теорию муниципального управления;

- формы и методы хозяйственного управления;

- формы и методы социального управления;

- формы и методы ситуационного у правления;

2) уметь: анализировать и прогнозировать процессы в экономической, политической и социальной сферах в муниципальном образовании;

разрабатывать предложения по формированию (совершенствованию) и реализации муниципальной политики в сфере профессиональной деятельности, в том числе предложения к планам и программам;

разрабатывать проекты муниципальных нормативных правовых актов в сфере профессиональной деятельности;

осуществлять непосредственное управление (руководство) отдельными сферами муниципального хозяйства.

Из этого следует, что от государственного служащего требуются, в первую очередь, глубокие знания в области права, политологии, макроэкономики, общей теории управления и умение на их основе участвовать в разработке и реализации государственной политики. Основная функция государственного служащего – управление методом нормативного регулирования.

Муниципальный служащий должен быть, прежде всего, знаком с формами и методами текущего непосредственного управления хозяйственной и социальной сферами муниципального образования. Его основная функция — управление методом руководства.

В результате набор дисциплин, необходимых для подготовки государственных и муниципальных служащих, примерно одинаков, но принципиально различны акценты в их изучении (широта и глубина знаний по тем или иным предметам).

Нивелирование знаний в перечисленных областях приводит к подготовке «усредненного» специалиста, которому потребуется длительная адаптация и дополнительное обучение при занятии должности государственной или муниципальной службы.

Стыковку и акцент на экономико-правоведческом профиле квалификации специалистов государственного и муниципального управления мы считаем необходимой, правомерной, отвечающей духу и букве Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», в котором прямо и непосредственно предусмотрены экономико-правовые квалификационные требования к государственным служащим. Необходимо иметь ввиду, что государственная и муниципальная службы призваны внести порядок и рациональную организацию в социальное пространство и таким образом поднять на качественно новый уровень степень, масштабы, адаптационные механизмы и эффективность новой системы общественного управления, которая в отличие от жесткой прежней структуры организации, строится на базе гибких структур управления, которые укрепляют и сам механизм государственного и муниципального управления.

Практика решения кадровой проблемы в сфере разработки и реализации муниципальной политики кадрового обеспечения местного самоуправления свидетельствует, что здесь можно указать на две крупные проблемы.

Во-первых — некомпетентность специалистов кадровых служб муниципальных органов, которые должны осуществлять маркетинг и мониторинг кадровой составляющей муниципального управления, выявлять основные проблемы социально-экономического развития муниципального образования, решение которых требует получения теоретических знаний и практических навыков, формировать муниципальный заказ на подготовку специалистов сферы местного самоуправления.

Из этого следует необходимость скорейшего введения достаточно серьезной независимой аттестации работников кадровых служб органов местного самоуправления, инициирования и проведения научно-проектных работ, связанных с уточнением действующих структур управления, должностных инструкций.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://journal.vlsu.ru

[1] Лапыгин Ю.Н., Илларионов А.Е., Лачинина Т.А. Разработка и реализация стратегий  муниципалитета. – Владимир: Влад. книж. типография, 2005. - с. 4.

[2] Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное управление. //Из-во «Магистр». 1997г. С.1-47.

[3] Гневко В.А. Муниципальное управление: подготовка и повышение квалификации служащих. // г. С-Петербург. 1999г.  




© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.