РУБРИКИ

Общая характеристика проблемы оценки и оценочной функции психики в различных науках и в психологии

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Общая характеристика проблемы оценки и оценочной функции психики в различных науках и в психологии

В заключение подведем некоторые итоги анализа проблемы оценивания, оценки и оценочной функции в целом, проведенного в этой главе.

В первом параграфе представлены данные о том, что исследования, связанные с изучением специфических аспектов проблемы оценки, проводятся в различных науках. Среди них особая роль принадлежит философским дисциплинам, таким, как этика, эстетика, аксиология, гносеология, логика. В некоторых из них исследования проводятся уже более полувека и содержат важные сведения. Все это позволяет охарактеризовать проблему оценки как междисциплинарную.

В различных разделах психологии и особенно в социальной, детской, возрастной и педагогической психологии также проводятся довольно интенсивные исследования различных видов оценки, в результате которых получены многочисленные и весьма ценные данные. Однако, как показал анализ, эти исследования разобщены «ведомственными барьерами», узкоспецифичны и во многих вопросах дублируют друг друга.

В третьем параграфе предпринята попытка обоснования постановки проблемы оценивания и оценки, а также оценочной функции психики как общепсихологической. При этом сформулированы три важнейшие задачи теоретической части данной работы: 1) выявление и обоснование сущности оценки как психического явления, в том числе обоснование понимания оценивания как особой формы отражения отношений; 2) обоснование понимания всей совокупности оценочных явлений как системы с выделением её состава, уровней и функциональной структуры; 3) анализ места и роли оценочной функции психики и отдельных оценочных явлений в регуляции поведения и деятельности человека.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все задачи, которые были поставлены в работе, можно разделить на три блока.

Первый из них — теоретический анализ и обоснование сущности оценки как психического феномена.

Анализ исследований, выполненных по вопросу оценивания и оценки, продемонстрировал неординарность этой проблемы для науки в целом и актуальность изучения оценочной функции психики для решения теоретических и практических задач, стоящих перед различными психологическими дисциплинами и общей психологией. При этом была обоснована необходимость начать теоретический анализ с обоснования сущности оценки на философском уровне, а затем перейти к рассмотрению общепсихологических вопросов.

Исходным моментом предпринятого «восхождения от абстрактного к конкретному» выступил анализ категории «отношение» и основных видов объективных отношений, а затем проблемы отражения и познания отношений на когнитивном и аффективном уровне.

В результате было обосновано понимание оценки как особой формы отражения некоторых видов объективных отношений: оценки в широком смысле (оценки I рода) связаны с отражением объект-объектных отношений превосходства, а собственно оценки (оценки II и III рода) – с отражением субъект-объектных и субъект-субъектных потребностных или ценностных отношений предпочтения. Анализ сущности оценки завершен определением понятий оценивания как процесса и оценки-результата, как итога фазовой динамики этого процесса.

Оценка (оценивание) как психический процесс является отражением объект-объектных, субъект-объектных и субъект-субъектных отношений превосходства и предпочтения, который реализуется в ходе произвольного и непроизвольного сравнения (сличения, сопоставления) предмета оценки и оценочного основания, представляющего собой упорядоченную по принципу превосходства или предпочтения совокупность представлений о соответствующем классе однородных объектов или разнородных предметов одной потребности. Оценка как результат фазовой динамики процесса оценивания в зависимости от уровня и способа отражения отношений может выражаться знаком и интенсивностью эмоционального переживания, его вербальной версией, оценочным суждением или закономерным изменением взаимодействия со средой, осознаваемым как оценка лишь вторично.

Приведенные определения оценки как процесса оценивания и как его результата являются предельно обобщенными. В реальности за ними стоит огромная сеть разнообразных видов, подвидов, классов и родов оценок и самооценок, первичная классификация которых представлена в работе.

Многообразие оценочных явлений, вольно или невольно обнаруживаемое как в самой психологии, так и в других науках (педагогике, медицине, экономике, метрологии и т. д. ), предполагает их системный анализ, проведение которого направлено на решение второго блока задач работы.

Этот анализ начался с рассмотрения вопросов о составе и структуре отдельного оценочного акта. При этом было продемонстрировано, что в каждом акте оценки выделяются как бы четыре элемента: 1) предмет или объект оценки, воспринимаемый непосредственно или «извлекаемый» из памяти; 2) некое образование, называемое в различных работах по-разному («эталон», «стандарт», «критерий», «личная шкала», «норма» и т. д.), для обозначения которого был предложен обобщающий термин «оценочное основание», или просто «основание»; 3) процесс сравнения объекта оценки и оценочного основания; 4) отображение в какой-либо форме результата оценивания в оценке-результате.

Наиболее важными из элементов структурной «формулы» оценки, бесспорно, являются основание и процесс сравнения.

Оценочные основания различаются по своей природе на аффективные, когнитивные и когнитивно-аффективные; по механизму образования – на основания, образующиеся по принципу превосходства и по принципу предпочтения. Кроме того, основания могут вырабатываться самим субъектом в течение жизни, а могут «усваиваться» и «присваиваться», будучи выработанными обществом, в готовом виде.


Литература


1.   Абдрахманова В.Б. Зависимость самооценки от интраличностного и интерличностного сравнения детей // Вопросы психологии. – 1975. – №5. – С. 139.

2.   Алексеев А.В. Себя преодолеть! – М.: Физкультура и спорт, 1995. – 191 с.

3.   Авдеева Н.Н. Развитие образа самого себя у младенца: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. – М., 1982. – 22 с.

4.   Аллахвердов В.М., Иванов В.О., Смирнов М.В. Осознаваемая и неосознаваемая оценка качества решения задач при отсутствии информации о правильности решения // Проблемы инженерной психологии: Материалы V Всесоюзной конференции по инженерной психологии. – М.: Наука, 1979. – ч. 2. – С. 13.

5.   Аллахвердов В.М. Опыт теоретической психологии: Автореф. дисс. … докт. психол. наук. – Санкт-Петербург, 1994. – 32 с.

6.   Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. – М.: Педагогика, 1984. – 258 с.

7.   Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка // Серия: Педагогика и психология. – М.: Знание 1980. – №10. – 96 с.

8.   Амонашвили Ш.А. Психолого-дидактические особенности оценки как компонента учебной деятельности // Вопросы психологии. – 1975. – № 4. – С. 77-87.

9.   Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Труды Института мозга им. В.М. Бехтерева. – Л.,1935. – Т. VI. – 146 с.

10.Ананьев Б.Г. К постановке проблемы детского самосознания // Известия АПН РСФСР, 1948. – Вып.18. – С. 101-124.

11.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977. – 380 с.

12.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. – 339 с.

13.Анастази А. Психологическое тестирование: – Книга 1. – М.: Педагогика,1982. – 318 с.

14.Анастази А., Психологическое тестирование: Книга 2 . – М.: Педагогика,1982. – 295 с.

15.Андреева В.Н. Характеристика мнемических функций // Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. – Л., 1976. – С. 154-165.

16.Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – 415 с.

17.Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. – М., 1979. – 21 c.

18.Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М.: Медицина,1975. – 447 c.

19.Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций. – М., 1973. – С. 5-61.

20.Анохин П.К. Проблема принятия решений в психологии и физиологии // Вопросы психологии. – 1974. – №4. – С. 21-29.

21.Аристотель. О душе // Собрание сочинений в 4-х томах. – М.: Мысль,1976. – Т.1. – 439 с.

22.Артемьева Е.Ю. Об описании структуры перцептивного опыта // Вестник МГУ: Серия XIV. Психология, 1977. – № 2. – С. 12-18.

23.Архангельский С.Н., Ендовицкая Т.В., Неверович Я.З. Наглядные пособия и опыты в курсе психологии. – М., 1958. – 104 с.

24.Архипова Е.А. Влияние воспитателя и сверстников на самооценку детей старшего дошкольников старшего возраста: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. – Минск,1983. – 21 с.

25.Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: Мысль, 1976. – 158 с.

26.Асмолов А.Г. Об иерархической структуре установки, как механизма регуляции деятельности // Бессознательные природные функции. Методы исследования – Тбилиси,1978. – Т. 1. – С. 147-157.

27.Асмолов А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности // Вопросы психологии. – 1982. – № 2. – С. 14-27.

28.Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. – М.: Педагогика, 1977. – 254 с.

29.Бакурадзе О.М. Истина и ценность // Вопросы философии. – 1966. – № 7. – С. 49-50.

30.Баранова Л.А., Дворяшина М.Д. Интеллект и его измерение // Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. – Л., 1976. – С. 165-175.

31.Батурин Н.А., Сиротин О.А. Влияние неудачи в соревнованиях на состояния и эффективность дальнейшей деятельности спортсмена // Психический стресс в спорте: Материалы к III Всесоюзному симпозиуму. – М., 1977. – С. 10-12.

32.Батурин Н.А. Изменение уровня притязаний в условиях сравнения с различными стандартными превосходствами // Воспитание, обучение и психическое развитие: Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. – М., 1977. – С.173.

33. Батурин Н.А. Разработка комплексной методики исследования индивидуальных особенностей поведения в ситуации успеха и неудачи // Тезисы докладов к научной конференции «Управление тренировочным процессом спортсменов высших разрядов». – Челябинск, 1978. – С.10-12.

34. Батурин Н.А. Проблемы «защитных механизмов» и переживание неудачи // Тезисы докладов конференции Уральского отделения общества психологов. – Пермь: 1979. – С. 72-74.

35.Батурин Н.А. Влияние успеха и неудачи на функциональное состояние и результативность деятельности: Автореф. дис. ... канд психол. наук. – Л., 1979. – 24 с.

36.Батурин Н.А., Курганский Н.А. Уровень притязаний как метод исследования личности // Диагностика психических состояний в норме и патологии. – Л., 1980. – С.140-148.

37.Батурин Н.А., Бабин М.П., Патюков М.П. Комплексный прибор для вызывания успеха и неудачи, регистрации показателей состояния и результативности деятельности // Электроника и спорт. – М.,1981. – Вып. VI. – С.16.

38.Батурин Н.А. Влияние успеха и неудачи на функциональное состояние человека // Вопросы психологии. – 1984. – №5. – С. 131-137.

39. Батурин Н.А., Лазарев С.В., Чернов Б.А., Метод системной психической саморегуляции и новые подходы к обучению ему операторов АСУ // Проблемы проектирования и эксплуатации рабочих мест, оснащенных средствами взаимодействия с ЭВМ. – Хабаровск,1985. – С. 173-177.

40.Батурин Н.А., Шорин Г.А., Чернов Б.А. Нетрадиционные методы регуляции состояния и восстановления работоспособности спортсменов // Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции «Проблема восстановления и повышения работоспособности спортсменов» – М., 1985. – С. 102-103.

41.Батурин Н.А. Когнитивно-эффективные оценочные комплексы, их природа и роль в регуляции активности личности // Актуальные проблемы психологии в свете современных требований общественной практики: Тезисы докладов зональной конференции. – Челябинск, 1986. – С. 55-56.

42.Батурин Н.А., Гамаль Е.И., Чернов Б.А. Принципы разработки системы методов для регуляции психического состояния спортсмена // Проблемы массовой физической культуры и спорта (тезисы докладов научно-практической конференции). – Челябинск, 1986. – С. 61-62.

43.Батурин Н.А. Успех, неудача и результативность деятельности // Психологический журнал. – 1987. – Т.8. – №3. – С. 87-93.

44.Батурин Н.А., Лазарев С.В. Метод системной психической саморегуляции функционального состояния спортсмена // Тезисы Всесоюзного научного симпозиума «Проблемы психических состояний в спорте», посвященный 70-летию Великой соц. Революции. – Ереван, 1987. – С. 178-179.

45.Батурин Н.А., Чекушина Т.П. Влияние успеха и неудачи в соревновании на познавательные процессы // Оптимизация тренировочного процесса в спорте и двигательных режимов в массовой физической культуре и клинике: Тезисы докладов научно-практической конференции. – Челябинск, 1987. – С. 90-91.

46.Батурин Н.А Проблема оценивания и оценки в общей психологии // Вопросы психологии. – 1988. – №2. – С. 81-90.

47.Батурин Н.А., Румянцев Г.Г. Психологическая подготовка конькобежцев. Методические рекомендации. – М., 1988. – 36 с.

48.Батурин Н.А., Румянцев Г.Г. Современные подходы, средства и методы психологической подготовки конькобежца. – Челябинск, 1991. – 52 с.

49.Батурин Н.А. Психология успеха и неудачи в спортивной деятельности: Методическое пособие. – Омск: Изд-во ОГИФК, 1988. – 49 с.

50.Батурин Н.А. Оценочная функция психики. – М.: Изд-во Института психологии РАН, 1997. – 306 с.

51.Безносов С.П. Особенности оценочного стиля личности: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. – Л., 1982. – 27 с.

52.Берка К. Измерения. Понятия, теории, проблемы. – М.: Прогресс, 1987. – 318 с.

53.Бернстейн А.Л. Справочник статистических решений. – М.: Статистика, 1968. – 162 с.

54.Бернштейн Н.А. О построении движений. – М.: Медгиз,1947. – 256 с.

55.Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: Медицина,1966. – 349 с.

56.Берталанфи Л. Общая теория систем: критический обзор // Исследования по общей теории систем. – М.: Наука, 1969. – С. 23-83.

57.Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. – М.: Наука, 1973. – 270 с.

58.Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. – М.: Наука, 1978. – 312 с.

59.Бодалев А.А. К вопросу об оценочных эталонах // Вестник ЛГУ, 1970. – №17. – Вып.3. – С. 54-57.

60.Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. – 135 с.

61.Бодалев А.А., Куницына В.Н., Парфенов В.Н., О социальных эталонах и стереотипах и их роли в оценке личности // Человек и общество. – Л., 1971. – Вып. IХ. – С 151-161.

62.Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 200 с.

63.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.

64.Божович Л.И., Морозова Н.Т., Славина Л.С. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников // Известия АПН РСФСР. – 1951. – Вып. 36. – С. 105-130.

65.Бойко В.К. Логико-гносеологический анализ оценочных суждений: Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. – Л., 1975. – 24 с.

66.Большая Советская Энциклопедия, т.10, 1972, т.18,1974, т.19, 1975, т.24, 1976, т.28, 1978.

67.Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. – М.: Изд-во Института психологии РАН, 1993. – 140 с.

68.Брожик В.В. Марксистская теория оценки. – М.: Прогресс, 1982. – 261 с.

69.Брунер Дж. Психология познания. – М.: Прогресс,1977. – 412 с.

70.Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. – 392 с.

71.Бугрименко Е.А., Психологические условия организации контроля и самоконтроля у дошкольников: Автореф. дисс. ...канд. психол. наук. – М., 1981. – 22 с.

72.Будасси С.А. Способ исследования количественных характеристик личности в группе // Вопр. психол., 1971. – № 3. – С. 138-143.

73.Бурдин Г.Д., Марков Б.Н. Основы метрологии. – М., 1976. – 286 с.

74.Вансалов В. В. Содержание и форма в искусстве. – М.: Искусство,1956. – 371 с.

75.Василенко В.А. Ценность и ценностные отношения // Проблема ценности в философии. – М.-Л., 1966. – С. 40-52.

76.Вассерман Б.И. О влиянии мотивации на продуктивность мнемических процессов // Вопросы психологии. – 1975. – №6. – С. 34-42.

77.Веккер Л.М. Психические процессы. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. – Т.3. – 326с.

78.Венгер А.Л. К вопросу об оценочных действиях в дошкольном возрасте // Новые исследования в психологии. – М.,1982. – №2(27). – С. 80-83.

79.Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. Тексты. – М.: МГУ, 1984. – С. 4-20.

80.Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.: Изд-во МГУ, 1976. – 142 с.

81.Вилюнас В.К. Эмоции и ситуативное развитие мотивации // Тезисы докладов конференции «Развитие эргономики в системе дизайна». – Боржоми, 1979. – С. 243-247.

82.Виноградова Т.В. Внутренняя картина болезни при локальных поражениях мозга // Вестник МГУ: Серия XIV. Психология, 1979. – №2. – С. 56-60.

83.Волков И.П. Оценочная биполяризация как метод социально-психологической диагностики // Методы социальной психологии. – Л., 1977. – С 120-131.

84.Выжглецов Г.П. Оценка как аксиологическая категория // Вопросы философии и социологии. – Л., 1972. – Вып. IV.– С. 94-98.

85.Выжглецов Г. П. Эстетика в системе философского знания. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. – 175 с.

86.Вюрпилло Э. Восприятие пространства // Экспериментальная психология. – М., 1978. – Т. VI. – С. 136-236.

87.Галкина Т.В. Особенности оценки и самооценки в ситуации прогнозирования достигаемых результатов // Вопросы Психологии. – 1985. – №6. – С. 131-138.

88.Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М.: Изд-во МГУ, 1976. – 150 с.

89.Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. – 152 с.

90.Ганзен В.А. Системные описания в психологии. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. – 175 с.

91.Гегель Г.-В.-Ф. Наука логики. – М.: Мысль, 1970. – Т.2. – 248 с.

92.Гегель Г.-В.-Ф. Энциклопедия философских наук. – М.-Л.: ГИЗ, 1930. – Т.1. – 368 с.

93.Гербачевский В.К. Уровень притязаний и характеристики интеллекта // Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). – Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. – С. 101-105.

94.Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я., Смирнов С.Д. О движении глаз и руки в процессе счета элементов тест-объекта // Психологические исследования. – М.: Изд-во МГУ, 1969. – Вып. 1. – С. 172.

95.Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. – М.,1976. – 495 с.

96.Горбач В.И. Проблемы диалектических противоречий. – М.: Наука, 1972. – 359 с.

97.Горбачева В.А. К вопросу формирования оценки и самооценки у детей // Известия АПН РСФСР. – 1948. – Вып. 18. – С. 3-26.

98.Горский Д.П. Отношения, их логические свойства и их значение в логике // Ученые заметки. – М.: Изд-во МГУ, 1954. – Вып. 169. – С. 127-131.

99.Горский Д.П. Проблемы общей методологии науки и диалектической логики. – М.: Мысль, 1966. – 374 с.

100.Гошек В., Ванек М., Свобода Б. Успех как мотивационный фактор спортивной деятельности // Психология и современный спорт. – М.,1973. – С.100-121.

101.Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. – 392 с.

102.Григолова В.В. Роль установки в процессе восприятия объективных соотношений // Психологический журнал. – 1985. – № 2. – Т.6. – С. 36-46.

103.Громова Е.А. Эмоциональная память и её механизмы. – М.: Наука, 1980. – 180 с.

104.Грот Н.Я. Психология чувствований в её истории и главных основах. Часть I и II. – Санкт-Петербург, 1879-1880. – 642 с.

105.Гулыга А.В. Место эстетики в философской системе Канта // Философия Канта и современность. – М., 1974, – С. 267-268.

106.Гульдан В.В. Исследование некоторых механизмов регуляции поведения при психопатиях: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. – М., 1975. – 18 с.

107.Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии // Вопросы философии. – 1980. – № 12. – С. 47-60.

108.Дашкевич О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. – М., 1985. – 36 с.

109.Дашкевич О.В. Влияние оценки результатов деятельности на особенности эмоционального состояния младших школьников // Вопросы психологии. – 1972. – №6. – С. 116-123.

110.Дашкевич О.В. Эмоционально-волевые проявления самооценки в спортивной деятельности // Проблема деятельности в советской психологии: Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду Общества психологии. – М., 1977. – Ч.II. – С. 357-369.

111.Деметр К. Роль оценки учителя и самоконтроля школьников в формировании учебно-познавательных мотивов: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. – М., 1981. – 19 с.

112.Джемс У. Психология. – Санкт-Петербург., 1922. – 367 с.

113.Дмитров И.Т. Содержание и функции образа самого себя у дошкольников: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. – М., 1979. – 18 с.

114.Доблаев Л.П. К постановке проблемы оценивания в психологии // Проблемы оценивания в психологии. – Саратов, 1984. – С. 3-5.

115.Додонов Б.И. Проблема соотношения деятельности и эмоциональных характеристик личности // Проблемы психологии личности. – М., 1982. – С.115-121.

116.Докторов Б.В. О надежности измерения в социологических исследованиях. – М., 1979. – 128 с.

117.Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. – М.: Политическая литература, 1967. – 351 с.

118.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – М.: Изд-во «Латерна Вита», 1996. – 150 с.

119.Елагина М.Г. Соотношение общей и конкретной самооценки у детей раннего возраста // Новые исследования в психологии. – 1982. – №2 (27). – С. 48-53.

120.Емельянов Ю.Н. Социально-психологическое исследование организаторского потенциала руководителя: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. – Л., 1975. – 19 с.

121.Журавлев А.Л. Стиль руководства и организация соревнования // Социально-психологические аспекты социалистического соревнования. – М., 1977. – С. 112-148.

122.Забродин Ю.М. О некоторых направлениях развития отечественной психофизики // Психологический журнал, 1982. – № 2. – Т.3. – С. 55-69.

123.Завалова Н.Д., Пономаренко В.А. Психические состояния человека в особых условиях деятельности // Психологический журнал. – 1983. – №6. – Т.4. – С. 92-105.

124.Захарова А.В. Когнитивные аспекты оценочной деятельности школьников // Психологические проблемы учебной деятельности школьника. – М.,1977. – С. 242-249.

125.Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки младших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологии. – 1980. – №4. – С. 90-99.

126.Звенигородская Н.О., Кулешова Л.Н., Влияние личностных факторов на экспертную оценку успешности деятельности // Экспериментальная и прикладная психология. – Л., 1982. – №11. – С. 90-99.

127.Зелигман М. Как научиться оптимизму. – М.: «Персей». – 1997. –432с.

128.Зеленов Л.А. Процесс эстетического отражения. – М.: Искусство, 1969. – 175 с.

129.Зиновьев А.А. Метод восхождения от абстрактного к конкретному (на материале «Капитала» К.Маркса): Автореф. дисс. .... канд. филос. наук. – М., 1954. – 23 с.

130.Иванов П.Л. О сущности красоты. – М.: Просвещение, 1967. – 266 с.

131.Ивин А.А. Основания логики оценок. – М.: Изд-во МГУ, 1970. – 230 с.

132.Изард К.Е. Эмоции человека. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – 440 с.

133.Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса. – М.: Изд-во АН СССР, 1980. – 285 с.

134.Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1963. – Ч.1. – 132 с.

135.Кетхудов Р.Т. Об оценке как гносеологической категории // Вестник МГУ: Серия Экономика и философия, 1965. – № 4. – С. 70-78.

136.Кирпиченок Т.Е. Проблема стимулирования учебной деятельности младших подростков: Автореф. дисс. ...канд. психол. наук. – М., 1973. – 19 с.

137.Кислов Б.А. Гносеологические функции практики в оценочном познании // Современные проблемы гносеологии. – Иркутск, 1974. – С. 68-83.

138.Киссель М.А. Критика буржуазных концепций предмета и значения философии // Критика современной буржуазной философии в курсе диалектического материализма. – М., 1975. – С. 3-27.

139.Клочко В.Е. Целеобразование и динамика оценок при решении задач: Автореф. канд. ...психол. наук. – М.,1978. – 22 с.

140.Ключникова Г.А. Соотношение оценки, самооценки и коммуникативных черт личности подростка: Автореф. дисс. ...канд. психол. наук. – Л.,1979. – 21 с.

141.Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. – М.: Политиздат, 1975. – 272 с.

142.Кожуховская И.И. Виды нарушения критичности психических больных: Автореф. дисс. ...канд. психол. наук. – М.,1973. – 19 с.

143.Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. – М.: Прогресс, 1979. – 504 с.

144.Козловский С.М. Роль эталонов в психофизических измерениях // Вопросы психологии. – 1985. – №4. – С. 102-109.

145.Кон И.С. Социология личности. – М.: Политиздат, 1967. – 383 с.

146.Кон И.С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1978. – 367 с.

147.Кон И. С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1980. – 191 с.

148.Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самопознание. – М.: Политическая литература, 1984. – 335 с.

149.Кондаков Н.И. Логический словарь. – М., 1971. – 683 с.

150.Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. – 256 с.

151.Копылова А.А. О некоторых способах самооценки личности // Сборник трудов МГПИ. – М., 1973. – С. 85-90.

152.Кочубей Б.И., Рутман Э.М. О динамике психофизиологических показателей в связи с отношением к эксперименту и оценкой «неприятности» стимула // Новые исследования в психологии. – 1982. – №2 . – Т.27. – С. 26-31.

153.Краткий психологический словарь. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.

154.Кремянский В.И. Основные формы опережающего отражения в живой природе // Вопросы философии. – 1979. – № 11. – С. 79-90.

155.Кремянский В.И. Типы отражения как свойства материи // Вопросы философии. – 1963. – № 8. – С. 131-142.

156.Кроник А.А. Установки и эталоны межличностного оценивания (модель и гипотезы). Социальная психология личности. – М., 1979. – С.184-220.

157.Крушинский Л.В. Изучение экстраполяционных рефлексов у животных // Проблемы кибернетики. – М.,1959. – Вып.2. – С. 228-282.

158.Крылов А.А. Человек в автоматизированных системах управления. – Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1972. – 192 с.

159.Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. – М.: Политиздат, 1980. – 398 с.

160.Кузьмин Е.С. Социально-психологические особенности работы с людьми // Социально-психологические и педагогические проблемы высшей школы. – Л., 1971. – С.3-27.

161.Кузьмина З.В. Исследование динамики самооценки в условиях успеха и неудачи // Личность в психологическом эксперименте. Труды кафедры психологии МГПИ. – М., 1973. – С. 34-44.

162.Кузьмина З.В. Исследование самооценки личности в условиях успеха и неудачи // Новые исследования в психологии. – 1974. – С. 21-22.

163.Кукосян О.Г. Профессиональные особенности межличностного познания // Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. – М., 1982. – 41 с.

164.Кулич В. Адекватность субъективного учета результата деятельности в процессе учета и решения задач // Новые исследования в психологии. – 1975. – №2. – С. 11-13.

165.Куницына В.Н. К вопросу о самооценке подростка // Экспериментальная и прикладная психология. – Л., 1970. – Вып.2 – С. 62-69.

166.Ладыгина-Котс Н.Н. Развитие форм отражения в процессе эволюции организмов // Вопросы философии. – 1956. – № 4. – С. 94-103.

167.Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. – М., 1970. – С.178-208.

168.Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. – Петроград, 1917. – 386 с.

169.Ласло С. Возникновение ценности и её первые формы // Философские науки. – 1968. – №1. – С. 167-172.

170.Леви В.Л. Охота за мылью: заметки психиатра. – М: Молодая гвардия, 1971. – 224 с.

171.Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы Психологии. – 1976. – № 6 – С. 118-129.

172.Леонтьев А.А. Некоторые проблемы психологической теории деятельности (ПТД) на современном этапе // Развитие эргономики в системе дизайна. – Боржоми, 1979. – С. 286-290.

173.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.

174.Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. – М, 1983. – Т.2. - С. 251-261.

175.Леонтьев А.Н., Гиппенрейтер Ю.Б. О деятельности зрительной системы человека // Психологические исследования. – М., 1968. – С. 3-23.

176.Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. – М.: Прогресс, 1970. – 685 с.

177.Липкина А.И. Психология самооценки школьника. – М., 1974. – 128 с.

178.Липкина А.И. К вопросу о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. – М.: Просвещение, 1975. – С. 31-155.

179.Липкина А.И. Самооценка школьника и его память // Вопросы психологии. – 1981. – №3. – С. 79-89.

180.Лисина М.И. Развитие отношения к себе у детей в первые семь лет жизни // Воспитание, обучение и психологическое развитие. – М.,1977. – Ч.1. – С. 40.

181.Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. – М.: Наука, 1980. – 279 с.

182.Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал. – 1981. – № 1. – Т.2. – С. 3-17.

183.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.,1984. – 444 с.

184.Лупандин В.И., Коновалова Н.Ф., Казаченко Н.Н. Субъективные шкалы количественной и качественной оценки в сенсорном восприятии // Физиология человека. – 1981. – № 6. – С. 1059-1064.

185.Лурия А.Р., Леонтьев А.Н. Экзамен и психика // Экзамен и психика. – Л.-М.:, 1929. – С. 11-86.

186.Магун В.С. К вопросу о справедливости распределения оценок и самооценок у студентов // Актуальные проблемы теории и практики нравственного воспитания студентов. – Л., 1978. – С. 107-110.

187.Магун В.С. Понятие потребности и его теоретико-психологический контекст // Вопросы психологии. – 1985. – №2. – С.118-126.

188.Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности. – Л.: Наука, 1983. – 176 с.

189.Магун В.С. Психологическое исследование объективности оценок и самооценок у студентов: Автореф. дисс. ...канд. психол. наук. – Л., 1977. – 19 с.

190.Максимова Н.Ю. оценочная деятельность учителя в формировании самооценки школьника // Вопросы психологии. – 1983. – №5. – С. 42-47

191.Мамажанов М. Психологические особенности связи познавательной активности с самооценкой в младшем школьном возрасте: Автореф. дисс. ... канд. психол наук. – М., 1982. – 22 с.

192.Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления (К критике гегелевского учения о форме познания). – М.: Высшая школа, 1968. – 291 с.

193.Маньковский Л.А. Категория «вещь» и «отношение» в «Капитале» К.Маркса // Вопросы философии. – 1956. – № 5. – С. 185-195.

194.Марков Б.Н. Основы метрологии. – М.: Изд-во стандартов, 1985. – 256 с.

195.Маркс К. , Энгельс Ф. Из ранних произведений. – М.: Политиздат, 1956. – 189 с.

196.Маркс К. , Энгельс Ф. Собрание сочинений., 2 изд. – М.: Политиздат,1960. – Т.23. – 907 с.

197.Маркс К., Энгельс Ф. Избранные письма. – М.: Госполитиздат, 1953. – 536 с.

198.Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений., 2 изд. – М.: Политиздат, 1963. – Т.30. – 756 с.

199.Материалисты Древней Греции. – М.: Госполитиздат, 1955. – 239 с.

200.Матюшкин А.М., Егоров М.П. Исследование мышления в оценочной деятельности человека // Вопросы психологии, 1974. – №1. – С. 61-71.

201. Мейстер Д. Эргономические основы разработки сложных систем. – М.: Мир, 1979. – 455 с.

202.Мороз О.М. Опыт исследования информативности самооценки в связи с некоторыми личностными особенностями // Тезисы научных сообщений советских психологов к ХХI Международному психологическому конгрессу. – М., 1976. – С. 185-195.

203.Мур Дж. Принципы этики. – М.: Прогресс, 1984. – 325 с.

204.Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л., 1960. – 426 с.

205.Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – Т.2. – С.110-125.

206.Надирашвили Ш. А. Социальные ориентации личности // Социальная психология личности. – М., 1979. – С.165-183.

207.Наенко Н.И. Психическая напряженность. – М.: Изд-во МГУ, 1976. – 112 с.

208.Нарский И.С. Диалектическое противоречие и логика познания. – М.: Наука,1969. – 346 с.

209.Некрасов В.П. Психорегуляция в подготовке спортсмена. – М.: Физкультура и сорт, 1985. – 176 с.

210.Нгуен Тхай Тхой Формирование когнитивных компонентов в самооценке младшего школьника: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. – М., 1984. – 21 с.

211.Никифоров Г.С. Самоконтроль как механизм надежности человека и оператора. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. – 112 с.

212.Новоселов М.М. О некоторых понятиях теории отношений // Кибернетика и современное научное познание. – М., 1976. – С. 253-264.

213.Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: МГУ, 1987. – 304 с.

214.Одёрышев Б.С. Активированность нервной системы // Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном обследовании студентов. – Л., 1976. – С. 95-110.

215.Ольшанникова А.Е., Рабинович Л.А. Опыт исследования некоторых индивидуальных характеристик эмоциональности // Вопр. психол., 1974. – № 3. – С. 65-73.

216.Ольшанский Д.В. К анализу когнитивной самооценки человека // Проблемы медицинской психологии. – М., 1979. – С. 20-106.

217.Ольшанский Д.В. Об особенностях когнитивной самооценки при локальных поражениях мозга // Вопросы психологии. – 1981. – №6. – С.101-106.

218.Павлов И.П. Полное собрание трудов. – М.: Изд-во АН СССР, 1951. – Т.3. – 605 с.

219.Пайяр Ж. Применение физиологических показателей в психологии // Экспериментальная психология. – М.,1970. – Вып. III. – С. 9-96.

220.Пантилеев С.Р. Самоотношение – как эмоционально-оценочная система. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 110 с.

221.Парнюк М.А. Вещь, свойство, отношение // В. И. Ленин и методологические вопросы современной науки. – Киев, 1971. – С. 100-121.

222.Перовский Е.И. Проверка знаний учащихся в средней школе. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – 511 с.

223.Петровский В.А. К психологии активности личности // Вопросы психологии. – 1975. – № 3. – С. 26-38.

224.Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.: Междунар. Пед. Академия,1969. – 680 с.

225.Платонов К.К. Краткий словарь системы психологический понятий. – М.: Высшая школа,1981. – 175 с.

226.Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. – М.: Наука, 1982. – 309 с.

227.Плахов В.Д. Социальные нормы. Философские обоснования общей теории. – М.: Мысль, 1985. – 254 с.

228.Подгорный З.Р. Натуралистическая концепция ценностей в американской буржуазной философии XX века (критический анализ): Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. – Л., 1978. – 17 с.

229.Поддъяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Вопросы психологии. – 1985. – №2. – С.105-117.

230.Поляков Г.И. Проблема происхождения рефлекторных механизмов мозга. – М.: Медицина, 1964. – 443 с.

231.Проблема ценности в философии. – М.-Л.: Наука, 1966. – 261 с.

232.Психологический словарь. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.

233.Райбекас А.Я. Вещь, свойство, отношение как философские категории. – Томск, 1977. – 243 c.

234.Раусте фон Врихт М.Л. Образ «Я» как подструктура личности // Проблемы психологии личности. – М.: Наука, 1982. – С. 104-111.

235.Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979. – 392 с.

236.Рейнвальд Н.И. Принцип деятельности в психологическом исследовании: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. – Винница, 1978. – 380 с.

237.Решлен М. Измерения в психологии // Экспериментальная психология. – М., 1966. – Вып. I, II. – С.195-238.

238.Розе Н. А., Головей Л.А. Психомоторная организация человека // Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. – Л., 1976. – С. 131-153.

239.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Учпедгиз , 1946. – 704 с.

240.Рубинштейн С.Л. Принцип детерминизма и психологическая теория мышления // Психологическая наука в СССР. – М., 1959. – Т.1. – С. 315-356.

241.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973. – 423 с.

242.Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике. – М.: Медицина, 1970. – 215 с.

243.Руководство к Калифорнийскому психологическому опроснику (CPI) / Под ред. Н.А. Батурина. Челябинск – Санкт-Петербург, 1995. – 52 с.

244.Савонько Е.И. Возрастные особенности ориентаций школьников на самооценку и на оценку другими детьми: Автореф. дисс. ...канд. психол. наук. – М., 1970. – 19 с.

245.Савонько Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста // Вопросы психологии. – 1969. – №4. – С. 107-116.

246.Садовский В.Н. Модели научного знания и их интерпретация // Вопросы философии. –1973. – №6. – С.38-48.

247.Садовский В.Н. Основания общей теории систем: Логико-методический анализ. – М.: Наука, 1974. – 279 с.

248.Саутхолл Р. Логика эстетической оценки // Против современного абстракционизма и формализма. – М., 1964. – С. 328-337.

249.Сафин В.Ф. Самооценка и взаимооценка старшеклассников в зависимости от их внушаемости // Вопросы психологии. – 1970. – №1. – С. 92-103.

250.Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм её сохранения // Вопросы психологии. – 1975. – №3. – С. 62-72.

251.Северцев А.Н. Эволюция и психика // Собрание сочинений. – М.-Л., 1945. – Т.3. – С. 62-72.

252.Селезнев Н.В. Педагогическая оценка как средство формирования нравственных отношений учителя со старшеклассниками. – М., 1978. – 234 с.

253.Сетров М.И. Общие принципы организации систем и их методическое значение. – Л.: Наука, 1971. – 120 с.

254.Сеченов И.М. Избранные произведения. – М.: Изд-во АН СССР, 1952. – Т.1. – 771 с.

255.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – М.: Социально психологический центр, 1996. – 349 с.

256.Симонов В.П. Эмоции и воспитание // Вопросы философии. – 1981. – №5. – С. 39-49.

257.Симонов В.П. Эмоциональный мозг. – М.: Наука,1981. – 215 с.

258.Симонов В.П. Теория отражения и психофизиология эмоций. – М.: Наука, 1970. – 141 с.

259.Сиротин О.А., Батурин Н.А. Психология неудачного выступления // Спортивная борьба. – М., 1978. – С.26-29.

260.Скоробогатов В.А. Развитие форм отражения. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. – 167 с.

261.Смирнов С.Д. Психологическая теория деятельности и концепция Н. А. Бернштейна // Вестник МГУ: Серия XIV. Психология. – 1978. – № 2. – С. 14-25.

262.Снежневский А.В. Nosos et pathos schizophreniae // Шизофрения. – М., 1972. – С. 5-15.

263.Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений: Методическое руководство. – М., 1990. – 47 с.

264.Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 216 с.

265.Соловьева А.Е. Самооценка как фактор воспитания в юношеском возрасте: Автореф. дисс. ...канд. психол. наук. – М., 1973. – 20 с.

266.Спивак Е.В. Проблема влияния «ситуативного неуспеха» на деятельность индивида в условиях индивидуального и группового решения задачи. Дипломная работа. – М.: МГУ, 1974. – 121 с.

267.Спиркин А.Г. Отношение // БСЭ. – 1974. – Т.18. – С.628-629.

268.Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М.: Политиздат, 1972. – 303 с.

269.Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. – С-Пб., 1895. – Т.2.

270.Степанский В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности // Вопросы психологии. – 1981. – №6. – С. 59-74.

271.Степанский В.И. Роль второсигнальной обратной связи в саморегуляции произвольной деятельности // Новые исследования в психологии, 1975. – № 1. – С. 5-7.

272.Степанский В.И. Роль субъективных критериев успешности результатов в регуляции деятельности // Вопросы психологии. – 1984. – № 3. – С. 118-122.

273.Степанский В.И. Функциональная роль обратной связи и критерия успеха в процессе психологической саморегуляции деятельности // Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции. – Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1976. – С. 6-10.

274.Стеркина Р.Б. Роль деятельности в формировании самооценки у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. ...канд. психол. наук. – М., 1976. – 19 с.

275.Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 286 с.

276.Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 706 с.

277.Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. – 166 с.

278.Суходольский Г.В. Понятийная система психологической теории деятельности // Психологический журнал. – 1981. – №3. – С.12-24.

279.Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М.: Просвещение, 1969. – 192 с.

280.Тагиева Г.Б. Становление самооценки младших дошкольников как фактор психологической готовности к школьному обучению: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. – М., 1983. – 21 с.

281.Ташлыков В.А Клинико-психологическое исследование «внутренней картины болезни» при неврозах в процессе их психотерапии // Журнал невропатологии и психиатрии. – 1981. – №11. – С.1704-1708.

282.Тинберген Н. Поведение животных. – М.: Мир, 1969. – 192 с.

283.Тихомиров О.К. Понятие «цель» и «целеобразование» в психологии // Психологические механизмы целеобразования. – М.: Наука,1977. – С. 5-10.

284.Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 270 с.

285.Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. – 144 с.

286.Тугаринов В.П. Философия сознания. – М.: Мысль, 1971. – 200 с.

287.Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. – 156 с.

288.Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. – 123 с.

289.Уемов А.И. Вещи, свойства и отношения. – М.: Изд-во АН СССР, 1963. – 184 с.

290.Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. – М.: Мысль, 1978. – 272 с.

291.Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. – М.: Изд-во МГУ, 1976. – 287 с.

292.Философская энциклопедия. – М.: Изд-во Сов. Энциклопедия , 1970. – Т.4. – 591 с.

293.Философская энциклопедия. – М.: Изд-во Сов. Энциклопедия, 1970. – Т.5. – 740 с.

294.Философский энциклопедический словарь. – М.: Изд-во Сов. Энциклопедия, 1989. – 814 с.

295.Фортунатов Г.А. Чувства // Общая психология. – М,:1973. – С. 336-358.

296.Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. – М.: Изд-во Политическая литература, 1983. – 703 с.

297.Фрейд З. Психология бессознательного. Сборник произведений. – М.: Просвещение, 1989. – 448 с.

298.Фресс П. Восприятие и оценка времени // Экспериментальная психология. – М.: Прогресс, 1978. – С. 88-135.

299.Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология. – М.,1975. – Вып. V. – С.112-195.

300.Хайлов К.М. К эволюции теоретического мышления в биологии: от моноцентризма к полицентризму // Системные исследования: Ежегодник. – М., 1973. – С. 239-250.

301.Ханин Ю. Л. О срочной диагностики состояния личности в группе // Теория и практика физической культуры. – 1977. – №8. – С.8-11.

302.Хапсироков А.Я. Отражение и оценка. – Горький, 1972. – 183 с.

303.Харчев А.Г. К вопросу о сущности и специфике прекрасного // Философские науки. –1962. – № 4. – С. 106-114.

304.Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977. – 144 с.

305.Чхартшвили Ш.Н. Влияние потребности на оценку этических и эстетических ценностей // Вопросы психологии. – 1972. – № 5. – С. 129-131.

306.Шакуров Р.Х. Оценочные отношения как фактор возникновения чувства гордости и стыда у младших школьников: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. – Киев, 1966. – 21 с.

307.Шанявский К. Роль оценок в познавательном процессе // Вопросы философии. – 1969. – №3. – С. 56-60.

308.Шафранская К.Д., Эмоциональные характеристики и их структура // Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном обследовании студентов). – Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. – С. 178-188.

309.Швырев В.С. Проблема отношения теоретического и эмпирического знания и современный позитивизм // Анализ научного знания. – М., 1970. – Вып.2.

310.Шибутани Т. Социальная психология. – М.: Прогресс, 1969. – 535 с.

311.Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. – М.: Наука, 1971. – 223 с.

312.Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. – М.: Наука,1980. – 352 с.

313.Шмелев А.Г. Концепция систем значений в экспериментальной психосемантике // Вопросы психологии. – 1983. – №4. – С. 16-27.

314.Щедровицкий Г.П. Общая идея метода восхождения от абстрактного к конкретному // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании. – М., 1975. – С. 161-169.

315.Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Учпедиз, 1960. – 328 с.

316.Юлдашева С.М. Особенности проявления и развития самооценки у подростков в учебной деятельности: Автореф. дисс. ...канд. пед. наук. – Ташкент,1966. – 22 с.

317.Юм Д. Сочинения в 2-х томах. – М.: Мысль, 1965. – Т.1. – 618 с.

318.Юферева Т.И. Роль самооценки в регуляции поведения младших школьников: Автореф. дис. ...канд. психол.наук. – М., 1977. – 19 с.

319.Якобсон П.М. Некоторые особенности развития оценки у ребенка – первоклассника // Вопросы психологии учебной деятельности младшего школьника. – М., 1962. – С. 259-286.

320.Якобсон С.Г., Морева Г.И. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников // Вопросы психологии. – 1985. – №3. – С.55-61.

321.Яковлев А.М. Взаимодействие личности и общества в системе социального контроля // Социальная психология личности. – М., 1979. – С.138-164.

322.Яновская С.А. Идеализм и математика. // Сборник статей по философии и математике. – М.,1936. – С. 52-70.

323.Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. – М.: Изд-во политической литературы, 1971. – 368 с.



**В английском языке, например, имеется целая группа слов для обозначения разновидностей оценок: evaluatuon, velue, valuatuon, apprasil, assesment, appreciation, estimation и др. Все они могут переводиться на русский язык как «оценка».

* Отметка - это принятая в основном в учебных заведениях форма числового выражения оценки знаний, умений и навыков учащегося. На этом принципиальном различии вслед за Б.Г. Ананьевым [ 9 ] настаивают многие психологи и педагоги [ 6, с.11 ]. Учитывая это, отличие значение слова «оценка» как отметки в дальнейшем изложении не рассматривается.

* Проблемы, близкие к отмеченным, стоят и в психофизике, и особенно в прикладной психофизике, в которых при переходе от измерения величины ощущения в «объективной психофизике» к измерению субъективными методами объектов природы в «субъективной психофизике», человек начинает выступать «в роли измерительного прибора» [ 144, с. 104 ].

* Об этом свидетельствует, например, такой факт. Почти за любой год в «Психологическом журнале» и в «Вопросах психологии» опубликуется пять - шесть статей, в названиях которых содержится слово «оценка». Однако ни в одной из них собственно оценка не исследовалась.

* Отмеченные три компонента аттитьюда являются крайне популярными в психологии. Прообразом их является деление психики на познание (интеллект), чувство и волю. Некоторые вариации в названиях оставляют в неприкосновенности базовое содержание «святой троицы» компонентов. Например, И.С. Кон выделяет их в структуре «образа я» [147, с.61]; И.И. Чеснокова — в структуре самосознания [304, с.30]; К.К. Платонов — в структуре «атрибутов сознания» [ 266, с.156-162 ]; А.Г. Шмелев — в структуре значения как «тройственного морфизма» [ 313 ] и т.д.

* Например, в статье «К вопросу об оценочных эталонах» А.А. Бодалев пишет в основном о «социальных эталонах», выполняющих для человека функцию «мерок», которые он прикладывает к познаваемой личности и определяет, таким образом, ее принадлежность к той или иной общности» [60, с.54].

* Необходимо отметить, что в работах по восприятию слово «оценка» довольно часто употребляется как синоним «восприятия» [ 69; 156, с. 184, 185; 165 ].

* Не случайно В.А. Сухомлинский называл оценку наиболее острым инструментом в педагогическом труде [ 279 ].

* Это нашло своеобразное отражение в том, что в психологических словарях есть статьи о «самооценке» и нет об «оценке» (см. раздел 1.1.).

* В англоязычной литературе эти виды оценки самого себя обозначают соответственно «self-evaluation» и «self-esteem».

** Например, одном из двух последних психологических словарей самооценка определяется как компонент самосознания, а в другом — как характеристика, относящаяся к ядру личности [ 232, с. 332; 153. с. 313 ].

* Первая специальная работа по логике сравнительных оценок — «Логика отношения «лучше»» - опубликована в 1975 г. Кстати, одной из причин, объясняющей почему логика оценок стала исследоваться только в последнее время, А.А.Ивин выделяет кажущуюся простоту формальных свойств оценочных понятий [ 131, с. 8 ]. Возможно, что подобная причина также является еще одним фактором незначительного интереса к оценкам в психологии мышления.

* Общее родство различных схем и концепций саморегуляции между собой и их сходство со схемой простейшей самоорганизующей системой хорошо показаны в работе А.А. Крылова [ 158, с. 161 - 163].

* Например, в американской научной литературе, кроме обычного «эксперта» (ехреrt), упоминаются и более специфичные эксперты: «оценщик» (veluer), «официальный оценщик» (appraiser), и «традиционный оценщик», определяющий стоимость предметов в денежном выражении (estimator).


Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.