РУБРИКИ |
Общение в Интернет, психологические проблемы виртуального общения |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Общение в Интернет, психологические проблемы виртуального общенияОбщение в Интернет, психологические проблемы виртуального общенияРИЖСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ РЕФЕРАТ по психологии общения «Общение в Интернет. Психологические проблемы виртуального общения.» 2000 Содержание.
2. Виртуальная реальность и сетевая виртуальность 3. Средства виртуального общения и киберсообщества. 3.1. E-MAIL 3.2. Конференция. 3.3. ICQ 3.4. Ещё кое-что 3.5. IRC 3.6. Сетевые игры 3.7. Виртуальные города и другие места обитания в Сети 3.8. Клубы: 4. Люди в Сети с проблемами и без. 4.1. Хакеры, крэкеры и киберпанки. 4.2. Дезадаптированный и виртуальная зависимость. 5. Что-то вроде заключения 6. Литература 1. Очень краткое вступление:
Опа! Сволочи! Ну вот, опять начинается... Красноглазый: заткнись, пока я тебя не кикнул. Эмигрант: а ты на концерте "Крематория" был? * Эмигрант нежно прощается с тутой всем привет. *** Отключилась: тута (Пора, пора...) Опа! некоторые тут по концертам шастают, пока другие родину защищают... Эми: только не начинай рассказывать, как ты с Григоряном пил, пижон дешевый. Эми: ты, когда про IRC статью напишешь? мара: я выпил столько, что Григоряна от Гребенщиков не отличил бы. Даже на слух. *** johndoe (~jdoe@minerva.cis.yale.edu) вошел на канал #русский Hey, does anybody speak English here? Еще один ламер приперся. кто-нибудь знает приличный русский website? * мара мойка слушает "В кузнечный пресс попала птица" ...и в рожу брызнули мне перья * МАТЬ рдеет * Эмигрант пошел трудиться Пиши, пиши... Бумагомаратель... глаза ее, кишки и клювы... Это не фрагмент абсурдистской пьесы, принадлежащей перу какого-нибудь новейшего Ионеско, и не протокол заседания пациентов буйной палаты в частной психиатрической клинике. Все участники этого разговора не только совершенно реальные люди, но и в большинстве своем нормальные. И даже вменяемые. Это просто Chat – место в Сети, где они изо дня в день встречаются, чтобы обменяться мыслями, впечатлениями, чувствами и т.д., словом, общаться – в одном из интерактивных миров виртуальной реальности.
Совершенно другой стиль, лексика, темы, - и, тем не менее, тоже виртуальное общение – это сообщение из конференции. Развитие Интернета к возможности взаимодействия "человек-компьютер" добавило возможность коммуникации "человек-компьютер-человек". Сеть стала посредником с особыми свойствами, а в сетевой виртуальной реальности возникли "виртуальные сообщества", - миры, сформированных Интернет-общением и обладающие специфическими психологическими свойствами. О некоторых из этих миров, об их населении и некоторых психологических проблемах их жителей я бы и хотела поговорить. 2. Виртуальная реальность и сетевая виртуальность Прежде чем приступать к вопросам общения в виртуальной реальности,
следовало бы разобраться, что мы подразумеваем под самим определением "кажущаяся, вымышленная реальность. Но трехмерная." Замечание про 3D
следует признать принципиальным. Кстати, такое определение лишает шансов
называться виртуальной реальностью двумерную анимацию, книги. Остается,
правда, вопрос о трех мерности Интернета. Без комментариев ;) На протяжении человеческой истории альтернативные и искусственные реальности имели много форм. Ну, скажем, тот же телевизор, который также является средством создания виртуальной реальности. Или те же компьютерные игры (в том числе сетевые), в которых существует большой ассортимент виртуальных миров – от самых простых, где игрок осуществляет выбор посредством введения «Y» или «N», до наиболее сложных – со стереоскопическим зрением, вполне реальным звуковым сопровождением и даже ощущениями. Виртуальная реальность – это интерактивное графическое (и в меньшей степени аудиальное и тактильное) представление киберпространства. В 1984 году Вильям Гибсон опубликовал роман "Neuromancer", в котором впервые ввел понятие киберпространства: "Киберпространство - это согласованная галлюцинация, которую каждый день испытывают миллиарды обычных операторов во всем мире " После выхода романа Гибсона постепенно киберпространством стали называть пространство, созданное всемирной телекоммуникационной сетью и другими компьютерными системами связи и коммуникации. У сетевой коммуникации имеется масса преимуществ по сравнению с
общепринятыми способами личного общения. Вы можете поддерживать контакты с
людьми, которые находятся на расстоянии десятков тысяч километров от вас,
круг общения потенциально можно расширять до бесконечности и вам не нужно
беспокоиться о своей внешности и о том, какое вы произведете впечатление:
ведь пока что общение в Интернет в основном происходит с помощью текста.
Обычные люди вовлечены в виртуальное общение в зависимости от
индивидуальных склонностей к взаимодействию и самораскрытию. Одни люди
просто читают, что пишут другие, другие лезут с парой своих слов, куда
только можно. Но, так или иначе, очень немногие существуют только в одном
киберсообществе, и немногие используют только одно средство общения в « У каждого есть своя точка зрения и право ее высказать....в этом и
заключается, по моему мнению, само существо интернета: у каждого свое
мнение, свои интересы, свои потребности, каждый действует, что называется,
Наиболее универсальное средство компьютерного общения. Электронная почта вполне сравнима с обычной почтой, за исключением того, что электронное письмо приходит сразу после отправки. Это её преимущество, и это придаёт общению следующие особенности: - особый этикет (даже в научных и деловых письмах): более неформальный стиль общения, часто не используется даже обращение к адресату, зато используется набор смайликов и сокращений, которые позволяют в какой- то мере проинтонировать сообщение. - быстрота отправки и приёма позволяет тут же получить обратную связь и в свою очередь отреагировать, – так что общение в целом более продуктивно, нежели с помощью обычной почты. - возможна отправка копий письма сразу нескольким адресатам, так что в целом это средство скорейшего распространению информации. Н-р: незадолго до 26 апреля – (дата действия вируса «Чернобыль», который стирает информацию на жёстком диске) всем пользователям провайдера «Линкор», к которым отношусь и я, пришло предостережение. Это было вовремя, и информацию удалось спасти. - С помощью e-mal можно передавать не только текстовую информацию, но и графические, аудио и видео файлы, т.е. обмениваться информацией иного рода. - E-mail – одно из средств построения различных взаимоотношений в виртуальной реальности - На неосторожных могут напасть агрессоры и психопатологи, которые в вашем сообщении в конференции, чате или клубе усмотрели для себя повод написать в «мыле» всякие гадости, или забросать «спаммом» – в принципе, они способны отравить жизнь, хотя такие выпады вряд ли можно назвать серьёзными проблемами. Все серьёзнее, чем вы думаете и пора остановиться, если: - новым знакомым вы представляетесь, как «Вася @ мэйл точка ру» - у всех ваших друзей и знакомых в имени есть символ «@”. - выходя из комнаты, вы включаете динамики на полную громкость, чтобы не пропустить момент, когда придёт новая почта. - вы используете смайлики в обычной, бумажной почте. - вы проверяете электронную почту. Если новых сообщений нет, вы проверяете её снова.
Если группа становится очень большой, администратору прибавляется работы. Кроме того, большим группам неудобно пользоваться почтовыми списками потому что: - каждый из участников группы должен хранить у себя весь список; - сообщения посылаются каждому из участников группы отдельно; если четыре участника группы находятся в одной локальной сети, каждому все равно присылается отдельная копия каждого сообщения; если десять участников группы находятся на одной большой машине - на эту машину приходит по десять копий каждого сообщения, по одной на каждого члена группы. При больших масштабах это очень непрактично; - если вы хотите ссылаться в ходе дискуссии на полученные ранее сообщения, вам приходится хранить весь архив у себя, а он может занимать очень много места; - поскольку почтовые списки распространяются и принимаются теми же программами, что и обычная почта, если вы участвуете в нескольких почтовых списках, сообщения от разных групп приходят вперемежку, и вам приходится самому отделять сообщения одной группы от другой и от отдельных писем. Чтобы избежать этих неудобств, при общении очень больших групп людей используется система, независимая от электронной почты 3.2. Конференция. Самая большая компьютерная конференция - USENET - объединяет сотни тысяч
машин по всему миру. Ее устройство напоминает доску объявлений, и, с
другой стороны, газету. надо на эту группу подписаться, то есть включить имя этой группы в список
на своей машине. Сетевое программное обеспечение, обслуживающее конференцию
Основные читатели и участники конференций – люди, которым важно не столько
межличностное общение, сколько интеллектуальное. Как правило, это
профессионалы, которые ищут здесь ответы на свои профессиональные вопросы. «Постоянно возникает дилемма. С одной стороны, если зарождается какая-то
дискуссия, хочется привлечь к ней как можно больше людей - интересных и
разных. Но, с другой стороны, как только информация о ней просачивается в
сеть и становится всеобщим достоянием - на нее, как на огонь, слетаются
все, кому хочется просто отметиться в сети (при этом "Здесь был Вася" - это
самый мягкий из вариантов). 3.3. ICQ ("I Seek You" - "Я тебя ищу" или просто «аська») - это программа,
позволяющая общаться со своими друзьями в on-line в реальном времени. Знайте, пора остановиться, если:
Знайте, пора остановиться, если: 3.5. IRC
"IRC" означает "Internet Relay Chat" и представляет из себя систему,
которая позволяет вести диалог с другими пользователями Internet на
специальных "каналах" или лично. Каналы можно сравнить с комнатами - вы По сравнению с обычным разговором, IRC имеет ряд особенностей: собеседники
не видят и не слышат друг друга, т.е. не воспринимают ни интонацию, ни
внешность. Каждый из участников имеет nick. Выбор своего "ника" - это
заявка на анонимность (если он «никакой»), либо важная часть своего
виртуального образа. Из "ников", встречаемых на IRC, можно составить целую
портретную галерею. Есть здесь литературные персонажи (Папа Карло, Муми- Люди на IRC строят свое впечатление друг о друге только на основе слов,
действий, реакций собеседников на происходящее. Многие, приходя на IRC,
раскрепощаются. «Мне IRC дает общение в чистом виде. Здесь не видно Вашего лица. Здесь не
слышно Вашего голоса и интонаций. Не видно Вашей реакции. Все, что есть -
множество букв. Но, как показывает практика, это позволяет лучше понять
себя, научиться лучше выражать свои мысли, быть осторожнее со словами –
скудным набором смайликов не возможно полноценно передать интонацию. При всех своих возможностях, полезных для профессионального пользователя, "Я предпочитаю общаться с помощью компьютера потому, что его всегда можно выключить”..
3.6. Сетевые игры
Quake, гонки и др. – здесь гораздо сильнее действие азарта, чем в «мирных»
играх, что создаёт предпосылки для виртуальной зависимости. Кроме того,
экспериментально подтверждено, что поведение большинства людей становится
намного агрессивнее после нескольких часов, проведённых за такой игрой. Отдельно можно выделить преферанс и тому подобные интеллектуальные игры. В отношении компьютерных игр уже зафиксирована репрезентативная выборка случаев "виртуальной зависимости". Примерно 4% детей в возрасте 12-16 лет играют в компьютерные игры 30 часов в неделю. На что-либо другое (друзья, учеба) у них не остается времени. Можно выделить зависимость первого и второго порядка. Зависимые 1-го порядка чувствуют себя в приподнятом настроении во время
игры. Они любят играть группами в сети, получают позитивное подкрепление со
стороны группы, когда становятся победителями и именно это является для них
главным. Компьютер для них - средство получить социальное вознаграждение. Зависимые 2-го порядка - это настоящие жертвы "виртуальной зависимости". Знайте, пора остановиться, если:
8222 Туман 1999-05-19 13:22:03 -Эх, только Архангела не хватает с его губной гармошкой. - Заметил Туман,
когда Подаренка закончила петь. - А так, отлично получается. Просто райский
ансамбль: Монашка с мандолиной, я за облако сойду, а если Пупсу крылышки
прицепить будет ангелочком. Чудненько! Жаль только никто не заходит
послушать. Не хочется думать, что именно поэтому и не заходят. Мы ведь
очень старались и Подаренка пела замечательно. - Туман отхлебнул глинтвейна
и ожидающе уставился на дверь. - Заходите, господа кабачковцы! Наквасившемуся Пупсу дали в руки бубен, Монашка мелодично заиграла на мандолине, размечтавшийся о гастролях Туман с энтузиазмом зазвенел бокалами, кружками и ложками, а Подаренка запела: - Пооооо диииииииикииииииим степяяяяяяяям Зааааааабайкальяяяяя.... Звуки протяжной песни лились по Кабачку, выходило даже неплохо, если бы не новое поколение - Пупс, который сбивался почему-то на ламбаду и макарену...
из конференции 3.8. Клубы: 17783. В 1999-05-17 15:49:31.[pic]Не а...1999 год бывает ваще всего тока
один раз за всю жизнь... а не за 1999 лет. Такие вот... подсчеты. И всякие
другие годы вроде бы тоже. И другие дни. Зам, по поводу твоей занимательной математики). Попался мне недавно на глаза тест на внимательность. Что-то вроде "Вы - водитель автобуса. В автобусе 40 человек. На первой остановке вышли 7, зашли 3, на второй --…" и так далее. Ты читаешь, тщательно высчитываешь, сколько у тебя народу остается к конечной остановке, а тебе задают вопрос… даже не как зовут водителя), и уж тем более, не, сколько пассажиров ты довез живыми, а… сколько ты сделал остановок)). Хм… ну, раз уж зашел разговор о путешествиях… если кто желает, то присоединяйтесь к путешествию по следующему маршруту: 4 - 5 июля - переезд Москва-Львов (поезд-купе, 30 уе) 7 июля - переезд Львов-Будапешт (автобус, 25 уе) 9 июля - Sportlegesitmenyek (хы, кто не сломал язык?:-)) концерт REM (цена билетов неизвестна) 10 (11) июля - переезд Будапешт-Львов (автобус, 25 уе) 12 (13) июля - поезд Львов-Москва (25 уе) Итого: 10 дней :-). Ух, я бы вам еще сейчас рассказала, но… регламент) 17780 Эмма 1999-05-17 09:47:57 Леля, не кати на журналистов!! По поводу Y2000, своими мозгами доскрипела, чес слово - все зависит от того, как считать. Если как дни рожденья - когда отмечается, скажем, очередное шестнадцатилетние, это означает, что человечек прожил 16 лет, и соответственно, когда часы отметят 00:00:01 01.01.2000 - это будет означать, что по нашему летоисчислению, что человечество уже прожило 2 тысячи лет и начало жить третье. В связи с такой точкой зрения абсолютно абсурдным становится традиционное поздравление - с наступающим 1999, например, новым годом, потому что когда наступает 1 января 1999 года, это опять же значит, что пошел 2000-ный, новый, а 1999 лет уже отмеряно. А уж если от рождества Христова считать, то тут-то крыша вообще отделится, и навсегда. Пусть лучше Зам прав - все это символы и суета сует. Что ты сегодня сделал, чтобы именно сегодня, сейчас было самое прекрасное время жизни? Скит - воистину со вторым рождением! Люди, почитайте "Арабский кошмар" Ирвина, пожалуйста, не пожалеете! И лучше всего на ночь, как написано в начале первой главы - в постели, положив книгу на согнутые колени. Какие сны!! Зам, "аль" в арабском - это что? Что-то вроде предлога? или как?
(Есть не моделируемые клубы, но там темы, лексика, публика и способы самовыражения точно такие же, как в чатах, собственно говоря, это и есть чаты, с той только особенностью, что тут нельзя менять свой ник.) Впрочем, и члены клубов, как и участники конференций, уязвимы для агрессии
в сети, просто эта агрессия выражается более цивилизованными способами «Я все обдумываю в качестве проекта (но, наверное, не потяну - может, кто подхватит?): создать в сети некий дискуссионный клуб, на который нигде не будет ни единой ссылки, куда ниоткуда нельзя будет попасть, кроме как зная точный адрес. И раздавать этот адрес только тем людям, с кем, действительно, хотелось бы пообщаться, кого знаешь и в интеллекте кого не сомневаешься. Такая приватная беседа людей, которые, действительно, уважают друг друга. Узкого круга - а, может, и не очень узкого, потому что у каждого есть свои проверенные знакомые, а у тех - свои, а мир велик, и не так уж мало в нем интересных людей.» из конференции
1. Первые посетители Интернета были люди примерно одного круга, близкие и по образованию, и по культуре, и по интересам. Это были технари, и в Сеть они шли в первую очередь с целью решить свои профессиональные вопросы или удовлетворить профессиональный интерес. Когда - пусть даже в виртуальной реальности - встречаются два профессионала, их общение строится на принципах взаимоуважения и взаимной корректности. И есть люди, которые не могут выразить свою агрессию техническими средствами, они сублимируют её в сетевых играх, но одновременно и черпают её оттуда. При неблагополучной и некомфортной ситуации в их некомпьютерной жизни, мир сетевых игр становится для них средством ухода от реальных проблем, что создаёт предпосылки для виртуальной зависимости. «Общение через сеть освобождает от всяких ограничений, которые накладывает
общество. Например, в реальной жизни нужно быть всегда вежливым, а ведь так
хочется порой нахамить кому-нибудь или просто сделать какую-нибудь гадость. «... самое смешное гадость-то виртуальная, а обижаются по-настоящему... некультурный народ... помниться мне, даже один ковбой из питера порывался приехать в П. и замочить бедного меня, хотя все-то мое преступление состояло в наличие плохого настроения, острого языка, и не вполне благоразумно взятого основного чатовского ника...» из конференции 4. Дезадаптированные. Люди, в силу разных причин лишенные реального, не виртуального, круга общения (в принципе, за исключением экстремальных случаев, причина здесь всегда одна - некоммуникабельность человека). Раньше такие люди оставались на обочине жизни, никем не замеченные и не оцененные, для многих это кончалось трагически. Сегодня у них появилась животворная отдушина. Пусть виртуальное общение - это суррогат, но, в отсутствие любого другого, оно выполняет свою функцию духовного лекарства для таких людей, но в тоже время помогает уходить от решения в реальной действительности, создаёт виртуальную зависимость, схожую с зависимостью от табака, алкоголя и даже наркотиков – такая виртуальная жизнь наносит ущерб физическому, психическому здоровью человека, а так же – его материальному благосостоянию. 4.1. Хакеры, крэкеры и киберпанки.
7. Мы видим реальность в ином свете. Мы видим больше, чем обыкновенные люди. Они видят только то, что снаружи. Мы видим то, что внутри. Реалисты с взглядом романтиков - вот кто мы такие. 8. Мы странные люди, о которых практически ничего неизвестно. Люди, индульгирующие в своих собственных мыслях, день за днем сидящие за компьютером, ищущие необходимую информацию в сети. Мы редко выходим из дома. Иногда мы выходим из дома, чтобы встретиться с очередным клиентом, или наркодилером... или просто совершить прогулку. 9. У нас мало друзей, лишь несколько человек, с которыми мы ходим на
вечеринки. Всех остальных мы знаем только в сети. Наши настоящие друзья
там, на другом конце провода. Мы знаем их по каналам ретрансляции диалогов 16. Киберпанк больше не является жанром художественной литературы. Это уже
не субкультура. Киберпанк - это новая отдельная культура, дитя новой эры. 7. Все, что принадлежит нам, принадлежит и вам. Все, что принадлежит вам, принадлежит и нам. 8. Каждый может использовать информацию. Ограничений не существует. 10. Сеть - это наше королевство, в сети мы короли. 7. Вскоре весь мир будет опутан Сетью: от военных систем до домашних компьютеров. 8. Но сеть - это колыбель анархии. 9. Ее нельзя контролировать и в этом ее сила. 10. Каждый человек будет зависеть от Сети. 15. Сеть будет контролировать маленького человека, а мы будем контролировать Сеть. 3. Мир развивается слишком медленно. Киберпанку очень трудно жить в вечно недоделанном мире, смотреть на окружающих и видеть как плохо они строят свой мир. 14. Мы строим собственные миры в Киберпространстве. 16. Мы строим свое сообщество. Сообщество Киберпанков. Хакеры – это те самые профессионалы, которые изначально работали в Часто этот подход не соблюдается. Людей, которые исследуют систему и
наносят ей урон, хакеры называют крэкерами. Пресса с самого начала называла
их хакерами, поскольку не понимала разницы, теперь всё чаще под хакерами
подразумеваются именно крэкеры. Именно крэкеры нередко вторгаются в компьютерные системы просто ради шутки
и разрушают их или используют в целях наживы. Компьютерные вирусы пишут
люди этой же категории. О них идет слава как о технологических бандитах,
против них принимаются и действуют законы. С точки зрения психологии следует отметить два важных направления в деятельности хакеров: это сексуальные виртуальные контакты и описание виртуальной реальности по аналогии с наркотическими галлюцинациями. Речь идет о "виртуальном тактильном контакте" с использованием костюмов с сенсорами, что позволяет "непосредственно" общаться с другой личностью. Эта идея явно уводит к "виртуальной зависимости". На сегодняшний день сам по себе виртуальный секс остается для многих модной фантазией, но хакеры, имеющие соответствующее техническое обеспечение продолжают эксперименты по тактильному виртуальному контакту проводятся. Другая сходная тема, поднятая в связи с виртуальной реальностью, - это наркотики. ЛСД, марихуана, амфетамин и кофеин всегда были составной частью хакерской субкультуры. Тем не менее, часть хакеров использование наркотиков считает существенным для поддержания подвижности и гибкости ума. Многие говорили о своих опытах с ЛСД как о рубежном явлении в их интеллектуальном развитии. Несмотря на периодические "войны с наркотиками", прокатывающиеся по Америке, их использование в американской хакерской среде достаточно стабильно; отказываются только от самых разрушительных. Однако дело в том, что саму виртуальную реальность многие воспринимают как коллективную галлюцинацию, подобную наркотической. С этой аналогией бороться трудно, поскольку ее утвердил Тимоши Лиры - серьезный авторитет в мире компьютерной культуры, одновременно популяризировавший использование ЛСД. Его популяризация виртуальной реальности привела к опасному сравнению между виртуальным пространством галлюцинацией, породив множество последователей этого извращенного подхода. 4.2. Дезадаптированный и виртуальная зависимость. Дезадаптированный человек сегодня может "уйти" в Интернет, где по другую сторону экрана окажутся живые люди, которым нет разницы, как вы выглядите, какой у вас социальный статус, это лёгкое общение. «Почему люди так потянулись сюда? Почему здесь проще общаться, чем в жизни? Все это на первых порах часто создает иллюзию ненужности реальных контактов, которые протекают гораздо сложнее, чем в виртуальном пространстве. Виртуальная среда с неизбежностью порождает многосторонние виртуальные
взаимоотношения. Описан случай, когда двое 16-летних молодых людей
познакомились в Интернете и решили заключить виртуальный брак. Их союз был
скреплен настоящим пастором, который подключился к ним on-line. После В сети, как и в жизни, наиболее плодотворно и психологически безопасно Тест на виртуальную зависимость: "Вы думаете об Интернете и онлайновых службах, в то время, когда не
подключены к сети?
«Как я убил свое здоровье, сидя неделями с ICQ, IRC, Webchat, Active World Сетевые игры: Обобщая исследования по зависимости от игр и Интернета, можно говорить о том, что человек страдает от "виртуальной зависимости", если он: 1. Не может контролировать время, проводимое за компьютером - обещает уменьшить его, выйти из программы и не в силах это сделать (как правило, "виртуально зависимый" еще и очень сердится на тех, кто его отвлекает от компьютера). 2. Лжет относительно времени, которого он провел за компьютером, либо, уменьшая оценку длительности работы, либо, скрывая, какого рода занятиями он был увлечен (например, говорит, что пять часов подряд писал диссертацию, в то время как на самом деле все это время он играл в сетевую игру или болтал по сети Интернет). 3. Страдает от негативных последствий от времени, проведенного за компьютером (в их число могут войти как важные несделанные дела в реальной жизни, так и головные боли). 4. Участвует в рискованных или недопустимых в обычной жизни занятиях в процессе работы с компьютером (имеется в виду, например, агрессивные игры или лазанье по порносайтам); идет на компромисс с совестью и привычными моральными нормами, пользуясь, например, анонимностью общения в сети. 5. Переоценивает роль компьютера в своей жизни, закрывая глаза на порождаемые им проблемы и отказываясь от критических оценок; глух к мнению окружающих на эту тему. 6. Испытывает смешанное чувство эйфории и вины за работу с компьютером - либо по причине чрезмерного времени, проводимого за "виртуальными" занятиями, либо по причине ненормального (от просто раздраженного до психопатологического) поведения при общении с компьютером. 7. Ощущает депрессию или тревогу, когда что-то вмешивается в его планы посидеть за компьютером (например, препятствует игре, сокращает срок работы в сети или прерывает возможность работы). 8. Погружен в виртуальную активность, будучи вне доступа к компьютеру (например, думает о том, как пройти на следующий уровень компьютерной игры, переживает сетевой роман или предвкушает, как он спрограммирует новый вирус) 9. Использует компьютер как отдушину в минуты грусти или подавленности, как способ скрыться от проблем или избежать чувства неадекватности в реальной жизни. (например, тратит слишком много денег на компьютерные игры или оплату работы в сети Интернет). Виртуальную зависимость порождает не компьютер, а та или иная форма
дезадаптации к реальной жизни. В этом случае человек и без компьютерной
виртуальной реальности найдет себе воображаемый мир, в который можно
убежать от взаимодействия с реальной жизнью - будь то изоляция, наркотики,
асоциальные группы или что-то еще. А если будет возможность "уйти" в
киберпространство, он воспользуется ею. «Это уже клиника. Очень много людей отбросили действительность, заменив её
виртуальной. Да только не от хорошей жизни люди уходят. Не потому ли
человек ночь сидит за монитором, что ему просто не кому позвонить голосом и
не с кем встретиться. Странный факт: похоже, что увеличение степени реализма технологий
виртуальной реальности не содействует усилению воздействия этой реальности. 5. Что-то вроде заключения Сейчас в российской Сети появилось сообщество антивиртуалов, которые борются против «ненатуральных» способов общения. Любой может зайти на их страничку и подписаться по манифестом: Каждый день только на веб-чатах России люди, лишившие себя нормальных
способов общения, гонят в "эфир" сотни и сотни килобайт текста. Вместо того
чтобы собраться, попить пивка или чайку, сходить в кино или, на худой
конец, на дискотеку, тысячи людей сидят, сгорбившись за клавиатурой, перед
горящим в темноте мониторе и, поминутно, ругая, плохие, телефонные, линии,
ищут романтики в бескрайних просторах Интернета. Долой виртуальность в общении! Виртуальность – компьютерам, общение – людям! Мне же ближе другая точка зрения – присоединяюсь к: «…что касается проблем Интернета, как поднятых, так и не затронутых здесь,
все недостатки, несовершенства интернета, как и его возможности - это
несовершенства и недостатки общества, интернет - это своеобразное зеркало,
причем очень "прямое" зеркало, которое отражает наше общество без всяких
прикрас, ведь все, кто попадает в интернет - искренни в своих желаниях и
потребностях..... а вообще интернет - это здорово, безумно интересно,
привлекательно, перспективно, полезно, широко и любопытно....
я пока еще ничего не скажу-буду смотреть, как народ отреагирует, но Из форума, посвящённого вопросам общения в Интернет 6. Литература:
2. Петрова Н.П. "Виртуальный театр ДДТ" глазами его создателей 3. Искусство общения в Интернет, или сказкотерапия в действии Кое-что из Интернет и собственных наблюдений. |
|
© 2010 |
|