РУБРИКИ |
Общие и специальные способности |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Общие и специальные способностиОбщие и специальные способности
Кафедра психологии Выполнила: ГП-2-01 Общие и специальные способности. (реферат по общей психологии.) Проверила: БИШКЕК -2002- ПЛАН: 1.Понятие способностей. 2.Классификация способностей -природные и естественные сп. -специфические человеческие сп. -общие и специальные сп. -теоретические и практические сп. -учебные и творческие сп. -социально- обусловленные сп. 3.Общие и специальные способности. 4.Одаренные дети и особенности их социальной адаптации. 5.Основные положения по теме «способности». 6.Заключение. 1.Понятие способностей. Способности — совокупность врожденных анатомо-физиологических и
приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические
возможности человека в различных видах деятельности. В современной психологии и на протяжении всей истории её развития можно встретить разные определения понятия «Способности»: 1. Способности- свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психологических процессов и состояний. Это наиболее широкое и старое определения способностей. ===================================================================== Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности. Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других. 2.КЛАССИФИКАЦИЯ СПОСОБНОСТЕЙ Классификаций способностей человека довольно много. В первую очередь необходимо различать природные, или естественные, способности и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например - у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей. У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные. Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их («2») Р.С. Немов. Психология.-М.,1990. Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые - к конкретным, практическим действиям. Такие способности, в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей. Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно- деятельностные, или предметно-познавательные, способности - в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т.п. До сих пор в психологии преимущественное внимание обращалось именно на предметно-деятельностные способности, хотя способности межличностного характера имеют не меньшее значение для психологического развития человека, его социализации и приобретения им необходимых форм общественного поведения. Без владения речью как средством общения, например без умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой как раз на пути превращения его из биологического существа в социальное. И межличностные, и предметные способности взаимно дополняют друг друга. Благодаря их сочетанию человек получает возможность развиваться полноценно и гармонично. Определяют успешность выполнения какой-либо деятельности не отдельные способности, а лишь их удачное сочетание, именно такое, какое для данной деятельности необходимо. Практически нет такой деятельности, успех в которой определялся бы лишь одной способностью. С другой стороны, относительная слабость какой-нибудь одной способности не исключает возможности успешного выполнения той деятельности, с которой она связана, так как недостающая способность может быть компенсирована другими, входящими в комплекс, обеспечивающий данную деятельность. К примеру, слабое зрение частично компенсируется особым развитием слуха и кожной чувствительности. Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга. Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности. Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи следует обсудить основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности человека. Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности. Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов. Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С.Выготский называл зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков. Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию
означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную
потребность человека. В русле рассматривавшейся уже нами теории социального
научения особо подчеркивалось то обстоятельство, что для приобретения и
закрепления у человека новых форм поведения, необходимо научение, а оно без
соответствующего подкрепления не происходит. Становление и развитие
способностей - это тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем
быстрее будет идти развитие. Что же касается нужного эмоционального
настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в
деятельности, развивающей способности человека, при котором за неудачами Число человеческих способностей соответствует разнообразию видов деятельности, в которые включаются люди. Кроме разделения способностей по видам деятельности, в которых они проявляются, способности принято делить на общие и специальные. 3.Общие и специальные способности Число человеческих способностей соответствует разнообразию видов
деятельности, в которые включаются люди. Кроме разделения способностей по
видам деятельности, в которых они проявляются, способности принято делить
на общие и специальные. Специальные способности представляют собой своеобразную форму проявления
общих родовых человеческих качеств в данных конкретных социальных условиях. В психологической литературе специальным способностям посвящен ряд
работ. Работы Б.М. Теплова о музыкальных способностях, К.К. Платонова - о
летных способностях, В.И. Киреенко об изобразительных способностях, Л.И. Л.И. Уманский, изучая способности к организаторской деятельности, пришел к выводу, что можно выделить 18 типичных качеств, свойств личности, которые присущи способным организаторам: 1) способность "заряжать" своей энергией других людей, активизировать их; 2) практически-психологический ум; 3) способность понимать психологию людей и верно на нее реагировать; 4) критичность; 5) психологический такт; 6) общий уровень развития; 7) инициативность; 8) требовательность к другим людям; 9) склонность к организаторской деятельности; 10) практичность; 11) самостоятельность; 12) наблюдательность; 13) самообладание, выдержка; 14) общительность; 15) настойчивость; 16) личная активность; 17) работоспособность; 18) организованность. Автор считает, что для осуществления организаторской деятельности необходимо единство этих качеств. Изучение структур способностей к конкретным видам общественно полезной деятельности идет по линии пересечения более частных способностей, совокупность которых, по мнению авторов, и составляет способность к тому или иному конкретному виду деятельности. («4»)
Одаренные дети - дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.). Одаренность диагностируют по темпу умственного развития. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей, в области науки быстрее всего проявляется одаренность к математике. Нередки случаи расхождения между общим умственным развитием ребенка и выраженностью более специальных способностей. Становление индивидуально-психологических особенностей зависит от врожденных задатков, окружающей среды и от характера деятельности. Особенности психического развития ярко проявляются в одаренности, успешности. Итак, один ребенок сразу запоминает длинное стихотворение, другой - легко складывает в уме пятизначные числа, третий - высказывает мысли, достойные философа. Родители и учителя довольно часто наблюдают проявления ранних и ярких способностей, быстрый темп усвоения знаний, неистощимость в занятиях любимым делом. Детская и школьная одаренность неоднократно становилась предметом дискуссий
ученых и учителей. На одном из таких обсуждений А.В. Петровский отмечал,
что одаренность детей была всегда, но на фоне научно-технических
достижений, интеллектуального, художественного и физического развития блеск Н. Лейтес, который больше исследовал одаренных интеллектуалов, отмечая, что истоки этого феномена надо искать в возможностях детства. У каждого нормального ребенка обязательно бывают периоды, когда он делает, казалось бы, необычайные успехи. Так, отмечает Н. Лейтес, что все малыши очень чутки к иностранным языкам. Для детства характерна также удивительная сила воображения. К сожалению, по мере взросления большинство одаренных детей позволяют догнать себя в развитии. Но бывает, что столь необычный жизненный старт как бы продолжается в больших успехах и достижениях. Н Лейтес подчеркивал, что надо стремиться, чтобы каждый ребенок проявил себя как можно ярче в раннем детстве. Н. Лейтес заметил одно важное обстоятельство в развитии одаренности, выделяя как бы рубеж между неодаренностью и одаренностью - потребность реализовать себя. Он обращал внимание на то, что побудительная сила такой потребности отличает истинно одаренного и талантливого, и что это важно поощрять. Л. Венгер, участвуя в дискуссии, в развитии одаренности многое связывал с возможностями формирования личности каждого ребенка, а генетическую предопределенность видел только в темпах усвоения умений, знаний. Изучение одаренности имеет длительную историю и, тем не менее, терминология еще не вполне установилась и имеет несколько различных значений. Указывая на одаренность человека, говорят о наследственных предпосылках, о высоком уровне умственного развития и многих других особенностях. Воспользуемся термином "одаренность" в наиболее употребительном его значении, имея в виду высокий уровень развития способностей, любых - общих и специальных. У некоторых детей и взрослых уровень способностей значительно отличается от среднего. Их называют очень способными и одаренными.(«5») 5. Основные положения по теме «способности»: Способности- свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно- полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн). Теплов Б.М.: 3 основных признака способностей: 1. индивидуально-психологические особенности; 2. определяющие успешность выполнения деятельности; 3. несводимых к ЗУН (знаниям, умениям, навыкам), но обусловливающие и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. Маничев С.А.: 1. Склонность к какой-либо деятельности, мотивация; 2. Темп обучения каким-либо ЗУН; 3. Наличие границ способности; 4. Нестандартность результатов; 5. Мера общественного признания; 6. Помехоустойчивость; 7. Уровень обобщенности, перенос. Механизм формирования способностей: обобщение (психических процессов отношений, которые проявляются в деятельности) + закрепление. Эмпирические признаки способностей: 1. Уровень продуктивной деятельности; 2. Скорость научения; 3. Индивидуальный характер выполнения действий (оригинальность); 4. Раннее проявление высоких результатов (не всегда); 5. Помехоустойчивость, склонность к деятельности. Рубинштейн С.Л.: способности развиваются в процессе взаимодействия человека с вещами и предметами, продуктами исторического развития. Развитие способности происходит по спирали: реализация возможности, которая предоставляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, способности более высокого уровня. Способности человека - внутренние условия его развития, которые формируются в процессе взаимодействия человека с внешним миром. Виды способностей: общие - связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности (креативность, например); специальные - связаны с условиями отдельной деятельности. Условия развития способностей: 1. Необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций; 2. Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.); 3. В каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности: - простая деятельность - снижение интересов; - очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации. Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной
системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей Способности к задаткам не сводятся, задатки - одна из посылок для формирования способностей Рубинштейн: задатки являются предпосылками развития способностей, но не определяют их. Качество способностей определяется уровнем генерализации соответствующих психических процессов. Задатки характеризуют быстроту генерализации (скорость, с которой у человека происходит обобщение). Одаренность человека определяется диапазоном возможностей, которые
открывает реализация наличных возможностей. Определяется качеством (к чему)
и масштабом. Существует общая одаренность - способностей к обучению - и
специальная - высокий уровень специальных способностей (особенно высокие Талант - это способность к достижению высшего порядка. Гениальность - способность создавать что-то принципиально новое: - незаурядность в различных областях + доминирующая сторона; - осознание способности; - включенность способности в характер. Показатели одаренности: - темп и легкость усвоения материала; - широта переноса; - время проявления; - соотношение результатов с условиями. Факторы, влияющие на развитие способностей: - исходная предпосылка - врожденные задатки; - время выявления; - развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес; - всестороннее развитие интересов и способностей; - соперничество и сотрудничество. 6.Заключение Из рассмотренного материала можно сделать выводы о том, что способности – это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально- психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности. В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется. При развитии способностей в процессе деятельности существенную роль играет взаимосвязь между способностями и умением. Способности и умения не тождественны, но взаимосвязаны. ЛИТЕРАТУРА:
|
|
© 2010 |
|