РУБРИКИ |
Обзор статей журнала Вопросы психологии по психодиагностике |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Обзор статей журнала Вопросы психологии по психодиагностикеОбзор статей журнала Вопросы психологии по психодиагностике
стр. 2 5 9 11 В данной контрольной работе представлен обзор статей по психодиагностике, которые были опубликованы в журналах “Вопросы психологии” за 1994 год. №1. Мешкова Т.А. В статье представлены результаты исследования различий индивидуального темпа(удобного и максимального темпа работы) на узком возрастном контингенте близнецов. В эксперименте участвовали монозиготные (35 пар-МЗ) и дизиготные (29 пар-ДЗ) 7-8 лет и одиночнорожденные того же возраста (29 чел.) - все первоклассники, все правши. Для измерения моторного темпа использовалось несколько методик: простые
автоматизмы - В дальнейшем все показатели моторного темпа выражались в единообразных единицах - количестве однотипных движений или действий в минуту. Эксперимент строился так, что вначале предлагалось все задание
выполнить в удобном темпе, приятном для ребенка. Чтобы избежать
ориентировки на включение секундомера, время фиксировалось незаметно. После
давалось задание выполнить то же самое в максимально возможном темпе при
включенном секундомере. методики, на измерение сенсорного темпа: Сравнение группы по средним величинам показало, что значимые различия здесь отсутствуют. Таким образом, по параметрам темпа близнецы не отличаются от одиночнорожденных, а группа МЗ не отличается от группы ДЗ. На группе детей 7-8 лет не удалось подтвердить данные Фришайзен- По данным корреляционного анализа, показатели удобного и максимального темпа выполнения простых двигательных автоматизмов практически не связаны друг с другом. В основе удобного и максимального темпа выполнения бо-лее сложных движений, требующих развития тонкой моторики и зрительно-двигательной координации, видимо, лежит единый фактор, связанный с уровнем общего двигательного развития. №2. Ануфриев А.Ф. В данной статье обсуждается два направления: 1) теоре-тико- методологический анализ диагностики как специфического вида познания; 2) выявление характеристик психодигностики как практический деятельности и научной дисциплины. Диагностика в современной методолгической литературе понимается как особый вид познавательного процесса, как особая деятельность распознавания в отличие от научного познания, с одной стороны, и от узнавания - с другой. Практически все исследователи единодушны в том, что распознавание состояния единичного объекта осуществляется на основе знания об общем. В этом смысле диагностика является особым промежуточным звеном познания, стоящим между научным знанием общей сущности и опознаванием единичного, конкретного явления, т.е. когда, зная общее о соответствующем классе предметов, мы в то же время не знаем данного предмета своего исследования. Диагностика - это научно-практическая деятельность распознавания состояния единичного объекта с точки зрения его соответствия норме. Она осуществляется на основе подведения данного объекта под известный науке класс, имеет целью прогноз, возвращение или поддержание системы в состоянии нормального функционирования. Диагностика как наука стремится к строгому описанию закономерностей диагностической деятельности во всех случаях врачебной практики. Опираясь на методы научного познания, она строится лишь на точно установленных фактах, исходит из логического следования диагноза из них. С другой стороны диагностика является и искусством, доступным не каждому практику, и что в основе его диагностической деятельности лежит интуиция. Подавляющая часть исследователей и практических работ-ников, исходит из того, что она является одновременно и наукой и искусством. В диагностике как научной дисциплине в большинстве ра-бот применительно к системам “человек-человек” принято выделять четыре основных неразрывно связанных друг с другом раздела - семиотический, технический, логический и деонто-логический. Семиотический - содержит описание признаков, характе-ризующих
нормальное состояние или отклонение от него, т.е. описание различных видов
симптомов, признаков болезней. В техническом дается характеристика методов Психодиагностика как деятельность есть процесс распо-знавания
актуального состояния психологических особенностей отдельного человека или
группы людей как причин параметров деятельности или конфликта с точки
зрения соответствия норме. Процесс распознавания осуществляется на основе
из-вестной диагносту системы понятий как поведение отдельного обследуемого Структуру психодиагностики как научной дисциплины об-разует совокупность четырех взаимосвязанных теорий: объекта обследования, разработки психодиагностических методик, взаимодействия диагноста с обследуемым, постановки психологического диагноза. №3. Трофимова И.Н. Настоящая статья посвящена необходимости и проблемам разработки экспертной системы в области психодиагностики и прогнозирования поведения человека. В настоящее время создано большое количество разно-образных
диагностических инструментов, способных зарегистри-ровать фактически любое
описанное заказчиком свойство чело-века, однако даже получив результаты
диагностики относи-тельно интересующих его свойств, как диагност, так и
заказ-чик зачастую плохо представляют себе, какого поведения сле-дует
ожидать от обследуемого, в чем проявляется или не про-является эти его
свойства. Постановка большинства практи-ческих задач предполагает “на
выходе” не просто описательную характеристику особенностей обследуемых Развитие психодиагностики стало набирать темпы в свое время в результате создания критериально-ориентированных тестов, регистрирующих наличный уровень развития каких-то навыков и знаний для определения готовности человека к вы-полнению деятельности, которой он будет заниматься непосред-ственно после диагностики (при массовом наборе в армию, поз-же - при приеме на работу, на учебу). Подобная “аттеста-ционная” диагностика так же необходима на практике, как и долгосрочная у многих фирм нет времени на ожидание “вхож-дения” кандидата в должность и возможности фактического финансирования его обучения на рабочем месте в период аттестации. Основное внимание уделяется анализу поведения, резуль-татов, полученных в момент испытаний, и очень слабо исполь-зуется информация о прошлом опыте человека: биографический метод, анализ документов, продуктов деятельности обсле-дуемого. Это увлечение только наличным состоянием человека не случайно: оно связанно с неспособностью психологов использовать получаемую информацию, с трудностями ее формализации, интерпретации и сравнительного анализа. Основное значение квалификации диагноста проявляется как раз на этапе
интерпретации результатов и составления заключения и рекомендации. Опыт разработки экспертной системы показывает, что процесс создания
системы можно разделить на пять стадий: №4. Щебланова Е.И., Аверина И.С., Задорина Е.Н. В статье обсуждается проблема диагностики уровня ин-теллектуального
развития детей. Отмечается, что, к сожа-лению, решение этой проблемы часто
бывает произвольным, без какого-либо психолого-педагогического обоснования. Цель работы авторов состояла в разработке и апробации методики
экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) детей 6-7 лет,
поступающих в 1 класс школы. Разработка указанной методики осуществлялась
на основе известных зарубежных тестов познавательных способностей - KFT 1-3 Показателями сложности заданий служило количество правильных ответов
на них, полученных при апробации KFT и МЭДИС в группах испытуемых не менее Каждая форма МЭДИС состоит из 4 субтестов по 5 заданий возрастающей сложности. Перед выполнением каждого субтеста проводится тренировочное выполнение выполнение двух заданий, аналогичных тестовым. Задания МЭДИС, как и в зарубежной тестах, представлены в виде рисунков, что позволяет тестировать детей независимо от их умения читать. 1 субтест направлен на выявление общей осведомленности учащихся, из словарного запаса. Среди 5-6 изображений предметов требуется отметить названный экспериментатором (“ботинок” Ю “статуя”). 2 субтест дает возможность оценить понимание ребенком количественных и качественных соотношений между предметами и явлениями: больше-меньше, выше-ниже, старше-моложе и.т.д. В первых заданиях соотношения однозначны, в последних - надо выбрать предмет больше другого, но меньше третьего. 3 субтест выявляет уровень логического мышления, ана-литико- синтетической деятельности ребенка. Причем в заданиях на исключение лишнего используются как изображения конкрет-ных предметов, так и фигуры с различным количеством элементов. 4 субтест направлен на диагностику математических спо-собностей. В него включены математические задания на сообра-зительность, в которых использован различный материал: ариф-метические задачи, задачи на пространственное мышление, на определение закономерностей и т.д. Для выполнения ребенок должен уметь считать до 10 и производить сложение и вычи- тание. МЭДИС может использоваться индивидуально и в группах по 5-10 человек. Результаты тестирования должны рассматриваться в комплексе с другими показателями: данными собеседования с ребенком, сведениями от родителей, показателями интересов ребенка и т.д. Дети, получившие более высокие баллы по МЭДИС, демонстрировали более
высокий уровень обобщения понятий, более развитую речь, большую
осведомленность и т.д. Однако уровень творческого мышления, как и следовало
ожидать, был в меньшей степени связан с уровнем интеллектуального развития. №5. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Авторы статьи оценивают ситуацию, сложившуюся сегодня в психодиагностике, как кризисную. Методическое обеспечение психодиагностических исследование продолжает существенно опережать их практический уровень. Происходит это в условиях полного отсутствия нормативно-правовой основы деятельности, а следовательно, профессионально- этического контроля за этим процессом. Психодиагностический метод позволяет выделить специ-фические мотивы,
определяющие активность субъекта, особую стратегию его поведения, специфику
ситуации - как социальную (взаимодействие психолога и обследуемого), так и
стимульную (например, с разной степенью структурированности) и т.д. Необходимо отделить создание и развитие проективных техник диагностики личности от попыток интерпретации получаемых данных с различных теоретических позиций. Следует исходить из того факта, что разные средства познания с неизбежностью приводят к различным описаниям одного и того же объекта Ю к формированию относительно независимых предметов познания. Теория измеренной индивидуальности занимает промежу-точное положение между глобальными психологическими теориями (психоанализ, теория деятельности и пр.) и рабочими “микротеориями”. Тем самым теория измеренной индиви-дуальности заполняет определенный теоретический вакуум в системе психологического познания. №6. Корнилова Т.В. Целью данной статьи является представление результатов разработки
методики, направленной на диагностику “готовности к риску” и Диагностика факторов личностной и ситуационной тревож-ности осуществлялась с помощью методики Спилберга. Как и предполагалось, факторы личностной тревожности и нерешительности оказались значительно связаны. Высоким показателем “готовности к риску” соответствуют такие личностные черты, как склонность к авантюре, социальная смелость, решительность, тяга к сильным ощущениям (высокая сила Супер-эго); одновременно совестливость, упорство, чувство ответственности, моралистичность, волевой самоконтроль, высокая интеграция чувства Я; при этом отсутствуют сензитивность (в противовес реалистичности и жесткости мышления); открытость и легкость в общении, эмоциональная устойчивость и неуступчивость; активность; беспечность и воодушевленность. Высоким показателем “рациональности” - соответствует высокий уровень интеллекта, подозрительность, развитое воображение, проницательность, расчетливость (хитрость, искушенность), озабоченность, склонность к чувству вины; радикализм (свобода мысли), самодостаточность (ориентировка на собственные решения). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Мешкова Т.А. “Природа межиндивидуальных различий темповых характеристик
у детей 7-8 лет” / “Вопросы психологии”, 1994, №1. |
|
© 2010 |
|