РУБРИКИ

Одержимость, её место в истории

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Одержимость, её место в истории

Одержимость, её место в истории

               Одесский национальный университет им. И.И.Мечникова





                             


                                 по антропологии

                                       на тему:


      «Одержимость, её место в истории»






Выполнила:

студентка I-го курса психологии

Скрыпникова Олеся

Проверил:

Сагайдак Александр Николаевич





                                            г. Одесса – 2004г.

Очевидно, нет народа, которому неведомо бы было это понятие - одержимость. Само слово это - одержимый, бесноватый заключает в

себе тайный ужас перед неведомой силой, вселившейся в человека и подчинившей его себе.


Бред превращения в животных, зоонтропия, например бред превращения в

волка (ликантропия), собаку (кинатропия) и т. д., представлял в прежнее время очень частую форму бреда.


Необходимо заметить, что практически у всех народов Европы существуют легенды о людях, страдающих волчьим помешательством. Все эти легенды, по сообщению А.С.Кузовкина, Н.Н.Непомнящего (1992), имеют странную деталь: человек может быть оборотнем только определенный срок, обычно 7 либо 10 лет.


Существовало общеиндоевропейское поверье о том, что человек, совершивший тягостное преступление, становится волком-изгоем

В ряде индоевропейских традиций (в частности, хеттской культуре) превращение юноши в волка связывалось с умыканием брачной партнерши или невесты (Мифы..., 1991). В более широком смысле сюжет всех встречающихся в мировом фольклоре мифов о тотемном (или тотемной) супруге предполагает разрыв брачных отношений, по крайней мере временно.


У народа коми подобная сущность, поселившаяся в человеке, называется шева. Когда шева начинает говорить устами своей жертвы, меняется голос

человека, лексика, интонации, иногда - пол. В одном из таких случаев шева,

вселившийся в женщину и называвший себя Иваном, требовал, чтобы она поила его вином, купила рубаху и сапоги, и принимался сквернословить и буйствовать. При этом у одержимой неведомо откуда появлялась такая сила, что невзрачную женщину не могли удержать несколько сильных мужчин.


Бред одержимости можно описать следующим образом: в больного вселилось животное, насекомое, мифологическое или выдуманное самим больным живое существо, которое постоянно (реже – периодически) пребывает в организме и заставляет совершать движения, поступки, вопреки желанию больного, руководит его мыслями и чувствами.



В средние века всюду была распространена вера в вампиров, и можно сказать, что в Венгрии и в Сербии были целые эпидемии вампиризма. Вампирами называли умерших людей, которые выходили из могил, душили или кусали живых людей и пили их кровь. Когда разрывали могилу вампира, то находили труп без всяких признаков разложения: кожа была румяная и мягкая, иногда под ней образовывались жировые ткани, члены были гибки, ногти и волосы отросли со времени погребения, и кровь, видимо, наполняла жилы или даже просачивалась через поры. Чтобы окончательно убить вампира, ему обыкновенно вгоняли кол в грудь или отрубали голову, причем из жил выливалась свежая кровь, или, наконец, сжигали его труп.
Дон Кальме приводит много случаев вампиризма, причем иногда разрытие могилы производилось властями, и нахождение в ней как бы живого покойника было засвидетельствовано официальным образом.



Ликантропия - это психическое состояние, при котором человек (ликантроп) считает себя оборотнем. При этом он не меняет своей физической формы, однако является в равной степени опасным, как и настоящий оборотень. В большинстве случаев нападений оборотней именно ликантропы являлись виновниками произошедшего.

Ликантропия -  мания, в которой человек воображает себя волком и проявляет страшную кровожадность, и магически экстатическая трансформация человека в вервольфа - человека-волка (вервольф - от старо английского "вер" - человек и "вольф" - волк). В некоторых легендах вервольф является колдуном или ведьмой, которые специально оборачиваются зверем, чтобы творить зло и быть неуязвимым для врагов. В Южной Америке шаманы, так же как и колдуны, превращаются в

вервольфов, нападают и пьют кровь своих врагов. Колдуны также превращаются в других оборотней, включая змей, леопардов, пантер, шакалов, медведей, койотов, сов, лис и других устрашающих созданий. Однако именно волк вызывает всеобщий страх и является наиболее опасным из всех оборотней. Индейцы Навахо верят, что ведьмы превращаются в вервольфов и других оборотней после того, как надевают на себя шкуры животных, что дает им возможность путешествовать по ночам на огромной скорости. Ведьмы-оборотни, как говорят, встречаются по ночам в пещерах, где они принимают в свои ряды новых членов, составляют планы ритуальных убийств на расстоянии, занимаются некрофилией с трупами женщин и поедают свои жертвы.

Вера в волко-оборотней особенно широко была распространена в средневековой Европе и в Балтийских странах. Позже, в XV и XVI веках, считалось, что вервольфы, так же как и ведьмы, становились слугами дьявола после подписания ДОГОВОРА С ДЬЯВОЛОМ. Число судов над обвиняемыми в оборотничестве все возрастало. На эти случаи списывали убийства и каннибализм. В 1573 году в Доле, во Франции, Жиль Гарнье был осужден и приговорен к казни за убийство нескольких детей. Он признался, что убил одну жертву, десятилетнюю девочку, своими зубами и когтями, потом сорвал с нее одежду и сожрал часть трупа. Остальное тело он принес домой жене. Он задушил десятилетнего мальчика - при этом не смог объяснить. как волк может это сделать, потом откусил ему ногу и сожрал ляжку и живот ребенка. Его опознали, когда он напал на очередную жертву, несколько крестьян помешали ему. Они считали, что узнали лицо Гарнье. несмотря на то что он был в облике волка. Его приговорили к сожжению заживо.

       В Европе поверье в ликантропию, т.е. в способность превращения в животное, очень давнее. Еще Геродот, древнегреческий историк, живший в 5-м веке до Рождества Христова, упоминает Неури, т.е. людей, которые превращались в волков на несколько дней каждый год. В 16-м веке во Франции подобная вера была столь сильна, что французский парламент принял закон о истреблении оборотней.
       Вера в ликантропию была сильна даже в 19 веке. Французские крестьяне в отдаленных районах страны, боялись выходить из дома по ночам. Они верили, что на них может напасть Луп-Гару (французское название оборотня). Народы северной Германии считали, что произнесение слова "волк" в декабре, провоцирует нападение на них оборотней. Датчане считали, что оборотня можно распознать по форме бровей, а древние греки верили, что припадки эпилепсии являются ликантропией...

       В Европе в средние века образ оборотня расширился, распространившись на других животных; люди верили, что человек способен превращаться в медведя, свинью и даже овцу, хотя трудно представить, что в последнем случае он сумел бы нагнать много страха на свою "жертву"! С течением времени это верование в своей сути сохраняется, и некоторые истории, дошедшие до нас из прошлого, вызвали много споров между зоологами и историками.

      Вера в то, что человек может стать волком, сохраняется и по сей день в таких районах, как Нормандия и Бретань; в последней народные предания следуют классическому образцу - человек носит волчью шкуру, что позволяет ему перенять часть звериных свойств, а затем он буквально превращается в волка. Однако эти легенды оставляли оборотню шанс на спасение: считалось, что если ликантропа поцарапать возле кончика носа, чтобы выделились три капельки крови, то наваждение рассеется. В Норвегии же думали, что в оборотня превращался человек, отлученный от церкви.

      Хотя большая часть историй касается ликантропии, французского или немецкого происхождения, существует множество вполне достоверных рассказов об оборотнях и о ликорексии (состоянии, когда человек вдруг начинает воображать себя волком и испытывает волчий аппетит вместе с другими ужасными симптомами), возникших в таких странах, как, например, Австрия или Россия. Однако у славянских народов легенды об оборотнях очень тесно переплетаются с легендами о вампирах.

      Итак, мы видим, что с ликантропией сталкивались многие народы и во все времена. Существует великое множество легенд на эту тему. Но несмотря на то, что эти легенды рождались в разное время и в разных местах, они удивительно похожи друг на друга, отличаясь порой лишь мельчайшими деталями. Случаи, которые приведены ниже, имели место в 1975 и 1977 годах. Больных, считавших, что они превратились в волков, помещали в больницу и через некоторое время выписывали с назначением продолжительного курса дальнейшего лечения.


Небольшой французский городок Луден стал известен благодаря случаю, который произошел в 1632 году в монастыре урсулинок. В то время свирепствовала чума, которая буквально за несколько месяцев “выкосила” четверть его населения, и многие воспринимали эту беду как приближение конца света. И вот нескольким сестрам явился призрак их исповедника, незадолго до того умершего от чумы; привидение все чаще видели в коридорах. Через некоторое время начало твориться ужасное: сестры в припадке судорожно катались по земле, выкрикивая что-то невразумительное. Вскоре это передалось на других, и уже семнадцать монашек в истерике всех уверяли, что в них вселился демон. Одна из сестер в припадке произнесла имя Урбэна Грандье — кюре, служившего в главном костеле города. Он поражал прихожан блестящими, умными проповедями, а урсулинок — красивой внешностью; кюре был объектом их грез. И все остальные монахини стали утверждать: это он, он позвал князя тьмы!


Провели следствие, опросили свидетелей; многие вспомнили про грехи священника. В их числе — интерес к женщинам и... шрам на пальце, который он уж точно нанес для того, чтоб подписать кровью сделку с дьяволом. За сестрами понаблюдали врачи. Их вывод был таков: “Мы считаем все увиденное нами полностью выходящим за рамки природных сил и возможностей...” Вскоре Грандье принародно сожгли на костре, как колдуна. Однако припадки у монахинь после этого продолжались еще несколько лет...


XVII век был богат на подобные дела, и часто в документах встречалось слово “одержимость”. Хотя оно больше относится к народной медицине, современная наука не обошла его и включила в это понятие “группу особых психических состояний, характеризующихся чувством подчиненности субъекта враждебной и неодолимой (обычно иррациональной) силе (колдовству и т.п.)”. Это может быть форма психической реакции целой группы людей на определенные влияния социальной среды, причем важна высокая степень внушаемости и низкий культурный уровень, подчеркивается в “Большой советской энциклопедии”. Одержимость многолика. В кого-то вселяются демоны, в кого-то — добрые духи, а кто-то одержим даже змеями. Фольклористам хорошо известны народные представления о заползании змеи в человека. В старину верили, что гад может проникнуть в организм через рот во время сна на поле или в лесу либо оказаться там в результате колдовства. В России, например, от него избавлялись, подвешивая пострадавшего над кипящим молоком. Поведение людей, веривших, что в них вселилась змея, академик Бехтерев квалифицировал как разновидность психоза, сопровождаемого бредом; ученый назвал его “одержимостью гадами”.


Состояния одержимости описаны этнологами, изучавшими полудикие племена. Если там до сих пор принято изгонять злых духов заклинаниями, сложными обрядами, то в более цивилизованных, монотеистических, религиях, обычно “сей род изгоняется только молитвою и постом”.


По сообщению известного итальянского экзорциста Габриеля Аморта, папа Иоанн Павел II сделал это за время своего понтификата по крайней мере трижды — чтобы “преподать великий пример”. Французская газета Le Temps опубликовала интервью с Амортом. Аморт сообщил, что такой обряд состоялся в сентябре 2001 года. Речь идет о девушке, которая начала рычать во время папской общей аудиенции в Риме. Она присутствовала там вместе с родителями, выкрикивала оскорбления и бессмысленные фразы. И продемонстрировала такую нечеловеческую силу, что с ней не смогли справиться агенты безопасности. Понтифик встретился с девушкой и молился за нее в течение получаса. Однако молитва принесла лишь временное облегчение, писала Le Temps.


Святой престол признает, что случаи одержимости крайне редки и что большая часть людей, уверенных в своей одержимости, на самом деле страдают психическими заболеваниями и нуждаются в срочном вмешательстве опытных специалистов.


Член Eвpопейcкой комиccии по аномальным явлениям экcтpаcенc Олег Tаpp привел такой пример одержимости. Незадолго до pаcпада CCCP в одной войcковой чаcти Чернигова солдаты вдpyг начали пpоявлять нечеловечеcкyю cилy, c помощью pyк pазламывали табельные автоматы Kалашникова пополам, бегали по казаpме, издавая cобачий лай. Беcпоpядки пpодолжалиcь тpое cyток. Поcле гоcпитализации в полковyю больницy одного из cамых бyйных — ефpейтоpа, cломавшего cебе ногy поcле пpыжка из окна, воины веpнyлиcь к нормальной жизни.


Как выяcнилоcь, y молодого человека была паранойя.


Находятся люди, полулегально практикующие сеансы “изгнания бесов”. Порой это приводит к трагическому исходу. В России недавно был случай, когда некая дама, походив на курсы экстрасенсов, взяла в оборот (за деньги, разумеется) двух клиентов. Это были брат и сестра, они подозревали, что их 68-летняя мать — колдунья, мол, надо проделать сеанс экзорцизма. Втроем заговорщики устроили ей сеанс, в результате которого женщина умерла от переломов и болевого шока...




© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.