РУБРИКИ

Одиночество как фактор дезадаптации лиц пожилого возраста

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Одиночество как фактор дезадаптации лиц пожилого возраста

Граждане, проживающие в семьях или имеющие родственников, обязанных в соответствии с действующим законодательством их содержать, представляют также:

·                    справку органов местного самоуправления или жилищно-экс-плуатационных предприятий о составе семьи с указанием даты рождения каждого члена семьи и родственных отношений;

·                    справки от каждого члена семьи (родственника) с места работы (службы, учебы) о размерах заработной платы и других доходах.

Документы могут быть представлены в подлинниках или в копиях, заверенных в установленном порядке.

Социальные услуги, в т.ч. входящие в федеральный или территориальный перечень гарантированных государством социальных услуг, оказываются гражданам Центром бесплатно, либо на условиях частичной или полной оплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г № 473 "О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания".

Центр имеет в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, срочной социальной помощи и т.д.

В соответствии с Федеральными Законами определяются следующие формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:

— социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание;

Среди различных форм социального обслуживания в нестационарных условиях наибольшее распространение получило надомное обслуживание, позволяющее инвалидам находиться в привычной домашней обстановке. Социальные работники данной службы организуют питание и доставку продуктов на дом, оказывают помощь в приобретении медикаментов и товаров первой необходимости, содействуют в обеспечении топливом, организуют мелкий Ремонт жилья, обрабатывают приусадебные участки, производят оплату коммунальных услуг.

С учетом все возрастающих потребностей создаются специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на Дому, работники которых оказывают и санитарно-гигиенические услуги, оказывают экстренную доврачебную помощь, выполняют медицинские процедуры.

Как показывает практика, организация надомного обслуживания и прежде всего социально-медицинское обслуживание инвалидов частично способствуют уменьшению потребности в размещении их в дома-интернаты.

— полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного tночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

Развивается сеть полустационарных учреждений социального обслуживания, оказывающих помощь инвалидам, оказавшимся в экстремальной ситуации. В таких учреждениях они получают не только кров и пищу, но и консультации врачей, различные лечебные процедуры. Социальные работники помогают преодолеть одиночество, замкнутый образ жизни, восстановить активность. Практически во всех отделениях проводятся разнообразные культурно-массовые мероприятия (лекции, встречи, концерты).

В отделении дневного пребывания в Центре, расположенного по адресу улица Трубников, дом 59, есть 2 комнаты отдыха с мягкой мебелью, телевизором, библиотекой; холл, место для настольных игр и средства для их проведения. В отделении открыта спальня (на 10 человек), тренажерный зал, где желающие могут заниматься, но только под присмотром медицинского работника. В отделении работает столовая, медицинский кабинет. Заезды в настоящее время, в связи с низким экономическим обеспечением программы по 55 – 60 человек. Количество дней – 10. Заезды могут быть однотипными (например, заезды инвалидов ВОВ), могут быть смешанными.

Направлением на оформление путевки является справка из ЖЭК, справка о размере пенсии. В зависимости от обработанных данных обслуживание осуществляется бесплатно или за отдельную плату.

В отделении дневного пребывания наряду с медицинскими, социальными работниками есть ставка организатора культурно-досуговых мероприятий, который организует социально-активную деятельность граждан.

Пребывание в отделении только в будние дни с 8 до 16 часов.

— стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях);

Одной из форм социального обслуживания является стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания. К стационарным учреждениям социального обслуживания относятся: дома-интернаты общего типа для престарелых и инвалидов; дома-интернаты общего типа для инвалидов; детские дома-интернаты общего типа и специализированные; психоневрологические дома-интернаты; пансионаты для ветеранов войны и труда; геронтологические центры.

В эти учреждения направляются граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и наблюдении. Престарелые и инвалиды, желающие проживать в доме-интернате, обращаются в органы социальной защиты населения, которые оформляют необходимые документы: заявление; акт материально-бытового обследования с заключением о необходимости помещения в дом-интернат; медицинскую карту с рекомендациями врачей-специалистов и с указанием, в какой дом-интернат нужно направить гражданина; справку о размере пенсии.

— социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, развитие опоры на собственные силы, облегчение адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям.

В МУ КЦСН данное направление реализовано в организации консультаций, проведении патронажа в необходимых для этого случаях.

Общими направлениями деятельности всех структурных подразделений Центра являются:

·                    выявление и учет граждан, нуждающихся в социальных услугах, оказываемых структурным подразделением;

·                    оказание социальной, бытовой, медицинской, психологической, консультативной и иной помощи гражданам;

·                    содействие в активизации у граждан, обслуживаемых Центром, возможностей самореализации своих потребностей;

·                    осуществление принципа преемственности в предоставлении различных форм и видов социальной помощи;

·                    обеспечение обслуживаемым гражданам их прав и преимуществ, установленных действующим законодательством.

Обслуживание граждан осуществляется социальными работниками, состоящими в штате Центра.

К обслуживанию граждан на дому могут привлекаться лица, в том числе не имеющие профессиональной подготовки, на условиях работы с меньшей нагрузкой, установленной для социальных работников, и пропорциональной оплатой труда.

Продолжительность пребывания в Центре граждан определяется характером и сроками необходимых для них оздоровительно-реабилитационных мероприятий.

Проанализированная нами структура деятельности Муниципального учреждения Комплексный центр социального обслуживания позволяет сделать следующие выводы:

·               Основываясь на необходимости организации социального обслуживания, Центр строит собственную деятельность согласно основным правовым и нормативным документам,

·               Определяя значимость оказания помощи Центр предоставляет достаточно полный перечень услуг лицам, которые реализуются в разных формах.

·               В организации деятельности социальных работников основным направлением является поддержка граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказание им своевременной помощи.


2.2 Организация работы по преодолению одиночества пожилых людей в Комплексном центре социальной защиты населения



Базой исследования является Комплексный центр социальной защиты населения, отделение стационарного пребывания. Выборку исследования составили пожилые люди, находящиеся в КЦСЗН на реабилитации, количество респондентов – 50 человек в возрасте от 56 до 63 лет.

С целью определения необходимости организации социальной помощи пожилым в условиях Центра нами была проведена анкета среди пожилых людей, находящихся в отделении дневного пребывания.

Респондентам было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Оцените по пятибалльной системе необходимость организации Центров социального обслуживания.

2. Какие проблемы являются для Вас наиболее актуальными?

3. Какие способы решения данных проблемы в условиях Центра социального обслуживания Вы видите?

4. Помощь каких специалистов необходима Вам в решении проблем?

Анализ проведенной анкеты помолвил сделать следующие выводы:

1. Оценив по пятибалльной системе необходимость создания Центров социального обслуживания инвалидов, были получены следующие данные:

·                    45 человек (90%) оценили необходимость в 5 баллов, что свидетельствует о достаточно актуальной проблеме организации подобных образований;

·                    5 человек (10%) оценили необходимость в 4 балла, определив это наличием уже существующих Центров.

2. Наиболее актуальными проблемами пожилых людей являются:

·                    96% - проблема одиночества, несмотря на наличие детей и внуков;

·                    86% - невозможность применить собственные знания на практике;

·                    72% - низкий уровень социальной активности вследствие инвалидности;

·                    72% - проблемы общения и организации межличностного взаимодействия;

·                    58% - проблема невнимания со стороны окружающих;

·                    28% - материальные проблемы.

3. Основными способами решения данных проблем в условиях Центра респонденты называют:

·                    72% - создание групп по интересам;

·                    72% - организация совместных мероприятий, вечеров отдыха с привлечением пожилых людей к их организации;

·                    65% - привлечение пожилых к общественной работе как в рамках Центра, так и за его пределами.

4. Специалистами, необходимыми для социальной реабилитации инвалидов в условиях Центра, были названы:

·                    социальный работник – 58%;

·                    организатор культурно-массовой деятельности – 51%;

·                    психолог – 51%;

·                    представитель службы занятости – 44%.

Таким образом, проведенная анкета позволила оценить необходимость организации социальной службы для социальной реабилитации пожилых, решения их насущных и актуальных проблем, определить основные направления деятельности данной службы, которые будут учтены нами при составлении рекомендаций для оптимизации деятельности социального работника в Комплексном центре социального обслуживания.

Основываясь на данных, полученных нами в процессе анализа теоретической литературы, проанализировав деятельность Центра, нами были предложены рекомендации по оптимизации организации деятельности Центра с целью повышения качества предоставляемых услуг, особое внимание в рамках написания квалификационной работы мы будем отводить процессу решения проблем одиночества.

Согласно анализу анкеты, проведенной на базе Центра социального обслуживания, нами были выделены основные направления работы, которые рекомендованы социальному работнику с целью повышения качества социальной поддержки пожилых и решению проблем одиночества данной категории граждан в условиях Центра (таблица 1).


Таблица 1. Направления деятельности, рекомендованные для реализации в Комплексном центре социального обслуживания

Направления деятельности

Мероприятия

Специалисты

Трудовая реабилитация

Организация взаимодействия пожилых Центра с прилегающими школами, детскими садами, детскими домами, школами – интернатами по оказанию безвозмездной помощи.

Организация трудовых объединений на базе Центра

Поиск рабочих мест на предприятиях города, района

Администрации образовательных учреждений, районный отдел образования, управление социальной защиты населения,

Психолог, специалисты службы занятости, администрации предприятий

Социальная реабилитация

Организация вечеров общения

Совместные мероприятия (субботники, трудовые десанты, культурно-массовые праздники) с образовательными учреждениями, предприятиями

Организация клубов по интересам

Психолог, администрации учреждений

Диагностика

Проведение диагностики по определению особенностей личностного развития, личностных проблем

Диагностика социальных проблем пожилых

Медицинская диагностика

Психолог, социальные работники других учреждений, специалисты УСЗН, медицинские работники

Культурно-массовая деятельность

Организация клубов по интересам

Организация и проведение праздников, отдельных мероприятий

Организация кружков (рукоделие, вокальный и т.д.)

Организаторы массовой деятельности, социальные педагоги досуга, руководители кружков при Дворцах творчества, дворцах культуры


Предложенная нами программа охватывает все основные направления оказания социальной помощи пожилым людям, направленные на решение проблем одиночества, позволяет решить все выделенные в анкете проблеме. Предполагаем, что реализация данной программы в условиях Комплексного центра социального обслуживания населения позволит организовать успешный процесс социальной реабилитации.

Реализация программы предусматривает организацию рабаты в рамках КЦСЗН. В данной квалификационной работе нами представлено направление социально-психологической помощи по преодолению одиночества пожилых лиц.

Досуг подразумевает такой род занятий, которые дают человеку ощущение удовольствия, приподнятого настроения и радости, снизить чувство одиночества, расширить социальные контакты. Люди проводят досуг для того, чтобы расслабиться, снять стресс, почувствовать физическое и психологическое удовлетворение, разделить свои интересы с друзьями и близкими, завязать общественные контакты и получить возможность самовыражения или творческой деятельности.

Досуг и отдых могут включать следующие виды деятельности:

·                    спорт или разнообразная физическая активность (роль зрителя, участника, тренера или какая-либо другая организационная деятельность);

·                    художественная деятельность (живопись, рисование, литературное творчество);

·                    поделки (вышивание, вязание, плетение различных изделий и другое ручное творчество);

·                    забота о животных;

·                    хобби (разнообразная деятельность по интересам);

·                    посещение музеев, театров, галерей, экскурсии;

·                    игры (настольные игры, компьютерные игры)

·                    развлечения (просмотр телепередач, фильмов, чтение литературы, прослушивание радиопередач);

·                    общение с другими людьми (телефонные разговоры, написание писем, приглашений, организация и посещение вечеров и других развлекательных мероприятий).

Жизнь человека не является полноценной, если не реализуется его право на отдых, на предпочтительные формы проведения свободного времени. Досуг и отдых играет особо важную роль в жизни людей пожилого и старческого возраста, особенно когда их участие в трудовой деятельности затруднено. В современных экономических условиях пожилые люди занимают в обществе маргинальное социокультурное положение. Ограничение набора социальных ролей и культурных форм активности сужает рамки их образа жизни. Поэтому особое значение придается досугу после ухода на пенсию или в связи с болезнью, когда пожилой человек должен адаптироваться к новым условиям к жизни вне сферы трудовой деятельности. Полноценная жизнедеятельность многих пожилых людей невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям.

Организация досуга является одним из важных элементов реабилитации и ухода за больными, инвалидами и пожилыми. В последнее время разрабатываются новые технологии социокультурной реабилитации, способствующие социальной адаптации слабо защищенных групп населения. Проблема интегрирования пожилых и людей старческого возраста в социокультурную жизнь общества предусматривает разработку и реализацию специальных государственных программ в сфере культурной и оздоровительной политики.

Проблемы, которые могут возникнуть при организации досуга и отдыха у лиц пожилого и старческого возраста, носят следующий характер.

·                    Ограничение рамок досуга из-за финансовых, транспортных и других проблем, а не вследствие сниженных возможностей.

·                    Степень доступности общественного досуга и отдыха для лиц пожилого возраста.

·                    Возрастные ограничения в возможности развивать навыки и способности, необходимые для проведения досуга и отдыха, а также в возможности развивать эти качества с учетом адаптации к новым жизненным условиям после выхода на пенсию.

·                    Атмосфера социального окружения, способствующая участию пожилого человека в проведении досуга и отдыха.

Социокультурная реабилитация больных, инвалидов и пожилых - это система организационных приемов и методов воздействия средствами культурно-досуговой деятельности и/или предоставления услуг, применяемых с целью оказания им помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями.

При планировании досуга и отдыха приоритет принадлежит развивающим технологиям, связанным с вовлечением пожилых людей в различные виды художественного, технического и прикладного творчества. Они оказывают на них социализирующее влияние, расширяют возможности для самоутверждения и самореализации, социальной адаптации.

В распоряжении специалистов по реабилитации имеются игровые и развлекательно-игровые (подвижные, малоподвижные, театрализованные и др.), художественно-зрелищные, диалогические (показ, рассказ, пересказ, объяснение, иллюстрирование), репродуктивные и творчески развивающие (тренинг, импровизация), обучающие (упражнения, повтор), проблемно-поисковые, информационные и другие технологии.

При организации культурно-досуговой деятельности, направленной на реабилитацию пожилых людей, следует учитывать:

·                    личность самого человека;

·                    отношения и контакты пожилых людей с окружающей средой и, прежде всего, с семейной микросредой;

·                    культурно-досуговые формы и методы, активно влияющие на личность пожилого человека, на его социальную реабилитацию и положение в обществе.

Предназначение досуговых технологий - помочь пожилым освоить навыки общения, необходимые для адаптации в социокультурном окружении. Существуют психологические закономерности, ускоряющие интеграционные процессы в общество, социальную адаптацию. Важно уметь выбрать и предложить пациенту такое интересное занятие, которое не позволяло бы ему сосредоточиться на своих болезненных ощущениях и переживаниях. Чаще всего такие занятия связаны с прикладным художественным и техническим творчеством, а также с более пассивными видами деятельности - чтением, просмотром телепередач, слушанием радио и так далее. Благодаря им у пожилых людей улучшается самочувствие, облегчается болезненное состояние.

Высокую эффективность показывают индивидуальные программы самореабилитации, включающих в себя систему разнообразных специальных тренингов, чередующих умственные и физические нагрузки, интенсивность которых возрастает по мере улучшения состояния пожилого пациента. Даже механическое заучивание и использование стереотипных наборов действий, необходимых в стандартных культурных ситуациях, дает человеку возможность обрести определенную степень самостоятельности.

Существуют различные реабилитационные виды досуга.

Библиотерапия. Библиотерапия и ее социокультурная реабилитационная направленность осуществляется через художественное чтение, дискуссии, литературные вечера, встречи с персонажами произведений и их авторами, тренинг-конкурс на скорочтение, литературные и поэтические клубы, выставки книг и регулярную работу читального зала и абонемента библиотеки. Реабилитационное воздействие библиотерапии проявляется во влиянии на формирование самосознания человеком своих проблем, расширении компенсаторных возможностей удовлетворения информационных потребностей, налаживании связей с единомышленниками, творческом соотнесении своей личности с персонажами художественных произведений, приобщении к культуре страны и мира, развитии речевых возможностей (особенно у людей с проблемами речи и нарушением общения). Библиотерапия - специальное коррекционное воздействие на лицо с ограничениями с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.

Изотерапия. Терапия художественным творчеством - универсальный психотерапевтический, интердисциплинарный (на стыке медицины, психологии, педагогики, культуры, социальной работы) метод, используемый в целях комплексной реабилитации и направленный на устранение или уменьшение нервно-психических расстройств, восстановление и развитие нарушенных функций, компенсаторных навыков, формирование способностей к игровой, образовательной, трудовой деятельности в процессе занятий специфическими, целенаправленными видами творчества. Основной задачей терапии творчеством является восстановление индивидуальной и общественной ценности пожилых, а не только восстановлении утраченных функций организма и приобщение к труду.

Арттерапия - это реабилитационная технология, основанная на применении средств искусства и используемая психологами, дефектологами, аниматорами, педагогами и другими специалистами в целях реабилитации людей с ограниченными возможностями. Человек, имеющий ограничения в здоровье, через рисунок может выразить свое внутреннее состояние, свои ощущения и переживания. Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями - зрительным восприятием, моторной координацией, речью, мышлением - рисование не просто способствует развитию каждой функции, но и связывает их между собой, помогая человеку упорядочить усваиваемые знания, оформить и зафиксировать свои представления об окружающем мире. Рисование может служить и способом решения психологических, личностных проблем (страхи, тревога, неуверенность, одиночество, преодоление негативных переживаний, формирование умелости и уверенности руки, точности движений и др.). Например, по тональному и цветовому решению, ритмике и композиции рисунка, по выбору персонажей, сюжета можно судить о наличии тех или иных проблем в психике и мироощущениях человека. Занятия изотерапией направлены на гармоничное развитие психических функций каждого человека с ограниченными возможностями. Занятия могут быть разнообразны по тематике, форме, методам воздействия, используемым материалам. Для освоения материала и выработки навыков в процессе социокультурной реабилитации можно использовать комплексные методики: занятие рисунком в сочетании с речью, музыкой, светом и др.

Музыкотерапия. В процессе прослушивания музыкального произведения уходит напряжение, снимаются многие негативные чувства. Главными критериями для отбора музыкальных произведений являются: спокойный темп; отсутствие диссонансов и напряженных кульминаций в разработке музыкальной темы; их мелодичность и гармоничность. Музыкотерапия - это технология социокультурной реабилитации, использующая разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции личности больного, развития его творческих способностей, расширения кругозора, активизации социально-адаптивных способностей. Для реабилитационных целей используется музыка разных жанров, которая иногда выступает не только как самостоятельное средство, но и как дополняющий элемент к основной деятельности (лепка, рисование, театр и др.).

Игровая терапия - это комплекс реабилитационных игровых методик. Нередко игротерапия рассматривается как средство для раскрепощения патологических психических состояний человека. Являясь уникальным средством комплексной реабилитации, эта технология может выполнять функции социализации, развития, воспитания, адаптации, релаксации, рекреации и др. При этом травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, ослабленном виде. Игротерапия помогает опробовать типы поведения, выделив наиболее подходящие для конкретной личности в определенной жизненной ситуации. Именно ролевое поведение отражает психологическое состояние и функциональные тенденции человека. К видам направленной игротерапии относятся: познавательные и развивающие игры, настольные и компьютерные игры, конкурсы, турниры, соревнования, подвижные игры. Любая игра может быть адаптирована к возможностям пожилых путем корректировки соответствующего игрового элемента (облегчение условий игры, сокращение численности частников, времени проведения и т.д.). Участие человека в игре формирует и закрепляет у него устойчивую установку на рациональное, содержательное, целенаправленное использование сво6одного времени.

Глинотерапия - эффективный способ реабилитации, имеющий в своей основе работу с пластическими материалами (глина, пластилин, тесто и т.п.) Издавна известно о лечебных свойствах глины. Замечено, что гончары, много работающие с вышеуказанным материалом, никогда не имели заболеваний суставов, не знали, что такое отложение солей, гипертония и др. Глина обладает антисептическими, адсорбирующими свойствами. Показателями реабилитационной эффективности глинотерапии служат развитие интеллекта, мелкой моторики, овладение навыками профессионального мастерства.

Гарденотерапия - это особое направление психосоциальной, профессиональной реабилитации при помощи приобщения к работе с растениями. Практика показывает, что пожилые люди с удовольствием выращивают растения и ухаживают за ними. Особое эмоциональное настроение, связанное с выполнением необходимой работы, психически успокаивает. Этот вид деятельности имеет ярко выраженную психотерапевтическую направленность, что позволяет использовать его при коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств, в восстановительном периоде после перенесенных заболеваний, для улучшения психоэмоционального состояния людей с патологией тех или иных органов и систем. Гарденотерапию можно применять совместно с элементами других технологий социокультурной деятельности - музыко-, изо-, библиотерапией, фото, дизайн, оригами.

Спорт, активный отдых и туризм являются важными факторами в процессе реабилитации и адаптации пожилых людей. Движения, упражнения и спорт поддерживают и восстанавливают физическое и душевное состояние пациентов. Кроме того, у пожилых людей уменьшаются осложнения, вызванные недостатком физической активности. Считается, что туризм более легок для пожилых, чем спорт, и именно туризм становится первым шагом в начале интенсивной и систематической физической активности пациентов.

Экспериментальная работа проводилась в рамках КЦСЗН с сентября по декабрь 2010 года и включала в себя организацию и проведение мероприятий, направленных на преодоление проблем одиночества пожилых граждан.


Таблица 2. Программа преодоления одиночества у пожилых людей

Направления мероприятий

Мероприятия

Сроки реализации

Организация взаимодействия пожилых Центра с прилегающими школами, детскими садами, детскими домами, школами – интернатами по оказанию безвозмездной помощи.

Проведение встреч с Ветеранами труда в МОУ СОШ № 34, 75, 99, 85

Октябрь

Организация совместных встреч с дошкольниками в рамках акции "Моя интересная жизнь"

Сентябрь - октябрь

Организация вечеров общения

Вечер общения "Кому за…"

Вечер общения "Музыка моей жизни"

Вечер общения "Книги жизни"

Вечер общения "Где же вы теперь, друзья"

Вечер общения "Вот это я могу"

Вечер общения "Умники и умницы"

Вечер общения "КВН старожил"

Вечер общения "Как здорово, что все мы здесь…"

Вечер общения "Новый, новый год"

Сентябрь

Сентябрь


Октябрь

Октябрь


Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь


Декабрь

Совместные мероприятия (субботники, трудовые десанты, культурно-массовые праздники) с образовательными учреждениями, предприятиями

Субботник в ДОУ № 144

Субботник в ДОУ № 321

Субботник в ДОУ № 302

Субботник в ДОУ № 43

В течение сентября - октября

Организация клубов по интересам ( клубы проводятся на базе КЦСЗН и клуба "Парус")

Организация клуба "Чудо-иголка"

Организация клуба "Первым делом самолеты"

Организация клуба "Волшебство нитки"

Организация клуба "Гардения"

Организация клуба " Волшебные краски"

Организация клуба "Новое"

Сентябрь – декабрь, занятия проводятся еженедельно по расписанию

Диагностика социальных проблем пожилых

Проведение анкет по определению проблем пожилых людей

Октябрь, декабрь 2010

Организация и проведение праздников, отдельных мероприятий

Праздник "Осень золотая"

Праздник "Первый снег"

Праздник "Новый год"

Сентябрь

Ноябрь

Декабрь


В рамках проведения данной программы 2 раза была проведена психологическая диагностика по определению степени одиночества пожилых людей. В первом случае одиночество оценивалось при помощи проективной методики "Дом – дерево – человек", во втором случае – при помощи опросника – "Оценка степени одиночества", где по пятибалльной шкале пожилым людям предлагалось оценить степень одиночества.

Данные представлены на диаграмме 1.


Диаграмма 1. Динамика изменения отношения к одиночеству у пожилых людей в рамках проведения программы в КЦСЗН

Таким образом, отмечается положительная динамика в решении проблемы одиночества пожилых людей. Положительная динамика отмечается с началом внедрения программы, т.е. предложенные нами мероприятия эффективны. Тем не менее, количество пожилых с преобладающим чувством одиночества остается значительным, поэтому нами, в рамках проведения экспериментальной работы по теме диплома разработаны рекомендации по организации деятельности, направленной также на решение проблем одиночества. Так, наряду с мероприятиями, которые будут реализованы в рамках проводимой нами программы, которые имеют продолжение в 2011 году, нами рекомендованы следующие мероприятии:

Организация социально-консультативных пунктов по работе с гражданами по месту жительства.

Создание бригады по выращиванию огородной продукции. Центр социального обслуживания населения заключает соглашения с гражданами, состоящими на надомном обслуживании, на выращивание на их земельных приусадебных участках огородной продукции. Часть собранного урожая выдается малообеспеченным гражданам в качестве материальной помощи, а часть реализовывается предприятиям общественного питания. Средства, вырученные от продажи, также направляются на оказание материальной помощи малообеспеченным пенсионерам.


Выводы по главе 2


Социальная реабилитация лиц пожилого возраста - одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонный рост числа пожилых людей, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них — независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, с третьей стороны, — все это предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности.

Организация в Комплексном центре социальной защиты населения группы помощи пожилым людям по преодолению проблем одиночества способствует повышению их адаптивных способностей, позволяет почувствовать значимость и вернуться к активной жизни.

Проводимые в рамках реализации программы мероприятия способствовали снятию социальной дезадаптации у пожилых людей, преодолению ими кризиса одиночества. Об эффективности программы свидетельствуют данные психологических исследований, в которых отражена положительная динамика по преодолению одиночества пожилыми людьми


Заключение


Социально-демографическую категорию пожилых людей, анализ их проблем теоретики и практики социальной работы определяют с разных точек зрения - хронологической, социологической, биологической, психологической, функциональной.

Реабилитация, социальная адаптация и формирование независимого образа жизни пожилых в значительной степени зависит от участия в нем разных специалистов (медиков, психологов, педагогов, дефектологов, социальных педагогов, специалистов культуры, специалистов по реабилитации инвалидов и др.). В этом процессе необходимо взаимодействие ученых и практиков, государственных и негосударственных учреждений, широких слоев общественности, средств массовой информации. В задачи используемых технологий входит нейтрализация и устранение причин изоляции пожилых в социокультурной сфере; приобщение их к профессиональной социокультурной деятельности, оказание им конкретной помощи в соответствии с их возможностями и интересами; поддержка пожилого человека в области досуга с учетом этнических, возрастных, конфессиональных и других факторов. При проведении работы с пожилыми людей необходимо создать доступную, безбарьерную среду. Использование специальных технических средств, приспособлений, приборов, облегчающих ориентацию, мобильность, общение, передачу информации, является основным требованием к организации коррекционной помощи.

При организации досуга следует учитывать физическое и эмоциональное состояние пожилого человека, а также состояние его зрения, слуха, мобильности. Зная о снижении работоспособности пожилых, необходимо регламентировать длительность занятий, количество пауз и перерывов для разминок с учетом их физических, когнитивных и психоэмоциональных возможностей. Особого внимания требует методика оценки результатов деятельности пациентов. Не завышая и не занижая их, следует подчеркивать те стороны, которые ведут к успеху.

Главной целью обслуживания людей является создание ориентированных на конкретного человека мобильных структур, при этом социальный работник организует предоставление услуг независимыми, добровольными и государственными организациями, он так же ответственен за сотрудничество с медицинскими учреждениями и агентствами разного рода;

Исследование, проводимое на базе Комплексного центра социальной защиты населения позволило доказать, что проблема одиночества является значимой для пожилых людей, ее выделили в качествен основой 96% респондентов. Определено, что одиночество влияет на процесс адаптации и приводит к дезадаптации, снижению социальной активности человека.

Предложенная нами программа по преодолению чувства одиночества показала эффективность мероприятий, направленных на повышение социальной активности и преодоление чувства одиночества у лиц пожилого возраста.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты, основные выводы и обобщения способствуют более глубокому пониманию социальных проблем пожилых людей, установлению контактов между социальным работником и клиентом для выполнения совместной работы.


Список использованной литературы


1.                Александрова М.Д. Отечественные исследования социальных аспектов старения // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2006.

2.                Алексанина Н. С. Инновационная деятельность в образовании // Мир образования – образование в мире. № 4. М.: Издательский дом Российской академии образования (РАО), 2006. С. 119-124

3.                Бахтияров Р.Ш., Гнездилов А.В., Дятченко О.Т. и др. Психологические и социальные аспекты реабилитации онкологических больных пожилого возраста // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2006.

4.                Дементьева Н.Ф. Изучение потребностей пожилых в медико-социальной помощи // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2006.

5.                Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю. Социально-психологическая адаптация лиц старших возрастов в начальный период пребывания в домах-интернатах. /Методич. рекоменд. - М., 2008, 18 с.

6.                Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Организационно-методические аспекты деятельности социального работника. В кн.; Социальная работа в учреждениях здравоохранения. - М., 2009.Елютина М.Э., Чеканова Э.Е.

7.                Галаганов, В.П. Организация работы органов социального обеспечения. /В.П. Галаганов. – М.: Академия, 2005. -140 с.

8.                Иванов В.А. Работа штатного психолога в ЦСР (Центре социальной реабилитации): проблема самоидентификации // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия

9.                Кирдяшкина Т.А. Проблемы геронтопсихологии : Учеб. пособие. - Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2006. - 29 c.

10.           Козлов А.А. Социальная геронтология: Учебно-методические мат-лы по курсу. - М., 1995. Козлов А.А. Теории и традиции западной социальной геронтологии // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2005.

11.           Краснова О.В. Практикум по работе с пожилыми людьми: опыт России и Великобритании. - Обнинск : Принтер, 2010. - 231 с.

12.           Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2008. - 288 с.

13.           Краткий атлас социально-культурных реабилитационных технологий. Сост. Моздокова Ю.С., МГУКИ. М., 2010 г.

14.           Лазарева Л.П. Геронтология: Курс лекций. - Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2006. - 167 с.

15.           Либерман Я.Л., Либерман М.Я. Прогрессивные методы мотивирования жизненной активности в период поздней взрослости. - Екатеринбург: Банк культ. информ., 2006. - 102 с.

16.           Максимова С.Г. Социально-психологическая адаптация: особенности формирования и развития у лиц пожилого и старческого возраста. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. - 145 с.

17.           Максимова С.Г. Социально-психологические особенности личности позднего возраста. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. - 99 с.

18.           Максимова С.Г. Социально-психологические проблемы в геронтологии. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2006. - 223 с.

19.           Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. СПб., ГУП, СПб, 2008.

20.           Менеджмент социальной работы / Под ред. Е.И. Комарова, А.И. Войтенко — М.: Русь, 2004. – 189 с.

21.           Новикова, Т. Г. Эксперт по инновационной деятельности в образовании: качества, способы отбора/Т. Г. Новикова. //Педагогическая диагностика.-2006.-N 3. - С. 26-43.

22.           Писарев А.В. Пожилые люди в социальной структуре современной России. - М.: ЦСП, 2007.

23.           Проблемы старости: духовные, медицинские и социальные аспекты: Сб. трудов / Под ред. А.В. Флинта. - М.: Свято-Дмитриевское училище сестер милосердия, 2007. - 256 с.

24.           Психолог в учреждении: методические рекомендации к практической деятельности [Текст] / Под ред. Т.М. Лаврентьевой. - М., Новая школа, 2006.

25.           Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2007. - 416 с.

26.           Российская энциклопедия социальной работы. Под ред. Панова А.М., Холостовой Е.И. ИСР М., 2007 г.

27.           Садикова И.В. Опыт психологической работы в центре социального обслуживания / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2008.

28.           Саралиева З.М., Балобанов С.С. Пожилой человек в Центральной России. - М.: Академия, 2006.

29.           Сонин М.Л., Дыскин А.А. Пожилой человек в семье и обществе. - М

30.           Социальная геронтология: современные исследования. - М.: РАН, 2008.

31.           Социальная геронтология: Учеб. пособие. - Саратов : СГТУ, 2010.

32.           Социальная работа: теория и практика/Отв.ред.д.п.н.Е.И. Холостова. – М.: ИНФРА – Ростов н/Дону, 2006. – С. 27-30

33.           Страшникова К.А., Тульчинский М.М. Социально- психологическая помощь и поддержка пожилых в культурной среде - М.: Академия, 2005.

34.           Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения: Пер. с англ.. - 3-е междунар. изд. - СПб.: Питер, 2005. - 256 с.

35.           Сухова Л.С. Организация досуга и свободного времени пожилых людей // Проблемы старости: духовные, медицинские и социальные аспекты: Сб. трудов / Под ред. А.В. Флинта. - М.: Свято-Дмитриевское училище сестер милосердия, 2008.

36.           Тащева А.И. Концепция организации психологической помощи одиноким людям пожилого возраста // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2006.

37.           Условия жизни и пожилой человек / Е.И. Стеженская, В.В. Крыжановская и др.; Под ред. Д.Ф. Чеботарева. - М:. Медицина, 2008.

38.           Филд Д. Социальные связи в старости: Результаты Боннского и Берклинского лонгитюдных исследований. - М.: Академия, 2007.

39.           Фролькис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. - Л.: Наука, 2008.

40.           Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2008. - 295 с.

41.           Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2005. - 208 с.

42.           Шилова Л.С. Факторы социальной адаптации пожилых в условиях реформ // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2006.

43.           Энциклопедия социальной работы (перевод с английского). - М., 2007

44.           Ярошенко Н.Н. Социокультурная анимация. Учебное пособие. МГУКИ. Рязанский филиал. М., 2008

45.           Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие. - М.: Владос, 2009. - 224 с.


Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.