РУБРИКИ

Оптимизация общения в семье (учет доминантности полушарий головного мозга в консультативной работе с...

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Оптимизация общения в семье (учет доминантности полушарий головного мозга в консультативной работе с...

 В программе используются следующие пункты:

1.      Приглашаются на консультацию все члены семьи, проживающие вместе (обращается внимание на расположение семьи в пространстве, невербальные аспекты взаимоотношений, стереотипы общения, семейные правила)

2.      Вопросы, которые необходимо задать во время телефонного разговора:

-         на что жалуется звонящий (коротко, только основное - супружеская проблема или детско-родительская)

-         кто является инициатором обращения?

-         какой состав семьи? Сколько лет детям и другим членам семьи?

Анализ ответов на эти вопросы позволяет составить предварительную гипотезу, правильность которой проверяется при очной встрече с семьей.

3.      На первой консультации происходит знакомство, собирается анамнез. С некоторыми семьями проводится циркулярное интервью, где затрагиваются темы с помощью круговых вопросов:

-         С какими ожиданиями пришла семья? Задаются вопросы о том, кто их направил на консультацию,

-         Как семья видит свою актуальную проблему? (например ребенок не справляется со школьными требованиями, или не хочет идти домой.)

-         Какая ситуация в семье в настоящее время?

-         Как раньше семья справлялась с трудностями? Какие были способы решений?

-         Как семья взаимодействует по поводу текущей проблемы? (на уровне поведения, мыслей, чувств).

-         Как понимают причины возникновения проблемы?

-         Как может развиваться ситуация наихудшим образом? Как можно усугубить проблему?

-         Какие есть положительные стороны проблемы? (см. пример с мальчиком, который уходил из дома)

-         Вопросы о том, как каждый представляет себе будущее с проблемой и без нее.

-         Какая была бы жизнь семьи без проблемы, без симптома?

Обычно весь этот круг тем невозможно затронуть за один сеанс. Его можно пройти за 2-3 встречи. После этого гипотеза становится достоверной.

4. Дается опросник для членов семьи (см. Приложение№2) заполняется психологом со слов клиентов, или самими членами семьи, в зависимости от течения консультации. Проводится обследование на приборе Активациометр по определению доминирования полушарий головного мозга. Обсуждается «семейный график» по результатам опросника и подсчитываются результаты с прибора Активациометр. Приложение №2

Опросник и построенный график не является тестом в принятом смысле, так как не предполагает количественных психологических оценок. Но он может быть модифицирован для членов семьи разных возрастов, для

того чтобы ориентироваться в ситуации в семейной сфере, в обществе и прогнозировать изменение семьи. Этот график и комментарии по нему являются сами по себе терапевтическими, так как позволяют членам семьи осознать существующий тип взаимоотношений, поведения, взаимодействий.

В зависимости от полушарности ребенка и родителей подбираются также разные виды совместной деятельности, чтобы предоставить возможность пообщаться взрослому и ребенку., т.е. организовывается совместная деятельность. Затем обсуждается со взрослыми поведение ребенка, его реакция на воздействие взрослого, удачны ли эти приемы воздействия или нет, как лучше можно было использовать вербальные и невербальные средства общения и др.(Арнаутова, Гаврилова)

5.Техника позитивной коннотации (положительное переформулирование). Психолог дает обратную связь относительно происходящего.

Психолог рассказывает семье о том, как он воспринял и понял происходящее в семье, о полученных результатах, обсуждается график семьи. Рассказ строится по определенным правилам (Хейли).

6. Предписание. На последующих встречах обсуждаются события, прошедшие между встречами, особенности выполнения предписаний, стереотипы общения, правила, семейный досуг и т.п..

Для семьи, где родители «левополушарные» (а это большинство обращений), а ребенок «правополушарный», может проводится следующее предписание, даваться задание или проводиться во время консультации:

А). “Задание на изменение образов”: (для активизации правого полушария)

Для эффективной работы с образами они должны быть не только созданы, но и осознаны. Основные направления создания образов – воспоминания, в т.ч. с использованием вспомогательного материала (например семейных фотографий), фантазии на заданные темы, предложенные психологом. К методам работы с образами также можно отнести обсуждение ситуаций, аналогичных семейным трудностям (например семья, столкнувшаяся с трудностями в воспитании детей, может обсуждать образ ухода за фруктовым садом).

Суть метода – изменение негативного отношения на позитивное. Симптом должен быть рассмотрен как имеющий положительную направленность. Часто семья, детально обсуждая свои проблемы, сама же замечает и некоторые возможности их решения. Можно задать вопрос:”Что члены семьи готовы сделать для улучшения отношений?”

Б). «Машинки на дороге» (игра для родителей и детей дошкольного и младшего школьного возраста). Дает ребенку возможность тактильного взаимодействия с родителем. Ребенок может сам играть ведущую роль в игре. Берется любая машинка, катается на руке, плече, спине и т.п. ребенка, затем меняются роли уже эта машинка, управляемая рукой ребенка ездит по одному из родителей.

Школьное обучение тренирует и развивает главным образом левое полушарие. При левополушарной стратегии обучения у правополушарных подростков происходит перегрузка левого полушария. Как следствие недостаточной активности (торможения) ведущего правого полушария становятся заметны раздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения, неудовлетворенность собой. Часто подобные нарушения представлены картиной девиантности (Зейгарник). Помочь подростка можно, если уменьшить перегрузку левого полушария и эмоционально активизировать работу ведущего полушария. При этом будет постепенно восстановлен нормальный баланс в работе мозга.

В). Тренинг межполушарного взаимодействия см. Приложение№ 3

Г). Ритуалы обсудить жизненного цикла, повседневные ритуалы, вести с клиентом «совместный поиск» (Боуен). Помогает наладить контакт между членами семьи, их взаимодействие.

Д). Упражнение «Ваши роли» семейные роли разобрать на примере конкретной ситуации можно (формальные и неформальные роли, т.е. социальные и психологические). Это упражнение позволяет «примерить» на себя разные роли.

Е). Семейный план (план родительского дома) Необходимо нарисовать план дома, где вы жили, будучи ребенком. См. Приложение№3

Ж). Обсуждение привычек. За неделю до любого праздника, каникул, путешествия, люди переключаются на правую половину мозга и их правополушарные возможности преобладают над левополушарными. Позитивные качества необходимо знать – творческая активность, обобщение благодаря ассоциативному мышлению. Негативные качества – отвлекаемость, неспособность усваивать аудиальную информацию, новую информацию, снижение ответственности.

Пример семьи 1 типа: (Самый распространенный тип семьи, обращающихся за помощью).

          Мама                    Папа                               Ребенок

 



Мать (инженер, кандидат наук) жаловалась на девятилетнего сына, нежелание делать уроки, плохо учится в школе, слезливость. Мать недовольна сыном, его внешностью, полагает, что он хитрит, притворяется «жертвой», провоцируя со стороны окружающих жалость.

Отец (водитель, техническое средне-специальное образование) считает, что материально семью обеспечивает, работает и день и ночь, что еще нужно, не понимает что не хватает. Игрушки покупает дорогие.

Сыну 9 лет, друзей нет, со сверстниками общается эпизодически. В школе общение с учителями взаимно неприятное. Есть единственная любимая учительница, которая заболела (пишет ей стихи, переживает), ее заменяет другая.

Гипотеза 1. В линейной логике причина детского нарушения видится в ребенке. Ребенок плохо учится, потому что у него наблюдаются нарушения развития высших психических функций, не справляется со школьными требованиями в силу нарушения памяти, внимания, мышления и т.п. Или ребенок плохо учится, потому что у него повышена тревожность. Возможно и то, и другое. Психологическая диагностика позволяет проверить и ту и другую линейную. гипотезу.

Линейная логика направляется вопросом «Почему?» и предполагает ответ «…потому что». В очень многих случаях мы видим, что неуспеваемость не связана или целиком не объясняется вышеназванными причинами.

Расспросив по плану обратившихся к нам на прием членов семьи и сделав график, выясняем, что мама все время делает уроки с ребенком. Следовательно, Гипотеза 2. У ребенка не выработано навыков самостоятельной работы, которые он мог использовать при работе в классе. Редкая мать этого не понимает, но тем не менее часами делает уроки с ребенком. На этом этапе вопрос «почему» оказывается бессмысленным. Разумнее задать себе вопрос «Зачем?» Зачем мама делает ребенка беспомощным в классе? Зачем ей нужно проводить так много времени за уроками? Гипотеза: «Затем, что в это время она чувствует себя нужной и необходимой. Зачем маме нужно это чувствовать? Затем, что мама и папа находятся в левополушарных отношениях, у них не слишком хорошо складываются отношения, мама часто чувствует себя ненужной мужу, у нее возникает эмоциональный вакуум, она восполняет его в общении с сыном.

Таким образом, если у сына все будет в порядке, интенсивность конфликта увеличится, а это угроза стабильности семьи. Ребенок в данном случае стабилизирует обстановку, уходя в «правополушарный тип» поведения. Чем хуже мальчик учится, тем больше времени мама и сын проводят вместе за уроками, тем меньше мама и папа выясняют отношения, тем стабильнее семья. Сначала эту зависимость видит только психолог, но с помощью циркулярного интервью (см. выше) эту зависимость начинают видеть все. Если психолог остается в линейной логике, то либо он может наладить учебу ребенка в школе на короткое время, либо у ребенка возникнет другое нарушение поведения или здоровья (психосоматика), которое будет стабилизировать семейную систему вместо неуспеваемости. Такие процессы были описаны неоднократно (Хейли), но не была установлена связь между межполушарным взаимодействием в семье. Необходимо психологу соблюдать в консультировании нейтральную позицию.


Пример семьи 2 типа: (Редко встречается)

          Мама                    Папа                               Ребенок

 




На первичной консультации мама (образование гуманитарное), не работает, домохозяйка. Придя на консультацию, сказала, что ребенок ее не любит, грубит, замкнут, весь в себе, муж тоже. При этом постоянно плакала, т.к. не может «пережить этого», почему это происходит, «сын ее отгоняет от себя, ссылаясь на занятость, свои дела. Они против нее объединились негласно».

Папа (исследователь, художник) дома почти не бывает. По словам жены имеет любовницу. Сыну все разрешает. Когда бывает дома все время молчит и смотрит телевизор. Живет ради ребенка с женой, помогает материально.

Сын Саша 13 лет просит дать ему самостоятельности, он знает Конвенцию о правах ребенка, хочет учиться, стать взрослым, помогать отцу. Гипотеза: Поведение сына сплачивает родителей и стабилизирует систему. Дети часто приносят себя в жертву стабильности. Запрос в результате консультации переформулирован на оказание помощи всей семье. Проведена работа по программе.

Пример семьи 3 типа (неполная семья): (аналогичен первому)

           Родитель                       Ребенок

 



                  

На прием с дочкой 2,5 лет пришла мама (по поводу того, что дочь не хочет говорить, хотя знает много букв). Во время беседы, девочка постоянно что-то показывала маме и дергала за руку, но мама не проявляла интереса к тому, что просила и показывала девочка. Она подходила и клала голову маме на колени, что оставалось незамеченным со стороны мамы. После некоторых безответных попыток, девочка заплакала. 

Мама, вытащила без слов игрушку из сумки, дала ребенку. Покрутив игрушку в руках, непродолжительное время, девочка бросила ее и снова заплакала. Мной был задан вопрос: «Как вы думаете, что хочет ребенок?» Мама затруднилась ответить. Было предложено обратить внимание на то, что девочка кладет голову на колени маме.  затем попробовать посадить ее на колени и погладить по голове. Мама выполняла указания и до конца консультации ребенок «воркуя» просидел, прислонившись к маме головой. Гипотеза: У ребенка развивается компенсаторно, становится доминирующим полушарие, противоположное родительскому. Каждое полушарие головного мозга имеет свои специфические функции, отсюда появляются определенные особенности в поведении ребенка, восприятии. Недостаток тактильного  контакта.

Замечено, что родителям, дети которых эмоционально - чувствительны (“правополушарные»), с большим трудом давалось игровое общение с ребенком. Так, когда было предложено поиграть с ребенком в игру “машинки на дороге”, то мама растерялась: “Так я не играла, даже когда сама была маленькой. У нее без меня лучше получится в игру такую поиграть, я обычно с ней в буквы играю, учимся читать”. Постепенно наблюдение за игровым общением вызвало у мамы интерес и желание включиться в игру.

В плане психокоррекционного воздействия необходимо проводить работу по изменению родительских отношений, связанную с их «потеплением». (Андрущенко )

Для проверки о компенсаторной функции одного из полушарий головного мозга у ребенка в семье была проведена консультативная работа с семьями с похожими запросами – неуспевание ребенка в школе, не удовлетворяющее родителей или учителей поведение. Возраст родителей не учитывался. Из 6 семей прошедших опрос по данной методике, выделены 3 полные семьи и 3 неполные.


Для большей валидности и надежности методики, проведено исследование семей на приборе «Активациометр», что помогает в выявлении доминирующих свойств полушарий головного мозга.


2.4. Апробация программы.

С каждой семьей проведена консультация по вышеописанной программе, гипотеза о компенсаторной роли доминантного полушария приемлема, так как у каждой семьи заметно улучшились отношения (с их слов, стали задумываться над тем, что происходит). Внешне поведение между членами семьи изменилось. 2001 года по февраль 2002 года было проконсультировано 230 человек. Консультативная работа по разработанной методике проводилась с 12 семьями. В работе  описана апробация программы на примере работы с 6 семьями.

Для проверки полушарности головного мозга могут использоваться другие существующие не аппаратурные методы.

1 семья. (полная семья)

Показатели шкал активациометра

мамы Л= 19,8;      П=19,1

папы Л= 28,4       П=20,6                  Родители  - Л, Ребенок - П

ребенок Л=11,4;  П= 12,1

Мама (имеет 2 технических образования), всего у нее 3 детей, пришла с дочкой младшей 14 лет. Делает с ней уроки «из-под палки». Остальные дети уже взрослые.

Папа – основной «добытчик денег», дома почти не бывает, но когда приезжает, то «воспитывает всех с порога и собаке часто достается».

Дочь Люда любит мечтать, часто задумывается о чем-то, проявляет сильную зависимость к маме, прячется за ее спиной. Запрос – помогите ребенку.

Вся семья имела признаки нарушенного внутрисемейного общения: практически не было никакого семейного времяпрепровождения. Гипотеза: Снижение интеллектуальных возможностей ребенка детерминировано и носит временный характер, но только при условии изменения отношения к детям со стороны их семьи и проведения комплекса общеукрепляющей терапии. Необходимо проводить в семье психолого-педагогические мероприятия, если ребенок находится в патологических условиях личностного развития.

 Запрос был переформулирован как помощь всей семье. Проведено упражнение «Острова» (Приложение №4)

2 семья: (полная семья)

Показатели шкал активациометра

мама  Л = 24,7;     П = 26,7

папа   Л = 21,4;   П = 30,2                Родители -  П, Ребенок - Л

(папа - переделанный левша)

ребенок Л = 10,3  П = 10,1

1. На первичной консультации мама (образование гуманитарное), не работает, домохозяйка. Придя на консультацию, сказала, что ребенок ее не любит, грубит, замкнут, весь в себе, муж тоже. При этом постоянно плакала, т.к. не может «пережить этого», почему это происходит, «сын ее отгоняет от себя, ссылаясь на занятость, свои дела. Они против нее объединились негласно».

Папа (исследователь, художник) дома почти не бывает. По словам жены имеет любовницу. Сыну все разрешает. Когда бывает дома все время молчит и смотрит телевизор. Живет ради ребенка с женой, помогает материально.

Сын Саша 13 лет просит дать ему самостоятельности, он знает Конвенцию о правах ребенка, хочет учиться, стать взрослым, помогать отцу. Сбегал из дома один раз. Гипотеза . Уходы сына сплачивали родителей и стабилизировали систему. Дети часто приносят себя в жертву стабильности. Запрос в результате консультации переформулирован как помощь всей семье.

3 семья: (полная семья)

Показатели шкал активациометра

мама Л= 11,3        П= 10,8

          Мама – Л, Ребенок – П

ребенок Л=10,1    П= 11,1

Мама воспитывает сына одна, следит за каждым его шагом, каждой фразой, требует, чтобы не стеснялся говорить. Запрос – сделайте так, чтобы не зависел так от меня. Водит его сама на все кружки, куда сама его записала. Делает с ним все уроки вместе.

Сыну 13 лет, говорит, что ничего не хочет. Любит смотреть телевизор в тайне от мамы по ночам (активизация правого полушария) Гипотеза: мама чувствует себя нужной и необходимой, когда делает уроки с сыном. После проведения консультации гипотеза становится достоверной. Применены техники положительного переформулирования и запрос был переформулирован на помощь маме.

4 семья:     (неполная семья)

Показатели шкал активациометра

                                                          Мама          Ребенок


П

 

Л

 
мама Л=28,4         П= 21,7

ребенок Л=12,3    П=19,4

Мама (юрист по профессии) Пришла к психологу, чтобы выяснить, куда сын дел ее золотое кольцо. Недавно, сбежав из дома он прихватил его с собой. Ей рассказывать не хочет, но психологу должен рассказать. Маму интересуют «конкретные рекомендации», что делать с сыном.

Сын Андрей 14 лет сбежал из дома в деревню к бабушке, кольцо продал, чтобы было на что жить. Летом у бабушки в деревне – самое счастливое время, как говорит: «никто его не дергает, занимается сборкой мотоцикла». Любит рисовать. Проведена консультация с сыном и мамой сначала вместе, затем отдельно. Маме предложен опросник ДРО (детско-родительских отношений), затем опросник на полушарность в семье. После получения результатов, мама попросила дать ей рекомендации, как общаться с «правополушарным» ребенком, хотела знать его особенности, сказала, что он «не в нее пошел».

5 семья: (неполная)

Показатели шкал активациометра

мама Л= 38,2        П= 30,3

ребенок Л=9,6     П= 10,2                 Мама – Л, Ребенок – П

Ребенок девочка 2,5 года показания Активациометра могут быть с погрешностью, т.к. нажимала на клавиши не одновременно.

Мама (учится в институте МВД, работает в МВД), времени на ребенка почти нет, очень устает. Дочка пошла в садик, раньше сидела с бабушкой. Со слов мамы – все ее очень любят. Сказки не читают – некогда. Это вышеописанный  вариант семьи 3 типа стр.25

Предложено прослушать курс сказкотерапии для родителей, тактильный контакт.


6 семья (полная)

Показатели шкал активациометра

муж Л = 38  П= 21 (доминирует левое полушарие)

жена Л = 32 П= 27 (доминирует левое полушарие)

сын  Л = 26  П= 29 (доминирует правое полушарие)

          К психологу обратился отец (Геннадий) и муж семейства с вопросом «Что делать, чтобы сын так не переживал, когда мы ругаемся с женой?» После уточнений Геннадий объяснил, что сын болен, ему 19 лет, его зовут Саша. У Геннадия с женой Светланой возникают частые скандалы, она не довольна им все время, хотя деньги он в семью приносит. После скандалов состояние сына ухудшается. Со слов Геннадия «по образованию он инженер, работает на заводе снабженцем, Светлана- жена бухгалтер, зарабатывает мало, но на работе задерживается на долго, любит любовные романы и такие же фильмы». Сын учится в институте, но по причине болезни мало там бывает, требует ухода. Большую часть свободного времени отец посвящает сыну. На предложение психолога изложить свой вопрос в 3 предложениях спросил: «Можно мне завести любовницу, вы же видите какая у меня жена?». При проведении консультации на вопрос психолога «Что вы сейчас чувствуете?» часто отвечал объяснениями на тему…, рационализировал ответ, просил пояснить, чтобы было ему понятно, хотел записывать высказывания психолога. Был предложен  для него вариант составления «графика семьи», после того, как был составлен график, долго молчал, задумался и сказал, что что-то в этом есть, надо запомнить. Дано домашнее задание для активизации правого полушария: Записывать, что в данный момент чувствуете? Ритуал перед сном придумать: держать жену за руку, может быть вспоминать что-то или мечтать о будущем вместе и т.п.

Предложено ответить на вопросы опросника, были составлены графики, даны рекомендации по оптимизации общения и взаимодействию с ребенком, игры, проведены тренинги взаимодействия родителей с детьми.

         

2.5.  Результаты апробации программы.

Особенности доминирования того или иного полушария головного мозга позволяют увидеть многие проблемы и трудности, на которые жалуются клиенты, характер их взаимоотношений  с окружающими. Методика полушарности может помочь в раскрытии особенностей поведения одного из супругов.

Программа зарекомендовала себя эффективной в работе с семьями, желающими улучшить взаимоотношения и стабилизировать систему детско-родительских отношений, обращающимися со следующими запросами: нежелание ребенка делать уроки, нежелание ходить в школу, трудности с тем, чтобы вовремя вернуть ребенка домой, агрессивность, замкнутость.

Апробация программы показала, что эффективными оказались такие блоки программы как: упражнения, демонстрация «графика семьи» (после ответа на вопросы опросника), разыгрывание ролей.

Обсуждение с членами семьи «графика семьи» (своего рода «истории жизни»), право и левополушарных особенностей головного мозга, помогает понять клиенту смысл его истории жизни путем анализа разного количества деталей (с элементами когнитивной терапии). Обсуждение особенностей семьи помогает расширить диапазон восприятия разных жизненных событий.

Однако, существуют причины, по которым она может быть не эффективной:

-         редкое общение друг с другом членов семьи;

-         не всегда возможна работа сразу с обоими супругами в тренинге межполушарного взаимодействия (но можно создать группу семейной групповой терапии с похожими проблемами)- консультация, проводимая с людьми, заменяющих родителей, но не проживающих с членами семьи;

-         консультация семьи низкого интеллектуального уровня; с алекситимией (неумение описать чувства).

Полагаем, что в дальнейшем следует совершенствовать программу в плане расширения методик и техник для активизации того или иного полушария головного мозга, искать новые способы взаимодействия с членами семьи.

         










Заключение

Способность ребенка взять на себя функции лакмусовой бумажки – одно из ценных качеств, не до конца понятных некоторым родителям, да и психологам. «Все, что мы пытаемся изменить в детях, следовало бы, прежде всего, внимательно проверить: не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих» (Юнг). Итак, мы разработали методику и осуществили ее апробацию. Программа зарекомендовала себя эффективной в работе с семьями, обращающимися с такими запросами: нежелание ребенка делать уроки, не хочет идти в школу или домой, агрессивность, замкнутость, желающими улучшить взаимоотношения и стабилизировать систему детско-родительских отношений. Однако, существуют причины, по которым она может быть не эффективной: редкое общение с ребенком; консультация, проводимая с людьми, заменяющих родителей, но не проживающих с членами семьи; консультация семьи низкого интеллектуального уровня; с алекситимией (неумение описать чувства). Полагаем, что в дальнейшем следует совершенствовать программу в плане расширения методик и техник для активизации того или иного полушария головного мозга, искать новые способы взаимодействия с членами семьи.

          Особенности доминирования того или иного полушария головного мозга позволяют увидеть многие проблемы и трудности, на которые жалуются клиенты, характер их отношений. Не всегда возможна работа сразу с обоими супругами, но методика полушарности может помочь в раскрытии особенностей поведения одного из супругов.

Несмотря на значительное количество данных, относительно влияния характера различных сочетаний доминантности полушарий головного мозга у членов семьи на качество семейных взаимоотношений, этот фактор до сих пор не учитывался в консультативной работе с семьями. Еще не достаточно разработаны методики консультирования семьи с учетом упомянутых выше детерминант, но сделана попытка выявить и описать специфические нарушения жизнедеятельности семьи, возникающие по причине различных сочетаний доминантности полушарий головного мозга у членов семьи

Литература:

1.     Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. –М., 2000г. –с. 52-99

2.     Андрущенко Т.Ю. Графические приемы фиксации субъективных трудностей общения в подростковом возрасте./ Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология. 1991, №1, с 42-48.

3.     Ануашвили А.Н. Основы психологии. –М., 2001г. –с.13-39

4.     Арнаутова Е.П. Повторный брак матери и ее отношения с ребенком/Семейная психология и семейная психотерапия. 1997 -№1 – с.84-94

5.     Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности. –Владивосток, 1988г.

6.     Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. –М., 2000г.

7.     Безруких М.В. Леворукий ребенок в школе и дома.

     –Екатеринбург, 1998г.

8.     Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.-СПб., 1992г.

9.     Бодалев А.А., Столин В.В. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования. –М., 1989г.

10. Боковикова А.М. Ред.; Основные направления современной психотерапии/ Семейная системная психотерапия/ сост. А.Я. Варга. –М., 2000. –с. 180-221

11. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. –М., 1981г.

12. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей.-М.,1990г.

13. Винникотт Д.В. Разговор с родителем. –М., 1995г.

14. Витакер К. За пределами психики.Терапевтическое путешествие. –М., 1999г. –с., 176-283

15. Гаврилова Т.П. О типичных ошибках родителей в воспитании детей/Вопросы психологии – 1984г., №1 -с. 58-66

16. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? –М., 1995г.

17. Гордон Т.Р. Повышение родительской эффективности/ Популярная педагогика.-Екатеринбург., 1997г.

18. Джеймс М. Брак и любовь. –М., 1985г.

19. Дубровина И.В., Практическая психология образования

20. Елизаров А.Н. Введение в психологическое консультирование: Учебное пособие. – М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2001. – 73 с.

21. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков.-Л.,1982г.

22.  Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. –СПб., 2000г.

23. Кочюнас Р.Основы психологического консультирования.-М., 1999г.

24. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. –М., 1990г.

25. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Психологические проблемы семьи. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов. Психологический журнал. 1985 №3, -с. 126-137

26. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия:искусство отношений. –М., 1994г.

27. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.-СПб., 2000г. –73-117с.

28. Медведева И., Шишова Т. Книга для трудных родителей. –М., 1994г.

29. Меньшутин В.П. Помощь молодой семье. –М., 1987г. –с.30-176

30. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. –М., 1998г. –с.40-138

31. Мишина Т.И. Исследования семьи в клинике и коррекция семейных отношений//Ред. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М., 1983г.

32. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. –М., 2001г.

33. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. –М., 1999г.

34. Навайтис Г.А. Опыт психологического консультирования супружеских конфликтов// Психологический журнал. 1983г. –Т4

35. Пезешкиан Н.Позитивная семейная психотерапия:семья как психотерапевт.-М., 1993г.

36. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Хрящевой - СПб., 2000г.

37. Самоукина Н.В. Парадоксы любви и брака. –М., 1998г.

38. Сатир В. Психотерапия семьи.-СПб., 2001г. –с.54-155

39. Сатир В.Как строить себя и свою семью. – М., 1992г.

40. Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий // Нейропсихологические исследования. -–., 1978г. Вып. 10

41. Сиротюк А.Л. Коррекция, обучение и развитие школьников. –М., 2001г.

42. Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. –М., 1995г.

43. Смехов В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье// Вопросы психологии, 1985г. №4

44. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. –М., 1983г.

45. Таунсенд Д., Клауд Г. Брак: где проходят границы? –М., 2001г. –с.53-85

46. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. –М.,1999г.

47. Фримен Д. Техники семейной психотерапии.-СПб., 2001г.

48. Хейли Д. Терапия испытанием. –М., 1998г.

49. Хеллингер Б. Порядки любви. Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. –М., 2001г.

50. Чепмен А., Чепмен-Сантана М. Проблемно-ориентированная психотерапия. –СПб., 2001г.

51.  Шапиро Ф. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз: Основные принципы, протоколы и процедуры.       -М., 1998г.

52. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. Учебное пособие. –М., 1999г.

53. Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. –М., 1997г.

54. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис. Психология и психотерапия семьи. –СПб., 2001г.

55. Юнг К.Г. Божественный ребенок. –М., 1997г. –с.19-60

56. Юнг К.Г. Конфликты детской души. –М., 1997г. –с.185-225









ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Международное объединение «Акцептор» г. Казань

Автор прибора Ю.А. Цагарелли

РАН Психологии. Психологический информационный бюллетень.

Универсальный прибор для психодиагностики «Активациометр» июнь 1995г.

(Центр подготовки космонавтов им. Гагарина. Звездный городок Московская область 06.05.94г.)

          Новое современное инженерно-техническое решение, используется прибор по всей России и зарубежом. Специалисты разных направлений используют этот прибор в повседневной практике. Он многофункционален. Можно измерить сотни параметров.

Прибор используется для работы в детской психиатрии, в милиции, на таможне, в пожарной службе. Применяется для диагностики

Медицинской                и                           Психологической

Замеряются разные показатели :

-         подвижность, инертность н.с,

-         глазомер (способность к восприятию пространственных отрезков времени),

-         лево, -право рукости (в особенности формирования человека, его жизнедеятельности,

-         психологическую и физиологическую совместимость (в работе, группе, семье…)

-         уровень подготовки в экстримальных ситуациях

-         при приеме на работу сотрудников (психоэмоциональное состояние,

-         доминирование полушарий головного мозга

-         функциональную ассиметрию полушарий,

-         -право и леворукость,

-         активацию мозга и др

Приложение № 2

Опросник

Каждому члену семьи предъявляется ряд вопросов, которые они сами оценивают по 5-бальной системе (см. Приложение №2)  Для родителей (опекуна, воспитателя) и для ребенка.:

Все полученные ответы обсуждаются с психологом, чтобы правильно интерпретировать результат. Например: человек занимается спортом – бегает по утрам. Обязательно задается вопрос: Зачем? Смысл может быть разным. Один бегает, потому, что ему нравится, получает от этого удовольствие, а другой бегает чтобы похудеть, через силу, т.к. заставляет жена и т.п. Также можно ездить на велосипеде всей семьей, но что человек при этом испытывает? Оценка результата проходит по получению человеком от этого удовлетворения (сам оценивает по 5-бальной шкале). Если, например мама работает бухгалтером и она сознательно выбирала эту профессию, ей это по душе, то  результат относим к левополушарному типу.

Опросник требует от человека, который его заполняет, критического и оценивающего обращения к своему прошлому, настоящему и будущему. В этом заключается сущность, но поэтому опросник пригоден не только как информирующий. Он побуждает к внутренним размышлениям и дает толчок продолжать их, например, в терапевтических беседах с другими членами семьи.

-          

Вопросы (Для родителей)

1.        Кем работаете? (по пятибальной шкале для взрослого, для ребенка)? Нравится, не нравится, на сколько) 0 1 2 3 4 5

2.        Образование (техническое, гуманитарное и т.п. Что закончили? Учились по своему выбору или по рекомендации родителей, знакомых? Нравилось или не нравилось учиться?) 0 1 2 3 4 5

3.        Какую читаете литературу (книги, журналы, газеты, о чем, не читаете совсем). (Что нравится больше и насколько ?)  0 1 2 3 4 5

4.        Хобби (чем любите заниматься в свободное время, что нравится и насколько?) 0 1 2 3 4 5

5.        Какие есть традиции в семье (чем вместе занимаетесь, куда ходите, что делаете регулярно) насколько это нравится? 0 1 2 3 4 5

6.        Основные темы разговора в семье (о политике, работе, путешествиях, воспитании детей, друзьях, животных, увлечениях, не общаетесь вообще  и т.п.), на сколько вам  нравятся?   0 1 2 3 4 5

7.        Какие ваши любимые фильмы, какой жанр (ужасы, детектив, эротика, мелодрама, боевик и т.п.) на сколько они вам нравятся?        0 1 2 3 4 5

8.        Пристрастия (что предпочитаете больше, например: поспать, покурить, поесть, выпить, кино, секс, казино, выставки, театр и т.п.)             0 1 2 3 4 5 

9.        Спорт (если занимаетесь, то чем, для чего, на сколько это нравится)       0 1 2 3 4 5

Вопросы( для ребенка)

Дети младшего возраста обследуются на основании ответов родителей, а также по наблюдению за преобладающими реакциями (в семье, на улице, у психолога и т.п.)

Вопросы для ребенка:

1.     Кем ты хотел(а) бы быть?  0 1 2 3 4 5

2.     Любимый предмет в школе  0 1 2 3 4 5

3.     Насколько любишь считать, решать головоломки, задачи ? ..       0 1 2 3 4 5

4.     Насколько любишь рисовать, петь?  0 1 2 3 4 5

5.     Любимая книга (жанр: сказки, приключения, фантастика и т.д.)           0 1 2 3 4 5

6.     Любимая игра. Что в ней нравится? 0 1 2 3 4 5

7.     Хобби  0 1 2 3 4 5

8.     Любимый фильм  0 1 2 3 4 5

9.     Когда ты себя лучше всего чувствуешь? Что делаешь, кто рядом?  0 1 2 3 4 5


По результатам опросника строится график для каждого члена семьи. Причем психолог дифференцирует ответы, интерпретирует их, относит одни к правополушарным, другие к левополушарным, согласно описанию этих типов полушарности.






















Приложение №3


Тренинг межполушарного взаимодействия

1.               Знакомство участников. Каждый участник представляет перевоплощение в какое-либо животное или растение. Затем рассказывает, какой объект он выбрал и почему. В данном случае активизируются механизмы творческого процесса: происходит неоднократная проработка проблемы логическими средствами (работа левого полушария) и ее перевод в образную форму, ассоциирование идей с содержанием опыта (работа правого полушария). У правополушарных людей перевоплощение будет происходить само сабой и они сразу будут проговаривать появляющиеся образы. Левополушарные участники будут выделять несколько своих характеристик и подбирать к ним символизирующие объекты животного и растительного мира.

2.               Участники группы садятся в круг. Тренер бросает мяч одному из участников, называя слово на первую букву алфавита (например, «Арбуз»). Участник называет свою ассоциацию на это слово (например, «сок») и передает мяч другому участнику тренинга и т.д. Когда все примут участие в этом этапе тренинга (возможно, не один раз), тренер усложняет задание. Это упражнение требует одновременной работы левого (слежение за последовательностью букв в алфавите) и правого (возникновение образных ассоциаций). Таким образом происходит синхронизация работы полушарий.

3.               Участники группы разбиваются на пары. Один из партнеров быстро называет любые слова, не готовясь заранее. Другой динамично реагирует на слово ассоциаций, противоположной по смыслу слову-стимулу. Необходимо создать 20-25 пар ассоциаций. Затем партнеры меняются ролями. В этом упражнении человек, который дает свободную ассоциацию восстанавливает глубоко скрытые в подсознании связи, существующие между понятиями, образами, чувствами.

4.               Участники группы садятся по кругу. Каждый должен написать на листе бумаги фамилию человека, известного всем участникам. Листок бумаги прикалывается бумагой кому-то из участников группы. Ему не сообщается о том, чья фамилия написана на листке. Каждый участник группы должен узнать фамилию, написанную на его листке. При этом он может задавать любому участнику тренинга вопросы, предполагающие ответы «да» и «нет». Правополушарные люди обычно бывают очень внимательны ко всем невербальным проявлениям отвечающих, не всегда могут осознать и проговорить этапы мыслительного процесса, решение проблемы часто происходит инсайтом. Левополушарный участник выбирает алгоритм, делает обоснованные выводы, использует логический способ выхода из проблемной ситуации.

5.               Участники тренинга садятся по кругу. Каждый участник тренинга выбирает одну из своих проблем, решения которой пока не существует. Обсуждение в группе этой проблемы не предполагается. Тренер предполагает различные образы. Участникам группы необходимо сконцентрироваться на предложенном образе, думать о своей проблеме, стараясь найти как можно больше связей между ней и предложенным образом. Каждый раз есть 5 минут для работы. В процессе работы в каждом из образов рекомендуется делать записи, фиксировать наиболее важные из возникающих идей. Продолжительные усилия, связанные с установлением связей между проблемой и зрительными, слуховыми образами и понятиями, позволяют вовлечь в поиск решения проблемы периферийные пласты опыта, глубокие слои сознания. Организация работы во время этого упражнения такова, что в процесс разрешения проблемы вовлекаются оба полушария, что повышает эффективность получаемого результата. Можно использовать стимулирующий материал: картинки, предметы, слуховые образы. В ходе работы участникам группы предлагается 6-7 образов.

6.               Участники группы садятся в подгруппах по 4-5 чел. Каждый участник подгруппы, используя только невербальные средства изображает всем известный образ(*литературный герой, актер, и.д.). Все остальные участники подгруппы смотрят и пытаются понять, кого изображает ведущий. Это упражнение требует, с одной стороны, большой сосредоточенности на происходящем, с другой – гибкости мышления, быстрой переработки информации и поиска различных способов выражения.

7.               Участники группы бросают мяч друг другу по кругу. Бросающий называет одно из трех слов: «Воздух», «Земля», «Вода». Тот, кто ловит, должен проговаривать название птицы на слово «Воздух», название рыбы на слово «Вода», название животного на слово «Земля». Упражнение должно проводиться динамично.

8.               Каждый участник группы должен определить для себя человека, который его любит или когда-то любил. В своем внутреннем воображении он должен как можно более отчетливее представить этого человека, его внешний облик, характер. Далее необходимо войти в этого человека и стать им. Это упражнение позволяет увидеть себя со стороны глазами любящего человека, увидеть в себе качества, которыми можно восхищаться. Сохраняя такое положительное видение себя, участники тренинга должны вернуться в исходную позицию и сохранить к себе положительное отношение.

9.               Участники тренинга объединяются в тройки, присваивая себе обозначения А, В или С. Тройка должна выработать общее решение

(например, в какой цвет покрасить забор, назначить место встречи, куда поехать отдыхать и т.д.). Но ситуация осложнена тем, что каждый участник лишен одного из каналов восприятия и передачи информации:

-         участник А слепой, но слышит и говорит;

-         участник В глухой, но видит и двигается;

-         участник С не может двигаться и говорить, но видит и слышит.

Для полноты ощущения участники могут завязать глаза, заткнуть уши, привязать себя к стулу и т.д.

10.           Производите счет в прямом порядке (деятельность левого полушария) и одновременно с этим рисуйте на листе бумаги ассоциации, возникающие при прослушивании музыки (деятельность правого полушария).

11.           Производите счет в обратном порядке (деятельность левого полушария) и одновременно с этим складывайте узор мозаики (деятельность правого полушария).

12.           Возьмите в каждую руку по карандашу и перекрестите руки. Рисуйте зеркально-симметричные рисунки на разных листах бумаги одновременно двумя руками.




Упражнение «Рисование плана своего дома»

Во время рисования психолог может давать следующие указания или задавать вопросы:

1.     Отметьте настроение каждой комнаты для вас.

2.     Вспомните запахи, цвета, людей в этом доме.

3.     Была ли там особая комната, где люди собирались вместе?

4.     Где семья принимает гостей?

5.     Были ил комнаты, куда вы не могли входить?

6.     Было ли у вас отдельное место в этой комнате?

7.     Каким было окружение (окрестности, соседи) этого дома, было оно подходящим или нет?

8.     Чем обычно занимались в этом доме: попробуйте услышать типичные слова, которые произносились членами семьи?

9.     Где тебе было хорошо в доме, твое любимое место?

По окончании рисования находим партнера, кого бы ты пригласил в путешествие по дому? Ведется обсуждение.






















Приложение №4

«Острова» (на осознание своих границ):


Каждый придумает себе остров, даст ему название, границы можно делать из того, что здесь увидите… стулья, кресла, вот ленточки…

Посмотрите какие у вас острова вокруг. Нравится? Теперь представьте, что нужно сочинить рекламный ролик, рассказать о своем острове, что можете о нем сказать? К кому вам хотелось бы в гости попасть, а кого хотели бы пригласить в гости на остров к себе? Как попасть на другой остров? (если границы не соприкасаются, то кругом океан и это сделать нельзя, значит необходимо соприкосновение границ)

Консультантом предлагается 2 варианта расширения границ:

-  завоевать, - путем переговоров.

Если кто-то захочет захватить ваш остров, кого будет легче захватить (смотрят, кто самый беззащитный, у кого открыты границы)?

Можно обсудить что делает животное, когда нарушается его территория?

Упражнение помогает понять, осознать, что у каждого человека должны существовать свои границы, что нужно уважать чужие границы, выработать допустимые пределы, которые человек устанавливает для себя. Также помогает активно взаимодействовать левополушарным и правополушарным членам семьи, т.к. в игре задействованы мыслительный и творческий аспект


Упражнение  «слепить животное»:

Каждый член семьи выбирает себе пластилин того цвета, который нравится, лепить надо с закрытыми глазами.

После того, как слеплено животное , говорится: положите его на ладонь, посмотрите внимательно, задаются каждому вопросы: Кто это? Что нравится в нем, что нет? Это хищник или нет? Чем питается? Что оно любит? Теперь станьте этим (слоником, змеей собакой и т.п.) животным, войдите в него. Тебе нравится быть этим животным (называется животное)?

Психологом предлагается разместить фигурки животных на пространстве стола (покрытой белым листом бумаги). Обращается внимание на их расположение, близость друг другу. Делается пауза. Задается вопрос: как они могут взаимодействовать? Кому-то хотелось бы сказать что-то, пожелать, спросить у другого?

Это упражнение может проводится на семейных консультациях до тех пор, пока не будет найдено и отработано приемлемого для членов семьи – «животных» взаимодействия, общения. Упражнение помогает активизировать правое полушарие головного мозга, помогает косвенным образом улучшить взаимопонимание, разобраться в играемых ролях. Постепенно это упражнение может перейти в игровую семейную терапию.






Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.